Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ В МЕДИЦИНЕ: ВОЗМОЖНОСТИ РАННЕЙ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ*

Черникова Т.В., Болучевская В.В., Новикова Ю.Г. (Волгоград)

 

 

Черникова Тамара Васильевна

–  доктор психологических наук, профессор кафедры управления педагогическими системами Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

E-mail: tamara@vspu.ru

 

 

Болучевская Валентина Викторовна

–  кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградского государственного медицинского университета» Министерства здравоохранения и социального развития РФ (ГБОУ ВПО «ВолгГМУ» Минздравсоцразвития РФ).

E-mail: boluchevskaya@yandex.ru

 

Новикова Юлия Геннадьевна

–  старший лаборант кафедры общей и клинической психологии ГБОУ ВПО «ВолгГМУ» Минздравсоцразвития РФ.

E-mail: Yuliy-novikova@yandex.ru

 

 

 

 

Аннотация. Представлено теоретическое обоснование системы технологий ранней психологической профилактики эмоционального выгорания у будущих специалистов помогающих профессий сферы здравоохранения в процессе обучения в вузе. Названы ведущие принципы разработки технологий психопрофилактики эмоционального выгорания: адаптации, универсальности и операциональности. Психопрофилактика осуществляется путем реализации двух групп задач. Первая группа – базовые задачи – адресованы студентам всех факультетов медицинского вуза. Вторая группа – специфические задачи – определяются профессиональным содержанием (клиническая психология, стоматология, педиатрия и т.д.).

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, психологическая профилактика, специалисты помогающих профессий.

 

_______________________

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Эмоциональное выгорание: диагностика предпосылок и психопрофилактика у выпускников медицинского вуза», проект № 11-16-34003а/В.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Проблема психопрофилактики эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий в медицине (врачей, клинических психологов, психотерапевтов, специалистов социальной работы в здравоохранении) вызвана, по меньшей мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, психологическое здоровье такого специалиста напрямую связано с физическим, социальным и психическим благополучием как конкретного человека, обратившегося к нему за помощью, так и общества в целом. Во-вторых, для повышения качества услуг, предоставляемых специалистами помогающих профессий в медицине, необходимо задействовать потенциал их личностных ресурсов. Все это диктует необходимость сочетать технологическую подготовку студентов медицинского вуза с психопрофилактическим самообразованием с целью повышения морально-нравственной ориентации их труда.

Следует подчеркнуть, что проблема эмоционального выгорания носит не столько психологический, сколько психосоматический характер (Г. А. Макарова, М. М. Скугаревская, A. Shirom, S. Kahill). Некоторые исследователи (И. А. Дук, С. А. Игумнов, В. Н. Склема, М. М. Скугаревская) [2] рассматривают изучаемое явление как резко выраженный синдром, проявляющийся эмоциональным истощением, психосоматическими нарушениями, и этому подвержены около 8% врачей-психиатров, 5% психологов (Г. А. Макарова), 19% социальных работников (О. П. Бусовикова, Т. Н. Мартынова) [3]. Специалист помогающей профессии в сфере медицины, даже обладая всеми необходимыми профессиональными навыками, рискует получить эмоциональное выгорание по причине высокой стрессогенности труда. Как правило, выгорание исследуют у работающих специалистов (Х. Фрейденберг, О. П. Бусовикова, Н. Е. Водопьянова, Т. Н. Мартынова, В. Е. Орел, Е. С. Старченкова, А. Б. Серебрякова, П. Торнтон и др.), в том числе на ранних этапах профессионального становления (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Е. Г. Семенова) [1; 4]. Однако необходимость профилактики данного синдрома возникает еще раньше – в процессе профессиональной подготовки врача, клинического психолога и специалиста по социальной работе.

Проблемы эмоционального выгорания работников профессий социономического типа имеют различные, иногда взаимоисключающие, традиции исследования. Ни один из подходов, к сожалению, не содержит положений, на которых могла бы строиться общая психологическая профилактика эмоционального выгорания. Разрабатываемая авторами данной публикации научно-психологическая концепция ранней психопрофилактики эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий в медицине опирается на современное понимание личности и теории ее профессиональной адаптации.

Личность на данном этапе развития научно-психологического знания рассматривается как субъект профессиональных взаимоотношений, занимающий свободно и ответственно свою позицию среди других (С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев). Профессиональная позиция личности, устойчивой к соблазнам и девиациям профессии, складывается из типа смысловых образований и степени открытости, эго-состояний и коммуникативных установок, направленности просоциальных действий и степени их альтруистичности (Б. С. Братусь, Е. В. Заика, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, А. Н. Ивашов, Д. А. Леонтьев, Д. Майерс, Я. Рейковский, А. У. Хараш и др.).

В качестве ведущих принципов осуществления выбора теоретических оснований для разработки технологий психопрофилактики могут быть приняты перечисленные ниже.

Принцип адаптации западных исследовательских моделей по проблемам выгорания (burnout) к отечественным реальностям предполагает, что из опыта применения каждой из моделей выбираются наиболее жизнеспособные в научном плане аспекты. Так, однофакторная модель эмоционального выгорания Д. Пайнз и А. Аронсона рассматривает истощение в качестве причины, а дисгармонию переживаний и поведения – в качестве следствия выгорания. Двухфакторная модель Д. Дирендонк, В. Шауфели и Х. Сиксма дает возможность дифференцировать компоненты синдрома выгорания на аффективный и собственно установочный. Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон) позволяет анализировать синдром психического выгорания по компонентам: истощение, деперсонализация, личностная редукция. Процессуальная модель М. Бугриша дает возможность проследить развитие синдрома по стадиям проявления, а динамическая модель Б. Перлмана и Е. Хартмана предоставляет интерпретационный материал для наполнения каждой из стадий различными содержательными характеристиками.

Принцип универсальности применения теоретических разработок к различным группам испытуемых – врачей, учителей, менеджеров, военных, операторов АЭС – позволит создать многофакторную открытую концепцию, которая будет легко приложима к решению исследовательских и психотерапевтических задач (Л. И. Вассерман, В. Д. Менделевич, Л. Н. Собчик, А. Я. Чебыкин, К. Хек и Х. Хесс, Ю. А. Юдчиц и др.).

Принцип операциональности теоретического материала является обязательным требованием для создания и применения диагностических методик (Г. Аммон, В. В. Бойко, Л. И. Вассерман, Р. Кеттел, В. Д. Менделевич, А. А. Рукавишников и др.).

Система технологий ранней психопрофилактики эмоционального выгорания у будущих специалистов помогающих профессий в процессе обучения в вузе включает разработку учебных курсов, модулей и заданий психопрофилактической направленности. Понадобится разработать, апробировать и перевести в методические тексты-рекомендации материалы для занятий по специализированным курсам с психопрофилактическим компонентом (спецсеминары и тренинги). Кроме этого, в полной мере предстоит задействовать креативный потенциал авторского коллектива для разработки и внедрения рефлексивного индивидуального дневника (профессионально-личностного портфолио) студента.

Разработка специализированного учебного курса для студентов под названием «Профилактика эмоционального выгорания» поможет решить проблему раннего распознания симптомокомплексов синдрома и формирования психологических предпосылок устойчивости к профессиональным стрессам. Содержательно курс представлен серией лекционных занятий, заданий для самостоятельной работы и специальных тренингов, направленных на развитие соответствующих психологических предпосылок. Образовательные модули и задания подобного рода могут быть включены в контекст ряда дисциплин каждой специальности.

Цель специализированных тренингов состоит в углублении знаний об эмоциональном выгорании, отработке стратегий профессионального взаимодействия и совладающего поведения. Спецтренинги включают в себя задания в форме дискуссий, коллективного выполнения взаимообучающих упражнений, ролевых игр с их последующим обсуждением. Обыгрываются проблемные ситуации и взаимоотношения, универсальные для помогающих профессий и наиболее типичные для конкретной профессиональной области.

Рефлексивный дневник как форма репрезентации опыта представляет собой инструмент анализа профессиональных ситуаций, с которыми сталкивается личность, и средство индивидуального самоанализа (К. С. Пигров) [5]. Возможно применение стандартной аналитической схемы: Событие → «Я чувствую» (мои доминирующие переживания) → «Я теперь знаю» (новые знания для меня) → «Я теперь могу» (успехи и трудности) → «Я хотел бы» (новые интересы) → «Я-концепция» (Я как будущий специалист). Анализ дневниковых записей позволит отметить динамику совершенствования рефлексивных навыков и профессионального самосознания будущих специалистов.

Перечисленные формы работы могут быть применены в решении, по крайней мере, двух групп задач психопрофилактики эмоционального выгорания – базовых и специальных.

К базовым относятся задачи, которые являются «сквозными» для студентов всех факультетов, готовящих специалистов помогающих профессий в системе здравоохранения. Они могут быть реализованы в учебных курсах «Психология», «Общая психология» и «Медицинская психология». Задачи базового уровня состоят в том, чтобы расширить представления о признаках, факторах риска и механизмах развития синдрома эмоционального выгорания (лекции, семинарские занятия, рефераты); вооружить студентов знаниями психогигиены труда в своей профессиональной сфере и приемами активной саморегуляции (психогимнастика, аутотренинг); содействовать формированию коммуникативной компетентности (интерактивная дискуссия); развивать навыки анализа профессиональных ситуаций (ролевая игра, фокус-группа, кейс-метод); содействовать становлению профессионального самосознания, осознания профессиональных возможностей и ограничений (рефлексивный дневник).

Специфические задачи будут формироваться исходя из отличительных особенностей профессиональной деятельности в каждой специальности (особый круг профессиональных стрессоров, система отношений с партнерами и требования, предъявляемые к личности специалиста) и набора дисциплин. Первостепенной задачей специфического уровня для студентов, обучающихся клинической психологии и социальной работе в здравоохранении, является освоение «техники психологической безопасности» в консультировании (правила, регламентирующие отношения «специалист – клиент», выработка профессионального отношения к проблемам клиента и т.п.). Решение этой задачи должно происходить наряду с формированием профессиональных навыков. Широко известен случай, происшедший с К. Роджерсом, которому пришлось воспользоваться услугами своего коллеги после работы с пациенткой, переживания которой он принял как собственные. Для студентов врачебных специальностей актуальна установка «лечить пациента, а не болезнь». В образовательной программе медицинских факультетов специфический компонент может реализовываться также в структуре курсов «Психология» и «Медицинская психология». В ходе подготовки клинических психологов возможна реализация специфических задач на учебных дисциплинах в соответствии с новым ФГОС, например: «Психология здоровья», «Психология общения» (2 курс); «Психология труда», «Социальная психология здоровья» (3 курс); «Основы психосоматики», «Практикум по психосоматике» (4 курс); «Личность и нарушения общения», «Социально-психологический тренинг адаптации к кризисным ситуациям», «Стратегии совладания в  условиях  изменения  социальной  ситуации»  (5-6 курсы)  и  др.,  а  также  в рамках  факультативных занятий по дисциплине «Психология профессионального стресса» (2-6 курсы). В работе со студентами, обучающимися специальности «социальная работа» решение специфических задач психопрофилактики эмоционального выгорания возможно на занятиях по дисциплинам: «Психология», «Профессионально-этические основы социальной работы», «Конфликтология в социальной работе»  и др.

Таким образом, психологическая профилактика эмоционального выгорания в подготовке специалистов помогающих профессий системы здравоохранения требует введения в образовательный процесс новых форм обучения, активизирующих личностный потенциал и одновременно с этим сберегающий его. Эта цель достижима при соблюдении принципов комплексности и преемственности в деятельности профессорско-преподавательского состава медицинского вуза.

 

    Литература

  1. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2008. – 336 с. – (Практическая психология).
  2. Мартынова Т. Н. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников / Т. Н. Мартынова, О. П. Бусовикова // Сибирская психология сегодня. – Кемерово, 2003. – Вып. 2. – 410 с.
  3. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В. Е. Орел // Журн. практич. психологии и психоанализа. – 2001. – № 3. – С. 92.
  4. Пигров К. С. Дневник: диалог с самим собой / К. С. Пигров // Диалог в образовании: сборник материалов конференции. Серия: «Symposium». – СПб.: Санкт-Петербург. философ. общество, 2002. – Вып. 22. – 350 с.
  5. Проявления синдрома «эмоционального выгорания» у врачей-наркологов Беларуси / И. А. Дук, С. А. Игумнов [и др.] // Медицинский журнал / Беларус. гос.  мед.  ун-т, 2008. – Т. 2, № 24. – С. 37-40.

 

 

Ссылка для цитирования

Черникова Т.В., Болучевская В.В., Новикова Ю.Г. Эмоциональное выгорание специалистов помогающих профессий в медицине: возможности ранней психопрофилактики в процессе обучения в вузе. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 5. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы