Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Спецвыпуск-2011
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 № 2(7)
2011 № 1(6)
2010 № 4(5)
2010 № 3(4)
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
КОНТИНГЕНТА, ЗАТРОНУТОГО ЭПИДЕМИЕЙ ВИЧ/СПИДа
(рецензия на учебное пособие Н.В. Александровой, М.Ю. Городновой, Э.Г. Эйдемиллера «Современные модели психотерапии при ВИЧ/СПИДе. Учебное пособие для врачей и психологов». – СПб.: Речь, 2010. – 191 с.)

Гречаный С.В. (Санкт-Петербург)

 

 

Гречаный Северин Вячеславович

–  кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии СПбГПМА.

E-mail: svgrechany@mail.ru

 

 

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Продолжающаяся эпидемия ВИЧ-инфекции среди населения страны требует от специалистов компетенций не только в области эпидемиологии, инфекционных и соматических болезней, но и в области смежных дисциплин: медицинской психологии, психиатрии и психотерапии. Оказание ВИЧ-позитивным пациентам и их окружению мультидисциплинарной помощи требует от помогающих специалистов умений работы в команде, что должно определяться общими целями, задачами, подходами и понятным для всех участников бригады языком. Данное рецензируемое учебное пособие, предназначенное прежде всего для психиатров, психотерапевтов, психологов, тем не менее, представляет несомненный интерес для врачей других специальностей, медицинских и социальных работников, педагогов, вовлеченных в систему оказания помощи людям живущим с ВИЧ-СПИДом.  Подобных изданий, содержащих наряду с изложением теоретического материала практические приемы и технологии работы с пациентами и их семьями, нет.

В учебном пособии подробно излагаются личностно-психопатологические характеристики больных ВИЧ/СПИДом, экспериментально-психологические исследования больных. Отдельная глава посвящена экспериментально-психологическому исследованию группы матерей ВИЧ-инфицированных детей. Подробно изложена этапность, лечебные факторы, особенности проведения интегративной психотерапии с ВИЧ-инфицированными пациентами. Представлена модель психотерапии с членами семей ВИЧ-инфицированных детей, обращено внимание на описание проблематики и возможности психотерапевтической коррекции.

Значительное место отведено описанию семейной психотерапии с пациентами с ВИЧ/СПИДом. Подробно изложены психологические проблемы, испытываемые членами семей, описана модель семейной психотерапии и приведен фрагмент сеанса семейной психотерапии с гомосексуальной парой и комментарий к нему.

Важной частью пособия является глава, посвященная профилактике «синдрома сгорания» у персонала отделений для ВИЧ-инфицированных. В этой главе, помимо описания психологических проблем персонала, работающего с взрослыми пациентами и отделения для ВИЧ-инфицированных детей, предлагается конкретная форма работы с персоналом, направленная на профилактику «синдрома сгорания».

В учебном пособии существенное место занимает глава, посвященная психотерапии наркозависимых больных ВИЧ/СПИДом. В данной главе подробно изложены социопсихологические характеристики ВИЧ-позитивного наркологического больного. Описаны подходы в оказании наркологической, психологической и социальной помощи, реализуемые в США и Франции. Проведено сравнение со стандартными видами отечественной помощи данной категории больных. Обоснована и представлена этапность психотерапии. Подробно описана программа по формированию установки и приверженности к ВААРТ у больных с наркозависимостью в условиях наркологического стационара. Даны комментарии к темам и заданиям, выполненных участниками программы. Особое внимание уделено работе в команде, как единственной возможности оказания эффективной и действенной помощи наркозависимым пациентам с ВИЧ-позитивным статусом. Психотерапевтический подход рассмотрен как системообразующий для работы мультидисциплинарной команды, который позволяет делать пациента все более и более доступным для многопланового вмешательства и для глубинной психотерапии.

Несомненным достоинством пособия является иллюстрация описанной технологии практическими примерами и наличие комментарий, все главы снабжены заданиями для самоконтроля. Ясный доступный язык пособия, не перегруженный специальной терминологией, делает его доступным для понимания специалистами разных областей.

Рекомендовано в Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России для присвоения грифа УМО в качестве учебного пособия для послевузовского профессионального образования врачей и психологов.

 

 

Ссылка для цитирования

Гречаный С.В. Психотерапия и психопрофилактика контингента, затронутого эпидемией ВИЧ/СПИДа рецензия на учебное пособие Александрова Н.В., Городнова М.Ю., Эйдемиллер Э.Г. Современные модели психотерапии при ВИЧ/СПИДе. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2010. – 191 с.) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 3. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы