Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Английская версия
Приглашение к публикациям
Все выпуски
журнала
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Болучевская В.В. (Волгоград)

 

 

Болучевская Валентина Викторовна

– кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» преподаватель ГОУ ДПО ВИМПСР.

E-mail: boluchevskaya@yandex.ru,  milakova@list.ru

 

 

 

Аннотация. В работе рассматривается аксиологический аспект процесса профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий; проводится компаративный анализ ценностных ориентаций и социально-психологических установок студентов, обучающихся по специальностям «Клиническая психология», «Социальная работа», «Лечебное дело» и «Учитель».

 

Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, помогающие профессии, ценностные ориентации, социально-психологические установки личности.

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

В настоящее время, в связи с глубокими и быстро протекающими социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, демократизацией и гуманизацией общества, резко возросла значимость помогающих профессий (представителями которой являются врачи, психологи, социальные работники и педагоги) и, соответственно, усилилась потребность в большом количестве профессионалов этих сфер деятельности. В связи с этим, подготовка данных специалистов в вузах приобрела массовый характер. Однако необходимо учитывать, что это те сферы социальной практики, где средством профессиональной деятельности, являются благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни, выступает сама личность специалиста. Поэтому требуется пристальное внимание к особенностям динамики их личностно-профессионального самоопределения.

В самоопределении человек сводит в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о себе самом, определяя смысл своего существования. Профессиональное самоопределение, являясь одним из видов самоопределения личности, представляет собой избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии, ядром которого является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

Данный процесс тесно связан (взаимосвязан) с развитием самосознания, включает формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. В структуре диспозиций личности ценностные ориентации образуют высший уровень предрасположенностей к определенному восприятию условий жизни и поведению в долгосрочной перспективе. Таким образом, ценностные ориентации и установки выступают неотъемлемой внутренней детерминантой процесса профессионального самоопределения.

В ситуации профессионального самоопределения, как ситуации стратегического выбора жизненных (профессиональных, образовательных) альтернатив, личность опирается на систему сложившиеся у нее ценностных ориентаций. Профессиональный выбор, как правило, определяется следующим: системой жизненных ценностей личности (смысл и личностно значимые цели жизни); значимостью профессиональной деятельности как ценности в иерархии жизненных целей личности; содержанием самих профессиональных ценностей (цели, которые человек хочет достичь в своей профессиональной деятельности и средства их достижения) и их иерархией.

Профессия как ценность предполагает значимость для личности содержания ее профессиональной деятельности, достижения успеха в профессии, профессионального продвижения, реализации своего потенциала в сфере профессиональной деятельности и может рассматриваться в двух вариантах: материальном и постматериальном [4]. При господстве системы материальных ценностей профессия имеет значимость скорее как средство достижения материального благосостояния, высоких доходов и др. Для субъектов, ориентированных на постматериальную ценностную систему, более важны другие профессиональные ценности: самореализация в профессии, ценится инициативность и ответственность в профессиональной деятельности.

Реализация потребности в получении профессии для студентов осуществляется через получение соответствующего профессионального образования, в конкретном вузе с учетом конкретных социально-экономических условий. Поэтому ситуацию профессионального самоопределения на этапе принятия решения о выборе будущей профессии можно обозначить рядом выборов и соответствующим им мотивам:

  • выбор уровня учебного заведения – рассматриваются мотивы получения высшего образования (стремление к самосовершенствованию, приобретение социального статуса, интересного круга общения и т.д.);
  • выбор профессии – мотивы профессионального выбора (могут быть как содержательными (внутренняя мотивация) – непосредственно связанные с содержанием профессиональной деятельности, так и сопутствующие (внешняя мотивация) – не связанные с содержанием самой деятельности, но связанные с атрибутами выбираемой профессии);
  • выбор конкретного вуза – мотивы поступления в конкретный вуз (их также целесообразно разделить на содержательные (внутренние) и сопутствующие – связанные с внешними, формальными характеристиками вуза, такими как условия приема, престижем вуза и др.).

Вышеперечисленные компоненты деятельности профессионального самоопределения позволяют описать различные варианты в иерархии ценностно-мотивационных образований, задающие характер внутренней работы личности над собой, а также в общем виде раскрывают планы действенных стратегий этой работы, но не раскрывают в полной мере операциональную составляющую профессионального самоопределения. Иными словами, психологические механизмы профессионального самоопределения, которые обуславливают различные его типы, остаются зачастую за рамками внимания исследователей. Вместе с тем профессиональное самоопределение как часть жизненного опирается не только на анализ актуальной ситуации, но протекает и с учетом жизненного опыта человека, с учетом прошлых побед и неудач в решении важных жизненных задач [2].

В общем плане жизненный опыт человека фиксируется в особенностях его личности, чертах характера, различных когнитивных и поведенческих стереотипах и др. психических образованиях. Естественно, что этот опыт активно используется и в решении задач профессионального самоопределения. Так, одной из детерминант, определяющих процессуальный аспект самоопределения, являются установки человека, интегрирующие в себе и ценностное отношение к миру, и прошлый опыт и, тем самым, задающие характер доминирования различных стратегий в решении задач профессионального самоопределения [1]. По Д.Н. Узнадзе, именно установка субъекта определяет 90% успеха выполняемой им деятельности [4].

Правомерно рассматривать профессиональную установку как системное образование, ключевыми компонентами которой выступают качественно особая структура мотивов и направленность личности на определенную систему ценностей, опосредованное семантическим пространством конкретной профессии [4].

Применительно к помогающим профессиям можно указать на социально-психологические установки личности, описанные О.Ф. Потемкиной (опиравшейся, в свою очередь, на работы Э. Фромма). Эти установки, согласно характеристике помогающих профессий, можно отнести к внутренним факторам профессионального самоопределения: направленность личности на «процесс–результат», «альтруизм–эгоизм», «свободу–власть», «труд–деньги».

Цель исследования – осуществление компаративного анализа особенностей профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий, в частности их ценностных ориентаций и установок.

 

Материал и методы исследования

В исследовании приняли участие студенты 1-2 курсов Волгоградского государственного медицинского университета и Волгоградского государственного педагогического университета следующих специальностей: «врач» (В) (199 чел.; 51%), «клинический психолог» (КП) (64 чел.; 16%), «специалист по социальной работе в системе здравоохранения» (СР) (66 чел.; 17%) и «учитель» (У) (63 чел.; 16%). Общий объем выборки составил 392 человека.

Для исследования степени выраженности социально-психологических установок применялась методика О.Ф. Потемкиной. Ценностные ориентации будущих специалистов помогающих профессий исследовались при помощи методики М. Рокича.

В ходе обработки результатов методики О.Ф. Потемкиной производился подсчет среднего арифметического (M) и ошибки среднего (m) по каждому из указанных видов социально-психологических установок. Помимо этого, было получено распределение степени выраженности каждой установки в разрезе специальностей респондентов. В исследовании была принята трехуровневая шкала выраженности социально-психологических установок личности: 1) низкий уровень (0-4 балла); 2) средний (5-6 баллов); 3) высокий (7-10 баллов).

 

Результаты и их обсуждение

Распределение ответов респондентов по методике диагностики социально-психологических установок личности О.Ф. Потемкиной представлено в таблице 1.

 

Таблица 1.

Распределение ответов респондентов по методике диагностики социально-психологических установок личности О.Ф. Потемкиной (M ± m)

 

В целом, у будущих специалистов помогающих профессий ни одна из тестируемых социально-психологических установок не имеет высокого (выше 7,0 баллов) уровня выраженности. Сильнее всего у них выражены ориентации на свободу (среднегрупповой показатель – 6,56 ± 0,10), на процесс (6,36 ± 0,09) и на результат (5,82 ± 0,09). Среднюю выраженность имеет направленность на альтруизм (5,25 ± 0,10). Менее у будущих специалистов помогающих профессий проявляется ориентация на труд (4,64 ± 0,10) и эгоизм (4,03 ± 0,10). Меньше всего наблюдается направленность на деньги (3,65 ± 0,12) и власть (3,36 ± 0,10). Среднегрупповое распределение ответов респондентов проиллюстрировано графиком на рисунке 1.

 

 

Рис. 1. Среднегрупповое распределение ответов респондентов по методике

О.Ф. Потемкиной

 

 

Достаточно сильно выраженная ориентация на процесс и результат (в сравнении с остальными социально-психологическими установками) у будущих специалистов помогающих профессий позволяет сделать вывод о том, что у них имеет место как заинтересованность в самом процессе выполнения своей профессиональной деятельности, так и некоторая целеустремленность в работе, способность достигать в ней определенного результата, невзирая на различного рода неудачи и помехи. При этом средний, но максимально приближенный к высокому, показатель направленности на свободу свидетельствует о том, что для специалистов помогающих профессий она представляет одну из важнейших человеческих ценностей, что немаловажно для представителей таких гуманистических профессий, как «врач», «учитель», «клинический психолог» и «специалист по социальной работе».

В направленности на процесс и свободу значимых различий между респондентами разных специальностей выявлено не было. Определенные различия наблюдаются в ориентации на результат, где наиболее высокие показатели у врачей (6,03±0,13), при этом, относительно клинических психологов они являются достоверными (p<0,02), а в отношении оставшихся специальностей можно говорить о тенденции.

В целом, можно говорить, что у студентов, выбравших эти специальности, наблюдается одинаковый уровень выраженности альтруизма. Оптимальной, вероятно, будет средняя степень выраженности, поскольку «крайние» варианты ее проявления имеют ряд недостатков. Так, специалист помогающей профессии с низкой степенью выраженности альтруизма (или при его отсутствии) вряд ли достигнет высот профессионализма в силу того, что подобная профессия предполагает такие профессионально важные качества, как доброта, отзывчивость, эмпатичность, сопереживание и др., которые непосредственно связаны с альтруистическим поведением. Абсолютизация альтруизма столь же ошибочна, как и его недооценка, поскольку подразумевается, что альтруизм может быть представлен как наивысшая степень проявления эгоизма. То есть, помогая другим якобы «бескорыстно», человек, прежде всего, удовлетворяет тем самым свои (возможно, неосознаваемые) потребности социального характера – быть нужным другим, в признании, самоактуализации и тому подобные. Полученные данные свидетельствуют о том, что оптимальный (средний) уровень альтруизма наблюдался лишь у одной трети респондентов (34%).

Невысокий показатель направленности на эгоизм свидетельствует о наличии у респондентов так называемой «разумной» доли эгоизма, которая, так или иначе, должна присутствовать у любого человека, а невысокий показатель ориентации на труд – о том, что респонденты не готовы всецело посвящать себя работе, а скорее, склонны к нормальному соотношению работы и отдыха в своей жизнедеятельности. Следует отметить, что у представителей всех четырех специальностей преобладает низкий уровень выраженности как направленности на эгоизм, так и направленности на труд. Но, у врачей ориентация на труд выражена сильнее, особенно по отношению к будущим специалистам по социальной работе (4,94 и 3,98; p < 0,02).

Как было отмечено выше, в целом, для будущих специалистов помогающих профессий не характерна высокая направленность на власть и деньги. Доминирование низкого уровня выраженности ориентации на деньги и на власть наблюдается у специалистов по социальной работе (73% и 64% соответственно), у клинических психологов (86% и 80%), врачей (70% и 63%) и учителей (78% и 67%). Однако имеются и некоторые различия.

Так, можно говорить о том, что будущие специалисты по социальной работе и учителя в большей мере ориентированы на власть, нежели клинические психологи (среднегрупповые показатели 3,77, 3,59 и 2,88 соответственно; p < 0,05), но самую высокую ориентацию на власть имеют врачи (3,87) по отношению к клиническим психологам (p < 0,01). Также у будущих врачей наблюдается самый высокий показатель ориентации на деньги (среднегрупповой 3,64), особенно в сравнении с клиническими психологами (2,77; p < 0,01).

В ходе обработки данных, полученных с помощью методики М. Рокича, были получены показатели среднего места (и ошибки среднего) каждой из 18 терминальных ценностей в разрезе специальностей обследуемых. Исходя из полученных показателей, все ценности были разделены на три условные группы:

1)  наиболее значимые ценности (среднее место в пределах с 4 по 8);

2)  ценности, имеющие для респондентов меньшее значение (средние места от 9 до 11);

3)  наименее значимые ценности (13 место и ниже).

Полученное распределение ценностей по специальностям обследуемых представлено в таблице 2, среднегрупповое распределение ценностей проиллюстрировано на рисунке 2.

 

Таблица 2.

Распределение ответов респондентов на опросник методики М. Рокича (M ± m)

 

 

Рис. 2. Среднее место каждой ценности в общем списке (по методике М. Рокича)

 

В среднем по массиву, первая группа представлена такими ценностями, как психическое и физическое здоровье (среднегрупповое место 4,52 ± 0,23); любовь как физическая и духовная близость с любимым человеком (6,47 ± 0,24); уверенность в себе, под которой понималась внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений (6,57±0,20) и наличие хороших и верных друзей (6,76 ± 0,21); свобода, самостоятельность, независимость в суждениях и поступках (8,17 ± 0,24); материально обеспеченная жизнь (8,33 ± 0,25).

Вторую, самую многочисленную, группу ценностей составили следующие (в порядке уменьшения значимости): счастливая семейная жизнь; развитие как работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование; интересная работа; активная деятельная жизнь или полнота и эмоциональная насыщенность жизни; общественное признание, уважение окружающих; познание, то есть возможность расширения своего образования, кругозора и культуры; продуктивная жизнь (максимальное использование своих сил и возможностей); жизненная мудрость.

В третьей, наименьшей по значимости, группе оказались творческая деятельность (13,17 ± 0,22); счастье других людей, общества, человечества в целом (13,26 ± 0,22); развлечения, отсутствие обязанностей (13,37 ± 0,21) и красота природы и искусства (14,85 ± 0,19).

Необходимо отметить, что такие ценности, как здоровье, любовь, уверенность в себе и наличие верных друзей находятся в списке наиболее значимых у будущих специалистов по социальной работе, врачей и учителей. Для будущих клинических психологов в большей степени важны любовь, уверенность в себе и свобода. Таким образом, набор первой группы ценностей студентов, обучающихся клинической психологии, несколько отличается от набора первой группы ценностей будущих представителей оставшихся трех профессий.

При анализе системы ценностей респондентов в разрезе их будущих специальностей были выявлены следующие достоверные различия. Активная, деятельная жизнь, наполненная эмоциональными переживаниями (p<0,01) является более значимой для будущих социальных работников, клинических психологов и учителей, нежели для врачей (среднее место ценности в общем списке 8,27; 8,38; 8,9 и 10,17 соответственно).

Жизненная мудрость или зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом, в большей степени важны для будущих врачей (9,42) и клинических психологов (10,17). Для респондентов, обучающихся профессиям специалиста по социальной работе и учителя эта ценность менее значима (СР – 11,55; УЧ – 10,95; p < 0,02).

Физическое и психическое здоровье, находясь практически на первом месте у студентов-врачей, студентов-учителей и студентов-социальных работников (3,73; 3,79 и 4,47 соответственно), у будущих клинических психологов лишь завершает собой набор первой группы ценностей (наиболее значимых) (7,72). Это позволяет сделать вывод о том, что для них эта ценность менее значима, чем для остальных респондентов (p < 0,001).

Такая ценность, как интересная работа более значима для будущих клинических психологов и врачей (8,64 и 8,71), чем для будущих учителей и специалистов по социальной работе (10,03 и 10,41; p < 0,05).

Материально обеспеченная жизнь, то есть отсутствие материальных затруднений представляет большее значение для студентов-врачей (p < 0,01), нежели для студентов оставшихся трех специальностей (В – 7,75; СР – 7,97; УЧ – 8,51; КП – 10,34).

Для будущих клинических психологов наличие хороших и верных друзей является несколько менее значимым в жизни (среднее место 7,70), что является тенденцией по отношению к будущим социальным работникам (6,65) и врачам (6,66) и достоверным по отношению к будущим учителям (6,24; p < 0,05).

Также можно говорить о том, что для респондентов специальности «клиническая психология» большую значимость представляет постоянное физическое и духовное совершенствование (7,89), нежели для врачей (9,44; p < 0,05), а по отношению к будущим социальным работникам (9,30) и учителям (8,76) это выступает в качестве тенденции.

Счастливая семейная жизнь является значительно более важной для  респондентов специальностей «социальная работа» (8,06), «врач» (8,12) и «учитель» (8,29), чем для будущих клинических психологов (9,98; p < 0,05).

Все вышеуказанные ценности, по которым были обнаружены достоверные различия в разрезе специальностей респондентов, в среднегрупповом распределении вошли в первую и вторую группу значимости, то есть, это те ценности, которые в большей или меньшей степени важны для молодых людей, принявших участие в исследовании.

По ценностям, образовавших третью, наименее значимую, группу достоверных различий не выявлено, за исключением одной – творческой деятельности. Можно утверждать, что творчество большую значимость имеет для будущих клинических психологов (11,22), чем для будущих врачей, специалистов по социальной работе и учителей (13,70; 13,33 и 13,32, соответственно; p < 0,02).

Таким образом, можно сказать, что наборы приоритетных и наименее важных ценностей у респондентов всех четырех специальностей значительно не отличаются друг от друга.

 

Выводы

  1. Студенты, готовящиеся стать специалистами по социальной работе, как правило, стремятся к отсутствию в своей жизни и жизни общества в целом каких-либо стеснений и ограничений, считая свободу наивысшей общечеловеческой ценностью. В работе им интересен не только сам процесс ее осуществления, но, также и ее результат, для достижения которого они готовы приложить значительные усилия. Направленность на альтруизм у них выражена сильнее, нежели на эгоизм, что говорит о внутренней готовности помогать людям. В меньшей степени эти люди ориентированы на власть и деньги. Для будущих специалистов по социальной работе наибольшее значение имеют такие ценности, как здоровье, любовь, уверенность в себе и наличие хороших и верных друзей. Также для них важна материально обеспеченная жизнь, свобода, наличие счастливой семьи и жизненная активность.
  2. Будущими клиническими психологами в большей степени движет заинтересованность самим процессом их работы, нежели достижение ее результативности, которое предполагает выполнение определенной рутинной деятельности. Они также как и социальные работники, имеют выраженную чуть выше среднего направленность на свободу и низкие уровни выраженности эгоизма, ориентации на труд, власть и деньги. У будущих клинических психологов среди наиболее важных ценностей наблюдаются: любовь, уверенность в себе, свобода, наличие друзей, здоровье и постоянное совершенствование, развитие. В сравнении с респондентами других специальностей, в большей мере для них значима интересная работа и творческая деятельность.
  3. У респондентов, обучающихся лечебному делу, примерно одинаково выражены направленности на процесс и результат своей деятельности, также высока ориентация на свободу. Эгоизм им присущ в значительно меньшей мере, чем альтруизм. Показатели направленности на труд, власть и деньги низкие, но приближающиеся к среднему уровню выраженности. Как было отмечено выше, у будущих врачей ориентация на власть и деньги несколько выше, нежели у представителей оставшихся трех специальностей. Наибольшую значимость для врачей имеют здоровье (как физическое, так и психическое), любовь, уверенность в себе (внутренняя гармония, отсутствие противоречий, сомнений) и наличие хороших, верных друзей. Аналогичный набор наиважнейших ценностей и у будущих учителей.
  4. Наиболее ярко (выше среднего) у студентов, обучающихся по специальности «учитель» выражены направленность на процесс и свободу. Средний уровень выраженности имеют ориентации на результат и альтруизм. Направленности на эгоизм, труд, власть и деньги имеют показатели, свидетельствующие об их низком уровне проявления.

 

    Литература

  1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 150 с.
  2. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. Леонтьев, Е. Шалобанова // Вопросы психологии. – 2001, № 1. – С.  57-66.
  3. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе / Под ред. И.В. Имедадзе. – М.: Смысл, 2004. – 413 с.
  4. Цветкова Н.А. Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала. // Автореф. дис. ... канд. психол. наук. / Н.А. Цветкова. – М., 2000.

 

Ссылка для цитирования

Болучевская В.В. Ценностные ориентации и социально-психологические установки будущих специалистов помогающих профессий в процессе их профессионального самоопределения. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 3. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы