Preview

Медицинская психология в России

Расширенный поиск

Научный журнал «Медицинская психология в России» публикует оригинальные статьи по актуальным проблемам психологии в медицинской практике.

Главная цель издания — создание научной площадки, в рамках которой специалисты смогут обсуждать актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований в области медицинской (клинической) психологии в России.

Научно-редакционный совет сетевого научного журнала «Медицинская психология в России» руководствуется в своей работе международными этическими правилами научных публикаций, включающими правила порядочности, конфиденциальности, надзора за публикациями, учет возможных конфликтов интересов и др. В своей деятельности редакция следует рекомендациям Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics), Руководству по этике научных публикаций (Publishing Ethics Resource Kit) издательства Elsevier и, в частности, Кодексу этики научных публикаций, разработанному и утвержденному Комитетом по этике научных публикаций (www.publicet.org/code).

Текущий выпуск

Том 16, № 4 (2024)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

2-9 165
Аннотация

В статье представлены результаты пилотажного исследования, целью которого было установить взаимосвязи личностных качеств женщин, когнитивных особенностей и стратегиями совладания при угрозе здоровью, а именно развития рака молочной железы. В исследовании приняли участие 30 женщин, с доброкачественными новообразованиями в груди, проходившие обследование в маммологическом центре МКНЦ им. Логинова в Москве. Все участницы исследования с высшим образованием, с детьми, 24 из них замужем и 6 в разводе. При качественном анализе выделены следующие результаты: 26 женщин, определили трудную жизненную ситуацию в отношении здоровья и обследования в маммологическом центре. В частности, «сложно находиться в неведении и ожидании результатов обследования», «удаление фиброаденомы», «тревога и сопутствующие ей страхи, например, страх смерти». 4 участниц назвали трудную жизненную ситуацию в отношении семьи и работы. Для получения эмпирических данных использовались опросные методы. С целью обработки и анализа полученных данных применялась программа SPSS 24 (Коэффициент корреляции Спирмена). В результате корреляционного анализа, были выявлены сильные положительные взаимосвязи по шкале Чеддока между активным копингом и нарциссизмом, а также поиском инструментальной поддержки и контролем мыслей. В том числе были выявлены высокие корреляционные взаимосвязи личностных характеристик и когнитивных особенностей, таких как садизм и контроль мыслей, открытость новому опыту и когнитивной несостоятельности, психопатия и позитивные убеждения. Корреляция значима на уровне 0,01.

10-21 144
Аннотация

Исследование обусловлено необходимостью разработки способов улучшения качества жизни в период старения. Цель исследования: изучение параметров образа жизни в связи со стереотипами о здоровье в контексте старения. Выборка составила 139 человек в возрасте 45–68 лет, 23,7%– мужчины, 76,3% – женщины. Методики: опросник «The Ageing Perceptions Questionnaire» (APQ) (Barker et al., 2007); анкета «Здоровое старение. Модель путей показала вклад параметров образа жизни в представление о старении в части стереотипов о здоровье. Понимание вклада образа жизни в планирование здорового старения способствует осознанию связи между изменениями здоровья и старением через включение в образ жизни компонентов, направленных на укрепление здоровья, но это не исключает стереотип-зависимой связи между здоровьем и старением. Результаты свидетельствуют о необходимости коррекции стереотипных убеждений о старении посредством повышения осознанности образа жизни, то есть понимания ответственности за свою жизнь и планирования собственного будущего таким образом, чтобы компоненты, включенные в образ жизни, способствовали здоровому старению в будущем. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта «Футуризация старения как ресурс сохранения качества жизни в пожилом возрасте» (№ 22-28-00869).

22-34 113
Аннотация

Cтатья посвящена организации психолого-педагогического сопровожденич детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, имеющих психические нарушения, с учетом медицинских аспектов проблемы. Освещена проблема школьной дезадаптации учеников с клинической и психолого-педагогической точек зрения.
В представленной научной работе авторы описывают основные проблемы обучающихся: нарушения формирования школьных навыков, ГРДВ (гиперкинетическое расстройство с дефицитом внимания или СДВГ – в медицинской практике), аутизм, нарушения поведения, вызывающее оппозиционное расстройство. Подробно освещены виды коррекционной и консультационной, лечебной помощи при этих видах психопатологии.
Авторы настаивают на том, что оптимальное обучение данной категории детей возможно только при условии комплексного подхода в диагностике и медико-психологопедагогическом сопровождении, оказании своевременных лечебных и коррекционных воздействий.

35-44 118
Аннотация

Статья посвящена проблеме детско-родительских отношений у ребенка школьного возраста с аллергическим заболеванием (атопический дерматит, поллиноз и др.). Цель исследования – изучить особенности детско-родительских отношений в семьях с детьми младшего школьного возраста с аллергическим заболеванием. Выборку составили 120 человек: 30 пар «мать-ребенок»: 30 детей возраста от 7 до 12 лет с аллергическими заболеваниями, пациенты дневного стационара отделения аллергологии и 30 матерей и 30 пар «мать-условно здоровый ребенок». Получены результаты исследования детско-родительских, детско-материнских отношений в семьях с детьми с аллергическими заболеваниями, определен преобладающий стиль воспитания, степень надежности привязанности ребенка к матери, особенности психоэмоционального состояния ребенка, а также его отношение к значимым близким. Детско-родительские отношения матери и ребенка с аллергическим заболеванием младшего школьного возраста характеризуются преобладанием гиперопекающего стиля воспитания, выраженным компенсаторным поведением ребенка, условно надежной привязанностью.

СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

45-53 121
Аннотация

В условиях быстро меняющегося мира и постоянно растущих требований к образовательному процессу, психологическая устойчивость студентов становится важным фактором для успешного обучения и личностного развития студентов. В данной статье автор рассматривает основные компоненты психологической устойчивости, такие как стрессоустойчивость, адаптивность и эмоциональная регуляция, и ее влияние на академическую и социальную жизнь современных студентов. Автор также рассматривает основные методы и стратегии, способствующие развитию психологической устойчивости, включая когнитивно-поведенческие техники, развитие навыков саморегуляции и поддержание здорового образа жизни. Особое внимание уделяется роли образовательных учреждений в создании благоприятной среды для укрепления психологической устойчивости студентов.

МАСТЕРСКАЯ ПСИХОЛОГА - ПРАКТИКА

54-63 122
Аннотация

В статье рассматривается технология психологической помощи несовершеннолетним жертвам инцеста в формате дистанционного консультирования на телефоне доверия. Представлены основные понятия, особенности и последствия инцестного взаимодействия для психики ребёнка, предложены варианты концептуализации таких обращений на телефоне доверия, сформулированы основные принципы консультирования данной категории абонентов, анализируются различные мишени, которые важно учитывать при проведении антикризисных интервенций, освящены особенности взаимоотношений между абонентом и консультантом при травме инцеста. Уделяется внимание вопросу эмоциональной стабильности консультанта, а также даются рекомендации по сопровождению абонента, недавно подвергшегося сексуализированному насилию.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.