Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация
и трудности в процессе обучения первого курса
Исаева Е.Р. (Санкт-Петербург)
|
Исаева Елена Рудольфовна
– член научно-редакционного совета
журнала «Медицинская психология в России»;
– доктор психологических наук, доцент кафедры психиатрии
и наркологии с курсом общей и медицинской психологии Санкт-Петербургского
Государственного медицинский университет им. акад. И.П. Павлова.
E-mail: isajeva@yandex.ru
|
Аннотация. В статье изложены результаты психологического исследования
студентов первого курса. На примере первокурсников анализируются особенности
личности и характерные тенденции нового поколения студентов. Проводится
аналогия с обсуждаемыми в литературе психологическими чертами поколения
«Z». Обозначены слабые места и преимущества нового поколения
молодежи, которые обусловливают трудности в обучении и адаптации к ВУЗу, что
необходимо учитывать преподавателям и психологам в учебном процессе, при
проведении воспитательной работы и психологическом сопровождении. Делается
вывод о том, что новое поколение молодежи и студентов имеют иные, по сравнению
с предыдущими поколениями, требования к образованию, другие стандарты общения
и отношение к учебе, к чему оказались не подготовлены профессорско-преподавательские
коллективы. Обосновывается необходимость адаптации учебного материала к новой
студенческой реальности, поиск релевантных форм обучения с учетом
индивидуально-психологических характеристик и познавательных возможностей
нового поколения.
Ключевые слова: студенты младших курсов, трудности обучения в медицинском
вузе, психологическая адаптация первокурсников, психологическое сопровождение
студентов, поколение «Z», психологические особенности нового поколения.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Актуальность. С конца 1990-х гг. в нашей стране началось серьезное и
радикальное реформирование всей системы среднего общего и высшего
профессионального образования, вызванное необходимостью вступления
России в единое европейское образовательное пространство (Болонский
договор, 1997 г.). За 10-15 лет в стране была проведена масштабная по
своему охвату и глубине организационно-методическая работа,
направленная на разработку новых стандартов и принципов обучения,
потребовавшая колоссальных интеллектуальных усилий всех участников
образовательного процесса в экстремально короткие временные сроки.
Теперь, оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что все
ступени образования и все образовательные учреждения в России
претерпели кардинальные и необратимые изменения. Пришло время
приступить к внимательному изучению и анализу первых результатов,
поскольку стали проявляться новые тенденции и первые отчетливые контуры
последствий этих реформ внутри образовательного пространства. Так,
например, новые формы и методы обучения в средней школе привели к
появлению нового поколения абитуриентов и студентов в ВУЗах с новыми
личностными качествами и новыми требованиями к образовательному
процессу. Изменение характера довузовской подготовки повлекло за собой
изменение и появление совершенно новых, в какой-то степени неожиданных
проблем обучения в высшей школе.
ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский Государственный медицинский
университет им. акад. И.П. Павлова Минздравсоцразвития РФ» в
последние годы также столкнулся с этой проблемой. Особенно горячо
проблему неподготовленности первокурсников к вузовскому формату
обучения обсуждали кафедры младших курсов, которые первыми
«встречали» бывших школьников в своих аудиториях.
Вопрос «Как научить студентов учиться?» стал одним
из наиболее актуальных и дискуссионных на Ученых Советах и Методических
Советах Университета.
По инициативе учебной части Университета и Совета по
учебно-воспитательной работе, курс общей и медицинской психологии
проводит ежегодный мониторинг учащихся, затрагивающий вопросы
психо-эмоционального состояния студентов, их удовлетворенности
качеством учебного процесса и пр. В рамках ежегодного
социально-психологического исследования студентов Университета нами
была разработана программа психодиагностического исследования личности
первокурсников.
Цель исследования — установление психологических
особенностей пришедших на 1 курс молодых людей, определение уровня их
учебной мотивации, оценка психологических ресурсов и эмоционального
состояния первокурсников для своевременного выявления «группы
риска» с точки зрения нарушений психологической адаптации.
С выявленной группой риска психологи работают в течение года,
оказывая психологическое сопровождение и консультирование в
рамках деятельности Психологической Службы Университета, созданной в
2007 году (в среднем проводится 190-215 индивидуальных консультаций в
год).
Материал и методы исследования. В начале осеннего семестра
2011 г.
психологами курса общей и медицинской психологии было обследовано 275
студентов 1 курса лечебного факультета СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова.
Были использованы следующие методики: Шкала ситуативной и личностной
тревожности Спилбергера − Ханина (1985), методика диагностики
уровня социальной фрустрированности (УСФ, Л.И. Вассерман с
соавт., 2004), методика диагностики социально-психологической адаптации
(К. Роджерс – Р. Даймонд, 1954; 2002), «Стиль
саморегуляции поведения» (ССПМ, В.И. Моросанова, 1998) и
Личностный опросник «Big5» («Сквозной биполярный
перечень», Goldberg L.R., 1992).
На основе анализа полученных данных был составлен среднестатистический
портрет современного первокурсника, результаты этого исследования и
выводы были представлены на Методическом Совете Университета.
Результаты исследования. Первокурсник-2011 как
собирательный образ и общегрупповой портрет характеризуется следующими
индивидуально-психологическими особенностями (см. рис. 1-4):
• высокая личностная тревожность (m=46,6±9,3),
впечатлительность, склонность к рефлексии и низкая стрессоустойчивость
на фоне низкой ситуативной тревожности (m=29,2±8,2); в связи с
этим в большинстве ситуаций чувствует себя беспомощным, нуждается руководящей
и направляющей помощи взрослого;
• при этом характеризуется высоким уровнем принятия
себя (m=79,2±12,3) — «доволен собой»,
сформированы высокие запросы при отсутствии способов и навыков разрешения
проблем;
• выраженная индивидуалистичность, ориентация на себя
(m=21,8±3,6); отсутствие интереса к окружающим; ставит свои интересы
выше интересов других людей и всегда готов их отстаивать, стремится быть
независимым и самостоятельным;
• НЕ прилагает достаточных усилий для выполнения
требований и принятых в обществе норм поведения (см. рис. 2);
• наблюдается беспечность, импульсивность, склонность
к необдуманным поступкам, иначе говоря, живет одним днем, не заглядывая
в будущее ( см. здесь и далее рис. 3-4);
• НЕ умеет и не желает продумывать последовательность
своих действий, чаще действует импульсивно, не может самостоятельно
сформировать программу поведения, некритичен к своим действиям;
• НЕ может организовать свое время, цели подвержены
частой смене, планирование малореалистично;
• снижены все механизмы саморегуляции (прогнозирование,
контроль, моделирование, оценка результатов — см. рис. 4).
Рис. 1. Исследование уровня тревожности по методике
Спилбергера – Ханина.
Рис. 2. Личностные характеристики первокурсников по методике
«Big5».
Рис. 3. Параметры социально-психологической адаптации по
методике Роджерса – Даймонда.
Рис. 4. Стиль и механизмы психической саморегуляции по
методике В.И. Моросановой
Анализ результатов анкетирования выявил, что студенты плохо
представляют себе обучение в медицинском вузе, слабо понимают, с
какими трудностями им придется столкнуться, настроены чересчур
оптимистично, и даже через 1 месяц обучения (анкетирование проходило
в начале октября 2011 г.) по-прежнему сохраняют иллюзорные
перспективы в отношении своих учебных достижений (см. рис. 5-10).
На рисунках 5-10 представлены в качестве иллюстрации общего настроя
первокурсников, несколько вопросов из анкеты.
На сколько Вы удовлетворены выбором учебного заведения?
Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Насколько Вы удовлетворены выбором учебного заведения?»
Насколько Вы удовлетворены своей учебной деятельностью?
Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Насколько Вы удовлетворены своей учебной деятельностью?»
Как Вы думаете, в ближайшие годы Ваша жизнь улучшится
или ухудшится?
Рис. 7. Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Как Вы думаете, в ближайшие годы Ваша жизнь улучшится
или ухудшится?»
Испытываете ли Вы неуверенность в отношении своего будущего трудоустройства?
Рис. 8. Распределение ответов респондентов на вопрос: Испытываете ли
Вы неуверенность в отношении своего будущего трудоустройства?
Как часто Вы читаете книги для удовольствия?
Рис. 9. Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Как часто Вы читаете книги для удовольствия?»
Как часто Вы пользуетесь Интернетом?
Рис. 10. Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Как часто Вы пользуетесь Интернетом?»
Выявленные особенности личности и поведения студентов 1 курса,
по нашему мнению, могут способствовать появлению определенных проблем в
обучении, что подтвердилось и наблюдениями преподавателей других кафедр:
• продуктивность занятий может быть снижена,
т.к. при отсутствии посторонней помощи неизбежно будут возникать
регуляторные сбои — ухудшение качества результатов
при увеличении объема работы;
• достаточно «радужные» представления
и ожидания относительно обучения в Университете, переоценка своих
возможностей и психических ресурсов может приводить к ухудшению
психо-эмоционального и физического состояния при возникновении
закономерных внешних трудностей;
• первокурсники нуждаются в организующей и
направляющей (контролирующей) помощи взрослого — в постановке
перед ними задач, обязательно нужно напоминать и подталкивать, чтобы
довел дело до конца, необходим внешний контроль их деятельности;
• в целом, студент 1 курса несамостоятелен, не имеет
навыков самоорганизации, некритичен к своим действиям, более чувствителен
к наказанию, чем к поощрению.
Необходимо отметить, что, с одной стороны, результаты исследования
соответствуют закономерностям и специфике психического развития
подростков в данном возрастном периоде, но с другой стороны, —
привносят новые данные о психологических особенностях нынешнего поколения
студентов, которые удивительным образом перекликаются с «Концепцией
четырех поколений» американских исследователей William Strauss и
Neil Howe («Generations», 1991; цит. по: А. Антипов, 2008 и
др.).
Сформировалось новое поколение людей, еще незрелое и безмятежное,
зачастую мы смотрим на них как на инопланетян — непонятных,
беспомощных. Но через 10-20 лет именно они составят основной
трудоспособный класс нашего государства. Нам нужно внимательно
всмотреться в этих будущих взрослых, от которых будет зависеть и наше
будущее, и постараться понять, что они захотят взять от нас в Свое
Будущее, а что выбросят как хлам за ненадобностью и неактуальностью.
Многое из того, что было ценным для нашего поколения, перестало быть
актуальным для них, утратило всякий смысл.
Рис. 11. Поколение «Z», или «Люди будущего»
(William Strauss & Neil Howe, 1991)
Если обобщить литературные данные, наблюдения и полученные нами
результаты исследования, то можно описать студентов нового поколения
следующим образом.
Эти дети (рожденные во второй половине 90-х гг.) воспитывались и
выросли в период относительной социальной и политической стабильности,
в условиях так называемого «беспроблемного детства».
В результате условий воспитания, нами же созданных, они не умеют
решать проблемы, не прогнозируют последствия своих действий и риски.
Западная система воспитания, на которую мы ориентировались все эти годы
(игровая форма занятий, положительное подкрепление за малейшие достижения,
отказ от принуждения и наказаний), принесла свои плоды — поощряя
индивидуальность ребенка, оберегая его самооценку и неустанно
поддерживая интерес к знаниям через игру, мы НЕ приучили подростков к
упорству в достижении целей, не научили их переживать неудачи, бороться
и преодолевать трудности. Поэтому выходя во взрослую жизнь и поступив,
к примеру, в Медицинский Университет, где по-прежнему присутствуют
суровые академические традиции и жесткие требования, молодые люди
оказались в растерянности. Они не понимают, за что их ругают и чего
от них хотят. Не понимают, почему (зачем?) нужно так интенсивно и
тяжело учиться, записывать и выучивать наизусть огромное количество
новых понятий, таблиц и классификаций. Тем более что в школе они были
приучены не к конспектированию и чтению учебников, а к поиску информации
в Интернете и выполнению тестовых заданий, основанных на принципе
«угадай-ка». Вчерашние школьники столкнулись с первыми
трудностями и оказались к ним не готовы.
Новое поколение студентов выросло в период бурного развития
компьютерных технологий: детстве они не умели еще читать, но уже
разбирались в кнопках папиного телефона. Они привыкли познавать мир
через компьютерные игры, живому контакту предпочитают заочное,
виртуальное общение в социальных сетях: там они быстрее находят друзей,
чем в собственной учебной группе. Им легче делиться своим внутренним
миром и обсуждать свои переживания, радости и сомнения с тысячей
виртуальных собеседников, чем в личном общении с друзьями или
родителями. Вероятно, этим обусловлено недостаточное развитие
коммуникативных навыков, выявленное среди студентов 1 курса.
Первокурсники нашего Университета не умеют вслух выражать свои
мысли (например, ответ студента на зачете: «Я все понимаю,
я это читал…, но только сформулировать не могу…, вот
если Вы предложите какие-то варианты ответов — я сразу найду,
какой правильный»).
По мнению специалистов, у современных детей и подростков преобладает
«клиповое» мышление (М. Сандомирский, 2011),
которое ориентировано на то, чтобы перерабатывать информацию короткими
порциями, т.е. объем информации должен умещаться на экране компьютера,
только в этом случае Z-дети ее поймут и запомнят.
Информация должна даваться легко, доступно и наглядно, т.к. они не
могут долго оставаться сосредоточенными на чем-то одном, непоседливы и
гиперактивны. Часто возникают проблемы с успеваемостью из-за
неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом могут быть одаренными.
Рис. 12. «Z–дети» живут и играют в Интернете.
Люди все меньше общаются в социальной реальности — и все больше в
реальности виртуальной.
Современные подростки (начинающие студенты) плохо понимают
фундаментализм предлагаемых лекторами знаний, не любят долгих монологов
и пространных рассуждений, быстро утомляются и теряют интерес к
докладчику. Для них информация имеет достаточно прикладной смысл, но
поверхностное значение. Задали тему — «Сначала посмотрим,
что об этом говорится в Википедии?» — так думает современный
подросток. Нашел, прочитал, запомнил, файл закрыл. «Иметь об этом
представление» и не более того.
В связи с этим возникает методологический вопрос, адресованный уже
к профессорско-преподавательской аудитории: а до какого уровня глубины,
широты и основательности действительно необходимо давать информацию по
изучаемому предмету?
В соответствии с новым ФГОС студент должен быть «компетентным»
(Васенев Ю.Б., 2007 и др.), иначе говоря, иметь представления и
уметь воспользоваться конкретными знаниями в нужный момент. Т.е. молодой
специалист, столкнувшись с какой-либо проблемой в своей профессиональной
деятельности, должен легко сориентироваться в существующем информационном
пространстве по данному вопросу. Очевидно, что самое простое действие
— «загуглить», либо спросить на профессиональном сайте.
Информация не задерживается надолго, но зато студенты всегда знают, где
нужно ее искать. Складывается впечатление, что для современного
поколения студентов характерен поверхностный подход к анализу информации
и к принятию решений.
Следовательно, широкие, разрозненные, кратковременные знания и
познавательные открытия студентов нам, преподавателям, необходимо
постоянно систематизировать на занятиях и, что особенно актуально,
подкреплять практическими заданиями (подготовкой тематических
докладов, дискуссий, решением ситуационных задач), только тогда
необходимые знания и навыки прочно закрепятся в репертуаре молодого
специалиста. Из этого вытекает, что классическая форма обучения:
учитель (преподаватель) рассказал — учащийся (студент)
выучил дома, на следующем занятии повторил (закрепление материала)
— теряет свою актуальность вследствие вышеуказанных причин и
условий. Более эффективной и релевантной для детей поколения «Z»
становится следующая форма обучения: учитель (преподаватель) задал
вопрос, поставил задачу — учащийся (студент) поискал в литературе
(чаще в Интернете) — на занятии вместе обсудили и нашли решение.
Примечательно, что именно так сейчас поставлено обучение в средней
школе.
Снова возникает вопрос к профессорско-преподавательской аудитории:
на сегодняшний день, в какой мере лекционный материал преподавателей
ВУЗов соответствует этой форме обучения и познавательным запросам
современных студентов?
Современные молодые люди смотрят на окружающий мир через очки
ролевых компьютерных игр, для них предстоящая жизнь — это
игра, где есть уровни, которые надо пройти, есть определенные
условия и правила прохождения всех этапов (если что-то не получится,
можно еще раз повторить, исправить). По словам М. Сандомирского,
в этой игре главным становится потребление — информации,
товаров, услуг, развлечений (М. Сандомирский, 2011). И первокурсники
2011 года, как показало исследование, поверхностно и легкомысленно
относятся к учебе, с оптимизмом смотрят в будущее и естественно
рассчитывают на успешное завершение каждого «уровня»,
даже не представляя всей серьезности и опасности реалий жизненного
сюжета. Вероятно, вследствие противоречивости установок у первокурсников
отмечается высокий уровень личностной тревожности: они уверены в себе,
в своей незаурядности и способностях, но бессознательно чувствуют
угрозу со стороны внешних условий.
Итак, мы сформулировали основные причины, из-за которых возникают
трудности в обучении у первокурсников:
• преобладает «клиповое» мышление;
• не понимают сложный (сложно представленный)
материал и не могут усваивать большие объемы информации;
• быстро отвлекаются из-за «скучности»
изложения или отсутствия игрового момента в обучении;
• неразвитые коммуникативные навыки, не умеют
говорить и выступать с четкими структурированными докладами;
• не умеют самостоятельно находить решения и
организовать свое время для занятий, распределить временные и
психические ресурсы в процессе обучения.
Также мы попытались сформулировать главные преимущества современных
первокурсников, которые необходимо учитывать преподавателям в процессе
обучения:
• ярко выраженный индивидуализм и интеллектуальный
потенциал;
• легко ориентируются в мировых информационных
ресурсах и быстро находят нужную информацию.
Таким образом, проанализировав результаты эмпирического
исследования, мы предлагаем акцентировать внимание преподавателей ВУЗов
на следующих рекомендациях в учебно-воспитательной работе с
первокурсниками:
• Внедрение и усиление института кураторства.
• Необходимо психологическое сопровождение (как
индивидуальное, так и групповые, усилить тренинговые формы работы со
студентами).
• Необходимо обучать студента навыкам саморегуляции,
самоорганизации, управлению временем и своими ресурсами.
• Включать педагогические технологии по развитию
критического мышления, вводить в обучение элементы соревновательности.
• Включать в обучение интерактивные методы —
дискуссия, мозговой штурм, кейс-метод, проблемные лекции (возможно, с
обсуждением через Интернет в режиме он-лайн).
• Преподаватель должен формулировать задания
таким образом, чтобы студент мог сам выделять в них подцели, задачи и
планировать их реализацию.
В итоге, нам — преподавателям ВУЗов — придется
принципиально пересмотреть содержательную составляющую учебного
материала. С учетом индивидуально-психологических особенностей
нового поколения студентов потребуется «облегчать»
учебный материал по содержанию, видоизменять формат изложения
— приоритетными станут яркие, четкие и наглядные презентации
с понятными и образными, запоминающимися формулировками; актуальной
задачей становится создание узко-тематических фильмов (видеороликов)
с наглядными примерами, экспериментами и клиническими случаями. Не
удивлюсь, если скоро для повышения эффективности обучения в медицинских
вузах появятся компьютерные игры по различным разделам медицины.
Неотвратимой реальностью становится использование в качестве
контроля многоуровневых проверочных тестов (обучающих и аттестационных),
ситуационных задач и кейсов, в режиме он-лайн.
Заключение. Современное образование должно способствовать
интеллектуальному и нравственному развитию и самосовершенствованию
личности, должно быть направлено на воспитание человека, способного
к саморазвитию, самообразованию, обладающего системой ценностей,
участвующего в развитии гражданского общества (Закон «О
высшем и послевузовском образовании», 1996; Приказ
Минобрнауки РФ от 20.12.2010 и др.). Подход к образованию как способу
формирования человеческого капитала, а также поддержание его на высоком
уровне — задача, поставленная сегодня перед российскими ВУЗами
и актуальная для всей нашей страны. Ключевым фактором образовательных
реформ становится формирование интеллектуального и профессионального
потенциала страны.
Но на этом пути высшая школа сталкивается не только с
методологическими, но и с психологическими трудностями. Изменение
требований к учебному процессу привело не только к пересмотру структуры
и процесса обучения, но и к изменению отношения к учебе со стороны
нового поколения первокурсников, а также к возникновению новых проблем
во взаимодействии участников образовательного пространства. Проведенное
нами социально-психологическое исследование студентов первого курса
Медицинского университета высветило новые тенденции в личностных
особенностях и поведении студентов нового поколения. Как оказалось,
профессорско-преподавательский состав Медицинского Университета
оказался не готовым к взаимодействию с ними.
Таким образом, в условиях реформ, реализуемых сегодня в системе
высшего образования, в ответ на требования динамически меняющейся
социальной среды, чрезвычайно повышается роль психолого-педагогического
сопровождения процесса обучения. Особенно актуальной становится
разработка психологически обоснованного управления обучением и
развитием студента при решении задач высшего профессионального
образования.
Ссылка для цитирования
Исаева Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная
мотивация и трудности в процессе обучения первого курса [Электронный ресурс] //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 4 (15).
– URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|