Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 № 3(14)
2012 № 2(13)
2012 № 1(12)
2011 № 6(11)
2011 № 5(10)
2011 № 4(9)
2011 № 3(8)
2011 № 2(7)
2011 № 1(6)
2010 № 4(5)
2010 № 3(4)
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

Семь шагов конфигурационного анализа (КА)
в интерпретации рисунков и картин

Золтан Вашш (Будапешт, Венгрия)

 

 

Золтан Вашш

–  Ассоциированный профессор психологии, заведующий факультетом психологии визуальной экспрессии, Институт психологии, Университет Кароли Гаспара.
Адрес: Будапешт, H-1037, Bécsi út 324. V. ép

E-mail: dr.vass.zoltan@gmail.com.

Web: www.zoltanvass.hu

 

Аннотация. В данной статье приводится краткое описание пошагового метода конфигурационного анализа, направленного на психологическое понимание проективных рисунков и картин. Метод состоит из семи последовательных этапов, которые представляют собой отдельные фазы понимания изображения, причем каждая последующая ступень основывается на предыдущих. Основной особенностью метода является одновременная интерпретация не изолированных, а нескольких взаимосвязанных особенностей рисунка. Методика, основанная на системном мышлении, может быть использована для психологической интерпретации любого изображения, нарисованного как пациентом, так и психически здоровым взрослым или ребенком.

Ключевые слова: проективная психология, метод пошагового конфигурационного анализа, системное мышление, когнитивная модель.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

В данной статье приводится краткое описание пошагового метода конфигурационного анализа, направленного на психологическое понимание проективных рисунков и картин. Метод состоит из семи последовательных этапов, которые представляют собой отдельные фазы понимания изображения, причем каждая последующая ступень основывается на предыдущих. Основной особенностью метода является одновременная интерпретация не изолированных, а нескольких взаимосвязанных особенностей рисунка. Методика, основанная на системном мышлении, может быть использована для психологической интерпретации любого изображения, нарисованного как пациентом, так и психически здоровым взрослым или ребенком.

Происхождение пошагового метода конфигурационного анализа

Метод родился в 1995 году в результате исследований автора в области психологии экспрессии. В работе использовалось компьютерное моделирование клинического экспертного мышления, что впоследствии вылилось в компьютерную экспертную программу (Экспертная система для проективных рисунков — ЭСПР). Сама программа * представляет собой когнитивную модель мышления специалиста и разработана на базе ранее созданного метода алгоритмической оценки экспертного мышления (Vass, 1998, 1999, 2006, 2011a, 2011b).

В процессе создания программы были вычленены семь фаз метода конфигурационного анализа (см. Рис. 1). Таким образом, была получена когнитивная схема экспертного мышления при анализе рисунков, расчленяющая процесс понимания на семь ступеней. Естественно, сами эксперты не обязательно анализируют рисунок шаг за шагом, они могут и пропустить некоторые фазы, вернуться к ним позже, либо параллельно работать на нескольких уровнях. Более того, семь ступеней вовсе не обязательно являются осознанными стратегиями.

 

Рис. 1. Семь фаз метода конфигурационного анализа

 

Разделение на «фазы» помогает обучить методу и облегчает научное исследование глобально-интуитивного процесса понимания. У эксперта процесс происходит сразу, одномоментно, эксперт может застрять на определенной фазе только тогда, когда рисунок представляется сложным для интерпретации. В подобных случаях специалист может вернуться к предыдущему шагу, например, к объективному описанию (см. феноменологический анализ), чтобы отыскать те особенности рисунка, которые, вероятно, не были замечены или были неверно поняты ранее.

Наибольшее достижение, связанное с разработкой данной модели (экспертной системы) — это то, что с ней можно экспериментировать. ЭСПР хранит знания в семантической сети, состоящей из «элементов знания», которые можно скомбинировать друг с другом.

Полученные комбинации объединяются как алгоритмическим, так и эвристическим способами. Эта структура позволяет экспериментировать с процессом понимания, получая конфигурацию отношений между отдельными компонентами (Vass, 2001, 2003, 2004a, 2004b).

Определение семиступенчатого конфигурационного анализа (ССКА)

Семиступенчатый конфигурационный анализ представляет собой метод психологической интерпретации изобразительной экспрессии (проективные рисунки и картины) в рамках подходов системного анализа.

•   ССКА – это схема психологической интерпретации, разработанная с помощью изучения мышления экспертов. В качестве когнитивной модели послужила компьютерная программа ЭСПР.

•    Модель состоит их семи фаз, каждая из которых основывается на выводах предыдущей и представляет собой репрезентацию успешных приемов психологического понимания рисунков и других проективных методик.

•    В ССКА есть всего две базовых теоремы — дериваты ЭСПР — модели.

•   Первая теорема ССКА гласит, что рисунок может быть проинтерпретирован только в контексте личностной истории, поведения субъекта во время тестирования, текущего момента и интерпретаций, а также особенностей ее/его предыдущих рисунков и картин.

•   Вторая теорема заключается в том, что интерпретируются только целостные конфигурации.

•   ССКА включает в себя семь ступеней, а именно: (1) анализ контекста, (2) анализ процесса, (3) феноменологический анализ, (4) интуитивный анализ, (5) глобальный анализ, (6) анализ элементов и (7) поиск значения.

•    Завершающий этап ССКА — анализ значения, представляет собой четкое проясняющее резюме психологического значения рисунка.

Развитие метода началось с тщательного литературного поиска. Однако большинство традиционных интерпретаций, опубликованных в классических учебниках, представлялись ненадежными и спекулятивными. Поэтому, следуя общим принципам, я стал работать с выдающимися экспертами в этой области в Германии, Венгрии, Соединенных Штатах. Длительные дружеские беседы с доктором Иштваном Харди и с профессором Вольфгангом Сехрингером во время моих визитов в Гейдельберг были особенно значимы. Преподавание ССКА и вопросы, которые задавали слушатели, наводили на дальнейшие поиски. Изучение историй болезни, написанных студентами факультета психологии и коллегами, работающими с пациентами, привели к многочисленным изменениям в экспертной системе. Последнее, но не менее значимое: метод был протестирован во время психотерапевтического лечения многочисленных пациентов, причем как взрослых, так и детей.

Семь шагов метода

Семь фаз могут быть обобщены в контексте подхода системного анализа, основанного на выдающихся работах Сехрингера (Sehringer, 1983, 1989, 1999; Sehringer and Vass, 2004). Семь шагов, как уже было отмечено ранее, включают: (1) анализ контекста, (2) анализ процесса, (3) феноменологический анализ, (4) интуитивный анализ, (5) глобальный анализ, (6) анализ элементов и (7) поиск значения.

На практике, исследователь начинает процесс с начертания феноменологической карты, которая отражает его наблюдения о субъекте и изображении. Феноменологическая карта включает все наблюдения, размещенные на одной странице и помогает исследователю сфокусироваться на взаимосвязях между отдельными элементами, отмеченными в карте. В заключение исследователь может сконструировать семантическую карту, отражающую смысл рисунка.

ССКА предоставляет богатый репертуар методов и технологий. Применение ССКА без достаточного опыта требует значительных временных затрат для анализа рисунка. Однако, после изучения метода, вся процедура превращается во внутреннюю стратегию мышления и все семь шагов складываются в единый процесс. Специалист может применить единственный метод из репертуара ССКА и пройти все ступени «у себя в голове». Целью изучения ССКА является такой уровень экспертизы, когда через короткое время рисунок начинает сам «говорить» с исследователем.

 

Для обучения методу исследователь предпринимает следующие шаги:

 

1.  Анализ контекста:

1.1.  Создание феноменологической карты;

1.2.  Контекстуализация — изучение имеющихся данных;

1.3.  Понимание взаимодействий между субъектом, изображением, исследователем и целостным контекстом.

 

2.  Анализ процесса

2.1.  Если представляется возможным — наблюдение за процессом создания изображения;

2.2.  Интервьюирование субъекта по поводу изображения;

2.3.  Сравнение изображения с другими рисунками того же человека;

2.4.  Поиск устойчивых моделей реакции.

 

3.  Феноменологический анализ

3.1.  Описать особенности формы и содержания рисунка в объективных терминах;

3.2.  Отфильтровать основные особенности изображения, несущие психологическую нагрузку.

 

4.  Интуитивный анализ

4.1.  Найти пять наиболее значимых признаков в изображении;

4.2.  Обнаружить то, что сразу же приковывает к себе внимание;

4.3.  Использовать моторную эмпатию;

4.4.  Использовать кинестетическую эмпатию;

4.5.  Оживить картинку;

4.6.  Использовать эмпатические вопросы;

4.7.  Обобщить шаги 4.1–4.6 в одном описательном предложении.

 

5.  Глобальный анализ

5.1.  Оценить уровень интеграции (уровень развития или личностный уровень);

5.2.  Проанализировать движения, формы, расположение и цвета изображения;

5.3.  Идентифицировать эмоционально-аффективный тон рисунка;

5.4.  Оценить общую гармонию, спонтанность и стиль.

 

6.  Анализ элементов

6.1.  Применить иконический и символический уровни анализа;

6.2.  Продолжить структурный анализ;

6.3.  Проинтерпретировать содержание, прибегая для этого к анализу коммуникации.

 

7.  Значение изображения

7.1.  Вычертить семантическую карту;

7.2.  Идентифицировать конфигурации;

7.3.  Понять смысл.

 

Каждый шаг и метод подробно раскрыт в других наших работах (см. Vass, 2006, 2009a, 2009b, 2011a, 2011b).

 

В заключение отметим, что цель этой короткой статьи заключается в предоставлении наиболее общего обзора метода ССКА как технологии интерпретации проективных изображений. Метод может использоваться в постановке психологического и психиатрического диагноза, а также в процессе арт-терапии. Результаты применения метода были опубликованы на шести языках (11 книг, 12 глав, 24 статьи, 4 экспертные системы) и процитированы 210 раз. Недавние результаты обобщены в 928-страничном учебнике, опубликованном на английском. ССКА был отмечен многими наградами, включая приз журнальной публикации, не говоря о грантах на выполнение докторских и пост-докторских диссертаций. По поводу ССКА было организовано 5 симпозиумов и это привело к основанию аккредитованного клинического тренинга в Венгрии, а также к созданию факультета постдипломного образования (факультет психологии визуальной экспрессии, Каролинский Университет, Венгрия). С 31 декабря 2011 года курс прослушали 1492 студента. Метод изучается или на него ссылаются в 113 курсах (включая программу ERASMUS) и ССКА предоставил материал для 34 студенческих публикаций (дипломных работ, PhD, журнальных статей, книг, глав, докладов на конференциях).

 

_______________________

* Программу можно загрузить через: www.drawingtests.com.

 

    Литература

  1. Sehringer W. Zeichnen und Spielen als Instrumente der psychologischen Diagnostik. –  Heidelberg: Schindele, 1983.
  2. Sehringer W. Systemanalyse von Kinderzeichnungen 1-2 // Zeitschrift für Menschenkunde. – 1989. – Vol. 53, № 1-2.
  3. Sehringer W. Zeichnen und Malen. – Heidelberg: Schindele, 1999.
  4. Sehringer W., Vass Z. (Hrsg). Dynamik psychischer Prozesse in Diagnose und Therapie beim Zeichnen und Malen, Wirken und Gestalten, Erzählen und Erfinden. Festschrift für István Hárdi. – Budapest: Flaccus, 2004.
  5. Vass Z. The inner formal structure of the H-T-P drawings: An exploratory study // Journal of Clinical Psychology. – 1998. – Vol. 54. – P. 1-9.
  6. Vass Z. La nouvelle perspective de l’examen des dessins projectifs: l’analyse psychométrique avec algorithmes // La Revue Française de Psychiatrie et de Psychologie Médicale. – 1999. – Vol. 31. – Р. 94-97.
  7. Vass Z. Artificial intelligence in psychodiagnosis. In Jakab, I. (Ed.), Developmental aspects of creativity // Boston: American Society of Psychopathology of Expression, 2001. – P. 159-177.
  8. Vass Z. Expression of aggression in projective drawings: Phenotypes and configurations. In Dimitrascu, D. L. (Ed.), Psychosomatic Medicine. Recent progress and current trends. – "Iuliu Hatieganu" University Publishing House: Cluj Napoca, 2003. – P. 236-244.
  9. Vass Z. Computergestützte Auswertung von Zeichentests. In Sehringer, W., Vass, Z. (Hrsg), Dynamik psychischer Prozesse in Diagnose und Therapie beim Zeichnen und Malen, Wirken und Gestalten, Erzählen und Erfinden. Festschrift für István Hárdi. – Budapest: Flaccus, 2004a. – P. 119-143.
  10. Vass Z.  Expression of aggression in projective drawings: Phenotypes and configurations. In Sehringer, W., Vass, Z. (Hrsg), Dynamik psychischer Prozesse in Diagnose und Therapie beim Zeichnen und Malen, Wirken und Gestalten, Erzählen und Erfinden. Festschrift für István Hárdi. Budapest: Flaccus, 2004b. – P. 143-173.
  11. Vass Z.  A rajzvizsgálat pszichodiagnosztikai alapjai. – Budapest: Flaccus, 2006.
  12. Vass Z. A New Method for Configuration Analysis in Psychology. In 20 years: 1989-2009. The Sasakawa Young Leaders Fellowship Fund in Hungary (CD melléklet). – Budapest: Hungarian Academy of Sciences – Sasakawa Young Leaders Fellowship Fund, 2009a.
  13. Vass Z. Seven-Step Configuration Analysis: How to recognise the essence of the picture. IX International Congress of the SIPE, 10th Portuguese Congress of Art Therapy (50 years commemoration of the SIPE). Abstract Book. – SIPE, Lissabon, 2009b. – 20 p.
  14. Vass Z. A képi kifejezéspszichológia alapkérdései – szemlélet és módszer. – Budapest: L’Harmattan, 2011a.
  15. Vass Z. A psychological interpretation of drawings and paintings. The SSCA method: A systems analysis approach. – Budapest: Alexandra, 2011b.

 

 

Ссылка для цитирования

Вашш Золтан Семь шагов конфигурационного анализа (КА) в интерпретации рисунков и картин [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 4 (15). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения