Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 4(15)
2012 в„– 3(14)
2012 в„– 2(13)
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Организационная модель оказания психотерапевтической помощи детям и подросткам в условиях крупного психиатрического учреждения

Фесенко Ю.А., Шигашов Д.Ю. (Санкт-Петербург)

 

 

Фесенко Юрий Анатольевич

–  доктор медицинских наук, заместитель главного врача по медицинской части СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина», профессор факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии и кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, чл.-корр. РАЕ.

E-mail: yaf1960@mail.ru

Шигашов Дмитрий Юрьевич

–  кандидат медицинских наук, главный врач СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина».

 

Аннотация. В статье описывается опыт организации психотерапевтической работы в крупном детском психиатрическом центре. Показывается, что динамичная организационная модель позволяет психотерапевтической службе занимать одно из ключевых мест в общей структуре лечебной помощи, оказываемой детям и подросткам в условиях мегаполиса. Приводятся данные о структуре психотерапевтической службы, о методах психотерапевтической и психокоррекционной работы в кризисно-профилактическом отделении и лечебно-консультативном отделении по лечению неврозов и речевой патологии у детей и подростков.

Ключевые слова: Детский Телефон Доверия, неврозы, кризисные состояния, психотерапия, психокоррекция, психотерапевтические техники.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» (сегодня — СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина») создавался с конца 80-х — начала 90-х годов прошлого столетия. Реорганизация психиатрической службы детского возраста Ленинграда (Санкт-Петербурга) началась с того, что специалисты детско-подростковой психиатрии были выведены из состава взрослых диспансеров, где им приходилось работать до этого. Для организации их работы в новых условиях, в дополнение к уже функционирующему детскому психиатрическому стационару на 160 мест, было создано 6 межрайонных психоневрологических диспансерных отделений, каждое их которых возглавил детский психиатр, получивший в помощь медицинскую сестру социально-правовой помощи, а также логопеда и психолога [1].

Со временем стало понятно, что созданная структура, хотя и привела к улучшению качества оказания психиатрической помощи детскому населению города, все же не давала возможности решить одну из основных проблем в работе детского и подросткового психиатра — социально-психологическую. Это привело к тому, что было принято несколько важных решений, определивших в дальнейшем развитие той модели городской детско-подростковой психиатрии, какой нет сегодня ни в России, ни в Европе.

Был создан телефон доверия — своего рода «опорный пункт» неотложной психологической помощи, который ограничивал свою деятельность в то время лишь консультациями психиатра и психолога. Уже за год работы телефона доверия был выделен ряд проблем психологического характера, с которыми обращались дети и их родители: острая психологическая травма, острая семейная дезадаптация, сексуальное, психологическое и физическое насилие, суицидальные проблемы, острая социально неблагополучная ситуация и т.д. Стало ясно, что ребенок в кризисной ситуации нуждается не только в телефонном разговоре со специалистом и получении советов, но и в личном общении с психиатром, психотерапевтом, психологом. Эта служба была расширена путем создания психотерапевтического отделения (сегодня это — кризисно-профилактическое отделение).

В задачи кризисного отделения входят создание эффективной системы психологической и медицинской помощи детям и подросткам и их семьям на территории Санкт-Петербурга:

–  в ситуациях острого горя;

–  пострадавшим от физического, эмоционального или сексуального насилия;

–  имеющим трудности в адаптации;

–  имеющим нарушения поведения;

–  имеющим проблемы общения;

–  переживающим различного рода психологические проблемы, в том числе, связанные с половым и социальным созреванием, началом психического заболевания, с негативным личным опытом самостоятельного решения имеющихся проблем;

–  профилактика суицидального, отклоняющегося, противоправного поведения у детей и подростков.

Одним из ведущих направлений работы кризисного отделения является профилактика возникновения и формирования психических нарушений у детей и подростков [2].

Для еще более успешного решения этих проблем в 2011 году на базе кризисно-профилактического отделения была создана конфиденциальная ежедневная, круглосуточная, многоканальная служба Детского Телефона Доверия, осуществляющая прием звонков по нескольким телефонным номерам, в том числе и по единому общероссийскому номеру, что существенным образом расширяет возможности решения психологических проблем детей и подростков.

Современный аппаратный комплекс службы обеспечивает возможность автоматизированной связи диспетчеров телефона доверия (телефонных психологов-консультантов) для экстренной передачи необходимой информации со следующими структурами:

•   Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга

•   Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга

•   Комитетом по делам молодежи Санкт-Петербурга

•   Комитетом по образованию Санкт-Петербурга

•   Центром по приему обращений граждан (телефон 004)

•   Службой Скорой медицинской помощи (в том числе — психиатрической) [3].

Для обратившихся на телефон доверия существует возможность получить консультации опытных специалистов высокой квалификации — психотерапевтов и медицинских психологов, педагогов, прошедших подготовку в области кризисных состояний. Большая часть абонентов, обратившихся на Телефон Доверия по поводу разнообразных трудных жизненных ситуаций, нуждаются в более углубленной, длительной и комплексной психотерапевтической помощи. После оказания психологической помощи по Детскому Телефону Доверия, более 35% клиентов направляются на очные приемы к специалистам кризисного отделения.

Кризисно-профилактическое отделение также работает круглосуточно, помощь здесь предоставляется анонимно и бесплатно. В отделении оказывается комплексная помощь детям, подросткам и их родителям: психологическая, психотерапевтическая, педагогическая и логопедическая. Проводится индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.

В отделении работают психиатры, психотерапевты, психологи, педагогическая группа, логопед. Основными видами средствами помощи являются: консультирование по телефону; очный прием детей и подростков, родителей и членов их семей; психотерапия (индивидуальная, семейная, групповая); педагогическая диагностика и коррекция; психодиагностика. Основные техники, применяемые психотерапевтами — ролевые игры, диалоги, игровая терапия, арттерапия, элементы психодрамы, рациональная психотерапия, элементы гештальт-терапии.

Групповая психотерапия проводится 4 раза в неделю с группами по 12-18 человек: арт-терапия, музыка-терапия, сказко-терапия, лечебный театр. Психологи работают в группе общения из 5-6 детей, имеющих трудностями адаптации в школьных учреждениях. Проводятся групповые занятия (8-10 человек в группе) с использованием киновидеотерапии на различные актуальные темы, тренинговые занятия с родителями с целью повышения уровня родительской компетенции.

В отделении работает лечебный театр, в котором ставятся спектакли с участием детей, страдающих аутизмом, и детей с трудностями в поведении и общении со сверстниками. Для пациентов и волонтеров отделения проводятся экскурсии по городу и пригородам, организовывается посещение театров, музеев, концертов классической музыки.

В 1989-1990 г.г. в структуру Центра было включено отделение по лечению неврозов у детей, созданное в 1968 году к.м.н. В.И. Гарбузовым (городское отделение по лечению неврозов у детей при детской городской поликлинике № 26). В 1989 году отделение неврозов вошло в виде консультативного подразделения в состав Объединения «Детская психиатрия», а с 1990 года стало 2-м консультативным отделением по лечению неврозов и речевой патологии у детей и подростков ЦВЛ «Детская психиатрия» [1].

Психотерапевты отделения неврозов и речевой патологии консультируют детей, направляемых другими отделениями Центра, специалистами педиатрической службы города и при самостоятельном обращении родителей. Отделением осуществляется консультативно-диагностическая помощь амбулаторным отделениям ЦВЛ «Детская психиатрия», невропатологам города по диагностике неврозов, неврозоподобных заболеваний и речевых расстройств у детей и подростков, а также оказывается лечебная психотерапевтическая, психологическая, логопедическая и медикаментозная помощь детскому населению всего города.

Задачей отделения является реабилитация детей, страдающими неврозами, неврозоподобной и речевой патологией, с адаптацией их к условиям современной жизни в семье, в школе, других общественных и детских учреждениях и коллективах.

Консультативно-диагностическая работа состоит из:

•   Первичного приема детей врачом-психотерапевтом. Основная задача врача — постановка диагноза и выбор тактики обследования ребенка.

•   Психологического обследования.

•   Логопедического обследования.

•   Электроэнцефалографического обследования.

•   ЭХО-ЭГ-обследования (по показаниям) — на отделении постоянно работает электроэнцефалографический кабинет.

•   Повторного приема врачом-психотерапевтом, целью которого являются уточнение диагноза, выбор тактики лечения или обоснованный отказ в принятии на лечение в отделение.

Все сложные диагностические случаи консультируются заведующим отделением. Особо сложные случаи для диагностики заболевания выносятся на разборы консультантов отделения, на которых присутствуют все специалисты отделения.

Основное направление лечебной работы — психотерапевтическое.

В отделении оказываются следующие виды помощи:

•   Психотерапевтическая: индивидуальная патогенетическая, поведенческая, позититвная, рациональная, коррегирующая, игровая, гипносуггестивная и семейная.

•   Психологическая: психологическое консультирование, коррекция семейных отношений, семейная и групповая психотерапия совместно с врачом-психотерапевтом и логопедом.

•   Логопедическая: индивидуальная и групповая.

•   Медикаментозная.

Среди наблюдавшихся в отделении неврозов в последние годы на первом месте — специфические синдромы, далее — неврозы, психосоматические состояния и реактивные состояния, психопатия и другие поражения головного мозга. Специфика отделения заключается в выявлении, обследовании, профилактике и коррекции больных с речевой патологией.

В отделении неврозов проводится комплексная терапия по лечению заикания, включающая в себя медикаментозную терапию, логопедическую коррекцию и психотерапию, что позволяет достичь наилучшего результата и стойкой ремиссии.

Наибольшее количество часов приходится на проведение семейной психотерапии. Это связано с тем, что в современной психотерапии работе с семьей уделяется приоритетное внимание, а эффективность лечения заметно возрастает [4; 5].

Врачи отделения тесно контактируют с врачами амбулаторных отделений (некоторые дети находятся на двойном наблюдении и лечении), с врачами школы интегрированного обучения, куда комиссионно отбирается 15-20 детей, наблюдающихся в отделении неврозов.

В консультативно-диагностическом и лечебно-реабилитационном плане отделение сотрудничает со всеми подразделениями Центра, с НИИ им. Бехтерева, НИИ им. Сеченова, с клиникой неврозов им. Павлова. Заключен договор со школьным отделением Государственного Эрмитажа на проведение экспериментального цикла занятий для детей с речевыми нарушениями. Сотрудники отделения работают по договору с Российским научно-практическим центром по проблемам музейной педагогики Государственного Русского музея (программа «Шаг навстречу»).

Консультантом отделения уже много лет является Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова. Психотерапевты и психологи отделения участвуют в клинических разборах, проводимых профессором Э.Г. Эйдемиллером и его сотрудниками, а также повышают свою квалификацию на циклах обшего и тематического усовершенствования, проходящих на кафедре детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СЗГМУ имени И.И. Мечникова [6; 7].

Во всех диспансерных и стационарных отделениях Центра (6-ти диспасерных и 5-ти стационарных), а также в отделении реабилитации на базе прикладных искусств и ремёсел со школой интегрированного обучения (на 100 мест) работают врачи-психотерапевты, оказывая психодиагностическую и психотерапевтическую помощь детям и подросткам, наблюдающимся в отделениях, тесно сотрудничая с психиатрами отделений, психологами, педагогами.

В последние годы в диспансерных отделениях активно создаются и начинают функционировать группы дневного пребывания детей с психическими нарушениями и их родителей. Здесь все интенсивнее осуществляется обучение родителей правильному общению с больным ребенком (коммуникативный тренинг). С ними проводятся психотерапевтические сессии и психокоррекционные занятия, целью которых является улучшение межличностных отношений и укрепление связи «врач-родитель-ребенок-партнеры».

Организация деятельности Центра все более ориентируется на амбулаторную помощь, в условиях которой используются все виды терапии, в том числе и психотерапевтическая. При этом принцип преемственности между психотерапевтами отделений, психотерапевтами и психиатрами, психотерапевтами и психологами остается одним из ведущих в деятельности специалистов учреждения [8].

Неоднократно подчеркивалось, что структура любой организации, оказывающей помощь детскому и подростковому населению в условиях крупного города не должна быть статичной. Развиваясь, используя новые формы работы, организационная схема, принятая в СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина», по оценкам российских и зарубежных коллег, динамична и эффективна.

 

Литература

1.   Рубина Л.П., Фесенко Ю.А. История детской психиатрии Санкт-Петербурга. – СПб: ИПЦ Каро, 2007. – 142 с.

2.   Яковенко В.В., Бердышев И.С. Кризисные проблемы семей с опекаемыми детьми // Современные аспекты клиники, диагностики и лечения психопатологических синдромов в детской психиатрической практике/ Материалы конфер. «IX Мнухинские чтения» 25 ноября 2010. – СПб, 2010. – С. 227-229.

3.   Шигашов Д.Ю., Яковенко В.В., Фесенко Ю.А. Детский телефон доверия с единым общероссийским номером в структуре кризисного отделения «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина» // Взаимодействие специалистов в области психического здоровья детей и подростков по преодолению агрессивных факторов социальной среды / Материалы конфер. «X Мнухинские чтения» 17 ноября 2011. – СПб, 2011. – С.  276-282.

4.   Подосокорская Л.Л. Современные методы психологической коррекции в детско-подростковой психиатрии Санкт-Петербурга // Междисциплинарный подход в детской неврозологии (успехи детской психиатрии, неврологии, психотерапии и клинической психологии) / Материалы междунар. конфер. «VII Мнухинские чтения» 6 ноября 2008. – СПб, 2008. – С. 108-110.

5.   Николайчук О.М. Краткосрочная семейная психотерапия как современный метод лечения в детско-подростковой психиатрии // Междисциплинарный подход в детской неврозологии (успехи детской психиатрии, неврологии, психотерапии и клинической психологии) / Материалы междунар. конфер. «VII Мнухинские чтения» 6 ноября 2008. – СПб, 2008. – С. 93-94.

6.   Эйдемиллер Э.Г. Котерапия в групповой и семейной психотерапии детей, подростков и взрослых // Современные аспекты клиники, диагностики и лечения психопатологических синдромов в детской психиатрической практике/ Материалы  конфер. «IX Мнухинские чтения» 25 ноября 2010. – СПб, 2010. – С. 220-227.

7.   Александрова Н.В., Городнова М.Ю. Модель «обучающей супервизии» в практике последипломного обучения детского психиатра // Современные аспекты клиники, диагностики и лечения психопатологических синдромов в детской психиатрической практике / Материалы конфер. «IX Мнухинские чтения» 25 ноября 2010. – СПб, 2010. – С. 13-18.

8.   Шигашов Д.Ю., Фесенко Ю.А. и др. Наследие профессора С.С. Мнухина: из века 20-го в век 21-й. VIII Мнухинские чтения. – СПб: Нева-Трейд, 2009. – 264 с.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 616.89-083-053.2/.5

Фесенко Ю.А., Шигашов Д.Ю. Организационная модель оказания психотерапевтической помощи детям и подросткам в условиях крупного психиатрического учреждения [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 5 (16). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения