Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 № 5(10)
2011 № 4(9)
2011 № 3(8)
2011 № 2(7)
2011 № 1(6)
2010 № 4(5)
2010 № 3(4)
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

Новая методика оценки эмоционального интеллекта
и результаты ее применения

Авдеева Л. И., Вахрушева Л. Н., Гризодуб В. В. , Садокова А. В. (Москва)

 

 

Авдеева Людмила Игоревна

–  кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета клинической психологии МГМСУ.

E-mail: avdeeva.luda@mail.ru

Вахрушева Людмила Николаевна

–  кандидат психологических наук, медицинский психолог психиатрической клинической больницы № 12 Департамента здравоохранения г. Москвы.

E-mail: lyuda05@yandex.ru

Гризодуб Виктория Владимировна

–  медицинский психолог СКБ № 8 им. З.П. Соловьева «Клиники неврозов».

E-mail: vgrizodub@yandex.ru

Садокова Александра Владимировна

–  кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии МГМСУ.

E-mail: asadokova@yandex.ru

 

Аннотация. Представляется новая тестовая методика оценки уровневых и структурных характеристик эмоционального интеллекта – Методика Диагностики Эмоционального Интеллекта Л.Н. Вахрушевой и В.В. Гризодуб. Освещаются результаты двух исследований, выполненных на базе этой методики. Первое посвящено выявлению особенностей эмоционального интеллекта на этапе студенчества. Показаны его возрастно-специфичные, а также универсальные особенности. Представлены эмпирические свидетельства способности к развитию и совершенствованию эмоционального интеллекта с возрастом. Вторая работа посвящена исследованию особенностей эмоционального интеллекта у пациентов клиники неврозов. Впервые выделена важная позитивная роль сбалансированности параметров эмоционального интеллекта для социальной адаптации, а также общего психологического благополучия личности. На основании результатов двух исследований делается вывод о высокой надежности и валидности нового диагностического инструмента.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, тестовая методика, возрастно-специфические особенности, параметры эмоционального интеллекта, равномерность профиля, социальная адаптация, тревожность, депрессия, соматоформные расстройства.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение. Эмоциональный интеллект – одна из наиболее популярных и вместе с тем противоречивых тем психологических исследований последнего десятилетия. В среде психологов отношение к сравнительно новому понятию неоднозначно, а часто и диаметрально противоположно: в диапазоне от пренебрежительного «психологический вульгаризм» до пиететного «новый объяснительный принцип».

Первый подход часто присущ академическим психологам, представляющим традиционную отечественную школу. Аргументом здесь выступает избыточность нового понятия, его тождественность уже существующим (таким как социальный интеллект, коммуникативная компетентность, эмоциональная чувствительность). Иначе говоря, в своем отрицании самостоятельной феноменологии эмоционального интеллекта академические психологи руководствуются принципом бритвы Оккама: не преумножай сущности без необходимости.

В противоположность первым, второй подход характерен для психологов-практиков, ориентированных на прикладные задачи. В рамках этого подхода появление концепта «эмоциональный интеллект» было встречено с большим энтузиазмом. По-американски простой, ясный и лаконичный конструкт позволил операционализировать далеко не новую идею единства аффекта и интеллекта и по-новому решать вопросы предикторов социальной успешности, и, шире – социальной адаптации человека.

На сегодняшний день разработан целый ряд моделей эмоционального интеллекта (Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо, 1993; Р. Бар-Он, 2000; Д. Гоулман, 2008; Д. В. Люсин, 2000; и др.), проведена масса исследований его влияния на успешность в отдельных видах деятельности (И. Е. Егоров, 2006; А. С. Петровская, 2007; С. П. Деревянко, 2008; и др.), подробно обсуждается структура и методы изучения эмоционального интеллекта (Д. В. Люсин, 2000; Э. Л. Носенко, Н. В. Коврига, 2003; М. А. Мануйлова, 2004; О. И. Власова, 2005; Т. П. Березовская, 2006; И. Н. Андреева, 2004; В. Д. Шадриков, 2010; И. В. Плужников, 2010 и др.). Выпущены в свет тысячи книг и статей, многие уважаемые консалтинговые компании проводят тренинги по развитию эмоционального интеллекта, Сейчас в Интернете, по сведениям сайта EQToday, можно найти свыше 786 000 веб-страниц, посвященных этому феномену.

Так кто же прав – сторонники или противники введения в науку и практику нового конструкта? Нужен или не нужен, полезен или избыточен «эмоциональный интеллект»? Мы полагаем, что критерием истины здесь, как и всегда, выступает практика. Руководствуясь этим подходом, нами был проведен цикл собственных эмпирических исследований, выполненных с опорой на определение и структуру эмоционального интеллекта, предлагаемую авторами модели способностей – Дж. Мэйером, П. Сэловей, Д. Карузо.

В рамках этой модели эмоциональный интеллект определяется как набор иерархически организованных когнитивных способностей, связанных с переработкой информации, которые объединяются в четыре «ветви»: 1.  восприятие эмоций. 2.  понимание эмоций. 3.  повышение эффективности мышления с помощью эмоций. 4.  управление эмоциями [14].

1 ветвь, восприятие эмоций, – способность распознавать эмоции по лицевой экспрессии, позам, жестам, голосу и другим невербальным признакам. Также в эту ветвь включается способность идентифицировать собственные эмоции. Восприятие эмоций – самый базовый аспект эмоционального интеллекта, который делает возможной всю последующую обработку эмоциональной информации.

2 ветвь, использование эмоций, – это способность использовать эмоции для стимуляции различных видов когнитивной активности, такой как размышления и решение проблемы. Эту способность можно продемонстрировать следующим примером. Предположим, человеку нужно решить сложную и утомительную задачу, требующую длительных размышлений и внимания к деталям, в короткий отрезок времени. Какое эмоциональное состояние может помочь? Пребывание в слегка сниженном настроении помогает выполнять аккуратную, внимательную, методичную работу. В то же время, хорошее, счастливое настроение может стимулировать творческое мышление. Эмоционально интеллектуальный человек способен использовать изменения своего настроения для лучшего решения поставленных задач.

3 ветвь, понимание эмоций, – способность понимать язык эмоций и оценивать сложные отношения между эмоциями, способность видеть разницу между эмоциями (например, между счастьем и восторгом). Кроме того, 3 ветвь включает в себя способность понимать и описывать, каким образом эмоции изменяются во времени (например, как шок превращается в горе).

4 ветвь, управление эмоциями, – отражает способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Это значит, что эмоции управляются в контексте целей индивида, самосознания и осознания социальной ситуации. Например, эмоционально интеллектуальный политик может увеличить свою собственную злость и использовать ее для того, чтобы произнести пламенную речь, которая вызвала бы праведный гнев в других людях [9].

Внимательный анализ литературы показал, что подавляющее большинство исследований эмоционального интеллекта как отечественных, так и зарубежных авторов, выполнено в логике общей психологии, в контексте изучения взрослой и здоровой личности. Мы же попытались отойти от этой схемы и рассмотрели особенности эмоционального интеллекта в других плоскостях: с позиции его онтогенетического становления на этапах юношества и ранней взрослости (в работе Л. Н. Вахрушевой), и в контексте патологических вариантов развития личности (в работе В. В. Гризодуб). Таким образом, цикл проведенных нами работ лежал на стыке разных отраслей психологического знания. С одной стороны, он вписывался в общепсихологическую логику исследования, с другой – напрямую был взаимосвязан с парадигмой возрастной и клинической психологии. Общая цель всей нашей работы заключалась в том, чтобы с помощью сравнительного анализа, путем сопоставления особенностей эмоционального интеллекта разных групп испытуемых, прийти к пониманию неких универсальных его характеристик.

Материалы и методы. На момент начала нашей работы (2006 год) в отечественной психологии существовал только один класс методов исследования эмоционального интеллекта – опросники основанные на самоотчетах. Для достижения целей настоящей работы – обнаружения универсальных характеристик эмоционального интеллекта – нами в первую очередь была поставлена задача создания новой тестовой методики его оценки, принципиально отличающейся от опросников большей объективностью. В результате была разработана и апробирована авторская Методика Диагностики Эмоционального Интеллекта (МДЭИ). С помощью таких широко известных методик, как Торонтская алексетимическая шкала,  Методика измерения эмоционального интеллекта А. В. Садоковой и П. М. Воронкиной, пятифакторного опросника МакКрае-Коста была проведена валидизация МДЭИ. Были получены удовлетворительные показатели согласованности, надежности (α Кронбаха 0,828) и валидности МДЭИ [3; 4].

Описание авторской Методики Диагностики Эмоционального Интеллекта (МДЭИ)

МДЭИ представляет собой тестовую методику измерения уровневых и структурных особенностей и включает набор задач-ситуаций, с помощью которых мы оцениваем 4 способности эмоционального интеллекта:

•   способности к пониманию собственных эмоций

•   способности к пониманию эмоций других людей

•   способности к регуляции собственных эмоций

•   способности к регуляции эмоций других людей

Примеры задач:

Шкала 1 – Понимание собственных эмоций

Вы присутствуете на вечеринке, где играет громкая музыка. Разговаривая с приятелем, Вы рассказываете неприличный анекдот, но именно тогда, когда Вы доходите до кульминационного момента, музыка прекращается, и все слышат Ваши слова. Какие эмоции Вы, скорее всего, будете испытывать?

Вы совсем недавно получили водительские права и сейчас впервые в жизни едете один на собственном автомобиле. Какие эмоции Вы при этом испытываете?

На следующий день после посещения дорогого ресторана Вы видите в чеке кредитной карты, что официантка проставила сумму намного меньшую, чем должна была. Какие эмоции Вы, скорее всего, будете испытывать?

Шкала 2 – Понимание эмоций других людей

Вы находитесь на конференции. На сцене выступает человек с докладом. Он старается заинтересовать публику, но его никто не слушает. Люди смеются и разговаривают. Какие эмоции, скорее всего, будет испытывать выступающий?

Маленькая девочка тайком от мамы залезла в ее косметичку. Как Вы думаете, какие эмоции она при этом испытывает?

Какие эмоции может испытывать тореадор при поединке с быком?

Шкала 3 – Регуляция собственных эмоций

Вы сердитесь на члена вашей семьи, потому что он сказал Вам что-то неприятное. Каким образом, по Вашему мнению, можно эффективно ослабить гнев?

Вам предстоит выступать перед большой аудиторией. До Вашего выступления осталось около 10 минут, и Вы сильно нервничаете. Каким образом можно эффективно снизить напряжение?

Вы только что вернулись из отпуска и пребываете в приподнятом настроении. Каким образом можно продлить это состояние?

Шкала 4 – Регуляция эмоций других людей

Ваш лучший друг/подруга приходит к Вам в расстроенных чувствах по поводу личной проблемы. Каким образом, по Вашему мнению, можно наиболее эффективно уменьшить уровень его/ее стресса?

Ваш босс – громогласный субъект, который часто использует раздраженный тон в разговоре с подчиненными. Каким образом, по Вашему мнению, можно наиболее эффективно реагировать на реплики босса?

В регистратуре больницы сотрудник не хочет Вас оформлять как пациента, поскольку у Вас отсутствует одна справка. Вам необходимо посетить врача именно сегодня, а необходимая для оформления справка будет только завтра. Опишите свое поведение во время разговора в регистратуре, которое бы помогло попасть к врачу в этот же день.

Процедура проведения методики заключается в том, что испытуемым раздаются бланки с перечнем задач, на которые они дают ответы в свободной форме. В отличие от диагностической методики MSCEIT (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test), также выстроенной в виде теста, здесь нет правильных и неправильных ответов, оценивается лишь их адекватность и полнота. Ответы на задачи третьего и четвертого субтестов (блок регуляции эмоций) дополнительно соотносятся с уровнями эмоциональной регуляции в концепции В. В. Лебединского [8].

В итоге мы получаем данные об уровне развития базовых параметров эмоционального интеллекта (коэффициенте эмоционального интеллекта), данные о его сбалансированности (равномерности развития его отдельных параметров), о предпочитаемых способах и широте вариантов управления собственными эмоциями и эмоциями партнеров по общению. Таким образом, для оценки результатов в  методике предусмотрен как количественный, так и качественный анализ.

С помощью представленной методики мы провели две серии эмпирических исследований.

Первая серия исследований была посвящена изучению специфических особенностей эмоционального интеллекта на этапах юношеского и раннего взрослого возраста – важнейшем отрезке онтогенеза, когда эмоциональная сфера приобретает свои устойчивые и окончательные черты [2; 10; и др.]. Анализ литературных источников обнаружил единичность и фрагментарность данных о характеристиках эмоционального интеллекта на этом этапе. Вместе с тем для подлинного понимания сути любой проблемы, как указывали еще Л. С. Выготский и Ж. Пиаже, необходимо рассматривать ее в генетическом ключе. Сказанное побудило нас обратиться к поиску ответов на следующие вопросы: отличаются ли характеристики эмоционального интеллекта молодых людей от аналогичных параметров у взрослых? Каковы особенности уровня и структуры эмоционального интеллекта в этих возрастах? Существуют ли различия в эмоциональном интеллекте между юношами и девушками? Какие способы управления своими эмоциями выбирают молодые люди? Как взаимосвязаны особенности общения и характеристики эмоционального интеллекта у молодых людей? Для поиска ответов на эти и ряд других вопросов, наряду с МДЭИ были использованы следующие психодиагностические методики:

1.  Методика измерения эмоционального интеллекта (А. В. Садокова, П. М. Воронкина), необходимая для получения стереоскопической картины особенностей эмоционального интеллекта обследуемой выборки.

2.  Торонтская алекситимическая шкала, необходимая для фильтрации выборки.

3.  Пятифакторный личностный опросник МакКрае-Коста «Большая пятерка», позволивший выявить корреляции черт личности и особенностей эмоционального интеллекта студентов.

4.  Методика диагностики межличностных отношений Л. Н. Собчик (ДМО), дающая представление о том, как соотносится стиль межличностной коммуникации и субъективное благополучие этой сферы с параметрами эмоционального интеллекта.

5.  Модифицированный социометрический опрос, позволивший оценить объективное благополучие испытуемого в сфере коммуникации и сопоставить эти данные с показателями эмоционального интеллекта.

В работе приняли участие 254 человека. Из них 151 человек – студенты (36 мужчин 115 женщин) в возрасте от 16 до 23 лет. Выборка респондентов эмпирического исследования включала 5 групп: две группы – студенты факультета психологии, две группы – студенты факультета социальной работы, одна группа – студенты факультета социологии. Базами исследования являлись ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Минздравсоцразвития РФ; ГОУ  ВПО «Московский городской педагогический университет». Для получения сравнительных данных об особенностях эмоционального интеллекта в юношеском и раннем взрослом возрасте в контрольную группу исследования вошли 91 испытуемый в возрасте от 30 до 45 лет (68 женщин и 23 мужчины).

В результате проведенного исследования была получена достаточно интересная и разносторонняя картина эмоционального интеллекта у юношей и девушек.

Прежде всего, следует отметить, что на этапе юности и ранней взрослости эмоциональный интеллект обладает специфическими особенностями, которые заключаются в относительно низком уровне развития его параметров (рис. 1, значимость различий по коэффициенту Манна-Уитни р<0,05 по всем шкалам), меньшей внутренней согласованности и качественном своеобразии стратегий эмоциональной саморегуляции по сравнению с лицами более старших возрастов. Выявленные закономерности подтверждают данные о том, что эмоциональный интеллект является подвижным, развивающимся конструктом, и не останавливается в своем развитии к моменту ранней взрослости.

 

 

Рис. 1. Показатели по шкалам МДЭИ в группе студентов 17-23 лет и
в группе испытуемых 30-45 лет.

Шкалы методики: 1. Понимание собственных эмоций. 2. Понимание эмоций других людей. 3. Регуляция собственных эмоций. 4. Регуляция эмоций других людей

 

Установлено, что профиль эмоционального интеллекта (т.е. соотношение развития отдельных его параметров) с возрастом не изменяется (рис. 1). Это может свидетельствовать об универсальной, независящей от возраста, структуре данного конструкта, а также подтверждает данные Мэйера и соавт., о том, что в основе всего эмоционального интеллекта лежит именно рефлексия собственных эмоций.

Кроме того, впервые было установлено, что важнейшим аспектом эмоционального интеллекта является сбалансированность, равномерность развития отдельных его параметров. Те испытуемые, у которых в структуре интеллекта одни базовые параметры резко отличаются по уровню от других, обнаружили черты неблагополучия в сфере общения со сверстниками. По результатам социометрии среди них оказалось достоверно большее число игнорируемых и отвергаемых лиц (значимость различий по коэффициенту Манна-Уитни находится на уровне р<0,01).

Одновременно, сбалансированность параметров эмоционального интеллекта оказалась взаимосвязанной с целым рядом позитивных личностных черт, диагностированных пятифакторым опросником МакКрае-Коста, включая отзывчивость, добросовестность, любознательность и ряда других (уровень корреляций составил r=0,400-0,600).

Еще одним важным результатом проведенного исследования мы считаем данные о гетерохронности развития эмоционального интеллекта на этапе юности и ранней взрослости. В работе были получены сведения о том, что развитие эмоционального интеллекта проходит этапы роста и спада показателей.

Кроме того, были выявлены вневозрастные гендерные различия в развитии параметров эмоционального интеллекта (достоверность различий по коэффициенту Манна-Уитни – от р<0,003 до р<0,055 по разным шкалам). Так, эмоциональный интеллект женщин выше, чем у мужчин. Проиллюстрируем сказанное примерами ответов на задачи методики МДЭИ.

Шкала 1.  Понимание собственных эмоций. На следующий день после посещения дорогого ресторана Вы видите в чеке кредитной карты, что официантка проставила сумму намного меньшую, чем должна была. Какие эмоции Вы, скорее всего, будете испытывать?

Типичный женский ответ: я, конечно же, обрадуюсь, но перед официанткой будет как-то неловко и ее будет жалко, вдруг её оштрафуют за это.

Типичный мужской ответ: радость.

Шкала 2.  Понимание эмоций других людей. Школьника при всем классе отчитывают за оплошность, которую совершил не он, а его друг. Друг находится тут же, но молчит и правду говорить не собирается. Какие эмоции испытывает мальчик, которого отчитывают?

Типичный женский ответ: мальчик злится на друга за такую несправедливость и он в нем разочарован и еще ему может быть стыдно перед классом.

Типичный мужской ответ: он обидится на своего друга, потому что друзья так не поступают.

Шкала 3.  Регуляция собственных эмоций. Вы испытываете значительное напряжение, потому что приближается срок окончания важной работы. Каким образом (с помощью каких действий, мыслей, эмоций), по Вашему мнению, можно эффективно снизить напряжение?

Типичный женский ответ: переключиться, послушать музыку, пройтись, поговорить с подружкой, а потом с новыми силами сесть за работу.

Типичный мужской ответ: доделать работу до конца, тогда и напряжение уйдет.

Шкала 4.  Регуляция эмоций других людей. Ваш супруг / супруга не проявляет большого энтузиазма по поводу перспективы провести праздники с Вашими родственниками. Ваша задача – убедить его / ее изменить свое мнение. Каким образом это можно сделать наиболее эффективно?

Типичный женский ответ: очень мило и ласково скажу ему, что сейчас мы поедем к моим родственникам, а после поездки сделаем, что он захочет. В общем, постараюсь найти компромисс.

Типичный мужской ответ: сказать, что это необходимо и больше не обсуждать.

 

Приведенные примеры наглядно демонстрируют, что женщины в большинстве случаев лучше понимают свои эмоции, а также более эффективно умеют управлять собственным и чужим эмоциональным состоянием. Думается, что это связано с традиционной социальной ролью и функцией материнства.

Таковы основные результаты первой серии нашей работы.

Вторая серия исследования, выполненная под руководством В. В. Гризодуб, была посвящена изучению особенностей эмоционального интеллекта в группе пациентов с депрессивными, а также тревожными и соматоформными расстройствами. Мы предполагали, что изучение патологических вариантов личностного развития позволит выделить механизмы функционирования эмоционального интеллекта в норме.

Исследование было построено по схеме сравнительного анализа с участием контрольной и двух экспериментальных групп. В качестве контрольной группы в работе приняли участие 186 здоровых испытуемых (87 мужчин и 99 женщин) в возрасте от 18 до 59 лет. Средний возраст – 29 лет. Первую экспериментальную группу составили пациенты с депрессивными расстройствами – 51 женщина. Из них с диагнозом F32.10 (депрессивный эпизод средней степени без соматических симптомов) – 34 человека, F33.10 (рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод средней степени без соматических симптомов) – 17 человек. Средний возраст испытуемых – 35 лет.

Во вторую экспериментальную группу вошли 38 женщин с тревожными и соматоформными расстройствами. Из них с диагнозом  F40.01 (агорафобия с паническим расстройством) – 4 человек, F41.0 (паническое расстройство) – 16 человек, F41.2 (смешанное тревожное и депрессивное расстройство) – 4 человека и  F45.1 (недифференцированное соматоформное расстройство) – 14 человек. Средний возраст составляет 37 лет.

Методы исследования. Наряду с авторской методикой МДЭИ в этой серии работ использовались следующие методики:

1.  ЭмИн Д. В. Люсина – опросник, позволивший увидеть субъективную оценку развития эмоционального интеллекта  и сопоставить ее с объективными данными тестовой методики МДЭИ.

2.  Личностная шкала проявлений тревоги Д. Тейлора, адаптированная Т. А. Немчиным, дающая возможность отследить взаимосвязи этого фактора с параметрами эмоционального интеллекта.

3.  Самооценочная шкала депрессии Э. Бека, позволяющая сопоставить субъективную выраженность депрессии и показатели эмоционального интеллекта.

4.  Личностная шкала тревожности Спилбергера-Ханина, также дающая возможность увидеть взаимосвязи тревожности и показатели эмоционального интеллекта.

5.  Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний.

Исследование пациентов с невротическими расстройствами проводилось на базе СКБ № 8 им. З. П. Соловьева «Клиники неврозов».

Основные результаты исследования заключались в установлении взаимосвязей особенностей эмоционального интеллекта с уровнем тревожности и депрессии здоровых испытуемых. Так, общий уровень эмоционального интеллекта оказался прямо связан с субъективной выраженностью тревожности (корреляции на уровне r=0,540). Иначе говоря, лица с высокой эмоциональной рефлексивностью и чувствительностью оказываются уязвимы в плане формирования тревожности как личностной черты. Интересно, что одновременно с этим высокий уровень эмоционального интеллекта выступает протектором для формирования депрессивных тенденций (обратная корреляция на уровне r=0,670)

В плане невротизации личности мощным фактором риска оказалась и такая особенность эмоционального интеллекта, как его несогласованный профиль, когда уровни развития отдельных способностей, входящих в структуру эмоционального интеллекта, значительно отличаются друг от друга (значимость различий между группами с согласованным и несогласованным профилем по коэффициенту Манна-Уитни составляет р<0,001). Иными словами, у лиц, чья способность понимать собственные эмоции значительно превосходит развитие эмоциональной саморегуляции, высока вероятность роста тревожности. Также и у людей, обладающих богатым арсеналом воздействия на эмоциональные состояния, но при этом не владеющие навыками рефлексии также высок риск формирования такой неблагоприятной личностной черты, как тревожность.

Кроме того, выявлен целый ряд особенностей эмоционального интеллекта депрессивных пациентов и пациентов с тревожными и соматоформными расстройствами. Эти особенности касаются не столько количественных, сколько его качественных характеристик. В частности, пациенты и здоровые испытуемые различаются по внутренней согласованности параметров эмоционального интеллекта, что выражается различиями в силе корреляций между его отдельными способностями. Наиболее сильные связи присутствуют у здоровых испытуемых (величина корреляции между отдельными параметрами лежит в диапазоне от r=0,581 до r=0,829), тогда как у депрессивных пациентов сила связей между способностями слабее (от r=0,217 до r=0,540). Наконец, самые слабые связи между способностями эмоционального интеллекта обнаруживаются у пациентов с тревожными и соматоформными расстройствами (r=0,072 до r=0,349). Эти данные подтверждаются результатами как объективной, так и субъективной методик измерения эмоционального интеллекта (МДЭИ и ЭмИн). Думается, что слабые корреляции свидетельствуют о распаде системы эмоционального интеллекта, когда отдельные способности функционируют не в тесной взаимосвязи с другими способностями, а относительно изолированно друг от друга. Таким образом, именно целостное, сбалансированное и взаимосвязанное функционирование всех параметров эмоционального интеллекта можно считать фактором психического здоровья личности.

Таковы наиболее общие итоги второй серии нашей работы.

В завершение хотелось бы еще раз отметить, что обе работы были выполнены на основе авторской Методики Диагностики Эмоционального Интеллекта. Совокупная выборка, обследованная по данной методике, составила 679 человек. Полученные результаты полностью подтвердили ее высокую надежность и валидность как психодиагностического инструмента. Сказанное позволяет нам рекомендовать МДЭИ для использования как в сфере научных исследований, так и в области практического консультирования.

 

    Литература

  1. Авдеева Л. И. Эмоциональный интеллект студентов – новые аспекты и ракурсы изучения / Л. И. Авдеева // XXXIII Итоговая конференция общества молодых ученых МГМСУ (март-май 2011 г.) / под ред. И. Ю. Лебеденко. – М.: МГМСУ, 2011. В печати.
  2. Андреева И. Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тезауруса эмоциональных переживаний в юношеском возрасте / И. Н. Андреева // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы междунар. науч.-практич. конференции (Санкт-Петербург, 28-29 апреля 2006 г.). – СПб., 2006.– Ч. 1. – С. 17-21.
  3. Вахрушева Л. Н. Выраженность структурных и качественных характеристик  эмоционального интеллекта на этапе юности и ранней взрослости: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 / Л. Н. Вахрушева. – М., 2011.
  4. Вахрушева Л. Н. Методика диагностики эмоционального интеллекта (МДЭИ): учебно-методич. пособие для студентов факультета клинич. психологии по курсу «Психология личности» / Л. Н. Вахрушева, В. В. Гризодуб, А. В. Садокова. – М.: МГМСУ, 2010. – 56 с.
  5. Вахрушева Л. Н. Руководство по использованию методики измерения эмоционального интеллекта (МДЭИ) / Л. Н. Вахрушева, В. В. Гризодуб, А. В. Садокова // Психологическая диагностика. – 2009. – № 1. – С. 3-44.
  6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с англ. А. Исаевой. – М.: АСТ, 2008. – 480 с. – (Психология – лучшее).
  7. Деревянко С. П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов / С. П. Деревянко // Инновационные образовательные технологии. – 2007. – № 1 (9). – С. 92-95.
  8. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1979. – 176 с.
  9. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2004. – С. 29-36.
  10. Петровская А. С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / А. С. Петровская. – Ярославль, 2007. – 225 с.
  11. Плужников И. В. Эмоциональный интеллект при тревожных и аффективных расстройствах: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.04 / И. В. Плужников. – М., 2010. – 34 с.
  12. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская [и др.]. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 200 с.
  13. Bar-On R. Emotional and social intelligence: insights from the Emotional Quotient Inventory: Handbook of emotional intelligence / R. Bar-On and JDA; eds. Parker. – San Francisco: Jossey-Bass, 2000. – P. 363-388.
  14. Mayer J. D. What Is Emotional intelligence? / J. D. Mayer, P. Salovey // Emotional devel¬opment and emotional intelligence: Implications for education / eds. P. Salovey, D. Sluyter. – New York: Basic Books, 1997. – P. 3-31.

 

 

Ссылка для цитирования

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 6. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы

Warning: include(../../../../counter.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/uruvaev/mprj.ru/htdocs/archiv_global/2011_6_11/nomer/nomer06.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '../../../../counter.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php:/usr/share/pear') in /home/uruvaev/mprj.ru/htdocs/archiv_global/2011_6_11/nomer/nomer06.php on line 45