Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 № 4(15)
2012 № 3(14)
2012 № 2(13)
2012 № 1(12)
2011 № 6(11)
2011 № 5(10)
2011 № 4(9)
2011 № 3(8)
2011 № 2(7)
2011 № 1(6)
2010 № 4(5)
2010 № 3(4)
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

Организационная модель оказания психотерапевтической помощи детям и подросткам в условиях крупного психиатрического учреждения

Фесенко Ю.А., Шигашов Д.Ю. (Санкт-Петербург)

 

 

Фесенко Юрий Анатольевич

–  доктор медицинских наук, заместитель главного врача по медицинской части СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина», профессор факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии и кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, чл.-корр. РАЕ.

E-mail: yaf1960@mail.ru

Шигашов Дмитрий Юрьевич

–  кандидат медицинских наук, главный врач СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина».

 

Аннотация. В статье описывается опыт организации психотерапевтической работы в крупном детском психиатрическом центре. Показывается, что динамичная организационная модель позволяет психотерапевтической службе занимать одно из ключевых мест в общей структуре лечебной помощи, оказываемой детям и подросткам в условиях мегаполиса. Приводятся данные о структуре психотерапевтической службы, о методах психотерапевтической и психокоррекционной работы в кризисно-профилактическом отделении и лечебно-консультативном отделении по лечению неврозов и речевой патологии у детей и подростков.

Ключевые слова: Детский Телефон Доверия, неврозы, кризисные состояния, психотерапия, психокоррекция, психотерапевтические техники.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» (сегодня — СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина») создавался с конца 80-х — начала 90-х годов прошлого столетия. Реорганизация психиатрической службы детского возраста Ленинграда (Санкт-Петербурга) началась с того, что специалисты детско-подростковой психиатрии были выведены из состава взрослых диспансеров, где им приходилось работать до этого. Для организации их работы в новых условиях, в дополнение к уже функционирующему детскому психиатрическому стационару на 160 мест, было создано 6 межрайонных психоневрологических диспансерных отделений, каждое их которых возглавил детский психиатр, получивший в помощь медицинскую сестру социально-правовой помощи, а также логопеда и психолога [1].

Со временем стало понятно, что созданная структура, хотя и привела к улучшению качества оказания психиатрической помощи детскому населению города, все же не давала возможности решить одну из основных проблем в работе детского и подросткового психиатра — социально-психологическую. Это привело к тому, что было принято несколько важных решений, определивших в дальнейшем развитие той модели городской детско-подростковой психиатрии, какой нет сегодня ни в России, ни в Европе.

Был создан телефон доверия — своего рода «опорный пункт» неотложной психологической помощи, который ограничивал свою деятельность в то время лишь консультациями психиатра и психолога. Уже за год работы телефона доверия был выделен ряд проблем психологического характера, с которыми обращались дети и их родители: острая психологическая травма, острая семейная дезадаптация, сексуальное, психологическое и физическое насилие, суицидальные проблемы, острая социально неблагополучная ситуация и т.д. Стало ясно, что ребенок в кризисной ситуации нуждается не только в телефонном разговоре со специалистом и получении советов, но и в личном общении с психиатром, психотерапевтом, психологом. Эта служба была расширена путем создания психотерапевтического отделения (сегодня это — кризисно-профилактическое отделение).

В задачи кризисного отделения входят создание эффективной системы психологической и медицинской помощи детям и подросткам и их семьям на территории Санкт-Петербурга:

–  в ситуациях острого горя;

–  пострадавшим от физического, эмоционального или сексуального насилия;

–  имеющим трудности в адаптации;

–  имеющим нарушения поведения;

–  имеющим проблемы общения;

–  переживающим различного рода психологические проблемы, в том числе, связанные с половым и социальным созреванием, началом психического заболевания, с негативным личным опытом самостоятельного решения имеющихся проблем;

–  профилактика суицидального, отклоняющегося, противоправного поведения у детей и подростков.

Одним из ведущих направлений работы кризисного отделения является профилактика возникновения и формирования психических нарушений у детей и подростков [2].

Для еще более успешного решения этих проблем в 2011 году на базе кризисно-профилактического отделения была создана конфиденциальная ежедневная, круглосуточная, многоканальная служба Детского Телефона Доверия, осуществляющая прием звонков по нескольким телефонным номерам, в том числе и по единому общероссийскому номеру, что существенным образом расширяет возможности решения психологических проблем детей и подростков.

Современный аппаратный комплекс службы обеспечивает возможность автоматизированной связи диспетчеров телефона доверия (телефонных психологов-консультантов) для экстренной передачи необходимой информации со следующими структурами:

•   Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга

•   Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга

•   Комитетом по делам молодежи Санкт-Петербурга

•   Комитетом по образованию Санкт-Петербурга

•   Центром по приему обращений граждан (телефон 004)

•   Службой Скорой медицинской помощи (в том числе — психиатрической) [3].

Для обратившихся на телефон доверия существует возможность получить консультации опытных специалистов высокой квалификации — психотерапевтов и медицинских психологов, педагогов, прошедших подготовку в области кризисных состояний. Большая часть абонентов, обратившихся на Телефон Доверия по поводу разнообразных трудных жизненных ситуаций, нуждаются в более углубленной, длительной и комплексной психотерапевтической помощи. После оказания психологической помощи по Детскому Телефону Доверия, более 35% клиентов направляются на очные приемы к специалистам кризисного отделения.

Кризисно-профилактическое отделение также работает круглосуточно, помощь здесь предоставляется анонимно и бесплатно. В отделении оказывается комплексная помощь детям, подросткам и их родителям: психологическая, психотерапевтическая, педагогическая и логопедическая. Проводится индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.

В отделении работают психиатры, психотерапевты, психологи, педагогическая группа, логопед. Основными видами средствами помощи являются: консультирование по телефону; очный прием детей и подростков, родителей и членов их семей; психотерапия (индивидуальная, семейная, групповая); педагогическая диагностика и коррекция; психодиагностика. Основные техники, применяемые психотерапевтами — ролевые игры, диалоги, игровая терапия, арттерапия, элементы психодрамы, рациональная психотерапия, элементы гештальт-терапии.

Групповая психотерапия проводится 4 раза в неделю с группами по 12-18 человек: арт-терапия, музыка-терапия, сказко-терапия, лечебный театр. Психологи работают в группе общения из 5-6 детей, имеющих трудностями адаптации в школьных учреждениях. Проводятся групповые занятия (8-10 человек в группе) с использованием киновидеотерапии на различные актуальные темы, тренинговые занятия с родителями с целью повышения уровня родительской компетенции.

В отделении работает лечебный театр, в котором ставятся спектакли с участием детей, страдающих аутизмом, и детей с трудностями в поведении и общении со сверстниками. Для пациентов и волонтеров отделения проводятся экскурсии по городу и пригородам, организовывается посещение театров, музеев, концертов классической музыки.

В 1989-1990 г.г. в структуру Центра было включено отделение по лечению неврозов у детей, созданное в 1968 году к.м.н. В.И. Гарбузовым (городское отделение по лечению неврозов у детей при детской городской поликлинике № 26). В 1989 году отделение неврозов вошло в виде консультативного подразделения в состав Объединения «Детская психиатрия», а с 1990 года стало 2-м консультативным отделением по лечению неврозов и речевой патологии у детей и подростков ЦВЛ «Детская психиатрия» [1].

Психотерапевты отделения неврозов и речевой патологии консультируют детей, направляемых другими отделениями Центра, специалистами педиатрической службы города и при самостоятельном обращении родителей. Отделением осуществляется консультативно-диагностическая помощь амбулаторным отделениям ЦВЛ «Детская психиатрия», невропатологам города по диагностике неврозов, неврозоподобных заболеваний и речевых расстройств у детей и подростков, а также оказывается лечебная психотерапевтическая, психологическая, логопедическая и медикаментозная помощь детскому населению всего города.

Задачей отделения является реабилитация детей, страдающими неврозами, неврозоподобной и речевой патологией, с адаптацией их к условиям современной жизни в семье, в школе, других общественных и детских учреждениях и коллективах.

Консультативно-диагностическая работа состоит из:

•   Первичного приема детей врачом-психотерапевтом. Основная задача врача — постановка диагноза и выбор тактики обследования ребенка.

•   Психологического обследования.

•   Логопедического обследования.

•   Электроэнцефалографического обследования.

•   ЭХО-ЭГ-обследования (по показаниям) — на отделении постоянно работает электроэнцефалографический кабинет.

•   Повторного приема врачом-психотерапевтом, целью которого являются уточнение диагноза, выбор тактики лечения или обоснованный отказ в принятии на лечение в отделение.

Все сложные диагностические случаи консультируются заведующим отделением. Особо сложные случаи для диагностики заболевания выносятся на разборы консультантов отделения, на которых присутствуют все специалисты отделения.

Основное направление лечебной работы — психотерапевтическое.

В отделении оказываются следующие виды помощи:

•   Психотерапевтическая: индивидуальная патогенетическая, поведенческая, позититвная, рациональная, коррегирующая, игровая, гипносуггестивная и семейная.

•   Психологическая: психологическое консультирование, коррекция семейных отношений, семейная и групповая психотерапия совместно с врачом-психотерапевтом и логопедом.

•   Логопедическая: индивидуальная и групповая.

•   Медикаментозная.

Среди наблюдавшихся в отделении неврозов в последние годы на первом месте — специфические синдромы, далее — неврозы, психосоматические состояния и реактивные состояния, психопатия и другие поражения головного мозга. Специфика отделения заключается в выявлении, обследовании, профилактике и коррекции больных с речевой патологией.

В отделении неврозов проводится комплексная терапия по лечению заикания, включающая в себя медикаментозную терапию, логопедическую коррекцию и психотерапию, что позволяет достичь наилучшего результата и стойкой ремиссии.

Наибольшее количество часов приходится на проведение семейной психотерапии. Это связано с тем, что в современной психотерапии работе с семьей уделяется приоритетное внимание, а эффективность лечения заметно возрастает [4; 5].

Врачи отделения тесно контактируют с врачами амбулаторных отделений (некоторые дети находятся на двойном наблюдении и лечении), с врачами школы интегрированного обучения, куда комиссионно отбирается 15-20 детей, наблюдающихся в отделении неврозов.

В консультативно-диагностическом и лечебно-реабилитационном плане отделение сотрудничает со всеми подразделениями Центра, с НИИ им. Бехтерева, НИИ им. Сеченова, с клиникой неврозов им. Павлова. Заключен договор со школьным отделением Государственного Эрмитажа на проведение экспериментального цикла занятий для детей с речевыми нарушениями. Сотрудники отделения работают по договору с Российским научно-практическим центром по проблемам музейной педагогики Государственного Русского музея (программа «Шаг навстречу»).

Консультантом отделения уже много лет является Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова. Психотерапевты и психологи отделения участвуют в клинических разборах, проводимых профессором Э.Г. Эйдемиллером и его сотрудниками, а также повышают свою квалификацию на циклах обшего и тематического усовершенствования, проходящих на кафедре детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СЗГМУ имени И.И. Мечникова [6; 7].

Во всех диспансерных и стационарных отделениях Центра (6-ти диспасерных и 5-ти стационарных), а также в отделении реабилитации на базе прикладных искусств и ремёсел со школой интегрированного обучения (на 100 мест) работают врачи-психотерапевты, оказывая психодиагностическую и психотерапевтическую помощь детям и подросткам, наблюдающимся в отделениях, тесно сотрудничая с психиатрами отделений, психологами, педагогами.

В последние годы в диспансерных отделениях активно создаются и начинают функционировать группы дневного пребывания детей с психическими нарушениями и их родителей. Здесь все интенсивнее осуществляется обучение родителей правильному общению с больным ребенком (коммуникативный тренинг). С ними проводятся психотерапевтические сессии и психокоррекционные занятия, целью которых является улучшение межличностных отношений и укрепление связи «врач-родитель-ребенок-партнеры».

Организация деятельности Центра все более ориентируется на амбулаторную помощь, в условиях которой используются все виды терапии, в том числе и психотерапевтическая. При этом принцип преемственности между психотерапевтами отделений, психотерапевтами и психиатрами, психотерапевтами и психологами остается одним из ведущих в деятельности специалистов учреждения [8].

Неоднократно подчеркивалось, что структура любой организации, оказывающей помощь детскому и подростковому населению в условиях крупного города не должна быть статичной. Развиваясь, используя новые формы работы, организационная схема, принятая в СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина», по оценкам российских и зарубежных коллег, динамична и эффективна.

 

Литература

1.   Рубина Л.П., Фесенко Ю.А. История детской психиатрии Санкт-Петербурга. – СПб: ИПЦ Каро, 2007. – 142 с.

2.   Яковенко В.В., Бердышев И.С. Кризисные проблемы семей с опекаемыми детьми // Современные аспекты клиники, диагностики и лечения психопатологических синдромов в детской психиатрической практике/ Материалы конфер. «IX Мнухинские чтения» 25 ноября 2010. – СПб, 2010. – С. 227-229.

3.   Шигашов Д.Ю., Яковенко В.В., Фесенко Ю.А. Детский телефон доверия с единым общероссийским номером в структуре кризисного отделения «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина» // Взаимодействие специалистов в области психического здоровья детей и подростков по преодолению агрессивных факторов социальной среды / Материалы конфер. «X Мнухинские чтения» 17 ноября 2011. – СПб, 2011. – С.  276-282.

4.   Подосокорская Л.Л. Современные методы психологической коррекции в детско-подростковой психиатрии Санкт-Петербурга // Междисциплинарный подход в детской неврозологии (успехи детской психиатрии, неврологии, психотерапии и клинической психологии) / Материалы междунар. конфер. «VII Мнухинские чтения» 6 ноября 2008. – СПб, 2008. – С. 108-110.

5.   Николайчук О.М. Краткосрочная семейная психотерапия как современный метод лечения в детско-подростковой психиатрии // Междисциплинарный подход в детской неврозологии (успехи детской психиатрии, неврологии, психотерапии и клинической психологии) / Материалы междунар. конфер. «VII Мнухинские чтения» 6 ноября 2008. – СПб, 2008. – С. 93-94.

6.   Эйдемиллер Э.Г. Котерапия в групповой и семейной психотерапии детей, подростков и взрослых // Современные аспекты клиники, диагностики и лечения психопатологических синдромов в детской психиатрической практике/ Материалы  конфер. «IX Мнухинские чтения» 25 ноября 2010. – СПб, 2010. – С. 220-227.

7.   Александрова Н.В., Городнова М.Ю. Модель «обучающей супервизии» в практике последипломного обучения детского психиатра // Современные аспекты клиники, диагностики и лечения психопатологических синдромов в детской психиатрической практике / Материалы конфер. «IX Мнухинские чтения» 25 ноября 2010. – СПб, 2010. – С. 13-18.

8.   Шигашов Д.Ю., Фесенко Ю.А. и др. Наследие профессора С.С. Мнухина: из века 20-го в век 21-й. VIII Мнухинские чтения. – СПб: Нева-Трейд, 2009. – 264 с.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 616.89-083-053.2/.5

Фесенко Ю.А., Шигашов Д.Ю. Организационная модель оказания психотерапевтической помощи детям и подросткам в условиях крупного психиатрического учреждения [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 5 (16). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения