И.П. Лапин

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Планы редакции
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год

Разработка компонентов готовности к управленческой деятельности фармацевтических работников

Соколова К.С., Лаврентьева Л.И., Соколова О.В. (Ярославль)

 

 

Соколова Ксения Сергеевна

Соколова Ксения Сергеевна

–  аспирант кафедры управления и экономики фармации с курсом фармации ИПДО, ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия.

E-mail: sokolovaks@mail.ru

Лаврентьева Лариса Ивановна

Лаврентьева Лариса Ивановна

–  доктор фармацевтических наук, доцент, зав. кафедрой управления и экономики фармации с курсом фармации ИПДО, ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия.

E-mail: lavl2004@mail.ru

Соколова Ольга Вячеславовна

Соколова Ольга Вячеславовна

–  кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления и экономики фармации с курсом фармации ИПДО, ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия.

E-mail: sova293@yandex.ru

 

Аннотация. Обоснована необходимость исследований в области формирования готовности к управленческой деятельности специалистов фармацевтической отрасли, которое представляет собой интегральное образование личности специалиста, предполагает наличие у него образа структуры действия, постоянной направленности сознания на его выполнение, а также комплекса качеств, необходимых для успешного выполнения функций этой деятельности. Структура готовности к управленческой деятельности фармацевтических работников включает теоретический, практический, психологический и мотивационный компоненты, которые тесно взаимосвязаны между собой. Каждый компонент содержит общепрофессиональные и специальные характеристики, которые в комплексе отражают специфику управленческой деятельности фармацевтической отрасли.

Ключевые слова: фармацевтическая организация, фармацевтический работник, управленческая деятельность, готовность к деятельности, структура готовности.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Динамичные процессы, происходящие в фармацевтической отрасли, повлекли за собой обострение конкуренции, усиление роли и личной ответственности руководителей, которые должны обладать не только профессиональными знаниями и умениями, но и быть готовы к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, способны организовать свой труд и грамотно управлять [4]. В современных исследованиях по проблемам управления убедительно доказано, что эффективность деятельности руководителя любой организации зависит от степени его готовности к управленческой деятельности [8; 9]. В связи с этим в условиях современного фармацевтического рынка возрастает актуальность проблемы подготовки кадров, готовых к управлению и прогнозированию деятельности организации, к целенаправленному управлению самим собой, членами коллектива [1; 2; 9].

Формирование готовности к различным видам профессиональной деятельности начинается уже в период обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 Фармация предполагает развитие у специалиста умений конструктивно решать профессиональные задачи в различных видах деятельности, таких как:

•   реализация лекарственных средств и других фармацевтических товаров;

•   организационно-управленческая;

•   контрольно-разрешительная деятельность (лицензирование, регистрация, декларирование качества);

•   научно-исследовательская и информационно-просветительская деятельность;

•   оказание первой доврачебной помощи.

При этом анализ профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности показал, что почти треть из них (28,9%) приходится именно на организационно-управленческую. Следовательно, подготовка по направлению «Фармация» отражает потребность фармацевтического рынка в специалисте, способном квалифицированно управлять фармацевтической организацией.

Отдельные аспекты готовности к управленческой деятельности в фармацевтической отрасли в последние годы рассматривались в различных исследованиях. Установлено, что руководители аптечных организаций характеризуются одинаковыми наборами качеств, но отличаются друг от друга уровнем их развития [19]. При этом не установлено, какие именно способности, готовности, знания и отношения оптимально связаны с эффективной деятельностью фармацевтического специалиста [5]. Отмечено, что профессиональные умения провизора нарабатываются лишь после нескольких лет практической деятельности. Выявлено, что 35,1% фармацевтических работников имеют желание быть руководителями аптек, а от 50% до 82% студентов уже в период обучения в вузах в качестве сферы своей будущей профессиональной деятельности называют управление [6; 7].

При этом целостные исследования по проблеме формирования готовности специалистов фармацевтической отрасли к управленческой деятельности отсутствуют, что обусловило актуальность данного исследования.

В результате изучения данных литературы установлено, что до настоящего времени не сложилось единого мнения о понятии готовности к различным видам деятельности. При этом большинство авторов выделяют такие составляющие готовности, как знания, умения, способности и отношение [8; 10]. По нашему мнению, под готовностью к управленческой деятельности следует понимать интегральное образование личности специалиста, которое предполагает наличие у него образа структуры действия, постоянной направленности сознания на его выполнение, а также комплекса качеств, необходимых для успешного выполнения функций этой деятельности.

Исходя из этого, структура готовности к управленческой деятельности фармацевтических работников должна включать теоретический, практический, психологический и мотивационный компоненты, которые тесно взаимосвязаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга. Формирование вышеназванных компонентов происходит в процессе индивидуального развития личности [8; 9].

На наш взгляд, в каждом компоненте должны присутствовать общепрофессиональные и специальные характеристики (содержательная специфика), в комплексе отражающие особенности управленческой деятельности в фармацевтической отрасли (рис. 1).

 

Рисунок 1. Структура готовности к управленческой деятельности фармацевтического работника

 

Необходимость теоретического (когнитивного) компонента обусловлена тем, что любой руководитель фармацевтической организации должен быть, прежде всего, высококвалифицированным специалистом в своей области. Данный компонент предусматривает наличие у специалистов знаний о содержании профессии, способах решения профессиональных задач, а также знаний теорий управления. Формирование теоретического компонента происходит в основном в ходе профессионального образовательного процесса и самообразования [8; 10; 17]. Знания, умения и навыки задают обучающимся Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 Фармация, учебные программы, учебно-методические комплексы дисциплин.

Профессиональный (операционный) компонент предполагает мобилизацию и актуализацию профессиональных знаний, умений, навыков и профессионально-значимых свойств личности, адаптацию к требованиям, предписаниям профессиональных ролей и к условиям деятельности [17]. Для руководителей на первый план выходит практическая реализация таких функций управления, как целеполагание, планирование, организация, мотивация, контроль и координация; реализация и развитие организаторских и коммуникативных умений [8].

Психологический (личностный) компонент отражает характер взаимоотношений специалиста в коллективе и предполагает наличие у него психологических способностей и качеств к управленческой деятельности; чувства ответственности за результаты своей деятельности, самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение профессиональных обязанностей; стиль управленческого общения; позиционирование себя в коллективе. Психологический компонент руководителя влияет на атмосферу взаимодействия в управлении, а, следовательно, на социально-психологический климат коллектива. Психологическая готовность выступает показателем зрелости, сформированности личности руководителя [10].

Мотивационный (эмоциональный) компонент включает добровольное и осознанное решение, направленное на управленческую деятельность, которое формируется за счет личностных ценностей и предпочтений специалиста, преобразующихся в систему профессиональных интересов и склонностей; положительное отношение к выполняемой деятельности. Специалист может знать о том, зачем нужно заниматься управленческой деятельностью, уметь решать управленческие задачи, но не хотеть этого делать [9]. Мотивационный компонент является «стержневым, своего рода направляющим образованием», т.к. «вне мотива и смысла невозможны ни одна деятельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения» [8; 9].

Представленные общепрофессиональные характеристики компонентов готовности к управленческой деятельности необходимы для руководителей различных отраслей. Действуя в комплексе, они оказывают влияние на формирование авторитета руководителя, трудовую активность и заинтересованность членов коллектива в эффективности деятельности.

При этом на наш взгляд, представленные компоненты готовности к управленческой деятельности в фармацевтической отрасли должны обязательно отражать также ее специфику. Нами выделены следующие специфические особенности, которые оказывают влияние на процесс руководства фармацевтическими организациями и должны в той или иной мере найти отражение в различных компонентах готовности:

•   наличие нормативно-правовой базы, регулирующей фармацевтическую деятельность, частое ее обновление [14];

•   обязанность фармацевтических работников совершенствовать профессиональные знания и навыки через непрерывное профессиональное развитие в течение всей трудовой деятельности;

•   наличие определенных требований к стажу работы для занятия руководящих должностей;

•   несоответствие существующей номенклатуры должностей фармацевтических специалистов современным тенденциям отрасли [6];

•   увеличение количества молодых специалистов, занимающих руководящие должности [7; 11; 13; 16];

•   необходимость соблюдения морально-этического кодекса фармацевта в ходе оказания фармацевтической помощи [22];

•   взаимодействие с потребителями фармацевтической продукции, которые отличаются от потребителей любого другого товара (наличие у них определенных заболеваний) [22];

•   необходимость построения отношений в женском коллективе [18];

•   недостаточность системы психологической подготовки провизоров в вузах для выполнения ими профессиональных функций и др.

На эффективности управления фармацевтической организацией будут отражаться также те противоречия, которые присущи современной фармацевтической отрасли. К ним следует отнести противоречия:

•   между целями хозяйственного расчета и социальной функцией фармацевтических организаций;

•   ростом ассортимента товаров и услуг и гарантией их качества; требованиями потребителя к качеству обслуживания и самим качеством обслуживания;

•   развитием нормативно-правовой базы фармацевтической деятельности и противоречиями в ней;

•   уровнем компетенции специалистов и их компетентностным уровнем [12; 13].

Содержательные характеристики для каждого из компонентов готовности к управленческой деятельности должны разрабатываться с учетом требований нормативно-правовых актов, содержащих квалификационные требования к руководителям фармацевтических организаций, а также представленных особенностей.

Следовательно, готовность к управленческой деятельности фармацевтических работников является многокомпонентной структурой и характеризуется определенной совокупностью характеристик, которые отражают специфику как управленческой деятельности в целом, так и отраслевую специфику. Кроме того, необходимо учитывать, что каждый из этих компонентов может вносить различный вклад в общий уровень готовности к деятельности, а интенсивность выраженности компонентов в значительной степени будет определяться индивидуальными особенностями личности, внешними условиями и факторами, под влияние которых попадает специалист.

Из вышеизложенного следует, что для оценки готовности к управленческой деятельности необходима разработка системы критериев для каждого из компонентов с учетом особенностей управленческой деятельности в фармацевтической отрасли и индивидуальных особенностей личности. Применение данных критериев позволит выявлять качественное состояние готовности фармацевтического работника к управленческой деятельности, что может быть использовано для подбора персонала, выдвижения в кадровый резерв на руководящие должности в фармацевтических организациях, а также должно быть учтено при разработке программ додипломного и последипломного профессионального образования в образовательных учреждениях.

 

Литература

1.   Аверьянов П.Ф., Чиж А.Г., Трофимова Е.Ю. Проблемы качества образования // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 9. – С. 27–28.

2.   Антипьев А.Г., Захаров Н.Н., Захарова Н.С. Проблемы модернизации системы образования в трансформирующемся российском обществе // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 9. – С. 37–40.

3.   Банникова Т.Н., Наумова М.И. Подготовка кадров высокой квалификации – одна из проблем высшей школы // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 5. – С. 68.

4.   Деревцова С.Н. Развитие профессиональных умений студентов-провизоров в условиях интегративно-модульного обучения // Материалы IV Международной научной конференции: Фундаментальные и прикладные проблемы получения новых материалов: исследование, инновации и технологии. 20-22 апреля 2010 года. – Астрахань: Астраханский университет, 2010. – С. 358–361.

5.   Захарочкина Е.Р. Компетенция руководителя аптечной организации // Московские аптеки. – 2010. – № 11. – С. 14–15.

6.   Зенкина А.В., Чупандина Е.Е. Корреляция кадровых потребностей фармацевтического рынка и действующих правовых норм в сфере профессиональной номенклатур // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 30-летию фармацевтического факультета ЯГМА: Инновационные процессы в лекарствоведении, 18-19 декабря 2012. – Ярославль, 2012. – С. 150–152.

7.   Изучение кадрового потенциала аптечных организаций г. Ярославля / О.В. Соколова, Л.И. Лаврентьева, К.С. Соколова и др. // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 30-летию фармацевтического факультета ЯГМА: Инновационные процессы в лекарствоведении, 18-19 декабря 2012. – Ярославль, 2012. – С. 307–309.

8.   Карпов А.В. Психология менеджмента: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 584 с.

9.   Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения // М.: Академия, 2004 – 304 с.

10.   Колосов М.Б. Готовность к деятельности в психологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1408.html

11.   Кононова С.В., Соколова Н.Н., Запорожская Л.И. Надлежащая аптечная практика в реализации кадровой политики // Аптечный бизнес. – 2007. – № 6. – С. 12–15.

12.   Куликова О.А., Пушкина Д.Д. Оценка качества обслуживания в аптечных организациях методом «тайный покупатель» // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 30-летию фармацевтического факультета ЯГМА: Инновационные процессы в лекарствоведении, 18-19 декабря 2012. – Ярославль, 2012. – С. 192–195.

13.   Пигарева Е. Управление профессионализмом: за деревьями увидеть лес // Московские аптеки. – 2006. – № 11 (155). – С. 28–34.

14.   Пудриков К.А., Максимкина Е.А. Рынок трудовых ресурсов в фармацевтической отрасли России // Фармация. – 2012. – № 5. – С. 31–35.

15.   Путеева С.В. Профессиональная готовность студентов заочной формы обучения к управлению педагогическим процессом [Электронный ресурс]. URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3126

16.   Солонинина A.B., Киселева Л.Г., Крупнова И.В. Структурный анализ кадрового состава специалистов фармацевтического профиля аптечных учреждений // Медико-фармацевтический конгресс. 14-я международная фармацевтическая выставка «Аптека-2007», Москва, 23-26 октября 2007 г. – М., 2007. – С. 76–77.

17.   Степанова Э.В. Деловые игры и их значение в профессиональной подготовке  студентов  //  Успехи  современного естествознания. – 2005. – № 9. – С. 45–46.

18.   Ханпира Е. Профессия – директор аптеки // Фармацевтическое обозрение. – 2004. – № 7. – С. 62–64.

19.   Хмелевская И.Г. Разработка методических подходов к формированию адаптивной корпоративной культуры аптечной организации [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/razrabotka-metodicheskikh-podkhodov-k-
formirovaniyu-adaptivnoi-korporativnoi-kultury-aptechn#ixzz2WyK609kk

20.   Шарахова Е.Ф. Оценка и аттестация персонала аптечного предприятия // Новая аптека. – 2002. – № 10. – С. 47–51.

21.   Шарахова Е.Ф. Стимулирование трудовой активности в аптечных организациях: проблемы и потребности // Новая аптека. – 2003. – № 7. – С. 31–35.

22.   Этический кодекс фармацевтического работника России (провизора и фармацевта) // Новая Аптека (Аптека и рынок). – 1999. – № 8. – С. 17–21.

 

 

Ссылка для цитирования

Соколова К.С., Лаврентьева Л.И., Соколова О.В. Разработка компонентов готовности к управленческой деятельности фармацевтических работников [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 4 (21). – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения