Preview

Медицинская психология в России

Расширенный поиск

Научный журнал «Медицинская психология в России» публикует оригинальные статьи по актуальным проблемам психологии в медицинской практике.

Главная цель издания — создание научной площадки, в рамках которой специалисты смогут обсуждать актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований в области медицинской (клинической) психологии в России.
Журнал включён в Единый государственный перечень научных изданий (ЕГПНИ) — «Белый список» — 3 уровень

Единый государственный перечень научных изданий создан в целях оценки публикационной активности при публикации основных научных результатов диссертаций на соискание учёных степеней и/или результатов научно-исследовательских работ, учитываемых при оценке результативности деятельности научных, образовательных организаций высшего образования, научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава.

Научно-редакционный совет сетевого научного журнала «Медицинская психология в России» руководствуется в своей работе международными этическими правилами научных публикаций, включающими правила порядочности, конфиденциальности, надзора за публикациями, учет возможных конфликтов интересов и др. В своей деятельности редакция следует рекомендациям Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics), Руководству по этике научных публикаций (Publishing Ethics Resource Kit) издательства Elsevier и, в частности, Кодексу этики научных публикаций, разработанному и утвержденному Комитетом по этике научных публикаций (www.publicet.org/code).

Текущий выпуск

Том 17, № 4 (2025)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

2-15 23
Аннотация

Цель исследования: сравнить используемые российскими специалистами методики диагностики психического развития детей младенческого и раннего возрастов.

Материалы: отечественные и зарубежные методики, доступные российскому пользователю из литературных источников и в сети интернет.

Метод исследования: сравнительный анализ.

Результаты: рассмотренные методики различаются по времени публикации и странам происхождения, наличию пересмотров, возрастной направленности, глубине оценки развития. Формы подачи стимульного материала: тестовые задания для ребенка, опросники для родителей, таблицы развития, стандартизированные экспериментальные ситуации. Среднее число оцениваемых одной методикой областей развития составляет пять, при этом чаще всего оценивается развитие речи, моторики и бытовых навыков, реже всего - социальное и эмоциональное развитие. В большинстве случаев информация о проверке на российских выборках психометрических свойств как отечественных, так и переводных методик отсутствует. Для используемых разработчиками показателей развития характерны излишняя многочисленность и рассогласованность; возрастные нормы, приводимые в разных методиках, могут существенно отличаться друг от друга.

Выводы: диагностика психического развития детей младенческого и раннего возраста в России как научная и практическая дисциплина находится в кризисе; используемые в клинической и исследовательской практике методы оценки детского развития не дают надежных результатов. Необходимы радикальные изменения в подходах к разработке и валидации современных российских диагностических инструментов для оценки развития детей младенческого и раннего возрастов.

16-27 14
Аннотация

Исследование является заключительным этапом изучения репродуктивных планов у женщин с раком молочной железы (РМЖ). На предыдущих этапах выявлены социально-психологические факторы, влияющие на изменение репродуктивных планов и сохранение своего здоровья после окончания лечения у женщин с РМЖ. Целью данного этапа исследования является изучение необходимости и направлений психологической поддержки женщин с РМЖ на этапе диагностирования и при принятии решения о сохранении фертильности (СФ). В исследовании приняли участие 106 женщин, использовался специально разработанный для данного исследования опросник. Исследование проводилось на базе АНО Служба «Ясное утро». Результаты исследования показали, что на этапе диагностирования и лечения РМЖ женщины испытывают высокую интенсивность негативных переживаний, и в результате вопросы репродуктивных планов и возможности сохранения фертильности часто вытесняются и остаются не решенными без специально организованной психологической и врачебной поддержки. Полученные данные свидетельствуют о том, что необходимо на обязательной основе включать психологическое сопровождение женщин с РМЖ на этапе диагностирования заболевания и лечения с целью коррекции их репродуктивных планов и возможности участия в программах СФ, в том числе с помощью вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Работа психолога должна быть также включена в коммуникационный процесс пациенток с врачами онкологами и репродуктологами, что поможет снять с врачей часть задачи психоэмоциональной поддержки пациентов и выработать адаптивное поведение пациенток и врачей в сложившихся обстоятельствах.

28-37 10
Аннотация

На основе современных нормативных правовых актов, определяющих содержание комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, представлен анализ проведения реабилитационных мероприятий, ориентированных на подростков, имеющих психические нарушения и расстройства. Целью работы является демонстрация практических возможностей экспериментально разработанной технологии А.Р. Лурия для психологической коррекции различных поведенческих и эмоциональных нарушений детей-инвалидов, имеющих ментальные нарушения и относящихся к целевой реабилитационной группе (ЦРГ) №1, в реабилитационном процессе. В статье использовались методы теоретического анализа научных источников по проблеме комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, а также российские нормативные правовые документы, регламентирующие проведение реабилитационных мероприятий. Ведущим методом, опирающимся на имеющийся у автора опыт проведения комплексной реабилитации инвалидов в ГАУ «Областной центр реабилитации инвалидов», выступает включенное наблюдение за функционированием медицинских психологов, членов междисциплинарной реабилитационной команды, оказывающих социально-психологические услуги подросткам с ЦРГ 1. Представлено описание трех типичных случаев психологической коррекции различных поведенческих и эмоциональных нарушений детей-инвалидов с применением технологии, экспериментально разработанной А.Р. Лурия. На основе описанной коррекционной работы делается вывод о том, что обучение ребенка умению справляться с дезадаптивными моделями поведения, снижение зависимости от влияния негативных факторов окружающей среды на основе методологии, заложенной в культурно-исторической психологии, демонстрирует эффективность и результативность данной школы.

ПАТО- И НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

38-46 19
Аннотация

Целью исследования выступило изучение влияния биохимических и процессуальных характеристик заболевания на нейропсихологический статус детей с сахарным диабетом 1 типа.

Материалы и методы: был проведен сбор данных анамнеза пациентов (уровень HbA1c на момент диагностики, продолжительность и возраст манифестации заболевания), далее использовалось комплексное нейропсихологическое обследование высших психических функций, затем количественная от 0 до 3 баллов и качественная оценка данных (по Ж.М. Глозман) нейропсихологического обследования (по А.Р. Лурия). Для изучения взаимосвязи между различными параметрами применялся коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена.

Результаты: Процессуальные характеристики в виде продолжительности течения заболевания и раннего возраста манифестации сахарного диабета 1 типа оказывали влияние в виде снижения памяти, внимания, нарушение праксиса, дефицит интеллектуальных и пространственных функций. Биохимическая характеристика заболевания в виде уровня гликированного гемоглобина (HbA1c) на момент исследования оказывала существенное влияние на скорость выполнения психологических методик, а также на функции памяти и внимания.

Выводы: было обнаружено отрицательное влияние процессуальных и биохимических характеристик заболевания на когнитивную деятельность у детей с сахарным диабетом 1 типа.

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

47-51 10
Аннотация

Беременность и роды – критические ситуации. Грамотная организация психопрофилактики способствует конструктивному преодолению кризиса, что благоприятно сказывается на течение беременности, родов, здоровье новорожденного, на укрепление супружеских отношений. Приведены причины низкой эффективности психопрофилактики, показаны возможности ее повышения при определении приоритетных целей.

52-58 21
Аннотация

В статье представлены результаты изучения материнского отношения к ребенку раннего возраста в связи с личностными характеристиками и опытом собственных детско-родительских отношений женщины. В исследовании приняли участие 40 женщин, средний возраст матери 34,5 года, средний возраст ребенка 26,5 месяцев. Использовались: Шкала материнской привязанности к ребенку в постнатальный период (J.Condon, 1998), Опросник детско-родительского взаимодействия, ОДРЭВ (Е.И. Захарова, 1997), Тест отношений матери, ТОМ (В.О. Аникина, М.Е. Блох, С.С. Савенышева, И.В. Грандилевская, 2021), Биографический опросник BIV, (Bottscher, Jager, Lischer, 1976), Опросник привязанности к маме в детстве (модификация Н.В. Матушевской, 2005). Результаты: в целом, исследуемая группа женщин характеризуется положительными характеристиками материнского отношения и взаимодействия со своими детьми раннего возраста. При этом, женщины, демонстрирующие неоптимальный тип материнского отношения, достоверно чаще оценивают свой опыт детско-родительских взаимоотношений как более неудовлетворительный и тревожный в сравнении с женщинами, имеющими оптимальный тип материнского отношения. Анализ взаимосвязей показал, что чем выше у матери неуверенность в себе, трудности в оценке и поддержании социальных контактов, низкая устойчивость к стрессовым нагрузкам, тем ниже показатели постнатальной привязанности, что в свою очередь снижает качество взаимодействия с ребенком.

СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

59-68 14
Аннотация

Адаптироваться к воздействию на личность психической травмы позволяют психологические ресурсы, к которым относится широкий спектр внутрипсихических феноменов, таких как копинг-ресурсы, механизмы психологической защиты, локус контроля, самооценка. Выделяют личностные ресурсы, обеспечивающие человеку наиболее высокий уровень функционирования. Если травматическое воздействие выходит за пределы повседневного стресса, в процессе психологического восстановления личность использует возможность перехода на иной, духовный уровень существования, где находит принципиально иную категорию ресурсов выживания и адаптации. Категория духовного, разрабатываемая в литературе, может находить свое применение в практике оказания психологической помощи лицам, пострадавшим от тяжелой психической травмы. Духовный уровень адаптации человека к психической травме предполагает его включенность в реальность более общего порядка, чем индивидуальное существование, ограниченное рамками повседневной жизни. Причастность к метаконструкции идеологического, философского, религиозного плана позволяет личности, выходя за пределы собственной эгоцентрической структуры, опереться на метаценности, более значимые, чем индивидуальные ценности человеческой жизни, в рамках которых психическая травма может быть переосмыслена, утрачивая свое болезненное содержание. При этом формируется иная картина мира, в которой может быть восстановлена разрушенная травмой идентичность и создаются условия для ее посттравматического роста и развития.

69-82 55
Аннотация

Развитие технологий Искусственного Интеллекта (ИИ) привело к их масштабному использованию не только в качестве источника информации, но и эмоциональной поддержки, психологической помощи.

Цель. Анализ способности чат-ботов оказывать помощь в тяжелых жизненных ситуациях, реагировать на потенциально опасные темы, поднимаемые в общении, анализ соответствия советов чат-ботов ответам реальных людей.

Материалы и методы. 5 чатботов: ChatGPT, DeepSeek, Яндекс GPT Pro5, Гигачат, бот из character.ai использовались для анализа ответов на «провокационные» вопросы, позволяющие по косвенным признакам предположить наличие серьезных психологических проблем (риск анорексии, возможные бредовые идеи, суицидальные мысли). Контрольная группа (886 человек - 187 из них имели психиатрический диагноз) и чат-боты выполнили тест «Моральные дилеммы».

Результаты. Ни один из чат-ботов не предложил обратиться к психиатру при возможных психиатрических проблемах. В ситуации возможной «анорексии» все чат-боты советуют обратиться к диетологу, некоторые упоминают психологов, но никто не задает уточняющих вопросов. В ситуации потенциального «бреда», и «суицидального риска» чат-боты перечисляют места, где можно искать единомышленников для «развития бредовых идей», и дают запрашиваемую информацию. В моральных дилеммах кластерный анализ показал, что ответы чат-ботов «осторожны», ближе к людям более старшего возраста, без психических заболеваний.

Выводы. В ситуациях, которые четко не определены и амбивалентны, чат-бот может «не распознать» опасность ситуации, что может приводить к утяжелению состояния обращающегося. В случае психических расстройств, чат-бот может поддерживать бредовые идеи, способствуя кристаллизации бреда. «Фиксация» чат-бота на первоначально заданной теме позволяет обходить ограничения разработчиков на предоставление потенциально опасной или незаконной информации.

83-92 19
Аннотация

В  статье  приведен  обзор  современных  исследований  по  буллингу  и  виктимизации школьных  учителей.  Целью  работы  является  анализ  научной  литературы  по  оказанию психотравмирующих  действий  на  учителей  со  стороны  учеников  и  других  участников образовательного  процесса.  Авторами  представлены  данные  отечественной  и  зарубежной литературы,  свидетельствующие  о  том,  что  не  только  школьники  подвергаются  буллингу  и виктимизации со стороны учителей, а и учителя все чаще подвергаются насилию со стороны учащихся, их родителей, коллег и администрации школы. В обзоре были использованы базы данных РИНЦ, PubMed, Google Scholar.

В  заключение  статьи  автором  предлагается  Ассоциации  исследователей  образования РФ, совместно с Российским психологическим обществом, разработать методику по выявлению буллинга,  виктимизации,  направленного  против  учащихся  и  педагогов,  с  целью  выявления статистических  достоверных  данных  по  распространенности  этих  негативных  явлений  и  их профилактики.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.