Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Спецвыпуск-2011
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2010 № 4(5)
2010 № 3(4)
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

Открытие секции «Клиническая психология»
в рамках XV съезда Российского Общества Психиатров

Павлова Т.С. (Москва)

 

 

Павлова Татьяна Сергеевна

–  клинический психолог, психолог Центра Экстренной Психологической Помощи, аспиранка МГППУ.

E-mail: darzo@yandex.ru

 

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

9 ноября в рамках XV съезда психиатров России впервые в истории съездов РОП открыла свою работу секция Клинической психологии, на которой обсуждались вопросы клинико-психологических исследований, психодиагностики и методов психотерапевтической помощи.

В работе секции приняли участие учёные из Москвы, Санкт-Петербурга и Владивостока. Отдельная секция, посвящённая клинической психологии на съезде РОП проводилась в первый раз, что подчёркивает растущее признание данной области психологии среди психиатрического сообщества.

Секцию открыла заведующая лабораторией клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии Минздравсоциразвития, зав. одноименной кафедрой факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета А.Б. Холмогорова сообщением о юбилее Блюмы Вульфовны Зейгарник, со дня рождения которой исполнилось 110 лет. В рамках обсуждения основных принципов диагностики психического развития, выработанных в отечественной клинической психологии в опоре на культурно-историческую концепцию развития психики Л.С. Выготского, А.Б. Холмогоровой было сделано краткое сообщение о проблеме комплексной диагностики в системе детских интернатных учреждений, приводящей на данном этапе к регулярному нарушению прав детей, оставшихся без попечения родителей. Докладчик обратил особое внимание на то, что в результате гипердиагностики умственной отсталости в системе ПНИ происходит не только недопустимое нарушение прав детей-сирот, но и страдает общественный статус психиатрии и психологии.

Заведующая лабораторией психологического стресса и психотерапии ИП РАН Н.В. Тарабрина своё выступление посвятила анализу и обобщению результатов теоретико-эмпирических работ, выполненных в Институте Психологии РАН в 1990-2009 годах на различном контингенте лиц, переживших травматический стресс, позволившим выделить новое научное направление в клинической психологии – психологию травматического стресса. В докладе Надежды Владимировны были обоснованы необходимость выделения термина посттравматический стресс в самостоятельную категорию на основании критерия наличия в биографии человека травматического стресса, связанного с угрозой жизни сопровождавшегося переживанием интенсивных негативных эмоций интенсивного страха, ужаса или чувства беспомощности.

Доклад Е.А. Косенко (Владивосток) также был посвящён исследованиям ПТСР. Было проведено психологическое обследование 74 комбатантов, принимавших активное участие в боях в Чеченской республике. Результаты обследования позволяют предположить, что в ближайший после травматического стресса период на первый план выступают тревога и страх, которые ограничивают суждения о происходящем, подавляют гностический и волевой компоненты. В следующей временной фазе включается личностный регистр, наблюдается бунт и протест, отмечается психопатоподобное поведение. А в дальнейшем прослеживаются признаки астенизации, выявляется потребность следовать общепринятым или близким к ним стандартам поведения.

Я.А. Кочетков (Москва) выступил с сообщением о нейробиологических аспектах психотерапии депрессий, остановившись на системной концепции этиологии и патогенеза депрессии, объединяющей психологические и биологические модели. Было показано, что проработка патогенных глубинных убеждений и когнитивных схем в процессе психотерапии пациентов с депрессивными расстройствами сопровождается существенными нейробиологическими изменениями.

Второе заседание секции открыла Л.С. Печникова (Москва) сообщением о стратегииях совладания и социальных навыков подростков больных шизофренией. Результаты обследования 60 подростков (30 с диагнозом «простая шизофрения» и 30 здоровых) показали, что для всех подростков (больных и здоровых) характерно преобладание адаптивных, в основном проблемно-ориентированных копинг-стратегий. Подростки больные шизофренией гораздо чаще используют дезадаптивную стратегию совладания со стрессом «Психическое избегание», и гораздо реже здоровых подростков используют юмор в качестве копинга; они оценивают свои собственные социальные навыки и социальные навыки своих сверстников значительно ниже, чем здоровые подростки; у них, в отличие от здоровых подростков, не выявлено гендерных различий в использовании совладающих стратегий и оценке социальных навыков. Установлено существование положительной взаимосвязи между степенью развития социальных навыков и частотой использования адаптивных способов совладания со стрессом.



Т.А. Солохина (Москва) проанализировала вопрос групповой работы с персоналом психиатрических стационаров. Докладчиком с коллегами (Л.М. Алиевой, В.В. Анохиной, Н.В. Марушкевич, Н.С. Грачёвой, А.И. Цапенко) были разработаны методические основы групповой психологической работы с персоналом психиатрических стационаров и оценена эффективность этой работы. Сделан вывод, что для повышения качества работы, профилактические и восстановительные мероприятия, предназначенные персоналу психиатрических учреждений, следует проводить на постоянной основе.

А.Н. Еричев (Санкт-Петербург) остановился на использовании печатных материалов для пациентов в когнитивно-поведенческой психотерапии. Он указал на следующие преимущества использования печатных материалов: упорядочивание процесса психотерапии; уменьшение временных затрат психотерапевта; формирование более активной позиции пациента в процессе терапии; увеличение охвата психотерапевтической помощи; возможность выработки и соблюдения стандартов оказания психотерапевтической помощи при разных нозологических формах.

Доклад С.В. Воликовой (Москва) был посвящён валидизации опросника детской депрессии (CDI) М.Ковак. Для валидизации вышеуказанного опросника на российской выборке было обследовано 1522 школьника в возрасте от 7 до 17 лет, проведены все необходимые процедуры валидизации опросника (экстплораторный, конфирматорный факторный анализ, проверка конструктной валидности, внутренней согласованности и др.), в результате чего выделены пять факторов: негативное настроение, школьные проблемы, негативное самоотношение и чувство социальной исключённости, низкая самоэффективность, самообесценивание. Результаты указанных статистических процедур показали, что наиболее надёжным является общий балл опросника (общий балл депрессивности), а не показатели отдельных подшкал.

 

Работу секции завершила А.Б. Холмогорова докладом об исследовании факторов эффективности психотерапии. На основании обследования 41 больного расстройствами аффективного спектра были выделены факторы-предикторы прерывания психотерапии, факторы успешности краткосрочной психотерапии и факторы, увеличивающие её продолжительность. С большей длительностью терапии связаны такие факторы как наличие обсессивно-компульсивных симптомов и черт уклоняющегося расстройства личности; наличие шизоидных черт связано с риском прерывания. Среди факторов, препятствующих успешности краткосрочного лечения были выделены личностные, семейные и интерперсональные.  Личностные факторы, препятствующие успешности краткосрочного лечения: высокий уровень враждебности и низкая способность к интернализации конфликтов; семейные: низкий уровень эмоциональной открытости и готовности открыто признавать наличие семейных проблем; интерперсональные: низкий уровень социальной интеграции и способность к созданию и укреплению терапевтического альянса.

В заключение была обсуждена проблема финансирования профессиональной подготовки и переподготовки кадров клинических психологов и выделены наиболее актуальные организационные проблемы развития клинической психологии в России, такие как:

•   создание аттестационных комиссий Федерального (при Минздравсоцразвития)  и регионального уровней (на базе региональных департаментов здравоохранения и социального развития) для присвоения квалификационных категорий клиническим психологам;

•   обеспечение возможности бесплатного прохождения курсов повышения квалификации клиническими психологами на базе ведущих научных институтов;

•   улучшение методического обеспечения и технического оснащения работы клинических психологов на местах;

•   восстановление клинической психологии в реестре медицинских специальностей;

•   увеличение заработной платы молодым специалистам.

Медицинские психологи, сотрудники ПКБ № 15

 

 

Ссылка для цитирования

Павлова Т.С. Открытие секции «Клиническая психология» в рамках XV съезда Российского Общества Психиатров. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы