Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Английская версия
Приглашение к публикациям
Все выпуски
журнала
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

НЕВРОТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
В СВЕТЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Приленский Б.Ю., Приленская А.В. (Тюмень)

 

 

Приленский Борис Юрьевич

член редколлегии журнала «Медицинская психология в России»;

– профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии ГОУ ВПО Тюменской медицинской академии.

E-mail: prilensk@mail.ru

 

 

Приленская Анна Владимировна

– кандидат медицинских наук, ассистент кафедры медицинской психологии и психотерапии ГОУ ВПО Тюменской медицинской академии.

E-mail: prilensk@mail.ru

 

 

 

Аннотация. В статье дается попытка рассмотрения многомерности личностных конфликтов с позиции представления о многоуровневой модели сознания К. Уилбера. Показана сложность структуры невротического конфликта и необходимость учитывать границы сознания в психотерапевтической практике.

Ключевые слова: трансперсональная психотерапия, измененные состояния сознания, уровни сознания, психологические конфликты.

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

В последнее десятилетие в России наблюдается значительные изменения в содержании деятельности врача-психотерапевта. Минули те времена, когда под психотерапией обычно у нас принимали гипноз, а интерес к другим ее методам пресекался из-за идеологических соображений или даже из-за психологической неграмотности (Психотерапия, 2000). Примечательно, что именно на фоне нарождающихся рыночных отношений отечественная психотерапия, как самостоятельна врачебная специальность, прошла значительный путь в своем развитии. Имеющийся длительное время неудовлетворенный спрос на психотерапевтические услуги породил рост числа специалистов, хотя и ограниченный в силу имеющихся объективных сложностей в деле их подготовки.

Задача медицинской психологии и психотерапии сегодняшнего дня в широком внедрении новых, эффективных и краткосрочных методов лечения, которые могли бы в немалой степени сэкономить время и материальные средства и вернуть к активной творческой жизни многих пациентов.

Психотерапию обычно подразделяют на динамическую, поведенческую и экзистенциально-гуманистическую. В разной степенью, по мнению Б.Д. Карвасарского (1985), они характеризуются двумя методологическими пороками – биологизацией социального и психологического, и психологизацией социального с неизбежным искажением реальных отношений между человеком и обществом.

Большая часть психотерапевтических методик построена на работе в неизменяемом, ясном состоянии сознания. При этом точкой приложения своих усилий одни психотерапевты видят в устранении симптомов (симптоматическая психотерапия), другие – в изменении поведения (поведенческая психотерапия). При терапии ряда состояний важную роль отводится эмоциям (эмоционально стрессовая провокативная психотерапия). Большие ожидания связаны с работой по изменению неправильного мышления (рациональная, когнитивная психотерапия). Наконец, сфера вытесненных влечений – это вотчина психоанализа. Личностно-ориетированная психотерапия направлена на работу с личностью пациента.

Параллельно с распространением и увеличением числа методов в психотерапии наметился теоретический кризис, связанный с отсутствием наиболее общей, универсальной концепции, позволяющей объяснить ее эффективность. Это во многом связано с тем, что в психотерапии недостаточно внимания уделяется изучение проблемы сознания. Человек всегда больше, чем сумма его частей. Изучение составных частей никогда не приводит к смыслу, поскольку он не является причинно обусловленным, а порожден личностью, превосходящей все свои компоненты (И. Ялом, 1999). В настоящее время существует необходимость развития интегрирующих и преобразующих методов, адресованных различным аспектам человеческой природы: соматическому, аффективному, когнитивному, волевому и трансперсональному (М. Мерфи, 1996).

Отдельные психологические функции интегрируются понятием сознание. И неслучайно со страниц многих руководств по психотерапии звучит призыв интегрировать опыт, полученный в процессе психотерапии, осознать получаемые переживания для достижения отчетливого, явного понимания ранее неосознаваемых аспектов и взаимосвязей собственной психической жизни. Осознание в более широком смысле означает формирование адекватного понимания других людей и окружающего мира (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998).

К. Уилбер (1998) отмечает наметившуюся тенденцию к возрастанию интереса к школам и методикам, нацеленным на работу с сознанием. Измененное состояние сознания – это возможность, предусмотренная человеческой природой, расширить границы сознания, это возможность перейти на более высокий уровень сознания за очень короткое время. Измененное состояние сознания – это качественный скачок сознания, подобный тому, который совершает электрон, получивший дополнительную энергию, переходя на более высокий уровень. В.Ю. Завьялов (1999) отмечает, что изменение сознания происходит во всех случаях реорганизации взаимоотношений человека с окружающим миром. Способность сознания человека непрерывно меняться есть гарантия непрерывной адаптации к изменениям, происходящим в мире. Наиболее примечательной и полезной функцией транса (состояния измененного сознания) является временное выключение обычной защитной системы личности. Как известно, в защитную систему входят различные психологические маневры, защищающие человека от «лишней информации» о мире и о самом себе. К ним относятся: игнорирование или отрицание неприятных фактов, искажение смысла происходящего, «кодирование» информации, когда вместо отчетливых представлений личность перерабатывает телесные симптомы – так называемая конверсия психического в телесное и пр. Психологическая защита спасает личность от переживаний и чувств, но при этом значительно ограничивает возможности человека, стандартизирует его поведение, тормозит творчество. Поэтому измененное состояние сознания можно рассматривать как вполне естественное и необходимое состояние обновления нервно-психической картины мира.

Измененное состояние сознания переносит человека в иную реальность, где нет жестких ограничений, которые сознание наложило на него, где есть возможность для переструктурирования опыта, понимания окружающего мира, где есть необходимые условия для нового восприятия окружающего мира и своего места в нем (М.Н. Гордеев, 2001).

Все чаще специалист, работающий в клинике неврозов, встречается с невротическими состояниями, в клинических проявлениях которых одновременно присутствуют симптомы разных форм неврозов (так называемая недифференцированная форма невроза). Возможно, это объясняется тенденцией к многомерности личностных конфликтов, которую отмечают в настоящее время социальные психологи (Б.Д. Карвасарский, 1990). Предлагаемая схема дает возможность увидеть множество вариантов внутриличностного конфликта. Многоуровневый анализ психологического конфликта позволяет более полно понять его природу и выработать адекватную стратегию при работе с психологическими механизмами, лежащими в его основе.

В процессе изложения материала мы структурировали проводимую психотерапевтическую работу, исходя из модифицированной модели сознания К. Уилбера. Мы прекрасно осознаем, что это разделение целостного процесса будет выглядеть несколько искусственным, но для понимания происходящего в процессе психотерапии представляется важным. Предложенные уровни сознания можно представить в виде следующей схемы (модификация схемы К. Уилбера), которая представлена на Рисунке № 1.

 

 

Рисунок № 1. Модифицированная схема спектра сознания

 

Границы, представленные на рисунке – это искусственные барьеры между различными уровнями сознания. Постоянный самоконтроль приводит к искусственному сужению сознания, фиксации его на обыденном, неизменном уровне (уровне Маски). Это позволяет хорошо адаптироваться, но адаптация эта – в жестких границах, определенными конкретными обстоятельствами социума.

Таким образом, структуру психологических конфликтов с точки зрения спектра сознания можно представить в виде сложного многоуровневого образования.

 

1. Конфликты уровня «Маски».

Личность условно можно разделить на социально обусловленные поведенческие реакции «Маску» и неосознаваемую подструктуру личности «Тень». Как нам представляется, Маска – конструкция не столь монолитная, целостная. Психологическое консультирование уже на этом уровне целесообразно не ограничивать работой с симптомами, «неправильными мыслями» и «неправильным поведением». В структуре «Маски», по нашему мнению, можно выделить три составных части, которые могут вступать в конфликтные отношения друг с другом:

«Маска Долга» – роль, которую я вынужден играть, подчиняясь обстоятельствам.

«Маска Желаний» – это желания и потребности, которые дозволительно иметь в цивилизованном обществе.

«Маска Целесообразности» – «адаптивный» стиль поведения.

 

 

Рисунок № 2. Схема конфликтов уровня маски («Театр Масок и Теней»).

 

«Теневые структуры» становятся резервуаром, в котором бурлят отвергаемые страсти, желания, потребности и мотивы. Поскольку «Тень» не осознается, то и непредсказуемо для индивидуума ее влияние. Конфликт приобретает «многомерность», объемность. Количество вариантов, если учитывать все возможные сочетания, при этом значительно возрастает. В этом своеобразном «Театре Масок и Теней» разыгрываются многие истинные человеческие страсти, драмы и трагедии между демонстрируемыми частями – «Маской» и отвергаемыми, скрытыми от себя и от посторонних глаз областями – «Тенью». Зловещий, порой трагичный и даже патологический характер этих отношений обусловлен именно скрытостью от постороннего наблюдателя и самого индивида истинных причин, двигающих видимые на сцене сознания фигуры – «Маски».

Уже на этом уровне можно отметить проявления классических вариантов невротического конфликта:

  • Неврастенический конфликт представляет собой противоречие между возможностями личностями, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе – с другой.
  • Истерический конфликт определяется, прежде всего, чрезмерно завышенными претензиями личности, всегда сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих.
  • Обсессивно-психастенический конфликт обусловлен, прежде всего, противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.

2. Психологические конфликты уровня Эго.

Второй уровень психологического конфликта – это конфликт в системе «Эго».  Для понимания структуры этих конфликтов мы используем положение Э. Берна об Эго-образованиях в виде Родителя, Взрослого, Дитя. Конфликтные взаимодействия между этими Эго-образованиями можно представить в виде следующей схемы:

 

 

Рисунок № 3. Схема психологических конфликтов в системе «Эго».

  • Обсессивно-психастенический конфликт обусловлен, прежде всего, противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.
  • Истерический конфликт определяется, прежде всего, чрезмерно завышенными претензиями личности, всегда сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих.
  • Неврастенический конфликт представляет собой противоречие между возможностями личностями, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе – с другой.

3. Психологические конфликты уровня «Тела».

Конфликтные взаимодействия между функциональными образованиями «Эго» и «Реальным Телом» можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 4. «Реальное тело», благодаря базовому конфликту «Эго», расщеплено.

«Осознаваемое Тело»   та часть психологии телесности человека, которая одобряется социумом и осознается индивидуумом; «Тень Тела»   та часть психологии телесности человека, которая явно или неявно считается «плохой» с точки зрения социума и индивидуума и уходит за пределы активного внимания.

Эти конфликтные отношения можно представить в виде схемы (см. рисунок № 4).

 

 

Рисунок № 4. Схема психологического конфликта системы «Эго» – «Тело».

 

Можно выделить следующие возможные варианты «Конфликта Телесности»:

  • Обсессивно-психастенический конфликт телесности – это широко распространенная в настоящее время так называемая «ипохондрия здоровья» – использование разнообразных систем оздоровления, очистки организма, соблюдение разнообразный диет, употребление разнообразных пищевых добавок.
  • Истерический конфликт телесности – это невозможность получить удовольствие, наслаждение и радость от своего тела. Есть определенный разумный предел на получение удовольствий, связанный как с физиологическими, так и с психологическими ограничениями.
  • Неврастенический конфликт телесности – это проблемы личности, живущей во имя прагматических целей (деньги, карьера, успех), в результате забывающего о реальных телесных потребностях. В результате тело начинает жить как автомат, как робот, ограниченное рамками целесообразности.

4. Психологические конфликты межличностного уровня.

Следующий уровень психологического конфликта – это межличностный. В.Н. Мясищев (1960) выделяет следующие основные классы или подсистемы отношений: отношение к миру явлений и предметов, отношение к другим людям, отношение к себе.

Взаимодействие между личностью в целом и социальным окружением можно представить в виде следующей схемы (рисунок 5). В центре этой схемы находится Я (целостное или раздробленное Эго). Я окружено следующими образованиями: Ты (близкие люди, семья, знакомые, друзья, сотрудники, соседи), Они (незнакомые, посторонние люди) и Труд (деятельность, которой занимается человек).

 

 

Рисунок № 5. Схема межличностных психологических конфликтов.

 

  • Конфликт между позициями «Я» и «Ты» своими корнями уходит в детство и приводит к формированию комплекса неполноценности.
  • Конфликт между позициями Я и Они также уходит корнями в проблемы самооценки.
  • Конфликт между позициями Я и Труд. Труд представляет реализацию ядра личности, его иерахизированных мотивов, как основных побудителей деятельности.

5. Надличностный уровень психологического конфликта.

По-видимому, по мере расширения сознания индивидуума возрастает значение препятствий в процессе самореализации.

 

 

Рисунок № 6. Структура психологических конфликтов надличностного уровня

 

На этом уровне можно выделить следующие базовые конфликты надличностного уровня (рисунок 6):

  • Трансперсональные конфликты связаны с негативным перинатальным опытом и отрицаемым опытом коллективного бессознательного.
  • Экзистенциальные конфликты обусловлены переживанием потери основного смысла существования, низведением любви до низшей ступени на лестнице, с превращением ее в способ подчинения слабых, отсутствием свободы воли.
  • Конфликты в гуманистической сфере – это нерешенные в процессе индивидуального развития препятствия в развитии личности.

6. Конфликты уровня Духовности.

Проявлению истинной духовности, как видно из рисунка № 7, препятствуют идеологические, философско-научные и конфессиональные догмы. Догматический вал, окружающий индивидуума – это квинтэссенция невротических механизмов, препятствующих дальнейшему личностному духовному росту. Итак, на пути формирования духовности можно выделить следующие конфликты:

  • конфликт между картиной миром и научно-философскими догматическим сужением
  • конфликт между картиной миром и религиозными догмами
  • конфликт между картиной мира и идеологическими ограничениями

 

 

Рисунок № 7. Конфликты уровня Духовности.

 

Предлагаемый анализ спектра психологических конфликтов позволяет более полно понять природу и механизмы психологического  конфликта. Это представляется важным для выработки адекватной психотерапевтической стратегии при работе с неврозами и заболеваниями, в основе которых лежат невротические механизмы (психосоматические заболевания, поведенческие расстройства, расстройства личности).

Любопытно, что, судя по описанию вершинных переживаний, моментов самоактуализации, люди при этом настолько погружены в определенную деятельность, что теряют чувство времени и места. Похоже, что пиковые переживания по А. Маслоу, очень тесно связаны с состояниями расширения сознания. Так называемый личностный рост и появление метапотребностей также, по-видимому, связаны с расширением сознания (осознанием). Иными словами, самоактуализировашиеся люди, имеющие метапотребности – это люди, свободные от ограничений обычного, неизменяемого состояния сознания.

 

 

Рисунок № 8. Иерархия потребностей по А. Маслоу и спектр сознания.

 

Метамотивация невозможна, пока человек адекватно не удовлетворит дефицитарные потребности более низкого уровня. Если сопоставить иерархию потребностей А. Маслоу (1997) и происходящий в процессе трансперсональной психотерапии процесс расширения сознания, то можно увидеть, что именно расширение сознания – необходимое условие появления метамотиваций (см. рисунок 8).

 

    Библиография

  1. Гордеев М.И. Классический и эриксоновский гипноз. – М., 2001.
  2. Завьялов В.Ю. Необъявленная психотерапия.   М., 1999.
  3. Карвасарский Б.Д. Неврозы. Руководство для врачей. Изд.-е 2-е, перераб. и доп. – М., 1990.
  4. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985.
  5. Кен Уилбер. Никаких границ. – М., 1998.
  6. Маслоу А. Психология бытия. – М. – К., 1997.
  7. Мерфи М. Интегрирующие практики: тело, сердце и разум. // Пути за пределы «Эго» / Под ред. Р. Уолша и Ф. Воон. – М., 1996. – С. 196-198.
  8. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 1998.
  9. Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2000.
  10. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М., 1999.

 

Ссылка для цитирования

Приленский Б.Ю., Приленская А.В. Невротический конфликт в свете трансперсональной психотерапии. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 3. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы