Вернуться на главную страницу
Английская версия
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 № 5(16)
2012 № 4(15)
2012 № 3(14)
2012 № 2(13)
2012 № 1(12)
2011 № 6(11)
2011 № 5(10)
2011 № 4(9)
2011 № 3(8)
2011 № 2(7)
2011 № 1(6)
2010 № 4(5)
2010 № 3(4)
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

Научный отчет о Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал» Красноярск, 23-24 ноября 2012 г.

Логинова И.О. (Красноярск)

 

 

Логинова Ирина Олеговна

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор психологических наук, доцент, декан факультета клинической психологии ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ.

E-mail: loginova70_70@mail.ru

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

В работе конференции приняли участие около 160 представителей из государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (гг. Санкт-Петербург, Красноярск, Новосибирск, Новокузнецк, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ярославль, Волгоград, Чита, Чебоксары, Барнаул, Челябинск, Елец, Лесосибирск), учреждений здравоохранения (КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1», БУ «Детская республиканская клиническая больница» Чувашской республики, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздравсоцразвития России), научных учреждений (Институт психологии РАН, г. Москва), практикующих психологов-консультантов (г. Иерусалим, Израиль).

Работа конференции открывалась гимном Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого и приветственными словами организаторов конференции в адрес ее участников.

 

Звучит гимн университета

 

С приветственным словом выступила проректор по научной работе Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, д. м. н., профессор М.М. Петрова, декан факультета клинической психологии Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, д. псх. н., доцент И.О. Логинова.

 

 

На пленарном заседании обсуждались результаты фундаментальных (доклад д. ф. н., профессора Кудашова В.И. «Современные проблемы здоровья и здорового образа жизни», доклад д. псх. н., доцента Логиновой И.О. «Динамические характеристики жизненного самоосуществления человека в призме оценки психологического здоровья», доклад к. псх. н., доцента Чупиной В.Б. «Жизненный ресурс и жизненный потенциал человека») и прикладных исследований в области психологического здоровья человека (доклад к. псх. н., доцента Котовой С.А. «Проблема поддержки психологического здоровья представителей помогающих профессий», доклад к. м. н., доцента Потаповой Т.Ф. «Изучение эффективности комплексного (медикаментозного и психотерапевтического) лечения больных с посттравматическим стрессовым расстройством, неврозами и шизотипическим расстройством», доклад заместителя главного врача КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1» Петрова А.С. «Психотехнологии формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у лиц с зависимостями от психоактивных веществ»).

 

Участники конференции

 

На конференции особое внимание было уделено вопросам психологического здоровья специалистов помогающих профессий (психологов, психотерапевтов). Этому был посвящен отдельный доклад (Котова С.А.), продолжение которого состоялось при обсуждении результатов мастер-класса «Диагностическая и консультационная работа по профилактике профдеформаций со специалистами помогающих профессий».

После пленарного заседания работа конференции продолжилась в рамках дискуссионного клуба «Ценностные основания психологического здоровья» (модератор — к. псх. н. Колкова С.М.) и круглого стола «Оценка эффективности здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий и программ» (модератор — к. п. н. Сидоренко О.А.).

Дискуссионный клуб «Ценностные основания психологического здоровья» (модератор: к. псх. н., доцент Колкова С.М.) был посвящен обсуждению критериев и показателей психологического здоровья, среди которых особое место занимают ценностно-смысловые образования.

 

Заседание дискуссионного клуба

 

В ходе обсуждения на круглом столе «Оценка эффективности здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий и программ» модератором, к. п. н. Сидоренко О.А. была обозначена проблема недостаточности медико-гигиенического подхода и реализации соответствующих технологий в современном образовании для формирования культуры здоровья субъектов образования и формирования у них здоровьесберегающих компетенций. Первая часть дискуссии была развернута относительно вопроса «Что именно считать здоровьесберегающими технологиями образования сегодня?» В ходе обсуждения участники пришли к заключению, что здоровьесберегающие технологии — это не обязательно специальные технологии, это качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приемов, методов психолого-педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения и здоровьеформирования. Кроме того, участниками дискуссии была акцентирована значимость интеграции усилий медиков, психологов и педагогов в создании и реализации здоровьсберегающих и здоровьеформирующих технологий и программ.

Одним из основных на круглом столе было выступление педагога-психолога ДОУ № 36 комбинированного вида Ленинского района, г. Красноярска Екатерины Александровны Жуковой, которая раскрыла подходы и опыт реализации комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения соматически ослабленных детей в условиях ДОУ, а также подходы в осуществлении мониторинга результативности реализующейся программы сопровождения.

Выступление вызвало живой интерес участников круглого стола. Дискуссия развернулась вокруг следующих вопросов: что выбирать в качестве показателей эффективности реализации здоровьесберегающих технологий и программ на разных ступенях образования? Достаточно ли отслеживать снижение заболеваемости детей и подростков? Что еще собственно может оцениваться как показатели эффективности здоровьесберегающих технологий и программ — показатели здоровья — соматического, психологического, психического. Успеваемость обучающихся? Эмоциональное состояние? Работоспособность? Мотивация здорового образа жизни и здоровьесберегающие компетенции у обучающихся? Или не только? Или такими показателями эффективности могут быть и характеристики относящиеся к образовательному процессу — это могут показатели здоровьесбережения при проведении уроков и занятий, психологический климат в ОУ, показатели грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья?

Второй день конференции был посвящен мастер-классам («Куклотерапия» — к. псх. н., доцент Соколовская Л.Б., «Арт-терапевтические техники в гештальт-терапии» — преп. Сенченко Г.В. и асс. Бархатов А.В., «Диагностическая и консультационная работа по профилактике профдеформаций со специалистами помогающих профессий» — к. псх. н., доцент Котова С.А., «Ассоциативные метафорические карты в психологическом консультировании» — к. п. н., доцент Кононенко И.О.), участниками которых стали преподаватели вузов, практикующие психологи, студенты.

 

Во время мастер-класса

 

Все мастер-классы вызвали живой интерес, включенность участников в проблематику мастер-класса, желание подробнее познакомиться с представленными психотехниками и приемами.

24 ноября 2012 года в рамках конференции прошел студенческий проектный марафон, в котором приняли участие студенты факультета клинической психологии ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России. Победителем конкурса стала студентка 3 курса факультета клинической психологии Майбородова Марина с проектом «Создание службы волонтеров–студентов ФКП на базе РОО «КЦЛП»» (научный руководитель — к. псх. н. С.М. Колкова). Стоит отметить неравнодушие студентов, защищавших проекты, к жизни студенчества КрасГМУ и общества в целом, которое нашло свое отражение в тематике представленных на конкурс работ. В каждой работе было большое количество интересных и значимых моментов: организация взаимодействия с другими организациями города, психологическая помощь от студента студенту.

Студенческая научная секция конференции включала 16 докладов. По результатам работы секции студентам, представившим наиболее интересные исследования, были вручены дипломы:

 – Диплом первой степени — Ростовых Е. «Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья».

 – Диплом второй степени — Балюкина В. «Экспериментальное исследование жизнестойкости студентов факультета клинической психологии в зависимости от проявления толерантности к неопределенности».

 – Диплом третьей степени — Сацук Д., Парубцова Т. «Изучение взаимосвязи типа личности и проявления алекситимии» и Петухова А. «Влияние фрустрации на соматическое здоровье детей младшего школьного возраста».

Участники Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал», рассмотрев проблему сохранения психологического здоровья людей, состояние и критерии психологического здоровья в различные возрастные периоды жизни, предлагают:

1.  Считать приоритетной в деятельности клинических психологов работу, направленную на исследование психологического здоровья различных категорий населения в стране, регионе, повышение значимости вопросов здоровьесбережения и здоровьеформирования.

2.  Разработать в рамках комплексной темы «Психологическое здоровье населения: критерии, диагностика, профилактика», реализуемой на кафедре психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, план мероприятий и программу по здоровьесбережению и здоровьеформированию на 2012-2015 гг.

3.  Расширить спектр мероприятий конференции (мастер-классов, дискуссионных клубов, круглых столов и др.), часть из которых может быть реализована в виде непрерывно действующих телеконференций.

4.  Осуществлять подготовку клинических психологов с учетом достижений психологической науки и практики в области психологии здоровья, технологий здоровьесбережения и здоровьеформирования.

5.  Сделать материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал» доступными широкому кругу профессионалов, разместив их на портале профессионального отраслевого научного издания «Медицинская психология в России» (http://www.medpsy.ru).

6.  Проводить Всероссийскую научно-практическую конференцию «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал» ежегодно, расширив ее до статуса Всероссийской конференции с международным участием.

Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал» явилась интересной и динамичной площадкой для общения и обмена опытом специалистов в области психологии здоровья. Участники конференции ориентированы на дальнейшие исследования в области психологии здоровья, разработку новых форм и методов работы по здоровьесбережению и здоровьеформированию, ориентированы на внедрение результатов в практику психологической помощи населению в системе здравоохранения и образования.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9.07:061.3

Логинова И.О. Научный отчет о Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал» Красноярск, 23-24 ноября 2012 г. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 6 (17). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы

 

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения