Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 № 4(15)
2012 № 3(14)
2012 № 2(13)
2012 № 1(12)
2011 № 6(11)
2011 № 5(10)
2011 № 4(9)
2011 № 3(8)
2011 № 2(7)
2011 № 1(6)
2010 № 4(5)
2010 № 3(4)
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

Особенности работы клинического психолога
в детском многопрофильном стационаре

Аринцина И.А., Мухамедрахимов Р.Ж. (Санкт-Петербург)

 

 

Аринцина Ирина Александровна

–  кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

E-mail: arinz@mail.ru

Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович

–  доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

E-mail: mentalhealth@psy.pu.ru

 

Аннотация. В статье анализируется опыт многолетней практической работы клинического психолога в детском многопрофильном стационаре с выделением основных направлений и специфических особенностей. Представлен проект положения о психологической службе детского стационара с разделами, включающими обоснование необходимости создания службы, определение психологической службы, описание её задач, направлений деятельности, штатного расписания, требований к помещению и оборудованию.

Ключевые слова: клинический психолог, дети, родители, детский многопрофильный стационар, положение о психологической службе.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Прежде чем приступить к изложению материалов статьи, разрешите поздравить коллектив кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова с десятилетним юбилеем и выразить глубокую признательность за многолетнее плодотворное сотрудничество заведующему кафедрой доктору медицинских наук, профессору Эйдемиллеру Эдмонду Георгиевичу, доктору психологических наук, профессору Никольской Ирине Михайловне, кандидату медицинских наук, доценту Добрякову Игорю Валерьевичу и всем другим сотрудникам. Мы почитаем за честь представить свою работу в номере журнала «Медицинская психология в России», посвященном юбилею замечательной кафедры, и надеемся на продолжение дружеского профессионального общения.

 

Актуальность появления данной работы обусловлена утверждением в современной медицине и, в частности, педиатрии целостного подхода к личности пациента, с учётом взаимодействия социальных, психологических и биологических факторов. Прогресс в оказании лечебной помощи новорожденным детям с врожденными заболеваниями и пороками развития, детям с онкологическими заболеваниями, с хроническими заболеваниями различной этиологии приводит к тому, что возрастает количество ситуаций, когда ребенок и семья, получая высокоспециализированную медицинскую помощь, нуждаются также в получении психологической помощи. Это может иметь место как в острой ситуации, так и в процессе реабилитации и социальной адаптации.

Материалом для написания настоящей статьи послужили результаты многолетней практической работы одного из авторов в СПб ГБУЗ «Детская городская больница № 1», а также опыт научно-практических исследований, проводимых на базе больницы в сотрудничестве с факультетом психологии Санкт-Петербургского государственного университета и психолого-педагогическим факультетом Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Анализ этой совместной деятельности позволяет сформулировать ряд положений о работе клинического психолога в детской многопрофильной больнице и говорить о необходимости создания психологической службы стационара.

Детская больница — это многопрофильный стационар со строго регламентированной организационной структурой, определенной санитарно-эпидемиологическими и иными лечебными правилами, определяющими жизнь в больнице детей и во многих случаях их родителей. Особенности работы клинического (медицинского) психолога во многом связаны со структурой и содержанием работы этого учреждения. Основным субъектом помощи в стационаре является больной ребенок, психологическая работа с которым может быть обусловлена как профилями работы стационара и особенностями лечебного вмешательства, так и собственно психологическими характеристиками ребенка и его социального окружения. Многопрофильность детского стационара, разнообразие направлений медицинской помощи детям определяют особенности стоящих перед психологом задач и путей их решения на каждом из отделений больницы [3; 4]. Высокая стрессогенность работы медицинского персонала, постоянное столкновение с эмоциональными реакциями и переживаниями больных и их близких обусловливает необходимость при оказании помощи детям одновременной психологической работы с персоналом.

В своей работе клинический психолог опирается на представление о том, что заболевание может быть связано как с собственно физиологическими нарушениями, так и с особенностями формирования личности на различных возрастных этапах, спецификой социально-эмоционального опыта ребенка, характеристиками его первичного социального окружения [8]. Детская больница нередко становится тем местом, где впервые выявляются как соматические заболевания, так и особенности психического развития и функционирования ребенка, а также характер его отношений с близкими людьми. Психолог, так же как и педиатр, при работе с ребенком вступает в тесное взаимодействие с его родителями, другими членами семьи и, при решении тех или иных медицинских и психологических проблем, имеет возможность работать с семьей, обращается к необходимости изменения семейных установок, семейной ситуации [7; 10].

Обобщение многолетнего опыта деятельности клинического (медицинского) психолога на разных отделениях детского многопрофильного стационара позволяет выделить следующие основные направления психологической работы.

Кризисная психологическая помощь

Трудности самого заболевания и лечения, изменения в условиях жизни ребенка и всей семьи вследствие обнаружения тяжелого (возможно неизлечимого) заболевания создают стрессовую ситуацию, необходимость адаптации маленьких пациентов и их родителей к новым условиям жизни [6] с проведением длительного времени в больнице. Кризисная психологическая помощь может требоваться на любом отделении больницы, как пациентам–детям, так и родителям и другим родственникам. Она направлена на эмоциональную поддержку, переработку ребенком и родителями информации о медицинской проблеме, принятие ситуации и, в целом, снижение эмоционального напряжения, достижение сотрудничества с врачом в лечении, создание условий для оптимального психического функционирования и развития больного ребенка в условиях стационара.

Выявление психологических причин заболевания

Психологическая диагностика в случаях целого ряда заболеваний (желудочно-кишечного тракта, легких, сердечнососудистой системы, аллергических, неврологических и др.) позволяет выявить психологические и социальные факторы, которые способствуют возникновению соматических нарушений, наряду с выявляемыми врачами медицинскими причинами патологии [1; 2; 7]. Междисциплинарное взаимодействие психолога и врачей (педиатра, невролога и др.) повышает точность дифференциальной диагностики, делает возможной разработку и осуществление комплексного медико-психологического подхода к лечению заболевания и, в целом, повышает эффективность лечения ребенка.

Своевременное выявление и предупреждение нарушений развития ребенка вследствие перенесенного заболевания и лечения

Перенесенное ребенком заболевание может привести в дальнейшем к нарушениям его физического, интеллектуального и/или личностного развития, что связано с неустранимыми изменениями физиологического функционирования организма, а также с негативными последствиями возможных нарушений отношений с близким взрослым, сверстниками и длительной госпитальной депривации. Психологическое сопровождение ребенка в процессе лечения позволяет своевременно выявить возникающие проблемы в развитии как в традиционной для психологической работы группе детей дошкольного и школьного возраста с ожоговой травмой, с онкогематологическими и другими хроническими заболеваниями [9], так и в группе пациентов младенческого и раннего возраста [8; 5]. Клиническая работа в таких случаях должна быть дополнена проведением психологических исследований, которые направлены на изучение того, какие именно нарушения развития возникают при той или иной патологии, и позволяют создать научно обоснованные программы психологического сопровождения развития ребенка.

Психологическая помощь родителям

В ситуации тяжелой болезни ребенка близкие взрослые переживают стрессовое состояние и часто нуждаются в психологической помощи. Известно, что эмоциональное состояние ребенка связано с состоянием матери, характером ее взаимодействия с ним, особенностями проявления чувствительности, отзывчивости и, в целом, способности адекватно удовлетворять потребности ребенка [8]. В случаях, когда одной из причин заболевания является психологическое неблагополучие в семейной, школьной или иной жизненной ситуации ребенка, возникает необходимость встречи с родителями и проведения семейного консультирования [7; 10].

Взаимодействие психолога с медицинским персоналом

Работая с пациентами, клинический психолог вступает в тесное взаимодействие с лечащим врачом и медицинскими сестрами, предоставляет врачу информацию о психологических особенностях больного, его социального окружения, психологических аспектах, сопровождающих лечебный процесс. Совместное ведение случая со стороны врача и психолога повышает эффективность лечения ребенка. Участие психолога в лечебном процессе, в ряде случаев, помогает разрешать конфликтные ситуации, которые могут возникнуть между пациентом (родителями) и медицинским персоналом. Кроме того, работающий в многопрофильном стационаре клинический психолог должен быть готов к решению психологических вопросов, возникающих у врачей и медсестер в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Нами выделен ряд специфических особенностей психологической работы в условиях стационара.

1.   Назначение консультации психолога почти всегда исходит от лечащего врача, но не от самого ребенка или его родителей. Такие условия встречи психолога с пациентом связаны как с особенностями организации работы в лечебном учреждении, так и с недостаточной информированностью и мотивацией детей и родителей. Это создает определенные сложности в работе. Так, консультация может восприниматься как регулирующая, контролирующая или даже карающая мера, вызывать негативные переживания, что затрудняет создание доверительного контакта между психологом и ребенком.

2.   Взаимодействуя с ребенком и родителями, психолог исходит из профессионального этического кодекса, однако в лечебном процессе часто встречаются случаи, когда врачи и медицинский персонал свободно оперируют конфиденциальной информацией, полученной психологом. В деятельности клинического психолога в стационаре необходимо уделять серьезное внимание ответственности и последствиям использования медицинским персоналом психологических сведений о пациентах, проводить работу по созданию общего понимания важности соблюдения этических норм в процессе лечения.

3.   Работа клинического психолога в условиях стационара ограничена временем госпитализации ребенка, подстроена под правила внутреннего распорядка детской больницы и расписание лечебных процедур. Время госпитализации может быть разным (от нескольких дней до нескольких месяцев), что определяет форму, содержание и формат психологической работы (количество, частоту и длительность встреч) и, в целом, цель и результаты психологического сопровождения лечебного процесса.

4.   Особенность работы клинического психолога в детской соматической больнице предъявляет определенные требования к его образованию. Наряду с подготовкой в области клинической психологии, он должен быть ориентирован в специфике педиатрических заболеваний, медицинского обследования и проводимых детям лечебных процедур, в вопросах социального и юридического сопровождения больного ребенка и семьи.

5.   В существующей системе стандартов медицинской помощи детям в многопрофильном стационаре отсутствует часть, касающаяся работы клинического психолога. В такой ситуации включение психолога в лечебный процессе зачастую зависит не столько от потребности пациента и членов его семьи в психологической помощи, сколько от субъективного отношения администрации учреждения и конкретного врача к его роли и от понимания ими смысла его работы. Связанная с этим неопределенность положения психолога в больнице может негативно сказываться на его профессиональной мотивации, идентичности, удовлетворенности работой и, в целом, на эффективности его деятельности.

Обобщение многолетнего опыта работы клинического (медицинского) психолога с выделением основных направлений и специфических особенностей психологической деятельности в детской больнице позволяет нам сделать вывод о том, что осуществление регулярного, планомерного, многостороннего, научно обоснованного и эффективного психологического сопровождения лечебного процесса детей возможно только усилиями совместной деятельности коллектива профессиональных психологов. В детских больницах необходима организация психологических служб. Ниже представлен проект Положения о психологической службе детского многопрофильного стационара, который включает введение, определение психологической службы, её задачи, руководство и направления деятельности; предложения по штатному расписанию и требования к помещению и оборудованию.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о психологической службе детского многопрофильного стационара

(Проект1)

 

1.   Введение

Положение о психологической службе детского многопрофильного стационара (ДМС) (далее — Положение) разработано совместно сотрудниками ГБУЗ «Детская городская больница № 1» (ДГБ № 1) г. Санкт-Петербурга и факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Положение разработано в соответствии с программой «Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге» на 2011–2013 годы2, созданной во исполнение подпункта «а» пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 27 декабря 2010 года (N Пр-24 от 07.01.2011), с учетом положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Основных направлений государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14.05.1996 N 712.

При разработке настоящего Положения ДГБ № 1 и факультет психологии СПбГУ исходили из особенностей демографической ситуации в Российской Федерации и задач, которые стоят перед учреждениями здравоохранения, социального развития и образования по повышению состояния здоровья и качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге. В силу взаимообусловленности здравоохранения и социальных, экономических, демографических процессов любые действия в области здравоохранения и социально-экономической сфере должны учитывать цели, задачи демографического развития в Санкт-Петербурге и приоритеты государственной политики в интересах детей и семей с детьми. ДГБ № 1 и факультет психологии СПбГУ исходят из того, что на современном этапе развития российского общества комплексное решение задач по сохранению здоровья подрастающего поколения и его полноценного развития невозможно без организации психологического сопровождения процесса лечения и реабилитации детей, психологической помощи детям и членам их семей.

2.   Определение психологической службы, её задачи, руководство и направления деятельности

2.1.   Психологическая служба ДМС — команда специалистов — клинических психологов, психологов, которые осуществляют психологическое сопровождение пациентов, проходящих лечение и реабилитацию в стационаре, оказывают психологическую помощь детям, родителям и членам их семей, а также медицинскому персоналу больницы.

2.2.   Психологическая служба ДМС является подразделением детского стационара и организуется по представлению главного врача в результате межведомственного взаимодействия соответствующих Комитетов: Комитета по здравоохранению и Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга. Психологическая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями ДМС в соответствии с приказами и распоряжениями главного врача ДМС.

2.3.   Основными задачами психологической службы ДМС являются:

2.3.1.   Определение потребности в психологической помощи у пациентов, находящихся на лечении и проходящих реабилитацию в отделениях стационара, членов их семей и сотрудников больницы; организация системы психологической помощи пациентам и членам их семьи и сотрудникам больницы; количественный и качественный анализ оказываемых психологических услуг, оценка их эффективности; комплексная организация условий работы сотрудников психологической службы, в т.ч. организация методической и супервизорской помощи; организация системы взаимодействия сотрудников службы и медицинского персонала больницы.

2.3.2.   Осуществление консультативной, консультативно-экспертной и консультативно-диагностической работы; проведение психологической диагностики и вмешательства в виде психологического консультирования, психотерапевтической (немедицинской) и психокоррекционной специализированной психологической помощи; психологическое вмешательство может оказываться в форме индивидуальной и групповой работы с пациентами и членами их семьи с учетом возраста, особенностей развития, семейных отношений и ситуации; психологическое вмешательство может осуществляться в плановом или экстренном порядке.

2.3.3.   Разработка программ психологического сопровождения, направленных на:

–  снижение напряженности психологических переживаний (психологического стресса, острой психологической травмы) и предупреждение возникновения отдаленных психологических последствий (например, посттравматического стрессового расстройства и др.) как у ребенка, так и родителей и членов их семей;

–  повышение адаптации детей (а также родителей и семьи) к условиям пребывания в больнице и особенностям медицинского вмешательства при различных заболеваниях;

–  достижение сотрудничества (комплайенса) в лечении со стороны всех участников лечебного процесса (врача, ребенка, родителей);

–  своевременное выявление нарушений психического развития ребенка вследствие заболевания, трудной семейной и жизненной ситуации, условий пребывания в стационаре, и/или предупреждение возникновения возможных нарушений;

–  выявление психологических и социально-экономических факторов, способствующих возникновению заболевания и/или ухудшающих его течение и приводящих к снижению эффективности лечения, реабилитации и психологического сопровождения.

2.3.4.   Разработка системы участия специалистов психологической службы в проведении врачебных дифференциально-диагностических мероприятий в сложных клинических случаях с целью установления психологических причин соматических заболеваний, в случаях сложной семейной ситуации, трудных взаимоотношений пациентов с родителями и другими членами семьи, а также при поступлении детей в больницу из условий социального риска.

2.3.5.   Разработка системы информирования (консультаций) лечащих врачей о конкретном содержании психологической работы с их пациентами, формы психологического заключения для истории болезни; разработка системы межпрофессионального взаимодействия медицинского персонала больницы и психологов службы.

2.3.6.   Проведение мероприятий по оказанию психологической поддержки и помощи персоналу больницы как в виде индивидуальной или групповой психологической работы, так и в виде семинаров, лекций, конференций, информирования сотрудников больницы по вопросам психического здоровья детей и родителей, клинической психологии детей.

2.4.   Направления деятельности и структура психологической службы: психологическая диагностика, психологическое вмешательство, кризисная психологическая помощь, профилактика психологических нарушений, научно-образовательная работа; основные направления деятельности психологической службы определяются потребностями стационара в связи с его профилем и спецификой деятельности.

2.5.   Руководство деятельностью психологической службы ДМС осуществляет руководитель службы, назначаемый главным врачом стационара. Руководитель психологической службы подчиняется заместителю главного врача по лечебной работе и главному врачу и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга, распоряжениями и приказами Комитетов по здравоохранению и социальной политике Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением и Уставом ДМС.

3.    Штатное расписание психологической службы ДМС3

3.1.   Персонал психологической службы ДМС составляют специалисты–психологи. Штатные нормативы персонала психологической службы устанавливаются из расчета 1 ставки психолога на 50 коек. Штатные нормативы могут пересматриваться в процессе становления работы службы и увеличения объема работы.

3.2.   Эффективное функционирование психологической службы предполагает включение в ее штатный состав психотерапевта, социальных работников, специальных педагогов, юриста и технический персонал. Введение этих штатных единиц должно быть предметом дополнительного обсуждения сторон.

3.3.   Функциональные обязанности сотрудников психологической службы определяются задачами и направлениями деятельности службы в соответствии с профилем работы больницы и утверждаются главным врачом стационара.

4.   Помещения и оборудование психологической службы ДМС4

4.1.   Помещения психологической службы включают комнату-кабинет с оборудованными рабочими местами сотрудников службы, комнаты для хранения необходимых для осуществления деятельности психологической службы материалов, инструментария, приборов, лекотеки (библиотеки игрушек для детей), и комнат для индивидуальных консультаций и групповых психологических занятий (при дефиците помещений проведение групповых занятий и ряда консультаций возможно в игровых и учебных помещениях, расположенных на отделениях больницы).

4.2.   Общим требованием к помещениям и дизайну помещений психологической службы является возможность создания в них условий комфорта и психологической безопасности у пациентов и членов семьи. Размер, расположение, общий вид помещений для психологической работы должны отвечать стандартным требованиям к помещениям для психологической (психотерапевтической) работы.

4.3.   Мебель и элементы внутреннего дизайна помещений психологической работы должны отвечать требованиям безопасности и комфорта, и соответствовать возрасту, потребностям развития и психического здоровья обслуживаемых пациентов и членов их семьи и отвечать стандартным требованиям к оборудованию психологического кабинета.

4.4.   В примерный перечень аппаратов и приборов, необходимых для работы психологической службы, входят персональные компьютеры (IBM-совместимые) с необходимым программным обеспечением, модемами и подключением к сети Интернет, телефон, сетевые провода и устройства питания, принтеры, аудиоколонки, копировальный аппарат, компактные CD и DVD диски; музыкальный центр; видеокомплекс в виде видеокамеры, видеомагнитофона, видеомонитора, треноги, видеокассет.

4.5.   Материалы и методики, необходимые для осуществления работы психологической службы, должны соответствовать стандартам оказания психологической помощи и отвечать целям и задачам работы психолога. В кабинете должны находиться наборы игрушек для занятий с детьми разного возраста, канцелярские принадлежности, методики для диагностики психического развития ребенка, эмоционального состояния, личностных особенностей и другие.

4.7.   Наименования и количество единиц оборудования психологической службы должны соответствовать потребностям оптимального функционирования психологической службы, числу ее сотрудников и количеству обслуживаемых пациентов и членов их семей.

5.   О действии Положения и возможностях его изменения

5.1.   Положение о психологической службе ДМС вступает в силу с момента его утверждения и подписания главным врачом.

5.2.   Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Положением, специалисты психологической службы руководствуются действующим законодательством РФ, приказами Правительства РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

 

Заключение

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что выделенные направления психологической работы необходимо учитывать при организации деятельности клинического (медицинского) психолога не только в многопрофильном детском стационаре, но в других учреждениях здравоохранения (детской поликлинике, детском хосписе, родильном доме и др.) в случаях работы с детьми и родителями. Мы считаем, что основные компоненты Положения (например, задачи, принцип формирования штата и др.) могут быть использованы для создания и понимания работы Службы психологов в других детских учреждениях. В то же время изложенные в Положении позиции не являются окончательными, их уточнение, прояснение и практическое воплощение — дело большого и длительного труда специалистов учреждений различного уровня (Правительства города, чиновников Комитета Здравоохранения, руководителей стационаров, врачей и психологов) заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья  детей и членов их семей.

 

_______________________

1 Проект Положения составлен Ириной Александровной Аринциной, к.пс.н., старшим преподавателем кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии СПбГУ и в 2002-2012 гг. — психологом ДГБ № 1, и Рифкатом Жаудатовичем Мухамедрахимовым, д.псх.н., профессором, заведующим кафедрой социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии СПбГУ.

2 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 мая 2011 г. N 577 «О Программе «Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге» на 2011–2013 годы». 

3 Учитывая тот факт, что психологическая служба детского многопрофильного соматического стационара в г. Санкт-Петербурге (и в Российской Федерации) создается впервые, при определении состава специалистов службы и расчете норм нагрузки их деятельности авторы проекта опирались на опыт психологических служб других учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты населения. При расчете штатных нормативов использованы следующие документы:

1.  Приказ МЗ РФ от 13.02.95 г. № 27 «О штатных нормативах учреждений, оказывающих психиатрическую помощь».

2.  Приложения № 10, № 11 к Приказу Минздрава РФ «О психотерапевтической помощи» № 438 от 16.09.2003 г.;

3.  Рекомендации Федерального Научно-Методического Центра по психотерапии и медицинской психологии, утвержденные приказом Минздрава РФ от 26.11.1996 № 391.

«О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь» на базе Санкт-Петербургского Научно-Исследовательского института им. В.М. Бехтерева.

4.  Материалы пилотного проекта в СПб «Ранняя помощь детям с особыми потребностями и их семьям» в рамках проекта Тасис «Партнерство и взаимодействие в области образования, здравоохранения и социального развития». Апрель 2002, СПб, Москва.

5.  Информационно-методическое пособие муниципального учреждения «Городская психологическая служба» как функциональная модель социально-психологической помощи населению города Департамента по социальным вопросам и здравоохранению Администрации г. Сургута, 2000 г.

6.  Приказ МИНОБРНАУКИ РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (зарегистрировано МИНЮСТЕ РФ 26.07.2006 N 8110).

4 Стандартные требования к помещениям и оборудованию для психологической работы указаны в следующих документах:

1.  Приложения № 6 и № 9 к Приказу Минздрава России от 16.09.2003 г. № 438 «О психотерапевтической помощи».

2.  Чичерин Л.П., Барская А.Д., Эйдемиллер Э.Г. и др. Технология организации деятельности психолога детской поликлиники // Российский педиатрический журнал. 2000. — № 4. — С. 48-53.

 

Литература

1.   Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.

2.   Александер Ф. Психосоматическая медицина. – М.: ГЕРРУС, 2002. – 296 с.

3.   Аринцина И.А. Психическое развитие детей раннего возраста после оперативного вмешательства в период новорожденности в системе взаимодействия с близким взрослым // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 116. – С. 255-260.

4.   Аринцина И.А. Опыт работы медицинского психолога в детском многопрофильном стационаре / Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена). – СПб.: НП Стратегия будущего, 2010. – С. 213-220.

5.   Аринцина И.А. Психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности: автореф. дис. … к.пс.н. – СПб., 2010. – 24 с.

6.   Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. – СПб., 2000.

7.   Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб., 2003.

8.   Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: Издательство СПбГУ, 1999. – 288 с.

9.   Шац И.К. Психологическое сопровождение тяжелобольного ребенка. – СПб.: Речь, 2010. – 192 с.

10.   Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:614.253.81

Аринцина И.А., Мухамедрахимов Р.Ж. Особенности работы клинического психолога в детском многопрофильном стационаре [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 5 (16). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения