Основная характеристика работы
Актуальность работы. Значение
психологических факторов в этиологии и патогенезе хронических неинфекционных
соматических заболеваний является одним из ключевых вопросов психосоматики как области междисциплинарных исследований
и клинической практики. Исследования свидетельствуют о
возможности влияния острого и хронического эмоционального стресса, а также
определенных индивидуально-психологических особенностей человека в комплексе
с другими предрасполагающими условиями на риск развития соматической
патологии (Губачев Ю.М., Стабровский
Е.М., 1981; Тополянский В.Д., Струковская
М.В., 1986; Исаев Д.Н., 2000; Сидоров П.И. с соавт.,
2006).
Особое значение
данная проблема приобретает в связи с задачами профилактики нарушений
здоровья в детском возрасте, что определяется, с одной стороны, растущей
заболеваемостью среди детей и подростков, общим снижением уровня их здоровья,
а с другой стороны – негативным влиянием соматических расстройств на их
психическое развитие и социальную адаптацию. Согласно
данным Министерства Здравоохранения РФ только за период с 1992 по 2002 годы
заболеваемость детей в возрасте до 14 лет (заболевания с впервые
установленным диагнозом) возросла на 42,5%. С 2001 года ведущие места в
структуре заболеваемости стали занимать травмы, отравления, болезни органов
пищеварения, кожи и подкожной клетчатки, костно-мышечной системы (Минздрав:
Основные характеристики
и тенденции состояния здоровья детей (1992-2002 годы)).
Центральное
место в структуре хронических соматических расстройств детского возраста
занимают нарушения пищеварения: по эпидемиологическим
данным каждый седьмой ребенок в РФ (то есть 150 детей из 1000) имеет то или иное заболевание системы пищеварения,
причем реальная заболеваемость, по оценкам специалистов, значительно
превышает официальные показатели (Материалы 9-го Международного
Славяно-Балтийского научного форума «Санкт-Петербург-Гастро
– 2007»). Предшкольный
возраст рассматривается как наиболее сенситивный в плане развития первых
симптомов и нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта (Баранов
А.А., Гринина О.В., 1981; Исаев Д.Н., 1996).
Исследования
свидетельствуют о взаимозависимости факторов биологического и психосоциального
уровней в развитии нарушений здоровья в детском возрасте, в том числе
расстройств пищеварения. Общепризнанной является роль
психогенных факторов, как в развитии соматической патологии, так и в
формировании условий и предпосылок для нарушения здоровья детей (Исаев Д.Н.,
1988, 1989, 1990, 1991, 1996, 2000, 2003; Ананьев В.А., 1996, 1998, 2001, 2002; Кулаков С.А., 2003, 2007;
Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С., 2000, 2002; Скумин В.А., 1988 и др.).
Особая роль в этом плане отводится психогенным факторам, связанным с
особенностями семейного функционирования и условиями воспитания ребенка.
Нарушение семейных взаимоотношений, низкий уровень педагогической
компетентности родителей, блокирование социально-эмоциональных потребностей
ребенка в семье повышает риск дисгармоничного развития его личности. На фоне
хронической психической травматизации ребенка в
семье типично развитие не только невротических, но и психосоматических
расстройств (Захаров А.И., 2000; Исаев Д.Н., 2000; Спиваковская
А.С., 1988).
Известно,
что в детском возрасте симптоматика зачастую неспецифична, чаще всего она
является результатом не органических, а функциональных нарушений. Но и эти
нарушения изменяют реактивность детского организма, создают условия для
дисгармонического развития. Задолго до появления явных соматических
расстройств, у детей обнаруживается стойкое эмоциональное напряжение (Исаев
Д.Н., 2000, 2003). Это обстоятельство определяет высокую актуальность раннего
выявления признаков психоэмоционального
неблагополучия и предболезненных состояний у детей,
распознавания психосоциальных факторов риска развития
нарушений здоровья. Такая диагностика является необходимым условием
своевременного осуществления целенаправленных психокоррекционных
мероприятий в комплексе мер по предупреждению психосоматических заболеваний у
ребенка. Решение данной задачи представляется тем более значимым, что работа
по оказанию медико-психологической помощи детям, как правило, начинает
проводиться при выраженных патологических симптомах, когда заболевание уже
доставляет страдания ребенку и оказывает негативное влияние на его
социально-психологическую адаптацию.
Определение
ранних диагностических признаков неблагополучия в психосоматическом развитии
ребенка, оценка роли психогенных (прежде всего, семейных) факторов в развитии
у него нарушений здоровья является необходимым условием научно обоснованного
психологического вмешательства в системе профилактических и лечебных
мероприятий. Изучению данной проблемы в связи с задачами обоснования
направлений профилактики нарушений здоровья у детей старшего
дошкольного возраста посвящено настоящее исследование.
Цель
исследования – выявление
психогенных факторов риска нарушений здоровья у детей старшего дошкольного
возраста в связи с задачами первичной и вторичной профилактики.
В соответствии с целью исследования были поставлены
следующие задачи:
1)
Провести
клинико-психологическое и экспериментально-психологическое исследование
особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения детей с расстройствами
пищеварения разной степени выраженности в сравнении с практически здоровыми
детьми.
2)
Провести
клинико-психологическое и экспериментально-психологическое исследование
семейных взаимоотношений, родительских установок и преобладающих
воспитательных стратегий в семьях детей старшего дошкольного возраста с
расстройствами пищеварения в сравнении с семьями детей без нарушений здоровья.
3)
Проанализировать
соотношение особенностей воспитания, родительских установок и семейных
взаимоотношений с характеристиками эмоционально-волевой сферы и клиническими
характеристиками детей старшего дошкольного возраста с нарушениями здоровья.
4)
Определить
психодиагностические критерии для определения группы риска в отношении
развития нарушений здоровья среди детей старшего дошкольного возраста.
5)
Обосновать направления
психологической коррекции в системе профилактики нарушений здоровья у детей
старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: специфические
особенности семейного воспитания и семейных взаимоотношений повышают риск
развития нарушений здоровья у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования
составили: теоретические положения онтогенетической
концепции структурного аттрактора болезни (Ананьев В.А.); принципы
диагностики, профилактики и лечения психосоматических нарушений у детей
(Исаев Д.Н., Захаров А.И.); концепция нарушения семейного функционирования (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.).
Объект
исследования: 74 ребенка с
нарушениями пищеварения, 139 условно здоровых детей, 196 родителей (113
матерей и 83 отца).
В ходе исследования
контрольная группа была разделена на две подгруппы: «условно здоровые» (68
детей) и «условно здоровые с жалобами» (71 ребенок). Обобщенные сведения об
обследованных детях представлены в Таблице 1.
Критериями
соматического благополучия и неблагополучия детей были объективные данные
медицинской диагностики, а также данные самоотчетов о состоянии здоровья,
самочувствии и качестве жизни. Основанием для включения ребенка в
экспериментальную группу был установленный врачом-педиатром заключительный
диагноз в медицинской карте. Экспериментальную группу составили дети со
следующими диагностированными расстройствами: дискинезия
желчевыводящих путей (58%), дисбиоз кишечника (32%),
гастродуоденит (10%). Давность развития
заболеваний у детей данной группы 1 – 2 года.
В группу
условно здоровых были включены дети, которые на
момент исследования (после осмотра врачами-педиатрами и медицинского обследования)
не имели верифицированного диагноза какого-либо хронического заболевания.
Общее самочувствие детей оценивалось как удовлетворительное.
Группу условно здоровых с жалобами составили дети,
состояние здоровья которых на момент исследования оценивалось клинически как
удовлетворительное, но в течение последних 3-6 месяцев дети периодически ощущали
некоторые соматические недомогания и предъявляли жалобы на дискомфорт в
области пищеварительного тракта. У детей отмечались эпизодические боли в
животе, потеря аппетита, запор, диарея, тошнота. Данные явления имели
непостоянный характер. При клиническом обследовании у детей данной группы
патологических изменений в организме выявлено не было.
Большинство
детей (81% детей с нарушениями пищеварения, 90% условно здоровых детей с
жалобами на соматическое недомогание и 85% здоровых детей) воспитывались в
полных семьях. Социально-демографические характеристики семей отражены в
Таблице 2.
Предмет исследования: эмоциональная
сфера и особенности микросоциальной среды у детей
старшего дошкольного возраста с нарушениями здоровья.
Методы исследования. Основными
методами исследования были теоретический анализ научной литературы,
клинико-психологический метод и экспериментально-психологический метод.
Клинико-психологический метод включал
в себя клинико-биографический метод (анализ медицинских карт), наблюдение и психодиагностическую
беседу (полуструктурированное интервью с родителями
и ребенком).
Экспериментально-психологический
метод представлен методическим комплексом из следующих методик:
♦
методика для изучения фрустрационных
реакций С.Розенцвейга (детский вариант);
♦
методика «Лесенка» для исследования
самооценки;
♦
«Цветовой
тест М.Люшера»;
♦
методика для оценки детской тревожности «Выбери
нужное лицо»;
♦
методика для исследования подверженности
страхам «Скажи, боишься ли ты…»;
♦
опросник для оценки
родительских установок РАRI (Parental Attitude
Research Instrument);
♦
опросник «Анализ
семейных взаимоотношений» (АСВ).
Обработка эмпирических данных осуществлялась с
помощью методов математической статистики. В исследовании использовались
дескриптивный, факторный, кластерный и дискриминантный
анализ. Математико-статистическая обработка осуществлялась с помощью пакета
прикладных программ STATISTICA 6.0.
Научная
новизна.
В диссертационной работе впервые проведено системное
медико-психологическое исследование психосоматических соотношений в процессе
развития нарушений здоровья у детей старшего дошкольного возраста.
Разработаны психодиагностические
критерии для выделения групп риска среди детей старшего дошкольного возраста
в отношении развития нарушений здоровья.
На модели
нарушений пищеварения выявлены особенности эмоционально-волевой сферы детей с
предболезненными состояниями и клинически выраженными
нарушениями здоровья, определены характеристики микросоциальной
среды, способствующие развитию психосоматических расстройств в детском возрасте.
На основании полученных результатов
обоснованы направления и содержание психопрофилактической и психокоррекционной работы с детьми старшего дошкольного
возраста и их родителями для предупреждения развития нарушений здоровья.
Теоретическая значимость заключается
в экспериментальном обосновании научных представлений о значении определенных
аспектов семейного воспитания в развитии нарушений здоровья у детей старшего
дошкольного возраста.
Результаты исследования позволяют
уточнить научно-теоретические представления об особенностях психического
развития детей старшего дошкольного возраста с различным уровнем здоровья.
Использование принципов системного
подхода в исследовании психогенных
факторов нарушений здоровья у детей старшего дошкольного возраста позволяет
расширить представления о специфике психосоматических соотношений в данной
возрастной группе.
Практическая значимость. Результаты
анализа особенностей эмоционально-волевой сферы и семейного воспитания детей
старшего дошкольного возраста с нарушениями здоровья позволили обосновать
направления и содержание психопрофилактической и психокоррекционной
работы с данным контингентом.
В ходе
исследования была разработана и внедрена в систему санаторно-курортного
лечения программа психодиагностических и психокоррекционных
мероприятий для раннего выявления и снижения риска нарушений здоровья у детей
старшего дошкольного возраста.
Приведенные
в диссертации теоретические обобщения и эмпирические данные могут быть
использованы в системах дошкольного образования и здравоохранения для
организации программ комплексной первичной и вторичной профилактики нарушений
здоровья в детском возрасте.
Основные положения, выносимые на защиту:
1.
Дети старшего дошкольного возраста с
нарушениями здоровья характеризуются специфическими особенностями развития
эмоционально-волевой сферы, заключающимися в повышенной по сравнению со
здоровыми сверстниками эмоциональной лабильности и подверженности страхам, в
наличии нехарактерных для данного возраста страхов, пониженной самооценке,
преобладании неконструктивных способов преодоления фрустрирующих
ситуаций.
2.
Специфические условия семейного воспитания:
конфликтность в семейных взаимоотношениях, воспитательная неуверенность и гиперпротекция со стороны матери, недостаточная
вовлеченность отца в процесс воспитания, оказывая влияние на
эмоционально-волевую сферу детей старшего дошкольного возраста, способствуют
развитию у них нарушений здоровья.
3.
Примененный в исследовании комплекс
психодиагностических методов позволяет выделять среди детей старшего
дошкольного группы риска в отношении развития нарушений здоровья и
индивидуализировать методы психологической коррекции и психопрофилактики.
Апробация работы. Результаты
исследования представлены на VI
Всероссийской конференции «Психология в школе: практический психолог –
профессия нового века» в 2003 г. (Санкт-Петербург). Результаты диссертационного
исследования отражены в научных сборниках статей под редакцией академика
РАЕН, доктора педагогических наук, профессора Г.П. Корнева «Проблемы
интеграции учебных заведений в системе непрерывного образования», Самара:
СГПУ, 2000; «Теоретико-методические аспекты профессионального образования»
Самара: СГПУ, 2002. Результаты исследования представлены в научном журнале
«Известия Российского государственного педагогического университета им.
А.И.Герцена», 2007.
По теме
диссертации опубликовано 6 работ.
Результаты
диссертационного исследования внедрены в систему профилактических мероприятий
санатория-профилактория «Прилесье» ОАО «АВТОВАЗ» города
Тольятти Самарской области.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 4-х глав,
заключения и выводов, изложенных на 176 страницах компьютерного набора,
содержит 23 таблицы, 8 рисунков, указатель литературы, включающий 285
источников (из них 246 - на русском и 39 – на иностранных языках), и 10
приложений.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность
проблемы исследования, определяется цель, гипотеза, задачи, объект и предмет,
характеризуются методологические основы исследования, раскрывается научная
новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются
положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Общие закономерности
психофизического развития и факторы нарушения здоровья в детском возрасте»
посвящена анализу и обобщению теоретических представлений и результатов
эмпирических исследований по проблеме психосоматического развития, факторов и
механизмов развития психосоматических расстройств у детей старшего дошкольного
возраста.
В параграфе 1.1. «Психофизическое
развитие детей в дошкольном возрасте» рассматриваются возрастные особенности
психического развития в старшем дошкольном возрасте. Представлены взгляды Л.И.Божович,
Л.С.Выготского, А.В.Запорожец, Э.Эриксона, Н.И. Непомнящей и других исследователей на
проблему психофизического развития детей в период возрастного кризиса 6-7
лет. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что старший дошкольный
возраст является сенситивным как в отношении развития социально-адаптивных
способностей ребенка, так и формирования нарушений здоровья. В параграфе
отмечается, что данный возрастной период представляет особую значимость для выявления
психогенных факторов риска нарушений здоровья у детей старшего дошкольного
возраста в связи с задачами первичной и вторичной профилактики.
В параграфе 1.2. «Особенности
психического развития детей с ослабленным здоровьем» рассматриваются
особенности социо-эмоционального развития детей,
страдающих соматическими нарушениями. По мнению ученых, болезнь сужает пространство
возможной активности человека, создает дефицитарные
условия для развития его личности, может привести к появлению новообразований
как нормального, так и патологического типа. Дети с соматическими заболеваниями,
как считают исследователи, заслуживают особого внимания, так как болезнь
может оказаться причиной затрудненного развития, дополнительных стрессов,
которые оказывают негативное влияние на адаптивные возможности ребенка. В
параграфе представлены известные классификации функциональных расстройств у
детей, описаны особенности их проявлений.
В параграфе 1.3. «Значение
биологических и психосоциальных факторов в развитии нарушений здоровья у
детей» описаны теории и результаты исследований, раскрывающие значимость
влияния биологических и психологических факторов в формировании нарушений здоровья
у детей. В параграфе рассматриваются концепции, раскрывающие роль
психосоциальных факторов в патогенезе нарушений здоровья у детей, особое
внимание уделяется условиям воспитания и семейным взаимоотношениям. Подчеркивается,
что семья как среда первичной социализации ребенка во многом определяет формирующееся
мировоззрение ребенка, способы взаимодействия с людьми, систему установок и отношений,
оказывает существенное влияние на формирующуюся личность ребенка и сферу его
психического и соматического здоровья. В параграфе приведены различные
классификации негармоничных типов и патогенных факторов семейного воспитания.
Проведенный анализ научной литературы позволил сделать вывод о
необходимости более глубокого изучение вопроса влияния семейных
взаимоотношений на здоровье детей в старшем дошкольном возрасте, уточнения
диагностических критериев их эмоционального неблагополучия ребенка в предболезненном состоянии для своевременного проведения
профилактической и психокоррекционной работы.
Вторая глава «Организация и методы
исследования психогенных факторов нарушения здоровья у детей старшего
дошкольного возраста» посвящена описанию организации
исследования психогенных факторов нарушения здоровья у детей старшего
дошкольного возраста – программе, целям и задачам исследования,
характеристике объекта, принципам формирования основной и контрольных групп.
Изложены методологические и методические основы исследования, применяемые психодиагностические
процедуры, методы и методики. Описаны методы математико-статистического
анализа данных, использованные в соответствии задачами и особенностями материала
исследования.
В третьей главе «Результаты исследования и
их обсуждение» представлены и проанализированы основные результаты
исследования.
В параграфе 3.1. третьей главы «Клинико-психологическая
характеристика эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста
с разным уровнем здоровья» приведены результаты сравнительного анализа
особенностей эмоционально-волевой сферы детей с разным уровнем здоровья по
отчетам родителей и результатам экспериментально-психологического
исследования. Установлены существенные различия между здоровыми детьми и детьми
с нарушениями пищеварения на разной стадии развития заболевания.
Анализ
биографических данных позволил составить предварительную
клинико-психологическую характеристику обследуемых детей. Для выявления
достоверных различий по результатам, полученных в ходе беседы с родителями о
развитии детей, был проведен сравнительный анализ.
Результаты
исследования показали, что группы детей с разным уровнем здоровья достоверно
не различаются по показателям успешности адаптации к дошкольному учреждению,
общительности, подверженности нарушениям сна и простудным заболеваниям.
При анализе
результатов беседы с родителями было установлено, что дети с нарушениями
здоровья характеризуются повышенной (по сравнению со здоровыми детьми)
эмоциональной неустойчивостью, отстают от сверстников в познавательном
развитии, подвержены нарушениям вегетодистонического
характера. В наибольшей мере указанные особенности характерны для детей с жалобами на соматические
недомогания (в состоянии предболезни).
Особенности
развития детей с разным уровнем здоровья, выявленные в ходе беседы с
родителями, и имеющие достоверные различия (p < 0,05) представлены в Таблицах 3
и 4.
Для
уточнения биографических данных и выявления особенностей эмоционально-волевой
сферы у старших дошкольников с разным уровнем здоровья было проведено
экспериментально-психологическое исследование, в результате которого определены
параметры, имеющие достоверные различия (p < 0,05). Показатели развития эмоционально-волевой сферы у
старших дошкольников, по которым выявлены достоверные различия у детей с
разным уровнем здоровья, отражены в Таблице 5.
Результаты
исследования уровня активированности с использованием «Цветового теста М.
Люшера» подтвердили
биографические данные родителей о повышенной эмоциональной
неустойчивости больных детей. Сравнение результатов детей с разным уровнем
здоровья позволило заключить, что повышенная возбудимость и эмоциональная
напряженность отмечается преимущественно у детей с нарушением пищеварения.
Сравнительный
анализ результатов исследования тревожности
с помощью методики «Выбери нужное лицо» не выявил достоверно значимых
различий между детьми с разным уровнем здоровья, однако на уровне тенденции
отмечалась повышенная тревожность у условно здоровых детей с жалобами на
соматические недомогания. Для более глубокого и дифференцированного анализа
эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем
здоровья была использована методика исследования подверженности страхам. По результатам исследования было
установлено, что дети с нарушениями здоровья достоверно в большей мере
подвержены страхам. Кроме того, у
детей отмечаются страхи, в целом не характерные для данного возрастного
периода: социальные (ровесников), медицинские (боли) и другие страхи, которые
могут оказывать неблагоприятное влияние на развитие коммуникативной сферы
ребенка и в дальнейшем препятствовать адаптации к условиям школьного
обучения.
Подверженность
страхам, отражая эмоциональную неустойчивость и ранимость детей, может
выступать в качестве фактора риска развития нарушений
здоровья. Для более углубленного изучения темы страхов, установления
взаимозависимости между страхами, показателем подверженности страхам и уровнем
тревожности у детей экспериментальной и контрольных групп был проведен
кластерный анализ. Кластерный анализ детских страхов вместе с показателем
подверженности страхам и уровнем тревожности позволил сгруппировать данные психодиагностические
характеристики. Результаты исследования показали, что при развитии нарушений
здоровья у детей старшего дошкольного возраста типичные страхи начинают
«переплетаться» со страхами, нетипичными для данного возраста. Полученные
результаты свидетельствуют о том, что состояние психического напряжения в
старшем дошкольном возрасте выражается преимущественно через увеличение
количества и разнообразие страхов.
Выявленные
специфические особенности эмоциональной сферы детей могут отчетливо
проявляться в личностных реакциях на фрустрирующие
ситуации. Это предположение подтвердили результаты применения методики
изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. По
результатам исследования были выявлены достоверные различия между
преобладающими способами реагирования на фрустрацию у детей с разным уровнем
здоровья.
Для детей с
признаками предболезненного состояния оказались в
значительно большей мере, чем для детей двух остальных групп, характерны
реакции с фиксацией на препятствии и на самозащите при повышенном уровне
агрессивности. Отличительной особенностью реагирования на фрустрацию у детей
с нарушениями пищеварения явилось смещение баланса агрессивности вовне.
Полученные
данные позволяют заключить, что у детей с нарушениями здоровья снижена фрустрационная толерантность. Характерная для детей с
нарушением пищеварения эмоциональная неустойчивость, готовность к действию приводит
в ситуации фрустрации к отреагированию
эмоционального напряжения вовне. Дети же с признаками предболезненного
состояния при общей повышенной возбудимости, испытывая в ситуации фрустрации
эмоциональное напряжение, преимущественно его подавляют.
Результаты
исследования особенностей реагирования условно здоровых детей с жалобами на
соматические недомогания в конфликтных ситуациях позволили предположить, что
дети данной группы испытывают неуверенность в собственных силах, трудности в
самовыражении. Это предположение подтвердили результаты исследования самооценки детей.
Сравнительный
анализ показал, что самооценка условно здоровых детей с жалобами на
соматические недомогания достоверно (р<0,05)
ниже, чем у здоровых детей и детей с клинически выраженными нарушениями
пищеварения. Принимая во внимание биографические данные и результаты
исследования уровня активированности, тревожности,
способов реагирования в ситуациях фрустрации, можно заключить, что сниженная
самооценка препятствует свободному выражению чувств ребенка, проявлению
активности и решительности в ситуациях фрустрации. Это, по-видимому, приводит
к тому, что ребенок подавляет агрессивные побуждения и уходит из неразрешенных
конфликтных ситуаций, сохраняя высокое эмоциональное напряжение.
Для
исследования отношения детей с
разным уровнем здоровья к членам своей
семьи использовался «Цветовой тест М.Люшера». Параметры,
имеющие достоверные различия представлены в Таблице 6.
Полученные
результаты свидетельствуют о том, у детей с нарушением пищеварения
преобладает потребность в общении с обоими родителями, которая, по-видимому,
замещает проблематичное общение со сверстниками и свидетельствует о
стремлении ребенка к чувству защищенности и уверенности.
У условно
здоровых детей выраженной потребности в общении с родными не выявлено: дети
данной группы имеют разнообразные контакты со сверстниками и не испытывают
социальной неуверенности. По результатам исследования дети с жалобами на
соматические недомогания в целом отмечается недостаток контактов,
удовлетворяющих их эмоциональные потребности.
Результаты
проведенного исследования показали, что негативные изменения в поведении и
социальной адаптации детей сопровождаются нарастанием психо-эмоционального
напряжения, которое в свою очередь
может выступать как индикатор напряженности механизмов адаптации.
Изменения в поведении ребенка могут быть показателем имеющегося
психосоматического дискомфорта, вызванного эпизодическими или хроническими
негативными переживаниями. При этом внутренняя готовность к
активным действиям у детей с жалобами на соматические недомогания еще
не сформирована (уровень активированности в норме)
и, возможно, снижение эмоционального напряжения происходит в большей степени
за счет использования ребенком тактик «ухода», игнорирования и отрицания.
Данное состояние у ребенка сохраняется до тех пор, пока организм сохраняет
способность преодолевать влияние стрессовых для него событий. При истощении
ресурсов («сломе» адаптационного барьера) у ребенка может развиваться
заболевание.
Как
показывают результаты нашего исследования, в дальнейшем происходит адаптация
ребенка к болезни. Отмечается повышение самооценки до адекватного уровня,
происходит изменение стратегии поведения в ситуациях фрустрации (ребенок
становится более ориентированным на разрешение
ситуации). Благодаря стабилизации самооценки, дети начинают более свободно
выражать свои эмоции в ситуации фрустрации. Однако при этом сохраняются такие
негативные тенденции, как подверженность страхам и эмоциональная лабильность,
которые, по-видимому, обусловлены непосредственным (астенизация)
и косвенным (социальная ситуация развития) негативным влиянием болезни на
психику ребенка. При развитии заболевания повышается уровень активированности ребенка, усиливается потребность в
общении с родителями.
Таким
образом, на примере изучения эмоционально-волевой сферы и психофизических
характеристик детей старшего дошкольного возраста на стадии предболезни и
болезни были подтверждены и расширены научные представления об особенностях психосоматического
реагирования человека на начальном этапе формирования нарушений здоровья, который соотносится с напряжением механизмов адаптации и
возрастанием эмоционального напряжения.
В параграфе 3.2. «Семейные
взаимоотношения и стили воспитания в семьях детей старшего дошкольного
возраста с разным уровнем здоровья» проводился
сравнительный анализ ответов родителей детей с разным уровнем здоровья по
параметрам: условия семейного воспитания, особенности отношения родителей к
воспитанию детей и своей роли в семье, индивидуальный родительский опыт
родителей.
Анализ
биографических данных позволил составить предварительную характеристику семьи
детей с различным уровнем здоровья, включая особенности семейных взаимоотношений и
условия воспитания.
Результаты
исследования показали, по биографическим данным во многих исследуемых семьях
присутствует напряженность в супружеских отношениях, непонимание, разногласия
по поводу воспитания детей и другие негативные особенности, независимо от
того, страдает ли ребенок нарушениями здоровья или является условно здоровым.
Однако, согласно результатам исследования, семьи условно здоровых детей в
отличие от семей больных детей, проживают в более благоприятных условиях, то
есть имеют собственную квартиру, где у ребенка есть своя комната (см. Таблицу
7).
О том, что
наличие собственной квартиры у семьи с отдельной детской комнатой является
положительным фактором, свидетельствуют высказывания родителей и детей во
время беседы, которые отмечали данный показатель как весьма важный для
сохранения семейных отношений и семейного благополучия.
Также было
установлено, что физическое наказание чаще используется родителями детей с
нарушениями пищеварения. Здоровых детей с жалобами на соматические
недомогания родители наказывают физически достоверно (р<0,05) реже (см. Таблицу 8).
Для более
углубленного изучения особенностей семейного воспитания было проведено
исследование семейных взаимоотношений, родительских установок и
индивидуального опыта воспитания детей старшего дошкольного возраста с разным
уровнем здоровья при помощи психологических опросников.
При
использовании опросника PАRI были выявлены существенные различия родительских
установок между тремя исследуемыми группами (достоверность различий в средних
значениях оценивалась при значении р≤0,001).
В семьях
условно здоровых детей отцы в большей степени стараются контролировать
процесс развития ребенка, при этом отцы вполне удовлетворены своей ролью в
семье. Матери условно здоровых детей используют различные методы воспитания,
в зависимости от ситуаций, стимулируют их активность и самостоятельность,
несмотря на общую неудовлетворенность своей ролью в семье.
В семьях детей с нарушением пищеварения отцы настроены на сохранение
эмоциональной дистанции в общении с ребенком, признают свою
недостаточную вовлеченность в процесс воспитания и отмечают постоянные супружеские
конфликты. Матери больных детей не удовлетворены безучастностью и собственной
ограниченностью интересами семьи, но при этом настроены на установление
эмоционального контакта с ребенком, стремятся общаться с ребенком на равных.
В семьях детей с жалобами на соматические недомогания
отцы заинтересованы в установлении оптимального эмоционального контакта, при
этом не удовлетворены своей ролью в семье и доминированием матери. Матери
предпочитают контролировать и ускорять развитие ребенка.
Результаты
исследования показали, что в семьях детей с разным уровнем здоровья присутствуют
различные взгляды на воспитание детей как между
родителями детей разных групп, так и между родителями одной группы.
Для
получения более подробных сведений об индивидуальном родительском опыте
родителей детей с разным уровнем здоровья применялся опросник
«Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер
Э.Г., Юстицкис В., 2000).
Сравнительный анализ ответов матерей выявил, что в семьях больных
детей и детей с жалобами на соматические недомогания матери склонны к гиперпротекции и привносят в систему воспитания
собственные неразрешенные личностные проблемы, что отражено в шкалах:
предпочтение детских качеств, воспитательная неуверенность, проекция
собственных нежелаемых качеств (у больных детей) и
расширение сферы родительских чувств (у здоровых детей с жалобами). В
семьях здоровых детей в большей мере присутствует тенденция к гипопротекции, однако в воспитательном процессе не
отражаются личностные проблемы со стороны матери.
Сравнение
ответов отцов детей с разным уровнем здоровья позволил заключить, что во всех
исследуемых семьях со стороны отцов
используется преимущественно гипоопекающий стиль
воспитания. При этом, однако, лишь в семьях больных детей и здоровых с
жалобами актуализировано значительное количество личностных нерешенных
проблем, которые в той или иной степени могут оказывать негативное влияние на
воспитательный процесс. К ним относятся: расширение сферы родительских
чувств, предпочтение детских качеств, воспитательная неуверенность, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, вынесение
супружеского конфликта в сферу воспитания – в семьях детей с нарушением
пищеварения; неустойчивость системы воспитания, расширение сферы родительских
чувств, предпочтение детских качеств, воспитательная неуверенность, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств,
вынесение супружеского конфликта в сферу воспитания – в семьях здоровых детей
с жалобами на соматические недомогания.
Особенности
семейного воспитания детей с разным уровнем здоровья, выявленные в ходе
экспериментального исследования с помощью методик PARI и АСВ, и имеющие достоверные различия (p ≤
0,001) отражены в Таблице 9 и 10.
В ходе
исследования были отмечены противоречия между биографическими данными
родителей и результатами исследования при помощи опросников
PARI и АСВ по вопросу
использования физического наказания в процессе воспитания детей. Согласно
биографическим данным родители детей с нарушением пищеварения достоверно чаще
наказывают детей физически, а родители детей с жалобами отрицают
использование данного метода в качестве наказания. Результаты, полученные при
использовании опросника АСВ, показали обратную
тенденцию. Учитывая валидность и надежность опросника АСВ (Эйдемиллер
Э.Г., Юстицкис В., 2000), можно предположить,
что во время беседы родители детей с нарушением пищеварения преувеличивали
факт использования физического наказания при воспитании детей, считая его
чрезмерным в соотношении со своими представлениями. Возможно, данное явление
отражает чувство вины родителей детей с нарушением пищеварения за
использование физического наказания в процессе воспитания ребенка. Родители
детей с жалобами на соматические недомогания, наоборот, преуменьшали факт
использования физического наказания в процессе воспитания детей, в особенности если учесть повышенную конфликтность и
противоречивость в супружеских отношениях по результатам исследования.
Анализ
данных, полученных в результате беседы с родителями, а также при
использовании методик PARI
и АСВ, позволил представить целостную картину семейного воспитания детей с
разным уровнем здоровья.
Результаты
исследования особенностей семейного воспитания свидетельствуют о том, что
значительную роль при воспитании гармоничной и соматически здоровой личности
ребенка играет эмоциональное благополучие родителей. Исследование показало,
что во всех группах присутствуют в большей или меньшей степени
неблагоприятные особенности в системе воспитания. Однако в семьях условно
здоровых детей с жалобами на соматическое недомогание негативные тенденции в
системе воспитания выражены несколько больше, чем в семьях детей с нарушением
пищеварения и значительно больше, чем в семьях здоровых детей. В данных
семьях также отмечается крайняя противоречивость во взглядах родителей на
воспитание ребенка; чрезмерное количество личностных проблем, переносимых в
сферу воспитания, напряженность взаимоотношений между супругами.
Результаты
исследования преобладающих родительских установок и воспитательных стратегий
в семьях детей с разным уровнем здоровья позволили заключить, что личностное
развитие и соматическое состояние детей старшего дошкольного возраста зависит
от психологического климата в семье, родительских взаимоотношений и личного
благополучия родителей.
Можно
предположить, что выявленное переживание родителями неудовлетворенности и фрустрированности в семейных взаимоотношениях отражает особенности
кризиса 30-40 лет, для которого характерна переоценка супружеских отношений и
отношений к семейной роли. Результаты исследования показали, что в наибольшей
мере это характерно для родителей детей с нарушениями здоровья.
В параграфе
3.3 «Факторы риска нарушений
здоровья у детей старшего дошкольного возраста» приводятся результаты
факторного и дискриминантного анализа психодиагностических
данных.
Факторный анализ был использован для
уточнения структуры психологических характеристик. Результаты факторного
анализа показателей подтвердили сделанные нами ранее выводы о
взаимозависимости условий семейного воспитания и психосоматического развития
детей старшего дошкольного возраста. В результате факторизации ковариационной
матрицы методом главных компонент с варимакс-вращением
факторных осей было выделено 5 факторов, охватывающих 71,9% дисперсии
показателей.
В первый фактор, обозначенный как «эмоциональная холодность матери при
подавляющей гиперпротекции со стороны отца», с наибольшим весом вошли следующие переменные:
предпочтение в ребенке детских качеств (мать), уравнительные отношения
между родителями и детьми (отец) (с отрицательным знаком), гипопротекция (мать),
игнорирование потребностей ребенка (мать), раздражительность родителей (мать),
подавление агрессивности ребенка (отец).
Второй
фактор - «неудовлетворенность родительской и супружеской ролью у
отца при доминировании матери» - детерминирует
переменные: ощущение самопожертвования (отец), потворствование
(отец), доминирование матери (отец), страх причинить ребенку вред (отец),
неразвитость родительских чувств (отец), чрезвычайное вмешательство в мир
ребенка (отец), стремление ускорить развитие ребенка (отец).
В
третий фактор, обозначенный как «воспитательная
неуверенность родителей», с наибольшим весом вошли переменные: воспитательная
неуверенность (мать), гипопротекция (отец),
воспитательная неуверенность (отец), партнерские отношения родителей с ребенком
(отец).
В четвертый фактор, «неудовлетворенность родителей семейными
взаимоотношениями при их высокой значимости», с наибольшим весом в него вошли
переменные: необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка (отец),
супружеские конфликты (отец), безучастность мужа (мать), ограниченность
родителя интересами семьи (отец).
Пятый
фактор, обозначенный как «подавляющая
гиперпротекция со стороны матери при неустойчивости
воспитательной стратегии отца», детерминирует следующие переменные: зависимость ребенка
от матери, подавление сексуальности ребенка и чрезвычайное вмешательство матери
в мир ребенка; чрезмерная забота и излишняя строгость отца, подавление отцом
агрессивности ребенка; жесткая система запретов со стороны матери и
неустойчивая со стороны отца.
Таким образом, результаты исследования показали значимость
следующих особенностей семейного воспитания в формировании нарушений здоровья
у детей старшего дошкольного возраста: личностные неразрешенные проблемы родителей,
включенность ребенка в семейные конфликты, гиперпротекция
со стороны матери, безучастность отца в процессе воспитания, различие во
взглядах родителей на процесс воспитания ребенка, воспитательная
неуверенность родителей, излишняя эмоциональная дистанция и отстраненность от
ребенка, ограниченность родителей делами и проблемами семьи.
Для определения
диагностического правила, позволяющего разграничивать группы детей с разным
уровнем здоровья на основе психодиагностических признаков, был проведен дискриминантный анализ. Для проведения данного анализа
были взяты те переменные, которые с наибольшим весом вошли в каждый из
выделенных факторов, то есть определили их содержание. Условно пороговым было
использовано значение факторной нагрузки 0,8. На основе дискриминирующей
функции были составлены уравнения (диагностические правила) для каждой группы
детей. Полученные результаты отражены в Таблице 3.
Точность
прогнозирования принадлежности ребенка к одной из трех групп на основании
дискриминирующей функции составила 74,4%. Точность прогнозирования
принадлежности к группе условно здоровых – 54,5%; условно здоровых с жалобами
– 94,4%, с нарушением пищеварения – 69,2%.
Результаты
свидетельствуют о том, что наиболее точно дискриминирующая функция позволяет
прогнозировать принадлежность ребенка к группе с предболезненными
состояниями (условно здоровые с жалобами на соматические недомогания). Это
представляется особенно значимым, поскольку заболевание у ребенка данной
группы еще не диагностировано, но уже возможно психодиагностическими методами
выявить специфическую констелляцию психосоциальных характеристик (прежде
всего, особенностей семейного воспитания), определяющую повышенный риск развития
нарушений здоровья. Таким образом, появляется возможность зафиксировать
первые признаки неблагополучия в эмоционально-волевой сфере ребенка и
условиях воспитания, которые могут являться психогенными факторами нарушения
здоровья у детей.
Полученные
результаты подтверждают гипотезу исследования и свидетельствуют о том, что
группа детей здоровых с жалобами на соматические недомогания нуждается в
особом внимании психологов и психотерапевтов, поскольку именно в этой группе
наиболее отчетливо проявляется влияние психогенных факторов на соматическое
состояние детей.
В четвертой главе « Направления
психологической коррекции в системе профилактики нарушений здоровья у детей
старшего дошкольного возраста» проводится
обоснование направлений психологической коррекции в системе профилактики у детей
старшего дошкольного возраста. Представлены рекомендации по направлениям психокоррекционной работы с семьями детей старшего
дошкольного возраста.
Профилактика
нарушений соматических (психосоматических) заболеваний у детей должна иметь
комплексный характер и включать систему мероприятий, корригирующих факторы
риска нарушений здоровья и формирующие благоприятные условия для психического
и физического развития ребенка. Особое значение имеет ранняя диагностика
эмоционально-поведенческих расстройств и нарушений психофизического развития
у детей, выявление особенностей семейных взаимоотношений и условий семейного
воспитания, негативно отражающихся на эмоциональном благополучии ребенка. При
этом психологическая диагностика особенностей развития детей должна сочетать
методы стандартизированной оценки с методами активного наблюдения и проективными
методиками, в том числе в контексте использования психокоррекционных
техник (приемов арт-терапии, сказкотерапии
и других).
Важным
направлением профилактики нарушений здоровья у детей являются
консультативно-просветительская работа с родителями, имеющая своей целью
повышение их компетентности в вопросах воспитания ребенка.
При наличии
диагностированного психосоматического неблагополучия у детей обосновано проведение
психокоррекционных мероприятий. Психокоррекция в
зависимости от индивидуально-психологических особенностей ребенка может
осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также при их
сочетании. Предпочтительной формой групповой психокоррекции
для детей старшего дошкольного возраста и их родителей являются совместные психокоррекционные занятия с элементами семейной
психотерапии.
В течение
1-2 лет после проведения психокоррекционной работы
для закрепления полученных результатов целесообразно, по возможности, оказывать
поддерживающую психологическую помощь семье преимущественно в форме
консультирования, а при необходимости повторного курса психокоррекции.
В заключении работы проводится обобщение результатов проведенного
исследования и соотнесение их с известными концепциями и эмпирическими
разработками других авторов, делается вывод о подтверждении гипотезы
исследования, рассматриваются перспективы дальнейших теоретических и
эмпирических изысканий.
ВЫВОДЫ.
1.
Для детей
старшего дошкольного возраста с нарушениями здоровья характерны специфические
особенности эмоционально-волевой сферы: повышенная по сравнению со здоровыми
сверстниками эмоциональная лабильность и подверженность страхам; наличие
страхов, нехарактерных для данного возраста (страх ровесников, боли);
преимущественно пониженная самооценка и преобладание неконструктивных
способов преодоления фрустрирующих ситуаций. В
наибольшей мере данные особенности выражены на стадии предболезни.
2.
У детей с
эпизодическими нарушениями пищеварения при отсутствии клинически выраженных
расстройств желудочно-кишечного тракта на фоне соматовегетативной
неустойчивости, отмечаются эмоциональная лабильность, повышенная тревожность,
сниженная самооценка, склонность к неконструктивным реакциям на фрустрацию в
форме пассивного ухода либо обвинения других и самообвинения при повышенном
уровне агрессивности; а также трудности в общении со сверстниками. Эти
особенности эмоционально-поведенческой сферы сопряжены с повышенным психоэмоциональным напряжением и способствует развитию
психосоматических расстройств.
3.
При переходе предболезненного состояния в клинически выраженные
функциональные расстройства пищеварения на фоне сохранения общей эмоциональной
неустойчивости у детей старшего дошкольного возраста отмечается стабилизация
самооценки, повышение уровня активированности, смещение
баланса агрессивности на окружающих людей, повышение потребности в общении с
родителями.
4.
Условия
воспитания детей с нарушениями здоровья характеризуются специфическими
особенностями: недостаточной удовлетворенностью и повышенной конфликтностью
во взаимоотношениях родителей, гиперпротекцией и
воспитательной неуверенностью со стороны матери, недостаточной вовлеченностью
отца в процесс воспитания. Наиболее выражены нарушения семейных
взаимоотношений и социальная неудовлетворенность родителей в семьях детей с
признаками предболезненного состояния
(неустойчивыми жалобами на соматические недомогания).
5.
Примененный в ходе исследования психодиагностический
комплекс позволяет на основании данных об особенностях эмоционально-волевой
сферы детей старшего дошкольного возраста и условий их воспитания определять
группы риска в отношении развития нарушений пищеварения. Выделенные
психодиагностические критерии предболезненного
состояния у детей позволяют индивидуализировать стратегию психологической
коррекции в системе мер по профилактике психосоматических заболеваний.
6.
Психокоррекция в системе мер по профилактике нарушений здоровья в старшем
дошкольном возрасте должна осуществляться при появлении первых признаков
соматического неблагополучия у детей и должна быть направлена, с одной
стороны, на снижение у детей общего эмоционального напряжения, преодоление
социальных страхов и формирование навыков адаптивного реагирования во фрустрирующих ситуациях, а с другой стороны – на формирование
благоприятных условий воспитания в их семьях: развитие воспитательной
компетентности у родителей, коррекцию нарушенных родительских взаимоотношений
и дезадаптивных родительских установок.
Список работ, опубликованных по теме диссертации.
1.
Войнова Е.Ю. Влияние
семейных отношений на здоровье детей. Проблемы интеграции учебных заведений в
системе непрерывного образования. // Сборник статей под ред. академика РАЕН,
доктора педагогических наук, профессора Корнева Г.П. – Самара, СГПУ, 2000. -
С. 198-201. (0,2 п.л.).
2.
Войнова Е.Ю. История
взглядов на психосоматические болезни. // Сборник статей под ред. академика
РАЕН, доктора педагогических наук, профессора Корнева Г.П. – Самара, СГПУ,
2000. – С. 201-204, (0,2 п.л.).
3.
Якунин В.Е., Войнова
Е.Ю. Особенности психического развития детей дошкольного возраста, ослабленных
соматическими заболеваниями. // Теоретико-методические аспекты
профессионального образования. Под редакцией академика РАЕН, доктора
педагогических наук, профессора Корнева Г.П. – Самара, СГПУ, 2002. –
С.349-353, (0,25/0,2 п.л.).
4.
Войнова Е.Ю. Влияние
биологического и социального на психическое развитие ребенка. // Теоретико-методические
аспекты профессионального образования. Под редакцией академика РАЕН, доктора
педагогических наук, профессора Корнева Г.П. – Самара, СГПУ, 2002. – С
354-358, (0,2 п.л.).
5.
Войнова Е.Ю.
Особенности психического развития детей 6-7 лет, ослабленных заболеванием
желудочно-кишечного тракта. // Психология в школе: практический психолог –
профессия нового века. Материалы VI Всерос. конф. – СПб, 2003, - С 237-239, (0,15 п.л.).
6.
Войнова Е.Ю.
Влияние условий воспитания и межличностных семейных взаимоотношений на
социально-психологическую адаптацию и психическое развитие детей 6-7 лет. // Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.
№19 (45): Научный журнал. – СПб., 2007, - С. 338-341, (0,2 п.л.).
|