Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Спецвыпуск-2011
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2010 № 4(5)
2010 № 3(4)
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)
На правах рукописи

 

 

На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

 

ВОЛКОВА Олеся Владимировна

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ

ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

 

19.00.04 – Медицинская психология

 

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена на кафедре психологии детства ГОУ ВПО

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»

 

 

 

 

Научные                доктор медицинских наук, профессор

руководители:      Ковалевский Валерий Анатольевич;

                                 

                                  доктор психологических наук, профессор,

                                  член-корреспондент РАО                                                                   

                                  Залевский Генрих Владиславович

                          

 

 

Официальные      доктор психологических наук, профессор

оппоненты:            Буторин Геннадий Геннадьевич

 

            кандидат медицинских наук, доцент

                                  Гадельшина Татьяна Геннадьевна

 

 

 

 

Ведущая                 ГОУ ВПО «Казанский государственный

организация:         медицинский университет»

 

 

 

 

Защита состоится «26» ноября 2009 г. в 12.00 ч. на заседании диссертационного совета Д. 212.267.16 Томского государственного университета по адресу: 634050,   г. Томск, пр. Ленина, 36.

 

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ГОУ ВПО «Томский государственный университет» (634050, г. Томск, пр. Ленина, 34а).

 

Автореферат разослан   «16» октября  2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования. В современной психологии детству отводится роль важнейшего периода жизни человека, в ходе которого закладываются основы дальнейшего развития его личности, раскрываются основной потенциал и направленность этого развития. В многочисленных исследованиях дошкольный возраст определяется как сензитивный к развитию основных психических функций, которые становятся своеобразным фундаментом для дальнейшего развития и формирования человека. Именно поэтому изучение факторов и этапов развития личности ребенка в период дошкольного детства является особенно важным для современной психологической науки (Эльконин Д.Б., 1957, 1966; Пиаже Ж., 1966, 1970, 1975; Божович Л.И., 1968; Венгер Л.А., 1974; Бугрименко Е.А., 1978;                  Выготский Л.С., 1982, 1983, 1984; Запорожец А.В., 1986; Лисина М.И., 1983, 1997; Кравцова Е.Е., 1991; Кожарина Л.А., 1992; Непомнящая Л.И., 1992; Кравцов Г.Г., 1994; Немов Р.С.,  1997; Мухина В.С., 1999; Смирнова Е.О., 1990, 2003, 2004).

Особым фактором, влияющим на развитие личности ребенка, является его соматическое здоровье. В настоящее время проблема развития соматически больных детей становится остро актуальной, что связано с ростом количества соматических заболеваний детей и увеличением количества часто болеющих детей дошкольного возраста. Это является следствием ухудшения экологической обстановки, снижения уровня здоровья родителей и уровня жизни семей (Бассин Ф.В., 1972;           Зейгарник Б.В., 1981, 1998; Веселое Н.Г., 1990, 1996; Николаева В.В., 1987, 1995, 1997; Исаев Д.Н., 2001; Заморев С.И., 2004; Залевский Г.В., 2004, 2005, 2007;    Менделевич Д.В., 2005; Ковалевский В.А. 1997, 1998, 2005, 2007).

Принято считать, что часто болеющие дети − феномен специфически возрастной. Данную категорию составляют преимущественно дети дошкольного возраста, которые болеют различными респираторными заболеваниями более четырех раз в году. Высокий уровень заболеваемости и, как следствие, рост числа часто болеющих детей (ЧБД) являются важной медико-социальной и экономической проблемой в системе охраны здоровья матери и ребенка. На долю ЧБД приходится от 25% до 56.9% всех заболеваний детей дошкольного возраста (Таточенко В.К., 1981; Слободчиков В.С., 1991; Веселое Н.Г., 1996; Исаев Д.Н., 2001; Ковалевский В.А., 2005).

Одной из специфических особенностей старшего дошкольного возраста является начало формирования и развития волевой составляющей личности. Анализ исследований по проблеме развития воли, что его совершенствование связано с общим интеллектуальным развитием детей, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Волевое действие, составляющее сущность и единицу волевого поведения, требует особо пристального внимания в плане изучения степени его сформированности в период дошкольного детства. Кроме того, в контексте данной проблемы актуальным является исследование структуры волевого действия, характера влияния на его развитие как эндогенных, так и экзогенных факторов, а также изучение качественных характеристик, касающихся возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (Котырло В.К., 1971; Абульханова-Славская К.А., 1980; Выготский Л.С., 1982, 1983, 1984; Лурия А.Р., 1975; Кравцова Е.Е., 1991; Цыркун Н.А., 1991; Немов Р.С., 1997; Смирнова Е.О., 1977, 2000, 2001, 2003).

     Данные исследования могут лечь в основу поисков оптимальных путей развития волевого действия детей старшего дошкольного возраста, которое, как следствие, приведет к формированию и развитию волевой составляющей личности дошкольника и будет являться предпосылкой к всестороннему и гармоничному развитию личности взрослого человека.

     Вместе с тем, единодушно признавая важность своевременного развития волевого действия, педагоги и психологи не располагают достаточными сведениями о факторах, влияющих на это развитие.

     Современные медицинские и психолого-педагогические исследования определяют ситуацию развития часто болеющего ребенка как качественно иную по сравнению с ситуацией развития здорового ребенка. Сочетание одних и тех же социальных факторов оказывает совершенно разное влияние на развитие здорового и часто болеющего ребенка (Баранов А.А., 1986, 1998; Выготский Л.С., 1983; Арина Г.А., 1995; Николаева В.В., 1997; Залевский Г.В., 2004, 2005; Ковалевский В.А., 2005). Именно поэтому проблема изучения факторов, оказывающих детерминирующих процесс психического развития ребенка в ситуации болезни, заслуживает углубленного, детального и системного подхода.

     Одним из наиболее важных факторов развития ребенка являются взаимоотношения со взрослыми, в частности, с родителями. В ситуации болезни отношение к ней во многом определяется и формируется под влиянием окружения. Кроме того, в дошкольном возрасте установки ближайших взрослых становятся решающим фактором, определяющим образ жизни ребенка и направление развития его личности. Тем не менее, современной психологической наукой не освещен вопрос о степени влияния фактора родительского отношения и ориентировки в семье на поддержание здорового образа жизни на развитие волевого действия часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста (Столин В.В., 1981; Варга А.Я., 1987; Захарова Р.А., 2000;  Спиваковская А.С., 2000; Петровский А.В., 2001).

     Таким образом, необходимость данного исследования определяется наличием следующих противоречий:

·       между ориентировкой современного общества на создание условий для формирования всесторонне и гармонически развитой здоровой личности и ростом заболеваемости, который преимущественно приходится на категорию детей дошкольного возраста с тенденцией к развитию хронических заболеваний;

·       между существованием широкого спектра исследований, концепций и подходов к изучению факторов, оказывающих определяющее влияние на развитие волевого поведения, и отсутствием исследований, касающихся выявления факторов, детерминирующих развитие волевого действия категории часто болеющих детей;

·       между осознанием особой ситуации развития личности часто болеющего ребенка как феномена современного общества и отсутствием специальных исследований на предмет изучения особенностей развития волевого действия данной категории детей;

·       между сформировавшимся представлением о родительском (материнском) отношении и установке в семье на соблюдение здорового образа жизни как о факторах, оказывающих значительное влияние на развитие ребенка в период дошкольного детства, и отсутствием исследований на предмет выявления взаимосвязи данных факторов с развитием волевого поведения, в частности, волевого действия.

Данные противоречия подтверждают актуальность темы исследования       «Особенности волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: выявление особенностей волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста и поиски эффективных способов его развития.

Объект исследования: волевое действие часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста и возможности его развития.

Гипотеза исследования: Уровень развития волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста ниже, чем у их сверстников, относящихся к категории здоровых детей.

Задачи исследования:

1)       изучить и проанализировать исследования, касающиеся особенностей развития волевого действия детей старшего дошкольного возраста;

2)       изучить состояние проблемы особенностей психического развития часто болеющего ребенка дошкольного возраста;

3)       осуществить подбор методов и методик эмпирического исследования уровня развития основных компонентов волевого действия часто болеющих и здоровых детей старшего дошкольного возраста;

4)       с помощью методов корреляционного и факторного анализа выявить ряд факторов, их составляющие и степень их влияния на развитие волевого действия часто болеющих старших дошкольников;

5)       разработать и апробировать развивающую программу, направленную на развитие основных компонентов волевого действия детей старшего дошкольного возраста, относящихся к категории часто болеющих.

Теоретико-методологическое основание исследования:

·       положения Л.С. Выготского (1983, 1985) о социальной ситуации развития и зоне ближайшего развития как важнейших условиях становления личности ребенка;

·       принцип системности, психосоматический подход и биопсихосоционоэтическая модель, как интегрированные адекватные модели изучения природы человека, позволяющие подойти к аспекту модели здоровья и болезни как феноменам с системной детерминацией и структурно-уровневой организацией (Леонтьев А.Н., 1983; Ломов Б.Ф., 1984; Рубинштейн С.Л., 1989; Захаржевский В.Б., 1990;                          Карвасарский Б.Д., 1998; Кристиан П., Рад М., 1999; Незнанов Н.Г., Крылов В.И., 2000; Менделевич В.Д., 2002; Соловьева С.Л., 2002; Кулаков С.А., 2003;              Бохан Т.Г., 2005; Залевский Г.В., 2006, 2007);

·       теоретические представления о фиксированных формах семейного поведения и их связи с доминирующим типом материнского отношения к ребенку, соблюдением в семье здорового образа жизни и уровнем развития волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста (Столин В.В., 1981; Варга А.Я., 1985; Смирнова Е.О., 2001; Залевский Г.В., 2007);

·       положения теорий о регуляторной функции психики, а также закономерностях и механизмах регулирования типов и видов активности (Анохин П.К., 1982;       Ломов Б.Ф., 1984; Иванников В.А., 1986, 1988; Рубинштейн С.Л., 1989;           Абульханова-Славская К.А., 1980; Смирнова Е.О., 2001).

Для достижения цели исследования был использован комплекс методов, включающий в себя:

·       теоретический анализ и систематизацию данных психолого-педагогических и медицинских исследований, касающихся проблемы волевой регуляции детей дошкольного возраста, исследований, направленных на изучение феномена часто болеющего ребенка и особенностей ситуации его развития, а также материалы по изучению типа родительского (материнского) отношения к ребенку и влияния на развитие ребенка соблюдения в семье здорового образа жизни;

·       метод сбора эмпирических данных, с помощью которого был проведен анализ состояния здоровья каждого ребенка (индивидуальные карты развития ребенка, форма № 026/у); изучен уровень развития каждого из компонентов волевого действия: выбор и осуществление цели (Котырло В.К., 1971), принятие решения    (Гуткина Н.И., 1983), планирование (Цыркун Н.А., 1991), исполнение намеченного (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю. А., 1995), совершение усилий (Эльконин Д.Б., 1997), оценка результата (Чередникова Т.В., 1996); а также выявлен тип материнского отношения с помощью опросника А.Я. Варга и В.В. Столина (1981) и изучены представления в семьях детей, участвующих в исследовании,  о здоровом образе жизни с помощью анкеты Р.А. Захаровой (1999);

·       методы математической статистики включали в себя расчеты на основе критерия  t-Стьюдента при 95 % и 99 % уровнях значимости (ρ <0,05 и ρ <0,01); расчет статистических показателей выполнен с привлечением компьютерной статистической программы Statgraphics Plus v.2.1; корреляционный анализ был построен на основе расчета коэффициента корреляции Спирмена; факторный анализ – на основе Анализа главных компонент (Principal Components).

Исследование имело формат детального, так как прицельно были исследованы каждый из компонентов волевого действия. Кроме того, специфической особенностью являлся индивидуальный подход в работе с каждым участником исследования, в связи со специфическими особенностями диагностических методик, возможных к применению для данной возрастной категории детей.

Организация, база и этапы исследования. В качестве представителей контрольной и экспериментальной групп выбирались равные по демографическим признакам сверстники, посещающие детские дошкольные учреждения, а также их матери. Все обследуемые дети находились в стадии ремиссии и посещали дошкольные образовательные учреждения. Выбор данных категорий соматически больных детей обусловлен ростом заболеваемости в этих группах. Вывод о состоянии здоровья детей был сделан на основе анализа медицинских карт развития детей и  информации, полученной в процессе бесед с родителями и педагогами образовательных учреждений. Объем репрезентативной выборки, в общем, составил 186 человек: 40 детей старшего дошкольного возраста и 40 матерей на этапе пилотажного исследования (2000 – 2005 год), и 53 ребенка старшего дошкольного возраста и 53 матери, на этапе представленного диссертационного исследования (2005 – 2009 год), соответственно.

Эмпирическая работа проводилась на базе дошкольных образовательных учреждений развивающего типа № 35, № 63, № 136, № 161, №170 и №176 г. Красноярска, работающих по типовой программе дошкольного воспитания и образования под редакцией М.А. Васильевой.

Исследование проходило в период с 2000 г. по 2009 г. и состояло из следующих этапов:

1. 2000 – 2005 гг. – Проводилось пилотажное исследование.

2. 2005 – 2006 гг. – Был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме диссертационного исследования, составлен план-проспект диссертации.

3. 2006 – 2007 гг. – Обобщен и систематизирован изученный теоретический материал, касающийся темы исследования; организована экспериментально-исследовательская часть работы по изучению взаимосвязи уровня развития основных компонентов волевого действия и соматического здоровья детей, а также влияния на уровень их развития таких факторов, как материнское отношение и соблюдение в семьях детей здорового образа жизни.

4. 2007 – 2009 гг. – Была разработана развивающая программа, направленная на развитие основных компонентов волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста. Проведена систематизация и анализ данных, полученных в ходе экспериментально-психологического исследования; обобщены и уточнены выводы практической и теоретической частей работы; оформлены результаты исследования. Результаты исследования внедрялись в психологическую практику образовательных учреждений г. Красноярска.

Научная новизна данной работы состоит в том, что: 

·       впервые проведено и описано исследование особенностей структурных компонентов волевого действия часто болеющих и здоровых детей старшего дошкольного возраста;

·       выявлено, что одной из психологических характеристик часто болеющих детей старшего дошкольного возраста являются особенности развития волевого действия; отмечены качественные различия в структуре волевого действия часто болеющих детей по сравнению со здоровыми сверстниками: низкий уровень и неравномерность развития всех структурных компонентов;

·       отмечено, что значимыми факторами в развитии волевого действия в старшем дошкольном возрасте являются «Эффективное материнское отношение»,  «Эффективное отношение матери к здоровью», «Социальный статус семьи», «Степень самостоятельности и свободы выбора ребенка», «Социальная зрелость ребенка», «Оценка ребенком результата своей деятельности», «Взаимодействие ребенка с матерью», «Соматический статус ребенка – часто болеющий ребенок»;

·       на основе биопсихосоционоэтической модели развития человека разработана и апробирована программа развития волевого действия с перспективой улучшения соматического статуса часто болеющих детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения системы формирующих мероприятий и включения в этот процесс всех основных субъектов социальной ситуации развития ребенка.

Теоретическая значимость: В работе отражен анализ практических исследований и теоретических подходов к изучению социально-психологических факторов развития волевого действия часто болеющих и здоровых детей, что позволяет расширить представления о научных достижениях в рамках представленной проблемы и осветить новые перспективы и способы возможности улучшения соматического статуса старших дошкольников. Теоретические положения и выводы исследования могут служить дополнением к уже имеющимся разделам медицинской психологии (раздел «Психосоматика» относительно часто болеющих детей дошкольного возраста) благодаря содержащемуся в исследовании материалу, который показывает взаимосвязь соматического здоровья детей старшего дошкольного возраста и уровня развития волевого действия, а также раскрывает степень влияния материнского отношения и соблюдения в семьях детей здорового образа жизни на развитие волевого действия. 

Практическая значимость: Примененная в исследовании система диагностических мероприятий по выявлению уровня развития каждого из компонентов волевого действия, содержащая качественные характеристики высокого, среднего и низкого уровней развития для каждого из составляющих, а также программа их развития, активно используются в рамках психолого-педагогического сопровождения часто болеющих детей на базе ДОУ № 63 и 136 г. Красноярска, работающих по типовой программе дошкольного воспитания и образования под ред. М.А. Васильевой, и являются частью реализации районной программы «Часто болеющий ребенок». Представленный материал используется на курсах повышения квалификации работников образования и здравоохранения в рамках семинаров и тренингов для специалистов, работающих в ДОУ Ленинского района г. Красноярска.

На основе результатов исследования были разработаны программы курсов по выбору (общепрофессиональный блок) на тему «Особенности личности часто болеющего ребенка» и «Волевое развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста» для студентов факультета Психологии, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология» Сибирского института бизнеса, управления и психологии и практических работников дошкольных образовательных учреждений г. Красноярска.

Тема диссертационного исследования является частью плановых исследований научного проекта «Развитие личности больного ребенка» кафедры психологии детства ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева».

Опора на существующие в современной науке базовые методологические и теоретические положения, использование комплекса научных методов и методик, соответствующих цели, объекту, предмету и задачам настоящего исследования, соответствие условий и способов проведения диагностических мероприятий заявленным требованиям, а также использование методов статистической обработки данных и применение метода качественного анализа полученных результатов обеспечивают достоверность и надежность результатов и сделанных на их основе выводов.

Положения, выносимые на защиту:

1)       Волевое действие часто болеющих детей старшего дошкольного возраста имеет специфические особенности по сравнению со здоровыми сверстниками. Уровень развития волевого действия часто болеющих детей достоверно ниже, что отражается в проявлении уровня развития всех основных компонентов волевого действия, таких как, умение выбирать цель, способность принимать решение, умение планировать деятельность, способность прилагать усилия, исполнять намеченное и умение оценивать результат своей деятельности. 

2)       Глубина и характер взаимосвязи типа материнского отношения к ребенку,  соблюдения здорового образа жизни в семье ребенка находятся во взаимосвязи с высоким уровнем развития волевого действия детей старшего дошкольного возраста и уровнем здоровья детей.

3)       Существует взаимосвязь между уровнем развития волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста и такими социально-психологическими факторами, как «Эффективное материнское отношение»,  «Эффективное отношение матери к здоровью», «Социальный статус семьи», «Степень самостоятельности и свободы выбора ребенка», «Социальная зрелость ребенка», «Оценка ребенком результата своей деятельности», «Взаимодействие ребенка с матерью», «Соматический статус ребенка – часто болеющий ребенок». Сочетание перечисленных факторов позволяет  выделить категорию детей, потенциально нуждающихся в систематизированной коррекции волевого действия, в плане прицельного развития всех его структурных компонентов. 

4)       Своевременное внедрение развивающей программы, основанной на базовых положениях биопсихосоционоэтической модели развития человека и направленной на развитие волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста, является достоверно эффективной.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты работы были обсуждены на заседаниях кафедры психологии детства ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (2005 – 2009); на  региональной научно-практической конференции психологов (Красноярск, 2007); всероссийской научной конференции «Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровления различных категорий населения» (Сургут, 2007); международных симпозиумов «Восток − Беларусь – Запад. Сотрудничество по проблемам формирования и укрепления здоровья» (Брест, 2007), «Восток − Россия – Запад. Сотрудничество по проблемам формирования и укрепления здоровья» (Красноярск, 2008); межрегиональной научно-практической конференции «Молодежь Сибири − науке России» (Красноярск, 2008); международной научно-практической конференции  «Ананьевские чтения – 2008» (Санкт-Петербург, 2008); «III-тьем Сибирском психологическом форуме «Человек и современность: междисциплинарные исследования» (Томск, 2009).

Развивающая программа, предложенная в работе, внедрена в процесс психолого-педагогического сопровождения часто болеющих детей старшего дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения № 63 и № 136 г. Красноярска.

Различные аспекты диссертационного исследования нашли свое отражение в 20 опубликованных статьях (четыре из них – в ведущих журналах, рецензируемых ВАК) в сборниках научных трудов.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав с обзором литературы, описанием методов исследования и результатов экспериментально-психологического исследования, заключения, списка цитируемой литературы, приложений и глоссария. Текст диссертации изложен на 186 страницах печатного текста (без приложений и списка литературы), иллюстрирован 30 таблицами, 13 рисунками, подкреплен 20 приложениями и глоссарием. Список литературы включает 278 источник, в том числе 37 зарубежных.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновываются актуальность исследования, объект, предмет и цель, формулируются гипотезы, раскрываются научная новизна, теоретическое и практическое значение работы, выдвигаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретический анализ проблемы взаимосвязей волевого действия старших дошкольников, их соматического здоровья, родительского (материнского) отношения, соблюдения в семье здорового образа жизни» рассматриваются основные теоретические положения исследований, касающихся данной проблемы.

Первый параграф «Основные подходы к исследованию сущности, структуры, функций и механизмов волевой регуляции» посвящен вопросу изучения основных подходов к исследованию сущности, структуры, функций и механизмов волевой регуляции.

 Анализ имеющихся в настоящее время трактовок понятия воли и волевого действия показал их неоднозначность.

На сегодняшний день среди психологических исследований волевой регуляции в отечественной психологии можно выделить, на наш взгляд, три основных направления:

1)  изучение особенностей регуляции деятельности (Абульханова-Славская К.А., 1980; Конопкин О.А., 1980; Зейгарник Б.В., 1981; Холмогорова Л.Б., 2000);

2)  исследования личностной регуляции поведения (Иванников В.А., 1986;          Миславский Ю.М., 1989; Чеснокова И.И., 1992; Шаров А.С., 1999; Ядов В.А., 2000);

3)  исследования социальной, нормативной регуляции поведения                 (Бобнева М.И., 1986; Якобсон С.Г., 1989).

В результате рассмотрения нами отдельных подходов к исследованию волевой регуляции мы отметили следующее:

1)       волевая регуляция рассматривается авторами как сложный системный процесс, взаимодействие компонентов которого подчинено определенным целям и задачам (Альбуханова-Славская К.А., 1980; Конопкин О.А., 1980; Выготский Л.С., 1983; Запорожец А.В., 1986; Цыркун Н.А., 1991);

2)       во всех концепциях подчеркивается роль целостного субъекта в процессе регуляции (Выготский Л.С., 1983; Лисина М.И., 1986; Смирнова Е.О., 2001);

3)       в качестве главного системообразующего признака авторы выделяют цель деятельности как модель будущего; ценностные ориентации личности, являющиеся высшим регулятором активности человека (Конопкин О.А., 1980;                    Выготский Л.С., 1982; Цыркун Н.А., 1991);

4)       к основным функциям воли относят психическую и личностную регуляцию, регуляцию и коррекцию действий, деятельности и поведения (Эльконин Д.Б., 1970; Цыркун Н.А., 1991; Смирнова Е.О., 2000);

5)       в структуре волевой регуляции выделяют следующие компоненты: субъективный компонент (внутренние особенности личности, субъекта, определяющие характер процесса регуляции: мотивы, смыслы, ценности, установки)                (Эльконин Д.Б., 1966; Выготский Л.С., 1982; Кравцова Е.Е., 1999, 2001), объективный компонент (анализ сложившейся ситуации, условий, взаимоотношений) (Цыркун Н.А., 1991; Смирнова Е.О., 1999, 2000), поведенческий или действенный компонент (непосредственная реализация системы действий и поступков)    (Абульханова-Славская К.А., 1980; Запорожец А.В., 1986, Цыркун Н.А., 1991);

6)       функционирование регулятивного процесса осуществляется благодаря внутренним психологическим механизмам, в качестве которых выделяют: контроль и оценку действий по ходу их осуществления; механизм личностного смысла; самооценку и самоконтроль; противоречие положительного образа себя и отрицательного образа своего поведения; внутренние психологические установки разных уровней (Эльконин Д.Б., 1970; Конопкин О.А., 1980; Выготский Л.С., 1983; Цыркун Н.А., 1991; Немов Р.С., 1995; Смирнова Е.О., 1998);

7)       с психологическими механизмами регуляции жизнедеятельности человека тесно связано развитие его личности: становление личности происходит посредством совершенствования уже имеющихся и возникновения новых психологических механизмов регуляции (Выготский Л.С., 1982; Рубинштейн С.Л., 1989; Цыркун Н.А., 1991; Мухина В.С., 1999; Смирнова Е.О., 1999).

Во втором параграфе «Развитие волевой регуляции и волевого действия в период дошкольного детства» отмечается, что среди исследований волевой регуляции в детском возрасте можно выделить три основных направления. Одно из них связано с изучением развития волевой регуляции, овладения собственным поведением с помощью культурно заданных средств (Выготский Л.С., 1983;               Кравцов Г.Г., 1994); второе направление в исследованиях данной области связывает развитие детской воли со становлением устойчивой социально-значимой мотивации, с качественным преобразованием мотивационной сферы ребенка             (Леонтьев А.Н., 1972; Смирнова Е.О., 2000); третье направление понимает становление и развитие воли как постоянное подавление различных внутренних побуждений личности, преодоление себя и борьбу с внешними факторами                   (Эльконин Д.Б., 1966; Божович Л.И.,  1976; Цыркун Н.А., 1991).

Находящаяся на начальном этапе своего развития волевая регуляция старших дошкольников имеет свои характерные черты, связанные с возрастными особенностями, которые проявляются в следующем: у дошкольников имеется неравномерность развития различных компонентов волевого действия (например, в меньшей степени проявляются планирование и оценка); наблюдается сближение во времени постановки цели и исполнения из-за сокращения обдумывания спо­собов действия; для дошкольников доступны близкие цели чем отдаленнее цель, чем больше промежуточных звеньев включено в процесс ее реализации, тем труднее ребенку подчинить свои действия поставленной цели (Цыркун Н.А., 1991).

Если говорить об основных принципах развития волевой регуляции, то по этому вопросу существует две точки зрения. Ряд ученых рассматривают процесс развития воли как превращение непосредственных физиологических проявлений в саморегулируемую и самоконтролируемую деятельность (Прыгин Г.С., 1983; Клерр Копп, 1986; Ендовицкая Т.В., Славина Л.С., 1991), другие придают характеру ее развития социальную обусловленность (Выготский Л.С., 1983; Лисина М.И., 1986; Кожарина Л.А., 1989; Осницкий А.К., 1989). Необходимо отметить, что, выделяя в качестве основного один из факторов развития волевого действия, современные ученые не отвергают, безусловно, важного и решающего значения условий, предложенных другими исследователями.

В контексте данной проблемы ученые одну из главных ролей отводят влиянию ведущего вида деятельности, игры, на развитие воли и волевых действий. Каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический, вклад в совершенствование волевого действия.

В своем исследовании мы опирались на теоретические основы, изложенные в монографии Н.А. Цыркун (1991). Автор определяет понятие волевого действия как сознательно совершаемое человеком усилие для преодоления препятствий на пути к цели, для создания дополнительного мотива деятельности, его поддержания и усиления. В качестве составляющих компонентов волевого действия автор выделяет выбор цели, принятие решения, планирование, исполнение намеченного, совершение усилий и оценку результата.

С точки зрения Н.А. Цыркун, к основным функциям воли относятся волевая регуляция в предметной деятельности; волевая регуляция, направленная на установление взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; саморегуляция; проявление волевой активности группой детей как субъектом деятельности.

По мнению автора, основными признаками волевого акта являются: приложение усилий, принятие решения и его реализация; наличие продуманного плана осуществления действий; усиленное внимание к действию при отсутствии непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате деятельности; преодоление самого себя как совокупности желаний; умение управлять своим поведением; умение координировать свои действия с деятельностью сверстников.

Процесс развития волевого поведения детей дошкольного возраста                Н.А. Цыркун видит как процесс преобразования непроизвольных психических процессов в произвольные, обретения контроля над своим поведением и выработку волевых качеств личности. Важным фактором развития воли Н.А. Цыркун считает условия, в которых ребенок вынужден преодолевать препятствия на пути к цели, а также  когнитивное развитие ребенка и созревание различных когнитивных структур.

В третьем параграфе «Влияние соматических заболеваний на развитие личности часто болеющего ребенка» в результате анализа литературы выявлено, что проблема помощи, развития и обучения соматически больных детей остается актуальной, так как группа ЧБД является наиболее обширной в современном обществе (Веселое Д.Н., 1994, 1996).

В качестве своеобразных характеристик выделены «качественно иной» характер развития (Николаева В.В., 1995; Ковалевский В.А., 1998), особая объективная социальная ситуация развития часто болеющего дошкольника, составляющая внутреннюю картину болезни (Тхостов А.Ш., Арина Г.А., 1991), а также  личностные особенности, которые во многом тесно связаны с характером взаимоотношений ребенка с родителями, его субъективными знаниями и отношением к здоровью, а не только с объективной тяжестью заболевания. С точки зрения субъективной картины болезни, для часто болеющих детей характерно амбивалентное отношение к ней.

К психологическим особенностям развития личности часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста можно отнести преобладание позиции «малоценности», ущербности; непосредственно-чувственное отношение к себе                  (Николаева В.В., 1995; Ливанова М.Н., 1997); приписывание себе отрицательных эмоций, таких, как горе, страх, гнев и чувство вины (Арина Г.А., Коваленко Н.А., 1995); тревожность, неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения           (Румянцев А.Г., Касаткин В.Н., 1996); у больного ребенка формируется негативное представление о собственной личности; отмечается неустойчивая оценка болезни, нарастание пессимизма и депрессивности; изменяется иерархия мотивов, снижается их побудительная сила. Изменение социальной ситуации развития приводит к задержке развития личности − инфантилизму (Ливанова М.Н., 1997); в младшем и среднем дошкольном возрасте у часто болеющих детей более выражена тенденция к адекватной самооценке, чем у их здоровых сверстников, но она во многом зависит от типа семейного воспитания; основная направленность желаний часто болеющих детей обращена на предотвращение болезненных симптомов и избегание страданий, в то время как у их здоровых сверстников преобладают желания, направленные на преобразование окружающей среды и на взаимодействие с другими людьми (Ковалевский В.А., 1998).

К группе социальных факторов, влияющих на развитие предрасположенности к частым соматическим заболеваниям, относятся алкоголизм и наркомания родителей, курение в семье, а также использование по дороге в ясли-сад и обратно общественного транспорта (Исаев Д.Н., 2001). Кроме того, существуют исследования, которые показывают, что в число часто болеющих детей в основном входят дети, родители которых имеют более высокое социальное положение и образование (Альбицкий В.Ю., Баранов А.А., 1986). Важным социальным фактором, располагающим к частым соматическим заболеваниям, является факт поступления и посещения ребенком детского дошкольного учреждения (Румянцев А.Г.,                 Касаткин В.Н., 1996).

Существуют также биологические причины частых соматических заболеваний, среди которых выделяется генетическая предрасположенность.

В субъективной картине болезни часто болеющего ребенка достаточно ярко отражена ее эмоционально-волевая составляющая, а наибольшее влияние на формирование именно такой внутренней картины болезни оказывает та система отношений в семье, которая складывается вокруг ребенка. Немаловажными оказываются также социальное положение и образование родителей, культура семьи, характер адаптации ребенка к детскому саду.

В четвертом параграфе «Влияние родительского (материнского) отношения и соблюдения в семье здорового образа жизни на развитие личности часто болеющего ребенка» отмечено, что многие психологические исследования касаются таких аспектов детско-родительских отношений, как стили материнского отношения, исследования явлений «материнской депривации» и ее последствий для ребенка, влияние взаимоотношений супругов на ребенка, взаимосвязь личностных черт родителей и детей, социально-психолого-педагогическая диагностика семьи и влияние традиций и обычаев на характер взаимодействия родителей и детей (Архин Е.А., 1976; Варга А.Я., 1987; Курганская Л.О., 1989; Наков А.В., 1994; Эйдемиллер Э.Г., 1996;  Дружинин В.Н., 1996; Гребенникова И.В., 2000; Самоукина Н.В., 2000).

Медицинская наука, в свою очередь, исследует особенности психокоррекции детско-родительских отношений, трудности во взаимодействии и общении с детьми и социально-психологические проблемы в семьях, имеющих больного члена семьи                  (Зейгарник Б.В., 1981; Иванова В.И., 1993; Ковалевский В.А., 1998; Захарова Р.А., 1999).

Среди педагогических исследований в данной области представлены следующие: выделение  основных типов семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка, исследование явления единственного ребенка в семье и влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка (Столин В.В., 1981;   Варга А.Я., 1987; Титаренко В.Я., 1987).

Многие авторы отмечают двойственность, или поляризацию, родительского отношения, которая состоит в одновременном сосуществовании в родительском отношении любви к ребенку и требовательности. Обе стороны родительского отношения являются следствием определенной родительской позиции или установки. Процесс формирования установок и внутренних позиций в системе детско-родительских отношений носит, по мнению ряда исследователей, взаимообусловленный характер и имеет взаимозависимость с типом и стилем межличностных отношений в семье.

Анализ исследований подтверждает существование целой системы взаимозависимостей и динамики взаимодействия родителей и ребенка в зависимости от контекста конкретной жизненной ситуации. Кроме того, клинические, клинико-психологические и педагогические исследования указывают на то, что соматическая болезнь является кризисной ситуацией для ребенка и его семьи.

Уклад жизни конкретной семьи формирует общие привычки в еде, влияет на отношение к физической активности, вырабатывает определенные способы выражения эмоций, отношение к собственному телу, здоровью и болезни. Соответственно, для решения любой психолого-педагогической задачи в условиях болезни ребенка необходимо учитывать стиль взаимоотношений в семье, наличие «семейных стереотипов» в отношении болезни − здоровья (Николаева В.В., 1995;          Ковалевский В.А., 1998; Усаков В.И., 2000).

Во второй главе изложены «Теоретико-методологическое основание, методы и материалы исследования».

В третьей главе «Экспериментально-психологическое исследование особенностей волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста, его взаимосвязи с материнским отношением и соблюдением в семье здорового образа жизни» описаны процедура и результаты экспериментальной части исследования.

В качестве основных этапов исследования можно выделить выявление взаимосвязи уровня развития волевого действия и соматического здоровья детей на основе изучения уровня развития основных компонентов волевого действия (умения выбирать и осуществлять цель, принимать решение, планировать деятельность, исполнять намеченное, совершать усилия, оценивать результат), определение особенностей взаимосвязи материнского отношения и соматического здоровья детей, а также взаимосвязи соблюдения здорового образа жизни в семье и соматического здоровья детей старшего дошкольного возраста. По результатам констатирующего эксперимента был проведен корреляционный и факторный анализ социально-психологических факторов, детерминирующих особенности развития волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.

Основной целью эмпирической части нашего исследования было определение наличия взаимосвязи между развитием волевого действия и соматическим здоровьем детей. Суть нашего предположения состояла в том, что уровень развития волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста ниже, чем уровень развития данного качества у сверстников, относящихся к категории здоровых детей.

В соответствии с целью, нами был поставлен ряд практических задач, в ходе решения которых мы получили следующие результаты:

1)      Уровень развития волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста ниже, чем уровень развития волевого действия их сверстников, относящихся к категории соматически здоровых детей. Статистически достоверные различия присутствуют на уровне 99,9 %. Выводы о выявленных изменениях в сторону снижения уровня развития исследуемого качества справедливы в отношении всех компонентов волевого действия, а именно: выбор и осуществление цели, принятие решения, планирование, исполнение намеченного, совершение усилий и оценка результата (Таблица 1).

 

Таблица 1 – Значимость различий по уровню развития волевого  действия часто    болеющих и здоровых детей старшего дошкольного возраста, t-критерий Стьюдента

Условные обозначения: ЗД - здоровые дети; ЧБД - часто болеющие дети; (M+m) - величина возможных расхождений выборочной и генеральной совокупности; t - эмпирическое значение t  критерия Стьюдента

 

2)      Тип материнского отношения к ребенку оказывает влияние на уровень развития отдельных составляющих волевого действия детей старшего дошкольного возраста. Тем не менее, исследование не выявило доминирующего типа материнского отношения, характерного для семей категории часто болеющих либо здоровых детей, что свидетельствует о наличии схожих тенденций в плане качественного и количественного проявления типов материнского отношения в исследуемых группах детей (Таблица 2).

 

Таблица 2 – Сравнительная таблица результатов диагностики типа материнского отношения в группах  часто болеющих и здоровых детей

 

Наиболее часто встречающимся типом материнского отношения к ребенку в семьях репрезентативных групп является тип, обозначенный в методике «ОРО»   А.Я. Варга и В.В. Столина как «Симбиоз» и отражающий межличностную дистанцию в общении с ребенком, стремление удовлетворить все его потребности. На втором месте по частоте случаев находится тип «Авторитарная гиперсоциализация», характеризующая степень контроля поведения ребенка. Статистически достоверные различия в данном случае отсутствуют, что подтверждается на уровне  95 % (Таблица 3).

 

Таблица 3 – Сравнение результатов исследования групп часто болеющих и здоровых детей  старшего дошкольного возраста на предмет выявления доминирующего типа материнского отношения, t-критерий Стьюдента

Условные обозначения: ЗД - здоровые дети; ЧБД - часто болеющие дети; (M+m) - величина возможных расхождений выборочной и генеральной совокупности; t - эмпирическое значение t критерия Стьюдента

 

3)      В группе часто болеющих и в группе здоровых детей в плане соблюдения здорового образа жизни наблюдаются схожие тенденции (95%), характеризующиеся несовпадением идеального представления родителей о здоровом образе жизни и реально существующей в жизни репрезентов ситуации (Таблица 4).

Таблица 4 – Значимость различий в соблюдении здорового образа жизни в семьях часто     болеющих и здоровых детей,  t-критерий Стьюдента

Условные обозначения: ЗД - здоровые дети; ЧБД - часто болеющие дети; (M+m) - величина возможных расхождений выборочной и генеральной совокупности; t - эмпирическое значение t критерия Стьюдента.

 

4)      Анализ корреляционных связей (на основе подсчета коэффициента корреляции Спирмена) компонентов волевого действия и таких социальных факторов, как тип материнского отношения, возраст и образовательный статус родителей, а также соблюдение здорового образа жизни, показал наличие связи с развитием волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста (Таблица 5).

 

Таблица 5 – Взаимосвязь социально-психологических факторов и волевого действия здоровых и часто болеющих детей старшего дошкольного возраста

 

5)       С целью выявления степени этого влияния нами был проведен факторный анализ.  Результаты исследования подверглись процедурам факторного анализа методом главных компонент с последующим варимакс-вращением факторов. По результатам факторизации матрицы, были выделены 8 факторов. Факторы и их соотношение представлено в таблице 6.

Таблица 6 – Результаты факторизации матриц данных по группе часто болеющих детей старшего дошкольного возраста

 

В четвертой главе «Развивающая программа, направленная на повышение уровня развития волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста», рассматриваются основные принципы развития волевого действия старших дошкольников и предлагается система формирующих мероприятий.

Задачей работы с детьми в данном случае явилось целенаправленное воздействие на волевое действие часто болеющих старших дошкольников с целью развития всех его основных компонентов, таких, как выбор и осуществление цели, принятие решения, планирование, исполнение намеченного, совершение усилий и оценка результата. Кроме того, развитие волевого действия затрагивало основные сферы жизни ребенка в данном возрасте: предметная деятельность, общение со сверстниками и взрослыми, саморегуляция и групповая деятельность детей. 

Организация психолого-педагогической работы с родителями данной категории детей включает в себя такие задачи, как формирование психолого-педагогической компетенции родителей в области психологических особенностей часто болеющих детей старшего дошкольного возраста, освоение способов оптимизации детско-родительских отношений в сторону придания им более теплого и доверительного характера. Реализация данных задач внедрялась в рамках психологического консультирования, просвещения, сопровождения и организации тренингов для родителей.

Внедрение развивающей программы в качестве задач имело обращение к педагогам, психологам и медицинским работникам. В число этих задач вошло повышение психологической компетенции сотрудников дошкольных образовательных учреждений в области возрастной и медицинской психологии в плане расширения и углубления теоретических знаний о психологических особенностях часто болеющих детей, о способах развития волевой сферы личности старших дошкольников в рамках семинаров, психологических консультаций и профессионально-ориентированных тренингов.

Представленная система психолого-педагогических мероприятий была также нацелена на формирование устойчивых представлений о соблюдении здорового образа жизни в сознании часто болеющего дошкольника, его родителей и педагогов. Для достижения положительного результата в этом направлении работы решались следующие задачи:  формирование у детей, родителей и педагогов стойкой убежденности в важности сохранения и укрепления здоровья, развитие и укрепление объективных представлений о сущности здоровья и здорового образа жизни, формирование потребности в его соблюдении. Средствами решения перечисленных задач послужили семинары, тренинги, психологическое консультирование и проведение совместных с родителями и педагогами мероприятий спортивно-оздоровительного характера.

С целью выявления изменений в уровне развития волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста после проведения системы формирующих мероприятий был проведен контрольный срез с использованием тех же диагностических методик, что и на начальном этапе исследования.

В профилях рисунков 1 и 2 отражены изменения показателей уровня развития волевого действия детей контрольной и экспериментальной групп.

 Рис. 1.    Профили уровней развития основных компонентов волевого действия часто болеющих детей до и после проведения формирующих мероприятий

Рис. 2.  Профили уровней развития основных компонентов волевого действия здоровых детей до и после проведения формирующих мероприятий

 

Для подтверждения эффективности целенаправленного развития волевого действия часто болеющего дошкольника, основанного на разработке и внедрении систематизированной программы формирования каждого из компонентов волевого действия, нами была проведена математическая обработка полученных данных, по результатам которой можно сделать вывод об отсутствии достоверных различий в уровне развития ряда компонентов волевого действия часто болеющих и здоровых детей старшего дошкольного возраста (Таблица 7).

 

Таблица 7- Значимость различий по уровню развития основных компонентов волевого  действия часто болеющих и здоровых детей старшего дошкольного возраста на начало и конец эмпирического исследования, t-критерий Стьюдента

Условные обозначения: ЗД - здоровые дети; ЧБД - часто болеющие дети; р (t  st.) - значения t критерия Стьюдента; (M+m) - величина возможных расхождений выборочной и генеральной совокупности.

 

Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о неравномерности распределения выявленных тенденций относительно уровня развития компонентов волевого действия. Наиболее эффективным формирующее воздействие оказалось для такого компонента волевого действия как умение исполнять намеченное. Уровень достоверности различий изменился с 99,9% до их полного отсутствия.

При исследовании результатов формирования умения совершать усилия были получены результаты (с 99,9% до 99%), подтверждающие одну из возрастных особенностей волевого действия старшего дошкольника: способность длительно выполнять задание под контролем взрослого и снижение волевых усилий в ситуации самостоятельного его выполнения.

Изменения в степени достоверности различий уровня развития появились и относительно умения принимать решение: 99,9% − 95%. Данный компонент связан с умением ребенка выбирать один правильный вариант ответа или действия из нескольких. Выбор такого рода часто связан с эмоциональной составляющей личности, а ее незрелость способствует проявлению одной из возрастных особенностей воли дошкольников: выбор в пользу более эмоционально привлекательного образа.

Менее всего сближение в уровне развития произошло в таких компонентах, как умение выбирать и осуществлять цель, планировать деятельность и умение оценивать результат. Изменения в уровне достоверности: от 99,9% к 99%. Эти три компонента напрямую связаны с когнитивным развитием личности, и их незрелость также является возрастной особенностью.

В целом, результаты формирующего эксперимента подтверждают предположение об эффективности целенаправленного развития волевого действия часто болеющего дошкольника.

В заключении диссертации делаются следующие выводы:

1.         Часто болеющие дети отличаются от здоровых сверстников особенностями психического развития, обусловленными дифицитарностью социальной ситуации развития, проявлениями особенностей сознания и самосознания, познавательной деятельности, межличностного взаимодействия и внутренней картины болезни.

2.         Уровень развития волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста ниже, чем уровень развития волевого действия их здоровых сверстников. Статистически достоверные различия выявлены на уровне 99,9%. Полученные результаты свидетельствуют о проявлении низкого уровня развития всех компонентов волевого действия у детей, относящихся к категории часто болеющих: выбор и осуществление цели, принятие решения, планирование, исполнение намеченного, совершение усилий и оценка результата.

3.         Существуют схожие тенденции в плане проявления типов материнского  отношения и особенностей соблюдения здорового образа жизни в группах часто болеющих и здоровых детей. Статистически достоверные различия в данном случае отсутствуют, что подтверждается на уровне 95 %. В силу особенностей взаимодействия в семье часто болеющего ребенка, обусловленных болезнью ребенка, и являющихся критическими, восприятие матери своего отношения к ребенку преломляется через восприятие в семье образов болезни и здоровья и амбивалентное отношение к болезни ребенка, как со стороны его самого, так и со стороны его матери;

4.          Анализ корреляционных связей компонентов волевого действия и таких социальных факторов, как тип материнского отношения, возраст и образовательный статус родителей, соблюдение здорового образа жизни показывает, что развитие волевого действия часто болеющих детей связано с теми же социально-психологическими факторами, что развитие волевого действия здорового ребенка. А именно, прямая связь с развитием волевого действия часто болеющих детей присутствует в отношениях с типом отношения к ребенку «Симбиоз» и зрелым возрастом обоих родителей, а обратная − с типами отношений «Кооперация» и «Маленький неудачник», высшим профессиональным образованием родителей и соблюдением в семье здорового образа жизни. С развитием же волевого действия здоровых детей связаны отношения типов «Принятие-отвержение» и «Кооперация», а низким уровнем развития − соблюдение здорового образа жизни, высшее образование матери и тип отношения к ребенку «Авторитарная гиперсоциализация».

5.        Результаты факторного анализа позволили выделить восемь основных факторов и степень их влияния на развитие волевого действия часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста. Среди них (в порядке наибольшей степени воздействия): «Эффективное материнское отношение»,  «Эффективное отношение матери к здоровью», «Социальный статус семьи», «Степень самостоятельности и свободы выбора ребенка», «Социальная зрелость ребенка», «Оценка ребенком результата своей деятельности», «Взаимодействие ребенка с матерью», «Соматический статус ребенка – часто болеющий ребенок».

6.        Система формирующих мероприятий, направленная на развитие волевого действия, является достаточно эффективным средством относительно всех его компонентов. Тем не менее, результаты контрольного среза свидетельствуют о том, что неравномерность развития компонентов волевого действия проявляется и в процессе их целенаправленного формирования. Тенденция к повышению уровня развития появилась во всех компонентах, но те компоненты, которые связаны с развитием когнитивных структур (умение выбирать и осуществлять цель, умение планировать деятельность, умение оценивать результат), показали не столь значительные изменения, как те, которые больше связаны с мотивационной составляющей личности (умение принимать решение, исполнять намеченное и умение совершать усилия). Соответственно, развитие волевого действия часто болеющих детей может способствовать тому, что уровень его развития будет близок к уровню развития здорового сверстника, но при условии систематического подхода в рамках психолого-педагогической работы.

Ситуация болезни создает особую социальную ситуацию развития ребенка, для которой характерно амбивалентное отношение ребенка к болезни и здоровью, особые взаимоотношения со сверстниками, характеризующиеся дефицитарностью, преобладание привязывающее-подавляющего стиля воспитания в семье, сниженный уровень активности в процессе общения и  деятельности. Как следствие такая особая, «качественно иная» ситуация развития оказывает тормозящее влияние на развитие волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста. Среди факторов, оказывающих влияние на развитие волевого действие часто болеющего ребенка, можно выделить все компоненты биопсихосоционоэтической модели развития человека: соматическое здоровье ребенка, психологические особенности его развития, особая социальная ситуация развития ребенка и духовный аспект восприятия категорий «здоровье» и «болезнь». Внедрение специально разработанной программы, способствующей развитию волевого действия в период старшего дошкольного возраста, является эффективной в отношении развития всех его основных компонентов, при условии целенаправленного и систематизированного воздействия на три основные категории субъектов образовательного процесса: часто болеющие дети старшего дошкольного возраста, родители и педагоги.

Результаты, полученные в ходе исследования, не претендуют на предоставление исчерпывающей информации по изложенной проблеме, так как мы рассмотрели влияние лишь нескольких факторов на развитие волевого действия старших дошкольников, относящихся к категории часто болеющих детей. Наше экспериментально-психологическое исследование показало актуальность и необходимость дальнейшего изучения поставленной проблемы.

 

 

 

 

 

Список работ, опубликованных по теме диссертации

Публикации в ведущих рецензируемых журналах и изданиях,

входящих в перечень ВАК

1. Волкова, О.В.  Особенности развития волевого действия здоровых и часто болеющих детей старшего дошкольного возраста / О.В. Волкова // Вестник Университета Российской академии образования. – М., 2008. – №1(39). – С. 125 – 127 (0, 3 п.л.).

2. Волкова, О.В. Диагностика уровня развития волевого действия здоровых и часто болеющих детей старшего дошкольного возраста / О.В. Волкова // Вестник Бурятского государственного университета. – Улан-Удэ, 2008. – №5. –  Серия: Психология, социальная работа. – С. 149 – 153 (0, 7 п.л.).

3. Волкова, О.В. Диагностика уровня развития произвольного поведения здоровых и часто болеющих детей старшего дошкольного возраста / О.В. Волкова // Вестник Костромского государственного университета. – Кострома, 2008. – Серия: Педагогика, психология, социальная работа, ювенология, социокинетика. – №2. –  С. 179 – 184      (0, 75 п.л.).

4. Волкова, О.В. Волевое действие часто болеющих детей старшего дошкольного возраста: исследование и перспективы психолого-педагогической коррекции /  О.В. Волкова // Сибирский психологический журнал. – Томск, 2009. – № 32 – С. 68 – 71 (0, 37 п.л.).

Статьи в научных сборниках и журналах

5.        Волкова, О.В. Развитие волевой регуляции с точки зрения детской психологии / О.В. Волкова // Школа и личность: научно-методический журнал. − Красноярск: РИО КГПУ, 2006. − С. 41−48 (0, 5 п.л.).

6.        Волкова, О.В. Общий взгляд на теоретические основы проблемы волевого развития детей дошкольного возраста / О.В. Волкова //  Эмоционально-волевое    развитие ребенка: диагностика и коррекция: сб. материалов Региональной научно-практической конференции психологов г. Красноярска и Красноярского края. – Красноярск: РИО КГПУ, 2007.    С. 16 − 21 (0, 3 п.л.).

7.        Волкова, О.В. Волевая регуляция как предпосылка к развитию успешной личности / О.В. Волкова // Проблемы подготовки специалистов в системе непрерывного образования: сб. науч. ст. − Красноярск: РИО ГУЦМиЗ,  2007. − Вып. 13. −  С.138 −140 (0, 2 п.л.).

8.        Волкова, О.В. К вопросу об особенностях произвольного поведения здоровых и часто болеющих детей старшего дошкольного возраста / О.В. Волкова // Научная жизнь: научно-образовательный журнал. − М., 2007. − Вып. 4. − С. 111 − 115 (0, 3 п.л.).

9.        Волкова, О.В.  Особенности произвольного поведения здоровых и часто болеющих детей старшего дошкольного возраста / О.В. Волкова // Восток − Беларусь – Запад. Сотрудничество по проблемам формирования и укрепления здоровья: сб. матер. Международного симпозиума. − Брест, 2007. − С. 86 (0, 1 п.л.).

10.    Волкова, О.В. Материнское отношение как один из факторов, оказывающих влияние на уровень развития произвольного поведения здоровых и часто болеющих дошкольников / О.В. Волкова // Человек и вселенная: сб. науч. ст. −  СПб., 2007. − Вып. 4 (64) − С. 31-35 (0, 3 п.л.).

11.    Волкова, О.В. О взаимосвязи уровня развития произвольного поведения и соблюдения здорового образа жизни в семьях здоровых и часто болеющих детей старшего дошкольного возраста / О.В. Волкова // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровления различных категорий населения: сб. материалов Четвертой всероссийской научной конференции. – Сургут, 2007. – С.61 – 62 (0, 1 п.л.).

12.    Волкова, О.В. Влияние материнского отношения и социально-валеоло-гического состояния семьи на развитие произвольного поведения здоровых и часто болеющих детей старшего дошкольного возраста  / О.В. Волкова // Молодежь Сибири − науке России: сб. материалов Межрегиональной научно-практической конференции. − Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2008. − В 2-х частях. − Часть 1. − С. 124 − 129 (0, 4 п.л.).

13.    Волкова, О.В. Соблюдение здорового образа жизни и материнское отношение как факторы развития волевых действий здоровых и часто болеющих детей старшего дошкольного возраста / О.В. Волкова // Восток – Россия – Запад. Сотрудничество по проблемам формирования и укрепления здоровья: сб. матер. Международного симпозиума. – Ч. 2. – Красноярск, 2008. – С. 435 – 438 (0, 4 п.л.).

14.    Волкова, О.В. О взаимосвязи волевых действий, здорового образа жизни детей, материнского отношения в семьях здоровых и часто болеющих детей старшего дошкольного возраста / О.В.Волкова // Школа и личность 2007: научно-методический журнал. − Красноярск: РИО КГПУ, 2008. − С. 58 − 67 (0, 5 п.л.).

15.    Волкова, О.В. Основные направления развития волевого действия в условиях преодоления болезни детьми, относящимися к категории часто болеющих /               О.В. Волкова // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. материалов 1-й Международной электронной конференции. − №4. − Харьков, 2008. −  С. 27 −  33 (0,5 п.л.).

16.    Волкова, О.В. Often being ill children of the senior pre-school age of the: psycho-physiological particularity and ways of rehabilitation / О.В. Волкова, Ю.В. Андреева // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. материалов 1-й Международной электронной конференции. − №5. − Харьков, 2008. −  С. 94 − 103  (0,8 п.л.) (50% личного участия).

17.    Волкова, О.В. Специфика развития основных компонентов волевого действия старших дошкольников, относящихся к категории соматически больных детей / О.В. Волкова // Молодой ученый: научный журнал. − Чита, 2008. − С. 229 − 232 (0, 3 п.л.).

18.    Volkova O.V. Special social situation of the development as factor, determining shaping the volitional action somatic sick children / О.В.Волкова // Прогрессивные технологии развития: сб. материалов 5-й Международной научно-практической конференции. − Тамбов, 2008. − С. 116 – 118 (0, 2 п.л.).

19.    Волкова, О.В. Ситуация болезни как фактор, детерминирующий психологическое развитие ребенка дошкольного возраста / О.В. Волкова // Молодежь Сибири − науке России: сб. материалов Межрегиональной научно-практической конференции. − Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2009 − С. 76 − 82 (0, 4 п.л.).

20.     Волкова, О.В. Социальные аспекты развития волевого действия часто болеющих старших дошкольников / О.В. Волкова // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности».− Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2009 − С. 18 − 22 (0, 25 п.л.).

 

Общее количество условных печатных листов  − 7, 67

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волкова О.В. Особенности волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук: (19.00.04) / Волкова Олеся Владимировна; КГПУ. – Красноярск, 2009. – 1,5 п.л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отпечатано в типографии «ГОРОД»

660125, г. Красноярск, ул. Водопьянова, 2

Тираж 120 экз.

В начало страницы В начало страницы