Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Спецвыпуск-2011
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 № 1(6)
2010 № 4(5)
2010 № 3(4)
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

Характеристика внутренней картины здоровья подростков с соматической патологией

Кукуруза А.В., Кириллова Е.А., Беляева Е.Э. (Харьков, Украина)

 

 

Кукуруза Анна Владимировна

–  кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник (группа психологии развития, руководитель) Государственное учреждение «Институт охраны здоровья детей и подростков АМН Украины», Харьков, Украина.

E-mail: iozdp@ukrpost.ua

 

Кириллова Елена Александровна

–  младший научный сотрудник (группа психологии развития) Государственное учреждение «Институт охраны здоровья детей и подростков АМН Украины», Харьков, Украина.

E-mail: Kia73@bk.ru

 

Беляева Елена Эриковна

–  научный сотрудник (группа психологии развития) Государственное учреждение «Институт охраны здоровья детей и подростков АМН Украины», Харьков, Украина.

E-mail: iozdp@ukrpost.ua

 

 

 

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментально-психологического исследования внутренней картины здоровья (ВКЗ) подростков. Изучена структура ВКЗ, определены особенности, характеризующие наполненность представлений больных подростков относительно своего здоровья в сопоставлении со здоровыми сверстниками. Показано, что в выделенной структуре внутренней картины здоровья подростков отражается опыт наличия хронической соматической патологии. Полученные данные можно использовать для улучшения медико-психологического обеспечения подростков с соматическими заболеваниями.

Ключевые слова: внутренняя картина здоровья, представления о здоровье, подростки, соматическая патология.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Здоровье занимает одно из ведущих мест в системе ценностей человека. Это сложный системный феномен, который имеет свою специфику проявления как на физическом, так и на социально-психологическом уровнях. На современном этапе научного развития, который характеризуется сменой глобальной медицинской парадигмы с патоцентрической на саноцентрическую, система представлений о здоровье человека рассматривается как расширенная концепция, включающая в себя как понятие «здоровье», так и понятие «болезнь». В рамках этой концепции данные понятия являются взаимосвязанными, а не взаимоисключающими. Как указывал В.Е. Каган, болезнь никогда не воспринимается и не переживается человеком сама по себе, а всегда – в более широком контексте жизненного пути личности, то есть в соотнесении со здоровьем [3].

Поиск оптимальных моделей профилактики нарушений здоровья подрастающего поколения приводит ученых к изучению глубинных психологических механизмов формирования отношения человека к своему здоровью. Для понимания сущности здоровья на первый план выходят его субъективные психологические аспекты, которые раскрываются через «отношение к здоровью» (Р.А. Березовская), «внутреннюю картину здоровья» (В.А. Ананьев, И.И. Мамайчук, В.Е. Каган), «социальные представления о здоровье» (О.С. Васильева и др.), «индивидуальную концепцию здоровья» (Д. Сиерес, В. Гавидия) [1, 2, 4, 5].

Внутренняя картина здоровья – личностное, представленное в сознании образование, которое содержит представления о собственном здоровье, отношение индивида к нему, осознание ценности здоровья и стремление к его усовершенствованию, что проявляется в индивидуальном стиле поведения [6].

В научной литературе фрагментарно представлены исследования зарубежных и отечественных ученых относительно изучения внутренней картины здоровья, а также недостаточно раскрыты вопросы психологических особенностей внутренней картины здоровья подростков, хотя в подростковом возрасте ВКЗ является одним из главных показателей формирования здоровьесберегающего поведения.

Целью данного исследования являлось выделение особенностей внутренней картины здоровья подростков с соматической патологией.

В исследовании приняли участие 311 подростков, из них было 206 здоровых подростков и 105 подростков, которые имели хроническое соматическое заболевание и опыт пребывания в стационаре. Возраст исследуемых – 13-16 лет.

Для оценки структуры внутренней картины здоровья подростков было проведено экспериментально-психологическое исследование с использованием авторской методики исследования внутренней картины здоровья [7]. Подросткам предлагалось написать сочинение на тему «Мое здоровье». Оценка внутренней картины здоровья подростков проводилась путем анализа психологом высказываний тематически-ориентированных сочинений.

Для анализа результатов использовался метод контент-анализа текста. При помощи этого метода можно получить информацию об изучаемом объекте, выявить его качественные и количественные характеристики на основании кодирования информации. Качественный контент-анализ позволял сделать выводы о наличии или отсутствии в текстах определенных категорий и позволял выделить набор компонентов. Количественный контент-анализ указывал на частоту их появления в текстах сочинений. Категориями анализа или смысловыми единицами текста были предложения. Для проведения контент-анализа использовался исследовательский инстументарий, который включал в себя бланк исследования, кодировочные таблицы (разработанный классификатор контент-анализа) и протокол результатов анализа.

Проведенная категоризация представлений подростков о своем здоровье, которые были представлены в мини-сочинениях, позволила определить в структуре внутренней картины здоровья её содержательные характеристики.

Содержательные структурные характеристики отражали наполненность представлений подростков относительно своего здоровья. При анализе представлений подростков о своем здоровье были выделены следующие характеристики ВКЗ:

–   поведенческая характеристика – раскрывает особенности поведения в случае ухудшения здоровья (в тексте мини-сочинений он определялся при наличии таких фраз, как «Чтобы быть здоровым я делаю зарядку, ем много фруктов, ведь в них много витаминов»);

–   эмоциональная – отражает переживания и чувства индивида, которые связаны с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия («Когда я здоров, я весел и бодр, а когда у меня что-то болит, я становлюсь грусным»);

–   потребностная – включает понимание личности в необходимости здоровья («Мне необходимо быть здоровым, чтобы быть счастливым»);

–   ценностная – раскрывает суть здоровья как ценности для индивида, его значимость в жизни («Здоровье – самое ценное у человека»);

–   самооценочная – указывает на оценку индивидом своего здоровья («Мое здоровье не очень хорошее»);

–   телесная – отражает концентрацию внимания индивида на самочувствии, работе организма, телесных ощущениях, внешнем виде («У меня часто болит голова»);

–   волевая – раскрывает связь здоровья с волевыми намерениями, желаниями, стремлениями индивида, признание роли собственной воли в сохранении здоровья («Здоровье зависит от моих усилий»);

–   характеристика контроля – включает акцентированность индивида на необходимости следить за своим здоровьем («Иногда я ослабляю контроль за здоровьем и сразу болею»);

–   средовая – включает осознание значимости влияния факторов окружающей среды на здоровье («На здоровье влияет плохая экология»);

–   межличностная – указывает на осознание влияния состояния здоровья индивида на возможности общения с другими людьми («Здоровье помогает иметь мне друзей»);

–   семейно-родительская – содержит представления, которые отражают сосредоточенность подростка на здоровье родителей как источнике собственного благополучия («У меня полностью здоровые родители, а это для меня хорошо»);

–   характеристика возможностей и социальных достижений – включает понимание здоровья как базиса для жизненных достижений («Здоровый человек может достичь в жизни большего»);

–   когнитивно-декларативная – указывает на знание индивида о здоровье («Здоровье бывает физическим, психическим и моральным») а также отражает тенденции формирования определенных установок, афоризмов или зароков, связанных со здоровьем («Если будешь курить, то можно рано умереть»).

Частотная представленность содержательных характеристик ВКЗ больных и здоровых подростков приведена в таблице 1.

Таблица 1

Распределение содержательных структурных характеристик ВКЗ у подростков (в %)

 

 

Установлено, что в иерархии структурно-содержательных характеристик ВКЗ у больных подростков первые ранговые места занимали поведенческая (70,0%), ценностная (36,0%), характеристика контроля (28,0%) и самооценочная (26,0%). У подростков группы сравнения первые ранговые места в структуре ВКЗ принадлежали поведенческой (75,4%), самооценочной (41,5%), ценностной (32,5%) и эмоциональной (23,5%) характеристикам.

Больные подростки  достоверно чаще акцентировали внимание в своих сочинениях на мотивационно-потребностной (24,0% против 3,1 % у здоровых сверстников, Рφ < 0,001) и волевой (18,0% против 6,6% в группе сравнения, Рφ < 0,01) характеристиках ВКЗ. Достоверно большая встречаемость телесной характеристики (24,0% против 4,9% в группе сравнения, Рφ < 0,001), которая была присуща сочинениям почти трети больных подростков, может быть объяснена наличием у них опыта переживания болезни, который непосредственно связан с телом подростка, наличием болевых ощущений. Больные подростки больше отмечали социальные аспекты здоровья (общение, отношения с друзьями и родителями, социальные возможности и достижения). Так, межличностная характеристика внутренней картины здоровья у больных подростков встречалась достоверно чаще, чем у здоровых (12,0 % против 4,5 %, Рφ < 0,03); также в несколько раз чаще у больных подростков обнаруживалась семейно-родительская характеристика ВКЗ (10,0% против 0,7%, Рφ < 0,01), что отражало субъективную значимость дружеской и семейной поддержки в ситуации заболевания. В сочинениях больных подростков отмечалась тенденция к избеганию самооценки собственного здоровья (26,0% против 41,5% в группе сравнения, Рφ < 0,01).

Особенности ВКЗ больных подростков также касались наличия дополнительной содержательной характеристики – характеристики веры, которая отсутствовала во внутренней картине здоровья группы сравнения. Она встречалась у 9,1 % больных. Характеристика веры включала надежды подростка на выздоровление, исцеление, быстрое преодоление болезни. Эта характеристика проявлялась наличием следующих высказываний: «Я надеюсь, что меня вылечат», «Я хотел бы скорее выздороветь», «Я верю в то, что я вылечусь».

Проведенное исследование позволило гораздо шире, чем в традиционной модели, раскрыть содержательную часть ВКЗ подростков. Традиционная модель внутренней картины здоровья включает три структурных компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий [4, C. 438-440]. Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных показателей, которые влияют как негативно, так и позитивно на состояние здоровья. Эмоциональный компонент отражает переживания и чувства человека, которые связаны с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия. Мотивационно-поведенческий компонент определяет особенности мотивации к ведению здорового способа жизни, характеризует особенности поведения в случае ухудшения здоровья.

Изучение представлений о своем здоровье подростков с соматической патологией позволило получить более полную характеристику исследуемого явления, выявить широкий спектр содержательных характеристик ВКЗ, в которых отражался опыт наличия хронического заболевания.

Расширение представлений об особенностях внутренней картины здоровья подростков дает возможность проводить всесторонний мониторинг отношения к здоровью детей и подростков и позволяет значительно улучшить медико-психологическое обеспечение разных категорий подростков.

 

    Литература

  1. Ананьев В.А. Введение  в  психологию  здоровья  [Текст] / В.А. Ананьев  – СПб.: Изд-во БПА, 1998. – 365 с.
  2. Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов – М.: Академия, 2001. – 405 с.
  3. Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья – термин или концепция? [Текст] / В.Е. Каган // Вопр. психологии. – 1993. – № 1. – С. 86-88.
  4. Психология здоровья [Текст]: учебник для ВУЗов / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 606 с.
  5. Сиерес Д. О различных подходах к понятию "здоровье" [Текст]/ Д. Сиерес, В. Гавидия // Школа здоровья. – 1998. – Т. 5, № 1. – С. 7-16.
  6. Внутрiшня картина здоров’я дiтей i пiдлiткiв як психологiчний феномен / Г.В. Кукуруза, О.Е. Бєляєва, С.М. Цилюрик, О.О. Кирилова // Науковi записки iнституту психологiї iм. Г.С. Костюка АПН України. – Вип. 32. – 2007. – С. 148-157.
  7. Методика дослiдження внутрiшньої картини здоров’я пiдлiткiв: метод. рек. / ДУ «IОЗДП АМНУ». – К., 2008. – 24 с.

 

 

Ссылка для цитирования

Кукуруза А.В., Кириллова Е.А., Беляева Е.Э. Характеристика внутренней картины здоровья подростков с соматической патологией. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы