Академик А.А. Ухтомский в период XV Международного
конгресса физиологов (1935)
КНЯЗЬ А.А. УХТОМСКИЙ – СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ, АКАДЕМИК, ФИЛОСОФ
Урываев В.А. (Ярославль)
– член редколлегии журнала «Медицинская психология в
России»;
– кандидат психологических наук, доцент,
докторант Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова,
профессор кафедры общей и социальной психологии Института Дружбы народов Кавказа (г. Ставрополь).
E-mail: ladoyar@mail.ru
Аннотация. В статье излагается биография академика А.А.
Ухтомского в
сопоставлении с эволюцией его учения о доминанте. Многообразие
жизненных событий в судьбе ученого представлено как условие его
глубоких философских обобщений. Подчеркивается неразрывная связь
философии и физиологии в учении А.А. Ухтомского.
Ключевые слова: А.А. Ухтомский, доминанта, дух,
человек, физиология, истина, биопсихосоциальный подход.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Возможно, самый блистательный ум земли Ярославской, Алексей
Алексеевич
Ухтомский, появился на свет в 1875 году в родовом гнезде князей
Ухтомских в селе Вослома, Арефинской волости Рыбинского уезда
Ярославской губернии. Фамилию княжеский род получил в честь земель,
расположенных в районе реки Ухтома, поэтому правильное ударение при
произношении – на первый слог.
Герб рода князей Ухтомских.
Визитная карточка А.А. Ухтомского (из хранилища Мемориального
Дома-музея ак. А.А Ухтомского – http://www.rybmuseum.ru/)
Как пишет сам ученый в своей автобиографии: «В
сентябре 1876
года взят на воспитание теткою (сестрою отца) Анною Николаевной
Ухтомской, которая и была главною воспитательницею и спутницею вплоть
до ее кончины в 1894.
Среднее образование окончил в Нижнем Новгороде, в кадетском
корпусе,
который закончил в 1894 году. Очень глубокое воспитывающее влияние
испытал здесь со стороны превосходного преподавателя и даровитого
математика Ивана Петровича Долбни, впоследствии известного профессора
Горного института» (А.А. Ухтомский Доминанта души, 2000)
В 1888 г. по семейной традиции Ухтомский поступает в
Нижегородский
кадетский корпус им. графа Аракчеева (из хранилища Мемориального
Дома-музея ак. А.А Ухтомского –
http://www.rybmuseum.ru/)
По мнению физиолога И.А. Аршавского, с тех пор у
А.А. Ухтомского возник интерес к личности Н.И. Лобачевского и даже
«стремление физиологически обосновать те представления о
пространстве, какие сложились у великого создателя неэвклидовой
геометрии. Архивные материалы А.А. Ухтомского, посвященные
физиологическому анализу некоторых проблем математики и физики,
представляют собой огромную ценность и, по видимому, должны когда-то
стать достоянием широких масс научной
общественности». (Цит. по Шлюпикова А.В., 1968)
После окончания корпуса родители уговаривали Алексея
Алексеевича
продолжить семейную традицию и не отказываться от военной карьеры, была
договоренность о приеме его в Академию Генерального штаба, но А.А.
Ухтомский поступает на словесное отделение Духовной академии
(находящейся на территории Троице-Сергиевой лавры).
А.А.Ухтомский – слушатель Московской духовной академии.
Фотография
И.Волкова. Россия, г. Москва. Конец XIX в. (из хранилища Мемориального
Дома-музея ак. А.А Ухтомского – http://www.rybmuseum.ru)
А.А. Ухтомский так комментировал свое решение: «Еще
будучи в
корпусе, я был склонен изучать теорию познания, психологию, историю и
языки. В Московской духовной академии преподавал в те годы
знаменитый историк России Василий Осипович Ключевский и другие видные
профессора Московского университета. В академии было хорошо
поставлено преподавание философии, психологии и древних языков. И вот
это-то и определило мое решение поступить учиться в академию, вопреки
воле моих родителей». (Цит. по Меркулову, 1960, С. 178)
Как пишет И. Кузьмичев об А.А. Ухтомском: «Его
влекла
«анатомия человеческого духа, до религии
включительно», интриговали границы метафизики: те рубежи, до
которых мы можем научно думать». Избрав темой диссертации
«космологическое доказательство бытия Божия», он
посчитал верным придерживаться того же «способа и направления
мысли, какой создал науку о природе»». (И.
Кузьмичев «День ожидаемого огня…»
(вместо послесловия) // А.А. Ухтомский «Заслуженный
собеседник», 1997, С. 455)
Дома, занимаясь живописью (воспроизведено из книги
«Интуиция
совести» – СПб., 1996)
Святой Алексий, человек Божий. Конец XIX – начало XX вв.
Согласно имеющимся на сегодняшний день материалам, икона принадлежит
кисти А.А. Утомского (из хранилища Мемориального Дома-музея
ак. А.А Ухтомского – http://www.rybmuseum.ru/)
Известнейший отечественный психолог – Владимир
Петрович
Зинченко – пишет:
«В 1923 году А.А. Ухтомский в контексте рассказа о
доминанте
писал о высшей психической жизни, о душевной работе, в частности о том,
что яркая и живая доминанта в душе держит в своей власти все поле
душевной жизни. Как раз в это время психология в очередной раз потеряла
(отказалась?) душу. И хотя поведение, психология, искусство были
постоянными спутниками А.А. Ухтомского, прямого упоминания об анатомии
и физиологии человеческого духа в опубликованных при жизни работах
ученого не встречается. Видимо, были на то и другие причины.
Возможный ответ на этот вопрос состоит в том, что замысел А.А.
Ухтомского имел своим источником хорошо знакомую ему благодаря
богословскому образованию традицию православной патристики и
исихастской антропологии. В последней особенно детально была
проработана своего рода энергийная проекция человеческого существа и
создан интереснейший концептуальный аппарат для ее описания. В него
входили понятия свободы, динамических и этических установок, телесной,
душевной и умственной доминант, их упорядоченного энергийного единства
и пр.» (Зинченко В.П., 2000b, С. 17)
А.А.Ухтомский с учащимися и преподавателями Братского
реального училища при Никольской единоверческой церкви. Россия, г. Санкт-Петербург.
Начало XX в. (из хранилища Мемориального Дома-музея ак. А.А Ухтомского
– http://www.rybmuseum.ru/)
Ухтомский А., кн. О церковном пении. СПб. 1912. (из хранилища
Мемориального Дома-музея ак. А.А Ухтомского – http://www.rybmuseum.ru/)
До конца жизни А.А. Ухтомский не терял связей с церковью,
придерживаясь
старообрядческого по своему характеру –
«единоверческого» – по своему замыслу – направления
(пытавшегося объединить «старо»-веров и
«ново»-веров). До закрытия Никольской церкви (в
1931 г.) он выполнял обязанности церковного старосты, а после закрытия,
согласно некоторым данным, проводил церковные обряды на дому.
Как пишет Шлюпикова А.В. (1968), преподаватели академии, видя
способности Ухтомского к гуманитарным наукам, надеялись, что он станет
историком, филологом древних языков или исследователем классической
философии. По окончании духовной академии ему предложили поступить в
Кремлевский архив для изучения материалов по старообрядчеству. Но он
отверг все предложения. Его интересы все более и более обращались к
сущности физиологических процессов живого организма. А.А. Ухтомский
решил поступать в университет.
Петербургский университет пользовался заслуженной славой как
один из
наиболее крупных центров научной мысли, в том числе и в области
физиологии, основоположником которой считается И.М. Сеченов,
проработавший в университете 12 лет. Основанную И.М. Сеченовым
физиологическую школу впоследствии возглавил его ближайший ученик Н.Е.
Введенский.
С 1889 года А.А. Ухтомский - студент Петербургского
университета. Но
для того, чтобы стать им, он подавал на «Высочайшее
соизволение» просьбу разрешить сдавать экзамены в
университет: по существующим законам он не мог после окончания Духовной
академии поступить в светское учебное заведение, особенно на
естественное отделение.
Как свидетельствуют документы, еще год А.А. Ухтомский
проучился на
отделении восточных языков (будучи студентом этого факультета, он в
совершенстве овладел еврейским языком, уже седьмым по счету), и только
после это он смог перевестись на естественное отделение университета.
Физиолог Н.Н. Малышев, вспоминая о первом знакомстве с А.А.
Ухтомским
писал: «Вначале сотрудники Н.Е. [Введенского] были очень
удивлены. Зачем нужно было этому студенту, да еще князю, заниматься
физиологией? Но потом наше недоумение быстро рассеялось. Алексей
Алексеевич оказался студентом, имевшим серьезные научные интересы,
очень скромным и простым человеком, отзывчивым и хорошим
товарищем» (В.Л. Меркулов, 1960).
Добавим, при возможности, А.А. Ухтомский посещал так же лекции
В.М. Бехтерева и И.П. Павлова в Военно-медицинской академии.
Н.Е. Введенский и А.А. Ухтомский в физиологической лаборатории
Санкт-Петербургского университета. Россия, г. Санкт-Петербург. 1908 г.
(из хранилища Мемориального Дома-музея ак. А.А. Ухтомского –
http://www.rybmuseum.ru/)
Хотя первые исследования А.А. Ухтомского посвящены вопросам
нервно-мышечной физиологии, в поле зрения его интересов находилась
психология и психиатрия. В письме к А.А.Золотареву он вспоминает, что в
1896 году, еще учась в академии, он полтора месяца прожил в отделении
хроников в Ярославском сумасшедшем доме. В 1898 году, во время болезни
тети, А.А. Ухтомский наблюдал поведение душевнобольных в Рыбинской
больнице. Эту возможность предоставил ему главный врач В.А. Соснин, с
которым А.А. Ухтомский сблизился. Будучи студентом университета, слушал
лекции по паранойе профессора Томашевского, Розенбаха, посещал лекции
по психиатрии и судебной медицине для юристов университета,
присутствовал на демонстрациях больных.
В том же письме к А.А. Золотареву Алексей Алексеевич
изложил
свое мнение по вопросу физиологического механизма одного из
распространенных психических заболеваний – паранойи
(Шлюпикова А.В., 1968).
После смерти профессора Н.Е. Введенского, в 1922 году, А.А.
Ухтомский
стал руководителем кафедры и заведующим физиологической лабораторией
университета. Лаборатория в 1932 году была реорганизована в
физиологический научно-исследовательский институт, директором которого
Алексей Алексеевич оставался до конца жизни (ныне институт носит его
имя).
Академик А.А. Ухтомский среди сотрудников кафедры нормальной
физиологии
3-го Ленинградского медицинского института. СССР, г. Ленинград. 1939 г.
(из хранилища Мемориального Дома-музея ак. А.А. Ухтомского –
http://www.rybmuseum.ru)
Если учением о парабиозе Н.Е. Введенского намечены пути к
пониманию
закономерностей жизнедеятельности отдельных тканей и органов, то учение
о доминанте А.А. Ухтомского намечает пути для понимания природы и
законов жизнедеятельности и физиологического поведения организма в
целом.
В 1932 году, вместе с рядом других ученых-естестовиспытателей
А.А.
Ухтомский стал лауреатом Ленинской премии, в 1935 – по представлению
Ленинградского университета, А.А. Ухтомский был избран в число
действительных членов Академии наук СССР.
А.А.Ухтомский на кафедре физиологии во время лекции в ЛГУ.
СССР, г.
Ленинград. 1935-1938 гг. (из хранилища Мемориального Дома-музея ак. А.А
Ухтомского – http://www.rybmuseum.ru)
Ушел из жизни ак. А.А. Ухтомский 31 августа 1942 года в
блокадном Ленинграде.
А.А.Ухтомский (1875-1942) в последний год жизни, за рабочим
столом.СССР, г. Ленинград. 1942 г. (из хранилища Мемориального Дома-музея ак.
А.А Ухтомского – http://www.rybmuseum.ru)
Как мы видим, полифоничность (многогранность) жизни ученого в
значительной степени предопределила полифоничность (многогранность) его
учения, которое сейчас (особенно после начала публикации серии его
работ по философии, психологии, этике и религии) трудно отнести к
какому-то одному научному направлению (дисциплине).
В этой разносторонности жизненных событий, в этой, на первый
взгляд,
непредсказуемости поворотов жизненного пути, тем не менее, отчетливо
прослеживается (просвечивает) воля человека, захваченного идеей
служения миру (миру природы, миру людей, миру духовных исканий и
просветлений). Вторая особенность – это энтузиазм ученого,
который с интересом и сосредоточенностью стремиться вникнуть в самый
широкий круг проблем, с которыми он встречается. Любопытно, что само
слово «энтузиазм» означает –
«божественное вдохновение»,
«энтузиаст» – переводится как
«исполненный божества» (М. Фасмер, 1973, т. 4, С.
519).
По мнению доктора биологических наук Л.В. Соколовой (2003):
«А.А. Ухтомский с самого начала рассматривал созданный им
принцип доминанты как принцип междисциплинарного значения, признавая
его мощным системообразующим фактором в комплексном научном описании
наиболее сложной живой системы – человека. По сути, А.А.
Ухтомским была разработана стройная концепция человека, раскрывающая
объективные законы его поведения и психики, формирования нравственной и
творческой личности, межличностного общения. Знаменуя собой новый
синтетический подход к природе человека, концепция А.А. Ухтомского было
построена на стыке различных научных понятий: биологии, физиологии,
психологии, философии, социологии и этики.
А.А. Ухтомский произвел поистине качественный скачок в
понимании самой
природы человека, показав неразрывное единство биологического и
социального в человеке. Во взглядах А.А. Ухтомского ярко проявилось
понимание им диалектики взаимоотношений объективного и субъективного,
глубинной общности внешнего и внутреннего, необходимости учета всей
совокупности биосоциокультуральных детерминант развития
человека».
Подчеркнем еще один важный, на наш взгляд момент. По мнению
В.П.
Зинченко (2000а): «Условием научной плодотворности он [А.А.
Ухтомский] считал не только умственный труд, но также и пот при работе
над сердцем своим: «Наука не может пойти плодотворно, пока
внутренняя горница человека не вычищена» [А.А. Ухтомский,
1996, С. 50].
Остается только позавидовать А.А. Ухтомскому. Сегодня по
отношению к
внутреннему миру психологов язык не повернется произнести замечательное
слово «горница». В лучшем случае –
«полуподвал». Внутренняя горница – не
только ум. Необходимо «очищение помыслов». А.А.
Ухтомский спрашивает своего адресата, «… можно ли
сказать, что сердце усваивает правду. Не будет ли это подобная же
односторонность, как если бы мы сказали: уму открывается истина? Истина
открывается деятельному духу, насколько он очищает свое сердце, а затем
ум, т.е. воле, сердцу и уму вместе» [там же, С.
50]».
Как свидетельство обостренного чувства справедливости и
милосердия
ученого, в экспозиции Мемориального Дома-музея хранится копия
сатирического рисунка А.А. Ухтомского в защиту животных, подвергающихся
калечащим манипуляциям в ходе экспериментов. Ученый считал, что
эксперименты на животных оправданы исключительно в научных целях и не
оправданы в случаях, когда животное истязается ради
«демонстрационных», учебных задач. Свое этическое
кредо он изобразил в полушутливой, полусерьезной форме –
поменяв местами экспериментаторов и подопытных.
Сатирический рисунок А.А. Ухтомского в защиту животных,
подвергающихся
калечащим манипуляциям в ходе экспериментов (копия с оригинала,
находящегося в Санкт-Петербурге; из экспозиции Мемориального Дома-музея
ак. А.А Ухтомского)
25 июня 2010 года в Мемориальном Доме-музее ак. А.А.
Ухтомского в
Рыбинске (в выставочном зале Дома музея) состоялось торжественное
заседание, посвященное 135-летию со дня рождения академика А.А.
Ухтомского. Были прослушаны выступления биологов и математиков,
священнослужителей и учащихся, педагогов и философов... Темами докладов
становились и роль русской интеллигенции в жизни российского общества,
и проблема русского характера, и проект космического
телевидения… В ходе заседания Рыбинской инициативной группой
был представлен проект «Программа возрождения земли
Ухтомского».
Реконструкция рабочего кабинета А.А. Ухтомского в
Санкт-Петербурге
(фрагмент экспозиции Мемориального Дома-музея ак. Ухтомского)
Мемориальный Дом-музей ак. А.А. Ухтомского в Рыбинске
Краткая библиография.
Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу
лекций.
Часть 1. Живое Знание (2-е испр. и доп. издание). – Самара:
«Самарский Дом печати, 1998. – 296 с.
Зинченко В.П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (к
125-летию со
дня рождения) // Вопросы психологии, 2000а, №4, С. 79-97
Зинченко В.П. Гипотеза о происхождении учения А.А. Ухтомского
о доминанте // Развитие учения А.А. Ухтомского в современной российской
физиологии и психологии: сб. научных трудов. – СПб., 2000b,
С. 7-21
Меркулов В.Л. А.А. Ухтомский. Очерк жизни и научной
деятельности.
– М.: Изд-во АН СССР, 1960
Соколова Л.В. Развитие учения о биосоциальной природе человека
в трудах
А.А. Ухтомского – Авторефрат дисс…..к.б.н., СПб.,
2003
Ухтомский А.А. Доминанта души: Из гуманитарного наследия.
–
Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000. – 608 с.
Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука.
– Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997. – 576 с.
Ухтомский А.А. Интуиция совести: Письма. Записные книжки.
Заметки на
полях. – СПб.: Петербургский писатель, 1996. – 528
с.
Ухтомский А.А. Собрание сочинений в 6-ти томах – Л.:
ЛГУ,
1950-1962
Шлюпикова А.В. Академик А.А. Ухтомский (1875-1942).
–
Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1968. – 98 с.
Ссылка для цитирования
Урываев В.А. Князь А.А. Ухтомский – священнослужитель, академик, философ.
[Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн.
2010. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 30.06.2010).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка"
(введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] –
дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|