Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 № 3(8)
2011 № 2(7)
2011 № 1(6)
2010 № 4(5)
2010 № 3(4)
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

Исследование особенностей коммуникативных барьеров
у специалистов профессий социономического типа
(на примере врачей)

В.В. Болучевская, А.И. Павлюкова (Волгоград)

 

 

Болучевская Валентина Викторовна

–  кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» преподаватель ГОУ ДПО ВИМПСР.

E-mail: boluchevskaya@yandex.ru,  milakova@list.ru

 

Павлюкова Антонина Игоревна

–  медицинский психолог, Волгоградский областной клинический перинатальный центр № 2 (ГУЗ «ВОКПЦ № 2»).

E-mail: sheirena87@rambler.ru

 

 

 

Аннотация. В работе проводится анализ коммуникативных барьеров у специалистов профессий социономического типа и влияния трудностей общения врачей на эффективность их профессиональной деятельности. Сделан вывод о том, что коммуникативными барьерами на пути к эффективному межличностному взаимодействию врача с пациентами и коллегами являются: низкий коммуникативный контроль, который препятствует сотрудничеству как способу урегулирования конфликтов; слабое развитие рационального канала эмпатии (что снижает уровень самоконтроля личности в общении, не позволяет гибко реагировать на изменение ситуации и предвидеть впечатление, которое специалист производит на окружающих); низкий уровень развития интуитивного канала эмпатии (что препятствует сотрудничеству как способу урегулирования конфликтных ситуаций); низкий уровень развития идентификации как канала эмпатии; низкий уровень развития эмоционального канала эмпатии, ведущий к неспособности устанавливать отношения сотрудничества.

Ключевые слова: общение, коммуникативные барьеры, затрудненное общение, профессии социономического типа.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение. Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. Как отмечает Б.Ф. Ломов, в процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п. В общении конкретный индивидуум овладевает «фондом духовного богатства», созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот «фонд» то, что создал сам. Именно этим определяется значение общение в жизни индивидуума.

Особенно следует подчеркнуть чрезвычайно важную роль общения как средства и инструмента профессиональной деятельности специалистов профессий социономического типа (психологи, учителя, следователи, менеджеры, врачи и т.д.). Предметом профессиональной деятельности в этих профессиях является другой человек, и общение в этом случае выступает основным инструментом социально-профессионального взаимодействия специалиста и клиента. Однако необходимо учитывать, что процесс общения может протекать не только благоприятно, но и может быть связан с трудностями, барьерами, которые возникают по ходу реализации коммуникативной деятельности. В связи с этим особую значимость приобретает исследование проблемы психологических барьеров общения у специалистов профессий социономического типа, ярким представителем которого является врач.

Умение общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми во многом предопределяет успешность профессиональной деятельности специалиста. «Врач редко может излечить, чаще может облегчить, но утешить он должен всегда», – говорили древние. Грамотно установленный психологический контакт с пациентом помогает точнее собрать анамнез, получить более полное и глубокое представление о нем. Это значительно повышает эффективность в решении поставленных задач врача. В случае же отсутствии психологического контакта пациент, возможно, не станет придерживаться врачебных рекомендаций и назначений, проконсультируется у своих знакомых, займется самолечением, обратится к представителям альтернативной медицины. Кроме того, профессия врача предполагает общение не только с пациентами, но и с их родственниками, а также с коллегами, другим медицинским персоналом. Таким образом, коммуникативные барьеры в межличностном взаимодействии способствуют снижению эффективного функционирования всего лечебного процесса как социальной системы.

Методы. В связи с этим, нами было проведено исследование коммуникативных барьеров у специалистов профессий социономического типа, целью которого стало выявление влияния трудностей общения врачей на эффективность их профессиональной деятельности. Систематизация и интеграция различных подходов к исследованию проблемы коммуникативных барьеров специалистов профессий социономического типа, а также разработанная и апробированная батарея тестов по выявлению затрудненного общения определяется их направленностью на реальные нужды и запросы специалистов профессий социономического типа. Поэтому рассматриваемое исследование представляется весьма актуальным и своевременным.

В ходе исследования применялись следующие диагностические инструменты: методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, методика измерения уровня тревожности Д. Тейлора, методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера, опросник поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса (адаптирован Н.В. Гришиной).

В исследовании приняли участие врачи учреждений здравоохранения г. Волгограда различных специальностей: врач-лаборант (9 человек), трансфузиолог (3 человека), стоматолог (8 человек), хирург (3 человека), терапевт (7 человек). Общий объем выборки составил 30 человек. Распределение респондентов в соответствии с местом работы представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Распределение респондентов по месту работы

 

Результаты и их обсуждение. Распределение респондентов по полу составляет 67% (20 человек) женщин, 33% (10 человек) мужчин.

Стаж практической деятельности всех респондентов составил свыше трех лет, что позволяет говорить о завершении этапа их профессиональной и социально-психологической адаптации.

Предполагалось, что существуют особенности поведения и эмоциональной сферы врача, ухудшающие эффективность его профессионального общения, а именно: деструктивные стратегии разрешения конфликтных ситуаций как поведенческий коммуникативный барьер; слабое развитие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности как эмоциональный коммуникативный барьер.

В процессе проведенного исследования вопреки нашим ожиданиям сравнение уровня эмпатии, тревожности, предпочитаемых стратегий поведения в конфликтных ситуациях у врачей с высоким и относительно низким уровнем самоконтроля в общении показало отсутствие статистически достоверных  отличий и зависимостей между перечисленными качествами. Следовательно, различная выраженность этих качеств может, как способствовать, так и препятствовать установлению эффективного контакта с коллегами и пациентами – всё зависит от той ситуации, в которой оказывается специалист.

Так, высокий уровень эмпатии дезорганизует взаимодействие с пациентом тогда, когда необходимо быстрое принятие решений и точность действий (например, в оперативной хирургии). Но та же высокая эмпатийность позволит устанавливать эффективный контакт в условиях, где исход терапии определяется не только действиями врача, но и мотивацией пациента на лечение (работа хирурга, ведущего амбулаторный прием).

Определенная форма поведения специалиста в конфликтной ситуации также может расцениваться как деструктивная в коммуникативной деятельности, так и продуктивная. Так, в ситуации обсуждения важных организационных вопросов (планерки, экспертные комиссии) высокой эффективности межличностного взаимодействия будет соответствовать стратегия сотрудничества, когда специалисты приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющие интересы обеих сторон. Однако в ситуации выполнения приказов начальства наиболее продуктивной для специалистов, находящихся в подчинении, будет являться стратегия приспособления, где необходимо приносить в жертву какие-либо собственные интересы для достижения эффективного результата.

Тревожность в качестве свойства личности позволяет врачу чутко реагировать на изменения в состоянии пациента и вовремя принимать необходимые меры. Пациентом это может восприниматься как понимание со стороны лечащего врача, как его не только профессиональная, но и эмоциональная поддержка, что повышает эффективность коммуникации «врач-пациент». Однако в случае экстремальной ситуации, тревога специалиста выполняет дезорганизующую, разрушающую функцию, парализуя продуктивную работу психических процессов, мешает адекватно оценить ситуацию, определить возможные варианты ее развития и выбрать наиболее правильное при данных обстоятельствах решение. Кроме того, здесь тревога врача может «передаваться» пациенту и дополнительно дезорганизовывать его. В этом случае он может почувствовать безнадежность своего состояния, перестает верить в возможность выздоровления.

Кроме того, результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод о том, что коммуникативными барьерами на пути к эффективному межличностному взаимодействию врача с пациентами и коллегами являются: низкий коммуникативный контроль, который препятствует сотрудничеству как способу урегулирования конфликтов; слабое развитие рационального канала эмпатии (что снижает уровень самоконтроля личности в общении, не позволяет гибко реагировать на изменение ситуации и предвидеть впечатление, которое специалист производит на окружающих); низкий уровень развития интуитивного канала эмпатии (что препятствует сотрудничеству как способу урегулирования конфликтных ситуаций); низкий уровень развития идентификации как канала эмпатии; низкий уровень развития эмоционального канала эмпатии, ведущий к неспособности устанавливать отношения сотрудничества.

Таким образом, успешная врачебная деятельность определяется такими психологическими особенностями, как высокий уровень коммуникативной компетентности, реализуемой в отношении пациентов, их родственников, а также медицинского персонала. Важную роль здесь играет знание различных правил и способов эффективного общения, уверенность в собственных силах, гибкость и пластичность поведения в изменяющихся нестандартных профессиональных ситуациях.

Главным показателем высокого уровня самоконтроля в общении у врачей стал высокий уровень развития рационального канала эмпатии. Таким образом, оказалось, что высокая направленность внимания, мышления, восприятия на понимание сущности другого позволяет специалисту добиться максимальных результатов в процессе общения. Здесь мы можем предположить, что преодоление недостатка знаний правил и способов эффективного межличностного взаимодействия, которое бы в большей мере задействовало именно рациональный канал эмпатии врачей как специалистов профессий социономического типа, повысило бы эффективность их коммуникативной деятельности. В этом случае выявленные нами в процессе исследования такие барьеры общения врачей, как низкий коммуникативный контроль и низкий уровень развития интуитивного канала эмпатии, препятствующие сотрудничеству как способу урегулирования конфликтов, низкий уровень развития эмоционального канала и идентификации как канала эмпатии и другие, были бы преодолены.

Кроме того, в ходе исследования был установлен ряд соответствий между рассматриваемыми признаками, а именно:

  • высокий уровень тревожности соответствует высокому развитию эмпатической способности врача (r=0,47), где ведущая роль принадлежит эмоциональному каналу (r=0,46). Следовательно, эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством «вхождения» в энергетическое поле собеседника, выполняет роль связующего звена, проводника от врача к пациенту, что позволяет чутко реагировать на изменение состояния больного. В ситуации после операционного периода данная связь помогает врачу корректировать последствия и улучшить реабилитацию пациента. Однако чрезмерное сопереживание и сочувствие врача способно вызвать чувство неуверенности и неспособности быстро принимать решение. В этом случае тревога  может передаваться пациенту и препятствовать процессу, как общения, так и лечения в целом.
  • избегание как способ урегулирования конфликтов соответствует высокому уровню развития интуитивного канала эмпатии (r=0,39). Возможно, в ситуации дефицита информации о партнерах у врача будут наблюдаться отсутствие стремления к сотрудничеству и стремлению к отстаиванию собственных интересов.
  • сотрудничество как способ урегулирования конфликтов соответствует высокому уровню развития эмоционального канала эмпатии (r=0,57). Отсутствие способность входить в эмоциональный резонанс с окружающими (сопереживать, сочувствовать) приводит к обострению конфликтной ситуации, не позволяет найти альтернативу, полностью удовлетворяющую интересы обеих сторон.
  • избегание как способ урегулирования конфликтов соответствует большему стажу профессиональной деятельности врача (r=0,37), что, вероятно, указывает на то, что с течением времени у специалистов снижается стремлению, как к сотрудничеству, так и к достижению собственных целей.
  • высокий коммуникативный контроль соответствует рациональному каналу эмпатии (r=0,37). Другими словами, низкая направленность внимания, восприятия и мышления врача на понимание сущности собеседника, на его состояние, проблемы и поведение не позволяет гибко реагировать на изменение ситуации и предвидеть впечатление, которое специалист производит на окружающих.

При распределении респондентов на группы с высоким и низким уровнем самоконтроля в общении также не обнаружились ярких отличий и закономерностей между исследуемыми признаками. Сравнение полученных результатов исследуемых признаков в двух группах отображено в таблице 2.

Отсутствие различий между двумя группами свидетельствует о том, что оценка самоконтроля в общении зависит в равной степени от исследуемых признаков, что свидетельствует о рассмотрении врача как целостной и уникальной личности. Вероятно, различная выраженность этих качеств, как уже отмечалось ранее, может, как способствовать, так и препятствовать установлению эффективного контакта с коллегами и пациентами – всё зависит от той ситуации, в которой оказывается специалист.

Таблица 2.

Сравнительная характеристика коммуникативных особенностей врачей с высоким и низким самоконтролем в общении

 

Выводы. Подводя итоги, следует отметить, что профессиональная деятельность врача как специалиста профессий социономического типа неразрывно связана с общением как процессом обмена информации, восприятием и пониманием людей друг друга. Более того, в своей практике медицинские работники соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества – сферой здоровья (физического, психического, социального), прав, системой образования и здравоохранения, с профилактической работой, административными вопросами и другими. В связи с этим, взаимоотношения врача с окружающими в каждом конкретном случае должны складываются индивидуально. Так, такие особенности поведения и эмоциональной сферы врача, как деструктивные стратегии разрешения конфликтных ситуаций, а также слабое развитие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности, могут и способствовать, и препятствовать установлению эффективного контакта с коллегами и пациентами.

Успешное достижение целей в профессиональной деятельности специалистов профессий социономического типа предполагает знание особенностей личности, их учет в ситуации профессионального взаимодействия, а также знание причин возникновения, механизмов протекания и способов преодоления коммуникативных барьеров в совокупности.

 

    Литература

  1. Клиническая психология: учебник / под ред. Б.Д. Карвасарского. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 960 с.
  2. Кроник А.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений / А.А. Кроник, Е.А. Кроник. – М.: Мысль, 1989. – С. 141.
  3. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М.: Педагогика, 1991. – С. 296.
  4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: БАХРАХ-М, 2005. – 672 с.

 

 

Ссылка для цитирования

Болучевская В.В., Павлюкова А.И. Исследование особенностей коммуникативных барьеров у специалистов профессий социономического типа (на примере врачей). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы