Использование резонансного подхода в консультировании и психотерапии
Петрушин С.В. (Казань)
|
Петрушин Сергей Владимирович
– доктор психологических наук, Институт психологии и
педагогики Казанского федерального университета.
E-mail: spv2003@inbox.ru,
сайт: petrushin.ru
|
Аннотация. В статье обосновывается новый оригинальный подход
в психологическом консультировании. Он является интегративным и
включает в себя элементы методов практической психологии и психотерапии.
Спецификой данного подхода является построение особых отношений в
процессе консультирования между психологом и клиентом, которые
называются резонансными. Акцент в его описании делается на
использовании эмоционально-чувственной сферы консультанта как основного
«инструмента» диагностики и помощи. В результате такого
подхода значительно повышается точность и скорость консультирования,
а также снижаются энергетические затраты консультанта.
Ключевые слова: психотерапия, консультирование, информационное поле,
«гиперличность», душевное состояние, резонанс, отношения, эмпатия,
диалог, субъективная реальность.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Создание отечественных моделей психологической помощи и психотерапии
является важной задачей дальнейшего развития этого направления в
России. На сегодня в практике психологической и работы используются в
основном зарубежные модели, такие как психоанализ, гештальт-терапия,
НЛП и т.п. В большинстве своем это эффективные методы помощи в лечении
и коррекции личности, но все-таки они не всегда учитывают особенности
российского менталитета. Общее для них заключается в том, что помощь
человеку рассматривается во многом как интеллектуальная работа, где
объектом такой работы является другой человек. Специфика российского
подхода, в отличии от европейских методов заключается в усилении
душевной работы самого психолога, в раскрытия в процессе психотерапии
духовной составляющей общения между людьми. Наличие именно
сердечно-душевного контакта является важным отличием и большим ресурсом
в практике становления российской психотерапии и практической
психологии.
Нами предлагается интегративная модель психологической помощи,
которую мы обозначили как «резонансное консультирование
(р-консультирование)». В чем же его новизна?
Во время процесса общения психолога и клиента происходит много
самых различных событий. Поэтому ситуацию психологического
консультирования можно представить многомерным информационным полем.
Находясь в нем, консультант должен четко знать, на что обращать
внимание, а что может быть второстепенным и не относящимся к проблеме.
Центры его внимания — доминанты восприятия — могут
быть совершенно различными. В зависимости от того, на что именно
консультант настроен обращать внимание, центрироваться, выявляется и
его собственная позиция в процессе консультирования. Можно выделить
следующие центрации в качестве основных, которые важны при решении
психологической проблемы.
В первом случае главным объектом внимания психолога является клиент.
Консультант слушает то, о чем он говорит, наблюдает за его поведением,
анализирует и интерпретирует излагаемую информацию (рис. 1).
Рис. 1. Схема первой позиции: объект внимания —
клиент (клиент-центрированный подход).
В таком случае консультация представляет собой
интеллектуально-творческую деятельность, где психолог сам или совместно
с клиентом находит решение его загадки. Еще З. Фрейд писал, что любой
клиент бессознательно уже знает решение своей проблемы. Поэтому задача
психолога заключается в том, чтобы помочь ему осознать свое знание.
Здесь есть определенное сходство с научной работой —
выбирается проблема, выдвигаются гипотезы по ее решению, которые затем
проверяются. Интерпретация предлагается по мере готовности клиента,
либо он подталкивается к самостоятельным выводам.
Во втором случае зона моего внимания увеличивается — помимо
клиента, я начинаю учитывать характер наших актуальных взаимоотношений,
его отношение ко мне как психологу. Данный подход строится на
предпосылке, что человеческие проблемы в большей степени являются
сложностями взаимоотношений, что они вскроются во время нашей
психологической работы (рис. 2).
Рис. 2. Схема второй позиции: объект внимания —
взаимоотношения психолога и клиента (центрация на отношениях).
Специфика возникающих отношений между психологом и клиентом
является отражением актуальных проблем клиента с окружающими.
Внутренний конфликт, в котором «застрял» человек,
обязательно будет воспроизводиться во внешних отношениях с
консультантом. Например, если в своей жизни клиент требователен
и высокомерен, то эти черты проявятся и во взаимоотношениях с
психологом во время их консультативной беседы. По мнению многих
авторов (К. Роджерс [4]; Г. Алпорт [8];
И. Ялом [7]; Мясищев В.Н. [2] и др.), именно
отношения являются краеугольным камнем в психотерапии и
консультировании, они есть цель и средство психологической помощи.
Наблюдая и анализируя возникающие взаимоотношения, психолог может
помочь клиенту обнаружить характер его конфликтных взаимоотношений,
которые тот может не осознавать. Например, клиент приходит за помощью
по поводу своих взаимоотношений с женой, но все попытки психолога
помочь им отвергаются и обесцениваются. Психолог может обратить
внимание на эту противоречивость поведения человека. Затем можно более
внимательно рассмотреть возникающие взаимоотношения и обнаружить, что
клиент пытается «победить» психолога (хотя на тот
момент клиент этого, конечно, не осознавал). Таким образом, его
истинная проблема не та, о которой он сообщил, а иная, что заключается
в его нереализованном желании самоутверждения.
Помимо перечисленных центраций, можно сделать еще один акцент
внимания, который как раз лег в основу предлагаемого метода резонансного
консультирования. Третий элемент консультативной ситуации часто
остается «за кадром» восприятия психолога. Тем не
менее он является весьма важным для успешной психологической работы.
Этот элемент — сам психолог-консультант. То есть ситуация
консультации — это не только мой клиент, не только наши с ним
взаимоотношения, но в такой процесс входит и моя собственная личность.
На мой взгляд, данный ресурс консультирования не до конца еще
использован в психотерапии. Не только с клиентом, но и психологом тоже
происходят разные изменения: в теле возникают самые различные ощущения,
сменяются эмоциональные состояния, в голове проносятся различные мысли
и ассоциации. Нередко эти состояния имеют негативные характеристики
— страх перед клиентом, скованность, излишнее волнение.
Иногда эти внутренние процессы бывают очень яркими и даже отвлекают
внимание от того, что говорит клиент. Как к этому относиться? Выводить
эти эмоции и чувства за скобки нашего общения или можно как-то
использовать «для пользы дела»?
Мои многолетние наблюдения в роли консультанта укрепили меня в мысли,
что происходящее с психологом в процессе консультирования далеко не
случайно, а может иметь непосредственное отношение к проблеме клиента.
Получается, что поиск решения проблемы можно искать не только в нем или
наших взаимоотношениях, но и …в самом консультанте!
Бессознательное клиента знает все, но и мое бессознательное тоже знает
решение его проблемы. Оказывается, что «просто»
наблюдая за собой во время консультации, можно также получить очень
важную информацию о клиенте. Поэтому в подражание К. Роджерсу я иногда
называю резонансный подход «консультант-центрированной
терапией».
Основное отличие предлагаемого метода «Р-консультирование»
заключается в том, что психолог выступает не в отстраненной
исследовательской позиции (как, например, в психоанализе), не в
диалоге двух отдельных личностей со своим богатым внутренним миром
— психолога и клиента (гуманистический подход), а становится
«частью» личности клиента. Для этого психолог намеренно
подвергается влиянию клиента и при этом наблюдает, что с ним
«делает» клиент (рис. 3).
Рис. 3. Схема третьей позиция: объект внимания —
психолог в резонансе с клиентом (консультант-центрированный подход).
Таким образом, специфика Р-консультирования заключается в создании
особых, основанных на резонансе, отношений между психологом и клиентом
(резонансные отношения). Данный подход позволяет Р-консультанту снизить
дистанцию и психологические границы в паре. Тогда возможно
действительное взаимодействие, взаимопонимание, взаимоотношения.
Возможно, именно о таком общении писал К.Г. Юнг: «Встреча
двух личностей подобна контакту двух химических субстанций –
если они войдут в резонанс друг с другом — обе трансформируются».
Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что в идеале на каждом
этапе консультирования психологу желательно включать в свое внимание
все возможные центрации: то есть видеть клиента; видеть себя; видеть,
что он делает с вами; видеть, что вы делаете с ним; видеть, какие у
вас возникают взаимоотношения.
Изначально понятие «резонанс» является техническим
термином и используется обычно в физике. Но идея резонанса может
быть приложена и к человеческому общению. В принципе, у человека
может быть резонанс не только с другим человеком, но и с группой,
городом, временем, природой, музыкой и многим другим. При этом
происходит как бы снятие психологических границ между человеком
и другими субъектами. Входя в резонансные отношения, два человека
становятся единой системой, возникает новая целостность.
Резонансный подход отличается как от слияния, так и от эмпатии. Прежде
всего, он строиться на диалоге душевных состояний психолога и другого
человека. В результате этого возникает целостное пространство, которое
объединяет психолога и клиента. При грамотном слушании этого
пространства можно найти ответы на все вопросы. В резонансе возможно,
отражая скрытое, бессознательное другого человека, создавать целое,
объединяющее пространство для совместной психологической работы.
В основе предлагаемого метода резонансного консультирование
лежит не отстройка от состояния другого человека, как например, в
психоанализе борьба с контр-переносом. Наоборот, происходит перестройка
отношений в диаде «психолог-клиент» в единую
«гиперличность». С помощью специальных техник
осуществляется неотождествленное слияния субъективных реальностей
психолога и клиента. Если психотерапевтическое взаимодействие
рассматривать как некую целостность, то в этом случае логично
предположить, что другого человека в этой «гиперличности»
можно рассматривать фигурой (то есть сознательной частью психики),
а психотерапевт — фоном (то есть отражением бессознательного
клиента).
Например, общение с депрессивным человеком может вызвать раздражение
и злость у психотерапевта. Чтобы лишнего не травмировать, психотерапевт
будет скрывать эту агрессию. С точки зрения р-консультирования, то, что
происходит с психотерапевтом во время консультации и есть отражение
проблемы клиента: психотерапевт пытается подавлять злость, но это и есть
суть депрессии. Поэтому психотерапевт должен отнестись «по-рабочему»
к своему эмоциональному состоянию. Если он сможет разотождествиться и
осознать свое состояние не только как свое, но и как фоновое клиента,
он сразу выйдет на решение проблемы, через помощь в обучении клиента
культурным формам проявления злости по отношению к своим обидчикам.
Следует отметить, что элементы резонансного подхода можно обнаружить
в различных психотерапевтических методах. Например, он очень близко
соприкасается с современными тенденциями в психоанализе, в частности с
интерсубъектным подходом Х. Когута [5]. В нейро-лингвистическое
программирование хорошо проработана идея, что для полноценного контакта
необходима предварительная подстройка общающихся друг к другу. Б.
Хеллингер, разрабатывая метод семейных системных расстановок писал о
феномене «замещения», многократно им обнаруженном, легшем
в основу метода семейных системных расстановок. В одной из последних
работ Б. Хеллингер использовал термин «созвучие»
как наиболее важный компонент в своей работы [6]. Даже в
бизнес-психологии уже появляются работы, связанные с резонансным
подходом в управлении («резонансное лидерство»,
Р. Бояцис) [1].
Проблема заключается в том, что даже те авторы, которые отмечали
феномен «резонанса», крайне скупо писали о том, как
этому можно научиться. Помимо концепции, нами разработана
специальная подготовка психолога способам построения резонансных
общения. Именно такая спецподготовка делает качественным отличие
специалиста-консультанта от «обычного» человека.
Эта подготовка включает в себя овладение, наряду с
психотерапевтическими средствами (формирование и анализ переноса и
сопротивления, способность к де-идентификации с профессиональной ролью
и созданию нулевой Я-концепции, быть «здесь и теперь»,
уход из «средней зоны») и специальными методикам построения
глубинного общения. В настоящее время нами найдены создана специальная
методика, которая позволяют значительно развить и расширить диапазон
восприятия душевного состояния человека, включив в них тонкие
подпороговые излучения. Более подробно о ней будет сказано в следующем
материале.
Всем, кого заинтересовал метод резонансного консультирования,
предлагаю продолжение общения. Буду признателен, если кому-то захочется
поделиться со мной своими мыслями, разработками, идеями. Пишите на
сайт: www.petrushin.ru.
Литература
1. Бояцис Р. Резонансное лидерство:
Самосовершенствование и построение плодотворных взаимоотношений с
людьми на основе активного сознания, оптимизма эмпатии. –
М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
2. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы
и патологии // Психология отношений. – Москва–Воронеж, 1995.
3. Петрушин С.В. Мастерская психологического
консультирования. – СПб.: Речь, 2006.
4. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. –
М.: ЗАО «ЭКСМО-Пресс», 1999.
5. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Дж.
Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. – М.:
Когито-Центр, 1999.
6. Хеллингер Б. Порядки помощи. – М.: Институт
консультирования и системных решений, 2006.
7. Ялом И. Дар психотерапии. – М.: Эксмо, 2005.
8. Alport G.W. Personality: A Psychological Interpretation.
– N.Y.: Henry Holt & Co, 1937.
Ссылка для цитирования
УДК 615.851
Петрушин С.В. Использование резонансного подхода в консультировании и психотерапии
[Электронный ресурс] //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 1 (18).
– URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|