М.С. Роговин

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Планы редакции
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год
ЯГМА. Главный корпус

Ярославская государственная медицинская академия. Главный корпус.

 

 

Вопросы медицинской психологии в работах академика РАМН О.В. Кербикова и профессора Г.К. Ушакова

Хохлов Л.К., Урываев В.А. (Ярославль)

 

 

Хохлов Леонид Константинович

Хохлов Леонид Константинович

–  доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры психиатрии и медицинской психологии с курсом ИПДО Ярославской государственной медицинской академии.

E-mail: info@medpsy.ru

Урываев Владимир Анатольевич

Урываев Владимир Анатольевич

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  главный редактор научного сетевого журнала «Медицинская психология в России», кандидат психологический наук, доцент по кафедре медицинской психологии
Ярославская государственная медицинская академия.

E-mail: info@medpsy.ru

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Олег Васильевич Кербиков

Олег Васильевич Кербиков — видный отечественный психиатр, яркий представитель Московской психиатрической школы. Кафедру психиатрии Ярославского медицинского института Олег Васильевич возглавлял в 1945—1952 годах; вместе с этим — зам. директора по научно-учебной работе, директор вуза. Одной из особенностей Московской психиатрической школы является углубленное внимание к феноменологии, симптоматологии психических заболеваний. Это невозможно без постоянного обращения к вопросам психологии, без хорошего знания психологии, особенно медицинской психологии. Следует еще отметить: О.В. Кербиков — ученик П.Б. Ганнушкина. Он начинал свои первые шаги в психиатрии будучи ординатором, а затем аспирантом в клинике П.Б. Ганнушкина. П.Б. Ганнушкин — признанный авторитет в области пограничной психиатрии, автор знаменитой и поныне не утратившей своего научного и практического значения монографии «Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика» (1933). А пограничная психиатрия — сколько психиатрия, столько и медицинская психология. Сказанное делает понятным тот необычайный интерес, который О.В. Кербиков всегда проявлял к вопросам психологии вообще и медицинской психологии в частности.

Одному их авторов данного сообщения (Л.К. Хохлову) посчастливилось, будучи студентом 5-го курса Ярославского мединститута, слушать в осенний семестр 1951—1952 учебного года лекции по психиатрии, читаемые О.В. Кербиковым. Лекции блестящие, незабываемые, с демонстрацией показательных больных. И каждая лекция по общей психопатологии (их пять) начиналась с очень яркого психологического введения. При изложении частной психиатрии, при анализе истории болезни демонстрируемых пациентов предметно обсуждался вопрос о роли психологических факторов в возникновении психического страдания, в его дальнейшем развитии, прогнозе. Особенно подробно вопросы психологии, психогенеза рассматривались в лекциях: «Психогенные реакции», «Психопатии».

Это был последний курс психиатрии, читанный Олегом Васильевичем в Ярославле. Далее до конца жизни (1965 г.) он работал в Москве, возглавлял, в частности, кафедру психиатрии второго Московского мединститута. Был избран академиком АМН СССР. Продолжал читать лекции студентам и врачам. Лекции, читанные О.В. Кербиковым студентам лечебного факультета второго Московского мединститута в осенний семестр 1952—1953 учебного года, были изданы — О.В. Кербиков, Лекции по психиатрии, М., Медгиз, 1958, 239 с.

В Москве О.В. Кербиков энергично развернул научно-исследовательскую работу по вопросам пограничной психиатрии, творчески продолжив направление П.Б. Ганнушкина, придав ему новое звучание. Эти исследования нашли отражение в вышедших в 1971 году «Избранных трудах» О.В. Кербикова (М., изд. «Медицина», 1971, 312 с.). По существу, этот труд имеет прямое отношение и к вопросам психиатрии, и к вопросам медицинской психологии.

По-новому рассматриваются диагностические критерии, границы между различными многообразными формами пограничных состояний, между педагогической запущенностью и патологией, между преневрозом и неврозом, препсихопатией и психопатией. Акцент делается на дифференциации ранних, обратимых состояний, для которых характерны невыраженность и нестойкость, изменчивость проявлений, зависимость от ситуации и от соматического состояния пациента. При изучении личностных отклонений уделяется большое внимание «противоположной направленности» — смягчению патологии. Так, раскрывается возможность «депсихопатизации». Показывается наличие здесь континуума, переходов от нормы к пограничной патологии и к другим более тяжелым формам психических заболеваний: «Вся область «малой» психиатрии характеризуется изменчивостью, динамикой, наличием переходных и промежуточных форм» [1, c. 187]. О.В. Кербикову принадлежит крылатое выражение: психопатия — это пролонгированный на всю жизнь невроз. Глубоко и доказательно раскрывается роль психологических факторов на разных этапах формирования, динамики пограничных форм психопатологии. Описывается психологический механизм углубления личностной деформации под влиянием конфликтной ситуации — механизм, который обозначается как психопатический круг по О.В. Кербикову. В отношении и неврозов и расстройств личности допускается возможность саморазвития болезни: «Чем дальше заболевание отстоит от его начального этапа, тем в меньшей мере внешние факторы влияют на его течение. … По мере прогрессирования болезни она все в большей мере отрывается от внешних влияний, все в большей мере подчиняется внутренним закономерностям». [Там же. С. 205] Это «… не только изменение существующего, но и возникновение нового». [Там же. С. 218].

Говоря о расстройствах личности, О.В. Кербиков утверждает: «Каждая психопатическая личность в некоторой степени полиморфна. Наряду с наиболее характеризующими ее «облигатными» чертами наблюдаются черты «факультативные». При разных типах психопатии «обрастание» ядра личности «факультативными» чертами происходит в различной последовательности» [Там же. С. 229].

Уточняется классификация психопатий (расстройств личности) в зависимости от этиологии и выделяются краевые (обусловленные психологическими факторами, неправильным воспитанием), ядерные и органические типы расстройств.

В заключение следует еще раз сказать о том, что О.В. Кербиков был не только блестящим ученым, врачом-психиатром, но и замечательным преподавателем, организатором учебного процесса, последовательно возглавлял два медицинских вуза, кафедры психиатрии в них. На основании своего большого опыта в статье «О важнейших задачах преподавания психиатрии» он говорил о проблемах, которые еще долго не будут утрачивать актуальность: «Наша важнейшая цель — поднять общемедицинское мышление студента до уровня целостного понимания больного, понимания его как личности» [Там же. С. 238].

Исследования, начатые О.В. Кербиковым, продолжаются его многочисленными учениками и последователями. До последнего времени на базе второй Московской психиатрической больницы им. О.В. Кербикова (в 1942—1945 гг. Олег Васильевич работал главным врачом этого лечебного заведения) с участием ведущих научных психиатрических учреждений страны проводились Кербиковские чтения.

 

Геннадий Константинович Ушаков

Геннадий Константинович Ушаков возглавлял кафедру психиатрии Ярославского мединститута в 1954—1959 гг. В 1957—1959 гг. декан лечебного факультета. Участник Великой Отечественной Войны.

Работая в Ярославле, Г.К. Ушаков активно развивал традиции, заложенные его предшест-венниками — профессором О.В. Кербиковым, профессором С.В. Крайцем. В лекциях по психиатрии еще в большей мере уделял внимание изложению вопросов психологии, медицинской психологии, психогенеза, особенностей личности в психопатологии.

В 1961 году Г.К. Ушаков переводится на работу в Москву. В 1961—1965 гг. — зав. отделом психиатрии детского возраста НИИ психиатрии АМН СССР. В 1965—1981 гг. заведовал кафедрой психиатрии второго Московского мединститута, сменив на этом посту О.В. Кербикова. И в этот период Г.К. Ушаковым ведутся глубокие исследования по пограничной психиатрии, психологии, медицинской психологии. Особенность направленности его работ — это интерес к психологии и патологии детского и подросткового возраста, рассмотрение вопросов психопатологии с учетом возрастного патоморфоза, онтогенеза, эволюции. Это понятно: Г.К. Ушаков — выпускник Ленинградского педиатрического медицинского института; окончил в этом вузе аспирантуру, преподавал.

Событием в психиатрии и медицинской психологии явилась публикация его трудов: «Детская психиатрия» (М., Медицина, 1973, 392 .); «Медицинская психология» (Н.Д. Лакосина, Г.К. Ушаков, Медицинская психология, второе издание М., Медицина, 1984, 334 с.); «Пограничные нервно-психические расстройства» (первое издание в 1978 году, второе — в 1987 году, М., Медицина, 304 с.). Научные работы Г.К. Ушакова часто цитируются в современной литературе.

Коснемся некоторых сторон научных достижений Г.К. Ушакова, которые продолжают оставаться актуальными и в наше время. Г.К. Ушаковым разрабатывается оригинальная классификация пограничных психических расстройств, возникающих под влиянием и психогений, ситуационных факторов, и соматогений, экзогений, и конституции. Это — неразрывный ряд: почва, реакции, состояния, развития.

«Многообразие как вариантов психической индивидуальности, так и преморбидных особенностей психики в большей степени определяется сложными постнатальными особенностями взаимодействия реакции (под влиянием жизненных обстоятельств, ситуаций) и почвы. Континуум реакция—почва оказывается тем краеугольным камнем, который лежит в основе практически всех изменений в жизнедеятельности организма» [3, c. 78]. И далее: «Факт предпочтительного возникновения синдрома в том или ином возрасте, особенности параметров, определяющих структуру синдрома и путей их изменчивости, демонстрируют не только зависимость синдромогенеза от степени зрелости соответствующих функциональных систем («совокупности нервных возбуждений, приводящих к правильному выполнению какого-либо акта» — по П.К. Анохину), но и от синхронии созревания как элементов, составляющих саму функциональную систему, так и иных взаимосвязанных функциональных систем» [Там же. С. 109].

Г.К. Ушаков подчеркивает: «Гипотеза, направляющая ход таких исследований, посылки для которой почерпнуты нами из особенности клиники нервно-психических расстройств при сравнительно-возрастном анализе их, может быть представлена в следующем виде. Синхронное формирование (созревание) соответствующих функциональных систем определяет развитие гармоничной личности индивидуума. Такое созревание, естественно, не является процессом только биологическим, в генезе его сочетаются генетические, эмбриогенетические, постнатальные специфически-человеческие (социальные) и биологические влияния, опосредованные общественной сущностью человека. Все эти влияния находят наиболее полное интегративное выражение в процессе формирования (созревания) личности. Асинхрония созревания функциональных систем до определенного уровня обеспечивает многообразие индивидуальности личности, большие возможности адаптации ее к сложностям общественной среды. Акселерация либо ретардация созревания отдельных элементов, составляющих функциональную систему (либо разные функциональные системы), обусловливает предел функциональных возможностей их и возможность декомпенсации (надлома) при перенапряжении функции вследствие эндогенных либо экзогенных влияний» [Там же].

В полном соответствии с классификацией пограничных расстройств находится предложенная Г.К. Ушаковым систематика психических травм: «Прежде всего, если говорить об интенсивности психических травм, то их нужно делить следующим образом.

1.  Массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые: а) сверхактуальные для личности, б) неактуальные для личности (например, природные, общественные катастрофы, интактные для данного индивидуума).

2.  Ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения).

3.  Пролонгированные ситуационные, трансформирующие условия многих лет жизни (ситуация лишения, ситуация изобилия — кумир семьи): а) осознаваемые и преодолимые, б) неосознаваемые и непреодолимые.

4.  Пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения (истощающие): а) вызываемые самим содержанием ситуации, б) вызываемые чрезмерным уровнем притязания личности при отсутствии объективных возможностей для достижения цели в обычном ритме деятельности» [Там же. С. 121].

Приведем еще очень интересные мысли, высказанные Г.К. Ушаковым в отношении опосредованности биологического социальным на основе изучения пограничных состояний. «Опосредованность биологического социальным может происходить на разных уровнях жизнедеятельности человека, в разные периоды его жизни (пре-, постнатальный онтогенез и пр.). Последовательность таких уровней опосредования представлена, по меньшей мере, следующим рядом: личность, характер, темперамент, физиологические механизмы высшей нервной деятельности, физиологические механизмы деятельности нейронов и их констелляций, метаболизм медиаторов нервной системы» [Там же. С. 46].

И как завещание звучат следующие слова Г.К. Ушакова, завершающие монографию «Пограничные нервно-психические расстройства»: «В учении о клинике и профилактике пограничных нервно-психических расстройств многое сделано в последние десятилетия. Остается, однако, много вопросов, требующих дальнейшего исследования и решения. Нет никаких сомнений в том, что объединенными усилиями клиницистов вопросы эти будут успешно решены» [Там же. С. 284].

Адресно вопросам медицинской психологии Г.К. Ушаков посвятил разделы «Ведение в медицинскую психологию» (две главы) и «Общая медицинская психология» (пять глав) учебника Н.Д. Лакосина, Г.К. Ушаков. Медицинская психология (1976, 1984). Мы ограничимся цитированием только одного абзаца этой работы, вышедшей в общей сложности тиражом 180 000 экземпляров: «Медицинская психология — это самостоятельный раздел медицинских знаний, включающий психологические проблемы, возникающие у больных людей на всех этапах формирования болезни и в разных условиях пользования медицинской помощью. Она самостоятельна лишь постольку, поскольку имеет свой предмет исследования. Вместе с тем, содержание медицинской психологии становится действенным лишь во взаимопроникновении со сложившимися задачами и целями практической медицины вообще и каждым конкретным разделом клинической медицины в частности. При всей важности медицинской психологии совершенно естественно, что вне общей медицинской практики она не только беспомощна, но и не приемлема. В свою очередь, каждый частный раздел медицинской практики, лишенный свойственных ему медико-психологических аспектов, остается лишь разделом эмпирической медицины, медицинского практицизма, исключает целостное понимание больного, его индивидуальные проблемы, возникающие в период болезни, и нарушает единство отношений его с медицинскими работниками» [2].

 

Литература

1.   Кербиков О.В. Избранные труды. – М.: Медицина, 1971. – 312 с.

2.   Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1984. – C. 8.

3.   Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психическиетрасстройства. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1987. – 304 с. с илл.

 

 

Ссылка для цитирования

Хохлов Л.К., Урываев В.А. Вопросы медицинской психологии в работах академика РАМН О.В. Кербикова и профессора Г.К. Ушакова [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 5 (22). – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения