Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 № 1(12)
2011 № 6(11)
2011 № 5(10)
2011 № 4(9)
2011 № 3(8)
2011 № 2(7)
2011 № 1(6)
2010 № 4(5)
2010 № 3(4)
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

РЕЦЕНЗИЯ
на книгу «Три главные проблемы подростка с девиантным поведением.
Почему возникают? Как помочь?», изданую авторским коллективом
(В.К. Зарецкий, Н.С. Смирнова, Ю.В. Зарецкий, Н.М. Евлашкина, А.Б. Холмогорова)

Самсонова А.Н., Николаев Е.Л. (Чебоксары)

 

 

Самсонова Алевтина Николаевна

–  кандидат психологических наук, доцент, психолог школы № 54, г. Чебоксары.

E-mail: samsonova.alevtina@yandex.ru

Николаев Евгений Львович

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и клинической психологии Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, Чебоксары.

E-mail: nikelvov@gmail.ru

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Социально-экономические и общественно-политические процессы, происходящие в настоящее время в России, привели к серьезным изменениям в общественных институтах воспитания. Пришел в упадок институт брака, большинство родителей занято проблемой материального обеспечения семьи, а не воспитанием детей. Кроме того, школы в основном отказались от внеклассной воспитательной работы. Эти факторы создают условия для развития поведенческой девиации детей, которая возрастает в подростковый период. Поэтому появившаяся в 2011 году книга В.К. Зарецкого, Н.С. Смирновой, Ю.В. Зарецкого, Н.М. Евлашкиной, А.Б. Холмогоровой «Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь?» оказалась весьма своевременной.

В ней авторы делятся опытом оказания помощи подросткам с девиантным поведением в условиях специальной школы (такие школы были созданы несколько лет назад в Москве для детей с девиантным поведением).

Книга ценна тем, что создавалась совместными усилиями практических психологов, работающих в этих школах, и психологов – представителей психологической науки, активно сотрудничающих с педагогическими коллективами и психологами этих учебных заведений. Она включает в себя теоретические и прикладные основы авторского метода оказания помощи подросткам с девиантным поведением.

Книга посвящается выдающемуся отечественному психологу Льву Семеновичу Выготскому, и это не случайно. Авторы работают в русле традиций культурно-исторической психологии и конкретизируют его идеи о развитии ребенка (представление о социальной ситуации развития ребенка; зона ближайшего развития ребенка как пространства сотрудничества ребенка и взрослого в процессе учебной деятельности, делающего обучение развивающим; идея сотрудничества как особого способа организации совместной деятельности, в наибольшей степени способствующего развитию ребенка) применительно к психологической практике помощи подростка с девиантным поведением.

Девиантное поведение рассматривается авторами не как причина школьной и социальной дезадаптации, а как ее проявление или даже следствие. Авторы анализируют основные позиции понимания школьной дезадаптации, приводящей к девиантному поведению подростка. Эти позиции представляют собой некоторый континуум, на одном «полюсе» которого «виновником» дезадаптации ребенка считают его самого. В этом случае единственной стратегией работы с ним является защита общества от него и применение карательных мер (например, школа старается избавиться от «неудобного» ребенка, а не помочь ему преодолеть его трудности). На другом «полюсе» находятся сторонники гуманистической психологии, разделяющие ребенка и его поведение и направляющие свои усилия на нормализацию социальной ситуации развития и интеграцию подростка в социум. К ним можно отнести и авторов данной книги.

Перенося идеи культурно-исторической теории Л.С. Выготского о роли социальной ситуации развития ребенка в плоскость проблемы девиантного поведения, авторы делают сравнительный анализ схем социальной ситуации нормально развивающегося подростка (когда у ребенка сохранены связи с семьей и школой, есть собственные интересы, увлечения, друзья) и ситуации социально-психологической дезадаптации (когда эти связи нарушены).

Авторы предлагают оказывать комплексную помощь девиантному ребенку, включающую в себя как нормализацию отношений подростка со школой и родителями, так и содействие в преодолении учебных трудностей, приводящих к конфликтам с учителями, родителями и являющихся источником дезадаптации ребенка. Сложность этой работы в том, что подросток, как правило, отвергает помощь взрослого. Это становится препятствием в использовании механизмов развития ребенка во взаимодействии со взрослым, описанных в отечественной психологии.

Отдельная глава посвящена коррекционной работе с девиантными подростками в рамках спецшколы. Авторами разработана коррекционно-развивающая программа работы с детьми с отклоняющимся поведением, включающая в себя рекомендации, оформленные в виде «техники безопасности», правил-предупреждений, применяемых в практической деятельности специалистов школы; различные технологии оказания помощи трудным детям. При этом авторы подробно описывают, с какими трудностями могут столкнуться педагоги и психологи на разных этапах работы с ребятами.

Книга содержит важный практический материал, поэтому она, несомненно, окажет неоценимую помощь специалистам, работающим с девиантными детьми не только в условиях спецшколы, но и обычной школы. Кроме того, книга весьма полезна и для родителей. Подкупает и то, что она написана живым языком, и читается с удовольствием. Авторам удалось написать о сложном доступно, увлекательно.

 

 

Ссылка для цитирования

Самсонова А.Н., Николаев Е.Л. Рецензия на книгу «Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь?», изданую авторским коллективом (В.К. Зарецкий, Н.С. Смирнова, Ю.В. Зарецкий, Н.М. Евлашкина, А.Б. Холмогорова). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы