Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 2(13)
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Юрий Федорович Поляков: человек, ученый, организатор науки и образования

Зверева Н.В., Ениколопов С.Н. (Москва)

 

 

Зверева Наталья Владимировна

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  кандидат психологических наук, заведующая кафедрой нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ, доцент кафедры клинической психологии МПСИ, ведущий научный сотрудник отдела медицинской психологии НЦПЗ РАМН.

E-mail:e-mail: nwzvereva@gmail.com

Ениколопов Сергей Николаевич

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  руководитель Отдела медицинской психологии Научного Центра Психического Здоровья РАМН. Заведующий Кафедрой криминальной психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета. Заведующий лабораторией социологии девиантного поведения и здорового образа жизни детей и подростков Центра Социологии Образования Российской Академии Образования (ЦСО РАО).

E-mail: enikolopov@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена выдающемуся отечественному психологу, одному из классиков медицинской психологии, ученику Б.В. Зейгарник, доктору психологических наук Юрию Федоровичу Полякову (1927-2002). Ему принадлежит оригинальная концепция о нарушениях познавательной деятельности у больных шизофренией (снижение избирательной актуализации знаний на основе прошлого опыта), под его руководством коллектив лаборатории патопсихологии Института психиатрии АМН СССР (ныне – отдел медицинской психологии ФГБУ «Научный центр психического здоровья» РАМН в течение ряда лет изучал патопсихологический синдром при шизофрении и других видах эндогенной психической патологии, труды составили монографии и научные монотематические сборники. Более 20 лет (1980-2001) Ю.Ф. Поляков возглавлял кафедру нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, под его руководством расширился диапазон исследований на кафедре, появились новые направления. Ю.Ф. Поляков был одним из инициаторов и создателей новой образовательной специальности высшего профессионального психологического образования – клинической психологии. Он был организатором науки, практики и образования в медицинской (клинической) психологии. Ю.Ф. Поляков оставил после себя много учеников и последователей, создал свою научную школу.

Ключевые слова: Ю.Ф. Поляков, патопсихологический синдром, шизофрения, нарушения избирательности, медицинская психология, клиническая психология, НЦПЗ РАМН, факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Юрий Федорович Поляков (1927-2002) принадлежит к уже уходящему от нас поколению отечественных психологов, тех людей, которые выдержали испытания временем, обеспечили уважение, создали славу и общественное признание психологии в России. Родившись между двумя мировыми войнами, в период надежд на развитие науки и, в то же время, индустриализации, коллективизации и борьбы «за чистоту партийных рядов», Юрий Федорович сумел стать пытливым ученым, харизматической личностью, безусловным лидером отечественной медицинской психологии на протяжении десятилетий, прекрасным организатором науки и образования, человеком, умеющим находить выходы из весьма сложных ситуаций.

Ю.Ф. Поляков родился в Москве 9 декабря 1927 года в семье служащих. Его мать была врачом, а отец – экономист. Во время Великой Отечественной войны, 14-летним подростком, в эвакуации, он работал на танковом заводе в г. Новосибирске. Принадлежа по рождению к последним годам призыва во время Великой Отечественной войны, юный Поляков на фронт не попал, но учился в артиллерийской спецшколе, затем в военном училище [7]. Воспоминания об этом периоде жизни и дружбу со своими соучениками он сохранил на всю жизнь.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова всегда гордился своими выпускниками, среди них – и Ю.Ф. Поляков. Начав свою учебу в Риге на факультете журналистики Латвийского университета, он с 1947 года учился в МГУ имени М.В. Ломоносова. В 1951 г. он закончил отделение русского языка, логики и психологии филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, защитив дипломную работу по психологии мышления (научный руководитель – С.Л. Рубинштейн). Знакомство с выдающимся отечественным психологом и философом во многом определило его дальнейшие научные взгляды и интересы.

После окончания МГУ Ю.Ф. Поляков становится сотрудником лаборатории патопсихологии НИИ психиатрии МЗ РСФСР, руководимой Б.В. Зейгарник. Именно тогда, в 1952 г. Ю.Ф. Поляков стал учеником и соратником Б.В. Зейгарник, начиналось его многолетнее плодотворное сотрудничество с нею. Впоследствии Блюма Вульфовна Зейгарник не раз говорила о Юрии Федоровиче Полякове как одном из ее любимых и очень самостоятельных учеников. В 1954-1956 г. Ю.Ф. Поляков работал практическим психологом в Московской психиатрической больнице им. П.Б. Ганнушкина, таким образом, он оказался среди первых медицинских психологов, специалистов-практиков в самой гуще событий интенсивно развивающейся отрасли психологической науки. Получив классическое университетское образование, Ю.Ф. Поляков выбрал сложную стезю психолога, которой был верен всю жизнь. В 1956-1959 годах он работал в Институте судебной психиатрии им. В.П. Сербского, сначала научным сотрудником, а затем заведующим лабораторией патопсихологии.

В начале 60-х годов Ю.Ф. Поляков снова работает под руководством Блюмы Вульфовны в Московском НИИ психиатрии. Интерес к реальной экспериментально-психологической, научной и практической работе в рамках медицинской психологии формировался именно в эти годы. Последующая практическая деятельность в клинике и кандидатская диссертация (руководитель профессор Б.В. Зейгарник) были связаны с исследованием патологии познавательных процессов при разных психических заболеваниях.

Ю.Ф. Поляков пришел в Институт психиатрии АМН заведовать лабораторией патопсихологии в 1962 году. Незадолго до этого институт возглавил академик А.В. Снежневский и Институт начал работать по новой научной программе, в центре которой стояла проблема шизофрении, это время связано с началом мультидисциплинарного исследования проблемы. Такое исследование предполагало совместное изучение болезни на разных уровнях: биологическом, физиологическом, психологическом и клиническом. По воспоминаниям Т.К. Мелешко, с первого же дня знакомства Юрия Федоровича с новыми сотрудниками, в лаборатории «установилась (образовалась) атмосфера творческого сотрудничества и взаимопонимания»1. Работа в Институте судебной психиатрии позволила собрать уникальный материал о формах патологии мышления при различных психических заболеваниях. Изучая формирование искусственных понятий по методике Выготского-Сахарова, Ю.Ф. Поляков обратил внимание не склонность больных шизофренией к актуализации скрытых латентных, обычно не используемых здоровыми свойств предметов. Собранные материалы вошли в докторскую диссертацию, выполненную на тему: «Патология познавательной деятельности при шизофрении» (1968). Период жизни лаборатории патопсихологии, связанный с руководством Ю.Ф. Полякова (с 1962 по 1990 г.) остался в памяти сотрудников как яркая пора с множеством интересных научных и человеческих открытий. В воспоминаниях Тамары Константиновны Мелешко Ю.Ф. Поляков был охарактеризован так: «Юрий Федорович являл собой пример нового, демократического стиля руководства, что было совсем нехарактерно и нетипично для того времени. Он не был кабинетным ученым-одиночкой, всегда стремился к диалогу, к обсуждению своих идей и мыслей с сотрудниками, был очень восприимчив и внимателен к мнению других, был склонен не только учить, но им учиться у других. Если к этому прибавить живость ума, оригинальность мышления и чувство юмора, которым он обладал, то создавалась неплохая почва для совместной работы и творчества»2. С самого начала самостоятельной профессиональной деятельности научные интересы Ю.Ф. Полякова были сосредоточены на проблемах патопсихологии. Основным предметом его исследований стала патология мышления при различных психических заболеваниях. Этой проблеме были посвящены и многочисленные работы Б.В. Зейгарник, однако Ю.Ф. Поляков нашел свой оригинальный подход к проблеме, создав ряд новых методических процедур для исследования нарушений мышления. В монографии «Патология познавательной деятельности при шизофрении» (1974) он обобщил результаты проведенных им теоретических и экспериментальных исследований, сформулировал и обосновал новую гипотезу, объясняющую природу нарушений познавательной деятельности при шизофрении [3; 5; 9; 10].

Юрий Федорович Поляков был хорошо знаком и дружен со многими выдающимися отечественными психиатрами. Можно назвать имена Д.Е. Мелехова, С.Г. Жислина, А.В. Снежневского, Р.А. Наджарова, Г.Я. Авруцкого, В.А. Концевого, Э.Я. Штернберга, М.С. Вроно, Т.Ф. Пападопулоса, Р.Р. Лидемана, И.А. Гуровича и многих других. Ю.Ф. Поляков был одним из активных участников научной дискуссии по проблемам взаимодействия психиатрии и психологии. Свое видение проблемы было изложено им в статье «О методологических проблемах взаимосвязи психиатрии и психологии», опубликованной в журнале «Невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова» в 1977 году с подзаголовком: «К итогам дискуссии». Он писал о том, что «связи психиатрии с психологией оказались наиболее старыми, прочными и разносторонними»3, это было не случайно, а обусловлено исторически, гносеологически и социально-практически. «На разных исторических этапах такие изменения (связей психологи и психиатрии – авт.) детерминировались прежде всего сменой взглядов в каждой из этих наук как на предмет психиатрии и сущность психических болезней, так и на природу и структуру психики». Несмотря на прошедшее с тех пор время, замечание Ю.Ф. Полякова о том, что «дискуссия…, показала, что ошибочные взгляды на соотношение психологии и физиологии, своеобразный редукционизм, признающий за психологией возможность изучения лишь «явлений» и лишь за физиологией оставляющий право не вскрытие сущности «механизма» …, еще не изжиты полностью» актуально и сегодня, на новом витке взаимоотношения психологии с другими естественно-научными дисциплинами [8].

Вплоть до 1990 г. Ю.Ф. Поляков заведовал лабораторией патопсихологии Института психиатрии АМН СССР, в 1982 году преобразованного в Всесоюзный научный центр психического здоровья АМН СССР (ныне Центр психического здоровья РАМН). В это время медицинская психология широко развивается по всей стране, вводятся должности медицинских психологов в отделения психиатрических клиник, одним из образцов такой работы медицинских психологов являлся Всесоюзный научный центр психического здоровья АМН СССР, где Ю.Ф. Поляковым была развернута самая крупная в системе здравоохранения страны психологическая служба. В течение более чем 15 лет Ю.Ф. Поляков был секретарем партийной организации Института психиатрии. Эта работа давалась ему не всегда просто, в личных воспоминаниях Ю.С. Савенко написано, что Ю.Ф. Поляков поделился своей досадой на непрерывный поток доносов4. Очевидно, работа с этими письмами также требовала больших сил со стороны Ю.Ф. Полякова. Известно, что работа партийного лидера научной организации сопряжена со значительным числом трудностей, требует мудрости, ответственности, все эти качества были в полной мере присущи Юрию Федоровичу Полякову. Многие из его коллег по центру вспоминали, что на этом посту Ю.Ф. Поляков умел спокойно и бесконфликтно решать весьма непростые вопросы.

Отдельно следует сказать о научных направлениях работы лаборатории. Юрий Федорович создал научный коллектив, который сумел развивать различные, но органично между собой связанные проблемы психологии в контексте исследований шизофрении. Среди основных ключевых проблем этого периода следует назвать проблему анализа специфики познавательных (когнитивных) нарушений при шизофрении. Ю.Ф. Поляковым была сформулирована гипотеза о снижении опоры на прошлый опыт при актуализации знаний в процессе выполнения различных познавательных задач (нарушении избирательности мышления, восприятия, речевой деятельности) у больных шизофренией по сравнению со здоровыми (В.П. Критская, 1966, Е.И. Богданов, 1968, Т.К. Мелешко, 1968, Л.А. Абрамян, Ю.Ф. Поляков, 1968) [5; 10]. Данный подход, научная новизна, актуальность и оригинальность заинтересовали зарубежных коллег. Соответствие исследований в школе Ю.Ф. Полякова уровню развития мировой науки подтверждено изданием монографии Schizophrenie und Erkenntnistatigkeit. (Stuttgart) в Германии в 1972 году [17]. Существенным результатом исследований, разрабатываемых под руководством Ю.Ф. Полякова, было обнаружение тех же особенностей когнитивных процессов, выявленных у больных шизофренией, у их здоровых родственников. Был поставлен вопрос о типологической природе этих особенностей, об их возможной наследственной (генетической) детерминации. Исследование близнецовых семей, проведенное совместно с генетиком В.М. Гиндилисом, показало наличие существенного вклада генетических факторов в детерминацию выявленных особенностей избирательности познавательной деятельности [14]. Следующим важным этапом было изучение проблем общения (Т.К. Мелешко, Д.Н. Хломов, Э.И. Елигулашвили, О.Ю. Казьмина, Н. Карловская) и психической активности (В.П. Критская, Т.Д. Савина, Н.С. Курек, В.А. Литвак), патологии эмоций (Н.С. Курек, Н.Г. Гаранян), формирования дефекта [4; 5; 16].

В конце 70-х – начале 80-х годов Ю.Ф. Поляков был среди тех, кто начинал использовать социально-психологические подходы к клиническим практикам и исследованиям, кроме того, он был среди тех, кто поддерживал новые психотерапевтические прикладные работы, проводимые психологами (Ю.Ф. Поляков, Д.Н. Хломов, Ю.А. Слоневский и др., 1983) [15].

Ю.Ф. Поляков – один из выдающихся отечественных медицинских психологов, работы которого в свое время имели большой международный резонанс. Как психолог-исследователь, он заложил основы нового экспериментального подхода в патопсихологии, участвовал в разработке новых направлений научно-практической деятельности клинических психологов. Одним из таких направлений является детская клиническая психология, другим – востребованные в последнее время нейрокогнитивные исследования. Исследования проводились по разным направлениям медицинской психологии, изучались разные возрастные периоды у больных с шизофренией и другими формами эндогенной психической патологии. Была поставлена проблема психологической квалификации шизофренического дефекта, разработка патопсихологического синдрома и его типологии при этом заболевании. Ю.Ф. Поляков способствовал распространению в отечественной науке новой формы экспериментально-психологических исследований в медицинской психологии: выверенные клинические группы, модифицированные под задачу исследования методики, обязательное присутствие нормативной выборки, сочетание количественного и качественного анализа, мультидисциплинарные исследования (совместно с генетиками, нейрофизиологами, неврологами и т.п.) [5; 13; 16].

Новый ракурс работ лаборатории патопсихологии, связанных с детской тематикой, был предопределен всем ходом развития исследований в годы руководства Ю.Ф. Поляковым. Первоначально это было своего рода «продолжение» исследований особенностей психической деятельности пациентов, страдающих юношеской вялотекущей шизофренией на «предыдущем» возрастном этапе – в период подростничества (Щербакова Н.П., 1976). В группе Т.К. Мелешко с сотрудниками велась разработка новых и модификация уже наработанных методик для оценки формирования аномалий познавательного развития при шизофрении в детском возрасте, изучение взаимосвязи нарушений общения и своеобразия познавательного развития у больных детей (Мелешко Т.К., Алейникова С.М., Захарова Н.В., 1986). Ю.Ф. Поляков активно поддерживал изучение процессов произвольной регуляции и становления самосознания и их связь с нарушениями общения и социализации при шизофрении у детей (С.М. Алейникова, Н.В. Захарова, Т.К. Мелешко, 1989). Ю.Ф. Поляков был руководителем значительного числа диссертационных исследований, выполненных сотрудниками лаборатории, в частности работы по изучению становления социальной перцепции и развития возможностей распознавания эмоций по позе и жесту у больных шизофренией детей и подростков (А.Е. Назаренко, 1990). Можно говорить даже об особом «почерке» проводимых экспериментальных исследований в работах по детской клинической психологии, вышедших из лаборатории патопсихологии крепкая экспериментальная база, оригинальные методики, мультидисциплинарный подход, представительность выборки, сочетание метода поперечных срезов и динамического наблюдения, анализ процесса деятельности, а не только ее результата и т.п. [2; 6; 16]. Результаты работ лаборатории всегда находили место на страницах журнала «Невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова», в редакцию которого он входил. Лаборатории стала первоокрывателем трудов Института психиатрии АМН СССР, именно сборник «Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении» (1982), работы сотрудников лаборатории во главе с ведущей статьей Ю.Ф. Полякова стали первым томом трудов Института психиатрии АМН СССР [16].

В течение 20 лет с 1980 года по 2001 год Юрий Федорович работает заведующим кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Он принял кафедру после ухода из жизни А.Р. Лурии, сменил на этом посту Е.Д. Хомскую. За эти годы им была проделана колоссальная работа по развитию научного и прикладных аспектов клинической (медицинской) психологии. В 1990 году Ю.Ф. Поляков полностью переходит на работу в университет, однако создает на базе НЦПЗ филиал кафедры, закрепляет научные связи факультета и Центра.

Ю.Ф. Поляков сотрудничал с разными преподавателями и научными сотрудниками кафедры, поддерживая все новое, включаясь в экспериментальные исследования и научное руководство новой проблематикой, открывая новые направления. В этот период Ю.Ф. Поляков выдвинул стратегическую программу построения общей теории отклонений, изменений, нарушений и восстановления психической деятельности при разных видах патологии и аномалиях развития, или программу своего рода «общей патопсихологии»5 (Поляков, 1996) [12]. В течение многих лет Ю.Ф. Поляков был членом проблемной комиссии по медицинской психологии, эту комиссию длительное время возглавлял Б.Д. Карвасарский, представлявший ленинградскую школу психиатрии. Интеллигентность, такт и дипломатия вместе с личным человеческим обаянием Юрия Федоровича Полякова способствовали отстаиванию интересов психологов в комиссии, нахождению компромиссов и адекватных решений сложных вопросов, например, в отношении психотерапии и психологической коррекции как видов деятельности клинических психологов. Впервые в отечественной психологии Ю.Ф. Поляков обращается к проблемам клинической психологии, изменяя и трансформируя границы медицинской психологии, способствуя формированию этого нового направления психологической науки. Клиническая психология противопоставляется «медицинской психологии», понимаемой как сумма психологических знаний, необходимых самим медицинским работникам, включая специальные курсы в мединститутах и учебные пособия для врачей (Поляков, 1984) [11]. Клиническая психология рассматривается Юрием Федоровичем как междисциплинарная область, связанная с клинической практикой, физиологией, анатомией, биохимией, психофармакологией, генетикой, педагогикой, юриспруденцией и др. Он определяет ее как «область психологической науки, изучающая частные и общие закономерности изменений и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития, а также закономерности влияния психических факторов на укрепление здоровья, на возникновение и преодоление болезней, на успешную реабилитацию, социально-трудовую адаптацию» (Поляков, 1996. – С. 4) [12].

Именно на факультете психологии проявились организаторские способности Ю.Ф. Полякова в сфере образования. В течение многих лет он читал курс медицинской психологии, затем клинической психологии, стараясь разнообразить его новыми формами работы – клиническими демонстрациями, обсуждениями. Кроме того, им был разработан новый курс «методологические проблемы медицинской (клинической) психологии». Этот опыт был трансформирован в ходе работы над новым образовательным стандартом высшего профессионального образования по психологии. С именем Юрия Федоровича связано открытие новой образовательной специальности для психологов – клинической психологии (2000 г). Он внес значительный вклад в разработку образовательных программ, стандартов университетской подготовки психологов по новой специальности: «клинической психологии» (1997-1998). Клиническая психология рассматривалась как область практической профессиональной деятельности психологов в целях охраны и укрепления здоровья населения, направленная на профилактику заболеваний. Таким образом, клиническая психология вбирает в себя опыт изучения и профилактики психосоматических заболеваний, методы их психодиагностики и психокоррекции, психологической «терапии». Именно за счет высокого авторитета Ю.Ф. Полякова возникла, стала развиваться и получила организационное оформление новая психологическая специальность – клиническая психология. Ее структура во многом повторяет структуру отечественной медицинской психологии в ее широком понимании: патопсихология, нейропсихология, психосоматика, психология аномального развития, психотерапия. Отдельный раздел клинической психологии составляют различные виды психологической экспертизы (в рамках экспертизы врачебно-трудовой, судебно-психолого-психиатрической, военно-медицинской и др.). Участвуя в решении научно-практических задач, клиническая психология обладает мощным потенциалом в решении также и фундаментальных общепсихологических проблем.

 

 

В последнее десятилетие своей деятельности Ю.Ф. Поляков развернул новый цикл исследований в области клинической психологии в связи с проблемами охраны здоровья населения, разработкой программ психопрофилактики и психологической коррекции. Он был организатором памятных конференций, посвященных его учителям и старшим товарищам – А.Р. Лурии, Б.В. Зейгарник. Можно сказать, что его психологическое и научное предвидение двигало исследовательские и образовательные программы возглавляемой им лаборатории патопсихологии и кафедры нейро- и патопсихологии.

 

 

На протяжении всей своей жизни Ю.Ф. Поляков был окружен молодежью – молодыми сотрудниками, аспирантами, студентами, уделял большое внимание воспитанию и подготовке кадров. Доброта, отзывчивость, искреннее внимание к людям, человеческое обаяние – эти черты Ю.Ф. Полякова находили живой отклик в сердцах людей, вызывали их ответную симпатию и любовь. Ю.Ф. Поляков был прекрасным семьянином, вырастил, как настоящий мужчина, сына, выбравшего путь врача-хирурга. Юрий Федорович всегда искренне радовался не только научным, но и личным достижениям, событиям в жизни своих сотрудников – свадьбам, рождению детей, внуков.

 

 

Юрий Федорович обладал необыкновенным качеством – почувствовать новые направления развития науки и смело двигался в этом направлении и давал возможность такого движения к новому своим сотрудникам, как в лаборатории, так и на кафедре. Можно говорить о создании им своей научной школы в расширение и продолжение работ Б.В. Зейгарник и ее научного направления. Не случайно среди сотрудников лаборатории было немало учеников Б.В. Зейгарник – студентка Н.В. Захарова, дипломник Н.С. Курек, аспирантка А.Б. Холмогорова и др.

 

 

Ю.Ф. Поляков был замечательным научным руководителем. Он никогда не заставлял своих сотрудников, аспирантов заниматься определенной тематикой, а подводил к нужной тематике, не оказывая давления на своих подопечных. Неподдельный интерес отражался в его глазах, когда речь шла об экспериментально-психологическом исследовании и конкретных методиках. Он всегда выступал в роли испытуемого, когда отрабатывались новые методические средства. Как профессор, Ю.Ф. Поляков подготовил cвыше 30 кандидатов и докторов наук, его ученики благодарны за сотрудничество и помощь. Ю.Ф. Поляков – автор многочисленных публикаций, многие из них переведены на иностранные языки [17; 18]. С его легкой руки в отечественной медицинской (клинической) психологии развиваются многие новые прикладные направления: нейрогеронтопсихология, перинатальная психология, психология телесности, психологическая коррекция и психотерапия, психология девиантного поведения и многие другие.

К сожалению, состояние здоровья и другие обстоятельства привели к тому, что в 2001 году Ю.Ф. Поляков оставил кафедру. Вскоре после этого он ушел из жизни.

Безусловно, Юрий Федорович Поляков – личность крупного масштаба, выдающийся ученый, организатор науки и образования, учитель, основавший научную школу. К его 80-летию сотрудники НЦПЗ РАМН организовали конференцию, прошедшую в теплой атмосфере воспоминаний (А.С. Тиганов, Т.К. Мелешко, Н.Г. Гаранян, С.Н. Ениколопов, Н.К. Корсакова, И.Ф. Рощина) и научных сообщений (Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, Н.В. Зверева) [1]. В декабре 2012 года исполняется 85 лет со дня рождения Ю.Ф. Полякова. В ознаменование этой даты НЦПЗ РАМН и МГППУ, где работают многие ученики Ю.Ф. Полякова, развивая его научную школу, планируют проведение мемориальной юбилейной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической психологии)».

 

_______________________

1 Из доклада Т.К. Мелешко на конференции к 80-летию Ю.Ф. Полякова.

2 Там же.

3 Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1977, № 12.

4 «Независимый психиатрический журнал» 2009, № 1.

5 Именно такое название имеет первый том Клинической психологии, изданный А.Б. Холмогоровой в 2011 г.

 

    Литература

  1. Ениколопов С.Н., Зверева Н.В. Конференция памяти Ю.Ф. Полякова // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 185-188.
  2. Зверева Н.В. Патопсихология эндогенных психозов детского возраста // Психиатрия. – 2008. – № 2.
  3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: МГУ, 1986.
  4. Критская В.П. Литвак В.А. Экспериментально-психологческое исследование больных шизофренией позднего возраста // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1985. – Т. 85. – Вып. 12. – С. 1829-1833.
  5. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 256 с.
  6. Мелешко Т.К., Алейникова С.М., Захарова Н.В. Особенности формирования познавательной деятельности у детей, больных шизофренией // Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста / под ред. М.Ш. Вроно. – М., 1986.
  7. Николаева В.В. Юрий Федорович Поляков. Воспоминания // Выдающиеся психологи Москвы /под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Ярошевкого. – М., 2007. – С. 483-489.
  8. Поляков Ю.Ф. О методологических проблемах взаимосвязи психиатрии и психологии: к итогам дискуссии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1977. – Вып. 12.
  9. Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. – М., Медицина, 1974.
  10. Поляков Ю.Ф. Патология познавательных процессов // Шизофрения. Мультидисциплинарные исследования. – М., 1972.
  11. Поляков Ю.Ф. Здравоохранение и задачи психологии // Психологический журнал. – 1984. – № 2.
  12. Поляков Ю.Ф.  Клиническая  психология:  состояние  и проблемы // Вестник Моск. ун-та. – Серия 14. Психология. – 1996. – № 2.
  13. Поляков Ю.Ф. Патология психики и проблемы общей психологии // Материалы 7-го Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. – 1989.
  14. Использование многомерных методов в генетическом анализе некоторых характеристик познавательных процессов при шизофрении / Ю.Ф. Поляков, В.М. Гиндилис, В.П. Критская // Проблемы генетической психофизиологии человека. – М., 1978.
  15. Холмогорова А.Б. Клиническая психология : в 4 т. – М.: Академия. 2011. – Т. 1: Общая патопсихология.
  16. Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении / под ред. Ю.Ф. Полякова. – М.: Труды института психиатрии АМН СССР, 1982. – Т. 1.
  17. Polyakov Y.F. Schizophrenie und Erkenntnistatigkeit. – Stuttgart, 1972.
  18. Zeigarnik B.V., Luria A.R., Polyakov Y.F. On the use of psychological tests in clinical practice in the USSR // Intelligence. – 1977. – Vol 1. – № 1. – P. 82-93.

 

 

Ссылка для цитирования

Зверева Н.В., Ениколопов С.Н. Юрий Федорович Поляков: человек, ученый, организатор науки и образования [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 3 (14). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы