Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Спецвыпуск-2011
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 № 2(7)
2011 № 1(6)
2010 № 4(5)
2010 № 3(4)
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

Исследование феномена профессионального выгорания
у медицинских сестер психиатрических больниц

Смирнова О.Ю., Худяков А.В. (Иваново)

 

 

Смирнова Ольга Юрьевна

–  кандидат медицинских наук доцент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии ФДППО ГОУ ВПО ИвГМА Минздравсоцразвития России.

E-mail: olga371603@yandex.ru

 

Худяков Алексей Валерьевич

–  член редколлегии журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор медицинских наук профессор кафедры восстановительной медицины, психиатрии, психотерапии, наркологии и наркологии детского возраста ФДППО Ивановской государственной медицинской академии.

E-mail: app@37.ru

 

 

 

Аннотация. В статье представлены результаты анкетирования медсестер, работающих в психиатрических учреждениях, проходивших курсы повышения квалификации. При анкетировании использовался специально разработанный опросник, а также тест на эмоциональное выгорание В.В. Бойко и тест Кеттелла. Исследование показало большую распространенность синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) – только у 23,2% он отсутствовал полностью, при этом наиболее часто встречалась фаза резистентности. Сформировавшийся СЭВ наиболее часто встречался у медсестер амбулаторного звена (40,0%). Профилактическую роль в развитии СЭВ играл фактор выбора специальности из интереса к профессии. Отрицательную роль играли такие факторы, как неудовлетворенность работой, а также личностные черты – напряженность, фрустрированность, возбудимость. Высказываются предложения о некоторых мерах по профилактике СЭВ.

Ключевые слова: психиатрия, амбулаторное звено, медицинские сестры, синдром эмоционального выгорания, профилактика эмоционального выгорания.

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Согласно определению ВОЗ (2001) «синдром выгорания» (burnot syndrome) – это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям. Синдром выгорания считается долговременной стрессовой реакцией, возникающей в ответ на чрезмерные производственные и эмоциональные перегрузки у специалистов, в том числе медицинских работников, непосредственно контактирующих с людьми. Большая часть работ посвящена изучению этого феномена у врачей различных специальностей. Вместе с тем в последние годы появились исследования развития «синдрома эмоционального выгорания» (СЭВ) у медицинских сестер [2, 3]. В то же время, «эмоциональное выгорание» у медицинских сестер, работающих в различных областях медицины, исследовано недостаточно. В частности, большой интерес представляет вопрос о душевном состоянии медицинских сестер в такой эмоционально затратной области медицины, как психиатрия.

Целью данной работы явилось изучение проявлений феномена «эмоционального выгорания» у медицинских сестер нескольких психиатрических учреждений Ивановской области, связь его развития с рядом социально-психологических аспектов работы и личностных характеристик, а также выработка путей профилактики и коррекции. Обследование проводилось во время обучения медицинских сестер на сертификационных циклах по специальности «сестринское дело в психиатрии» на базе кафедры восстановительной медицины, психиатрии, психотерапии, наркологии и наркологии детского возраста факультета дополнительного профессионального последипломного образования ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава». Всего было обследовано 56 человек (55 женщин и 1 мужчина – медбрат, поэтому гендерные различия в исследовании не учитывались). На 2-й день обучения медицинские сестры заполняли специальную анонимную анкету, выполняли тест для определения «синдрома эмоционального выгорания» по В.В. Бойко и тест Кеттелла (30 человек). В предпоследний день занятий снова выполнялся тест В.В. Бойко для определения СЭВ. Повторное исследование проводилось для оценки влияния проводимых на цикле лекций и практических занятий на уменьшение проявлений «выгорания», поскольку в изучаемые темы вводились вопросы сохранения душевного здоровья и профилактики развития СЭВ. Полученные данные статистически обрабатывались с помощью методик t–критерия Стьюдента и факторного анализа.

При определении эмоционального выгорания выделяются три фазы становления синдрома (1). Первая фаза «напряжения» включает в себя симптомы обостренного переживания психотравмирующих обстоятельств, чувство неудовлетворенности собой и безвыходности ситуации, эмоциональные проявления тревожно-депрессивного характера. Вторая фаза «резистенции» содержит более или менее успешные попытки оградить себя от неприятных впечатлений. Третья фаза «истощения» характеризуется различной степени выраженности падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Вычленение указанных фаз имеет условный характер. При оценке наличия СЭВ считается синдром формирующимся или сформировавшимся, если имеются соответствующие показатели хотя бы по одной из фаз синдрома. В общей группе обследованных медицинских сестер проявления синдрома эмоционального выгорания были представлены следующим образом (табл. 1):

 

Таблица 1

Проявления синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у медицинских сестер психиатрических учреждений

 

Мы видим, что вцелом проявления синдрома выгорания имели достаточную распространенность среди медсестер психиатрических учреждений. Чуть менее чем у четверти обследованных (23,2 %) СЭВ отсутствовал, и у такого же числа был полностью сформирован. Примерно у половины (53,6 %) синдром находился в процессе формирования. Интересно распределение синдрома по конкретным фазам его формирования. Так фазы напряжения (первая) и истощения (третья) имели примерно одинаковую распространенность. У большинства медсестер эти проявления  отсутствовали (80,3 % и 75,0 %). Сформированы они были только у небольшого числа обследованных  (1,8 % и 3,6 %). Синдром в фазе резистенции отсутствовал только у 26,8 %, сформировавшийся наблюдался у 23,2 %. Таким образом, вопреки сложившемуся мнению о последовательности развития фаз «синдрома эмоционального выгорания», в нашем исследовании мы наблюдали более редкую представленность первой фазы – фазы напряжения, по сравнению со второй фазой – фазой резистенции.

Обследованные медицинские сестры работали в различных подразделениях психиатрических учреждений (амбулаторное звено, общие психиатрические стационарные отделения, детское, психотерапевтическое и реабилитационное отделения, психиатрические интернаты). Более половины из них были палатными медсестрами общих психиатрических отделений, мужских и женских. Мы проанализировали развитие СЭВ у медсестер в зависимости от места их работы. Частота встречаемости формирующегося синдрома очень высока у сотрудников мужских и женских психиатрических отделений и интернатов (от  68,3 % до 77,8 %). Сформировавшийся СЭВ (40,0 %) наиболее часто отмечался у медсестер амбулаторного звена.

Выявить какую либо зависимость развития фаз синдрома выгорания от общего стажа работы и стажа в психиатрии не удалось. Отмечено, что у всех медсестер, проработавших в психиатрии свыше 31 года, не были сформированы фазы напряжения и истощения СЭВ. Но фаза резистенции была в стадии формирования у 75,0 %.

Была проанализирована связь синдрома выгорания с мотивацией выбора профессии медсестры и специальности психиатрия. Зависимости мотивации выбора профессии медсестры и развития синдрома выгорания мы не обнаружили. При исследовании связи синдрома выгорания с мотивацией работы именно в психиатрии были получены более интересные данные. Распределение медсестер по мотивам выбора работы в психиатрических учреждениях было следующим (могло быть выбрано несколько вариантов):

-   материальные соображения – 26 человек (44,6 %),

-   случайно – 16 человек (28,6 %),

-   интерес к психиатрии – 15 человек (26,8 %),

-   близость работы к месту жительства – 9 человек (16,1 %),

-   по распределению – 2 человека (3,6 %).

Развитие фазы напряжения от мотивации выбора работы в психиатрии существенно не менялось. Фаза резистенции в стадии формирования встречалась примерно с такой же частотой. Хотя полученные данные не являются статистически достоверными, сформировавшаяся фаза резистенции была только у тех сотрудников, кто выбрал место работы случайно или из материальных соображений (от 18,2 % до 44,4 %). Сформировавшийся СЭВ в фазе резистенции отсутствует у медсестер, выбравших работу в психиатрии на основе интереса к специальности или пришедших по распределению. Сформировавшаяся фаза истощения была только у двух медсестер (7,6 %), выбравших психиатрию из материальных соображений.

Таким образом, можно сказать, что выбор, основанный на интересе к специальности, препятствует развитию фазы резистенции синдрома выгорания, что может говорить о меньшей степени выраженности психологических защит у специалистов, работающих с интересом.

Следующим параметром, который мы исследовали, была степень удовлетворенности работой и планы по ее сохранению или перемене. На отсутствие причин неудовлетворенности работой указали только 10,6 % обследованных. Самой частой причиной называлась недостаточная оплата труда – 64,3 %, затем не устраивающие условия труда – 23,2 %, и неблагоприятный психологический климат в коллективе – 5,4 %.

По мере неудовлетворенности работой начинает нарастать фаза напряжения СЭВ – частота формирующегося синдрома растет от 12,2 % у тех, кто полностью удовлетворен работой, до 27,3 % у частично удовлетворенных (р < 0,05) и 66,7 % у полностью неудовлетворенных (р < 0,05). Фаза резистенции в стадии сформирования распространена примерно одинаково у тех, кто полностью удовлетворен работой, и у тех, кто удовлетворен частично. Однако представленность сформированного синдрома в фазе резистенции растет по мере нарастания неудовлетворенности работой – от 14,6 % у полностью удовлетворенных работой до 36,4 % у удовлетворенных частично (р < 0,05) и 100 % у полностью неудовлетворенных и не собирающихся ничего менять.

Также мы исследовали причины неудовлетворенности содержанием работы, то есть работы с душевнобольными. Причины, вызывающие неудовлетворенность работой, и их распространенность у медсестер рассмотрены в табл. 2 (могли выбираться несколько вариантов).

 

Таблица 2

Распределение медсестер по характеру причин неудовлетворенности
содержанием работы

 

Как мы видим, только у 23,0 % обследованных не было причин для неудовлетворенности своей работой с психически больными. Как более частые причины неудовлетворенности указаны большие психологические перегрузки, непредсказуемое поведение больных, большой объем работы, высокая ответственность.

Имелся более высокий уровень формирующейся фазы напряжения у медсестер, которые указали на высокую ответственность в работе – 51,2 %.  У медсестер, считающих, что у них нет причин для неудовлетворенности содержанием работы, фаза напряжения СЭВ отсутствовала. Фаза резистенции более выражена у медсестер, страдающих от больших психологических перегрузок и большого объема работы. Фаза формирующегося синдрома резистенции наблюдалась у 72,2 % и 62,5 % против 30,8 % тех, кто никаких причин для неудовлетворенности не имел. Самый высокий уровень сформировавшегося синдрома резистенции отмечен у тех, кто выбрал в качестве причины непредсказуемость поведения больных.

Существенных различий в развитии фазы истощения в зависимости от наличия неудовлетворенности не отмечено. У подавляющего большинства медсестер (92,3 %), не имеющих причин для неудовлетворенности, эта фаза синдрома отсутствует.

Также мы оценивали позицию медсестер по отношению к больным (тактика общения с больными).

Самой большой группой оказалась группа доминирования медперсонала над больными – 42,9 %. Отчасти это связано с распространенным представлением о беспомощности психически больных, в связи с чем больные нуждаются в опекающей позиции медиков. Отчасти, это может быть следствием того, что такая позиция облегчает работу медсестер. Равноправную позицию выбрали примерно треть медсестер – 32,1 %. Очень небольшая группа медсестер заняла позицию «пациент всегда прав». Еще меньшая группа относилась к больным дифференцированно: были любимчики и неприятные больные. Между развитием фаз напряжения и истощения и позицией медсестер по отношению к больным зависимости не было выявлено.

У медсестер с доминированием над больными был самый высокий процент лиц с формирующимся и сформировавшимся синдромом (в совокупности – 87,5 %). Самой «здоровой» оказалась позиция «пациент всегда прав»; у медсестер с такой позицией отсутствовали фаза напряжения и истощения, фаза резистенции в стадии формирования была только у одного человека.

Для оценки связи синдрома «эмоционального выгорания» и личностных особенностей медсестер было проведено исследование личностных особенностей 30 медсестер с помощью опросника Кеттелла.

При анализе корреляционных связей между личностными факторами и развитием фаз синдрома эмоционального выгорания была установлена прямая положительная связь средней интенсивности между выраженностью всех фаз синдрома и фактором «напряженность – релаксация». Лица, склонные к напряженности, фрустрированности, возбудимости, имеют больше шансов к развитию синдрома «эмоционального выгорания». Показатели фазы напряжения оказались имеющими обратную средней интенсивности связь с личностным фактором «смелость – робость». У людей робких, застенчивых, неуверенных в себе, склонных к сдержанности в проявлении чувств, легче может развиться фаза напряжения СЭВ. Интересно, что показатели развития фазы резистентности кроме фактора «напряженности – релаксации» больше ни с какими факторами ни прямой, ни обратной связи не имели. Это позволяет нам сделать предположение, что фаза резистентности в данном случае выступает как проявление психологической защиты личности, не зависит напрямую от личностных характеристик и является скорее универсальным механизмом. Показатели фазы истощения имели обратную средней интенсивности связь с фактором «податливость – жестокость», признаки истощения легче развивались у людей слабых, мечтательных, зависимых и непрактичных. Была выявлена прямая средней интенсивности связь фазы истощения с фактором «подозрительность – доверчивость» и обратная средней интенсивности связь с показателем «непрактичность – практичность». Более склонны к развитию фазы истощения люди недоверчивые и сомневающиеся, а также тщательно выполняющие свою работу, управляемые внешними обстоятельствами.

В процессе обучения медсестер на сертификационном цикле в программу мы включали вопросы механизмов развития и клиники синдрома «эмоционального выгорания», вопросы профилактики этого синдрома. В частности, рассматривались глубинные психологические механизмы сохранения личностью психического и психологического здоровья: вопросы принятия себя и окружающей реальности, перфекционистских установок, права на ошибку, жизненных смыслов, выбора, ответственности и др.

В последний день цикла проводилось повторное выполнение теста эмоционального выгорания по В.В. Бойко. В результате были получены следующие данные:

-   проявления синдрома уменьшились у 25 человек (46,3 %),

-   проявления синдрома усилились у 21 человека (38,9 %),

-   проявления синдрома остались без изменений у 8 человек (14,8 %).

Конечно, эти показатели очень неоднозначны, но, тем не менее, почти у половины медсестер, обучающихся на цикле, проявления синдрома уменьшились.

Мы считаем, что профилактика и коррекционные мероприятия синдрома «эмоционального выгорания» у медицинских сестер психиатрических учреждений требуют дальнейшей разработки, и должны быть комплексными. Целесообразно проведение бесед с поступающими на работу сотрудниками, с обсуждением реальных трудностей и типичных фрустрирующих ситуаций, возникающих при общении с больными и их родственниками. Нужны рекомендации, помогающие совладать с этими ситуациями, обучение сотрудников техникам преодоления стресса, навыкам коммуникации с больными и их родственниками.

Кроме того, мы считаем, что основным в профилактике синдрома эмоционального выгорания у сотрудников психиатрических учреждений является изменение стиля лечебного процесса. Внедрение реабилитационных технологий – профилактическое средство «выгорания» персонала.

 

    Литература

  1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб. – 1999.
  2. Ипатова О.В. Может ли медсестра «не гореть» на работе? // Сестринское дело. – 2004. – № 4-5. – С. 23-25.
  3. Хетагурова А.К.  Профессиональное  выгорание.  // Сестринское  дело.  – 2004. – № 4-5. – С. 21-22.

 

 

Ссылка для цитирования

Смирнова О.Ю., Худяков А.В. Исследование феномена профессионального выгорания у медицинских сестер психиатрических больниц. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 3. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы