|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение 2 июля 2012 года исполнилось 10 лет со дня основания кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии под руководством доктора медицинских наук, профессора Э.Г. Эйдемиллера. Кафедра является лидером в области семейной психотерапии, групповой аналитически ориентированной психотерапии, перинатальной психологии и психотерапии, клинической психологии и психотерапии семьи и детства. С момента создания курса детско-подростковой психотерапии, на основе которого затем была образована кафедра, принципиальная установка ее руководителя, Э.Г. Эйдемиллера, состояла в том, что при постановке психиатрического диагноза и проведении психотерапии необходимо обязательное взаимодействие врачей психиатров, психотерапевтов и медицинских психологов. На циклах, проводимых курсом, а затем кафедрой Э.Г. Эйдемиллера, всегда учились и учатся врачи и психологи. Сотрудниками — преподавателями кафедры также являются врачи и психологи. Более того, некоторые врачи — сотрудники кафедры имеют второе высшее психологическое образование и/или ученые степени по специальности «медицинская психология». Творческое взаимодействие врачей и психологов в учебном и образовательном процессах способствует достижению взаимопонимания, налаживанию диалога между этими специалистами, который в клинических учреждениях часто невозможен или практически отсутствует. Особенно важно взаимопонимание и взаимодействие врачей и психологов, когда речь заходит об оказании психологической помощи. В настоящей статье представлены информационные материалы, которые познакомят читателей журнала «Медицинская психология в России» с историей создания кафедры, ее сотрудниками и основными направлениями работы. История кафедры Кафедра детской психиатрии и психотерапии в составе педиатрического факультета Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования была открыта 2 июля 2002 года по приказу ректора ГОУ ДПО СПб МАПО Росздрава и решению Ученого совета СПб МАПО. До открытия ее создания, начиная с 1986 года, преподавание детской психиатрии и психотерапии осуществлялось сначала на кафедре психотерапии, а затем, с 1990 г. — на курсе детско-подростковой психотерапии. В 2007 году по решению Ученого совета Академии кафедра была переименована, и в ее названии появилась «медицинская психология», что в полной мере стало отражать тематику научной и практической работы. В 2011 году Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования путем слияния с Санкт-Петербургской государственной медицинской академией имени И.И. Мечникова была преобразована в Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова. И с этого времени кафедра детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии под руководством ее бессменного заведующего доктора медицинских наук, профессора Э.Г. Эйдемиллера, находится в составе педиатрического факультета нового вуза.
Основные этапы становления кафедры 1986 г. — ассистент кафедры психотерапии Ленинградского государственного университета усовершенствования врачей (ЛенГИДУВ) кандидат медицинских наук Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер создает первую в СССР программу и учебный план для усовершенствования врачей-психиатров по детско-подростковой психотерапии «Психотерапия при пограничных нервно-психических расстройствах у детей и подростков» и проводит первый в СССР цикл тематического усовершенствования по этой тематике. 1990 г. — в рамках кафедры психотерапии организован курс детско-подростковой психотерапии под руководством Э.Г. Эйдемиллера. 2002 г. — курс преобразован в кафедру детской психиатрии и психотерапии. 2007 г. — кафедра переименована в кафедру детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии. 2011 г. — в связи с образованием нового учебного заведения — Северо-Западного государственного университета имени И.И. Мечникова путем слияния СПбМАПО и Санкт-Петербургской медицинской академии имени И.И. Мечникова, кафедра в составе педиатрического факультета вошла во вновь образованный ВУЗ. Сотрудники кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии: Эйдемиллер Э.Г. — заведующий кафедрой, профессор, доктор медицинских наук (член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России). Никольская И.М. — профессор кафедры, профессор, доктор психологических наук (член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России). Городнова М.Ю. — доцент кафедры, доцент, кандидат медицинских наук. Добряков И.В. — доцент кафедры, доцент, кандидат медицинских наук. Колесников И.А. — ассистент кафедры, кандидат медицинских наук. Александрова Н.В. — ассистент кафедры. Коломиец И.Л. — ассистент кафедры. Белова Е.Б. — ассистент кафедры. Микеладзе Н.А. — старший лаборант кафедры. Кутехова С.Ю. — старший лаборант кафедры. Ежова Н.В. — лаборант.
УЧЕБНАЯ РАБОТА За 10 лет существования кафедры циклы усовершенствования и сертификации прошли более 1600 врачей и психологов, на выездных циклах — еще более 200 слушателей. Практически все детские психиатры, психотерапевты и многие психологи детских медицинских учреждений г. Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона РФ неоднократно обучались на циклах кафедры. Прошли обучение в интернатуре по психиатрии и клинической ординатуре по психиатрии и психотерапии более 80 врачей.
Сотрудниками кафедры разработаны следующие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки: 1. Детская и подростковая психиатрия: клиника, диагностика, лечение и реабилитация (ресертификационный); 2. Психотерапия детей, подростков и взрослых (ресертификационный); 3. Психотерапия (профессиональная переподготовка); 4. Перинатальная психотерапия. Психология и психотерапия семьи; 5. Современные методы групповой и семейной психотерапии у детей и подростков; 6. Семейная психотерапия; 7. Клиническая психология и психотерапия; 8. Клиническая психология и психотерапия семьи и детства; 9. Аналитическая психодрама; 10. Когнитивно-поведенческая психотерапия у детей и подростков; 11. Игровая психотерапия; 12. Методы телесно-ориентированной психотерапии при лечении нервно-психических расстройств у детей, подростков и взрослых; 13. Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков; 14. Гештальт-терапия детей, подростков и взрослых; 15. Современные формы супервизии и балинтовских групп: совершенствование профессиональных качеств психотерапевта.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка на кафедре осуществляется: 1. На бюджетной основе (бесплатно) по плановым путевкам, распределяемым через областные (краевые, республиканские) органы здравоохранения и лечебно-профилактические учреждения Минздрава РФ. Бесплатно на обучение принимаются только специалисты учреждений зравоохранения России, которые заранее сделали заявки на получение плановых путевок. 2. На платной основе по счетам-путевкам, выделяемым по заявкам (ходатайствам) руководителей лечебно-профилактических учреждений, не относящихся к системе Минздрава РФ, лечебно-профилактических учреждений негосударственных форм собственности, учреждений другого подчинения, а также по личным заявлениям граждан. Платное обучение осуществляется за наличный и безналичный расчет по расценкам ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова». По окончании обучения слушателям выдаются удостоверения государственного образца.
Адрес Учебного управления: 193015, С-Петербург, ул. Кирочная, 41,
ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет
им. И.И. Мечникова»
План циклов кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии на 2012 год: 1. № 467 Психотерапия детей, подростков и взрослых. Подготовка и прием экзамена на подтверждение сертификата специалиста по специальности «Психотерапия» (для психотерапевтов, психиатров, психиатров-наркологов, работающих с разными возрастными категориями). 11.10.12–31.10.12, 144 часа. 2. № 468 Медицинская (клиническая) психология и психотерапия семьи и детства (для психиатров-интернов, клинических ординаторов, психотерапевтов, психиатров, валеологов, семейных врачей, медицинских психологов, психологов детских учреждений и центров оказания помощи семье и детству). 13.11.12–13.12.12, 216 часов.
План циклов кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии на 2013 год: 1. № 9401 Перинатальная психотерапия. Психология и психотерапия семьи (для психотерапевтов, психиатров, педиатров, семейных врачей, медицинских психологов, психологов детских учреждений, акушеров-гинекологов) 21.01.13–20.02.13, 216 часов. 2. № 9402 Психотерапия. Профессиональная переподготовка. Прием экзамена на диплом и сертификат специалиста (для врачей-психиатров). 05.03.13−30.05.13, 576 часов. 3. № 9403 Медицинская (клиническая) психология и психотерапия (для психологов, педиатров и врачей лечебного профиля). 14.03.13−13.04.13, 216 часов. 4. № 9404 Современные методы групповой и семейной психотерапии (для психотерапевтов, психиатров, семейных врачей, медицинских психологов, психологов детских учреждений). 18.04.13−31.05.13, 288 часов. 5. № 9405 Психотерапия. Профессиональная переподготовка. Прием экзамена на диплом и сертификат специалиста (для врачей-психиатров). 19.09.13−12.12.13, 576 часов. 6. № 9406 Детская и подростковая психиатрия: клиника, диагностика, лечение и реабилитация. Подготовка и прием экзамена на подтверждение сертификата специалиста по специальности «Психиатрия» (для психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов, работающих с разными возрастными категориями). 19.09.13−09.10.13, 144 часа. 7. № 9407 Психотерапия детей, подростков и взрослых. Подготовка и прием экзамена на подтверждение сертификата специалиста по специальности «Психотерапия» (для психотерапевтов, психиатров, психиатров-наркологов, работающих с разными возрастными категориями). 10.10.13−30.10.13, 144 часа. 8. № 9408 Медицинская (клиническая) психология и психотерапия семьи и детства (для психиатров-интернов, клинических ординаторов, психотерапевтов, психиатров, валеологов, семейных врачей, медицинских психологов, психологов детских учреждений и центров оказания помощи семье и детству). 12.11.13−12.12.13, 216 часов. Сотрудники кафедры проводят выездные семинары и циклы повышения квалификации по выше указанной тематике.
На кафедре проводится обучение в интернатуре и клинической ординатуре с выдачей сертификатов специалистов по специальностям «Психиатрия» и «Психотерапия», а также очной и заочной аспирантуре по специальностям «Медицинская психология» 19.00.04, «Психиатрия» 14.01.06. НАУЧНАЯ РАБОТА Научной идеологией кафедры детской психиатрии и психотерапии является интеграция идей, методологии и практики психоанализа, психодинамической психиатрии, системного и нарративного подходов. Патогенез и психогенез психических расстройств рассматриваются с позиций биопсихосоциальной модели здоровья и болезни. На протяжении ряда лет кафедра входит в пятерку кафедр, имеющих наилучшие показатели по научной работе. Темы НИР кафедры: 2002-2004 гг. — «Аналитически ориентированная индивидуальная, групповая и семейная психотерапия на разных стадиях жизненного цикла семьи» 2005-2010 — «Биопсихоциальная модель здоровья и болезни как теоретическая и методологическая основа клинической психологии, психиатрии, психотерапии и валеологии семьи и детства» 2011 и по настоящее время — «Интегративный подход в разработке и совершенствовании методов клинико-психологической диагностики и моделей индивидуальной, групповой и семейной психотерапии при нервно-психических расстройствах у детей, подростков и взрослых» Основные научные направления, разрабатываемые на кафедре: • Семейная психотерапия и аналитико-системная семейная психотерапия. • Современные методы групповой психотерапии при нервно-психических и психосоматических заболеваниях у детей и подростков. • Психосоматические соотношения, психотерапия и реабилитация при нервно-психических и психосоматических заболеваниях у детей и подростков. • Перинатальная психология, психиатрия и психотерапия. • Клиническая психология и психотерапия семьи и детства. • Краткосрочная кризисная психотерапия. • Психология приверженности к лечению и лечебной среды. Диссертационные исследования, выполненные на кафедре и успешно защищенные: 1. Билецкая М.П. Совладающее поведение и клинико-психологические характеристики членов семей детей с дискинезией желчевыводящих путей (в связи с задачами семейной психотерапии). Специальность: 19.00.04 — медицинская психология (медицинские науки). Научный руководитель — д.м.н., проф. Э.Г. Эйдемиллер. Защита: СПб., НИПНИ им. Бехтерева, 30.03.2006. 2. Городнова М.Ю. Базисные копинг-стратегии и типы функционирования семей подростков с героиновой наркоманией. Специальность: 19.00.04 медицинская психология (медицинские науки). Научный руководитель — д.м.н., проф. Э.Г. Эйдемиллер. Защита: СПб., НИПНИ им. Бехтерева, 26.02.2004. 3. Кокоренко В.Л. Полоролевая, возрастная идентификация и система самооценок у подростков с отдельными вариантами нарушений психического развития. Специальность: 19.00.04 — медицинская психология (психологические науки). Научный руководитель — д.п.н., проф. И.М. Никольская. Защита: СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 29.06.2006. 4. Краева М.А. Особенности личности пациентов пожилого возраста с сосудистыми заболеваниями (в связи с задачами психологической реабилитации). Специальность: 19.00.04 — медицинская психология (психологические науки). Научный руководитель д.п.н., проф. И.М. Никольская. Защита: СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 29.06.2006. 5. Маргошина И.Ю. Показатели психосоматического здоровья и взаимоотношения с клиентом у врачей и психологов. Специальность 19.00.04 — медицинская психология (психологические науки). Научный руководитель — д.п.н., проф. И.М. Никольская. Защита: СПб, РГПУ им. А.И. Герцена, 30.10.2008. 6. Пушина В.В. Личность и семейные взаимоотношения мужчин подросткового и зрелого возраста, больных алкоголизмом. Специальность 19.00.04 — медицинская психология (психологические науки). Научный руководитель д.п.н., проф. И.М. Никольская. Защита: РГПУ им. Герцена, 24.05.2007. 7. Спицына Н.К. Перинатальные аспекты материнско-детских отношений в семьях детей с детским церебральным параличом. Специальность: 19.00.04— медицинская психология (психологические науки). Научный руководитель — д.п.н., проф. И.М. Никольская. Защита: РГПУ им. А.И. Герцена, 30.10.2008. 8. Медведев С.Э. Особенности аналитико-системной семейной психотерапии и динамика психопатологических, адаптационных и семейных показателей у больных параноидной шизофренией. Специальность 14.00.18 — психиатрия. Научный руководитель — д.м.н., проф. Э.Г. Эйдемиллер. Защита: СПб., НИПНИ им. Бехтерева, 29.10.2009. 9. Колесников И.А. Невротические депрессивные расстройства и семейное функционирование у беременных женщин. Специальности: 14.01.06 — психиатрия, 19.00.04 — медицинская психология. Научные руководители — д.м.н., проф. Э.Г. Эйдемиллер, к.м.н., доц. И.В. Добряков. Защита: СПб., НИПНИ им. Бехтерева, 04.03.2010. 10. Лохматкина Н.В. Психологические характеристики семейного насилия у женщин, обращающихся за медицинской помощью в учреждения общей врачебной практики. Специальность 19.00.04 — медицинская психология (медицинские науки). Научный руководитель — д.м.н., проф. Э.Г. Эйдемиллер. Защита: СПб., НИПНИ им. Бехтерева, 28.10.2010. 11. Сидоров А.В. Стили пищевого поведения и психологические характеристики программ снижения веса с алиментарным ожирением. Специальность 19.00.04 — медицинская психология (психологические науки). Научный руководитель д.м.н., проф. Э.Г. Эйдемиллер. Защита: СПб., РГПУ им. Герцена, 26.01.2012. 12. Цыганкова Н.И. Личность и межличностные отношения младших школьников с минимальной мозговой дисфункцией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Научный руководитель — д.п.н., проф. И.М. Никольская. Защита: РГПУ им. А.И. Герцена, 24.05.2012.
В настоящее время на кафедре выполняется два докторских и 12 кандидатских диссертационных исследования. Участие кафедры в организации конференций А. Международных • 2-я Международная конференция «Перинатальная психология и медицина. Профилактика, психокоррекция и психотерапия нервно-психических расстройств». — СПб., 2003. • III международная и VI межрегиональная конференция «Перинатальная психология и медицина». — СПб., 2004. • Международный Конгресс «Репродуктивное здоровье общества: медико-психологические проблемы». — СПб., 2006. • Конференция с международным участием «Психотерапия в системе медицинских наук в период становления доказательной медицины». — СПб., 2006 г. • Симпозиум «Клиническая психология и психотерапия семьи и детства», посвященный 5-летию кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СПбМАПО в рамках XV-го Всемирного конгресса Всемирной ассоциации динамической психиатрии. — СПб, 2007. • III Международный Конгресс «Перинатальная психология и психотерапия». — СПб.: 2008. • Сателлитная встреча Х-го международного конгресса «Соединяя восточную и западную психиатрию»: Тревога и аффективные расстройства. — СПб., 2007. • Научно-практическая конференция с международным участием «Объединимся ради молодёжи». — СПб., 2011. Б. Всероссийских и региональных • V Всероссийская конференция «Психология и психотерапия. Тревога и страх: единство и многообразие взглядов». — СПб., 2003. • Научно-практическая конференция «Дети Беслана: диагностика посттравматического синдрома, реабилитация и социально-психологическое сопровождение». — Владикавказ, 2006. • Научно-практическая конференция «Немедикаментозные методы терапии». — СПб., 2006. • 2-й съезд психотерапевтов и консультантов СЗФО РФ «Индивидуальные и групповые стратегии преодоления кризисных ситуаций: в жизни, в профессии, в социуме». — СПб., 2010. • Научно-практическая конференция «Репродуктивное здоровье молодёжи — наше будущее в настоящем». — СПб., 2010.
Сотрудники кафедры принимают активное участие в работе международных и республиканских съездов, конгрессов, симпозиумов, научно-практических конференций: выступают с докладами, проводят обучающие семинары и мастер-классы.
Научная продукция, созданная кафедрой1 А. Монографии, руководства, учебники 1. Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. — СПб.: Изд. Речь, 2005. — 208 с. 2. Билецкая М.П. Семейная психотерапия детей с психосоматическими расстройствами (ЖКТ). — СПб.: Речь. — 2010. — 192 с. 3. Добряков И.В. Перинатальная психология. — «Питер» 1-е издание, 2011. — 272 с. 4. Добряков И.В., Малярская М.М. Как родить счастливого ребёнка. — СПб.: Речь, 2008. — 160 с. 5. Добряков И.В. Жизнь до рождения // Часть II. Развитие личности ребенка от рождения до года. — изд. перераб. и доп. — Екатеринбург: Рама Паблишинг. — 2010. — С. 51-87. 6. Добряков И.В. Сексуальное развитие ребёнка (глава в монографии) / Развитие личности ребёнка от семи до одиннадцати лет. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — С. 497-531. 7. Добряков И.В., Игумнов С.А. Отклонения в сексуальном поведении // Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Клиника и психология девиантного поведения. Научное издание. — СПб.: Речь. — 2010. — С. 315-349. 8. Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. Изд. 2-ое, дополн. и перераб. — СПб.: Изд. Речь, 2004. — 190 с. 9. *Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2010. — 352 с. 10. Пушина В.В. Особенности личности и семейных взаимоотношений у лиц мужского пола, больных алкоголизмом: Монография. — Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. — 167 с. 11. *Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. ; 4-е изд. — СПб: Питер, 2008. — 672 с. 12. Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М. Психотерапия (глава в руководстве) // Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей / под ред. Н.А. Белякова. — СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2005. — Т. 1. — С. 97-148. 13. Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М., Беляков Н.А. Арт-терапия (глава в руководстве) // Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей / под ред. Н.А. Белякова. — СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2005. — Т. 1. — С. 149-232.
Б. Учебные и методические пособия 1. Билецкая М.П. Психосоматические расстройства при заболеваниях дыхательной системы. Учебное пособие для студентов старших курсов, аспирантов, психотерапевтов и психологов. — СПб.: Издательство СПбГПМА. — 2010. — 67 с. 2. Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (с учетом их половых различий). Методические рекомендации. — М.: УЦ «Перспектива», 2009. — 44 с. 3. Городнова М.Ю. Модели телесно-ориентированной психотерапии в лечении детей, подростков и взрослых: учебное пособие для психотерапевтов и медицинских психологов. — СПб.: Изд-во СПбМАПО, 2011. — 51 с. 4. Городнова М.Ю. Психология болезни и инвалидности: учебно-методическое пособие / СПб. ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. — СПб: (б.и.), 2006. — 40 с. 5. *Детская психиатрия. Учебник / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. — СПб.: Питер, 2005. — 1120 с. 6. Детский церебральный паралич: лечение в школьном возрасте / под ред. И.В. Добрякова, Т.Г. Щедриной. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО; Издательский дом ЗАО «ХОКА», 2008. — 440 с. Рекомендуется УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию России в качестве учебного пособия для системы послевузовского профессионального образования врачей. 7. Никольская И.М. Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков. Учебное пособие для врачей и психологов. — СПб.: Издательство СПбМАПО, 2009. — 51 с. 8. Никольская И.М., Пушина В.В. Семейная социограмма в психологическом консультированиии. Учебное пособие для врачей и психологов. — Спб: Речь. — 2010. — 223 с. 9. *Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы. Учебное пособие для врачей и психологов / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Спб.: Речь. — 2010. — 425 с. 10. Психология семьи и больной ребёнок. Учебное пособие: Хрестоматия. Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию / cост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. — СПб.: Речь, 2007. — 400 с. 11. Семейная психотерапия. Хрестоматия / cост. Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. — СПб.: Речь. — 2007. — 400 с. 12. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Городнова М.Ю. Современные модели психотерапии при ВИЧ/СПИДЕ. Учебное пособие для врачей и психологов. — СПб.: Речь. — 2010. — 191 с. 13. *Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия. — Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Речь, 2006. — 352 с.
За период с 2007 по 2011 год сотрудниками и аспирантами кафедры опубликовано более 40 статей в журналах, рецензируемых ВАК, а также большое число статей в других журналах и сборниках научных работ. Новые методы психологической диагностики и модели психотерапии, разработанные на кафедре: А. Методы и методики психологической диагностики: • Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1986, 1990, 1999). • «Метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам» (Эйдемиллер Э.Г., 1973). • Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999). • Диагностическая и психотерапевтическая процедура «Наивная семейная психология» (ЛСП) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1990, 1999). • Тест «Возраст. Пол. Роль.» (ВПР) (Юстицкис В., Эйдемиллер Э.Г., Кудрявцева Т.В, 1999). • «Тест отношений беременной» (Добряков И.В., 2003, 2006). • Технология выявления психологической защиты и копинг-поведения у детей (Никольская И.М., 1999). • Метод серийных рисунков и рассказов — интегративная арт-терапевтическая технология психологической диагностики и консультирования детей и подростков (Никольская И.М., 2003, 2009). • Проективная рисуночная методика «Мои взаимоотношения с клиентом» (Маргошина И.Ю., 2008). • Новые варианты проективной методики «Семейная социограмма» (Пушина В.В., Никольская И.М., 2009, 2010). Б. Модели психотерапии: • Краткосрочная аналитическая психодрама (Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., 2000, 2005). • Аналитико-системная семейная психотерапия (Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., 2002, 2005). • Краткосрочная бифокальная семейно-групповая психотерапия (Городнова М.Ю., 2004). • Краткосрочная «ромбовидная» векторная семейная психотерапия (Билецкая М.П., 2006). • Модель обучающей супервизии (Александрова Н.В., Городнова М.Ю., 2010). • Модель реабилитации «Добрякова-Никольской» для пациентов с посттравматическими стрессовыми расстройствами (Добряков И.В., Никольская И.М., 2009). • Краткосрочная психотерапия семьи, ожидающей ребенка (Добряков И.В., 2012).
Лечебно-консультативная работа сотрудников кафедры Сотрудники кафедры ведут платный амбулаторный прием в Медико-профилактическом центре СЗГМУ имени И.И. Мечникова по адресу: Санкт-Петербург, Заневский пр. д. 1/82 (метро «Новочеркасская»), телефоны регистратуры 303-51-00, 444- 10-52. Лечебно-консультативная работа также осуществляется на основе договоров о сотрудничестве на базах следующих лечебных учреждений г. Санкт-Петербурга: 1. Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия»: 5 реабилитационное отделение, отделение неврозов. 2. Городская психиатрическая больница № 3 (32 реабилитационное отделение). 3. Городская наркологическая больница. 4. Центр психолого-пелагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка Невского района. 5. Городской центр восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями». Сотрудничество с международными организациями Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, И.М. Никольская, И.В. Добряков, М.Ю. Городнова, И.Л. Коломиец — эксперты UNICEF (Детского Фонда ООН). Они принимали участие в реализации программ ЮНИСЕФ в Кыргызстане и на Северном Кавказе. Сотрудники кафедры также участвуют в мероприятиях ВОЗ, ESCAP (Европейского общества детской и подростковой психиатрии), BEWP (Международной ассоциации «Мост между Восточной и Западной Психиатрией») и других международных организаций.
Клуб друзей кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Каждый четвертый понедельник месяца с октября по май с 16.30 до 18.00 в рамках заседаний Санкт-Петербургского филиала ассоциации детских психиатров и психологов в учебной аудитории кафедры проходят встречи клуба ее друзей, на которых могут присутствовать все желающие. На этих встречах с сообщениями по актуальным вопросам медицинской психологии, психиатрии и психотерапии выступают сотрудники и аспиранты кафедры, а также известные врачи, психологи и другие специалисты.
Контакты
_______________________ 1 В списке представлены наиболее значительные работы. Звездочкой (*) отмечены труды сотрудников кафедры — победители ежегодных конкурсов СПбМАПО на лучшие монографии и учебные пособия. ↑
Ссылка для цитирования УДК 159.9+378.1 Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М. Кафедра детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного университета имени И.И. Мечникова [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 5 (16). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
В начало страницы
|
|
|