Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 № 1(12)
2011 № 6(11)
2011 № 5(10)
2011 № 4(9)
2011 № 3(8)
2011 № 2(7)
2011 № 1(6)
2010 № 4(5)
2010 № 3(4)
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

Исследование факторов, влияющих на учебную мотивацию студентов медицинского вуза

Луцкова Л.Н., Русина Н.А. (Ярославль)

 

 

Луцкова Людмила Николаевна

–  слушатель курса «Преподаватель высшей школы», кандидат медицинских наук, ассистент кафедры госпитальной терапии с профпатологией ЯГМА.

E-mail: lluckova@yandex.ru

Русина Наталья Алексеевна

–  кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии с курсом ИПДО ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России.

E-mail: psyholog@yma.ac.ru

 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования факторов, влияющих на учебную мотивацию у студентов Ярославской государственной медицинской академии. Показано, что в структуре учебной мотивации можно выделить сопутствующие профессиональному становлению будущих врачей компоненты, состав и выраженность которых зависят от гендерных и половых различий. В группах сравнения выявлены разные факторы, что свидетельствует о значительном влиянии половой принадлежности на структуру учебной мотивации студентов медицинского вуза.

Ключевые слова: структура учебной мотивации, мотивация достижения, гендер, половые различия, студент.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение. Формирование учебной мотивации является одной из основных задач современного образования. Процесс формирования структуры учебной мотивации начинается с первых дней обучения в вузе, а эффективность обучения в каждом конкретном случае в большей степени зависит от структуры и силы мотивации. Изучение факторов, влияющих на учебную мотивацию студентов, имеет большое значение для повышения эффективности высшего образования. При анализе учебной мотивации студентов важно не только выявить доминирующий мотив, но и учесть структуру мотивационной сферы. Мотивация не только детерминирует деятельность человека, но и буквально пронизывает все сферы психической деятельности. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. Мотивация достижения, рассматриваемая как мотивация к успеху или избеганию неудач, широко изучались в зарубежной психологии Дж. Аткинсоном, Д. Мак Клелландом и др. [1]. Толчком к деятельности, к учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности [5,6]. Изучение вопросов, касающихся мотивации личности, является приоритетной областью психологии. Исследователями изучались различные аспекты проблемы: развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе [8], мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медицинского вуза [13], влияние мотивации и интеллекта на уровень учебной активности студентов, становление студентов в процессе обучения их в вузе [14], мотивационный компонент психологической готовности к выбору профессии в ранней юности [11], психологическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе [12] и другие. Одной из проблем оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов является изучение вопросов, связанных с учебной мотивацией. Это определяется тем, что в системе «обучающий – обучаемый» студент является не только объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности, к анализу учебной деятельности которого в ВУЗе нельзя подходить односторонне, обращая внимание лишь на «технологию» учебного процесса, и не принимая в расчет мотивацию. Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятиями цель и потребность. В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. В литературе этот термин включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки. Учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. В работах Л.И. Божович отмечалось, что учебная мотивация побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью личности занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей [4]. В исследовании Ю.М. Орлова отмечено, что «наибольшее влияние на академические успехи оказывает познавательная потребность в сочетании с высокой потребностью в достижениях» [9]. Исследователи учебно-профессиональной мотивации (А.А. Реан, В.А. Якунин, Н.Ц. Бадмаева) выделяют в ее структуре семь основных мотивов: коммуникативные (чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми и др.), мотивы избегания (чтобы не отставать от друзей, чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу и др.), мотивы престижа (чтобы быть в числе лучших студентов и др.), профессиональные (учусь, потому что мне нравится избранная профессия и др.), мотивы творческой самореализации (чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью и др.), учебно-познавательные (чтобы приобрести глубокие и прочные знания и др.), социальные (потому что полученные знания позволят добиться всего необходимого и др.) [2, 10]. На основании анализа научной литературы можно заключить, что мотивация учебной деятельности – это соотнесение целей, которые студент стремится достичь, и внутренней активности его личности. Высокий уровень учебной мотивации выражается в принятии студентом целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых. Как показывают социально-психологические исследования, мотивация учебной деятельности неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей студентов, уровня развития студенческого коллектива и т.д. Половая принадлежность определяет не только социальную половую роль, которую исполняет человек, но и мотивы его действий, стиль его поведения. Биологический пол является основой для дальнейшего социального конструирования гендерной идентичности личности. Гендерная роль – дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности [3]. На различие в поведении мужчин и женщин оказывают влияние многочисленные психологические факторы: особенности восприятия, мышления, темперамента, нервной системы, взаимоотношений с окружающими и др. Психолог Сандра Бем предложила концепцию психологической андрогинии, которая внесла существенные коррективы в представления о маскулинности и фемининности [15]. Андрогиния – понятие, обозначающее людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. В 1974 г. Сандра Бем в рамках концепции андрогинии предложила тест маскулинность-фемининность (мужественность-женственность). К первой группе относятся маскулинные индивиды с выраженными традиционно мужскими качествами, такими, как честолюбие, решительность и др. Ко второй группе относятся фемининные индивиды с выраженными традиционно женскими качествами, такими, как мягкость, эмоциональность и др. Третью группу составляют андрогины – люди, сочетающие в себе как традиционно женские, так и мужские черты. Андрогиния является важной психологической характеристикой человека, определяющей его способность менять свое поведение в зависимости от ситуации, она помогает формированию устойчивости к стрессам, способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности. Гендерные особенности играют значительную роль в процессе профессионального становления [7,16]. Вопросы, связанные с половыми, гендерными и психологическими особенностями личности, все чаще входят в число наиболее активно обсуждаемых в современном обществе. Таким образом, все выше сказанное определяет актуальность данного исследования.

 

Материалы и методы исследования. В исследовании принимали участие 100 студентов 5 и 6 курса лечебного факультета Ярославской государственной медицинской академии, которые были разделены на две группы сравнения: 1  группа – женщины, 2  группа – мужчины. Было обследовано 79 женщин (55 студенток 5 курса и 24 студентки 6 курса) и 21 мужчина (15 студентов 5 курса и 6 студентов 6 курса) в возрасте от 20 до 28 лет (в среднем 24 года). Предмет исследования: факторы, влияющие на учебную мотивацию студентов. Экспериментальные методы: диагностика учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой), диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан), диагностика гендерных характеристик – опросник Сандры Бэм «Маскулинность-фемининность» (мужественность-женственность). На добровольной основе проводилось анонимное психологическое тестирование участников исследования, регистрировались их пол, возраст и успеваемость. Полученные результаты заносились в индивидуальную регистрационную карту. Для обработки результатов исследования использовалась программа Microsoft Excel 2000 и пакет прикладных программ STATISTICA 7.0 StatSoft Inc. (США). Полученные в результате исследования данные были подвергнуты обработке с применением методов математической статистики. Для изучения взаимосвязи двух признаков использовался корреляционный анализ по Спирмену. С целью оценки влияния различных факторов на учебную мотивацию был проведен факторный анализ.

 

Результаты исследования. В ходе исследования было выявлено, что среди его участников преобладали студенты с хорошей успеваемостью – 49% (49 чел.), у 34% (34 чел.) – была удовлетворительная успеваемость, у 17% (17 чел.) – отличная успеваемость. В группе женщин – студентов с отличной успеваемостью было 14 чел. (18%), а в группе мужчин отличников меньше – 3 чел. (14,3%). В таблице 1 представлено количественное распределение студентов с разной успеваемостью в двух группах сравнения.

Таблица 1

Количественное распределение студентов с разной успеваемостью
в двух группах сравнения

 

При исследовании мотивации достижения в двух группах сравнения выявлено преобладание студентов со средней мотивацией. Студентов с мотивацией достижения успеха больше в группе мужчин – 8 чел. (38,1%), чем в группе женщин – 17 чел. (21,5%). Студентов с мотивацией избегания неудачи значительно больше в группе женщин – 25 чел. (31,7%), чем в группе мужчин – 1 чел. (4,8%). Представленные в таблице 2 данные свидетельствуют о влиянии половых различий на мотивацию достижения.

Таблица 2

Количественное распределение студентов с разной мотивацией достижения
в двух группах сравнения

 

В двух группах сравнения у студентов с отличной успеваемостью преобладает мотивация достижения успеха, у студентов с хорошей успеваемостью преобладает средняя мотивация. У студентов с удовлетворительной успеваемостью: в группе мужчин преобладает средняя мотивация, а в группе женщин – преобладают мотивация избегания неудачи и средняя мотивация.

В процессе изучения гендерной идентичности студентов было выявлено преобладание андрогинного типа личности: 81% (17 чел.) среди мужчин, 85% (67 чел.) среди женщин. Маскулинный тип личности выявлен у 19% (4 чел.) мужчин и у 1% (1 чел.) женщин, фемининный тип личности выявлен только у женщин – 14% (11 чел.). В таблице 3 представлено количественное распределение студентов с разной успеваемостью по типам гендерной идентичности в двух группах сравнения.

Таблица 3

Количественное распределение студентов с разной успеваемостью
по типам гендерной идентичности в двух группах сравнения

 

При исследовании количественного распределения студентов с разной успеваемостью по типам гендерной идентичности было установлено, что в двух группах сравнения преобладали носители андрогинного типа личности (А) с хорошей успеваемостью: 10 чел. (47,6%) в группе мужчин и 30 чел. (38%) в группе женщин. Среди студентов с маскулинным типом личности (М) преобладали мужчины с удовлетворительной успеваемостью, у женщины с маскулинным типом личности была хорошая успеваемость. У носителей фемининного типа личности (F) была выявлена хорошая и отличная успеваемость, студентов с удовлетворительной успеваемостью в этой группе не было.

В ходе исследования было установлено, что в целом для студентов большое значение имеют профессиональные, коммуникативные и социальные мотивы (р < 0,05). Кроме того, были выявлены различия в структуре учебной мотивации студентов в двух группах сравнения: у женщин достоверно более значимыми оказались коммуникативные и профессиональные мотивы, а у мужчин – социальные и профессиональные мотивы (р < 0,05). При оценке интеркорреляционных связей наиболее сильная положительная корреляционная зависимость в группе женщин была выявлена между коммуникативными мотивами и мотивами престижа (r = +0,57, p < 0,05). В группе мужчин наиболее сильная положительная корреляционная зависимость наблюдалась между учебно-познавательными мотивами и мотивами творческой самореализации (r = +0,81, р < 0,05). В отличие от женщин, у мужчин отсутствовала корреляционная зависимость между успеваемостью и мотивацией достижения.

С целью оценки влияния различных факторов на учебную мотивацию студентов в двух группах сравнения был проведен факторный анализ. В качестве составляющих использовались 11 параметров: возраст, успеваемость, гендер, коммуникативные мотивы, мотивы избегания, мотивы престижа, профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации, учебно-познавательные мотивы, социальные мотивы, мотивация достижения. В группе женщин  в ходе факторного анализа с последующей ротацией интеркорреляционной матрицы было выделено 3 фактора, подлежащих интерпретации: 1) «личный престиж», состоящий из двух показателей: мотивов престижа (0,87) и коммуникативных мотивов (0,76); 2) «профессиональный успех», представленный тремя показателями: профессиональные мотивы (0,75), мотивация достижения (0,72), успеваемость (0,70); 3) «гендер», представленный показателем гендерной идентичности (0,82). В группе мужчин также выделено 3 фактора, подлежащих интерпретации: 1) «познание», состоящий из трех показателей: мотивов творческой самореализации (0,93), учебно-познавательных мотивов (0,84), социальных мотивов (0,82); 2) «мотивация достижения», представленный показателем мотивация достижения (0,93); 3) «социальное одобрение», состоящий из двух показателей: коммуникативные мотивы (0,79) и мотивы избегания (0,76).

 

Обсуждение. В результате проведенного исследования было выявлено, что среди его участников преобладали студенты с хорошей успеваемостью в двух группах сравнения. Студентов с отличной успеваемостью было больше в группе женщин. Изучение мотивации достижения в двух группах сравнения выявило преобладание студентов со средней мотивацией в двух группах сравнения. Кроме того, у мужчин, по сравнению с женщинами, преобладает мотивация достижения успеха. А у женщин, относительно мужчин, преобладает мотивация избегания неудачи. В двух группах сравнения мотивация достижения успеха преобладает у студентов с отличной успеваемостью.

В процессе изучения гендерной идентичности студентов было выявлено преобладание андрогинного типа личности в двух группах сравнения. Это обусловлено тем, что современные студенты в наибольшей степени ориентированы на стратегию приспособления в изменяющихся условиях, а у андрогинных индивидов маскулинные и фемининные черты представлены гармонично и взаимодополняемо, что повышает адаптивные возможности. Кроме того, для профессии врача очень важно формирование устойчивости к стрессам, что в большей степени характеризует андрогинный тип личности. Это позволяет врачам менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским, менять свое поведение в зависимости от ситуации, выходя за пределы стереотипного мировосприятия и самооценки.

В результате проведенного исследования были выявлены различия в структуре учебной мотивации студентов в двух группах сравнения. Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что половая принадлежность оказывает значительное влияние на структуру учебной мотивации студентов. В группе женщин более значимыми являются мотивы престижа (быть в числе лучших студентов, добиться одобрения родителей и окружающих, и др.) и коммуникативные мотивы (заводить знакомства и общаться с интересными людьми и др.). Это объясняется тем, что представительницам женского пола вообще свойственна большая потребность в социальных контактах, чем представителям мужского пола.

Для мужчин наиболее значимыми являются: мотивы творческой самореализации (узнавать новое, заниматься творческой деятельностью), учебно-познавательные мотивы (приобрести глубокие и прочные знания, заняться в будущем научной деятельностью по специальности и  др.) и социальные мотивы (полученные знания позволят добиться всего необходимого, от успехов в учебе зависит уровень материальной обеспеченности в будущем и др.). Полученные результаты отражают особенность  мужской психологии – мужчины направляют свою активность на конкретную творческую деятельность, они предпочитают «делать, а не говорить». Занятие творческой деятельностью, получение новых знаний для мужчин имеет большее значение, чем получение отличных оценок.

При проведении факторного анализа было установлено, что наибольшее влияние на учебную мотивацию у женщин оказывает фактор «личный престиж», для женщин наиболее актуальны мотивы престижа и коммуникативные мотивы. Существенное влияние на учебную мотивацию у женщин оказывает фактор «профессиональный успех», представленный профессиональными мотивами, мотивацией достижения и успеваемостью. Кроме того, в группе женщин на учебную мотивацию оказывает влияние фактор гендерной идентичности.

В группе мужчин наибольшее влияние на учебную мотивацию оказывает фактор «познание». Для мужчин наиболее значимыми являются: мотивы творческой самореализации, учебно-познавательные мотивы и социальные мотивы. В группе мужчин мотивация достижения оказывает большее влияние на учебную мотивацию, что является отражением различий в мотивационной сфере студентов в двух группах сравнения – у мужчин, по сравнению с женщинами, преобладает мотивация достижения успеха. Кроме того, в группе мужчин на учебную мотивацию оказывает влияние фактор «социальное одобрение», состоящий из коммуникативных мотивов и мотивов избегания.

Таким образом, в ходе проведенного факторного анализа в группах сравнения выявлены разные факторы, влияющие на учебную мотивацию, что свидетельствует о значимости половых различий.

 

Выводы

1.   При исследовании мотивации достижения студентов медицинского вуза в двух группах сравнения выявлено преобладание студентов со средней мотивацией, кроме того, у мужчин, по сравнению с женщинами, преобладает мотивация достижения успеха. В двух группах сравнения мотивация достижения успеха преобладает у студентов с отличной успеваемостью.

2.   Выявлено преобладание андрогинного типа личности в двух группах сравнения: 81% (17 чел.) среди мужчин, 85% (67 чел.) среди женщин. Это обусловлено тем, что у андрогинных индивидов маскулинные и фемининные черты представлены гармонично и взаимодополняемо, что повышает адаптивные возможности будущего врача в современных условиях.

3.   В двух группах сравнения преобладали носители андрогинного типа личности с хорошей успеваемостью. Среди студентов с маскулинным типом личности преобладали мужчины с удовлетворительной успеваемостью, а у носителей фемининного типа личности была выявлена только хорошая и отличная успеваемость.

4.   В целом для студентов медицинского вуза большое значение имеют профессиональные, коммуникативные и социальные мотивы (р < 0,05).

5.   Выявлены половые различия в структуре учебной мотивации студентов-будущих врачей: у женщин достоверно более значимыми оказались коммуникативные и профессиональные мотивы, а у мужчин – социальные и профессиональные мотивы (р < 0,05).

6.   В группе женщин наиболее сильная положительная корреляционная зависимость наблюдалась между коммуникативными мотивами и мотивами престижа (r = +0,57,p < 0,05), а в группе мужчин – между учебно-познавательными мотивами и мотивами творческой самореализации (r = +0,81,р < 0,05). В отличие от женщин, у мужчин отсутствовала достоверная корреляционная зависимость между успеваемостью и мотивацией достижения.

7.   Факторный анализ показал, что наибольшее влияние на учебную мотивацию у женщин оказывает фактор «личный престиж». Для женщин наиболее актуальны мотивы престижа и коммуникативные мотивы.

8.   В группе мужчин наибольшее влияние на учебную мотивацию оказывает фактор «познание». Для мужчин наиболее значимыми являются: мотивы творческой самореализации, учебно-познавательные мотивы и социальные мотивы.

9.   В двух группах сравнения выявлены разные факторы, что свидетельствует о значительном влиянии половой принадлежности на структуру учебной мотивации студентов.

 

    Литература

  1. Аткинсон Дж. В. Теория о развитии мотивации. – М.: Педагогика, 1996.
  2. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004. С. 151-154.
  3. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2006.
  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.
  6. Казанцева Г.Н., Сидоров К.Р. Психодиагностика мотивации: методическое пособие. – Ижевск: Издательский дом Удмуртский университет, 2002.
  7. Козлова Н.В., Берестнева О.Г., Шелехов И.Л. Особенности личностного и профессионального становления студентов университета. Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 9 (87). С. 103-107.
  8. Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе. – Л., 1983.
  9. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. …д-ра психол. н. М., 1984.
  10. Реан А.А.. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2000.
  11. Сорокоумова Т.В. Мотивационный компонент психологической готовности к выбору профессии в раннем юношеском возрасте. Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1990.
  12. Шишигина Т.Р. Психологическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе. Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Тверь, 1993.
  13. Шкуркин В.И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медвуза. – М., 1981.
  14. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. – М. С.-Пет., 1994.
  15. Bem. S. Gender schema theory: a cognitive account of sex typing. Psycol. revew. 1981; 88: P. 354-364.
  16. D’Mello M. Gendered Selves and Identities of Information Technology Professionals in Global Software  Organizations  in  India.  Information  Technology  for  Development.  2006.  V. 12 (2). P. 131-158.

 

 

Ссылка для цитирования

Луцкова Л.Н., Русина Н.А. Исследование факторов, влияющих на учебную мотивацию студентов медицинского вуза. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы