Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 № 3(14)
2012 № 2(13)
2012 № 1(12)
2011 № 6(11)
2011 № 5(10)
2011 № 4(9)
2011 № 3(8)
2011 № 2(7)
2011 № 1(6)
2010 № 4(5)
2010 № 3(4)
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

Рецензия на книгу Семаго Н.Я., Чирковой О.Ю.
«Типология отклоняющегося развития: Недостаточное развитие»

Симановский А.Э. (Ярославль)

 

 

Симановский Андрей Эдгарович

–  доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Ярославского государственного университета им. К.Д. Ушинского.

E-mail: simanovsky@yandex.ru

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Рецензируемая монография является второй из серии книг «Типология отклоняющегося развития»1. Монография состоит из двух разделов. В первом разделе дается описание авторской трехкомпонентной модели анализа психического развития, а также авторская типология отклоняющегося развития, включающая четыре типа: недостаточное, асинхронное, повреждённое и дефицитарное. Более подробно и развернуто авторская модель, а также методологические и теоретические основания предложенной типологии представлены в первой книге авторов.

Второй раздел посвящен описанию различных типов недостаточного развития. Авторы выделяют три вида недостаточного развития: тотальное недоразвитие, парциальное недоразвитие отдельных компонентов психической деятельности и задержанное развитие. Каждому из этих видов в книге посвящена отдельная глава. Структура этих глав соответствует вариантам каждого из видов недостаточного развития. Так, тотальное недоразвитие включает три варианта: простой (уравновешенный) вариант, аффективно-возбудимый вариант и тормозимо-инертный вариант. Данное выделение вариантов тотального недоразвития во многом соответствует классификациям, предлагаемым другими авторами. Так, предложенные в рецензируемой книге варианты наиболее близки к типологии олигофрении, предложенной М.С. Певзнер. Она, как известно, выделяла неосложненную (основную) форму олигофрении, а также осложнённые формы с преобладанием процессов возбуждения или торможения, со слабостью обоих нервных процессов, а также варианты диффузного поражения коры с преимущественным поражением лобных или анализаторных отделов коры головного мозга.

Парциальное недоразвитие отдельных компонентов психической деятельности авторы разделяют также на три варианта: недоразвитие преимущественно регуляторного компонента деятельности, недоразвитие преимущественно когнитивного компонента деятельности и смешанное парциальное недоразвитие. Каждый из названных типологических вариантов, по мнению авторов, также может быть разделён на отдельные формы. Так, парциальное недоразвитие регуляторного компонента деятельности может быть разделено на три формы: с трудностью удержания алгоритма деятельности, с высоким уровнем психического тонуса и регуляторное недоразвитие со сниженным психическим тонусом. Парциальное недоразвитие преимущественно когнитивного компонента деятельности авторы разделяют на недоразвитие с недостаточностью вербально-логического компонента познавательной деятельности и недоразвитие иных компонентов познавательной деятельности, таких как недостаточность мнестической, образно-логической и знаково-символической формы познавательной деятельности.

Задержанное развитие авторы разделяют на две подгруппы, которые различаются как симптоматикой так и психологическими механизмами формирования этих подгрупп. Первая подгруппа описывается как темпово задержанное развитие (гармонический инфантилизм), вторая – неравномерно задержанное развитие (дисгармонический инфантилизм), которая, в свою очередь, включает две формы: экстрапунитивную,с повышенным тонусом и интропунитивную, с пониженным тонусом. Данная типология создана на основе ставших классическими периодизациям детей с задержкой психического развития Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнер и К.С. Лебединской.

Безусловными достоинствами резензируемой монографии является то, что каждый из выделенных типов описывается как с точки зрения причин (этиологии) данных отклонений, включающих многоуровневую детерминацию, так и с точки зрения феноменологии психических и физиологических особенностей. Кроме того, ценным для практических работников, является также такие разделы в каждом параграфе как «разграничение с другими категориями отклоняющегося поведения», то есть дифференциальный диагноз рассматриваемой формы отклонения, «психологическая коррекция», «образовательный маршрут и комплексное сопровождение», а также «прогноз развития и социальная адаптация». Подробный анализ каждой формы недостаточного развития позволяет рассматривать данную книгу в качестве полноценного учебника по специальной психологии, выгодно отличающегося от других альтернативных изданий.

Ещё одним положительным моментом рецензируемой работы является то, что авторы обсуждают теорию и практику постановки медицинских и психологических диагнозов. При этом рассматриваются различные проблемы и коллизии, когда дети с одними и теми же формами расстройств могут диагностироваться по-разному, и наоборот, дети с различными расстройствами (по психологическим проявлениям и механизмам) получают одинаковые диагнозы. Всё это свидетельствует о необходимости уточнения существующей системы диагностических категорий и критериев.

Отметим также и некоторые недостатки рецензируемой книги. Во-первых, в предложенной авторами модели феноменологический уровень анализа представлен тремя сферами: регуляторно-волевой, когнитивной и аффективно-эмоциональной. С нашей точки зрения, регуляторно-волевая сфера не представлена непосредственно, то есть феноменально. Скорее, непосредственно наблюдаемыми являются поведенческие (моторные), когнитивные (сенсорные и речевые) и аффективные (эмоциональные) компоненты деятельности, а регуляционные компоненты имеют надстроечный характер и могут быть отнесены ко всем перечисленным сферам феноменального анализа.

Во-вторых, из сферы анализа авторов частично выпал личностный аспект анализа, то есть смысловые структуры, определяющие самооценку и уровень притязаний, а также уровень ведущих ценностей и установок. Возможно, это обусловлено тем, что предметом рассмотрения авторов были дети младенческого, раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, у которых смысловые личностные образования не играют ведущей роли в развитии, однако, учитывая перспективы расширения данной типологии на подростков и лиц юношеского возраста, желательно также рассмотреть и эту сферу развития психики ребенка.

Несмотря на сделанные замечания, которые, возможно, следует рассматривать, скорее, как пожелания, мы считаем данную монографию очень важной работой, вносящей существенный вклад в теорию и практику работы с детьми с нарушениями развития. Рецензируемая книга также может использоваться как полноценный учебник по специальной психологии, который безусловно найдет применение как для обучения специальных психологов, так и учителей-дефектологов и логопедов.

 

_______________________

1 Cм. также раздел НОВЫЕ КНИГИ информационного портала medpsy.ru).

 

Ссылка для цитирования

Симановский А.Э. Рецензия на книгу Семаго Н.Я., Чирковой О.Ю. «Типология отклоняющегося развития: Недостаточное развитие» [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 4 (15). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения