Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Спецвыпуск-2011
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 № 1(6)
2010 № 4(5)
2010 № 3(4)
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

Синергетические основания реабилитации семей детей и взрослых с аутическими расстройствами

Медведев С.Э. (Санкт-Петербург)

 

 

Медведев Сергей Эрнстович

–  кандидат медицинских наук ассистент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Санкт-Петербургской Медицинской академии последипломного образования.

E-mail: sem2001@bk.ru

 

 

 

Аннотация. Необходимо исследование феномена «универсальности» клинических проявлений аутизма при различной его этиологии с системных позиций. Аутистические расстройства – сфера профессиональной компетенции психиатров, психотерапевтов, психологов и социологов. Это актуализирует проблему организации взаимодействия помогающих специалистов. Предлагается синергетический взгляд на организацию взаимодействия помогающих специалистов в реабилитации семей детей и взрослых, страдающих аутистическими расстройствами.

Ключевые слова: нарциссическое расстройство, психиатрия, ранний детский аутизм (РДА), реабилитация, регрессия, семейная психотерапия, синергетика, системный подход, шизофрения.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

В настоящее время психическое расстройство (nosos) рассматривается не только с учетом конституциональной предрасположенности (pathos) [18], но также и межпоколенного процесса, и динамики системного функционирования [14, 19, 26].

Клинико-психопатологические характеристики раннего детского аутизма (РДА) достаточно подробно описаны отечественными и зарубежными авторами [1, 2, 7, 8, 9, 15, 20, 28, 30, 34, 36, 37]. В частности выявлена «универсальность» клинических проявлений РДА при различной его этиологии [21]. При этом до сих пор остается неясным, что определяет эту общность как с психопатологических, так и с патогенетических позиций [20].

Представляется необходимым дальнейшее исследование этого феномена с проведением сравнительного анализа динамики семейных систем при аутистических расстройствах различного генеза.

С позиций биопсихосоциального подхода психотерапия является неотъемлемой частью комплекса лечебно-реабилитационных мероприятий при аутистических расстройствах [6, 10, 11]. Важен и адекватный выбор психотерапевтической модели, удовлетворяющей современным требованиям к эффективности, предсказуемости результатов и экономической целесообразности ее применения.

В сравнительном, контролируемом, рандомизированном исследовании [14] показана эффективность аналитико-системной модели семейной психотерапии (АССП) в реабилитации больных шизофренией. АССП способствует избранию семьями стратегий адаптации, ориентированных на личностный рост. В семьях не получавших АССП, возрастала закрытость от социума с делегированием больному ответственности за трудности взаимоотношений [14, 19].

Аналитико-системная семейная психотерапия интегрирует психодинамическую парадигму с общей теорией систем и нарративными новациями [14, 19, 27].

С психодинамических позиций аутизм означает задержку развития или регрессию к стадии «первичного аутизма» [32, 36]. В индивидуальной работе с аутистом затруднено построение психотерапевтического контакта в связи с нарциссической ограниченностью внешней (вербальной и невербальной) продукции.

В системном подходе проблемы и их решения выведены за границы индивидуума и рассматриваются в контексте взаимоотношений [4, 5]. То есть любое заболевание включено в систему взаимодействий и динамику микросоциального функционирования.

Нарративный подход представляет собой проекцию постмодернистской позиции в область психотерапии. Отправной точкой здесь выступает идея относительности любого утверждения о реальности. Из этого следует отказ от какой-либо ориентации на идею объективного, абсолютно истинного и т.п. [22]. Невозможно отделить действительность от ее наблюдателя [31, 33, 38].

Различные аспекты помощи при аутистических расстройствах входят в сферы профессиональной компетенции психиатров, психотерапевтов, психологов и социологов. Это актуализирует проблему организации взаимодействия помогающих специалистов с семьей пациента и между собой.

Применение линейных (несистемных) моделей зачастую приводит специалиста одной из помогающих профессий к попыткам необоснованного расширения сфер профессиональной компетенции. Это связано с недостаточной информированностью о возможностях бригадного сотрудничества и неосознаваемой заочной конкуренцией профессионалов [14, 19].

Помогающий специалист становится объектом манипуляций со стороны семейной системы, обратившейся к нему за помощью, что при сохранении эмоционально нейтральной позиции дает ценную диагностическую информацию. К моменту направления семьи на психотерапию, система отношений уже включает и высокостатусную фигуру лечащего врача-психиатра [14, 19].

Высокий уровень квалификации достигается посредством специализации, но координация усилий помогающих специалистов возможна лишь при интеграции подходов, относящихся к разным уровням глобальной системы. Это обеспечивает стереоскопическое видение ситуации, помогает сформулировать необходимую терапевтическую программу и разграничивает области компетенции помогающих специалистов [25].

Современная медицина, наследуя идеи системного подхода, следует по пути становления синергетики и ставит во главу угла концепцию положительной и отрицательной обратной связи [3, 16]. Пациент и его семья рассматриваются как живые, открытые, самоорганизующиеся системы, развитие которых предполагает возникновение нового качества. Неустойчивость семейной системы при прохождении бифуркационных периодов – важное условие генерирования новой информации и новых состояний.

В отличие от системного подхода в котором внимание акцентируется на связях частей в целом, синергетика исследует причины свойств системы. Психологические и коммуникативные приемы и технологии пока не освоены строгой (математической) синергетикой. Логика моделирования человекомерных систем – от метафоры к модели [3].

Фрактальный изоморфизм социальных организаций различных уровней [22, 23] позволяет экстраполировать на семейную систему социальную гипотезу техно-гуманитарного баланса1 [17]. Следовательно, внутренняя устойчивость2 семейной системы (Si – Internal Sustainability) снижается с ростом потенциала развития.

 

Si = f1 (R) / f2 (T)

 

где R – регуляторные механизмы (вектор гомеостаза), а Т – технологический потенциал (вектор развития).

При этом внешняя устойчивость (External Sustainability – Se), в отличие от внутренней, является положительной функцией технологического потенциала:

 

Se = g (T…)

 

который делает систему менее зависимой от состояний и колебаний внешней среды, но вместе с тем более чувствительной к состояниям массового и индивидуального сознания.

Можно предположить, что беспомощный член семьи, требующий интенсивной заботы, при закрытости внешних границ становится объектом приложения векторов диссипации энергии, способствуя сохранению микросоциальной системой внутренней устойчивости (Si). Внешняя устойчивость (Se) поддерживается благодаря средствам технологического потенциала медико-социальной службы (см. рис. 1).

 

 

Рис. 1. И.п. – объект приложения векторов диссипации энергии, способствует сохранению устойчивости.

 

Тогда устойчивость дисфункциональной семейной системы в целом, будет прямо пропорциональна уровню психопатологических показателей (Childhood Autism Rating Scale – CАRS , Positive and Negative Syndrome Scale – PANSS ) и обратно пропорциональна уровню социальной компетенции (social quotient – SQ ) идентифицированного пациента.

Помогающие специалисты воспринимают от семьи фиксацию на ребенке и его нуждах, выстраивая позиции обвинения и конкуренции с родителями. Случаи тяжелых расстройств интеллектуального развития помогающие специалисты часто воспринимают как бесперспективные, ограничиваясь решением вопросов социальной поддержки. При этом дисфункциональные паттерны взаимодействия длительно существуют, вызывая специфическую реакцию семейной системы (закрытость внешних границ, укрепление «вертикальных» коалиций, утрату «горизонтальных» отношений). В данной ситуации в помощи нуждается семейная система в целом. Оптимизация семейного функционирования способствует повышению качества жизни каждого члена семьи.

Применение синергетической модели организации лечебно-реабилитационных мероприятий будет способствовать повышению уровня социальной компетенции пациентов страдающих аутистическими расстройствами и увеличению социально-экономической эффективности членов их семей.

 

    Литература

  1. Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медецина, 1999. – 221 с.
  2. Башина В.М., Красноперова М.Г., Симашкова Н.В. Классификация расстройств аутистического спектра у детей. // Аутизм и нарушения развития, 2003. – 2. – С. 2-9.
  3. Буданов В.Г., Аршинов В.И. Когнитивные основания синергетики // Синергетическая парадигма-2. М.: Прогресс-традиция, 2002. – С. 67-108.
  4. Будинайте Г.Л. Теоретические основы системной семейной психотерапии / Г.Л. Будинайте, А.Я. Варга // Журн. практ. психологии и психоанализа, 2005. – № 4. – URL: http://psyjournal.ru/j3p/ pap.php?id=20050414.
  5. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. – М.: Когито-центр, 2009. – 182 с.
  6. Вид В.Д. Психотерапия шизофрении / В.Д. Вид. – 3-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с.
  7. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Аутические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения // Патологические нарушения поведения. – Л.: Ленингр. Педиатрический медицинский институт, 1973. – 251 с.
  8. Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л.: Медицина, 1981. – 190 с.
  9. Каган В.Е., Исаев Д.Н. Диагностика и лечение аутизма у детей. – Л.: Ленингр. Педиатрический медицинский институт, 1976. – 342 с.
  10. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. – М.: Теревинф, 2003. – 70 с.
  11. Карвасарская И.Б. Психологическая помощь семье с аутичным ребенком // Коррекционная педагогика, специальная психология. – Курск: Изд-во Курск. Гос. Ун-та, 2003. – 271 с.
  12. Красноперова М.Г. Клинические особенности раннего манифестного эндогенного психоза,  приводящего  к  формированию  детского аутизма. // Психиатрия, 2003. – 5. – С. 29-35.
  13. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм // Нарушение эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. – М.: НИИ дефектологии РАО, 1992. – 125 с.
  14. Медведев С.Э. Особенности аналитико-системной семейной психотерапии и динамика психопатологических, адаптационных и семейных показателей у больных параноидной шизофренией: автореф. дисс. … канд. мед. наук / Медведев С.Э. – СПб., 2009. – 24 с.
  15. Мнухин С.С., Зеленская А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме раннего детского аутизма, или о синдроме Каннера у детей // Журнал психиатрии им. С.С. Корсакова, 1967. – № 10. – С. 56-78.
  16. На пути к постнеклассическим концепциям управления / Под ред. В.И. Аршинова и В.Е. Лепского. – М.: Институт философии РАН, 2005. – 266 с.
  17. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории (Синергетика – психология – прогнозирование). – Москва: Мир, 2004. – 368 стр.
  18. Руководство по психиатрии / под ред. А.В. Снежневского. – М.: Медицина, 1983. – Т. 1. – 480 с.
  19. Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы. Учебное пособие для врачей и психологов / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Спб.: Речь. – 2010. – 425 с.
  20. Симашкова Н.В. Психотические формы атипичного аутизма в детском возрасте // Журн. невропатол. и психиатр. им. С.С. Корсакова, 2006. – Т. 106, № 10 – С. 11-18.
  21. Тиганов А.С., Башина В.М. Современные подходы к пониманию аутизма в детстве // Журн. невропатол. и психиатр., 2005. – Том 105, № 8. – С. 4-13.
  22. Тогунов И.А. Закон универсальности социальных организаций. / Ж. Эксклюзивный маркетинг, 2007. – № 2 (59). – С. 3-20.
  23. Тогунов И.А. Жизненный цикл организации в свете структурной симметрии и киральности // Ж. Эксклюзивный маркетинг, 2008. – № 1 (64). – С. 34-41.
  24. Фридман Дж. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия / Дж. Фридман, Дж. Комбс. – М.: Класс, 2001. – 368 с.
  25. Черников А.В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики / А.В. Черников. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Класс, 2010. – 208 с.
  26. Эйдемиллер Э.Г. Возрастные аспекты групповой и семейной психотерапии при пограничных нервно-психических расстройствах: автореф. дисс. … д-ра мед. наук в форме науч. докл.: 19.00.04; 14.00.18: защищена 11.1994: утв. 03.02.1995 / Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер. – СПб., 1994. – 61 с.
  27. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.
  28. Behavioral issues in autism / Eds: E. Schopler, G.B. Mesibov. – New York etc.: Plenum Press, 1994. – 295 p.
  29. Diagnosis and assessment in autism / Eds: E. Schopler, G. B. Mesibov. — New York etc.: Plenum Press, 1988. – 327 p.
  30. Early childhood autism / Ed.: L. Wing. – 2-nd ed. – Oxford: Pergamon Press, 1976. – 342 p.
  31. Foerster H. von. in: Declaration of American Society for Cybernetics (written by E. von Glasersfeld), 1983. – P. 51.
  32. Freud S. On narcissism: an introduction / S. Freud // Complete Psychological Works / S. Freud. – standard ed. – L.: Hogarth Press, 1957. – Vol. 14. – P. 67-102.
  33. Glasersfeld E. von. Radical Constructivism. A Way of Knowing and Learning. L., 1996. – P.113-114.
  34. Preschool issues in autism / Eds: E. Schopler, M.E. Van Bourgon-dien, M.M. Bristol. — New York etc.: Plenum Press, 1993. — 276 p.
  35. Mahler M. Autism and Symbiosis. Two Extreme Disturbances of Identity Int. J. PsychoAnal., 1958. – Vol. 39. – P. 77-82.
  36. Rutter M. The treatment of autistic children. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1985. – 26. – P. 193-214.
  37. Schopler E., Short A. & Mesibov G.B. Relation of behavioral treatment to "normal functionning": Comment on Lovaas. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1989. – 57. – P. 162-164.
  38. Schmidt S. Der Radikale Konstruktivismus: Ein neues Paradigma im interdisziplinaren Diskurs (1978) // Der Diskurs des Radikalen Konstruktivismus. Frankfurt am Main: Suhrkamp. – 7 Aufl., 1996. – S. 11.

 

 

_______________________

1  Закон техно-гуманитарного баланса, формулируется следующим образом: чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные средства культурной регуляции необходимы для сохранения общества.

2  Устойчивость – способность системы к самосохранению при флуктуациях.

 

 

Ссылка для цитирования

Медведев С.Э. Синергетические основания реабилитации детей и взрослых с аутическими расстройствами. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы