Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Особенности эмоционально-личностной сферы пользователей сети Интернет, склонных к Интернет-зависимости

Спиркина Т. С. (Москва)

 

 

Спиркина Татьяна Сергеевна

–  старший преподаватель кафедры клинической психологии Московского государственного медицинского стоматологического университета.

E-mail: alisaaa@list.ru

 

Аннотация. Целью исследования было изучение эмоционально-личностной сферы пользователей сети Интернет, склонных к интернет-зависимости. При помощи теста на интернет-зависимость К. Янг; многофакторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла; индивидуально-типологического опросника Л. Н. Собчик; госпитальной шкалы тревоги и депрессии «HADS» А. С. Зигмонда и Р. П. Снайса; методики диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко и методики оценки способов копинг-поведения «WCQ» Р. С. Лазаруса и С. Фолкмана было обследовано 122 испытуемых – пользователей сети Интернет. Полученные результаты позволили сделать выводы, что склонным к интернет-зависимости пользователям Интернета, характерны такие эмоционально-личностные особенности, как эмоциональная неустойчивость, низкая дисциплинированность, напряженность, интроверсия, настороженность по отношению к людям, нонконформизм, коммуникативные сложности, тревога и депрессия. В качестве совладающего поведения, склонные к интернет-зависимости пользователи используют копинг-стратегию «бегство».

Ключевые слова: интернет-зависимость, склонность к интернет-зависимости, личностные особенности, копинг-стратегии.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

В современном обществе область применения Интернета настолько велика, что сейчас крайне сложно встретить человека, который бы не имел представления об его существовании. Безусловно, возможности Интернета масштабны – это и поиск информации, и общение, и работа, и развлечения, но наряду с, казалось бы, положительными аспектами использования Интернета, встали дискуссии и об его вреде [6].

Впервые, о проблеме чрезмерного использования Интернета заговорили за рубежом в конце 80-х гг., а в середине 90-х американским психологом Айвеном Голдбергом было введено понятие «интернет-зависимость», которое он определил как патологическая, непреодолимая тяга к использованию Интернета, оказывающая негативное влияние на бытовую, рабочую, социальную, семейную и финансовую сферы деятельности [11]. В широком смысле «интернет-зависимость» можно определить как «навязчивое (компульсивное) желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line» [4].

Несмотря на обсуждение интернет-зависимости среди специалистов разных областей – педагогов, психологов, психиатров, социологов и др., она до сих пор не признана официальным заболеванием и рассматривается ими как феномен. Вместе с тем дискутируется вопрос о включении интернет-зависимости в классификации болезней DSM-V и МКБ-11, наряду с такими нехимическими аддикциями, как гемблинг, лудомания, аддикция к трате денег и т.п., поскольку она также обладает рядом признаков, характерных для других зависимостей [6; 17]. Такими признаками являются: пренебрежение важными делами из-за аддиктивного поведения; конфликты со значимыми людьми по причине аддиктивного поведения; раздражительность или скрытность, когда другие критикуют аддиктивное поведение; безуспешные попытки сократить это поведение и т.д. [18].

В связи с развитием компьютерных и интернет-технологий существенно возрастает количество пользователей Интернета, согласно результатам российских исследований 2-5% из них являются интернет-зависимыми [1]. На сегодняшний день интернет-зависимость стала предметом серьезного изучения как в зарубежной, так и отечественной психологии, но, несмотря на возрастающее количество работ по данной проблематике, до сих пор нет единого взгляда на феномен патологического пристрастия к Интернету. Не существует устоявшейся терминологии изучаемого расстройства [10; 11], нет однозначного взгляда относительно того, что привлекает пользователей сети в Интернете [16], что влияет на возникновение у них интернет-зависимости [9; 15; 19], как происходит формирование зависимого от Интернета поведения [2; 5; 13; 18], а также, по-прежнему не разработан валидный опросник, диагностирующий интернет-зависимость [8] и практически не изучены вопросы ее профилактики и коррекции [3; 14].

Все это обуславливает актуальность данного исследования, целью которого было изучить особенности эмоционально-личностной сферы пользователей сети Интернет, склонных к интернет-зависимости.

Материалы и методы

В исследовании приняло участие 122 пользователя сети Интернет, проживающих в городе Москва. Из исследования заведомо исключались результаты испытуемых, проживающих в других регионах России, а также других странах, поскольку развитие Интернета в разных городах имеет разный темп и подобное обстоятельство могло исказить полученные результаты.

В ходе исследования были сформированы две группы испытуемых (не склонных и склонных к интернет-зависимости), по 61 человеку в каждой.

В выделенных группах было 23,0% (14 человек) – мужчин и 77,0% (47 человек) – женщин, средний возраст которых составил 22,3 года (минимальный – 15, максимальный – 58 лет). Среди опрошенных преобладали лица с неоконченным высшим образованием – 37,7% (23 человека), учащиеся – 57,4% (35 человек), а также не имеющие собственной семьи и детей – 80,3% (49 человек).

В целом, социально-демографические показатели испытуемых сопоставимы с аналогичными исследованиями [7; 12], что свидетельствует о репрезентативности выборки.

Анонс исследования проводился на сайтах http://www.mail.ru и http://www.blogonline.ru. Согласившимся участвовать в исследовании испытуемым на электронную почту высылался пакет методик с сопроводительной инструкцией, оформленных в программе Excel.

 

В качестве методик использовались следующие:

1.   Для выявления интернет-зависимости был использован тест на интернет-зависимость К. Янг, адаптированный В. А. Лоскутовой.

Данный опросник состоит из 20 пунктов, каждый из которых оценивается по пятибалльной шкале – от одного («никогда или крайне редко») до пяти («всегда»). Набранная испытуемым в ходе заполнения опросника сумма, позволяет отнести его к одной из трех категорий, а именно: «не склонный к интернет-зависимости» – 20-49 баллов; «склонный к интернет-зависимости» – 50-79 баллов и «интернет-зависимый» – 80-100 баллов.

2.   Для исследования личности использовался Многофакторный личностный опросник (16FL-опросник) Р. Б. Кеттелла, адаптированный В. И. Похилько и А. С. Соловейчик.

Опросник состоит из 187 вопросов, на которые можно отвечать тремя способами («согласен», «не согласен», «промежуточный ответ»). Полученные результаты по каждому фактору переводятся в производные показатели (стены). Совпадение с ключом ответов «а»  и «с» оценивается двумя баллами, совпадение ответов «b» – одним баллом. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора, которое может быть высоким (8-10 стенов) и низким (1-3 стена).

3.   Для определения ведущих индивидуально-личностных свойств был использован Индивидуально-типологический опросник (ИТО), созданный и апробированный Л. Н. Собчик.

Опросник состоит из 90 утверждений, обслуживающих 8 шкал, касающихся индивидуально-личностных характеристик испытуемых, а так же 2 шкалы достоверности «ложь» и «аггравация», позволяющие оценить  степень достоверности полученных данных. Испытуемого просят выбрать один из двух вариантов ответов «Да» или «Нет». Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам:

•   показатели в пределах нормы (3-4 балла) – гармоничная личность;

•   выраженные умеренно (5-7 баллов) – акцентуированные черты;

•    выраженные избыточно (8-9 баллов) – дезадаптирующие свойства;

•   тенденции, компенсированные полярными свойствами (выше 5 баллов) – свидетельствует о значительной эмоциональной напряженности и наличии внутреннего конфликта. Для нормы (в пределах 4-х баллов) – свидетельствует о сбалансированности разнонаправленных свойств;

•   0 и 1 баллы – гипоэмотивность, плохое самопонимание или не откровенность при обследовании;

•   Ложь (более 5 баллов) – данные недостоверны;

•   Аггравация (более 5 баллов) – данные недостоверны.

4.   Для выявления тревоги и депрессии была использована методика «HADS», разработанная А. С. Зигмондом и Р. П. Снайсом, адаптированная  Дробижевым M. Ю.

Шкала состоит из 14 утверждений, обслуживающих 2 подшкалы:

•   подшкала А – «тревога» (от англ., «anxiety»);

•   подшкала D «депрессия» (от англ., «depression).

Каждому утверждению соответствуют 4 варианта ответа, отражающие градации выраженности признака и кодирующиеся по нарастанию тяжести симптома от 0 баллов (отсутствие) до 3 (максимальная выраженность).

При интерпретации данных учитывается суммарный показатель по каждой подшкале (А и D), при этом выделяются 3 области значений:

•   0-7 баллов – норма;

•   8-10 баллов – субклинически выраженная тревога/депрессия;

•   11 баллов и выше – клинически выраженная тревога/депрессия.

5.   Для исследования коммуникативных особенностей была использована методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко.

Данный опросник содержит 25 вопросов, на которые необходимо ответить «Да» или «Нет». Набранная сумма позволяет выявить наличие «негативной коммуникативной установки», а так же рассмотреть ее признаки, а именно: «завуалированную жестокость в отношениях к людям и в суждениях о них», «открытую жестокость в отношении к людям», «обоснованный негативизм в суждениях о людях», «брюзжание» (т.е. склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью) и «негативный личный опыт в общении с окружающими». Чем больше баллов было набрано испытуемым, тем более у него выражен исследуемый признак.

6.   Для оценки копинг-стратегий был использован копинг-опросник «Ways of Coping Questionnaire» («WCQ») Р. С. Лазаруса, С. Фолкмана, адаптированная под руководством Л. И. Вассермана в СПб ПНИ им. Бехтерева.

Тест содержит 50 утверждений, направленных на исследование предпочитаемого стиля совладания со стрессовой ситуацией или проблемами, которые объединены в восемь шкал, пять из которых – конструктивные:  «конфрантационный копинг», «самоконтроль», «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности», «планирование решения проблем» и три «неконструктивные»: «дистанцирование», «бегство» и «конфронтация». Каждому из предложенных в опроснике утверждений соответствует четыре варианта ответа от нуля («никогда») до трех («часто»), максимально набранная сумма по которым, свидетельствует о наличии у испытуемого той или иной копинг-стратегии.

Для статистической обработки данных использовался статпакет «SPSS» Ver. 11.5.0.

Результаты исследования

Чтобы статистически проверить наличие значимых различий между пользователями не склонными и склонными к интернет-зависимости, был использован критерий Манна-Уитни.

Данные, получены с помощью критерия Манна-Уитни, отражены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Результаты сравнительного анализа (критерий Манна-Уитни)

M (mean) – среднее значение
SD – стандартное отклонение
** различия статистически достоверны при p < 0,001
* различия статистически достоверны при p <0,05 (критерий Манна-Уитни)

 

Полученные в ходе сравнительного анализа результаты, позволяют сказать о существовании значимых различий между не склонными и склонными к возникновению интернет-аддикции пользователям Сети по следующим параметрам: «эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость» (p<0,05), «робость – смелость» (p<0,05), «доверчивость – подозрительность» (p<0,05), «спокойствие – тревожность» (p<0,05), «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»  (p<0,05), «расслабленность – напряженность» (p<0,001), «тревога» (p<0,001), «интроверсия – экстраверсия» (p<0,05), «конформность» (p<0,05) (шкалы Многофакторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла);   «аггравация» (p<0,001), «спонтанность» (p<0,05), «интроверсия» (p<0,05) (шкалы Индивидуально-типологического опросника Л. Н. Собчик); «тревога» (p<0,05), «депрессия» (p<0,05) (шкалы методики «HADS»); «обоснованный негативизм в суждениях о людях» (p<0,05), «брюзжание» (p<0,05), «негативная коммуникативная установка» (p<0,05) (шкалы методики диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко); «бегство-избегание» (p<0,001) и «положительная переоценка» (p<0,05) (шкалы копинг-опросника «WCQ» Р. C. Лазаруса, С. Фолкмана).

Обсуждение результатов

Сравнение не склонных к интернет-зависимости пользователей с испытуемыми, склонными к возникновению зависимости от Интернета, позволило сделать вывод о преобладающих у интернет-зависимых пользователей таких черт личности, как неустойчивость в эмоциональной сфере, низкая дисциплинированность, неспособность контролировать свои эмоции и поведение, фрустрированность, социальная пассивность, застенчивость, настороженность по отношению к людям и нонконформизм.

Для них характерны наличие тревоги и депрессии, аггравация, интроверсия и низкий уровень спонтанности, коммуникативные сложности, что находит отражение в присущей им негативной коммуникативной установке, а также брюзжании, негативном личном опыте общения с окружающими и обоснованном негативизме в суждениях о людях.

В качестве совладающего со стрессом поведения, пользователи сети Интернет, склонные к интернет-зависимости, предпочитают использовать такие копинг-стратегии, как «бегство», в то время как не склонные к зависимости от Интернета испытуемые в качестве ухода от проблем используют «положительную переоценку».

Выводы

1.   Склонным к интернет-зависимости пользователям Сети характерны тревога и депрессия, напряженность, эмоциональная неустойчивость, застенчивость.

2.   Склонные к возникновению интернет-зависимости пользователи испытывают коммуникативные сложности, они социально пассивны, насторожены по отношению к другим людям, обладают негативной коммуникативной установкой и склонны к проявлению нонконформизма.

3.   В качестве совладающего поведения, склонные к инетрнет-зависимости пользователи, используют копинг-стратегии «бегство-избегание».

 

    Литература

  1. Бабаева Ю. Д. Интернет : воздействие на личность / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова ; под. общ. ред. А. Е. Войскунского // Гуманитарные исследования в Интернете. – М. : Можайск-Терра, 2000. – С. 11-39.
  2. Войскунский, А. Е. Общение и «опыт потока» в групповых ролевых Интернет-играх / А. Е. Войскунский, О. В. Митина, А. А. Аветисова // Психологический журнал. – М. : Наука, 2005. – Т. 26. – № 5. – С. 47-63.
  3. Выгонский С. Психиатрия недооценивает интернет-зависимость: беседа с психиатром Сергеем Выгонским [Электронный ресурс] / записал Сергей Сурженко. – 4 янв. 2002. – Режим доступа:
    http://www.membrana.ru/articles/interview/2002/01/04/165300.html. – Загл. с экрана.
  4. Жичкина А. Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электронный ресурс] / А. Е. Жичкина. – 1999. – Режим доступа:
    http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf. – Загл. с экрана.
  5. Колесников Д. С. Динамический подход при исследовании Интернет-аддикции / Д. С. Колесников, Ю. И. Шаронова; под науч. ред. В. Б. Чеснокова //  Психология XXI века: материалы междунар. межвузовской науч.-практич. конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов (Санкт-Петербург, 19-21 апреля 2007 г.). – СПб.: Изд-во СПбУ, 2007. – С. 519-521.
  6. Степанов Р. Ю. Патологическая зависимость от компьютера или интернета / Р. Ю. Степанов; под ред. В. В. Новицкого, Л. М. Огородовой // Материалы Всерос. 65-й итоговой студенческой конференции им. Н. И. Пирогова (Томск, 26-28 апреля 2006 г.). – Томск: Сибирский гос. мед. ун-т, 2006. – С. 138-140.
  7. Шайдулина А. Ф. Интернет-зависимость – новая форма аддиктивного поведения у подростков / А. Ф. Шайдулина // Материалы конгресса по детской психиатрии (Москва, 25-28 сентября 2001 г.). – М.: РОСИНЭКС, 2001.
  8. Beard K. W. Internet addiсtion: a review of сurrent asses-sment teсhniques and potential assessment questions / K. W. Beard // CyberPsyсhology & Behavior. – New Rochelle, N Y: Mary Ann Liebert, Inc., 2005. – № 8. – P. 7–14.
  9. Caplan S. E. Problematic Internet use and psychosocial well-being: development of a theory-based cognitive-behavioral measurement instrument / S. E. Caplan // Computers in Human Behavior. – Amsterdam; Netherlands: Elsevier, 2002. – Vol. 18. – № 5. – P. 553-575.
  10. Davis R. A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use / R. A. Davis // Computers in Human Behavior. – Amsterdam; Netherlands: Elsevier, 2001. – Vol. 17. – № 2. – P. 187-195.
  11. Goldberg I. Are you suffering from Internet Addiction Disorder? [Электронный ресурс] / I. Goldberg. –  1996. – Режим доступа: http://avocado.pc.helsinki.fi/~janne/ikg. – Загл. с экрана.
  12. Griffiths M. D. Internet addiction – time to be taken seriously? / M. D. Griffiths // Addiction Research, 2000. – Vol. 8. – № 5. – P. 413-419.
  13. Grohol J. M. What is Internet Addiction Disorder (IAD) [Электронный ресурс] / J. M. Grohol. – 1999. – Режим доступа: http://psychcentral.com/addiction/. – Загл. с экрана.
  14. Kratzer S. Is «Internet Addiction» a Disorder of its Own? A Study on Subjects with Excessive Internet Use / S. Kratzer, U. Hegerl // Psychiatrische Praxis. – N Y: Thieme Medical Publishes, Inc., 2008. – Vol. 35. – P. 80-83.
  15. Li S.-M. Internet function and Internet addictive behavior / S.-M. Li, T.-M. Chung // Computers in Human Behavior. – Amsterdam; Netherlands: Elsevier, 2006. – Vol. 22. – № 6. – P. 1067-1071.
  16. Murali V. Lost online: an overview of internet addiction / V. Murali, S. George // Advances in Psychiatric Treatment. – London: The Royal College of Psychiatrists, 2007. – № 13. – P. 24–30.
  17. Praterelli M. E. Internet addiction: a factor analytic approach / M. E. Praterelli, B. L. Browne, K.  Johnson  //  Behavior  research  methods. – Psychonomic Society, Inc., 1999. – Vol. 31. – P. 305-314.
  18. Suler J. Net addiction // Computer and Cyperspase Addiction [Электронный ресурс] / J. Suler. – 1996. – Режим доступа: http://www1.rider.edu/-suler/psvcyber/cybaddict.html. – Загл. с экрана.
  19. Young K. S.  Addictive use of the Internet:  A case that breaks the stereotype / K. S. Young // Psychological Reports. – Missoula (MT), USA: Ammons Scientific, 1996. – № 79. – P. 899-902.

 

 

Ссылка для цитирования

Спиркина Т.С. Особенности эмоционально-личностной сферы пользователей сети Интернет, склонных к Интернет-зависимости. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 6. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы