Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Все выпуски
журнала
2010 № 3(4)
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

Психологическое сопровождение родительства в условиях детской городской поликлиники

Каплина Е.В. (Москва)

 

 

Каплина Елена Викторовна

– выпускница МГУ, клинический (медицинский) психолог (г. Красногорск, Московская обл., Красногорская городская больница № 2, детская поликлиника).

E-mail: kaplielena@yandex.ru

 

 

 

Аннотация. Одним из направлений работы медицинского психолога в детской поликлинике является консультирование родителей по вопросам профилактики психического и физического здоровья детей. Психологические проблемы ребенка рассматриваются в психосоциальном контексте. Исследование проблем семьи и семейного воспитания показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье. Путем нового знания и лучшего понимания со стороны родителей можно в большей степени – конечно, до известного предела – изменить ситуацию с ребенком.

 

Ключевые слова: развитие личности, детско-родительские отношения, формирование родительства, рабочий альянс, мотивация, перенос, объектные отношения, конфликты, сопротивление, консультирование, эффективное родительство.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

В последние годы одним из наиболее распространенных поводов для обращения родителей за помощью к психологу в детской городской поликлинике является потеря взаимопонимания с детьми. Родители по-разному формулируют проблемы своего ребенка, беспокоящие их в данный момент: это непослушание, проявление агрессии, нарушение сна, питания, различные страхи и др. Необходимо учитывать также, что ребенок не является изолированной единицей, и проблемы, которые у него возникают, как правило, являются отражением взаимоотношений в семье. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых.

Российские психологи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина и др.) в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений.

В большей степени работа психолога сосредотачивается на конфликтных родительско-детских отношениях, поскольку они ведут к возникновению поведенческих и функциональных расстройств у детей. Во всех случаях родительские проективные идентификации приводят к формированию искаженного образа ребенка, который в свою очередь, вызывает у родителей тревогу, сопровождающуюся защитными реакциями, и далее ведет к патологическому взаимодействию, отягощающему симптоматику ребенка [3]. Во многом, задача состоит в том, чтобы ознакомить родителей с негативными влияниями их собственных конфликтов на взаимодействие со своими детьми, что собственно и составляет канву родительской деятельности. Непосредственной целью такой работы является понимание причин возникновения симптомов ребенка, и это требует от родителей серьезного и вдумчивого подхода.

Родительское воздействие на ребенка осуществляется постоянно, несмотря на то, является ли оно осознанным или стихийным. Неосознаваемое воздействие, потеря или несформированность целей воспитания ведут к непрогнозируемым результатам [5]. В связи с этим необходимо основывать психолого-педагогическое формирование родительства на осознании себя родителем, осознании своих педагогических воздействий на ребенка.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости [10]. Родительство в современной семье обусловлено целями супругов, их мировоззрением, ценностями и другими факторами, поэтому, при работе с семьей следует опираться на педагогический потенциал семьи, учитывая индивидуальные особенности личности [5].

Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Исследование проблем семьи и семейного воспитания показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей группы риска или проблемным семьям, они необходимы каждой семье на определенном этапе ее развития в силу ее внутренних потребностей и растущих требований общества к семье как социальному институту [5].

В понятие «воспитание родителей» входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребенка и его развитие в целом, а также вопросы отношения семьи к обществу и культуре. В конечном счете, речь идет о праве ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить ему разностороннее развитие и благополучие. В таком виде воспитание родителей составляет часть социальной политики современного общества.

Воспитание родителей следует рассматривать отдельно от семейной психотерапии и семейной консультации по вопросам семьи и брака, которые являются специфическими формами работы, ориентированными на личность и взаимодействие между людьми. Воспитание родителей в большей степени – просветительская работа, обращенная к сознанию человека [9]. При этом под функциями воспитания детей подразумевается создание определенных взаимоотношений между родителями и детьми, а также их предпосылок, т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Функция всесторонней помощи в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне.

Рост сознательности родителей означает развитие способности критически относиться к себе как к члену семьи и воспитателю. Усиление взаимовлияния в семье проявляется в возрастании педагогического уровня родителей, что сказывается на развитии и поведении ребенка. Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье [10].

Работой, направленной на изменение функционирования семьи может заниматься психолог в ДГП. Цель такой работы – улучшение эмоционального фона семьи. Взрослые люди учатся отходить от стереотипов поведения, которые они переняли у своих родителей, а дети освобождаются от межпоколенческих конфликтов.  

Для этого уже на первой консультации необходимо создание рабочего альянса с родителями. Некоторые психологи высказывают предположение, что открытость родителей новому опыту и их готовности к изменениям обусловлена характерными особенностями той стадии развития, на которой люди становятся родителями. В литературе встречается множество описаний того, каким образом и в какой степени у людей, ставших родителями, проявляется готовность к изменениям. Сельма Фрайберг говорит о том, что появление ребенка привносит в семью надежду: «Младенец (да и более старший ребенок) может послужить катализатором, стимулируя позитивные перемены в жизни родителей. Он олицетворяет их надежды и самые потаенные желания и является символом обновления. Его рождение может стать для родителей началом их собственного психического перерождения» [Цит. по 3, С. 44]

Родители всегда надеются, что могут дать своему ребенку больше, чем они сами получили от своих родителей. Конечно, как это показывает практика, это часто приводит к обратному эффекту, но важно само желание стать хорошим родителем. Таким образом, в работе с родителями можно задействовать самую разную мотивацию.

Тем не менее, наряду с сознательными позитивными мотивами могут существовать неосознаваемые деструктивные желания, чувства и побуждения. Процесс осознания подобных чувств может начаться только после установления безопасных отношений, что сделает возможным обсуждение родительских чувств вины и стыда. В некоторых случаях, прогресс в работе происходит только после того, как ощущение достаточной безопасности позволяет матери или отцу найти в себе силы признать наличие конфликтов по отношению к своим родителям и, соответственно, снизить критичность по отношению к своему ребенку.

Надо сказать, что сама по себе идея о том, что работа с родителями должна привести их к пониманию своего ребенка и адекватному взаимодействию с ним, являет собой некий идеал психологической консультации. На самом же деле приходится сталкиваться с вопросом о том, как строить работу с разнообразными проблемами самих родителей, которые серьезно ограничивают их способность к пониманию и адекватному взаимодействию со своим ребенком. Наиболее успешное применение в психологическом консультировании родителей по вопросам воспитания находят теоретические разработки австрийского психоаналитика и психотерапевта Г. Фигдора, основанные на фундаменте познаний классического психоанализа о детской душе, но в то же время они идут в принципиально новом направлении, затрагивая не «глобальное изменение человека» или «общую профилактику неврозов», а лишь те области, в которых изменения реально возможны и социально приемлемы [8].

Согласно концепции Г. Фигдора, психолог-консультант в первую очередь заботится не о том, чтобы ребенок приспособился к неудачным жизненным обстоятельствам, а о том, чтобы защитить его развитие в условиях укрепившихся конфликтных семейных констелляций, вредящих его психическому здоровью. А главное – психолог-консультант должен постараться открыть новые перспективы и новые возможности не только для детей, но и для тех, кто их воспитывает. Конечно, он не может действовать против воли родителей, необходимо не только их согласие, но и их желание изменений. Цель всех этих устремлений заключается в том, чтобы помочь родителям в трудной ситуации, иначе говоря, помочь им обрести способность оказывать помощь своим детям. Г. Фигдор убежден, что хорошее самочувствие детей неразрывно связано с хорошим самочувствием родителей и видит не только большое будущее, но и достойную альтернативу дорогостоящему «классическому» психоанализу в психоаналитически-педагогической консультации для родителей.

Одним из основных психологических соображений, который Г. Фигдор предлагает учитывать при проведения консультации, является то, что отношения родителей с детьми и между собой не являются сознательными, они в большей степени базируются на бессознательных мотивах. Здесь огромную роль играют:

  1. перенос родителями образцов своих объектных отношений (чаще всего инфантильных) на детей;
  2. защита против вытесненных конфликтов влечений, которые активизируются у родителей посредством жизни влечений детей;
  3. защита против амбивалентных побуждений в любовном отношении к ребенку (агрессивные побуждения в широком – психоаналитическом – смысле слова).

Во многих случаях, когда отношения родителей с детьми неблагополучны и задерживают и угрожают развитию детей, в их интеракциях с детьми чаще всего замешаны их собственные переносы, их защита против реактивизированных конфликтов влечений или их амбивалентость. Это и является причиной бессознательного сопротивления любым психолого-педагогическим рекомендациям. Если помочь родителю понять ребенка, то это может стать хорошим противовесом тенденциям проекции со стороны родителя. Если родитель с помощью психолога начнет по-другому воспринимать своего ребенка, то он и обращаться с ним станет иначе.

Таким образом, даже если воспитательное обращение с детьми детерминировано бессознательными мотивами, еще не означает, что родитель не способен воспринимать реальность и он может действовать только так, как он делает. Путем нового знания и лучшего понимания можно в большей степени – конечно, до известного предела – изменить ситуацию с ребенком. Очевидно также, что необходимость работы по психологическому сопровождению родителей основывается, во-первых, на потребности родителей в поддержке, во-вторых, на потребности самого ребенка в образованных родителях, в-третьих, на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества. Следовательно, необходимость психологического сопровождения родителей можно обосновать благополучием ребенка и семьи в целом, а также общественной значимостью данного направления работы психолога в ДГП.

 

    Литература

  1. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности – М., 1981. С. 257-284.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М., 1984.
  3. Грин В. Терапевтическая работа с детьми по созданию у родителей нового образа ребенка. // Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками / Под ред. Дж. Циантниса, С.Б. Ботиуса, Б. Холлерфорс, Э. Хорн, Л. Тишлер. Пер. с англ. – М., 2006. – С. 43-62.
  4. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности / В. С. Мухина. – М., 1985. С. 75-90.
  5. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М., 2006.
  6. Растин М. Беседы с родителями // Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками / Под ред. Дж. Циантниса, С.Б. Ботиуса, Б. Холлерфорс, Э. Хорн, Л. Тишлер. Пер. с англ. – М., 2006. – С. 23-42.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2 – М., 1989.
  8. Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. – М., 2000.
  9. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. Пер. с фин. – М., 1993.
  10. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие. – М., 2006. – С. 411-554.

 

Ссылка для цитирования

Каплина Е.В. Психологическое сопровождение родительства в условиях детской городской поликлиники. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы