Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 4(15)
2012 в„– 3(14)
2012 в„– 2(13)
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Кафедра детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного университета
имени И.И. Мечникова

Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М. (Санкт-Петербург)

 

 

Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова».

E-mail: eidemiller_mapo@mail.ru

Никольская Ирина Михайловна

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова.

E-mail: nikolskaya_mapo@inbox.ru

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

2 июля 2012 года исполнилось 10 лет со дня основания кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии под руководством доктора медицинских наук, профессора Э.Г. Эйдемиллера. Кафедра является лидером в области семейной психотерапии, групповой аналитически ориентированной психотерапии, перинатальной психологии и психотерапии, клинической психологии и психотерапии семьи и детства.

С момента создания курса детско-подростковой психотерапии, на основе которого затем была образована кафедра, принципиальная установка ее руководителя, Э.Г. Эйдемиллера, состояла в том, что при постановке психиатрического диагноза и проведении психотерапии необходимо обязательное взаимодействие врачей психиатров, психотерапевтов и медицинских психологов. На циклах, проводимых курсом, а затем кафедрой Э.Г. Эйдемиллера, всегда учились и учатся врачи и психологи. Сотрудниками — преподавателями кафедры также являются врачи и психологи. Более того, некоторые врачи — сотрудники кафедры имеют второе высшее психологическое образование и/или ученые степени по специальности «медицинская психология».

Творческое взаимодействие врачей и психологов в учебном и образовательном процессах способствует достижению взаимопонимания, налаживанию диалога между этими специалистами, который в клинических учреждениях часто невозможен или практически отсутствует. Особенно важно взаимопонимание и взаимодействие врачей и психологов, когда речь заходит об оказании психологической помощи.

В настоящей статье представлены информационные материалы, которые познакомят читателей журнала «Медицинская психология в России» с историей создания кафедры, ее сотрудниками и основными направлениями работы.

История кафедры

Кафедра детской психиатрии и психотерапии в составе педиатрического факультета Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования была открыта 2 июля 2002 года по приказу ректора ГОУ ДПО СПб МАПО Росздрава и решению Ученого совета СПб МАПО. До открытия ее создания, начиная с 1986 года, преподавание детской психиатрии и психотерапии осуществлялось сначала на кафедре психотерапии, а затем, с 1990 г. — на курсе детско-подростковой психотерапии.

В 2007 году по решению Ученого совета Академии кафедра была переименована, и в ее названии появилась «медицинская психология», что в полной мере стало отражать тематику научной и практической работы.

В 2011 году Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования путем слияния с Санкт-Петербургской государственной медицинской академией имени И.И. Мечникова была преобразована в Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова. И с этого времени кафедра детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии под руководством ее бессменного заведующего доктора медицинских наук, профессора Э.Г. Эйдемиллера, находится в составе педиатрического факультета нового вуза.

Заведующий кафедрой детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии
Э.Г. Эйдемиллер в рабочем кабинете на фоне своих графических работ «Семейные ситуации»

 

Основные этапы становления кафедры

1986 г. — ассистент кафедры психотерапии Ленинградского государственного университета усовершенствования врачей (ЛенГИДУВ) кандидат медицинских наук Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер создает первую в СССР программу и учебный план для усовершенствования врачей-психиатров по детско-подростковой психотерапии «Психотерапия при пограничных нервно-психических расстройствах у детей и подростков» и проводит первый в СССР цикл тематического усовершенствования по этой тематике.

1990 г. — в рамках кафедры психотерапии организован курс детско-подростковой психотерапии под руководством Э.Г. Эйдемиллера.

2002 г. — курс преобразован в кафедру детской психиатрии и психотерапии.

2007 г. — кафедра переименована в кафедру детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии.

2011 г. — в связи с образованием нового учебного заведения — Северо-Западного государственного университета имени И.И. Мечникова путем слияния СПбМАПО и Санкт-Петербургской медицинской академии имени И.И. Мечникова, кафедра в составе педиатрического факультета вошла во вновь образованный ВУЗ.

Сотрудники кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии:

Эйдемиллер Э.Г. — заведующий кафедрой, профессор, доктор медицинских наук (член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России).

Никольская И.М. — профессор кафедры, профессор, доктор психологических наук (член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России).

Городнова М.Ю. — доцент кафедры, доцент, кандидат медицинских наук.

Добряков И.В. — доцент кафедры, доцент, кандидат медицинских наук.

Колесников И.А. — ассистент кафедры, кандидат медицинских наук.

Александрова Н.В. — ассистент кафедры.

Коломиец И.Л. — ассистент кафедры.

Белова Е.Б. — ассистент кафедры.

Микеладзе Н.А. — старший лаборант кафедры.

Кутехова С.Ю. — старший лаборант кафедры.

Ежова Н.В. — лаборант.

Сотрудники кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии
в день празднования ее 10-летнего юбилея (слева направо):
И.В. Добряков, С.Ю. Кутехова, Н.В. Александрова, Э.Г. Эйдемиллер, М.Ю. Городнова,
И.А. Колесников, И.Л. Коломиец, И.М. Никольская

 

УЧЕБНАЯ РАБОТА

За 10 лет существования кафедры циклы усовершенствования и сертификации прошли более 1600 врачей и психологов, на выездных циклах — еще более 200 слушателей.

Практически все детские психиатры, психотерапевты и многие психологи детских медицинских учреждений г. Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона РФ неоднократно обучались на циклах кафедры.

Прошли обучение в интернатуре по психиатрии и клинической ординатуре по психиатрии и психотерапии более 80 врачей.

Ординаторы кафедры в компьютерном классе (слева направо):
В. Гольман, Е. Зехов, Е. Малашонкова

 

Сотрудниками кафедры разработаны следующие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки:

1.  Детская и подростковая психиатрия: клиника, диагностика, лечение и реабилитация (ресертификационный);

2.  Психотерапия детей, подростков и взрослых (ресертификационный);

3.  Психотерапия (профессиональная переподготовка);

4.  Перинатальная психотерапия. Психология и психотерапия семьи;

5.  Современные методы групповой и семейной психотерапии у детей и подростков;

6.  Семейная психотерапия;

7.  Клиническая психология и психотерапия;

8.  Клиническая психология и психотерапия семьи и детства;

9.  Аналитическая психодрама;

10.  Когнитивно-поведенческая психотерапия у детей и подростков;

11.  Игровая психотерапия;

12.  Методы телесно-ориентированной психотерапии при лечении нервно-психических расстройств у детей, подростков и взрослых;

13.  Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков;

14.  Гештальт-терапия детей, подростков и взрослых;

15.  Современные формы супервизии и балинтовских групп: совершенствование профессиональных качеств психотерапевта.

Завуч кафедры доцент М.Ю. Городнова за составлением учебного плана циклов

 

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка на кафедре осуществляется:

1.  На бюджетной основе (бесплатно) по плановым путевкам, распределяемым через областные (краевые, республиканские) органы здравоохранения и лечебно-профилактические учреждения Минздрава РФ. Бесплатно на обучение принимаются только специалисты учреждений зравоохранения России, которые заранее сделали заявки на получение плановых путевок.

2.  На платной основе по счетам-путевкам, выделяемым по заявкам (ходатайствам) руководителей лечебно-профилактических учреждений, не относящихся к системе Минздрава РФ, лечебно-профилактических учреждений негосударственных форм собственности, учреждений другого подчинения, а также по личным заявлениям граждан. Платное обучение осуществляется за наличный и безналичный расчет по расценкам ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова».

По окончании обучения слушателям выдаются удостоверения государственного образца.

 

Адрес Учебного управления: 193015, С-Петербург, ул. Кирочная, 41, ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова»
Тел/факс: (812) 303-50-20, 303-50-88
Факс отд. комплектования учебных циклов: 303-50-40
Факс отд. платного обучения: 303-50-43

 

Ассистент кафедры Н.В. Александрова и медицинский психолог наркологической
больницы г. Нижний Новгород кандидат психологических наук В.В. Пушина
в учебной аудитории после завершения учебного цикла
«Клиническая психология и психотерапия семьи и детства»

 

План циклов кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии на 2012 год:

1.  № 467 Психотерапия детей, подростков и взрослых. Подготовка и прием экзамена на подтверждение сертификата специалиста по специальности «Психотерапия» (для психотерапевтов, психиатров, психиатров-наркологов, работающих с разными возрастными категориями). 11.10.12–31.10.12, 144 часа.

2.  № 468 Медицинская (клиническая) психология и психотерапия семьи и детства (для психиатров-интернов, клинических ординаторов, психотерапевтов, психиатров, валеологов, семейных врачей, медицинских психологов, психологов детских учреждений и центров оказания помощи семье и детству). 13.11.12–13.12.12, 216 часов.

 

План циклов кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии на 2013 год:

1.  № 9401 Перинатальная психотерапия. Психология и психотерапия семьи (для психотерапевтов, психиатров, педиатров, семейных врачей, медицинских психологов, психологов детских учреждений, акушеров-гинекологов) 21.01.13–20.02.13, 216 часов.

2.  № 9402 Психотерапия. Профессиональная переподготовка. Прием экзамена на диплом и сертификат специалиста (для врачей-психиатров). 05.03.13−30.05.13, 576 часов.

3.  № 9403 Медицинская (клиническая) психология и психотерапия (для психологов, педиатров и врачей лечебного профиля). 14.03.13−13.04.13, 216 часов.

4.  № 9404 Современные методы групповой и семейной психотерапии (для психотерапевтов, психиатров, семейных врачей, медицинских психологов, психологов детских учреждений). 18.04.13−31.05.13, 288 часов.

5.  № 9405 Психотерапия. Профессиональная переподготовка. Прием экзамена на диплом и сертификат специалиста (для врачей-психиатров). 19.09.13−12.12.13, 576 часов.

6.  № 9406 Детская и подростковая психиатрия: клиника, диагностика, лечение и реабилитация. Подготовка и прием экзамена на подтверждение сертификата специалиста по специальности «Психиатрия» (для психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов, работающих с разными возрастными категориями). 19.09.13−09.10.13, 144 часа.

7.  № 9407 Психотерапия детей, подростков и взрослых. Подготовка и прием экзамена на подтверждение сертификата специалиста по специальности «Психотерапия» (для психотерапевтов, психиатров, психиатров-наркологов, работающих с разными возрастными категориями). 10.10.13−30.10.13, 144 часа.

8.  № 9408 Медицинская (клиническая) психология и психотерапия семьи и детства (для психиатров-интернов, клинических ординаторов, психотерапевтов, психиатров, валеологов, семейных врачей, медицинских психологов, психологов детских учреждений и центров оказания помощи семье и детству). 12.11.13−12.12.13, 216 часов.

Сотрудники кафедры проводят выездные семинары и циклы повышения квалификации по выше указанной тематике.

Профессор И.М. Никольская проводит занятие
по арт-терапии с чеченскими психологами

 

На кафедре проводится обучение в интернатуре и клинической ординатуре с выдачей сертификатов специалистов по специальностям «Психиатрия» и «Психотерапия», а также очной и заочной аспирантуре по специальностям «Медицинская психология» 19.00.04, «Психиатрия» 14.01.06.

НАУЧНАЯ РАБОТА

Научной идеологией кафедры детской психиатрии и психотерапии является интеграция идей, методологии и практики психоанализа, психодинамической психиатрии, системного и нарративного подходов. Патогенез и психогенез психических расстройств рассматриваются с позиций биопсихосоциальной модели здоровья и болезни.

На протяжении ряда лет кафедра входит в пятерку кафедр, имеющих наилучшие показатели по научной работе.

Темы НИР кафедры:

2002-2004 гг. — «Аналитически ориентированная индивидуальная, групповая и семейная психотерапия на разных стадиях жизненного цикла семьи»

2005-2010 — «Биопсихоциальная модель здоровья и болезни как теоретическая и методологическая основа клинической психологии, психиатрии, психотерапии и валеологии семьи и детства»

2011 и по настоящее время — «Интегративный подход в разработке и совершенствовании методов клинико-психологической диагностики и моделей индивидуальной, групповой и семейной психотерапии при нервно-психических расстройствах у детей, подростков и взрослых»

Основные научные направления, разрабатываемые на кафедре:

•   Семейная психотерапия и аналитико-системная семейная психотерапия.

•   Современные методы групповой психотерапии при нервно-психических и психосоматических заболеваниях у детей и подростков.

•   Психосоматические соотношения, психотерапия и реабилитация при нервно-психических и психосоматических заболеваниях у детей и подростков.

•   Перинатальная психология, психиатрия и психотерапия.

•   Клиническая психология и психотерапия семьи и детства.

•   Краткосрочная кризисная психотерапия.

•   Психология приверженности к лечению и лечебной среды.

Диссертационные исследования, выполненные на кафедре и успешно защищенные:

1.   Билецкая М.П. Совладающее поведение и клинико-психологические характеристики членов семей детей с дискинезией желчевыводящих путей (в связи с задачами семейной психотерапии). Специальность: 19.00.04 — медицинская психология (медицинские науки). Научный руководитель — д.м.н., проф. Э.Г. Эйдемиллер. Защита: СПб., НИПНИ им. Бехтерева, 30.03.2006.

2.   Городнова М.Ю. Базисные копинг-стратегии и типы функционирования семей подростков с героиновой наркоманией. Специальность: 19.00.04 медицинская психология (медицинские науки). Научный руководитель — д.м.н., проф. Э.Г. Эйдемиллер. Защита: СПб., НИПНИ им. Бехтерева, 26.02.2004.

3.   Кокоренко В.Л. Полоролевая, возрастная идентификация и система самооценок у подростков с отдельными вариантами нарушений психического развития. Специальность: 19.00.04 — медицинская психология (психологические науки). Научный руководитель — д.п.н., проф. И.М. Никольская. Защита: СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 29.06.2006.

4.   Краева М.А. Особенности личности пациентов пожилого возраста с сосудистыми заболеваниями (в связи с задачами психологической реабилитации). Специальность: 19.00.04 — медицинская психология (психологические науки). Научный руководитель д.п.н., проф. И.М. Никольская. Защита: СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 29.06.2006.

5.   Маргошина И.Ю. Показатели психосоматического здоровья и взаимоотношения с клиентом у врачей и психологов. Специальность 19.00.04 — медицинская психология (психологические науки). Научный руководитель — д.п.н., проф. И.М. Никольская. Защита: СПб, РГПУ им. А.И. Герцена, 30.10.2008.

6.   Пушина В.В. Личность и семейные взаимоотношения мужчин подросткового и зрелого возраста, больных алкоголизмом. Специальность 19.00.04 — медицинская психология (психологические науки). Научный руководитель д.п.н., проф. И.М. Никольская. Защита: РГПУ им. Герцена, 24.05.2007.

7.   Спицына Н.К. Перинатальные аспекты материнско-детских отношений в семьях детей с детским церебральным параличом. Специальность: 19.00.04— медицинская психология (психологические науки). Научный руководитель — д.п.н., проф. И.М. Никольская. Защита: РГПУ им. А.И. Герцена, 30.10.2008.

8.   Медведев С.Э. Особенности аналитико-системной семейной психотерапии и динамика психопатологических, адаптационных и семейных показателей у больных параноидной шизофренией. Специальность 14.00.18 — психиатрия. Научный руководитель — д.м.н., проф. Э.Г. Эйдемиллер. Защита: СПб., НИПНИ им. Бехтерева, 29.10.2009.

9.   Колесников И.А. Невротические депрессивные расстройства и семейное функционирование у беременных женщин. Специальности: 14.01.06 — психиатрия, 19.00.04 — медицинская психология. Научные руководители — д.м.н., проф. Э.Г. Эйдемиллер, к.м.н., доц. И.В. Добряков. Защита: СПб., НИПНИ им. Бехтерева, 04.03.2010.

10.   Лохматкина Н.В. Психологические характеристики семейного насилия у женщин, обращающихся за медицинской помощью в учреждения общей врачебной практики. Специальность 19.00.04 — медицинская психология (медицинские науки). Научный руководитель — д.м.н., проф. Э.Г. Эйдемиллер. Защита: СПб., НИПНИ им. Бехтерева, 28.10.2010.

11.   Сидоров А.В. Стили пищевого поведения и психологические характеристики программ снижения веса с алиментарным ожирением. Специальность 19.00.04 — медицинская психология (психологические науки). Научный руководитель д.м.н., проф. Э.Г. Эйдемиллер. Защита: СПб., РГПУ им. Герцена, 26.01.2012.

12.   Цыганкова Н.И. Личность и межличностные отношения младших школьников с минимальной мозговой дисфункцией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Научный руководитель — д.п.н., проф. И.М. Никольская. Защита: РГПУ им. А.И. Герцена, 24.05.2012.

Ассистент кафедры И.А. Колесников (справа)
после защиты кандидатской диссертации
с официальным оппонентом профессором Ю.С. Шевченко.

 

В настоящее время на кафедре выполняется два докторских и 12 кандидатских диссертационных исследования.

Участие кафедры в организации конференций

А. Международных

•   2-я Международная конференция «Перинатальная психология и медицина. Профилактика, психокоррекция и психотерапия нервно-психических расстройств». — СПб., 2003.

•   III международная и VI межрегиональная конференция «Перинатальная психология и медицина». — СПб., 2004.

•   Международный Конгресс «Репродуктивное здоровье общества: медико-психологические проблемы». — СПб., 2006.

•   Конференция с международным участием «Психотерапия в системе медицинских наук в период становления доказательной медицины». — СПб., 2006 г.

•   Симпозиум «Клиническая психология и психотерапия семьи и детства», посвященный 5-летию кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СПбМАПО в рамках XV-го Всемирного конгресса Всемирной ассоциации динамической психиатрии. — СПб, 2007.

•   III Международный Конгресс «Перинатальная психология и психотерапия». — СПб.: 2008.

•   Сателлитная встреча Х-го международного конгресса «Соединяя восточную и западную психиатрию»: Тревога и аффективные расстройства. — СПб., 2007.

•   Научно-практическая конференция с международным участием «Объединимся ради молодёжи». — СПб., 2011.

Б. Всероссийских и региональных

•   V Всероссийская конференция «Психология и психотерапия. Тревога и страх: единство и многообразие взглядов». — СПб., 2003.

•   Научно-практическая конференция «Дети Беслана: диагностика посттравматического синдрома, реабилитация и социально-психологическое сопровождение». — Владикавказ, 2006.

•   Научно-практическая конференция «Немедикаментозные методы терапии». — СПб., 2006.

•   2-й съезд психотерапевтов и консультантов СЗФО РФ «Индивидуальные и групповые стратегии преодоления кризисных ситуаций: в жизни, в профессии, в социуме». — СПб., 2010.

•   Научно-практическая конференция «Репродуктивное здоровье молодёжи — наше будущее в настоящем». — СПб., 2010.

 

Сотрудники кафедры принимают активное участие в работе международных и республиканских съездов, конгрессов, симпозиумов, научно-практических конференций: выступают с докладами, проводят обучающие семинары и мастер-классы.

Доцент И.В. Добряков готовится к докладу на научно-практической конференции в г. Грозном

 

Научная продукция, созданная кафедрой1

А. Монографии, руководства, учебники

1.  Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. — СПб.: Изд. Речь, 2005. — 208 с.

2.  Билецкая М.П. Семейная психотерапия детей с психосоматическими расстройствами (ЖКТ). — СПб.: Речь. — 2010. — 192 с.

3.  Добряков И.В. Перинатальная психология. — «Питер» 1-е издание, 2011. — 272 с.

4.  Добряков И.В., Малярская М.М. Как родить счастливого ребёнка. — СПб.: Речь, 2008. — 160 с.

5.  Добряков И.В. Жизнь до рождения // Часть II. Развитие личности ребенка от рождения до года. — изд. перераб. и доп. — Екатеринбург: Рама Паблишинг. — 2010. — С. 51-87.

6.  Добряков И.В. Сексуальное развитие ребёнка (глава в монографии) / Развитие личности ребёнка от семи до одиннадцати лет. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — С. 497-531.

7.  Добряков И.В., Игумнов С.А. Отклонения в сексуальном поведении // Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Клиника и психология девиантного поведения. Научное издание. — СПб.: Речь. — 2010. — С. 315-349.

8.  Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. Изд. 2-ое, дополн. и перераб. — СПб.: Изд. Речь, 2004. — 190 с.

9.  *Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2010. — 352 с.

10.  Пушина В.В. Особенности личности и семейных взаимоотношений у лиц мужского пола, больных алкоголизмом: Монография. — Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. — 167 с.

11.  *Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. ; 4-е изд. — СПб: Питер, 2008. — 672 с.

12.  Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М. Психотерапия (глава в руководстве) // Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей / под ред. Н.А. Белякова. — СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2005. — Т. 1. — С. 97-148.

13.  Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М., Беляков Н.А. Арт-терапия (глава в руководстве) // Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей / под ред. Н.А. Белякова. — СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2005. — Т. 1. — С. 149-232.

 

Б. Учебные и методические пособия

1.  Билецкая М.П. Психосоматические расстройства при заболеваниях дыхательной системы. Учебное пособие для студентов старших курсов, аспирантов, психотерапевтов и психологов. — СПб.: Издательство СПбГПМА. — 2010. — 67 с.

2.  Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (с учетом их половых различий). Методические рекомендации. — М.: УЦ «Перспектива», 2009. — 44 с.

3.  Городнова М.Ю. Модели телесно-ориентированной психотерапии в лечении детей, подростков и взрослых: учебное пособие для психотерапевтов и медицинских психологов. — СПб.: Изд-во СПбМАПО, 2011. — 51 с.

4.  Городнова М.Ю. Психология болезни и инвалидности: учебно-методическое пособие / СПб. ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. — СПб: (б.и.), 2006. — 40 с.

5.  *Детская психиатрия. Учебник / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. — СПб.: Питер, 2005. — 1120 с.

6.  Детский церебральный паралич: лечение в школьном возрасте / под ред. И.В. Добрякова, Т.Г. Щедриной. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО; Издательский дом ЗАО «ХОКА», 2008. — 440 с. Рекомендуется УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию России в качестве учебного пособия для системы послевузовского профессионального образования врачей.

7.  Никольская И.М. Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков. Учебное пособие для врачей и психологов. — СПб.: Издательство СПбМАПО, 2009. — 51 с.

8.  Никольская И.М., Пушина В.В. Семейная социограмма в психологическом консультированиии. Учебное пособие для врачей и психологов. — Спб: Речь. — 2010. — 223 с.

9.  *Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы. Учебное пособие для врачей и психологов / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Спб.: Речь. — 2010. — 425 с.

10.  Психология семьи и больной ребёнок. Учебное пособие: Хрестоматия. Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию / cост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. — СПб.: Речь, 2007. — 400 с.

11.  Семейная психотерапия. Хрестоматия / cост. Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. — СПб.: Речь. — 2007. — 400 с.

12.  Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Городнова М.Ю. Современные модели психотерапии при ВИЧ/СПИДЕ. Учебное пособие для врачей и психологов. — СПб.: Речь. — 2010. — 191 с.

13.  *Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия. — Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Речь, 2006. — 352 с.

 

За период с 2007 по 2011 год сотрудниками и аспирантами кафедры опубликовано более 40 статей в журналах, рецензируемых ВАК, а также большое число статей в других журналах и сборниках научных работ.

Новые методы психологической диагностики и модели психотерапии, разработанные на кафедре:

А. Методы и методики психологической диагностики:

•   Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1986, 1990, 1999).

•   «Метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам» (Эйдемиллер Э.Г., 1973).

•   Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999).

•   Диагностическая и психотерапевтическая процедура «Наивная семейная психология» (ЛСП) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1990, 1999).

•   Тест «Возраст. Пол. Роль.» (ВПР) (Юстицкис В., Эйдемиллер Э.Г., Кудрявцева Т.В, 1999).

•    «Тест отношений беременной» (Добряков И.В., 2003, 2006).

•   Технология выявления психологической защиты и копинг-поведения у детей (Никольская И.М., 1999).

•   Метод серийных рисунков и рассказов — интегративная арт-терапевтическая технология психологической диагностики и консультирования детей и подростков (Никольская И.М., 2003, 2009).

•   Проективная рисуночная методика «Мои взаимоотношения с клиентом» (Маргошина И.Ю., 2008).

•   Новые варианты проективной методики «Семейная социограмма» (Пушина В.В., Никольская И.М., 2009, 2010).

 Б. Модели психотерапии:

•   Краткосрочная аналитическая психодрама (Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., 2000, 2005).

•   Аналитико-системная семейная психотерапия (Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., 2002, 2005).

•   Краткосрочная бифокальная семейно-групповая психотерапия (Городнова М.Ю., 2004).

•   Краткосрочная «ромбовидная» векторная семейная психотерапия (Билецкая М.П., 2006).

•   Модель обучающей супервизии (Александрова Н.В., Городнова М.Ю., 2010).

•   Модель реабилитации «Добрякова-Никольской» для пациентов с посттравматическими стрессовыми расстройствами (Добряков И.В., Никольская И.М., 2009).

•   Краткосрочная психотерапия семьи, ожидающей ребенка (Добряков И.В., 2012).

Доцент И.В. Добряков проводит песочную терапию с детьми, пострадавшими в Беслане

 

Лечебно-консультативная работа сотрудников кафедры

Сотрудники кафедры ведут платный амбулаторный прием в Медико-профилактическом центре  СЗГМУ имени И.И. Мечникова по адресу: Санкт-Петербург, Заневский пр. д. 1/82 (метро «Новочеркасская»), телефоны регистратуры 303-51-00, 444- 10-52.

Лечебно-консультативная работа также осуществляется на основе договоров о сотрудничестве на базах следующих лечебных учреждений г. Санкт-Петербурга:

1.  Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия»: 5 реабилитационное отделение, отделение неврозов.

2.  Городская психиатрическая больница № 3 (32 реабилитационное отделение).

3.  Городская наркологическая больница.

4.  Центр психолого-пелагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка Невского района.

5.  Городской центр восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями».

Сотрудничество с международными организациями

Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, И.М. Никольская, И.В. Добряков, М.Ю. Городнова, И.Л. Коломиец — эксперты UNICEF (Детского Фонда ООН). Они принимали участие в реализации программ ЮНИСЕФ в Кыргызстане и на Северном Кавказе.

Сотрудники кафедры также участвуют в мероприятиях ВОЗ, ESCAP (Европейского общества детской и подростковой психиатрии), BEWP (Международной ассоциации «Мост между Восточной и Западной Психиатрией») и других международных организаций.

Профессор И.М. Никольская по приглашению Представительства ВОЗ в Республике Таджикистан проводит семинар «Кризисная психологическая поддержка» для психологов и врачей

 

Клуб друзей кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии

Каждый четвертый понедельник месяца с октября по май с 16.30 до 18.00 в рамках заседаний Санкт-Петербургского филиала ассоциации детских психиатров и психологов в учебной аудитории кафедры проходят встречи клуба ее друзей, на которых могут присутствовать все желающие. На этих встречах с сообщениями по актуальным вопросам медицинской психологии, психиатрии и психотерапии выступают сотрудники и аспиранты кафедры, а также известные врачи, психологи и другие специалисты.

Сотрудники кафедры с профессором Радой Михайловной Грановской
после ее выступления на заседании клуба друзей. В центре — Р.М. Грановская.
Слева направо: И.А. Колесников, И.М. Никольская, И.Л. Коломиец,
Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова

 

Контакты

Кафедра детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии:
Санкт-Петербург

Заневский проспект, дом 1.
Вход со двора, 6 подъезд, 3 этаж.
Станции метро: Новочеркасская,
                        Пл. Александра Невского
Тел.: (812) 303-50-93
e-mail: eidemiller_mapo@mail.ru
Интернет-сайт кафедры:
www.eidemiller-maps.ru

Наведите курсор на карту

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ И.И. МЕЧНИКОВА

191015, Россия, г. Санкт-Петербург
ул. Кирочная, д. 41
Станция метро «Чернышевская»
Тел: (812) 303-50-00
Факс: (812) 303-50-35
Интернет-сайт: www.szgmu.ru

 

 

_______________________

1 В списке представлены наиболее значительные работы. Звездочкой (*) отмечены труды сотрудников кафедры — победители ежегодных конкурсов СПбМАПО на лучшие монографии и учебные пособия.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9+378.1

Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М. Кафедра детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного университета имени И.И. Мечникова [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 5 (16). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения