Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Английская версия
Приглашение к публикациям
Все выпуски
журнала
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ
ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ

Дусказиева Ж.Г. (Красноярск)

 

 

Дусказиева Жанна Геннадьевна

–  кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии детства Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

E-mail: jossee@mail.ru

 

 

Аннотация. В статье автор раскрывает механизм влияния родительского отношения на развитие и подкрепление психосоматической патологии у детей. Приводятся данные современных отечественных исследователей, изучивших взаимосвязь родительского отношения и психосоматических расстройств у детей, а также результаты собственного исследования, целью которого стало определение родительского отношения матерей и отцов к детям старшего дошкольного возраста, страдающим респираторными заболеваниями 4 и более раз в году. В исследовании приняли участие 120 семей с детьми старшего дошкольного возраста. Определено, что в родительском отношении на фоне гиперсимбиоза, для детей, имеющих частые респираторные заболевания, характерны также высокие показатели инфантилизации (в отношении как мальчиков, так и девочек), а также элементы отвержения со стороны матерей в отношении мальчиков. Данные, полученные в результате исследования, подтверждают, что родительское отношение является важнейшим фактором развития и закрепления психосоматической патологии у детей.

 

Ключевые слова: психосоматика, психосоматическая патология, часто болеющий ребенок, респираторные заболевания, соматизация, родительское отношение, симбиоз, инфантилизация, отвержение.

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

Целый ряд отечественных исследователей (Морозов Г.В., Лебединский М.С., 1972; Басин Ф.В., 1972; Николаева В.В., 1990; Ковалевский В.А., 1997; Байкова И.А., 1999; Фролова Ю.Г., 2003; Старшенбаум Г.В., 2005 и др.) указывает на единство психического и соматического. В проблеме психосоматических взаимоотношений выделяют два аспекта: 1) влияние психических факторов на соматическую сферу человека; 2) влияние соматических факторов на психику человека. Психосоматическая патология развивается и закрепляется в результате особого  механизма взаимоотношений между психикой и телом – это так называемый механизм замкнутого круга: нарушения, возникающие первоначально, например,  в соматической сфере, вызывают изменения в психике, последние же, в свою очередь, становятся причиной дальнейших соматических нарушений. Так, по замкнутому кругу, и развертывается целостная психосоматическая картина заболевания [3-7]. Например, перестройка отношения родителя к ребенку (больше внимания, меньше требований и пр.) в ситуации болезни последнего может вызвать изменение в психической сфере ребенка (его восприятии болезни, мотивации к выздоровлению и пр.), что, в свою очередь, отразится на течении заболевания.

Особое место в современной науке занимает изучение факторов развития психосоматической патологии в детском возрасте. Некоторые современные исследователи выявляют зависимость возникновения и течения соматических заболеваний от особенностей детско-родительских отношений, что подтверждает психогенный характер большинства телесных заболеваний [1-3, 5].

Анализ результатов ряда исследований (Романова О.Л., 1990; Ковалевский В.А.,1997; Урядницкая Н.А., 1998; Варга А.Я., 2000; Писаренко Н.А., 2001; Котова Е.В., 2003; Лифинцева А.А., 2004; Дубовик Е.Ю., 2006) родительского отношения к детям с хроническими соматическими заболеваниями позволил выделить некоторые общие характеристики детско-родительских отношений в таких семьях. Родительское отношение к таким детям характеризуется следующими особенностями: стремлением к симбиотическим отношениям с ребенком, страхом потери ребенка, гиперпротекцией, недостаточностью (или полным отсутствием) требований-обязанностей, имеющихся у ребенка в семье, чрезмерностью требований-запретов, авторитаризмом, неустойчивостью стиля воспитания и стремлением инфантилизировать часто болеющего ребенка, приписывая ему личную и социальную  несостоятельность. Наряду с инфантилизацией, авторитарной гиперпротекцией и, как следствие, психологической инвалидизацией ребенка, нередко наблюдается внешне парадоксальное явление: с одной стороны, матери эмоционально не принимают больного ребенка, но, в то же время, они стремятся к гиперсимбиотическим отношениям с ним. Можно предположить, что существует взаимосвязь между типом родительского отношения и тем, как ребенок может воспринимать свою болезнь, актуальное состояние и перспективы, быть пассивным и активным участником лечения, хорошо или плохо адаптироваться в условиях лечебно-реабилитационного процесса, стремиться к выздоровлению или получать психологические выгоды от своего заболевания.

Исследования В.В. Николаевой (1990), Д.Н. Исаева (1996), Ю.Ф. Антропова, Ю.С. Шевченко (2002), О.Б. Зерницкого (2005) и др. авторов подтверждают влияние родительского отношения на развитие и закрепление психосоматической патологии у детей.

По данным Ю.Ф. Антропова и Ю.С. Шевченко [1], среди психосоматических больных детей с кожной патологией отклонения в воспитании отмечаются в 58% случаев (гиперпротекция – 26,8%, «кумир семьи» – 16,7%, гиперсоциализирующее воспитание – 9,4%), а нарушение системы мать-дитя – у 63% больных. При сердечно-сосудистой патологии у 60% детей выявлены нарушения в воспитании (эгоцентрическое воспитание – 40%, гиперопека – 20%), а нарушения системы мать-дитя – в 57,5% случаев. У детей с респираторными нарушениями в 72,7% случаев наблюдается отрицательное психосоциальное воздействие, связанное, в основном, с неправильным воспитанием по типу «кумира семьи» (33,3%) и гиперопеки (33,3%); нарушение системы мать-дитя отмечается у 60,7% обследованных. Нарушения воспитания отмечаются у 68,9% детей с психогенным нарушением речи (гиперопека – 31%, эгоцентрическое воспитание – 27,7%); нарушения системы мать-дитя – у 52,7% больных.    

 

Целью исследования явилось выявление особенностей родительского отношения к часто болеющим детям 5-7 лет, страдающими респираторными заболеваниями 4 и более раз в году.

Материалы и методы исследования

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе дошкольных образовательных учреждений № 176, № 177 и № 250 г. Красноярска. В исследовании принимали участие 120 детей старшего дошкольного возраста (часто болеющие – 30 мальчиков и 30 девочек, здоровые – 30 мальчиков и 30 девочек), 120 матерей и 108 отцов.

В качестве диагностической методики использовался «Тест-опросник родительского отношения» (Варга А.Я., Столин В.В.).

Результаты исследования и их обсуждение

Установлено, что в семьях с часто болеющими детьми доминирующими типами родительского отношения у отцов (рис. 1) по отношению к мальчикам были симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, а девочкам – симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, инфантилизация. Матери в отношении часто болеющих девочек (рис.2) проявляли симбиоз, инфантилизацию, а в отношении мальчиков – симбиоз, инфантилизацию, отвержение. Следовательно, часто болеющих девочек принимают и инфантилизируют оба родителя, в то время как в отношении часто болеющих мальчиков со стороны матерей наблюдается противоречивое родительское отношение – сочетание сильной привязанности, чрезмерной опеки и эмоционального отвержения. Доминирующими типами родительского отношения со стороны отцов к здоровым детям обоего пола, а также со стороны матерей к мальчикам были кооперация, симбиоз и авторитарная гиперсоциализация, в отношении же здоровых девочек со стороны матерей доминировали симбиоз и кооперация.

При сравнении результатов с помощью X2-критерия Пирсона были выявлены достоверные различия между родительским отношением к часто болеющим и здоровым мальчикам у матерей (р≤0,01) и отцов (р≤0,05), а также к часто болеющим и здоровым девочкам у матерей (р≤0,01) и отцов (р≤0,01).

Анализ результатов показал, что симбиоз как тип родительского отношения преобладал в семьях как со здоровыми, так и с часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста. Тем не менее, в семьях с часто болеющими детьми симбиоз, как правило, сочетался с инфантилизацией ребенка, и это ставило ребенка в позицию слабого независимо от пола.  Инфантилизируя, родители лишают ребенка возможности проявить самостоятельность, инициативу, учиться путем «проб и ошибок», самоутвердиться, а значит – занять высокий социометрический статус в коллективе сверстников, быть успешным. Такие родители стараются все сделать за ребенка, освобождая его от «сложной» деятельности, так как он еще «маленький» и/или «физически ослабленный». Это, в свою очередь, заставляет ребенка снова и снова «бежать в болезнь». Срабатывает механизм психологической защиты – соматизация, помогающий ребенку избежать «отрыва» от матери, самостоятельного принятия решений, взросления и связанной с этим ответственности. Ребенок начинает амбивалентно относиться к болезни, бессознательно (а иногда и частично осознавая) цепляясь за психологические выгоды от своей болезни. Вот так по замкнутому кругу разворачивается психосоматическая картина заболевания у ребенка, подкрепляемая родительским отношением к нему.

 

Рис. 1. Обобщенная характеристика родительского отношения отцов к часто болеющим и здоровым мальчикам и девочкам старшего дошкольного возраста: 1 – отвержение, 2 – кооперация, 3 – симбиоз, 4 – авторитарная гиперсоциализация, 5 – инфантилизация (%)

 

Рис. 2. Обобщенная характеристика родительского отношения матерей к часто болеющим и здоровым мальчикам и девочкам старшего дошкольного возраста: 1 – отвержение, 2 – кооперация, 3 – симбиоз, 4 – авторитарная гиперсоциализация, 5 – инфантилизация (%)

 

Таким образом, полученные результаты исследования детей с часто повторяющимися респираторными заболеваниями (4 и более раз в году) совместно с анализом работ вышеупомянутых современных исследователей позволяют сделать вывод, что родительское отношение является важнейшим фактором развития и закрепления психосоматической патологии у детей.

 

    Литература

  1. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. – СПб.: Речь, 2002. – 560 с.
  2. Зерницкий О.Б. Взаимосвязь родительского отношения с психоэмоциональными состояниями детей с тяжелыми соматическими заболеваниями // Семейная терапия. – 2005, №3. – С. 29-43.
  3. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. – СПб., 1996.
  4. Исаев Д.Н. Формирование внутренней картины болезни у детей и психосоматическая медицина // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2001, №1. – С. 20-26.
  5. Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка. – Красноярск: КГПУ, 1997. – 124 с.
  6. Ковалевский В.А., Урываев В.А. Психология ребенка – пациента соматической клиники. Практикум. – Красноярск–Ярославль, КрасГМА – ЯГМА, 2006.
  7. Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 496 с.

 

Ссылка для цитирования

Дусказиева Ж.Г. Влияние родительского отношения на развитие психосоматической патологии у детей. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010.  N 3. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы