Вернуться на главную страницу
Английская версия
О журнале
Редакционный совет
Планы редакции
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ

Использование резонансного подхода
в консультировании и психотерапии

Петрушин С.В. (Казань)

 

 

Петрушин Сергей Владимирович

–  доктор психологических наук, Институт психологии и педагогики Казанского федерального университета.

E-mail: spv2003@inbox.ru,

сайт:    petrushin.ru

 

Аннотация. В статье обосновывается новый оригинальный подход в психологическом консультировании. Он является интегративным и включает в себя элементы методов практической психологии и психотерапии. Спецификой данного подхода является построение особых отношений в процессе консультирования между психологом и клиентом, которые называются резонансными. Акцент в его описании делается на использовании эмоционально-чувственной сферы консультанта как основного «инструмента» диагностики и помощи. В результате такого подхода значительно повышается точность и скорость консультирования, а также снижаются энергетические затраты консультанта.

Ключевые слова: психотерапия, консультирование, информационное поле, «гиперличность», душевное состояние, резонанс, отношения, эмпатия, диалог, субъективная реальность.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Создание отечественных моделей психологической помощи и психотерапии является важной задачей дальнейшего развития этого направления в России. На сегодня в практике психологической и работы используются в основном зарубежные модели, такие как психоанализ, гештальт-терапия, НЛП и т.п. В большинстве своем это эффективные методы помощи в лечении и коррекции личности, но все-таки они не всегда учитывают особенности российского менталитета. Общее для них заключается в том, что помощь человеку рассматривается во многом как интеллектуальная работа, где объектом такой работы является другой человек. Специфика российского подхода, в отличии от европейских методов заключается в усилении душевной работы самого психолога, в раскрытия в процессе психотерапии духовной составляющей общения между людьми. Наличие именно сердечно-душевного контакта является важным отличием и большим ресурсом в практике становления российской психотерапии и практической психологии.

Нами предлагается интегративная модель психологической помощи, которую мы обозначили как «резонансное консультирование (р-консультирование)». В чем же его новизна?

Во время процесса общения психолога и клиента происходит много самых различных событий. Поэтому ситуацию психологического консультирования можно представить многомерным информационным полем. Находясь в нем, консультант должен четко знать, на что обращать внимание, а что может быть второстепенным и не относящимся к проблеме. Центры его внимания — доминанты восприятия — могут быть совершенно различными. В зависимости от того, на что именно консультант настроен обращать внимание, центрироваться, выявляется и его собственная позиция в процессе консультирования. Можно выделить следующие центрации в качестве основных, которые важны при решении психологической проблемы.

В первом случае главным объектом внимания психолога является клиент. Консультант слушает то, о чем он говорит, наблюдает за его поведением, анализирует и интерпретирует излагаемую информацию (рис. 1).

 

Рис. 1. Схема первой позиции: объект внимания —
клиент (клиент-центрированный подход).

 

В таком случае консультация представляет собой интеллектуально-творческую деятельность, где психолог сам или совместно с клиентом находит решение его загадки. Еще З. Фрейд писал, что любой клиент бессознательно уже знает решение своей проблемы. Поэтому задача психолога заключается в том, чтобы помочь ему осознать свое знание. Здесь есть определенное сходство с научной работой — выбирается проблема, выдвигаются гипотезы по ее решению, которые затем проверяются. Интерпретация предлагается по мере готовности клиента, либо он подталкивается к самостоятельным выводам.

Во втором случае зона моего внимания увеличивается — помимо клиента, я начинаю учитывать характер наших актуальных взаимоотношений, его отношение ко мне как психологу. Данный подход строится на предпосылке, что человеческие проблемы в большей степени являются сложностями взаимоотношений, что они вскроются во время нашей психологической работы (рис. 2).

 

Рис. 2. Схема второй позиции: объект внимания —
взаимоотношения психолога и клиента (центрация на отношениях).

 

Специфика возникающих отношений между психологом и клиентом является отражением актуальных проблем клиента с окружающими. Внутренний конфликт, в котором «застрял» человек, обязательно будет воспроизводиться во внешних отношениях с консультантом. Например, если в своей жизни клиент требователен и высокомерен, то эти черты проявятся и во взаимоотношениях с психологом во время их консультативной беседы. По мнению многих авторов (К. Роджерс [4]; Г. Алпорт [8]; И. Ялом [7]; Мясищев В.Н. [2] и др.), именно отношения являются краеугольным камнем в психотерапии и консультировании, они есть цель и средство психологической помощи.

Наблюдая и анализируя возникающие взаимоотношения, психолог может помочь клиенту обнаружить характер его конфликтных взаимоотношений, которые тот может не осознавать. Например, клиент приходит за помощью по поводу своих взаимоотношений с женой, но все попытки психолога помочь им отвергаются и обесцениваются. Психолог может обратить внимание на эту противоречивость поведения человека. Затем можно более внимательно рассмотреть возникающие взаимоотношения и обнаружить, что клиент пытается «победить» психолога (хотя на тот момент клиент этого, конечно, не осознавал). Таким образом, его истинная проблема не та, о которой он сообщил, а иная, что заключается в его нереализованном желании самоутверждения.

Помимо перечисленных центраций, можно сделать еще один акцент внимания, который как раз лег в основу предлагаемого метода резонансного консультирования. Третий элемент консультативной ситуации часто остается «за кадром» восприятия психолога. Тем не менее он является весьма важным для успешной психологической работы. Этот элемент — сам психолог-консультант. То есть ситуация консультации — это не только мой клиент, не только наши с ним взаимоотношения, но в такой процесс входит и моя собственная личность.

На мой взгляд, данный ресурс консультирования не до конца еще использован в психотерапии. Не только с клиентом, но и психологом тоже происходят разные изменения: в теле возникают самые различные ощущения, сменяются эмоциональные состояния, в голове проносятся различные мысли и ассоциации. Нередко эти состояния имеют негативные характеристики — страх перед клиентом, скованность, излишнее волнение. Иногда эти внутренние процессы бывают очень яркими и даже отвлекают внимание от того, что говорит клиент. Как к этому относиться? Выводить эти эмоции и чувства за скобки нашего общения или можно как-то использовать «для пользы дела»?

Мои многолетние наблюдения в роли консультанта укрепили меня в мысли, что происходящее с психологом в процессе консультирования далеко не случайно, а может иметь непосредственное отношение к проблеме клиента. Получается, что поиск решения проблемы можно искать не только в нем или наших взаимоотношениях, но и …в самом консультанте! Бессознательное клиента знает все, но и мое бессознательное тоже знает решение его проблемы. Оказывается, что «просто» наблюдая за собой во время консультации, можно также получить очень важную информацию о клиенте. Поэтому в подражание К. Роджерсу я иногда называю резонансный подход «консультант-центрированной терапией».

Основное отличие предлагаемого метода «Р-консультирование» заключается в том, что психолог выступает не в отстраненной исследовательской позиции (как, например, в психоанализе), не в диалоге двух отдельных личностей со своим богатым внутренним миром — психолога и клиента (гуманистический подход), а становится «частью» личности клиента. Для этого психолог намеренно подвергается влиянию клиента и при этом наблюдает, что с ним «делает» клиент (рис. 3).

 

Рис. 3. Схема третьей позиция: объект внимания —
психолог в резонансе с клиентом (консультант-центрированный подход).

 

Таким образом, специфика Р-консультирования заключается в создании особых, основанных на резонансе, отношений между психологом и клиентом (резонансные отношения). Данный подход позволяет Р-консультанту снизить дистанцию и психологические границы в паре. Тогда возможно действительное взаимодействие, взаимопонимание, взаимоотношения. Возможно, именно о таком общении писал К.Г. Юнг: «Встреча двух личностей подобна контакту двух химических субстанций – если они войдут в резонанс друг с другом — обе трансформируются».

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что в идеале на каждом этапе консультирования психологу желательно включать в свое внимание все возможные центрации: то есть видеть клиента; видеть себя; видеть, что он делает с вами; видеть, что вы делаете с ним; видеть, какие у вас возникают взаимоотношения.

Изначально понятие «резонанс» является техническим термином и используется обычно в физике. Но идея резонанса может быть приложена и к человеческому общению. В принципе, у человека может быть резонанс не только с другим человеком, но и с группой, городом, временем, природой, музыкой и многим другим. При этом происходит как бы снятие психологических границ между человеком и другими субъектами. Входя в резонансные отношения, два человека становятся единой системой, возникает новая целостность.

Резонансный подход отличается как от слияния, так и от эмпатии. Прежде всего, он строиться на диалоге душевных состояний психолога и другого человека. В результате этого возникает целостное пространство, которое объединяет психолога и клиента. При грамотном слушании этого пространства можно найти ответы на все вопросы. В резонансе возможно, отражая скрытое, бессознательное другого человека, создавать целое, объединяющее пространство для совместной психологической работы.

В основе предлагаемого метода резонансного консультирование лежит не отстройка от состояния другого человека, как например, в психоанализе борьба с контр-переносом. Наоборот, происходит перестройка отношений в диаде «психолог-клиент» в единую «гиперличность». С помощью специальных техник осуществляется неотождествленное слияния субъективных реальностей психолога и клиента. Если психотерапевтическое взаимодействие рассматривать как некую целостность, то в этом случае логично предположить, что другого человека в этой «гиперличности» можно рассматривать фигурой (то есть сознательной частью психики), а психотерапевт — фоном (то есть отражением бессознательного клиента).

Например, общение с депрессивным человеком может вызвать раздражение и злость у психотерапевта. Чтобы лишнего не травмировать, психотерапевт будет скрывать эту агрессию. С точки зрения р-консультирования, то, что происходит с психотерапевтом во время консультации и есть отражение проблемы клиента: психотерапевт пытается подавлять злость, но это и есть суть депрессии. Поэтому психотерапевт должен отнестись «по-рабочему» к своему эмоциональному состоянию. Если он сможет разотождествиться и осознать свое состояние не только как свое, но и как фоновое клиента, он сразу выйдет на решение проблемы, через помощь в обучении клиента культурным формам проявления злости по отношению к своим обидчикам.

Следует отметить, что элементы резонансного подхода можно обнаружить в различных психотерапевтических методах. Например, он очень близко соприкасается с современными тенденциями в психоанализе, в частности с интерсубъектным подходом Х. Когута [5]. В нейро-лингвистическое программирование хорошо проработана идея, что для полноценного контакта необходима предварительная подстройка общающихся друг к другу. Б. Хеллингер, разрабатывая метод семейных системных расстановок писал о феномене «замещения», многократно им обнаруженном, легшем в основу метода семейных системных расстановок. В одной из последних работ Б. Хеллингер использовал термин «созвучие» как наиболее важный компонент в своей работы [6]. Даже в бизнес-психологии уже появляются работы, связанные с резонансным подходом в управлении («резонансное лидерство», Р. Бояцис) [1].

Проблема заключается в том, что даже те авторы, которые отмечали феномен «резонанса», крайне скупо писали о том, как этому  можно научиться. Помимо концепции, нами разработана специальная подготовка психолога способам построения резонансных общения. Именно такая спецподготовка делает качественным отличие специалиста-консультанта от «обычного» человека. Эта подготовка включает в себя овладение, наряду с психотерапевтическими средствами (формирование и анализ переноса и сопротивления, способность к де-идентификации с профессиональной ролью и созданию нулевой Я-концепции, быть «здесь и теперь», уход из «средней зоны») и специальными методикам построения глубинного общения. В настоящее время нами найдены создана специальная методика, которая позволяют значительно развить и расширить диапазон восприятия душевного состояния человека, включив в них тонкие подпороговые излучения. Более подробно о ней будет сказано в следующем материале.

Всем, кого заинтересовал метод резонансного консультирования, предлагаю продолжение общения. Буду признателен, если кому-то захочется поделиться со мной своими мыслями, разработками, идеями. Пишите на сайт: www.petrushin.ru.

 

Литература

1.  Бояцис Р. Резонансное лидерство: Самосовершенствование и построение плодотворных взаимоотношений с людьми на основе активного сознания, оптимизма эмпатии. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

2.  Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. – Москва–Воронеж, 1995.

3.  Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. – СПб.: Речь, 2006.

4.  Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. – М.: ЗАО «ЭКСМО-Пресс», 1999.

5.  Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Дж. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. – М.: Когито-Центр, 1999.

6.  Хеллингер Б. Порядки помощи. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2006.

7.  Ялом И. Дар психотерапии. – М.: Эксмо, 2005.

8.  Alport G.W. Personality: A Psychological Interpretation. – N.Y.: Henry Holt & Co, 1937.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 615.851

Петрушин С.В. Использование резонансного подхода в консультировании и психотерапии [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 1 (18). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения