М.С. Роговин

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Планы редакции
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год

Ухтомский А. Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. – СПб., 1996. – 528 c.

Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука. – Рыбинск, 1997. – 576 с.

Ухтомский А.А. Доминанта души: Из гуманитарного наследия. – Рыбинск, 2000. – 608 с.

 

 

Актуальные проблемы сохранения наследия академика
А.А. Ухтомского

Бикташева Н.Н. (Рыбинск, Ярославская область)

 

 

Бикташева Н.Н.

Бикташева Наталия Николаевна

–  заведующая отделом Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Мемориальный Дом-музей академика А.А. Ухтомского».

Телефон: (4855) 26-2496

Сайт: www.museum.ru/M1586

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

«Я мысленно вглядываюсь в XXI столетие…»
А.А. Ухтомский

 

В 1990 году в г. Рыбинске был открыт единственный в России мемориальный дом-музей академика А.А. Ухтомского в доме, где прошло его детство. Дом за рекой Черемухой был приобретен дедом будущего ученого князем Николаем Васильевичем Ухтомским в 1867 году. В Рыбинском филиале ГАЯО хранится купчая, оформленная 30 октября 1867 года на вышеназванный дом и на два прилегающих к нему земельных участка площадью 400 квадратных саженей. Значительную часть земельного участка, помимо дома по ул. Выгонной и строений хозяйственного назначения, занимал яблоневый и ягодный сад. В этом доме в настоящее время располагается Мемориальный музей академика А.А. Ухтомского, действительно «родной дедовский угол» по выражению ученого, а земля (0,27 га) частично закреплена как охранная территория за Музеем, а частично принадлежит школе № 19 им. А.А. Ухтомского (ныне — школе № 32). Фактически, оба объекта — образовательное и культурное учреждение — находятся на территории бывшей городской усадьбы князей Ухтомских. Школа № 19 сыграла важную роль в сохранении самого дома Ухтомского, особенно после его расселения в мае 1986 года.

Сотрудничество со школой № 19 и ее директором, Журавлевым Владимиром Викторовичем, учителем биологом Сусловым Николаем Васильевичем и учителем английского языка Озеровым Виктором Алексеевичем продолжалось 20 лет. За эти годы в школе были внедрены программы «Воспитание творческой личности на основе научного и гуманитарного наследия А.А. Ухтомского» и «Научное наследие А.А. Ухтомского в учебном процессе», разработанные сотрудниками музея совместно с кандидатом технических наук Рыбинского технологического института Садчиковым В.М. и профессором, доктором Голубевой Л.А., которая также активно пропагандировала наследие Ухтомского в РГАТА. Она разработала факультатив для студентов «Философско-нравственное учение А.А. Ухтомского о Двойнике и Заслуженном Собеседнике». Совместно с Голубевой мы были участниками научных чтений, проходивших в Российском центре по русской философии и культуре при МАИ и даже стали в 1994 году его филиалом.

Город Рыбинск в середине XIX века — город купцов, торговцев, был крупным внутренним портом России. На Волге, у Рыбинска, шла перегрузка судов, поэтому в период навигации здесь собиралось до 100 тысяч человек, нанимавшихся на работу бурлаками, водоливами, лоцманами, крючниками. В детстве, гуляя со своим дядькой, маленький князь Алеша Ухтомский наблюдал за работами по перегрузке товаров, а придя домой, делал рисунки судов и людей. Позднее ученый в своих дневниках напишет: «Величественная Волга каждогодно бывает покрыта тысячами разнообразных судов, коих высокие мачты составляют прелестный вид густой рощи». «На волжских берегах Бог привел духовно родиться, воспитаться, мыслью вдохновиться».

 

   Усадьба в родовом имении князей Ухтомских

Родился Алексей Ухтомский в местечке Вослома, Арефинской волости, Рыбинского уезда. С этой землей связаны первые впечатления счастливой, поэтической поры детства, и первое знакомство с природой и людьми, и первое ощущение неразрывной связи с народом. «А сторона та — родная моя сторонушка, где Бог привел родиться на берегу заволжской извилистой речки Восломки, что бежит через Краснолесье, через поля, покрытые зарослью, и отдает свою чистую воду Ухре, а Ухра — Шексне, а Шексна пала уже в саму матушку Волгу» — так поэтично описывал А.А. Ухтомский эти места, где к нему пришло великое и благодатное чувство Родины.

Привязанность Ухтомского к родным местам была удивительна. Находясь на побывке в Рыбинске, в 1915 году он пишет знакомым в Петербург: «Да, ничего, видимо, не может мне заменить здешних мест, здешнего моего угла, у меня есть какая-то «ревность патриотизма» в отношении родных мест, нашего серого пейзажа, наших здешних красок Волги, полей и лесов, да, кроме того, какая-то органическая привязанность к родному дедовскому углу». «Мой родной домик», «старый дружеский тётин угол, последнее мое пепелище, столь богатые для меня драгоценными воспоминаниями» — эти молитвы постоянно звучали в письмах А.А. Ухтомского.

Воспоминания ученого помогли экспозиционерам воссоздать интерьер гостиной в Мемориальном Доме-музее. «Диван, стоящий в простенке между двух окон, овальный столик…» В интерьере, на стенах висят два портрета из Восломской усадьбы: это портрет кн. Алексея Николаевича в семилетнем возрасте и портрет отчима матери Алексея Алексеевича Ухтомского – Черносвитова.

 

 

В витрине первого зала посетители увидят интересные экспонаты, свидетельствующие о широте кругозора молодого человека: это сочинения за II курс на тему: «Значение легендарной поэзии в древнерусской литературе», а также духовные книги и доклад «О церковном пении», сделанные А.А.Ухтомским на 1 Всероссийском старообрядческом съезде. Представляет интерес икона Св. Алексея — человек Божий, портрет Христа, написанные Алексеем Алексеевичем Ухтомским, свидетельствующие о многогранности его личности и безусловном таланте. В Академии Ухтомский углубленно изучает психологию, философию. По окончании Духовной академии защищает магистерскую диссертацию на тему «Космологическое доказательство Бытия Божия».

«Чтобы разобраться в факторах человеческого поведения и мысли, я пошел в Университет» — вспоминает Ухтомский. Период учебы в Петербургском университете стал «поиском Истины» и становления личности выдающегося ученого, оставившего свой след в различных областях знаний.

В 1899 году А.А. Ухтомский приезжает в Петербург, где поступает на факультет восточных языков, а спустя год с разрешения министра народного просвещения переводится на физико-математический факультет по естественному разряду. Об этом периоде жизни рассказывают представленные в 3-ем зале Дома-музея архивные документы, фотографии, личные вещи, а также вызывающие интерес немецкие приборы XIX века, используемые для исследований физиологами. Это маятник Лукаса для точного дозирования длительности электрических импульсов и кимограф Циммермана для регистрации на бумажной ленте различных двигательных реакций:  работы сердца, мышечных сокращений. В одной из витрин лежат личные вещи А.А. Ухтомского: очки, чернильный прибор, бумажник, саквояж и т.д.

А.А. Ухтомский. 1910 год.

Академик Ухтомский указал нам основные условия, влияющие на складывание личности. «Это среда, быт и материальный уклад жизни, и, конечно, вера, дающая мощный энергетический заряд со стороны гуморально-эндокринной системы организма и укрепляющая доминанту личности» [3].

По Ухтомскому, исходная система элементов нравственности, неписанные законы его морального общежития — это «предание отцов», освященное традицией духовного наследия прошлого, связывающего поколения в живую цепь истории. Пути истории проходят через каждого из нас, через индивидуальный опыт каждого человека, через личностное переживание им Истины, Добра и Красоты.

«Что такое Истина?» — писал Ухтомский. — «То, что оправдывается реальностью — это во-первых. И что согласно с сердцем, красотой — это во-вторых» [1].

А.А. Ухтомский поднимал человека до высоты космического видения, связывая духовную нравственность каждого конкретного человека со всеобщим прогрессом человечества, видя в ней основную линию его эволюционного развития.

См. также в нашем журнале
Урываев В.А. Князь А.А. Ухтомский — священнослужитель, академик, философ.

Представление о неразрывной связи биологического и социального в природе человека приводит Ухтомского к новому пониманию «среды». Среда для человека — это не просто объективная реальность, она всегда находится в контексте культуры, объединяющей как индивидуальный внутренний мир, так и коллективное бессознательное, названное Ухтомским «опытом отцов». Далее ученый характеризует самодовольного, самоуверенного человека. «Если человек более всего охраняет «свое», то «истины» его являются «экономическими», законсервированными рецептами для технического овладения жизнью. Такой человек не способен к творческому, прогрессивному устремлению вперед, как художник жизни и ее рыцарь. Ведь истины у человека таковы, каковы его достоинства» [2].

«…Пока мы в нашей ближайшей реальности не поставили себе за требование во всякую минуту предпочесть соседа с его самобытностью нашим мыслям о нем, нашим интересам относительно него, до тех пор мы не сможем сдвинуться с места, из скорлупы болезненного индивидуализма» [4], — писал ученый.

Нужно сказать о том, что многое из наследия А.А. Ухтомского обращено в ХХI столетие. Академик, психолог В. Зинченко (г. Москва) писал в одной из своих статей о том, что академик А.А. Ухтомский в области психологии и физиологии будет оценен в XXI веке. Действительно, Ухтомский стоял у истоков создания целостной концепции поведения, объединяющей объективные и субъективные стороны, материальное и идеальное как составляющие единого психофизиологического процесса.

Наследие великого ученого, оставленное нам, уникально, поскольку в нем даются нравственные критерии существования человека и раскрываются пути духовного становления личности и развития ее творческих способностей. Работа по освоению наследия А.А. Ухтомского это работа на будущее, в которое верил ученый «Человечество еще ребенок — так велики его перспективы» — писал он. И как бы завещанием нам в работе звучат слова «заглядывая в будущее, мы строим далекий проект» и нужно «уметь достигать цели несмотря ни на что».

Мы можем долго рассказывать о том, как мы осваивали наследие великого ученого Ухтомского на его родине, но чтобы в дальнейшем шел этот процесс, мы должны сохранить само здание мемориального Дома-музея, которое нуждается в серьезной реставрации. Этот дом, где прошло детство будущего ученого, является главным мемориальным объектом, отражающим деревянную застройку середины XIX столетия. Дом не отличается красотой и изысканностью, но именно в нем жили представители древнего княжеского рода династии Рюриковичей и произошло становление незаурядной личности будущего учёного.

 

Литература

1.    Музей-заповедник (г. Рыбинск), РБМ 16814/1. Речь Ухтомского, сказанная 25.10.1922 при открытии физиологического семинара (рукопись).

2.    Музей-заповедник (г. Рыбинск), РБМ 16814/1.  Доминанта (статья).

3.    Павлова Л.П., Лобачев В.И. Парадоксальное творчество мышления. – СПб., 1994. – С. 148.

4.    Ухтомский А.А. Доминанта и интегральный образ. – С.-Петербург, 2000. – С. 195–196.

 

 

Ссылка для цитирования

Бикташева Н.Н. Актуальные проблемы сохранения наследия академика А.А. Ухтомского [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 5 (22). – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения