Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Английская версия
Приглашение к публикациям
Все выпуски
журнала
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ЛЕЧЕНИЮ СОБАК

Никольская А.В.(Москва)

 

 

Никольская Анастасия Всеволодовна

– кандидат психологических наук, сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

E-mail: tonokazutoya@bk.ru

 

 

Аннотация. Обсуждается вопрос о применимости холистического подхода к лечению домашних животных. Подчеркивается, что при лечении хронических заболеваний домашних питомцев необходимо учитывать психологические факторы, влияющие на физическое состояние животного, включая особенности взаимодействия животного с владельцами. Предлагается психосоматический анализ обследования животных, и приводятся примеры проведения такого анализа.

 

Ключевые слова: психосоматика, соматоформные расстройства, расстройства в виде соматизации, психосоматический анализ, телесность, психосоматический феномен нормы, психосоматический дизонтогенез.

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Вступление.

На сегодняшний день известно большое количество хронических заболеваний у собак. К числу таких расстройств относятся расстройства сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы (например, сахарный диабет), заболевания кожи и т.д. Животным оказывается симптоматическая помощь, но в ряде случаев длительной ремиссии не наступает. Можно предположить, что проблема лежит не только в плоскости индивидуальной курабельности, но и в контексте тех средовых условий, в которые поставлено животное. Причем речь здесь идет не только о кормлении и содержании, если под содержанием мы понимаем влажность, температуру, обустроенное место для отдыха, достаточное пространство для животного в помещении и пр. Речь идет о психологических факторах, влияющих на физическое состояние животного или о психосоматических, а, возможно, и о соматоформных расстройствах.

Психосоматика – направление в медицине, изучающее роль психических факторов в этиологии и патогенезе функциональных и органических расстройств. Исследователи, работающие в этой области, в частности, такие российские клиницисты как С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, указывали на зависимость физического здоровья и болезни от психики, в частности от эмоциональных состояний. Существуют следующие диагностические критерии психосоматических расстройств: 1) психологически значимые раздражители из внешней среды во временном отношении связаны с началом или обострением специфического физического заболевания или расстройства; 2) физическое состояние включает подтвержденное органическое заболевание. К психосоматическим расстройствам относятся гипертония, сахарный диабет, глаукома, сердечная недостаточность, сердечные аритмии, бронхиальная астма, пептическая язва, язвенный колит, ожирение, ревматоидный артрит, гипертериоз, сахарный диабет аллергические расстройства, кожные заболевания в виде генерализованного и локализованного зуда.

Соматоформные расстройства характеризуются физическими патологическими симптомами, которые напоминают соматическое заболевание, но при этом не обнаруживается никаких органических проявлений, которые можно было бы отнести к известной в медицине болезни. Из описанных в клинической психиатрии соматоформных расстройств для нашего исследования представляют интерес расстройство в виде соматизации и конверсионное расстройство.

Расстройство в виде соматизации (соматогенное расстройство) – является хроническим синдромом, состоящим из множества соматических симптомов, которые нельзя объяснить с позиций медицины. Диагностические критерии для расстройства в виде соматизации: 1) множественные жалобы на нарушение физического состояния, продолжающиеся в течение нескольких лет; 2) отсутствие органической патологии или патофизиологических признаков болезни, которые могли бы лежать в основе этого симптома или же, если имеет место какая-то органическая патология, жалобы значительно превышают расстройства, которые можно обнаружить при помощи исследования физического состояния больного; 3) больному приходится прибегать к лекарствам (не к тем, которые помогают бороться с болью), посещать врача. Симптомы, которые могут иметь место: желудочно-кишечные нарушения: рвота, тошнота, вздутие живота (газы), понос, непереносимость или плохое самочувствие после некоторых видов пищи, нарушения со стороны сердца и дыхательной системы: поверхностное дыхание, сильное сердцебиение; псевдоневрологические симптомы: затрудненное глотание, потеря голоса, глухота, обмороки, конвульсии, шатание при ходьбе, паралич или мышечная слабость, задержка мочи или трудности с мочеиспусканием; нерегулярные менструальные периоды, слишком обильное менструальное кровотечение. На основании наличия двух и более из этих симптомов можно с вескими основаниями предполагать это расстройство. Дифференциальный диагноз. При наличии симптоматики расстройства в виде соматизации прежде всего необходимо исключать органический характер. Наибольшие диагностические трудности вызывает наличие соматических заболеваний, сопровождающихся многочисленными, быстро меняющимися расстройствами. К таким заболеваниям относятся рассеянный склероз, системная красная волчанка, острая интермиттирующая порфирия, гиперпаратериоз и хронические системные инфекции. Начало патологических проявлений в позднем возрасте может указывать на наличие физического заболевания, и диагноз не может быть поставлен. Пока это не будет исключено. Прогноз. Расстройство в виде соматизации является хроническим состоянием, имеющим флуктуирующее течение, так что больные редко не обнаруживают патологических симптомов.

Конверсионное расстройство. При конверсионном расстройстве наблюдается изменение или утрата какой-либо функции тела, при этом нарушения нельзя объяснить за счет какой-нибудь известной медицине болезни или патофизиологических нарушений. Диагностические критерии: 1) утрата или нарушение какой-либо физической функции, на основании которых можно думать о соматической болезни; 2) временная связь между психологическим стрессом и началом обострения симптоматики. Конфликт возникает между инстинктивным импульсом (например, агрессивным или сексуальным) и запретом против его выражения. Конверсионные симптомы обусловливают также способность больных сообщить о своих потребностях. Таким образом, они могут выполнять функцию невербальных методов управления окружающими. 3) индивид не осознает и произвольно не может вызвать эти симптомы. Клиническое описание. К интересующим нас симптомам могут относиться рвота, ложная беременность, нарушение движений. Могут иметь место выраженный ритмический тремор, тики и подергивания. Иногда могут наблюдаться движения, подобные конвульсиям. Другим типичным двигательным нарушением является парез, охватывающий одну, две или все четыре конечности, хотя распространение поражения на мышцы не соответствует нервным путям. Рефлексы сохраняются нормальные, мышечных атрофий нет, электромиограмма нормальна. Дифференциальный диагноз. Одна из основных трудностей с диагностировании конверсионного расстройства состоит в исключении соматического расстройства. В диагностике прежде всего необходимо исключить такие неврологические расстройства как деменция, опухоли мозга, повреждение базальных ганглиев. Симптомы и признаки, не соответствующие анатомическим структурам или известным патофизиологическим механизмам каких-либо заболеваний, а также варьирующие от одного обследования до другого, скорее обусловлены конверсией. Симптомы, которые исчезают при внутривенном введении барбамила, также являются психогенными [5].

Насколько правомерна постановка вопроса о диагностике психосоматических и соматоформных расстройств в отношении домашних животных?

В теории стресса описываются опыты на крысах, которые в качестве реакции на перегрузки отвечали ухудшением иммунитета и, следовательно, различными соматическими расстройствами [10]. Однако теорию стресса Г. Селье критикуют, в частности, за то, что его результаты были получены в результате лабораторных опытов, где условия слишком своеобразны для того, чтобы можно было объяснить патогенез болезней в естественной среде обитания [7].

Еще больше вопросов вызывает предположение о том, что у мелких домашних животных могут наблюдаться соматоформные расстройства. Хотя известны случаи, когда при наличии соматических симптомов животного, например, поносе, непереносимости некоторых видов пищи, нарушениях со стороны сердца и дыхательной системы (поверхностное дыхание, сильное сердцебиение), затрудненном глотании, конвульсиях окончательный диагноз так и не был установлен.

Цель данной работы – продемонстрировать возможность применения холистического (целостного) подхода в ветеринарии, принимающего во внимание не только симптоматическое лечение, но и учет условий жизни животного, его взаимодействия с владельцами, а также поставить вопрос о возможности диагностики соматоформных расстройств у мелких домашних животных.

Мы будем считать, что аномальное психосоматическое развитие в анамнезе является предиспозиционным фоном для развития психосоматических расстройств. В случае, если животное испытывает хронические негативные эмоции без возможности их разрядки (например, собака агрессивно реагирует на одного из членов семьи, но вынуждена следовать запретам хозяина и не проявлять агрессию, либо собака боится одного из членов семьи, но вынуждена продолжать жить с ним под одной крышей, то есть не может спастись бегством и т.д.), то, согласно биологической теории эмоций П.К. Анохина¹ [1, 2] определенная периферическая система, куда поступают команды из центра, будет находиться в постоянном возбуждении. Если одна из систем организма, куда идет поток возбуждений из центральной нервной системы, кроме того, имеет некую конституциональную слабость (генетически обусловленную или вызванную ранней инфекцией), то возникает соматическое расстройство.

В данной статье предпринята попытка рассмотреть психосоматические расстройства у собак в рамках культурно-исторической теории. Поскольку домашняя собака в максимальной степени включена в антропоморфную культуру и является носителем этой культуры (начиная с внешнего облика, как результата селекции многочисленных пород, и заканчивая особенностями поведения, которые присущи собакам, особенно проживающим в крупных городах), то поведение собаки становится все более «окультуренным» по своему содержанию. Современные владельцы, особенно в городе, все менее используют функциональные породные особенности своих питомцев и все чаще рассматривают собаку, независимо от ее породы, как компаньона. Более того, современные владельцы имеют склонность рассматривать собаку как своего ребенка, приписывая ее поведению человеческие мотивы. Культурно-историческая теория развития человека доказывает, что психическое развитие имеет социальную детерминацию [4, 6]. Человек становится человеком разумным, только являясь носителем человеческой культуры. Его мышление и психика зависят от условий его развития (широко-известный пример – дети-маугли).

Рассматривая индивидуальное развитие домашней собаки в онтогенезе, специфику онтогенеза в каждом случае, мы постараемся найти социальную обусловленность становления телесных функций, проследить некоторые закономерности в становлении психики взрослых животных, определить специфические последствия развития в аспекте травмирующего опыта (если таковой был).

Таким образом, объектом нашего исследования является взаимодействие между психическими и соматическими состояниями домашних собак в контексте культурно-исторического подхода.

Предмет исследования – обоснование возможности применения существующих психосоматических подходов и методов психосоматического лечения по отношению к животным.

Организм человека не есть телесность [9]. Определим этот принцип по отношению к животным. Формирование феномена тела у человека подробно описано в литературе [3, 8, 11]. По-видимому, схожая схема освоения и ощущения собственного тела существует и у животных. Маленькому детенышу тело еще неподвластно, он осваивает его. Щенок может играть с собственным хвостом, как с кем-то, кто пытается от него убежать. Щенок путается в собственных лапах, не может оценивать свои моторные возможности так, как это делает взрослое животные. По мере взросления и накопления опыта, по мере освоения внешнего мира, животное обучается владеть своим телом и координировать свои возможности в соответствии с внешними условиями. Об ощущении своего тела и овладении им именно в процессе онтогенеза говорят и опыты по сенсорной депривации [12], когда кошки, с самого раннего возраста выросшие в помещении, где не было ни одного вертикального объекта, не могли запрыгивать или залезать ни на один предмет. Безусловно, в еще большей степени, чем человек, животное не осознает наличие у себя «внутреннего тела».

Наконец, в случае соматического заболевания у животных, как и у людей, нарушается нормальное протекание телесных функций, заболевание проявляет себя в виде боли или непривычного дискомфорта, что заставляет животное в той или иной степени, сигнализировать об этом хозяину.

Аналогично тому, как с раннего детства от ребенка добиваются контроля за функциями его организма с помощью системы наград и наказаний, создавая совокупность «сопротивлений», порождающих особый контур телесного Я, т.е. фактически «культурное тело», схожие «культурные» функции хозяин навязывает проживающей с ним собаке. Питание по режиму в определенное время, необходимость отправления в определенное время и в определенных местах, ограничение физической активности в пределах квартиры и в приемлемых для хозяина рамках, наконец, сексуальные ограничения. (Хорошо известно, что розыскных собак обучают не реагировать на специфические запахи течных сук, что кобели-производители по требованию хозяина останавливают копуляцию и вновь приступают к ней).

Согласно Л.С. Выготскому [4] именно общество, а не природа рассматриваются как детерминирующий фактор поведения человека. Благодаря развитию человека в обществе и приобщению его к определенной культуре, его психические функции (память, мышление, восприятие и т.д.) обретают свойства социальности, опосредствованности (мы мыслим с помощью языка, сказанное слово вызывает у нас в памяти некий визуальный образ, т.е. язык является тем средством, которое формирует наше мышление и нашу психику) и произвольности (мы управляем своим поведением). Но в таком случае возможность формирования произвольности сексуальной функции у собак можно рассматривать как детерминированную обществом, в котором живет животное, т.е. животное управляет сексуальной функцией и такое поведение является социальным.

Рассмотрим психосоматическое развитие животного и формирование у него феномена тела, т.е. такого состояния, когда животное обучается контролировать свои потребности (начиная с отправления и заканчивая сексуальной функцией).

1.  Как и в случае с ребенком, именно потребности организма маленького щенка, которого отняли от матери, соединяют его с ухаживающим за ним человеком. Человек кормит щенка, убирает за ним, гладит его, берет на руки и прижимает к себе, заменяя кормящую и вылизывающую мать. Так осуществляется первое в жизни животного общение с человеком. Щенок скулит, призывая мать, если ему холодно, голодно или страшно, и человек подходит к нему и успокаивает его поглаживаниями или кормом. Эти потребности организма начинают выполнять функцию реализации их и установления определенных отношений с хозяином (схожим образом, потребности организма младенца реализуются матерью и в процессе реализации этих потребностей между матерью и ребенком устанавливаются отношения привязанности). Язык тела, будучи сформированным, у животного, безусловно, не исчезает. Более того, в случае с животным, язык тела остается одним из главных его средств коммуникации с человеком. Как и у ребенка, язык тела может приобретать манипулятивный характер. (Например, когда животное имеет опыт хромоты в результате травмы и усваивает, что эта хромота приводит к усиленному вниманию со стороны хозяина, то, желая привлечь внимание, собака может начать хромать, хотя последствия травмы давно прошли).

2.  На следующем этапе животное совершенствует язык тела, переходя к своеобразному языку понятий. Например, желание гулять опосредуется тем, что собака приносит хозяину поводок, а желание есть – тем, что собака тянет хозяина в сторону холодильника, а не тем, что она просто «недифференцированно» скулит.

3.  На последнем этапе собака обучается контролировать и регулировать свои действия и эмоции. Например, животное знает, что пока хозяин спит, его нельзя будить, и ждет пробуждения хозяина, чтобы пойти на прогулку, или уже приводившийся пример с контролем сексуальной функции.² То есть, как и человек, собака не любое свое телесное состояние озвучивает немедленно, она становится способной контролировать свои телесные функции.

Следовательно, в ходе онтогенеза мы можем наблюдать психосоматическое развитие животного. Итогом психосоматического развития является формирование психосоматического феномена нормы, в том смысле, как мы понимаем его у человека – то есть возможность регуляции телесных функций и, в какой-то степени, опосредования их на понятном человеку языке. Более того, у собаки, как и у человека, мы можем обнаружить аномальное развитие, в результате которого возможно формирование психосоматического симптома на ранних этапах онтогенеза, что можно рассматривать как способ выражения на языке тела неблагополучия в общении с хозяином.

Мы можем говорить о двух вариантах психосоматического дизонтогенеза у собаки:

1.  задержки в психосоматическом развитии – более позднее по сравнению с нормой формирование навыков опрятности, культурных способов отправления организменных потребностей. Собака продолжает взаимодействовать с человеком с помощью начального, щенячьего языка тела. Этот вариант аномального развития обычно является следствием депривации (т.е. недостаточного или эмоционально обедненного, лишенного доброжелательности, общения собаки с человеком в раннем онтогенезе) или, наоборот, гиперопеки.

2.  регресс, как реакция на особые условия развития.

Психосоматическое развитие и у человека, и у животного является полифакторным процессом. Одним из ведущих факторов, влияющих на ход психосоматического развития, является хозяин, который в ходе взаимодействия с собакой на ранних стадиях онтогенеза формирует язык тела и телесные стереотипы. Хозяин обладает личностными особенностями. Далее в данной работе мы покажем, что тревожность хозяина транслируется животному, как и ребенку, и в некоторой степени (не столь значительно, как в диаде мать-ребенок) влияет на развитие взрослой особи.

Другая характеристика хозяина, влияющая на развитие собаки – жесткое требование подавлять негативные эмоции, излишняя авторитарность. Хронически переживаемые собакой негативные эмоции, которые не находят выхода в открытом поведении, могут приводить к соматизации животного.

Третья характеристика хозяина, негативно влияющая на психосоматическое развитие животного – наличие у него противоречивого эмоционального отношения к членам семьи и/или к собаке.

Четвертая характеристика, как и в отношениях мать-ребенок, – сильное эмоциональное реагирование на проблемы собаки (например, диарея или порезанная лапа), сочетающееся с неспособностью их эффективного решения.

Интересно, что особенности взаимодействия хозяина с собакой влияют на психосоматическое развитие животного. В случае гиперопеки со стороны хозяина, результатом является задержка развития, у животного просто нет необходимости совершенствовать свой «язык», первичный язык тела остается ведущим во взаимодействии с хозяином. Животное паразитирует на хозяине, и в неприятных, неудовлетворяющих для себя ситуациях может проявлять телесные симптомы, не обусловленные органической патологией (или конверсионные симптомы), например пачканье дома.

В случае отвержения хозяином (что может происходить по самым разным причинам, например, собаку завели для ребенка, а занимаются ей родители), у животного также могут происходить задержки психосоматического развития, но механизмы их образования будут другими. Животное будет стараться привлечь к себе внимание хозяев, вызвать их заботу. Например, если общение с хозяином ограничивается краткими прогулками, после чего животное изолируют, собака будет настойчиво проситься на улицу, так и не усовершенствовав первичный язык тела.

Мы можем видеть, что существует сходство в формировании языка тела у человека и домашней собаки. Само это сходство обусловлено тем, что и ребенок, и домашняя собака живут в человеческом социуме и подчиняются социуму в той мере, в которой этого добиваются от них родители или хозяин. В онтогенезе формируются и развиваются те формы поведения, которые обусловлены требованиями общества.

Психосоматическое развитие может отклоняться от нормы в результате неправильного развития, что приводит к образованию телесных симптомов.

Психосоматический анализ.

Ниже предложен следующий вариант психосоматического анализа при обследовании животного.

1.  Прежде всего, специалист должен рассмотреть наличие симптомокомплексов в клинической картине. С какими органическими системами связаны симптомокомплексы? Желательно иметь на руках историю болезни животного, либо подробно расспросить хозяев.

С какими ситуациями взаимосвязаны симптомокомплексы в случае соматоформных расстройств, либо какие ситуации вызывают обострение диагностированного соматического расстройства, т.е. какие ситуации оказываются симптомообразующими? Этот пункт анализа представляет наибольшую сложность, так как хозяева зачастую не обращают внимания либо не придают значения наличию какой-либо связи между соматическими проявлениями у животного и предшествующими им стрессовыми для животного ситуациями.

2.  Как только обнаружена ситуационная обусловленность, задачей специалиста является понять, чем страшит животное эта ситуация. Этот вопрос также необходимо выяснить у владельцев собаки. Таким образом, мы вычленяем актуальную ситуацию симптомообразования.

3.  Следующим этапом анализа является выяснение того, почему найденная ситуация оказывается симптомообразующей. Здесь специалисту следует обратиться к истории развития животного, подробно расспрашивая владельцев о жизни собаки в семье, начиная со щенячьего возраста, и искать причину в онтогенезе.

4.  Через такой синдромный анализ, если специалисту удается найти психологическую причину, участвующую в образовании расстройства, создается модель целостного подхода к лечению животного. Такая модель включает наряду с фармакотерапией определенного рода психотерапию, заключающуюся, как минимум, в том, чтобы предоставить животному условия, в которых оно не будет сталкиваться с психотравмирующей ситуацией.

Методы обследования животного.

Непосредственное наблюдение является начальным методом исследования. С каждым членом семьи, где живет собака, желательно беседовать в отдельности, чтобы определить разницу в их точке зрения на проблемы, возникшие у животного.

Кроме того, важно иметь историю болезни животного. Эта история должна включать описание и методы лечения имеющихся или имевшихся у животного болезней и перечень фармпрепаратов, которые использовались в курсе лечения.

Из беседы с хозяевами нужно получить тщательное описание проблемы, как ее видят хозяева, историю развития животного и историю его взаимодействия в семье.

История развития должна включать в себя основные жалобы хозяев, нарушения и состояние адаптации в настоящий момент, развитие в прошлом (физическое, социальное и психическое, включая отношения с другими собаками), отношения собаки с другими животными, живущими в семье, с каждым из членов семьи, наличие или отсутствие у хозяев опыта в содержании собак вообще и собак данной породы, в частности. Наконец, необходимо выяснить, не было ли в семье каких-либо изменений (переезд, появление нового члена семьи или уход одного из членов семьи и т.п.).

Обследование животного проводится в присутствии хозяев, в целях наблюдения за характером отношений «хозяева – собака». Обращается внимание на то, как хозяева относятся к потребностям животного, насколько чутки к ним, на анализ темперамента животного, чтобы определить соответствие его темпераменту хозяев, на способность хозяев реализовать нужды животного, на степень поддержки и защиты, которую они могут ему оказать, на способность хозяев предупредить перегрузку животного от внешних стимулов.

На основании вышеизложенного можно выдвинуть гипотезу, что этиология и патогенез названных расстройств едины у человека и высших позвоночных, следовательно, можно говорить о возможности применения психосоматического подхода у животных.

Примеры.

1.  Американский стаффордширский терьер, 2½ года, кобель. Начиная с 9 месяцев, собака страдала диареей. Хозяева неоднократно возили собаку на обследование, предположительный диагноз – дисбактериоз. Собака получала симптоматическое лечение, которое давало улучшение состояние не более чем на 3 недели.

В процессе беседы с хозяевами выяснилось, что в семье проживают две собаки данной породы. Старший пес, который приходится отцом данному кобелю, постоянно устраивает драки, в процессе которых младшему сильно достается. Хозяева занимают позицию миротворцев, пытаются примирить собак и не дают им установить четкую иерархию, что провоцирует новые драки. Младшая собака боится старшую. Хозяева жалеют младшую собаку, и ругают старшую, в результате чего старший пес снова и снова проявляет агрессию по отношению к младшему.

Хозяевам было предложено дать собакам возможность установить строгую иерархию, а затем поддерживать иерархическое первенство старшей собаки. Хозяева сказали, что не смогут смотреть, как старший пес «убивает» младшего.

В результате младшую собаку отдали сестре хозяина, где пес продолжал получать точно такое же питание, как в прежней семье, но являлся единственной собакой в доме. Проблемы с пищеварением прекратились сразу же после смены обстановки.

2.  Кламбер-спаниэль, 4 года, кобель. Начиная с двух лет, собака страдает одышкой и тахикардией. Четкий диагноз не поставлен. Хозяева во время приступов давали собаке верапамил, что снимало одышку.

В процессе беседы выяснилось, что собака испытывает приступы одышки и тахикардии, когда в гости к хозяевам приезжает их старший сын (20 лет), который живет отдельно. Однако почему собака так реагирует на визиты сына, хозяева не понимали. Во время разговора с сыном, он припомнил, что незадолго до его переезда от родителей, пес как-то укусил его за ногу, когда тот проходил мимо собачьей миски с едой. Молодой человек сильно избил собаку. Собака боится сына хозяев и испытывает паническую атаку, когда он приезжает в гости. Кроме того, хозяева начинают суетиться вокруг собаки, что, фактически, служит вторичным подкреплением возникновения паники, несмотря на то, что сын с тех пор ни разу не ударил собаку.

Хозяевам было предложено накануне визитов сына использовать транквилизаторы, чтобы снизить тревогу у собаки. В результате, если сын не подходит к собаке, приступов одышки не возникает.

3.  Левретка, 10 месяцев, сука. Начиная с 8 месяцев, собака хромает то на правую, то на левую заднюю лапу, периодически подволакивает задние лапы (чаще правую). Собаке ставили диагнозы – остеохондропатия и cauda equina, но окончательный диагноз не установлен. В процессе наблюдения за собакой удалось установить, что собака негативно относится к двухлетнему сыну хозяев, что проявляется в том, что при виде ребенка она начинает дрожать, рычит, и в конечном итоге, прячется под диван, откуда продолжает рычать. Хозяева ругают собаку. Некоторое время назад ребенок схватил собаку за задние лапы и тащил на себя, собака визжала, хозяева сделали сыну замечание. С тех пор собака рычит на ребенка, когда он приближается, за что хозяева ругают животное.

Таким образом, единственный раз, когда хозяева встали на сторону собаки, был, когда ребенок сделал собаке больно, схватив ее за задние лапы.

В ответ на предложение не подпускать ребенка к собаке или делать ему замечания, когда он подходит к ней, хозяева ответили, что нельзя сравнивать ребенка с собакой, и что собака должна знать, что ребенок – такой же хозяин, как и взрослые.

Предположение о возможной психологической причине хромоты хозяева отвергли, отказавшись принимать какие бы то ни было меры по улучшению психологического состояния собаки.

4.  Вельш-корги, 2½ года, кобель. Начиная с года, собака во время прогулок начала испытывать приступы одышки, которые, по словам хозяев, заключались в том, что пес начинал коротко и часто дышать и как бы «всхлипывал как ребенок, когда он долго плакал и никак не может остановиться». Собаке ставили отек гортани в результате аллергической реакции, однако метод кожных проб с помощью введения под кожу подозреваемых антигенов не дал результатов. Ставился синдром легочной недостаточности в результате отравления неизвестным ядом, но химикотоксикологический анализ не подтвердил и этот диагноз. Наконец, ставился диагноз эмфизема легких, но и он не подтвердился. За полтора года, прошедшие с начала возникновения симптома, частота приступов усилилась, они стали проявляться также и дома. На наш вопрос, всегда ли во время прогулок у собаки возникают приступы одышки, хозяева ответили, что не всегда. Но на вопрос, что именно провоцирует приступ, ответить не смогли. Экспериментатор вместе с владельцами выходил с собакой на прогулку. Во время второй прогулки у собаки возник приступ одышки, когда она увидела вдалеке крупную собаку. Напуганный очередным приступом хозяин, схватил пса на руки и побежал с ним домой.

Дома собаку укачивали на руках, пока приступ одышки не прошел. Хозяева при этом находились в крайне взволнованном состоянии. На наш вопрос, какие столкновения с другими собаками могли происходить у данной собаки полтора года назад, хозяевам удалось припомнить, что приблизительно в то время на их питомца напал ротвейлер, сильно не покусал, следов от укусов не осталось, но гнался за «жертвой» до самого подъезда. После этого при приближении любой крупной собаки, пса брали на руки. А еще через какое-то время на прогулках стала возникать одышка. На вопрос, боятся ли сами хозяева крупных собак, они ответили утвердительно.

Таким образом, мы видим, что собака была напугана другой собакой, значительно превосходящей ее по размерам. Испуг закреплялся тем, что хозяева стали брать пса на руки при приближении любой крупной собаки. При этом хозяева сами боятся крупных собак, что ощущается собакой. Следовательно, реакция испуга многократно усиливается и вызывает сильное учащение дыхания. С этого момента страх возникает не только при приближении крупной собаки, но даже при обнаружении ее вдалеке. В процессе наблюдения удалось установить, что дома приступы одышки возникают, когда собака слышит, что на улице лает крупная собака. Отметим, что при возникновении приступа хозяева сильно пугаются и начинают укачивать собаку на руках, как если бы успокаивали плачущего ребенка. То есть, собака вновь получает подкрепление реакции испуга.

В идеале следовало посоветовать владельцам не подкреплять реакций испуга ни дома, ни на улице, но, помня, что владельцы сами боятся крупных собак, мы предложили для начала не брать собаку на руки дома, и отвлекать ее игрой или лакомством. К сожалению, этот совет не привел к положительным сдвигам, так как хозяева, пытаясь начать играть с собакой, не могли скрыть своей тревоги в ответ на наступление у пса панической реакции. Нам оставалось только констатировать, что владельцам (мать 37 лет и сын 13 лет) полезно было бы пройти тренинг, способствующий снижению тревожности.

Заключение.

В работе обсуждается принципиальная возможность применения целостного подхода в ветеринарии, при котором проводится не только симптоматическое лечение имеющихся у животного соматических расстройств, но и принимается во внимание среда, в которой живет животное, и применяются меры, способствующие психическому благополучию собаки. На наш взгляд такой подход должен в значительной степени улучшать общее состояние животного и способствовать длительной ремиссии диагностированного основного заболевания.

В ситуации серьезных затруднений с постановкой окончательного диагноза допустимо предположить, что мы сталкиваемся с соматоформным расстройством и попробовать на основании психосоматического анализа установить механизмы симптомообразования. В любом случае, ослабление или, если удастся, удаление стрессогенных факторов, будет оказывать благотворное влияние на состояние животного.

 

_______________________

¹  Согласно биологической теории эмоций П.К. Анохина, эмоции сигнализируют живому организму прежде всего о полезности или вредности внешних воздействий, с которыми он сталкивается, обеспечивая тем самым его выживание. Благодаря эмоциям, живой организм может оценивать вредность или полезность совершаемых им действий с точки зрения возможностей с их помощью удовлетворить свои потребности (например, эмоция страха – убегать, эмоция боли из-за поврежденной конечности – ограничить движения в этой конечности). Если действие удовлетворяет потребность, то возникает положительная эмоция, которая подкрепляет это действие, если не удовлетворяет – отрицательная эмоция, это действие не подкрепляется.

 

²  Безусловно, контролировать свои сексуальные потребности может далеко не каждый кобель, чтобы такое стало возможным, собака проходит очень серьезную дрессировку.

 

 

    Литература

  1. Анохин П.К. Эмоции, БМЭ. – Т. 35. – М., 1964.
  2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М., 1980.
  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
  4. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собрание сочинений в 6 т. – М., 1982. – Т.1. – С. 228-291.
  5. Каплан Дж, Сэддок Г. Клиническая психиатрия. – М., 2005.
  6. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб., 2006.
  7. Кристиан Р. Психосоматическая медицина. – М., 1986.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М. 1975.
  9. Николаева В.В. Психологические аспекты рассмотрения внутренней картины болезней // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской психологии. – Л., 1976, С. 95-98.
  10. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982.
  11. Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М., 2002.
  12. Becesy G. Sensory Inhibition. – Princeton, 1967.

 

 

Ссылка для цитирования

Никольская А.В. Теоретические обоснования возможности применения психосоматического подхода к лечению собак. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 3. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы