Вернуться на главную страницу
Наши авторы
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

В ОБЛАСТИ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ МГППУ

 

Сафуанов Ф.С., Дворянчиков Н.В. (Москва)

 

Сафуанов Фарит Суфиянович

член редколлегии журнала «Медицинская психология в России»;

– доктор  психологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической и судебной психологии факультета юридической психологии МГППУ.

    E-mail: safuanovf@rambler.ru

 

 Дворянчиков Николай Викторович

– кандидат психологических наук, декан факультета юридической психологии МГППУ.

    E-mail: dvorian@gmail.com

 

 

Факультет Юридической психологии МГППУ, за время, прошедшее с момента его образования в 2004 г., доказал свою необходимость, эффективность и потенциал в качестве образовательной структуры, готовящей специалистов в области юридической психологии. Об этом свидетельствуют достаточно высокий конкурс поступающих на факультет абитуриентов, хорошая успеваемость студентов, их активность в практической и научной работе, участие в научных конференциях, успешность выпускников на государственных экзаменах и приемных экзаменах в аспирантуру, востребованность выпускников факультета в различных сферах психологической практики.


 

С 2007 года на факультете открыта выпускающая кафедра клинической и судебной психологии и начат набор студентов на очную форму обучения по специальности «Клиническая  психология» (2008-2009 учебный год). Кафедра является выпускающей (осуществляет самостоятельный набор студентов), готовит специалистов и магистров. Подготовка специалистов по специальности «Клиническая психология» проводится в соответствии со Стандартом высшего профессионального образования по специальности «Клиническая психология» по направлению «Психология». Первый выпуск специалистов состоится в 2013 г. (прием 2008 г.).

Подготовка магистров проводится по направлению «Психология» по образовательной программе «Юридическая психология: судебно-экспертная практика» (совместная программа с Пловдивским университетом им. Паисия Холендарского, Болгария), руководитель – проф. Сафуанов Ф.С. Начало обучения по программе – с октября 2010 г., первый выпуск предполагается осуществить в 2012 г. Программа магистратуры междисциплинарного типа «Юридическая психология: судебно-экспертная практика» направлена на подготовку специалистов широкого профиля, работающих на стыке психологии, психиатрии, уголовного и гражданского права, способных  решать исследовательские задачи и выступать как в качестве сотрудников учреждений здравоохранения (медицинских психологов), так и сотрудников правоохранительных органов, учреждений иных ведомств, привлекаемых в силу их должностных обязанностей или потребности судебно-следственных органов к профессиональной деятельности в роли судебного эксперта, специалиста (как процессуальной фигуры с определенными законом правами и обязанностями) или консультанта.


 

Цель создания и дальнейшего развития кафедры клинической и судебной психологии заключается в подготовке клинических психологов, специализирующихся в области судебно-психологической экспертизы. В результате обучения они должны овладеть теоретическими знаниями и практическими технологиями  (психодиагностической, экспертной, консультативной, психопрофилактической и психокоррекционной), необходимыми для решения различных задач, возникающих в клиниках различного профиля, а также в деятельности различных силовых структур и ведомств.

Следует отметить, что выпускающая кафедра Клинической и судебной психологии является базовой и расположена на базе ГНЦССП им. В.П.Сербского. На основе действующего с 2008 договора предусмотрены взаимные обязательства по совместной организации, совершенствованию и обеспечению учебного процесса, эффективному использованию кадровых, материальных, финансовых ресурсов и научного потенциала МГППУ в составе кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии и Центра. Научно-исследовательская работа кафедры естественным образом переплетается с научно-исследовательской деятельностью лаборатории судебной психологии (рук. – проф. Сафуанов Ф.С.), в рамках которой наработано множество разработок по следующим направлениям:

А) Проблемы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ) в уголовном процессе – разработка критериев судебно-экспертной оценки общественной опасности для себя и окружающих у лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; соотношение совладающего поведения и механизмов психологической защиты в генезе аффективных преступлений обвиняемых с пограничной психической патологией; клинико-психологическая судебно-экспертная оценка регуляции противоправных действий у лиц с патологией сексуального влечения (парафилией); психологические аспекты профилактики общественно опасных действий лиц с выраженными психическими расстройствами.

Б) Проблемы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в гражданском процессе – разработка клинико-психологических теоретических, методологических и организационно-правовых основ КСППЭ по делам о недействительности сделок с «пороком воли», по делам о возмещении морального вреда, по делам, связанным с защитой интересов ребенка.

В) Методология профессиональной деятельности психолога как специалиста в различных процессуальных действиях – опрос с использованием полиграфа, создание психологического портрета предполагаемого преступника, психология опознания и пр.

Одним из приоритетов в области образовательной деятельности кафедры клинической и судебной психологии является создание и развитие системы управления качеством, гарантирующей высокий уровень подготовки выпускников.

Заведующим выпускающей кафедрой Клинической и судебной психологии факультета юридической психологии МГППУ является доктор психологических наук, профессор Ф.С. Сафуанов. Он руководит Лабораторией судебной психологии в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Кроме того, он является членом Диссертационного совета при Факультете психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Ученого совета Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Ученого совета Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте России, Проблемного совета по медицинской психологии Московского научно-исследовательского института психиатрии, Проблемного совета по судебной психиатрии Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Ф.С. Сафуанов является куратором циклов тематического усовершенствования для медицинских психологов системы Минздравсоцразвития РФ (преимущественно для сотрудников судебно-экспертных учреждений), ежегодно (с 1993 г.) проводимых на базе Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, а также состоит в редколлегии журналов «Психологические исследования» и «Юридическая психология».  Автор более 170 научных работ, 2 монографий, 10 учебных пособий и руководств. Учебное пособие «Медицинская и судебная психология. Курс лекций» под редакцией Т.Б. Дмитриевой и Ф.С. Сафуанова (М.: Генезис, 608 с.) с 2004 г. выходит уже третьим изданием и рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии.

Профессором кафедры Клинической и судебной психологии факультета юридической психологии МГППУ также является доктор медицинских наук, профессор Положий Б. С., руководитель Отдела экологических и социальных проблем психического здоровья ГНЦССП им. В.П. Сербского, профессор кафедры социальной и судебной психиатрии Московской медицинской академии им.  И.М. Сеченова. Автор более 300 научных работ, в том числе, 15 руководств и монографий. Подготовил 28 докторов и кандидатов наук по психиатрии. Член Президиума Правления Российского общества психиатров, член секции эпидемиологии и социальной психиатрии Европейской ассоциации психиатров, Почетный член Немецкой академии психоанализа, заместитель председателя Диссертационного совета и председатель Проблемного совета по клинической и социальной психиатрии ГНЦССП им. В.П. Сербского, член редакционных коллегий «Российского психиатрического журнала» и ряда других профессиональных изданий.

Профессором кафедры Клинической и судебной психологии также является Дворянчиков Н.В. кандидат психологических наук, доцент, декан факультета юридической психологии.  Научная биография опубликована в сборнике "Who's Who in Science and Engineering 2002-2003", Marquis, 6-th Ed. (2002). Автор более 120 опубликованных работ, в том числе 3 монографии (в соавторстве), член редакционной коллегии журнала «Юридическая психология».

Для преподавания дисциплин специализации привлекаются ведущие специалисты в области клинической психологии:

Профессор, кандидат психологических наук Ениколопов С.Н. заведующий кафедрой криминальной психологии МГППУ, руководитель Отдела клинической психологии НЦПЗ РАМН, Член правления Московского отделения Российского Общества Психологов, член правления Российского общества психиатров, член правления Ассоциации детских психиатров и психологов, член Российской криминологической ассоциации, член Международного общества по изучению агрессии (ISRA).

Профессор,  доктор психологических наук, Дозорцева Е.Г., заведующая кафедрой юридической психологии факультета юридической психологии МГППУ, руководитель Лаборатории психологии детского и подросткового возраста ГНЦССП им. В.П. Сербского. Является членом Европейской ассоциации психологии и права (EAPL) и Европейской ассоциации детской и подростковой судебной психиатрии, психологии и смежных профессий (EFCAP)

Доктор психологических наук, профессор кафедры юридической психологии факультета юридической психологии МГППУ Филонов Лев Борисович, Член Ассоциации содействия международной академии наук. Кандидат психологических наук, профессор кафедры юридической психологии факультета юридической психологии МГППУ.

 Дебольский Михаил Георгиевич, один из организаторов психологической службы ФСИН России и ее  руководитель (2000–2009г.г.), автор более 150 работ, в том числе соавтор ряда современных  учебников и учебно-методических пособий по юридической и социальной психологии. Является вице-президентом Общества психологов силовых структур, членом Координационного совета по социальной, психологической и воспитательной работе с осужденными ФСИН России, Экспертного совета НИИ ФСИН России, редколлегии журнала «Прикладная юридическая психология».

Руководитель и сотрудники кафедры активно вовлечены в работу с заинтересованными сторонами (работодателями, партнерами и другими организациями).

Так, руководитель кафедры клинической и судебной психологии активно участвует в изучении и удовлетворении потребностей и пожеланий работодателей, партнеров кафедры и заинтересованных сторон.  Кафедра поддерживает тесные научные связи с Государственным научным центром социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации, Академией МВД, Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минюсте России, что создает условия для реализации совместных научно-исследовательских и практических проектов в рамках актуальных проблем юридической психологии.

Кафедра клинической психологии, согласно договору с ГНЦССП им. В.П. Сербского осуществляет многоплановое научно-практическое сотрудничество и взаимодействие в организации учебного процесса при подготовке специалистов. Лаборатория судебной психологии имеет большой опыт взаимодействия с государственными судебно-экспертными учреждениями разных ведомств в России и ближнем зарубежье (Литва, Казахстан, Белоруссия).

Руководитель и сотрудники кафедры активно содействуют процессам улучшения качества подготовки выпускников. Так, в ходе реализации инновационного проекта  (2007-2008) была произведена закупка новейшего оборудования, которая позволяет проводить занятия по дисциплинам специализации с новейшим программно-информационным обеспечением, соответствующим современным требованиям. К примеру, при планировании занятий по дисциплине «Введение в юридическую психологию» используется Специальный  программный комплекс компьютерного психосемантического анализа (АПК КПСА) Mind Reader (детектор лжи без полиграфа). В рамках «Практикума работы на полиграфе» студенты могут овладевать навыками практического использования ПКП «Диана-01-Профи» (полиграф с полным комплектом дополнительных модулей). 

При проведении лекционных курсов используются мультимедийные презентации, разработанные преподавателями кафедр.  Аппаратура компьютерного класса используется не только в регулярных занятиях по учебному расписанию, но и для обсчёта результатов экспериментов и исследований (Психодиагностическая компьютерная система Psychometric Expert), с использованием современных компьютерных пакетов статистической обработки информации STATIST.

Политика и стратегия в области качества подготовки выпускников

Сотрудниками кафедры Клинической и судебной психологии проводится работа по определению существующих и будущих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики и стратегии, реализуется сбор и обобщение информации для определения рынка труда, где предстоит работать выпускникам.

1.                  Рынок труда, по экспертным оценкам,  охватывает специалистов по медицинской психологии как системой Минздравсоцразвития  так другими ведомствами – в целом не менее 20 тысяч рабочих мест для России. Количество выпускающихся в стране специалистов явно не удовлетворяет запросам практики.

2.                  В соответствие со специализацией кафедры клинической и судебной психологии, согласно приказу Минздрава от 19.05.2000 № 165, в судебно-психиатрических экспертных учреждениях количество медицинских психологов, задействованных в производстве судебной экспертизы, приравнивается к количеству судебно-психиатрических экспертов  (не менее 1200 ставок). Кроме того, в экспертных учреждениях Минюста России прослеживается очевидная нехватка судебных психологов экспертов (из 50 СЭУ только в 20 имеются практикующие психологи-эксперты и в большинстве из этих 20 – имеют только одного эксперта-психолога)

3.                  Следует отметить, что компетенции формируемые у выпускников по специальности Клиническая психология очень востребованы у психологов, занимающихся психодиагностикой, психопрофилактикой и клинико-психологической реабилитацией в различных ведомствах (в первую очередь, в силовых структурах) .

4.                   Следует отметить, что подготовка,  проводимая по кафедре клинической и судебной психологии, позволит выпускникам работать как медицинскими психологами в психиатрии, неврологии, соматической клинике, так и в экспертных должностях, а также  психологами в различных ведомствах и учреждениях не медицинского профиля, когда знания, навыки и умения по медицинской психологии могут иметь существенное значение при решении профессиональных вопросов.

Таким образом, результатом проведенного руководством кафедры анализа явилось понимание и предвидение потребностей и ожиданий как работодателя,  общества и других заинтересованных сторон, что позволило начать разрабатывать стратегию развития в рамках специальности «Клиническая психология» специализации «Клиническая психология в экспертной практике», а в перспективе возможна специализация по «Клинической психологии в ювенальной юстиции» и «Клиническая психология в пенитенциарной практике».

Изучение потребностей в выпускниках лежит в основе разработки стратегии плана набора на новый учебный год и открытия новых магистерских программ. Кафедра  активно развивает различные формы взаимодействия с работодателями: в рамках учебных практик, при решении задачи трудоустройства, при проведении научно-методических конференций, при реализации совместных НИР и НИРС.

Определением потребностей в выпускниках и организаций практики занимается Учебно-производственная лаборатория факультета Юридическая психология (руководитель – В.А. Чернушевич). Созданная в 2007 году, она поддерживает контакты и договорные отношения с ведущими Московскими клиническими организациями и специалистами по профилю подготовки факультета по клинической психологии: ГНЦССП им. В.П. Сербского, Научный Центр Психического Здоровья РАМН, Психиатрическая больница № 24, Детский дом интернат для умственно отсталых детей № 15, СРЦ «Возрождение», Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Красносельский» ЦАО г. Москвы, УФСИН России по г. Москве, Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция №2 УФСИН России, Центр психолого-медико-социальной реабилитации и коррекции «Живые потоки», ГОУ г. Москвы Центр психолого-медико-социального сопровождения «ВЕРА»,  ГУ «Межрайонный Центр «Дети улиц» ЮЗАО.

Учебно-производственная лаборатория обеспечивает распределение студентов на практику, особое внимание уделяя раннему трудоустройству студентов старших курсов, кроме того, оказывается информационная поддержка трудоустройства студентов и выпускников факультета.

Кроме того, в университете существует отдел Содействия трудоустройства выпускников, который  проводит регулярный мониторинг  трудоустройства, собирая сведения о предприятиях и организациях, где работают выпускники Университета, о  функциональных обязанностях, карьерном росте и т.п. Так, реализуется информирование о имеющихся вакансиях, проводится консультирование студентов по вопросам трудоустройства, информирование о возможностях работать в летний период и т.п.

В отношении аккредитационных показателей следует отметить следующее: проведенное самообследование показало, что кафедра клинической и судебной психологии располагает высоким научным потенциалом. Свыше 80% профессорско-преподавательского состава имеют ученые степени и звания.  Все учебные планы и программы соответствуют ГОС ВПО по специальности Клиническая психология. Процент учебных дисциплин основных образовательных программ, обеспеченных УМК – 100 (критерий – 100%);

В настоящий момент в открытой в 2009 г. аспирантуре факультета по специальности «Юридическая психология» проходят обучение 2 аспиранта кафедры, на кафедре выполняется одна докторская диссертация. В ближайшей перспективе – открытие диссертационного совета по специальности 19.00.06 Юридическая психология (психологические науки). 

Качество работы профессорско-преподавательского состава кафедры оценивается путем сплошного рецензирования  учебно-методических материалов по инновационным технологиям обучения, проведения анализа результатов научной работы преподавателей, повышения квалификации, достижений в профессиональной деятельности; опроса студентов и др.

Качество учебных планов по специальностям (направлениям подготовки).

Для оценки качества знаний обучающихся в течении последних четырех лет в Университете введена практика внешнего контроля путем организации сплошного интернет-тестирования остаточных знаний обучающихся с использованием интернет-портала.

Качество организации воспитательной и внеучебной работы

Ученым советом факультета  разрабатывается «Концепция профессионального самоопределения студентов» и «План воспитательной работы со студентами»

Ведется активная работа по повышению  мотивации студентов к будущей профессиональной деятельности. Она включает в себя формулирование воспитательных задач учебной дисциплины в программе и ее реализацию в ходе учебного процесса, проведение научных конференций, профессиональных конкурсов, олимпиад, выставок, проведение интеллектуальных игр.

Активно разрабатывается направление спортивной работы и пропаганды здорового образа жизни, включающее в себя профилактику различного рода зависимостей и  правонарушений. Так, планируется организация и проведение мероприятий по профилактике наркозависимости, участие в спортивных мероприятиях Университета, а также диспансеризации студентов.

Кроме того, планируется участие студентов в конференциях, семинарах и других мероприятиях, касающихся воспитательной работы и молодежной политики, проводимых внешними организациями. Так, студенты кафедры принимали участие в конференции «Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде» (сентябрь 2009), в Параде московского студенчества, в подготовке мероприятия «Психологические баталии» памяти А.Н.Леонтьева.      

Результаты самообследования показывают, что все лицензионные требования по кадровому и учебно-методическому обеспечению учебного процесса Университетом выполняются.

Для изучения мнения персонала и обучающихся применяются такие методы как обмен мнениями, организуемый на университетском сайте и студенческом форуме, проводится анкетирование обучающихся.

С целью совершенствования работы с обучающимися сформирован институт кураторов в составе 8 преподавателей, главной задачей которых является осуществление контроля за качеством успеваемости обучающихся. Кураторы также привлечены к проведению Факультетского конкурса «Педагогический дебют – 2009»,  к организации «Психологического брейн-ринг» между 2,3,4 курсами,  руководят выпуском тематических газет «За здоровый образ жизни», проводят встречи со студентами «кураторские часы»  по профилактике вредных привычек (профилактика наркомании и алкоголизма), по «Символике МГППУ», по «Правилам поведения студентов в МГППУ»,  по «Уставу МГППУ». Кроме того кураторы привлечены к следующим мероприятиям: «Посвящение в первокурсники», «Новогодний вечер», «День студента», «День рождения факультета Юридическая психология».

Руководством кафедры организовывается общение между преподавателями, сотрудниками, руководителями и обучающимися. Так в целях активизации общения между преподавателями и обучающимися и повышения качества образования предусмотрены еженедельные консультации ведущих преподавателей кафедр для студентов всех форм обучения по учебным и научно-исследовательским вопросам.

Основные образовательные программы в Университете реализуются с применением в учебном процессе современных образовательных технологий, которые позволяют активизировать познавательную деятельность студентов, улучшить качество изучаемого материала. Применяются такие формы занятий, как мастер-классы, деловые игры, видеотренинги, лекции-беседы, семинары с элементами конференций, подготовка и защита самостоятельно выполненных творческих заданий. Усилена языковая подготовка студентов. Студенты используют возможности мультимедийных проекторов для защиты курсовых и выпускных квалификационных работ, при выступлениях на научных конференциях.

Кафедра Клинической и судебной психологии способствует укреплению сотрудничества с ключевыми российскими и зарубежными партнерами и учреждениями, что  является одним из приоритетных направлений развития системы менеджмента качества, так как это непосредственно связано с повышением качества подготовки специалистов в условиях открытой экономики. В частности, кафедра КСП активно сотрудничает с Пловдивским Университетом им. П. Халендарского, с факультетом психологии Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, с Московским Государственным Гуманитарным Университетом им. М.А.Шолохова, кафедрой Социальной и Судебной психиатрии факультета последипломного образования ММА им Сеченова, учебно-методическим отделом ГНЦСиСП им. В.П. Сербского, факультетом Клинической психологии  Российского Государственного Гуманитарного Университета, кафедрой военной и юридической психологии Южного Федерального Университета,  Академией управления МВД.

Научное сотрудничество осуществляется с ГНЦССП им. В.П. Сербского, с Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минюсте России, с Институтом криминалистики ФСБ.

Практическое сотрудничество кафедры Клинической и судебной психологии реализуется с ГУВД г. Москвы, ГУ ФСИН, а также со всеми базами практик факультета.

Указанные учреждения обеспечивают студентам условия для приобретения практического опыта работы по выбранной специальности и позволяет руководителям учреждений в перспективе отобрать наиболее грамотных и квалифицированных специалистов.

Профессорско-преподавательский состав и сотрудники различных подразделений и групп участвуют в разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, в разработке основных (базовых) и рабочих учебных планов, так, проф. Ф.С. Сафуанов является одним из разработчиков Проекта Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302.65 Клиническая психология, он же постоянно участвует в разработке нормативно-правовых  документов Минздравсоцразвития России, что позволяет координировать содержание компетенций выпускаемых специалистов  в соответствии с требованиям работодателя.

Кроме того, управление процессами обеспечения качества подготовки выпускников включает в себя мониторинг процессов как обязательное требование системы менеджмента качества. Он планируется на регулярной основе с привлечением разных категорий работников и обучающихся. В ходе мониторинга будет осуществляется сбор информации и анализ ее на соответствие установленным критериальным значениям (стандартам). Система мониторинга процесса подготовки кадров по специальности Клиническая психология будет включать в себя:

- мониторинг «на входе», осуществляемый в виде контроля за разработкой программ вступительных испытаний, выполнения правил приема в Университет, анализа результатов вступительных испытаний, а также путем участия руководителей факультетов в работе приемной комиссии, проведении «Дней открытых дверей»;

- постоянный мониторинг рынка труда и изменяющихся требований работодателей к профессиональным компетенциям клинических психологов, по результатам которого актуализируется данная образовательная программа;

- мониторинг «на выходе», осуществляемый на основе контроля за разработкой программы государственной итоговой аттестации выпускников в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности Клиническая психология с запросами работодателей в лице тех учреждений, которые являются ключевыми в решении различных клинико-психологических задач; контроля за разработкой тематики выпускных квалификационных (дипломных) работ с учетом заявок и пожеланий работодателей и возможным внедрением полученных результатов; контроля за формированием государственных аттестационных комиссий с участием ведущих специалистов-практиков и ходом итоговой государственной аттестации; анализа результатов государственной итоговой аттестации с учетом замечаний и предложений председателей и членов ГАК;

- планируется мониторинг трудоустройства и карьерного роста выпускников программы;

- переход системы образования на принципы Болонского процесса потребовал по-новому оценивать получаемые на выходе результаты обучения и обусловил необходимость не только пересмотра и совершенствования процессов, но и оперативного внесения изменений в некоторые из них. В частности, на кафедре КСП  в настоящее время активно разрабатывается модульная система организации учебного процесса (в магистратуре), планируется система двойного диплома (в рамках международной магистратуры «Юридическая психология: судебно-экспертная практика» совместно с Болгарскими партнерами);

- мониторинг рынка труда позволит вносить изменения в процессы обучения и научных исследований через своевременную адаптацию содержания реализуемых на сегодняшний день программ специалитета и магистратуры, через разработку новых программ магистерского обучения, а также новых программ постдипломного обучения – в первую очередь, повышения квалификации (тематического усовершенствования), формируемых в результате обсуждения с представителями соответствующих учреждений, заинтересованных как в в повышении квалификации психологических служб, так и в формировании психологических компетенций сотрудников, не являющихся по специальности психологами или клиническими психологами. Так, в настоящее время ведутся переговоры с руководством психологической службы ГУВД г. Москвы с целью формирования программ постдипломного образования с учетом реальных потребностей заказчика;

-  мониторинг рынка труда включает в себя также оценку удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников (что будет реализовано в рамках договорных отношений с перечисленными выше учреждениями – работодателями и партнерами), планирование тем и разработка курсовых и дипломных работ по заказу работодателей с дальнейшим внедрением их результатов на практике, участие специалистов-практиков в итоговой государственной аттестации выпускников кафедры.  целенаправленная политика привлечения к образовательной деятельности научных работников – представителей работодателей и представителей отраслевой науки. Потенциальные работодатели могут организовать  проведение экспертных оценок качества подготовки студентов-практикантов, тестирование при приеме на работу;

- кафедра  готова предоставить гарантии качества работодателям (потенциальным и реальным): информацию об академической успеваемости студентов и выпускников с 3 по 5 курсы, рейтинги студентов, итоги внедрения результатов выпускных квалификационных (дипломных) работ в практическую деятельность предприятий и организаций, в том числе выполненных по заданиям потенциальных работодателей;

- при проведении итоговой государственной аттестации  планируется привлечение руководителей крупных учреждений, для осуществления в перспективе привлечения лучших выпускников на работу в свою организацию;

Планируется, что система анализа качества образовательного процесса будет включать в себя такие мероприятия, как мониторинг качества образовательной деятельности, самоанализ, привлечение внешних экспертов к проверке знаний студентов, интернет-тестирование.


 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:61

Сафуанов Ф.С., Дворянчиков Н.В. Система менеджмента качества подготовки специалиста в области клинической психологии на факультете юридической психологии МГППУ. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2009. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

 

В начало страницы В начало страницы