Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Все выпуски
журнала
2010 № 3(4)
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

Влияние задержки психического развития на школьную успеваемость у детей

Коробкина И.И., Яковлева Н.В. (Рязань)

 

 

Коробкина Марина Игоревна

–  клинический психолог, преподаватель кафедры общей психологии с курсом педагогики Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова

E-mail: mar82416400@yandex.ru

 

Яковлева Наталья Валентиновна

член редколлегии журнала «Медицинская психология в России»;

–  кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой общей психологии с курсом педагогики, декан факультета клинической психологии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова

E-mail: yakovleva.nata@mail.ru

 

 

Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты клинико-психологического сопровождения классов коррекционно-развивающего обучения в рамках образовательного пространства общеобразовательной средней школы. Предложена прогностическая таблица успешности обучения в классах КРО в зависимости от особенностей уровня развития познавательной сферы ребенка с диагнозом «задержка психического развития органического генеза».

 

Ключевые слова: коррекционно-развивающее обучение, задержка психического развития, патопсихологические методы исследования познавательной сферы личности, дифференцированная детерминация школьной успеваемости.

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

 

Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств, связан с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения [1, 7, 10, 11].

Исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились специалистами разного профиля: психологами (З.И. Калмыкова, И.А. Коробейников, Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, Н.П. Слободяник) [5, 6, 10, 11]; педагогами (Ю.К. Бабанский, Бударный А.А, Л.В. Занков) [1, 3, 4]; дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, С.Г. Шевченко). Последние выявили среди неуспевающих школьников особую категорию – детей с временной задержкой психического развития. [7, 8, 12]

Острейшая необходимость рассмотрения вопросов обучения и развития младших школьников с ЗПР в сравнении с детьми с другими нарушениями, а также с нормально развивающимися школьниками обусловлена нуждами практики [2, 8, 9]. Переход школы на новые программы усугубил тяжелое положение стойко неуспевающих школьников. В связи с этим мы считаем целесообразным, разрабатывать комплексный подход в работе с данным контингентом детей, так как диагностика, позволяющая проследить динамику развития ребенка и непосредственно коррекционно-развивающие программы должны распространяться на весь процесс школьного обучения.

По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности младшие школьники с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений. Адаптированные учебные программы, целенаправленная работа педагогов, психологов и других специалистов всё это на выходе должно давать один результат, а именно  повышение уровня развитие когнитивных процессов и успешное усвоение школьного материала.

На базе общеобразовательных школ в наше время остаются классы, где по специально разработанной программе обучаются дети с задержкой психического развития. В течение трех лет в тесном сотрудничестве с педагогами, в данных классах работают психологи и логопеды, которые проводят индивидуальные и групповые занятия с детьми. Целью такого подхода является возможность по окончанию третьего года обучения, перевести детей в общеобразовательные классы. В данной работе, мы постарались отразить, важность понимания влияния, уровня развития когнитивных процессов у детей с задержкой психического развития, на общую предметную успеваемость. Наиболее полная информация об уровне протекания основных психических процессов (в данном случае мы рассматриваем: память, внимание и мышление) и изучение его влияние на школьную успеваемость может способствовать разработке целенаправленных коррекционных программ для успешной адаптации к обучению. Так же, целостная оценка познавательной сферы, включение в работу школьных психологов  патопсихологические и психофизиологических методик, даст возможность определить зону ближайшего развития школьников и, исходя из этого, прогнозировать их возможный уровень предметной успеваемости.

Материалы и методы исследования.

Испытуемыми в нашем исследовании являлись учащиеся МДОУ Рязанская средняя общеобразовательная школа № 17. Всего было обследовано 30 детей с задержкой психического развития в возрасте от 7 до 9 лет, обучающихся в первом, втором и третьем классе КРО. В данных классах обучаются дети, у которых стоит диагноз: ЗПР органического генеза.

Учитывая специфику контингента испытуемых, сбор эмпирических данных проводился в два этапа. Экспертная оценка уровня памяти, внимания мышления проводилась в феврале 2009 года.

Для этого нами была разработана экспресс диагностика, включающая в себя, патопсихологические и психофизиологические методики, направленные на исследование выбранных нами параметров, а именно трех видов когнитивных процессов: памяти, внимания и мышления. Также мы ввели систему оценки выполнения методик по пятибалльной шкале. В экспресс диагностике были использованы следующие методики: методика А.Р. Лурия «10 слов», «Запоминание 5 фигур», «Запоминание рассказа», «Сравнение понятий», Понимание переносного смысла метафор, «Четвертый лишний», тест Тулуз-Пьерона.

На втором этапе нашего исследования, проводившемся в мае 2009 года, мы собрали информацию о непосредственной предметной успеваемости учащихся в ходе анализа  контрольных (итоговых) работ по основным дисциплинам: чтение, русский язык, математика. На основании аппроксимации этих данных был получен  средний балл предметной успеваемости.

Результаты исследования.

В ходе исследования уровня развития познавательных процессов и предметной успеваемости, мы установили процентное соотношение по данным параметрам в каждом из классов.

Результаты отражены в прогностической таблице. Количественная обработка результатов проводилась нами с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Посчитав статистическую значимость по исследуемому параметру, мы получили высокую положительную корреляционную связь (0,8 при р≤0,05 и при р≤0,01).

Таблица 1

Прогностическая таблица соотношения уровня предметной успеваемости и уровня познавательных процессов

 

В данной таблице приведены варианты уровня развития познавательных процессов у исследуемых нами детей с задержкой психического развития, при различном уровне их предметной успеваемости. Это позволяет прогнозировать успешность будущего обучения и адекватно оценивать эффективность коррекционных образовательных технологий. Таблица позволяет определить индивидуальные коррекционно-образовательные задачи в отношении каждого ребенка.

Любопытным является факт наличия в выборке учащихся коррекционных классов детей с нормальным и даже повышенным уровнем развития мышления, внимания и памяти (до 23% по выборке), которые обеспечивают в 100% случаев высокую школьную успеваемость. Причины присутствия таких детей в классах КРО, на наш взгляд, могут быть следующие:

  • отсутствие динамического контроля за уровнем психического развития ребенка (ребенку поставили диагноз в 6-7 лет, родители больше не посещают специализированный диспансер, специалисты не пересматривают и не снимают диагноз «ЗПР органического генеза»);
  • желание родителей устроить здорового ребенка в класс с меньшим количеством учащихся и облегченной программой;
  • гипердиагностика «ЗПР органического генеза».

Наличие детей в классах КРО с низким уровнем развития познавательных процессов и низкой успеваемостью свидетельствует о неэффективности коррекционных классов в отдельных случаях (по нашей выборке – до 17%). Данные дети должны обучаться в специализированных условиях либо в специализированных образовательных учреждениях. Однако среди детей с низким уровнем развития памяти и внимания есть небольшая доля учащихся, которые достигают удовлетворительной успеваемости. В этом случае особый интерес представляют как образовательные технологии педагогов коррекционных классов, так и специфические особенности общего психического развития исследуемых.

Самая широко представленная группа детей в коррекционных классах имеет, по нашим данным, среднюю степень нарушений, что обеспечивает им хорошую и удовлетворительную успеваемость. В результате исследования были выявлены отклонения от 100% соответствия познавательных процессов уровню предметной успеваемости учащихся. Детальное исследование этих отклонений – задача следующего этапа исследования.

    Выводы:

  1. Для множества детей, с особыми образовательными потребностями, характерна недостаточная сформированность познавательных процессов, это зачастую и является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Задачей педагогов и психологов является активное участие в развитии этих процессов.
  2. Большинство исследуемых нами детей имеют значительно сниженнный уровень когнитивного развития, данное снижение в свою очередь дифференцированно детерминирует уровень школьной успеваемости учеников.
  3. В данном исследовании нам так же удалось установить статистическую значимость между исследуемыми параметрами, а именно: средней оценкой предметной успеваемости детей и уровнем развития их когнитивных процессов.
  4. Представленные в таблице результаты исследования отражают соотношения между уровнем развития познавательных процессов детей с ЗПР и уровнем их школьной успеваемости. Эти данные могут использоваться психологами и преподавателями, работающими в классах КРО, в качестве прогностической таблицы.

 

    Литература

  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). – М., 1982
  2. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1996.
  3. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. – 1965. – № 7. – С. 34-41.
  4. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
  5. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М., 1979.
  6. Коробейников И.А. Клинико-психологическая диагностика нарушений поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью. – М., 1994.
  7. Лебединская К.С. Клиническая систематика ЗПР // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1980. – № 3.
  8. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. – 1994. – № 1.
  9. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей – М., 1989.
  10. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М., 1989.
  11. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практичсекое пособие – 3-е изд. – М., 2006.
  12. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М., 1999.

 

Ссылка для цитирования

Коробкина И.И., Яковлева Н.В. Влияние задержки психического развития на школьную успеваемость у детей. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы