Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Психологическое сопровождение восстановления высших психических функций у больных моторной афазией

Шлыкова Н.Л., Спиридонова Г.А., Шлыкова А.П. (Москва)

 

 

Шлыкова Надира Летфулловна

–  доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной психологии Университета Российской академии образования.

E-mail: nadlex@mail.ru

 

Спиридонова Галина Александровна

–  дипломница психологического факультета Университета Российской академии образования.

E-mail: galya_spiridonov@mail.ru

 

Шлыкова Анна Павловна

–  дипломница факультета специальной психологии и педагогики Московского государственного областного университета.

E-mail: nadlex@mail.ru

 

 

 

Аннотация. В статье определяются основные условия психологического сопровождения процесса восстановления высших психических функций у больных моторной афазией. Обозначаются задачи больного и психолога, помогающего в развитии речевой функции, на разных этапах речевого высказывания. Рассматриваются теоретико-методологические положения, на основе которых выстраивается индивидуальный маршрут восстановления ВПФ. Сформулированы принципы психологического сопровождения процесса восстановления ВПФ. Приводятся некоторые результаты апробации алгоритма деятельности психолога в процессе восстановления ВПФ у больных моторной афазией.

Ключевые слова: моторная афазия, психологическое сопровождение, высшие психические функции, речевое высказывание, восстановление ВПФ, индивидуальный маршрут, алгоритм деятельности психолога.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Среди расстройств высших психических функций (ВПФ), обусловленных локальными поражениями мозга, наиболее тяжелым является афазия. Афазия – системное нарушение речи, тесно взаимосвязанное с другими ВПФ и ведущее к серьезным проблемам личностного плана, а также к дезадаптации в различных, привычных жизненных ситуациях. Несмотря на большое количество публикаций и запросы практики, эта область нуждается в дальнейшем развитии исследований, касающихся и проблемы афазии, и проблемы организации психологического сопровождения восстановительной терапии больных с афазией. Также остаются нераскрытыми вопросы подбора необходимого комплекса упражнений для конкретного случая; возможности использования личностной сферы и личностного потенциала в процессе восстановления ВПФ; закономерности воздействия социально-культурных факторов.

С целью определения условий восстановительного процесса необходимо определить содержание результата совместной деятельности психолога и больного. В общем виде, результатом процесса восстановления ВПФ можно рассматривать такой уровень развития ВПФ, при котором больной совершает умственные операции и формулирует речевое высказывание, достигая цели, соответствующей актуальной ситуации. При этом показателями результативности речевой деятельности выступают: законченность речевого отрезка по интонации; законченность речевого отрезка по смыслу; целесообразность речевого высказывания; осмысленность; соотнесенность с предметной ситуацией; соотнесенность с условиями общения; последовательность отображения смысловых элементов в речевом высказывании; лексико-грамматическая оформленность речевого высказывания. Основным показателем развития умственной деятельности является суждение как целенаправленное и мотивированное действие субъекта и результат мыслительной деятельности.

С целью достижения результата речевой деятельности необходимо выполнить ряд задач, соответствующих этапам речевого высказывания. Задачи больного и психолога, помогающего в развитии речевой функции, были определены на основе модели механизма порождения речевого высказывания, предложенного А.А. Леонтьевым (таблица 1).

Таблица 1

Задачи больного и психолога при развитии речевой функции

 

Примером невыполненной задачи больного на первом этапе может служить следующее высказывание: «Куда пошел в магазин?». Как видно из приведенной фразы, больной не может выбрать адекватные средства общения для постановки вопросительного предложения; включает во фразу также и ответ. В этом случае психолог для выполнения задачи создания ситуации как источника речевой активности может использовать следующие упражнения:

1.  На основе представленных утвердительных предложений составить вопросительное предложение.

2.  На основе вопросительного и дополнительного слов составить полное вопросительное предложение.

3.  Используя глагол и вспомогательное слово, составить предложение.

4.  Задать вопрос к сюжету.

5.  Подобрать нужное вопросительное слово.

6.  Составить вопросительное предложение, используя вопросительные слова.

Отсутствие положительного результата на втором этапе порождения речевого высказывания может быть иллюстрировано следующими примерами: «висит куртка на вешалке»; «мой телефон лежит на в на сотовом столе»; « я люблю с в парке с дети». Нарушение планирования высказывания выражено в неправильном порядке употребления слов в предложении, в некоторых случаях – в отсутствии смысла высказывания. С целью обеспечения функции планирования психолог проводит комплекс упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, среди которых наиболее эффективными являются следующие:

1.  Дать объяснение представленным словам.

2.  Найти соединяющее звено между двумя словами.

3.  Ответить на вопрос «Как можно узнать?»

4.  Определить причину и следствие определенного факта.

5.  Закончить предложение.

6.  Завершить четверостишье.

7.  Назвать предмет по его описанию.

8.  Дать несколько причин возникновения ситуации.

9.  Объяснить значение слов.

Приведем пример нарушения на этапе внутреннего программирования. Больной предлагается составить предложение из слов: «я»; «ждать»; «муж», «работа». Ответ больной: «муж ждет я работа». При этом в аналогичном задании со словами «девушка», «ждать», «солдат», «армия» больная безошибочно произносит «девушка ждет солдата из армии». Этот пример интересен тем, что для правильного программирования высказывания больной мешают личностные установки: в нашем случае больной трудно принять ситуацию, когда она ждет мужа, для нее привычным является то, что муж ждет ее (из больницы, из реабилитационного центра, с прогулки). Отсюда и сложности в программировании высказывания. Для достижения результата на данном этапе могут помочь следующие упражнения:

1.  К предлагаемым словам подобрать прилагательное, наиболее подходящее по смыслу.

2.  К предлагаемым словам подобрать глагол, наиболее подходящий по смыслу.

3.  Необходимо представленные глаголы перевести в настоящее время; из настоящего времени – в прошедшее.

4.  Необходимо представленные глаголы перевести в повелительное наклонение.

5.  Использование глаголов с различными местоимениями.

6.  К прилагательному и глаголу подобрать имена существительные.

Трудности четвертого этапа могут быть связаны с неблагоприятной психологической обстановкой во время занятия, с эмоциональным состоянием больного, с некоторыми личностными особенностями больного (чувство вины, тревожности, неуверенности, страха быть непонятым и др.). Больной может заикаться, торопиться высказать мысль и пропустить глаголы, говорить «телеграфным стилем». Психолог должен обратить внимание на процесс переживания больного. «Переживание какой-нибудь ситуации, переживание какой-либо части среды определяет то, какое будет иметь влияние на ситуацию или эта среда на ребенка… этот момент, преломленный через переживание ребенка, может определить, как это будет влиять на ход дальнейшего развития» [2, С. 76-77]. Для нас это означает, что восстановление больного должно строиться с учетом его эмоциональных переживаний. Важно создать предпосылки такого отношения к процессу восстановления, при котором будут доминировать адекватно позитивные установки по отношению к собственным усилиям, совместной работе с психологом. «В переживании мы всегда имеем дело с неразложимым единством особенностей личности и особенностей ситуации…» [2, С. 79-80].

Важным условием эффективности деятельности по восстановлению ВПФ является разработка индивидуального маршрута. С целью определения индивидуального маршрута необходимо учитывать следующие теоретико-методологические положения.

Во-первых, положение о социальной природе знака (Л.С. Выготский) приводит нас к очевидному выводу о роли окружения личности, социально-культурной ситуации в процессе развития речи. Положение о социальной детерминации высших психических функций развивал и А.Р. Лурия, обосновывая идею качественного изменения познавательных процессов под влиянием культурно-исторического опыта. При этом каждая высшая психическая функция – не врожденная «способность», полностью обусловленная наследственно закрепленной организацией мозга, а сложное прижизненное образование, формирующееся только в процессе овладения языком и «присвоения» культурно-исторического опыта человечества. Высшие психические функции формируются под влиянием предметного мира, который имеет общественное (культурно-историческое) происхождение, а образующиеся в процессе психического развития рефлекторные связи отражают эту объективную реальность. Становится очевидным, что социальная, коллективная деятельность субъекта является значимой предпосылкой его развития.

Во-вторых, положение о зоне ближайшего развития является значимым в обосновании подходов к процессу развития речи: оно должно быть специально организовано посредством процесса обучения, которое должно «забегать вперед развитию».

В-третьих, вслед за Л.С. Выготским мы понимаем, что познавательные процессы, в том числе и речь, подчинены личности, определяющей и регулирующей их. Следовательно, без учета особенностей мотивационных, волевых, эмоциональных процессов невозможно выстроить оптимальный путь восстановления ВПФ. Процесс развития ВПФ и развитие личностных образований – это взаимосвязанные понятия, т.е. процесс восстановления ВПФ может идти более эффективно при понимании субъектом того, что, ради чего и как человек выполняет актуальные действия. Данное положение потребовало разработки и проведения бесед и упражнений, целью которых явилось повышение рефлексивных способностей больного. Беседы включали вопросы, касающиеся настроения больного, его самочувствия, отношения к процессу реабилитации, оценке своих достижений. Кроме того, каждое занятие больной должен проводить оценку своей работы, выделяя положительные и отрицательные стороны.

Другим принципиально важным положением является значимость мотивационной сферы личности в познавательной деятельности. В исследованиях Х. Хекхаузена и его коллег доказано, что значительное увеличение объема памяти происходит только в мотивационном, а не в волевом или нейтральном состоянии. При этом интересен тот факт, что мотивационное состояние не прекращается с принятием решения, а продолжает оказывать влияние на объем памяти. Важно обратить внимание на теоретическую систему Халла, смысл которой сводится к следующему положению: прочность навыка зависит от количества и степени отсроченности предыдущих подкреплений. Это означает, что при работе необходимо четко определять способы, формы подкрепляющих их деятельность стимулов. Такими стимулами могут быть вербальные и невербальные поощрения; создание позитивной эмоциональной ситуации деятельности и др. Исследования ученых проблемы мотивации показали также, что в условиях осведомленности о предстоящем задании переключение внимания происходит существенно быстрее, чем в условиях, когда испытуемые не знают о новом задании. Этот факт приводит к  выводу о необходимости использования разминочных упражнений, создания установок на  выполнение  определенного  задания  в  развивающей  работе.  В. Д.  Шадриков  пишет:   «…удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями, которые фиксируются в памяти и в дальнейшем могут выступать в качестве мотиваторов поведения» [6]. Чрезвычайно важным это положение является в контексте нашей теоретико-эмпирической работы: если удачно выполненное задание принять за факт удовлетворенной потребности, то формируется необходимое условие развивающей работы, заключающееся в обязательном достижении при выполнении задания некоторого положительного эффекта (результата).

М. К. Шохор-Троцкая справедливо отмечает, что исходным для каждого речевого высказывания является наличие замысла или мотива. Это положение приводит нас к очевидному выводу о необходимости создания предпосылок для формирования замысла, для определения мотива высказывания, что выдвигает на первое место при разработке методов мыслительных функций, развитие, в первую очередь, способности совершать умственные операции.

На основе результатов теоретического и эмпирического исследований были сформулированы принципы психологического сопровождения процесса восстановления ВПФ (таблица 2).

Таблица 2

Принципы психологического сопровождения процесса развития речевой функции

 

На основе теоретического анализа литературных источников нами был разработан алгоритм деятельности по восстановлению ВПФ. Схематично его можно представить следующим образом (рисунок 1).

 

 

Рис. 1. Алгоритм деятельности психолога в процессе восстановления ВПФ у больных моторной афазией.

 

На этапе регистрации показателей обследуемых компонентов, с помощью методов диагностики, определяется актуальный уровень развития элементов системы высших психических функций или проявление их развития. В таблице регистрируется количество предложенных испытуемому попыток по каждому из обследуемых компонентов; число успешно выполненных попыток в % соотношении.

Исходя из данных, полученных на первом этапе, определяем наиболее сильные и слабые компоненты системы. В дальнейшей работе сильные компоненты станут опорой для развития других компонентов. Далее разрабатывается стратегия и тактика будущего занятия. Осуществляется планирование занятия, основанное на данных, полученных при проведении предварительного обследования. Например, если больной может выбрать правильный вариант после предложенного образца или объяснения, то дальнейшая работа должна в большей степени включать те действия, которые позволяют закрепить использование правильного варианта.

Стратегия работы включает также прогнозирование результата, который может быть получен при использовании запланированных форм коррекции и развития. При этом важно обратить внимание на очередность включаемых в работу действий. На этом же этапе разрабатываются приемы и способы достижения ожидаемого результата, т.е. тактика коррекционно-развивающей работы.

На следующем этапе определяются новые компоненты системы, требующие включения в работу. На основе анализа проведенной диагностико-развивающей работы (с помощью беседы, наблюдения, других диагностических процедур) психолог выдвигает гипотезы о значимости определенных личностных, когнитивных, типологических особенностей в процессе развития речи. Например, в том случае, если больной переживает чувство тревоги, то новым компонентом системы, включаемым на данном этапе, являются состояния, которые могут снижать тревожность и повышать эффективность деятельности.

Следующим этапом является определение компонента, работа над которым требует увеличения нагрузки. В том случае, если больной справляется с заданиями полностью (100% правильно выполненных вариантов), необходимо увеличить сложность аналогичных заданий, способствующих развитию компонента. Например, больной выполняет абсолютно точно задания упражнения «Четвертый лишний», способствующее развитию операции классификации и обобщения, необходимо предложить усложненные задания, направленные на развитие указанных умственных операций.

При определении компонента, работа над которым требует снижения нагрузки, важно учитывать следующее: справляется с заданиями полностью (100% правильно выполненных вариантов); отсутствие утомления; высокая мотивация, доминирование позитивных эмоций в процессе занятия; оценка своих достижений как незначительных. Основаниями для снижения нагрузки является: отказ больного от выполнения задания; большое количество ошибок (не более 10% правильных вариантов); отсутствие правильных вариантов; доминирование негативных эмоциональных состояний при выполнении задания; повышение утомления в процессе выполнения задания.

Приведем пример использования алгоритма психологом. В таблице 3 обозначены особенности развития компонентов системы по результатам диагностико-развивающей работы на первом занятии.

Таблица 3

Развитие компонентов системы по результатам первого занятия

 

Исходя из этих данных, можно увидеть, что самым слабым компонентом системы является умение составлять предложения, делать обобщения. Наиболее сильные стороны, проявившиеся в этом занятии – это положительные эмоции, желание заниматься, способность понимать объяснения экспериментатора, исправлять свои ошибки, т.е. высокий самоконтроль.

Следовательно, используя принципы системности и компенсаторных функций психики, следующее занятие должно быть, организовано с учетом следующих моментов:

1)  высказывания, используемые в занятии, должны быть эмоционально позитивно окрашены;

2)  больному необходимы образцы правильного решения, варианта;

3)  с целью повышения общей понятливости необходимо знакомить больного с новыми понятиями, реалиями, расширяя его кругозор;

4)  с целью повышения уровня развития мышления необходимо осуществлять работу по тренировке умственных операций. Важно также сформировать установку на составление предложений;

5)  необходимо включение нового компонента системы: диагностики и развитие внимания, мнемических процессов.

На рисунке 2 отражены результаты работы по восстановлению речи больной.

 

 

Рис. 2. Динамика употребления полных предложений

 

Как видно из рисунка, к 12 занятию у больной произошло увеличение количества полных предложений по сравнению с первым занятием. Улучшились показатели и в отношении внимания, памяти, воображения, логического мышления.

В настоящее время ведется работа по апробации алгоритма деятельности психолога по восстановлению ВПФ больных с другими речевыми трудностями. На основе эмпирических данных можно сделать вывод о том, что соблюдение алгоритма деятельности в процессе восстановления ВПФ способствует достижению результата. Развитие познавательных процессов оказывает влияние на речь, ее состав. Доминирование положительных эмоций способствует снятию тревожности, боязни неудачи, что, в свою очередь, влияет на качество речевой функции. Больной становится более общительным, раскрепощается и проявляет желание высказывать свое мнение, а также инициировать общение. Сам процесс коррекционно-развивающей работы для больного становится интересным, что влияет на его мотивационную сферу, способствующую развитию. Учет личностных особенностей и соблюдение принципов психологического сопровождения дает возможность определения оптимального пути развития речи больных.

 

    Литература

  1. Ахутина Т.В. Проблема строения индивидуального лексикона человека в свете идей Л.С. Выготского / Т.В. Ахутина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 1984. – № 4. – С. 44-50.
  2. Выготский Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Лекции по педологии. – Ижевск, 1996. – С. 76-77.
  3. Леонтьев А.А. Ключевые идеи Л.С. Выготского – вклад в мировую психологию XX  столетия / А.А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22, № 4. – С. 5-11.
  4. Лурия А.Р. Нарушение познавательных процессов при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская // Доклады АПН РСФСР. – 1962. – № 6. – С. 34.
  5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – 2-е изд. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 886 с.
  6. Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности. Введение в психологию / В.Д. Шадриков. – М.: Ин-т психологии РАН, 2009. – С. 656, С. 218.
  7. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Речь и афазия / М.К. Шохор-Троцкая (Бурлакова). – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс: Ин-т общегуманитар. исследований, В. Секачев, 2001. – 416 с.

 

 

Ссылка для цитирования

Шлыкова Н.Л., Спиридонова Г.А., Шлыкова А.П. Психологическое сопровождение восстановления высших психических функций у больных моторной афазией.[Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы