Вернуться на главную страницу
Английская версия
О журнале
Редакционный совет
Планы редакции
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год

Возможности психотерапевтических воздействий
в медико-психологическом сопровождении больных
с хроническими облитерирующими заболеваниями артерий нижних конечностей

Попенко Н.В., Логинова И.О., Черданцев Д.В. (Красноярск)

 

 

Попенко Наталья Валерьевна

–  аспирант Красноярского государственного медицинского университета кафедры психологии и педагогики с курсом медицинской психологии и психотерапии последипломного образования ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им.  В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

E-mail: Popenkonv@yandex.ru

Логинова Ирина Олеговна

–  доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики с курсом медицинской психологии и психотерапии последипломного образования, декан факультета клинической психологии ГБОУ ВПО «Красноярский государственный  медицинский  университет им.  В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

E-mail: loginova70_70@mail.ru

Черданцев Дмитрий Владимирович

–  доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой и клиники хирургических болезней имени профессора А.М. Дыхно с курсом эндоскопии и эндохирургии последипломного образования ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им.  В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

E-mail: gs7@mail.ru

 

Аннотация. В статье представлен опыт использования психотерапевтической программы, разработанной в рамках комплексной медико-психологической реабилитации пациентов с хроническими облитерирующими заболеваниями артерий нижних конечностей. Полученные результаты отражают эффективность психотерапевтических мероприятий по уменьшению симптоматики фантомных болей и улучшению общего эмоционального фона больных в условиях стационара.

Ключевые слова: психотерапевтические воздействия, медико-психологическая реабилитация, хронические облитерирующие заболевания артерий нижних конечностей, фантомные боли, эмоциональный фон.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Важным моментом медико-психологической реабилитации в хирургическом стационаре является включение психотерапии в систему комплексного лечения больных.

Психотерапия в хирургической практике направлена на решение конкретных проблемных ситуаций, на активизацию внутренних психологических ресурсов с учетом клинических, психофизиологических, социальных механизмов заболевания на разных его этапах (D. Bruns, J.M. Disorbio, 2009). В связи с изменяющимися условиями жизни человеку необходимо формировать психологические качества для более эффективной адаптации и социализации (А.Г. Караянин, 2006). При составлении и реализации психотерапевтического комплекса в нашей работе мы придерживались следующих критериев:

1.  Учет тяжести заболевания (в зависимости от объема хирургического вмешательства).

2.  Возрастные особенности пациентов (ригидность мышления и способность воспринимать новый опыт).

3.  Индивидуально-личностные особенности пациентов.

4.  Нахождение больных в стационаре с диагнозом i70.2 по классификации МКБ-10, МЭС 022601.

В связи с ограничением по времени (критерий № 4) в основе лежит краткосрочная психотерапия.

Психотерапия как часть комплексной медико-психологической помощи пациентам с хроническими облитерирующими заболеваниями артерий нижних конечностей заключается в том, чтобы больной мог осознать проблему болезни в целом и сумел адаптироваться к новым условиям жизни.

Материалы и методы

Полученные результаты проведенного нами на предыдущих этапах психологического исследования позволили выявить клинико-психологические характеристики больных с хроническими облитерирующими заболеваниями артерий нижних конечностей. Учитывая, что пациенты с хроническими облитерирующими заболеваниями характеризуются нарушением кровотока, мы выбрали программу комплексной немедикаментозной терапии (Я.П. Гирич, 2004), которая в полной мере отвечает их состоянию.

Медико-психологическое сопровождение состояло их трех этапов: подготовительного, основного, заключительного.

Подготовительный этап включал в себя сбор анамнеза, клиническую беседу, клиническое наблюдение, психологическую диагностику, создание мотивации к проведению психотерапевтических сеансов, определение адекватности для данного пациента краткосрочной терапии и оценка ожидаемого позитивного эффекта после проведения сеансов, определение методов, техники и формы индивидуальной психологической помощи.

В основной этап входило непосредственное проведение психологической коррекции по средствам выбранных приемов и методов, что позволило разрушить ранее созданные стереотипы и достичь более высокого эмоционального комфорта и уровня адаптации, а также улучшить общее самочувствие больного, изменить отношение больного к болезни, учитывая личностные характеристики.

Заключительный этап состоял в оценке медико-психологического сопровождения.

Тактика проведения психотерапевтического сеанса в комплексной терапии больных облитерирующим атеросклерозом артерий нижних конечностей

Лечебный сеанс начинается с приемов постизометрической релаксации мышц ног. Эта массажная техника характерна для реабилитации пациентов после реконструктивных операций на артериях нижних конечностей при сохранении обеих конечностей. Движение руки (рук) должно быть медленным. Массируется каждый пальчик ноги в отдельности от ногтя к основанию пальца. Массирующие движения совершайте подушечками пальцев.

Далее, зафиксировав стопу одной рукой, второй рукой проводим массирующие круговые движения по подошвенной части стопы большим пальцем. После массажа стопы переходим к массажу голени. При обхватывающем непрерывистом поглаживании ладонь должна плотно обхватывать массируемый участок. После массажа голени переходим на бедро. Эти же приемы повторяются и на второй ноге. В ситуации ампутации одной конечности последние действия не осуществляются. При отсутствии двух нижних конечностей лечебный сеанс начинаем с верхних конечностей.

Большим и указательным пальцами правой руки поочередно массируем пальцы на руке пациента, начиная с мизинца, от подушечки до основания по боковым, верхней и нижней сторонам, а затем промежутки между мелкими косточками пясти. После этого обеими ладонями разминаем мышцы руки, постепенно поднимаясь от лучезапястного до плечевого сустава. Эти же приемы повторяем на второй руке.

Следующий этап — релаксация мышц шеи, спины и поясницы. Используются традиционные длинные и короткие «растяжки».

Релаксация мышц шеи производится в положении пациента лежа на спине тремя пальцами (указательным, средним и безымянным) обеих рук движениями от 7-ого шейного позвонка до затылка.

Релаксация широких мышц спины производится в положении пациента лежа на животе, голова повернута в сторону, руки вытянуты вдоль туловища. Выполняются следующие приемы:

–  с использованием плечевого сустава: руки в перекресте, согнуты в локтях, кисти захватывают плечевые суставы;

–  с использованием верхнего угла лопатки: руки в перекресте, согнуты в локтях, ребра ладоней в развороте подведены под верхние углы лопатки;

–  с использованием лопатки: руки массажиста в перекресте, согнуты в локтях, ребра ладоней в развороте подведены под лопатки.

Релаксация нижних мышц спины:

–  руки в перекресте, согнуты в локтях, ладони перпендикулярно оси тела, плотно прижаты к спине. Растяжка производится ладонями.

Релаксация мышц поясницы:

–  косые растяжки: одна рука массажиста расположена на краю ягодицы, другая — по диагонали под лопаткой. Затем руки меняются.

–  прямая растяжка: одна рука на крестце, другая — между лопатками.

Короткие растяжки:

–  подготовительная (ребрами ладоней) — прямая (перпендикулярно оси тела) и две косые (под углом 45 градусов).

–  основная (кулачками) — прямая (перпендикулярно оси тела) и две косые (под углом 45 градусов).

После достижения расслабленности мышц шеи, спины, поясницы переходим к манипуляциям по ходу позвоночника в описании Я.П. Гирича.

1.  Прижимаем указательный палец рабочей руки к боковой поверхности остистого отростка (начиная с первого грудного позвонка) и по часовой стрелке медленно его «обходит» несколько раз, затем перемешается ниже и повторяет эту же процедуру.

2.  Большим и указательным пальцами обеих рук захватываем соседние остистые отростки, и медленно предпринимаем попытку как бы сместить их в противоположные стороны перпендикулярно оси тела.

3.  Массаж мышц, расположенных на дужках позвонков. Все пальцы обеих рук (большие с одной стороны, остальные — с другой) прижимаются к остистым отросткам позвонков и медленно производят движения вверх-вниз по ходу позвоночника.

На этом воздействие на мышцы спины и поясницы больного заканчивается. Пациенту предлагается перевернуться на спину, после чего начинаются манипуляции на шее по описанной выше схеме.

После этого подушечки указательного и среднего пальцев обеих рук располагаются на жевательных мышцах ближе к месту их прикрепления к верхней челюсти. Подушечки больших пальцев располагаются на лбу по средней линии и с надавливанием переводятся к ушным раковинам, постепенно перемещаясь кзади. Эта массажная манипуляция заканчивается на границе головы и шеи. Комплекс описанных здесь техник повторяется три раза.

Выполнение вышеописанных приемов занимает 25-30 минут.

После окончания манипуляций на голове непосредственно переходим к психотерапевтической части сеанса. В течение 8 минут проводится точечный массаж медленными надавливаниями подушечками указательного и среднего пальцев обеих рук на нижеописанные точки, что улучшает кровообращение в первом блоке мозга:

–  жевательные мышцы ближе к верхней челюсти;

–  места прикрепления грудино-ключично-сосцевидных мышц к сосцевидным отросткам;

–  массаж четырех точек: указательные пальцы обеих рук находятся на висках, отступив на 0,5 см от конца линии роста бровей; большие пальцы — по саггитальной линии головы (один — на 1,5 см кзади от линии начала роста волос, другой — на перекресте саггитальной линии головы и линии, соединяющей середины выходов из наружных слуховых проходов);

–  массаж по линии крыльев носа: подушечки ногтевых фаланг указательных пальцев располагаются на впадинах подбородка на расстоянии друг от друга, соответствующем таковому между ямками крыльев носа. Потом подушечки ногтевых фаланг переносятся на впадины у крыльев носа, дальше — на острые края глазниц на том же расстоянии друг от друга, постепенно перемещаясь к затылку. Заканчивается процедура на границе головы и шеи.

Во время выполнения точечного массажа проводится «подстройка» под дыхание больного (надавливание на выдохе с попыткой замедлить ритм дыхания). Это сопровождается индифферентной фоновой музыкой (что способствует усилению релаксирующего эффекта) и формулами эриксоновского варианта гипноза (упрощает проблему введения в транс) в магнитофонной записи (позволяет психотерапевту при необходимости произносить дополнительные краткие формулы):

«Лежим на удобной постели. Чувствуем постель затылком, спиной, поясницей, руками и ногами. Затылок, спина, поясница, руки и ноги приятно прижимаются к постели. Поза становится удобней. Дыхание ровным, спокойным, естественным.

Расслабляются лоб, лицо, затылок. Расслабляются руки и ноги. Приятная вялость и расслабленность распространяются по всему телу. Дыхание ровное, спокойное, глубокое. Удобно, уютно, тепло. Полное доверие рукам. Полное доверие голосу.

Отдыхают лоб, лицо, затылок. Отдыхают руки и ноги. Тело приятно прижимается к постели. Дыхание ровное, спокойное, глубокое. Сонливость, вялость распространяются по всему телу. Заполняют грудь. Заполняют душу. Удобно, уютно, тепло. Мысли путаются, плывут. Все отдыхает».

Затем на фоне музыки в сочетании с формулами «погружения» проводятся контакт-пассы. Используются четыре манипуляции. Каждая манипуляция занимает два дыхательных движения больного.

–  движения вокруг глаз;

–  поглаживание закрытых глаз;

–  продольные пассы по лицу одной рукой;

–  продольные пассы двумя руками.

В магнитофонной записи фоновая музыка здесь сочетается с формулами «погружения» в традиционном психотерапевтическом понимании. Словесные формулы максимально приближаются к «маске релаксации» и другим формулам в рамках методики аутогенной тренировки Мюллер-Хегемана:

«Расслабляются мышцы лба, глазных яблок. Взор сводит кнутри и книзу. Веки теплеют, тяжелеют, наливаются приятной усталостью. Нижняя челюсть как бы слегка свисает. Кончик языка как бы слегка прикасается к верхнему небу. Расслабляются и теплеют мышцы затылка. Расслабляются руки: пальцы, кисти, предплечья и плечи. Руки становятся теплыми, тяжелыми, приятно уставшими. Расслаблены ноги: стопы, голени, бедра. Ноги теплые, тяжелые, приятно прижаты к постели. Расслаблены мышцы всего тела. Тело теплое, тяжелое, приятно прижато к постели. Дыхание ровное, спокойное, глубокое. Посторонние шумы, звуки уходят. Мысли путаются, плывут. Мой голос то приближается, то удаляется, то совсем исчезает. Незаметно погружаемся в приятное забытье.

Глаза закрыты. Веки тяжелые. По всему телу приятная усталость. Дыхание ровное, спокойное, глубокое. Мысли путаются, плывут. Воспринимается только мой голос. Мой голос воспринимается. Мой голос доходит до самых потаенных участков мозга, души. Так нужно. Так будет хорошо».

Такой вариант суггестии близок к формулам маски релаксации рекомендуемой для лечения цефалгий. Здесь также эпизодически произносятся дополнительные формулы с ориентированностью на приемы эриксоновского гипноза.

После окончания «погружения» и традиционных формул «перехода к лечебной части» начиналась основная (лечебная) часть сеанса.

В течение трех минут на фоне музыки звучат «общетерапевтические формулы» в традиционном их понимании. Они сопровождаются продольными дистанс-пассами: расслабленная кисть располагается надо лбом пациента на расстоянии 1-2 см от лица и за одно дыхательное движение плавно переходит на грудь. В период второго дыхательного движения больного рука психотерапевта возвращается в исходное положение.

«Отдыхают лицо и затылок. Отдыхают руки и ноги. Отдыхает все тело. Отдыхает каждая клеточка тела. Каждая клеточка мозга. Уходит усталость. Уходит тревога. Нега, покой заполнили все тело. Заполнили грудь. Глубже и глубже погружаемся в приятное забытье. Полностью следуем моему голосу».

Затем идут формулы с ориентированностью на первый блок мозга. Внушаются тепло мышц шеи с переходом на затылок, всю голову и лицо. В последующем излагаются формулы, предполагающие нормализацию просвета сосудов мозга, улучшение его кровоснабжения, что ведет к улучшению как общего состояния, так и правильному регулированию мозгом функций разных систем организма. Это сочетается с дистанс-пассами в форме круговых движений кисти психотерапевта по часовой стрелке над глазами. Полное круговое движение рукой занимает два дыхательных акта больного.

«Мышцы шеи теплые, прогреты и расслаблены. Тепло приятно окутало шейный отдел позвоночника. Прогреваются связки, удерживающие позвонки. Прогреваются сами позвонки и расположенные между ними межпозвоночные диски. Прогревается спинной мозг. Все клеточки спинного мозга хорошо омываются свежей кровью. Вся шея приятно прогрета и расслаблена. Мягкие, эластичные мышцы шеи нежно ставят шейные позвонки на правильное, природой определенное место.

Тепло из шеи нежно струится на затылок, распространяется на всю голову, на лицо. Мышцы шеи, головы, лица прогреты и расслаблены. Это улучшило просвет сосудов головного мозга. Сосуды мозга хорошо снабжаются свежей, богатой кислородом и питательными веществами кровью. Рассасываются рубчики, спаечки. Излечиваются воспалительные изменения. Излечивается отечность тканей. Восстанавливаются внутренняя и внешняя оболочки сосудов. Восстанавливается их мышечная ткань. Кровь свободно протекает по всем сосудам мозга, включая самые мелкие из них. Весь мозг, каждая клеточка мозга хорошо снабжаются свежей кровью. Рассасываются рубчики, спаечки. Излечивается отечность в местах поражения. Излечиваются воспалительные изменения. Восстанавливаются нервные клетки мозга. Восстанавливается прохождение между ними нервных импульсов. Восстанавливается устройство мозга. Восстанавливается его работа. Убирается основная причина усталости, головных болей. Убирается основная причина колебаний настроения, нарушений сна и аппетита. Мозг берет под свой контроль работу рук и ног. Мозг берет под свой контроль работу сердца, легких, желудка, всех внутренних органов. Мозг берет под свой контроль работу печени, почек, поджелудочной и щитовидной железы. Всех желез организма. Восстанавливается правильное взаимодействие между нервной и эндокринной системами. Создаются все условия для выздоровления».

После этого идет собственно клиническая часть сеанса с ориентированностью на редукцию изменений в органах. Внушаются тепло и расслабленность спины, рефлекторное улучшение кровообращения в спинном мозге, а также в органах груди и живота. Это сопровождается продольными дистанс-пассами, фоновой музыкой и отдельными дополнительными формулами, произносимыми психотерапевтом:

«Удобно, уютно, тепло. Нега, покой заполнили грудь, заполнили душу. Глубже и глубже погружаемся в приятное забытье. Полностью следуем моему голосу.

Тепло из лица, головы, шеи нежно струится на спину. Тепло окутывает весь позвоночник. Тепло окутало грудной и поясничный отделы позвоночника. Тепло распространяется по всей спине и пояснице. Мышцы спины и поясницы прогреты и расслаблены. Мягкие, эластичные мышцы нежно ставят позвонки на правильное, природой определенное место. Появляется гибкость, пластичность позвоночника. В органах груди и живота снимаются мышечные спазмы, зажимы. Улучшается прохождение крови. Улучшается работа легких, сердца, желудка. Всех внутренних органов. Улучшается работа печени, почек, поджелудочной и щитовидной железы. Всех желез организма. Восстанавливается правильное взаимоотношение между нервной и эндокринной системами. Создаются все условия для выздоровления.

Удобно, уютно, тепло. Нега, покой заполнили грудь, заполнили душу. Глубже и глубже погружаемся в приятное забытье. Полностью следуем моему голосу».

На заключительной части сеанса используются формулы, соответствующие высшей ступени методики Шульца, с дополнениями С. Грофа. Здесь учитываются доводы М.Е. Бурно о том, что высшая ступень аутогенной тренировки Шульца несет психоаналитическую и экзистенциальную нагрузку и, следовательно, может оказывать корригирующее влияние на психические травмы и дефекты воспитания периода раннего детства.

«Перед внутренним взором появляется ощущение белого цвета. Белое, белое. Здоровье, спокойствие, тихая радость. Белый цвет незаметно превращается в нежную, добрую белую простыню. Нежная, теплая, белая простыня окутала тело, согрела грудь, согрела душу. Простыня незаметно расплывается, растворяется. Все вокруг заполняется белизной, здоровьем, тихой радостью. Белизна, здоровье, тихая радость заполнили грудь, заполнили душу. Белое, белое, белое. Здоровье, спокойствие, тихая радость. Перед внутренним взором появляются фрагменты, обрывки увиденного, услышанного, пережитого. Они появляются по типу сновидений. Они всплывают без связи друг с другом. Они всплывают с разных периодов жизни. Все больше приближаются к самому раннему детству. Грудь, душа заполнены белизной, здоровьем, тихой радостью. Фрагментов, обрывков увиденного, услышанного, пережитого всплывает все больше и больше. Они причудливо переплетаются друг с другом. Приобретают новый, ранее неведомый смысл. Воспоминания, представления, переживания бегут сплошным потоком. Этот поток все настойчивее открывает в глубинах души клапан. Этот клапан открывается все больше и больше. В открывшийся клапан вместе с переживаниями, воспоминаниями улетучиваются, испаряются обиды, оскорбления, нанесенные за многие годы жизни. Включая самое раннее детство. Душа раскрыта, распахнута. Душа очищается от обид, оскорблений, нанесенных за многие годы жизни. Включая самое раннее детство. Поднимаемся на новую, более высокую ступень осознания радости солнца, радости неба, радости самой жизни. Четко осознаем ничтожность и преходящий характер житейских неудач, проблем текущего времени, Радуемся солнцу, радуемся небу, радуемся самой жизни. Душа раскрыта, распахнута. Душа очищается oт проблем, обид, нанесенных за многие годы жизни. Включая самое раннее детство. Душа очищается. Душа распрямляется. Здоровые части соединяются в единое целое. Отбрасывается чуждое, мешающее душевной гармонии, душевной чистоте. Очищается, заново строится весь внутренний мир. Убирается основная причина длительных, надоевших болезней. Появляется внутренняя потребность в душевной и телесной чистоте. Появляется внутренняя потребность в душевном и телесном здоровье. Сновидения, воспоминания незаметно блекнут, затухают».

На этом этапе проводятся дистанс-пассы в форме круговых движений над глазами с эпизодически произносимыми психотерапевтом дополнительными формулами.

Заканчивается сеанс психотерапевтическим текстом в сочетании с продольными дистанс-пассами:

«Глубже и глубже погружаемся в отдых очистившегося, внутренне измененного человека. С внутренней потребностью достигнуть душевной и телесной чистоты. Достигнуть душевного и телесного здоровья. Удобно, уютно, тепло. Нега, покой заполнили грудь, заполнили душу. Переносимся в раннее детство. Становимся маленьким чистым ребенком. Лежим, раздевшись, на берегу речки, на сухом теплом песочке. Песочек сухонький, тепленький, чистенький. Песочек нежно греет спинку, поясницу, ручки и ножки. Теплое летнее солнышко нежно греет тельце. Сухой теплый ветерочек нежно гладит тельце. Тихо шелестят листики на деревьях. А вверху голубое-голубое небо. Душа раскрыта, распахнута. Она стремится к небу, к солнцу, к жизни, к здоровью. Очищается тело. Очищается душа. Чисто, чисто, чисто. Чистота тела. Чистота души. Чистота. Здоровье. Чисто, чисто, чисто».

Психотерапевтический текст на фоне музыки в магнитофонной записи звучит в течение 40 минут. Весь сеанс длился 70 минут. Лечение проводится 3-4 раза в неделю, в условиях стационара.

Оценка эффективности психотерапевтических воздействий в ходе медико-психологического сопровождения пациентов с хроническими облитерирующими заболеваниями артерий нижних конечностей

Заключительный этап дает оценку изменений, произошедших у пациента в процессе психотерапии. Для этого мы использовали анкеты, разработанные С. Гарфилдом, и провели повторно исследование соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах. Ниже представлены два клинических случая.

1.  Пациент (ампутация на уровне голени и бедра более полугода назад) находился на консервативном лечении в отделении сосудистой хирургии.

Оценочная анкета клинического случая

Оценочные шкалы:

Степень достигнутых изменений в состоянии пациента ______________

Оцените, пожалуйста, степень изменения, которое, по вашему мнению, произошло в состоянии клиента с начала психотерапии. Не указывайте на этой шкале окончательный уровень адаптации клиента. Обозначьте степень изменения или разницу между функционированием пациента в начале и в конце психотерапии, вне зависимости от того, удовлетворительна или неудовлетворительна, на ваш взгляд, адаптация пациента сегодня, и вне зависимости от того, сколько еще усилий необходимо приложить, чтобы пациента можно было бы считать абсолютно здоровым, функционирующим на оптимальном уровне.

Оценка изменений, достигнутых в ходе психотерапии

Бланк для пациента

 

По результатам сравнительного анализа «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД) у данного пациента до проведения психологической коррекции было обнаружено, что внутренний конфликт наблюдается в таких сферах как «Активная деятельная жизнь»; «Здоровье» физическое и психическое; внутренний вакуум в сферах «Интересная работа» и «Любовь» (духовная и физическая близость с любимым человеком). После проведенных сеансов выявлен внутренний конфликт (ВК) в сфере «Здоровье» и внутренний вакуум (ВВ) в сфере «Красота природы и искусства». На основании полученных результатов мы можем констатировать, что произошли не слишком значимые изменения в состоянии здоровья, ценностный объект остается малодоступным в связи с тяжестью заболевания. Также обнаружили сферу, которая характеризуется доступностью, но для данного больного не представляет ценности, сопровождается ощущением ненужности. Все остальные показатели после проведенных сеансов стали относится к нейтральной зоне, это свидетельствует об эффективности проведенной психологической коррекции.

2.  Пациентка А.Т., находилась на лечении в отделении сосудистой хирургии, после реконструктивной операции.

Оценочная анкета клинического случая

Оценочные шкалы:

Степень достигнутых изменений в состоянии пациента ______________

Оцените, пожалуйста, степень изменения, которое, по вашему мнению, произошло в состоянии клиента с начала психотерапии. Не указывайте на этой шкале окончательный уровень адаптации клиента. Обозначьте степень изменения или разницу между функционированием пациента в начале и в конце психотерапии, вне зависимости от того, удовлетворительна или неудовлетворительна, на ваш взгляд, адаптация пациента сегодня, и вне зависимости от того, сколько еще усилий необходимо приложить, чтобы пациента можно было бы считать абсолютно здоровым, функционирующим на оптимальном уровне.

 

Оценка изменений, достигнутых в ходе психотерапии

Бланк для пациента

 

Анализируя полученные данные «Уровня соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД) до проведения психологической коррекции мы выявили внутренний конфликт в таких жизненных сферах, как «Активная деятельная жизнь», «Здоровье» физическое и психическое, «Материально-обеспеченная жизнь» (отсутствие материальных затруднений), «Интересная работа» и внутренний вакуум в сферах «Красота природы и искусства» и «Свобода как независимость в поступках и действиях». После проведенных сеансов сохраняется внутренний конфликт в сферах «Здоровье» и «Материально-обеспеченная жизнь» (отсутствие материальных затруднений). Мы можем сделать вывод о том, что сохранение внутреннего конфликта связано с особенностями личности данной пациентки, сосредоточенной на негативных переживаниях, но по результатам исследования в сфере «Здоровья» отмечается уменьшение резкого расхождения между показателями «Ценность» и «Доступность». Положительные значения приобрели остальные показатели, где «Ценность» и «Доступность» перестали иметь резкие расхождения. Это связано с изменением отношения к возникшим трудностям в ситуации болезни.

Подводя итог, мы можем констатировать, что данная программа имеет эффективное терапевтическое значение, отвечает поставленным задачам в условиях стационара.

 

Литература:

1.   Гирич Я.П., Березовская М.А., Коробиницина Т.В. Унифицированная программа немедикаментозного лечения хронических вербальных галлюцинозов: учебно-методическое пособие. – Красноярск: Изд-во КрасГМА, 2004. – 96 с.

2.   Караян А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. – СПБ.: Питер. – 2006. – 480 с.

3.   D. Bruns, J.M. Dicorbio Assessment of Biopsychosocial  risk factors for Medical Treatment: A Collabrative Approach // Journal of Clinical Psychology in Medical Settings. – 2009. – Vol. 16. – РР. 127-147.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 616.13-004.6:159.99

Попенко Н.В., Логинова И.О., Черданцев Д.В. Возможности психотерапевтических воздействий в медико-психологическом сопровождении больных с хроническими облитерирующими заболеваниями артерий нижних конечностей [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 1 (18). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения