Вернуться на главную страницу
Английская версия
О журнале
Редакционный совет
Планы редакции
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ

Суицидология вчера, сегодня, завтра: путь ценою в жизнь

 

Дорогой читатель!

 

Очередной выпуск номера «Медицинская психология в России» — тематический, приуроченный к столетнему юбилею основоположника советской / российской школы суицидологии, профессора Московского НИИ психиатрии А.Г. Амбрумовой.

Судьба Айны Григорьевны – ученого завидна:
автор оригинальной концепции суицидального поведения, в целом не подвергшейся ревизии десятилетиями дальнейших исследований и вписанной в современную, более широкую биопсихосоциальную модель развития психических расстройств «уязвимость–стресс–преодоление», увидел плоды трудов своих —
работающую систему непрерывной и единой по своей идеологии, благодаря когорте целевым образом подготовленных кадров психиатров, медицинских психологов многоуровневой суицидологической службы Москвы, затем в ряде республик СССР и регионов новой России.

Определенный тренд снижения среднестатистического уровня суицидальной смертности в РФ на фоне некой социально–экономической стабилизации не может разоружить специалистов. Все большее внимание привлекают целевые возрастные, профессиональные и клинические группы особого риска суицидального поведения, многомерный анализ последнего на местном уровне.

Современная типовая модель национальной (региональной) программы превенции суицидов сложена из типовых интегральных блоков, объединенных акронимом AIM (англ. цель) и представленных «осведомленностью» (Awareness) общественности о факторах риска суицида и резервах помощи, «вмешательством» (Intervention), означающим развитие эффективных местных антисуицидальных служб (стратегий) и «методологией» (Methodology).

Увы, после А.Г. Амбрумовой мы все чаще механически прибегаем к заемному опыту и не всегда ловкой адаптации на язык родных осин.

Сегодня суицидология на стыке известных и малоизученных сфер знания, памятуя иного, все реже цитируемого классика, лежит в родах — она рожает научно–доказательный подход к теории и практике.

Комплексная проблема общественного здравоохранения требует межведомственного и многопрофессионального (бригадного) взаимодействия, за что так ратовала А.Г. Амбрумова.

Как подтверждает корпус представленных в номере материалов, на фоне разнонаправленных формирования и распада региональных суицидологических служб, их разрозненности и изолированности от звена первичной медицинской помощи, стихийности терапевтического процесса, малого внимания и реальных возможностей профилактики, к оценке результативности повседневной работы, типовых проблем преемственности, материального обеспечения и хронического дефицита специалистов (энтузиасты пока не перевелись) в различных городах–весях происходят подвижки на научно–прикладном уровне, вызывающие осторожный оптимизм.

«Дойдя до дна — предстоит оттолкнуться ногами». Посыл в духе А.Г. Амбрумовой, примера жизнестойкости и «правильного человека в правильном месте и времени».

 

 

Заведующий отделом суицидологии

Московского НИИ психиатрии

Профессор

Е.Б. Любов

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения