Новые подходы к организации кризисной помощи: опыт суицидологической
службы города Омска
Чеперин А.И., Степанова О.Н., Белебеха Е.А., Мурина И.Н., Чиряков В.Е. (Омск)
|
Чеперин Андрей Игоревич
– главный врач Бюджетного учреждения здравоохранения
Омской области «Клиническая психиатрическая больница им.
Н.Н. Солодникова».
E-mail: okpb.buzoo@gmail.com
|
|
Степанова Ольга Николаевна *
– кандидат медицинских наук, заместитель главного врача
Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клиническая
психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова».
E-mail: okpb.buzoo@gmail.com
|
|
Белебеха Елена Александровна
– заведующая суицидологической службой Бюджетного
учреждения здравоохранения Омской области «Клиническая
психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова».
E-mail: okpb.buzoo@gmail.com
|
|
Мурина Ирина Николаевна
– врач–психиатр–нарколог суицидологической службы
Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клиническая
психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова».
E-mail: okpb.buzoo@gmail.com
|
|
Чиряков Вадим Евгеньевич
– врач–психиатр суицидологической службы
Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клиническая
психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова».
E-mail: okpb.buzoo@gmail.com
|
Аннотация. В последние годы в Омске активно и динамично развивается
суицидологическая служба. Введена сотовая линия «Телефона доверия»,
открыты 2 профильных кабинета амбулаторной психотерапевтической (кризисной)
помощи, улучшена статистика, создана межведомственная рабочая группа.
Ключевые слова: суицид, медико–психологическая помощь,
«Телефон доверия».
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Согласно данным ВОЗ, в мире от самоубийств погибают около 1 млн.
человек ежегодно, 10–20 млн. совершают суицидальные попытки [5].
К 2011 г. в России достигнуто снижение уровня суицидов в 1,8 раза:
21,4 на 100 тыс. населения (в 1995 г. — 42,5 соответственно).
Несмотря на тренд к улучшению суицидальной ситуации, уровень самоубийств
в России в 1,5 раза превышает общемировой показатель — 14 на
100 тыс. населения [там же], при этом «критический уровень»,
установленный ВОЗ, равен 20 суицидам на 100 тыс. населения.
Социально–экономические потери для общества от смертности
вследствие самоубийств превышают таковые от иных внешних причин и
сравнимы с потерями вследствие злокачественных новообразований и
ишемической болезни сердца. Потери от суицидов составляют 0,46% ВВП
(ИБС — 0,48%, опухолей — 0,45%). По потерям ВРП лидирующее
место занимает Сибирский ФО (0,77% ВРП). Наибольшее бремя суицидов
в Чукотском АО (2,7%), Республике Алтай и Забайкальском крае (по 1,6%).
На долю мужчин пришлось 89% потерь в связи с самоубийствами. Среди
молодежи 15–29 лет потери от самоубийств сравнимы с транспортными
несчастными случаями [3].
Показатель уровня самоубийств в Омской области ниже, чем в
Сибирском ФО и имеет те же тенденции, что и в России в целом (рис. 1).
Рисунок 1. Уровни самоубийств в Российской Федерации,
Сибирском Федеральном округе и в Омской области в 2006–2011 гг.
(на 100 тыс. населения).
По данным Росстата, уровень самоубийств в Омской области в
2010 г. составил 25,6 на 100 тыс. населения, в 2011 году
— 24,0, что, однако, требует принятия дополнительных мер по
реорганизации суицидологической службы. Особую тревогу вызывает
суицидальная ситуация среди детей и подростков. В Омской области
за последние 5 лет покончили с собой 70 детей, 908 —
совершили суицидальные попытки.
Суицидологическая служба как подразделение клинической
психиатрической службы Омска в прошлом году отметила 20-летие.
Задачи службы следующие:
1) оказание антикризисной помощи населению Омска и области;
2) сбор и анализ статистической информации о суицидальном
поведении населения области;
3) профилактика суицидального поведения населения.
Долгие годы служба была представлена одним круглосуточным
каналом ТД (с 1991 г.) и одним КМПП.
В экстренной психолого–психотерапевтической помощи ведущее
значение принадлежит ТД. У телефонного консультирования ряд преимуществ:
максимальная доступность помощи, анонимность, конфиденциальность,
отсутствие пространственных и личностных барьеров [7]. При этом
эффективность воздействия зависит от незамедлительности психологической
помощи, что значительно снижает остроту кризисного состояния и
предупреждает возможность дальнейшего развития стрессового
расстройства.
По доступности ТД многократно превосходит любой другой вид
психотерапии: помощь можно получить анонимно, круглосуточно,
бесплатно, конфиденциально. Телефонное консультирование обеспечивает
новое качество медико–психологического обслуживания и имеет
огромный терапевтический потенциал: можно оказывать помощь людям в
кризисном или суицидоопасном состояниях, которые по каким-либо
причинам не могут получить её иным способом [4].
Большинство абонентов, признающих суицидальные мысли, к идее
самоубийства испытывают амбивалентные или смешанные чувства. Главная
задача сотрудников ТД: активное выявление кризисных и суицидальных
тенденций абонента (таблица 1).
Таблица 1
Кризисные и суицидальные тенденции по обращению на ТД за 2008–2012 гг.
Важной задачей консультанта является проявить мягкую, осторожную
заботу об абоненте, помочь человеку понять то, ради чего стоит жить.
То, чего в действительности хочет большая часть самоубийц — чтобы
кто-нибудь был небезразличен к ним, проявил заботу о них, вселил
надежду.
С 2004 г. на ТД для ведения статистики и структурирования
информации о телефонных обращениях внедрен «Единый кодификатор
телефонных обращений» для структурирования информации о телефонных
звонках, обеспечения обработки, анализа и интерпретации данных.
Количество обращений на ТД постепенно растет, что объясняется
вышеперечисленными преимуществами помощи, а также постоянной
популяризацией ТД в средствах массовой информации. Среднее число
обращений на ТД 8–13 тысяч в год. В сутки поступает 25–45
обращений.
Структура обращения на ТД.
1. По времени суток:
8.00 – 18.00 часов — 47,5% обращений;
18.00 – 23.00 — 31,9%; 23.00 – 8.00
— 20,6%.
2. По возрастным показателям: см. таблицу 2.
Таблица 2
Соотношение обращений по возрасту на ТД в 2008–2012 гг.
Наибольшее число звонков приходится на зрелый возраст 36–50
лет с актуальными для возрастных этапов психологическими трудностями:
приоритетны вопросы семейных и супружеских взаимоотношений, разводов.
В этом возрасте изменяются функции духовного (культурного) и
эмоционального общения.
3. Преобладают (75–78% общего количества обращений)
абоненты–женщины (см. рис. 2)
Рисунок 2. Соотношение обращений по полу на ТД в 2008–2012 гг.
Среди причин преобладания женщин в контексте вербальных обращений
можно выделить следующие: большая социальная экстравертированность;
стремление получить постороннюю помощь; черты несамостоятельности и
инфантильности в структуре личности. Относительно низкий процент
обращений мужчин, скорее всего, обусловлено гендерными стереотипами.
Так, обращение мужчины за помощью часто ассоциируется с
«немужским» типом поведения.
Высокая доля (40–47%) обращений приходится на работающих лиц
(таблица 3). Постепенно снижается доля обращаемости пенсионеров,
и повышается доля инвалидов.
Таблица 3
Соотношение обращений по социальному статусу на ТД в 2008–2012 гг.
4. Первичные и повторные обращения на ТД. Соотношение
первичных и повторных обращений, поступивших на ТД представлено на
рисунке 3.
Рисунок 3. Соотношение первичных и повторных обращений на ТД
в 2008–2012 гг.
5. Знание психологической проблематики обращений
на ТД является для консультантов вопросом профессиональной компетентности,
прогноза и эффективности. Поэтому анализу проблематики звонков отводится
важное место. По тематике обращений звонки подразделяются на проблемные,
информационные, «немые». Отмечена тенденция к увеличению числа
«проблемных» звонков (рисунок 4).
Рисунок 4. Соотношение проблемных, непрофильных, немых обращений на
ТД к общему числу за 2008–2012 гг.
Сравнительный анализ позволяет отметить сохранение за 2008–2012 гг.
процентного соотношения категорий профильных, непрофильных и немых
обращений на ТД: первое место по количеству обращений занимают
профильные звонки, требующие непосредственно психологической помощи
(79%–95% обращений), далее идут непрофильные обращения, наименьшее
количество звонков — «немые» обращения. Такая тенденция
отмечена и в прошлые годы.
Распределение обращений по тематическим группам представлено в таблице 4.
Таблица 4
Распределение телефонных обращений по тематическим группам за 2008–2012 гг.
Анализ проблематики телефонных обращений показал, что в 2008–2012 гг.
наиболее актуальной проблемой при обращении на ТД остается проблема
здоровья (37–38% всех профильных обращений). Одной из причин,
объясняющих приоритетность вопросов здоровья, является потребность
в медико–психологической помощи. Большое количество профильных
обращений составляют звонки от инвалидов в связи с соматическими
болезнями, одиночество которых в значительной мере вынужденно. Эти
люди одиноки в социальном плане: не создали или утратили семьи
(«паспортное одиночество»), имеют недостаточную социализацию,
страдают от отсутствия эмоциональных контактов при формальном наличии
родственников. Одиночество не только приводит к субъективно тягостным
переживаниям, но и представляет потенциальную суицидоопасность. Для
всех абонентов рассматриваемой группы, особенно соматически инвалидизированных,
характерны повторные обращения в ночные часы, так как большинство из них
страдает бессонницей.
На второе место по обращаемости в 2008–2010 гг. вышла проблема
зависимости от психоактивных веществ. Что делать, если любимый начал
пить? Отправить к врачу? А если не пойдет, скажет, что мог бы
справиться сам, он здоров. Не отставать и постоянно попрекать,
«пилить»? От этого еще больше тянет напиться. Пригрозить,
например, уходом? На некоторых подействует, а другие озлобятся. Итак,
по меньшей мере 25% абонентов — близкие злоупотребляющих спиртным.
На третьем месте в 2008–2010 гг. стояли проблемы семейных и
супружеских отношений. Такие обращения связаны, прежде всего, с охлаждением
чувств супружеской пары, уходом супруга из семьи, разрывом с любовным
партнером, изменой (11–12% проблемных обращений). Затем идут
проблемы, связанные с детско–родительскими отношениями,
конфликтами, ссорами между детьми и родителями (9% профильных обращений).
В 2011 г. ситуация несколько изменилась: на второе место вышли
проблемы семейных отношений и на третьем месте — проблемы принятия
себя.
С 2009 г., при поддержке Министерства здравоохранения Омской
области, проведена реорганизация службы, результатом которой стало
поэтапное открытие второй линии ТД и двух кабинетов амбулаторной
психотерапевтической (кризисной) помощи в Центральном и Советском
административных округах города (вне ПБ). Экстренная дистанционная
медико-психологическая (кризисная) помощь оказывается на дневном
психологическом ТД, где работают медицинские психологи, и
круглосуточном ТД, где консультируют психиатр, психотерапевт или
нарколог. Психолог работает днем, один день в неделю, в дневное время
консультируют православные священники.
С 2010 г. на круглосуточном ТД открыта сотовая линия: введены
бесплатные трафики сотовыми операторами МТС, ТЕЛЕ–2, Мегафон
и Билайн, что расширило доступность помощи при кризисных, суицидоопасных
состояниях и суицидальном поведении [6]. Теперь из любого района
области можно незамедлительно получить профессиональную консультацию
специалиста и кризисную помощь. Отмечены звонки из других регионов и
даже из-за рубежа. Стабильна тенденция увеличения количества звонков
на сотовую ТД: в 2010 г. принято 4496 звонков, в 2011 г. —
5553 (42,2% всех обращений), в 2012 г. 5981 (52%) [8]. Выросли
(на 160%) кризисные обращения в 2010 г.
Важная роль в помощи лицам, находящимся в кризисном состоянии и с
суицидальным поведением, отведена КМПП [1]. В последние годы открыты
еще два кабинета в разных районах города, организован двухсменный
режим работы врачей и психологов, прием по субботам. Психологами
проводится индивидуальная и групповая работа с пациентами, кроме того,
они консультируют на дневном ТД. Прием пациентов ведется по направлению
консультантов ТД психиатра токсикологического центра больницы скорой
медицинской помощи (БСМП), врачей общесоматической сети, а также при
самостоятельном обращении. В основном обращаются лица, не подлежащие
наблюдению в ПНД и оказавшиеся в кризисных, конфликтных ситуациях.
Проводится профилактика повторных состояний у кризисных пациентов,
раннее выявление лиц, находящихся в состоянии дезадаптации.
Осуществлена преемственность медико–психологической помощи
между структурными звеньями суицидологической службы: ТД, КМПП как
структурных подразделений КПБ. Между психиатрическим диспансерным
отделением ОКПБ и суицидологической службой существует регулярное
взаимодействие по информированию врачей участковой службы о
суицидальном поведении лиц, находящихся на диспансерном или
лечебно–консультативном наблюдении. Любой обратившийся за
экстренной помощью на ТД и нуждающийся в дальнейшем наблюдении,
возможно, лечении, приглашается на консультацию к психиатру,
психотерапевту, наркологу, ему проводится психодиагностическое
исследование, при тяжелом психическом состоянии возможно направление в
ПБ, решение социальных проблем.
Большое внимание уделено профилактической работе, направленной на
расширение общей, социальной превенции. Это активная работа со СМИ,
радио, телевидением, проведение круглых столов, лекций, бесед, горячих
линий на ТД.
Создана Межведомственная рабочая группа по взаимодействию в целях
предупреждения социально–стрессовых расстройств, кризисных
состояний и суицидального поведения населе-ния Омской области. В
состав группы вошли представители Министерства здравоохранения,
Министерства труда и социального развития, Министерства культуры,
Министерства образования, Министерства по делам молодежи, физической
культуре и спорту. На расширенных заседаниях Межведомственной рабочей
группы обсуждаются вопросы алгоритма действия консультантов ТД в сложных
кризисных и суицидоопасных состояниях с привлечением служб экстренного
реагирования МЧС и полиции, взаимодействия консультантов различных
служб при оказании помощи, обучение специалистов, оказывающих кризисную
помощь; идет разработка единого кодификатора обращений на ТД, создание
единой базы и системы учета суицидов и суицидальных попыток. Результатом
работы группы стал единый Паспорт служб, оказывающих кризисную помощь
населению Омска и Омской области.
Одной из задач службы является сбор и обработка статистической
информации о суицидальных попытках и суицидах. Долгое время информация
была неполной: сведения поступали только со станции скорой помощи,
токсикологического отделения БСМП и детской областной больницы, бюро
судебно–медицинской экспертизы и из некоторых ЛПУ города. В 2009 г.
организована работа «защищенного» рабочего места VIPNet,
куда ежемесячно стекается вся информация по суицидам из ЛПУ города
и районов области. За последний год поступление сведений из 32-х
районов области происходит регулярно и своевременно. Создана
подпрограмма (по форме 2150) в отделе медицинской информатики больницы
для подсчета числа больных под диспансерным наблюдением или получавших
лечебно–консультативную помощь, но совершивших суицидальные попытки
(табл. 5).
Таблица 5
Отчетная форма суицидологической службы по суицидентам, под
наблюдением психиатра
Ведется учет суицидов по полу, возрасту и способу совершения,
учитывается повторность суицидальной попытки, введена рубрика
«Алкогольное опьянение», поскольку количество
суи-цидальных попыток в алкогольном опьянении, значительно и
продолжает расти [2] (табл. 6).
Таблица 6
Отчетная форма суицидологической службы по завершенным суицидам среди
населения Омской области
По этой же форме ведется учет и суицидальных попыток.
В 2010 г. заключено соглашение между УВД Омской области и КПБ
им. Н.Н. Солодникова об организации взаимного обмена информацией
по электронной почте на базе интегрированного банка данных УВД, что
позволило проанализировать достоверность получаемых службой сведений о
суицидальных попытках и суицидах.
В ближайших планах суицидологической службы КПБ им. Н.Н. Солодникова
открытие кризисного стационара (КС) как важнейшего звена в системе
экстренной и неотложной помощи лицам в психологическом кризисе. Его
отличительные особенности: общедоступность, максимальная
приближенность к населению, работа в условиях свободного режима,
организованная вне структуры психиатрических учреждений [1]. Цель
деятельности КС не только в купировании кризиса путем оптимальных для
личности способов разрешения ситуации, но и использование определенных
возможностей, содержащихся в самом кризисе, для коррекции личности,
повышения уровня ее адаптации.
Учитывая неблагоприятную суицидальную ситуацию среди детей и
подростков, планируется открытие КС для детского и подросткового
населения Омской области. Вопрос об организации КС находится на
контроле у Министерства ЗД Омской области, подобрано здание, но
большой объем работы требует больших затрат и времени для реализации.
Важной задачей является оснащение службы современным оборудованием,
что повысило бы качество помощи. При работе с молодежью и подростками
необходимо широкое использование Интернет ресурсов с открытием новых
сайтов, возможностью выхода в социальные сети, виртуального
консультирования. Мы приступили к работе совместно с двумя кафедрами
ОмГМА.
Мы надеемся, что дальнейшая оптимизация работы антикризисной
суицидологической службы, межведомственное взаимодействие позволит
оказывать своевременную разностороннюю социо–медико–психологическую
помощь и, как следствие, приведет к снижению суицидальной активности
среди населения Омской области.
Литература
1. Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С.
Предупреждение самоубийств. – М. – 1980. – 163 с.
2. Войцех В.Ф. Клиническая суицидология.
– М.: Миклош, 2007. – 280 с.
3. Любов Е.Б., Морев М.В.,
Фалалеева О.И. Суициды: социо–экономическое бремя в России
[Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.
науч. журн. – 2013. – № 2 (19). –
URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 20.04.2013).
4. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование.
– М.: Смысл, 2001. – 494 с.
5. Положий Б.С. Реформирование системы
суицидологической помощи – необходимое условие совершенствования
охраны общественного психического здоровья // Рос. психиатр. журн. –
2011. – № 6. – С. 11-17.
6. Степанова О.Н., Белебеха Е.А.,. Мурина И.Н.,
Сазонова Л.А. Оказание экстренной медико–психологической помощи
населению с привлечением мобильной связи // XV съезд психиатров России:
материалы съезда. – Москва. – 2010, 9-10 ноября. –
С. 30.
7. Телефонная психотерапевтическая помощь
– телефон доверия в системе социально–психологической службы:
методические рекомендации. – М., 1988. – 18 с.
8. Чеперин А.И., Степанова О.Н, Михайличенко И.Н.,
Сазонова Л.А. Развитие кризисной помощи и проблемы при ее оказании //
Суицидология. – № 2. –
2011. – С. 47.
С глубоким прискорбием сообщаем, что 27 марта 2013 года, на 56
году после тяжелой болезни ушла из жизни
Степанова Ольга Николаевна
заместитель главного врача бюджетного учреждения здравоохранения Омской области
«Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова»,
Главный внештатный психиатр Министерства здравоохранения Омской области,
кандидат медицинских наук, врач–психиатр высшей категории.
Вернуться ↑
Ссылка для цитирования
УДК 616.89.-008.441.44-084
Новые подходы к организации кризисной помощи: опыт суицидологической службы
города Омска / А.И. Чеперин, О.Н. Степанова, Е.А. Белебеха [и др.] // Медицинская
психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 2 (19)
[Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|