Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Спецвыпуск-2011
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2010 № 4(5)
2010 № 3(4)
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

Психологическая модель диагностической компетентности врача

Косырев В.Н. (Тамбов)

 

 

Косырев Вячеслав Николаевич

–  кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

E-mail: vkosyrev39@mail.ru

 

 

 

Аннотация. Дано теоретическое обоснование подходов к построению психологической модели диагностической компетентности врача. Представлена модель диагностической компетентности, включающая мотивационный, операциональный и рефлексивный компоненты, описана структура выделенных компонентов и их психологическое содержание. Показаны возможности использования данной модели для выбора методов диагностики составляющих диагностической компетентности и разработки программы ее целенаправленного формирования.

Ключевые слова: деятельность, профессиональная деятельность, медицинская деятельность, диагностическая деятельность, компетентность, диагностическая компетентность.

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Функционирование нашего общества в условиях экономического кризиса обострило спрос на профессионалов – компетентных в своем деле людей, подчеркнуло значимость активной, созидающей личности. Особое место в удовлетворении этого спроса принадлежит врачам, в обязанности которых входит поддержание здоровья населения, удлинение профессионально активного периода жизнедеятельности человека. Это предъявляет определенные требования и к компетентности самих врачей, в частности к их диагностической компетентности, сущность и структурные компоненты которой однозначно не определены, методики формирования не разработаны.

Это требует специального изучения данного вида компетентности, итогом которого, на наш взгляд, должна стать концептуальная модель диагностической компетентности врача, которая позволит операционализировать данное понятие, выделить основные его компоненты, разработать методы диагностики и способы развития. Без этого практическая диагностическая деятельность врача сталкивается с рядом трудностей, и в первую очередь это относится к деятельности молодых врачей.

Изучением компетентности в разное время занимались многие научные школы, внесшие свой вклад в понимание данного явления. В результате компетентность предстает перед нами как интегральная характеристика личности, включающая: опыт и умудренность (Фрейд); свободную, осознанную активность (А. Адлер); выход за пределы «выученной беспомощности» и способность к научению, дающую максимум выгод и минимум потерь (М. Зелигман); саморегуляцию (А. Эллис), постоянное свободно изменяющееся осмысление себя и мира на основе полноценного функционирования двух компонентов – зрелая личность и зрелые межличностные отношения (К. Роджерс).

Эти идеи нашли свое развитие в современных учениях о компетенции и компетентности. По свидетельству Е.Н. Богданова и В.Г. Зазыкина, в литературе представлено более 30 видов компетентности [1]. Анализируя данные подходы, можно заметить, что их авторы проводят разграничение между понятиями «компетентность» и «компетенция». При этом существуют множество трактовок термина «компетентность», которые во многом совпадают, в то время как при определении понятия «компетенция» единое толкование отсутствует. Оно трактуется то как «совокупность полномочий (прав и обязанностей) какого-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или другими положениями, то как «обладание (владение) знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен».

На наш взгляд, более точным является разграничение понятий «компетенция» и «компетентность», которое предлагает А.К. Маркова. Компетенция, в ее представлении – это определенная сфера, круг вопросов, которые человек уполномочен решать. «Иногда можно услышать, – пишет она, – это в области моей компетентности (я умею, могу это решать), но не в моей компетенции (меня не уполномочили это решать); или, что реже: это в моей компетенции (я имею право это решать), но я чувствую, что у меня недостает компетентности для этого» [2].

Аналогичную точку зрения на разграничение этих понятий высказывают Ж.Г. Гаранина и Ю.Ф. Майсурадзе. Они определяют компетенцию как полномочия, а компетентность как характеристику носителя этих полномочий и приходят к выводу, что люди могут быть наделены компетенцией, но при этом не обладать компетентностью [3, 4].

Целью нашего исследования стало теоретическое обоснование и разработка психологической модели диагностической компетенности врача. При этом мы опирались на общую теорию деятельности А.Н. Леонтьева и концепцию компетентностного подхода, нашедшую отражение в работах И. А. Зимней, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Дж. Равена, В.Д. Шадрикова и др.

В поиске подходов к построению модели диагностической компетентности врача мы шли от общего к частному. Нами последовательно проанализированы идеи отечественных и зарубежных ученых в связи с разработкой ими таких понятий как «деятельность» «профессиональная деятельность», «медицинская деятельность», «диагностическая деятельность», а также связанных с ними представлений о профессиональной и диагностической компетентности.

Отправной для нашего исследования стала общая теория деятельности А.Н. Леонтьева [5]. Согласно этой теории, основными структурными компонентами целостной деятельности выступают мотивы, цели, условия достижения целей и соотносимые с ними деятельность, действия и операции. При этом деятельность соотносится с потребностью и мотивом, действие – с целью, операции – с условиями. Мотив побуждает субъекта к постановке цели, для достижения которой необходимо выполнить определенные действия. Контроль над выполнением действий осуществляется путем соотнесения результата действия с целью. В физиологии этот процесс называют сенсорной коррекцией или обратной афферентацией, в психологии – рефлексией.

Отсюда мы делаем вывод, что, психологический анализ всякой деятельности, в том числе и диагностической, предполагает выделение в ее структуре, по крайней мере, трех компонентов: мотивационного, операционального и рефлексивного, конкретное наполнение которых зависит от предметного содержания данной деятельности.

Идеи общей теории деятельности послужили основанием для исследования профессиональной клинической деятельности врача и его компетентности. В числе работ, раскрывающих структуру профессиональной деятельности врача, следует назвать, прежде всего, труды Андронова В.П., А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, В.В. Рубцова и др., в которых показано, что профессиональная медицинская деятельность, с точки зрения ее структуры, имеет две стороны – исполнительную (внешнюю) и отражательно-побудительную (внутреннюю, психическую). Внутренняя сторона представляет собой психическую деятельность, направляемую целями, потребностями и мотивами медика. Внешняя сторона состоит из ряда компонентов, включающих действия и операции, и характеризуется определенной спецификой их проявления.

Понять структуру профессиональной медицинской деятельности помогают также работы Н.В.Кузьминой. Описывая структуру педагогической деятельности, она выделила ряд компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский, рефлексивный, социально-перцептивный [6]. Подобную структуру, по мнению В.А. Сластенина, имеет всякая другая деятельность, в том числе и медицинская [7]. Особое место в структуре медицинской деятельности занимает коммуникативный компонент. «Эффективные взаимодействия и общение (коммуникации) в системе врач-пациент, – пишет И.П. Лапин, – представляют собой центральное звено для достижения удовлетворенности врача и больного лечебным процессом, для клинической компетентности врача, а также оказывают решающее влияние на результат лечения и являются краеугольным камнем хорошей медицинской практики» [8]. Коммуникативные умения теснейшим образом связаны с наличием организаторских умений – умений устанавливать эффективные взаимодействия, поскольку врачу приходиться управлять и организовывать деятельность других людей.

Считается, что для представителей каждого типа профессий необходим свой комплекс личностных особенностей, которые способствуют успешному освоению и последующему осуществлению профессиональной деятельности. Здесь уместно вспомнить Б.Г. Ананьева, который отмечал, что человеческие факторы должны быть решающими в медицине, а потому не следует забывать, что сочетание клинического диагноза с психодиагностикой, специального знания патологии органов со знанием о личности, с умением разбираться в ее состоянии и свойствах, а также рассмотрение диагностического опыта как одного из источников знания о людях и конкретном единичном человеке – необходимые условия успешной медицинской практики.

Для нас наибольший интерес, с точки зрения темы нашего исследования, представляет диагностическая деятельность врача. По мнению исследователей, эта деятельность соответствует следующей логике: выделение синдрома или симптома; выделение важнейших внутрисиндромальных связей и патогномоничных симптомов; проведение дифференциальной диагностики со сходными заболеваниями (патологическими процессами); установка диагноза [9, 10].

 Достижение обозначенных целей, по мнению авторов, предполагает выполнение следующей последовательности действий:

1)  составление плана обследования больного с учетом необходимого и достаточного объема полученных данных, оптимальной последовательности действий и операций обследования;

2)  сбор, анализ и оценка данных анамнеза;

3)  выбор и осуществление соответствующих данной патологии и состояния больного методов обследования;

4)  анализ и оценку данных клинических, лабораторных и инструментальных методов обследования;

5)  сравнение полученных субъективных и объективных данных с основными клиническими проявлениями болезни;

6)  выделение ведущего патогномоничного синдрома, характерного для данной патологии;

7)  постановка предварительного (так называемого рабочего) диагноза на основе полученных данных;

8)  обоснование предварительно нозологического диагноза;

9)  проведение дифференциального диагноза на основе умственного сравнения с симптомами сходных заболеваний и выявления патогномоничных признаков;

10)  проведение дополнительных исследований, консультации со специалистами;

11)  постановка окончательного диагноза и планирование лечебно-профилактических действий.

Во внутреннем плане успешное выполнение этих действий требует хорошо развитого воображения, мыслительных действий (суждение, умозаключение) и всех мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, противопоставление, обобщение, классификация), что в совокупности составляет содержание мыслительной компетентности врача на этапе постановки диагноза [11].

Однако диагностические способности врача требуют не только профессиональных знаний, интеллекта, навыков в диагностике и лечении, но и высокоразвитого такта, умения понять больного, разобраться в сложных психологических вопросах, особых нравственных качеств, которые обычно связываются с сочувствием, сопереживанием, пониманием другого человека, проникновением в его внутренний мир. Этим качествам соответствует способность к эмпатии, характеризующая аффективную сторону понимания событий и явлений и представляющая собой специфический способ и форму социальной перцепции, эмоциональной сензитивности и один из мотивов альтруистического поведения [12, 13].

Следующим качеством, необходимым для успешной профессиональной, в том числе и диагностической деятельности врача является рефлексия. В последнее время исследования механизмов и условий формирования профессиональной рефлексии у специалистов в области практического здравоохранения приобретают особую актуальность, так как психолого-педагогические механизмы освоения медицинской профессии изучены менее обстоятельно, по сравнению с другими профессиями. Между тем медицинская деятельность является по своей природе рефлексивной.

Особую роль для правильной постановки диагноза играет, на наш взгляд, и такое качество врача, как ответственность. Она представляет собой результат интеграции всех психических функций личности, а именно: субъективного восприятия окружающего мира, оценки собственных жизненных ресурсов, эмоционального отношения к должному.

Роль мышления как фактора успешной профессиональной деятельности врача подчеркивают в своих работах А.Ф. Билибин, Г.И. Царьгородцев, В.П. Казначеев, А.Д. Куимов, В.Д. Шадриков и др. Трудно переоценить его роль и в деле постановки диагноза. Анализ определений понятия профессионального медицинского мышления различных авторов показывает, что в них можно выделить следующие общие признаки: мышление врача рассматривается как результат взаимодействия таких умственных умений, как классификация, проведение аналогий, анализ, обобщение и синтез.

В данном контексте нельзя не упомянуть об интуитивном компоненте диагностической мыслительной деятельности, который всегда присутствует в работе врача. Интересно высказывание одного из крупнейших зарубежных ученых Р. Хегглина: «Трудно описать словами, но то, что наиболее важно у кровати больного – это способность интуитивно, как внутренним взглядом, охватить всю клиническую картину как нечто целое и связать ее с аналогичными прежними наблюдениями. Данное свойство врача называют клиническим мышлением» [Цитируется по 14, С. 69].

Все авторы без исключения сходятся во мнении о том, что в основе формирования клинического мышления лежит мотивация. Это любовь к своей профессии, к людям, желание помочь другому человеку и получить от этого моральное удовлетворение. В ряду структурных компонентов профессиональной диагностической деятельности врача мотивационный блок, на наш взгляд, является системообразующим, так как профессиональное становление может быть эффективным лишь при наличии положительной мотивации к овладению профессией. Таким образом, клиническое мышление, разновидностью которого является и собственно диагностическое мышление врача – это та интеллектуальная, логическая деятельность, благодаря которой врач находит особенности, характерные для данного патологического процесса у данной конкретной личности, проявляя тем самым свою компетентность [15, 16].

С учетом всего комплекса проанализированных выше данных нами построена следующая модель диагностической компетентности врача.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА

Компоненты

Структура компонентов

Психологическое содержание структурных составляющих диагностической компетентности


М
О
Т
И
В
А
Ц
И
О
Н
Н
Ы
Й

Общие мотивационные
инварианты
врачебной деятельности

- бескорыстный интерес к человеку;
- желание помогать людям и способность получать
от этого моральное удовлетворение;
- врачебный долг;
- врачебная совесть;
- врачебная этика

Личностно
обусловленная
мотивация

- понимание роли и смысла диагностической деятельности для успеха лечения и профилактики болезней;
- альтруизм;
- ответственность;
- любознательность

О
П
Е
Р
А
Ц
И
О
Н
А
Л
Ь
Н
Ы
Й

Специальная
когнитивная
компетентность

- медицинская эрудиция;
- специальные знания о болезнях и их проявлении;
- наличие умений и навыков постановки медицинского диагноза;
- потребность в постоянном обновлении знаний из области клинической диагностики

Перцептивная
компетентность

- проницательность;
- наблюдательность;
- специфические особенности познавательных процессов (восприятия, мышления, воображения и др.), формирующиеся в ходе диагностической деятельности

Мыслительная
компетентность

- владение алгоритмом поставки диагноза (анализ ситуации, формулировка задачи, получение новых данных, необходимых для эффективного решения диагностической задачи, анализ процесса и результатов решения, сопоставление искомого результата с реальным);
- эффективное применение умственных действий (суждение, умозаключение) и мыслительных операций (анализ, синтез проведение аналогий, обобщение, абстрагирование, классификация) на этапах сбора анамнеза, исследования и постановки диагноза;
- умение решать типовые диагностические задачи;
- умение перестраивать мыслительную деятельность в соответствии с требованиями ситуации

Психологическая
компетентность

- сочетание клинического диагноза с психологической диагностикой;
- способность быстро и глубоко вникать в психологию пациента;
- сочетание специального знания патологии органов со знанием о личности, умение разбираться в ее состояниях и свойствах;
- наличие знаний, умений и навыков эффективного управления собственной психикой и психикой больного

Гностическая
(познавательная)
компетентность

- умение учиться в течение всей жизни;
- способность знакомиться с новыми достижениями и открытиями в области функциональной диагностики

Дифференциально-
диагностическая
компетентность

- умение определять основные патогномонические признаки;
- проведение дифференциального диагноза на основе умственного сравнения с симптомами сходных заболеваний;
- выделение ведущего патогномоничного синдрома, характерного для данной патологии

Коммуникативная
компетентность

- умение располагать к общению для выяснения причин заболевания и изменения состояния пациента;
- грамотное использование вербальных и невербальных средств общения;
- наличие навыков эмпатического общения;
- отсутствие стереотипов восприятия больного;
- умение выстраивать наиболее целесообразные отношений с пациентом по ходу решения диагностических задач

Технологическая
компетентность

- наличие знаний, умений и навыков работы с техническими средствами;
- способность быстро приобретать новые технологические знания из области функциональной диагностики в соответствии с требованиями времени

Экстремальная
компетентность

- устойчивость диагностической деятельности в критических ситуациях (острые шоковые состояния больного, кома, нарушение психической деятельности и др.)


Р
Е
Ф
Л
Е
К
С
И
В
Н
Ы
Й

Аутопсихологическая
компетентность

- общая направленность личности на самопознание и самооценку;
- адекватное представление о достоинствах и недостатках собственной диагностической деятельности

Персональная
компетентность

- стремление к саморазвитию и самоактуализации в медицинской деятельности;
- наличие умений и навыков эффективного самоуправления и саморегуляции;
- способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации в диагностической деятельности

 

С точки зрения представленной выше модели, диагностической компетентности врача можно дать следующее развернутое определение.

Диагностическая компетентность – это готовность и способность врача эффективно решать диагностические задачи. В структурном отношении она представляет собой интегральное свойство личности и включает ряд частных компетенций, которые складываются на основе синтеза теории и практики постановки диагноза, проявляются в желании и умении выдвигать диагностические гипотезы, ставить задачи, анализировать ход и результаты их решения, постоянно вносить целесообразные коррективы в свою деятельность.

Предложенная выше модель позволили наметить пути экспериментального изучения диагностической компетентности врача и подобрать адекватные для этих целей методики.

Для диагностики мотивационного компонента: Тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) – Методика Д.А. Леонтьева; Ценностные ориентации (ЦО) – Методика М. Рокича; Морфологический тест жизненных ценностей – Методика В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной.

Для диагностики операционального компонента: Компетентность социально-коммуникативная (КСК); Социально-психологическая адаптация (СПА) – Методика К. Роджерса и Р. Даймонда; Степень сопротивляемости стрессу (ССС) – Методика Холмса и Раге; Эмпатийные тенденции (ЭТ); Мотив аффилиации – отвергания (МАО); Тест креативности Торранса; Тест Амтхауэра (AMTH).

Для диагностики рефлексивного компонента: Уровень самоактуализации личности (УСЛ) – Методика Гозмана Л.Я., Кроза М.В., Латинской М.В.; Стиль саморегуляции поведения-98 (ССП-98) – Опросник Моросановой.

 

Экспериментальные данные, собранные по этим методикам, открывают возможности для разработки программы целенаправленного формирования диагностической компетенции в процессе профессиональной подготовки врачей в вузе или коррекции отдельных ее компонентов у молодых врачей на начальном этапе их самостоятельной практики.

 

    Литература

  1. Богданов Е.Н. Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. – Наука, 2000, – С. 60.
  2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. – С. 34.
  3. Гаранина Ж.Г. Психологическая компетентность будущего специалиста / Автореф. дис. … канд. психол. наук…. 19.00.03. – Казань, 1999.
  4. Майсурадзе Ю.Ф. Роль образования в повышении компетентности руководящих кадров // Научное управление обществом. – М., 1976, Вып.10. – С. 277-298.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
  6. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л., 1970.
  7. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. – М., 1976.
  8. Лапин И.П. Согласие – фактор, определяющий общение пациента и врача и успешность лечения. // Клиническая медицина. – 1999. – № 11. С. 15-18.
  9. Серов В. Диагноз: понятие и проблема // Врач. – 1997. – № 6. С. 2-6.
  10. Роговин М.С. Основные направления анализа диагностического мышления в психопатологии. – Ярославль, 1989.
  11. Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мнения. Саранск, 1991.
  12. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологи. 1975. № 2. С. 147-158.
  13. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 17-19.
  14. Юдин С.С. Мысли о медицине. М., 1968. – 120 c.
  15. Юровская М.А. Психологический профиль врача. // Изучение профессий интеллектуального труда. Исследование интеллекта. М., 1925. – 194 с.
  16. Урванцев Л.П. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском ВУЗе / Л.П. Урванцев, И.В. Яковлева // Психологический журнал. – 1995. Т. 16, № 4. С. 48-107.

 

 

Ссылка для цитирования

Косырев В.Н. Психологическая модель диагностической компетентности врача. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы