Характеристика внутренней картины здоровья подростков с соматической
патологией
Кукуруза А.В., Кириллова Е.А., Беляева Е.Э. (Харьков, Украина)
Кукуруза Анна Владимировна
– кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник
(группа психологии развития, руководитель) Государственное учреждение
«Институт охраны здоровья детей и подростков АМН Украины», Харьков,
Украина.
E-mail: iozdp@ukrpost.ua
Кириллова Елена Александровна
– младший научный сотрудник (группа психологии развития)
Государственное учреждение «Институт охраны здоровья детей и подростков
АМН Украины», Харьков, Украина.
E-mail: Kia73@bk.ru
Беляева Елена Эриковна
– научный сотрудник (группа психологии развития)
Государственное учреждение «Институт охраны здоровья детей и подростков
АМН Украины», Харьков, Украина.
E-mail: iozdp@ukrpost.ua
Аннотация. В статье представлены результаты
экспериментально-психологического исследования внутренней картины здоровья
(ВКЗ) подростков. Изучена структура ВКЗ, определены особенности,
характеризующие наполненность представлений больных подростков относительно
своего здоровья в сопоставлении со здоровыми сверстниками. Показано, что
в выделенной структуре внутренней картины здоровья подростков отражается
опыт наличия хронической соматической патологии. Полученные данные можно
использовать для улучшения медико-психологического обеспечения подростков
с соматическими заболеваниями.
Ключевые слова: внутренняя картина здоровья, представления о здоровье,
подростки, соматическая патология.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Здоровье занимает одно из ведущих мест в системе ценностей человека.
Это сложный системный феномен, который имеет свою специфику проявления
как на физическом, так и на социально-психологическом уровнях. На
современном этапе научного развития, который характеризуется сменой
глобальной медицинской парадигмы с патоцентрической на
саноцентрическую, система представлений о здоровье человека
рассматривается как расширенная концепция, включающая в себя
как понятие «здоровье», так и понятие
«болезнь». В рамках этой концепции данные понятия
являются взаимосвязанными, а не взаимоисключающими. Как указывал В.Е.
Каган, болезнь никогда не воспринимается и не переживается человеком
сама по себе, а всегда – в более широком контексте жизненного
пути личности, то есть в соотнесении со здоровьем [3].
Поиск оптимальных моделей профилактики нарушений здоровья подрастающего
поколения приводит ученых к изучению глубинных психологических
механизмов формирования отношения человека к своему здоровью. Для
понимания сущности здоровья на первый план выходят его субъективные
психологические аспекты, которые раскрываются через «отношение к
здоровью» (Р.А. Березовская), «внутреннюю картину
здоровья» (В.А. Ананьев, И.И. Мамайчук, В.Е. Каган),
«социальные представления о здоровье» (О.С. Васильева и др.),
«индивидуальную концепцию здоровья» (Д. Сиерес,
В. Гавидия) [1, 2, 4, 5].
Внутренняя картина здоровья – личностное, представленное в
сознании образование, которое содержит представления о собственном
здоровье, отношение индивида к нему, осознание ценности здоровья и
стремление к его усовершенствованию, что проявляется в индивидуальном
стиле поведения [6].
В научной литературе фрагментарно представлены исследования зарубежных
и отечественных ученых относительно изучения внутренней картины
здоровья, а также недостаточно раскрыты вопросы психологических
особенностей внутренней картины здоровья подростков, хотя в
подростковом возрасте ВКЗ является одним из главных показателей
формирования здоровьесберегающего поведения.
Целью данного исследования являлось выделение особенностей
внутренней картины здоровья подростков с соматической патологией.
В исследовании приняли участие 311 подростков, из них было 206 здоровых
подростков и 105 подростков, которые имели хроническое соматическое
заболевание и опыт пребывания в стационаре. Возраст исследуемых
– 13-16 лет.
Для оценки структуры внутренней картины здоровья подростков
было проведено экспериментально-психологическое исследование с
использованием авторской методики исследования внутренней
картины здоровья [7]. Подросткам предлагалось написать сочинение на
тему «Мое здоровье». Оценка внутренней картины
здоровья подростков проводилась путем анализа психологом высказываний
тематически-ориентированных сочинений.
Для анализа результатов использовался метод контент-анализа текста.
При помощи этого метода можно получить информацию об изучаемом объекте,
выявить его качественные и количественные характеристики на основании
кодирования информации. Качественный контент-анализ позволял сделать
выводы о наличии или отсутствии в текстах определенных категорий и
позволял выделить набор компонентов. Количественный контент-анализ
указывал на частоту их появления в текстах сочинений. Категориями
анализа или смысловыми единицами текста были предложения. Для
проведения контент-анализа использовался исследовательский
инстументарий, который включал в себя бланк исследования, кодировочные
таблицы (разработанный классификатор контент-анализа) и протокол
результатов анализа.
Проведенная категоризация представлений подростков о своем здоровье,
которые были представлены в мини-сочинениях, позволила определить в
структуре внутренней картины здоровья её содержательные характеристики.
Содержательные структурные характеристики отражали наполненность
представлений подростков относительно своего здоровья. При анализе
представлений подростков о своем здоровье были выделены следующие
характеристики ВКЗ:
– поведенческая характеристика
– раскрывает особенности поведения в случае ухудшения
здоровья (в тексте мини-сочинений он определялся при наличии таких
фраз, как «Чтобы быть здоровым я делаю зарядку, ем много
фруктов, ведь в них много витаминов»);
– эмоциональная – отражает
переживания и чувства индивида, которые связаны с состоянием его
здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные
ухудшением физического или психического самочувствия («Когда
я здоров, я весел и бодр, а когда у меня что-то болит, я становлюсь
грусным»);
– потребностная – включает
понимание личности в необходимости здоровья («Мне необходимо
быть здоровым, чтобы быть счастливым»);
– ценностная – раскрывает суть
здоровья как ценности для индивида, его значимость в жизни
(«Здоровье – самое ценное у человека»);
– самооценочная – указывает на
оценку индивидом своего здоровья («Мое здоровье не очень
хорошее»);
– телесная – отражает
концентрацию внимания индивида на самочувствии, работе организма,
телесных ощущениях, внешнем виде («У меня часто болит
голова»);
– волевая – раскрывает связь
здоровья с волевыми намерениями, желаниями, стремлениями
индивида, признание роли собственной воли в сохранении здоровья
(«Здоровье зависит от моих усилий»);
– характеристика контроля –
включает акцентированность индивида на необходимости следить за
своим здоровьем («Иногда я ослабляю контроль за здоровьем
и сразу болею»);
– средовая – включает осознание
значимости влияния факторов окружающей среды на здоровье
(«На здоровье влияет плохая экология»);
– межличностная – указывает на
осознание влияния состояния здоровья индивида на возможности
общения с другими людьми («Здоровье помогает иметь мне
друзей»);
– семейно-родительская – содержит
представления, которые отражают сосредоточенность подростка на
здоровье родителей как источнике собственного благополучия
(«У меня полностью здоровые родители, а это для меня
хорошо»);
– характеристика возможностей и
социальных достижений – включает понимание здоровья как
базиса для жизненных достижений («Здоровый человек может
достичь в жизни большего»);
– когнитивно-декларативная –
указывает на знание индивида о здоровье («Здоровье
бывает физическим, психическим и моральным») а также отражает
тенденции формирования определенных установок, афоризмов или зароков,
связанных со здоровьем («Если будешь курить, то можно рано
умереть»).
Частотная представленность содержательных характеристик ВКЗ
больных и здоровых подростков приведена в таблице 1.
Таблица 1
Распределение содержательных структурных характеристик ВКЗ у
подростков (в %)
Установлено, что в иерархии структурно-содержательных
характеристик ВКЗ у больных подростков первые ранговые места занимали
поведенческая (70,0%), ценностная (36,0%), характеристика контроля
(28,0%) и самооценочная (26,0%). У подростков группы сравнения
первые ранговые места в структуре ВКЗ принадлежали
поведенческой (75,4%), самооценочной (41,5%), ценностной (32,5%) и
эмоциональной (23,5%) характеристикам.
Больные подростки достоверно чаще акцентировали внимание в
своих сочинениях на мотивационно-потребностной (24,0% против 3,1 % у
здоровых сверстников, Рφ < 0,001) и волевой (18,0%
против 6,6% в группе сравнения, Рφ < 0,01)
характеристиках ВКЗ. Достоверно большая встречаемость телесной
характеристики (24,0% против 4,9% в группе сравнения, Рφ
< 0,001), которая была присуща сочинениям почти трети больных
подростков, может быть объяснена наличием у них опыта переживания
болезни, который непосредственно связан с телом подростка, наличием
болевых ощущений. Больные подростки больше отмечали социальные аспекты
здоровья (общение, отношения с друзьями и родителями, социальные
возможности и достижения). Так, межличностная характеристика внутренней
картины здоровья у больных подростков встречалась достоверно чаще, чем
у здоровых (12,0 % против 4,5 %, Рφ < 0,03); также в
несколько раз чаще у больных подростков обнаруживалась
семейно-родительская характеристика ВКЗ (10,0% против 0,7%, Рφ
< 0,01), что отражало субъективную значимость дружеской и
семейной поддержки в ситуации заболевания. В сочинениях больных
подростков отмечалась тенденция к избеганию самооценки собственного
здоровья (26,0% против 41,5% в группе сравнения, Рφ <
0,01).
Особенности ВКЗ больных подростков также касались наличия
дополнительной содержательной характеристики – характеристики
веры, которая отсутствовала во внутренней картине здоровья группы
сравнения. Она встречалась у 9,1 % больных. Характеристика веры
включала надежды подростка на выздоровление, исцеление, быстрое
преодоление болезни. Эта характеристика проявлялась наличием
следующих высказываний: «Я надеюсь, что меня вылечат»,
«Я хотел бы скорее выздороветь», «Я верю в то, что
я вылечусь».
Проведенное исследование позволило гораздо шире, чем в традиционной
модели, раскрыть содержательную часть ВКЗ подростков. Традиционная
модель внутренней картины здоровья включает три структурных компонента:
когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий [4, C. 438-440].
Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье,
понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных
показателей, которые влияют как негативно, так и позитивно на состояние
здоровья. Эмоциональный компонент отражает переживания и чувства
человека, которые связаны с состоянием его здоровья, а также
особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением
физического или психического самочувствия. Мотивационно-поведенческий
компонент определяет особенности мотивации к ведению здорового способа
жизни, характеризует особенности поведения в случае ухудшения здоровья.
Изучение представлений о своем здоровье подростков с соматической
патологией позволило получить более полную характеристику исследуемого
явления, выявить широкий спектр содержательных характеристик ВКЗ, в
которых отражался опыт наличия хронического заболевания.
Расширение представлений об особенностях внутренней картины здоровья
подростков дает возможность проводить всесторонний мониторинг отношения
к здоровью детей и подростков и позволяет значительно улучшить
медико-психологическое обеспечение разных категорий подростков.
Литература
- Ананьев В.А.
Введение в психологию здоровья [Текст] / В.А.
Ананьев – СПб.: Изд-во БПА, 1998. – 365 с.
- Васильева О.С.
Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки [Текст]:
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Васильева,
Ф.Р. Филатов – М.: Академия, 2001. – 405 с.
- Каган В.Е.
Внутренняя картина здоровья – термин или концепция? [Текст] /
В.Е. Каган // Вопр. психологии. – 1993. – № 1. –
С. 86-88.
- Психология здоровья [Текст]: учебник для ВУЗов / под ред.
Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 606 с.
- Сиерес Д. О различных подходах к понятию "здоровье" [Текст]/
Д. Сиерес, В. Гавидия // Школа здоровья. – 1998. –
Т. 5, № 1. – С. 7-16.
- Внутрiшня картина здоров’я дiтей i пiдлiткiв як
психологiчний феномен / Г.В. Кукуруза, О.Е. Бєляєва,
С.М. Цилюрик, О.О. Кирилова // Науковi записки iнституту
психологiї iм. Г.С. Костюка АПН України. – Вип. 32. –
2007. – С. 148-157.
- Методика дослiдження внутрiшньої картини здоров’я
пiдлiткiв: метод. рек. / ДУ «IОЗДП
АМНУ». – К., 2008. – 24 с.
Ссылка для цитирования
Кукуруза А.В., Кириллова Е.А., Беляева Е.Э. Характеристика внутренней картины
здоровья подростков с соматической патологией. [Электронный ресурс] //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 2. URL: http://
medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|