В.И. Гарбузов

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Планы редакции
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год

Музыкальная психотерапия и музыкальная психология: программа последипломной подготовки,
уникальный российский опыт

Бабин С.М. (Санкт-Петербург), Резницкая Т.Б.,
Шувалова Т.В. (Оренбург)

 

 

Бабин Сергей Михайлович

Бабин Сергей Михайлович

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психотерапии Северо-Западного Государственного Медицинского Университета им. И.И. Мечникова Минздрава России, вице-президент Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА).

E-mail: sergbabin@inbox.ru

Резницкая Татьяна Борисовна

Резницкая Татьяна Борисовна

–  доцент ГОУ ВПО «Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей».

E-mail: resniz@inbox.ru

Шувалова Татьяна Владимировна

Шувалова Татьяна Владимировна

–  заведующая областным психотерапевтическим центром ГБУЗ «Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница № 2», главный внештатный психотерапевт министерства здравоохранения Оренбургской области.

E-mail: shuvalova_tat@mail.ru

 

Аннотация. Возникновение музыкальной психотерапии явление закономерное. Музыка сопровождает человека на протяжении всего доступного исследователям периода его развития. Известно целенаправленное применение музыки во врачевании в различные исторические эпохи. Музыкальная психотерапия сегодня является важной составной частью невербальной психотерапии. Ее эффективность и новизна привлекают специалистов во всем мире. В этой ситуации весьма актуальными являются программы подготовки отечественных специалистов по музыкальной психотерапии, соответствующие международным стандартам. Пример такой программы — это международный проект постдипломного обучения музыкальной терапии и музыкальной психологии, осуществляемый Оренбургским государственным институтом искусств им. Л. и М. Ростроповичей и Институтом музыкальной терапии Высшей школы музыки и театра г. Гамбурга (Германия) совместно с Областным психотерапевтическим центром Оренбургской областной клинической психиатрической больницы № 2. Программа обучения была рассчитана на два года (2008—2009 г.г.) и ориентирована на модульную систему образования, принятую в западных странах в результате подписания Болонского соглашения. Среди участников курса — музыканты, психологи, врачи-психотерапевты и психиатры. Общий объем курса составил 440 академических часов, распределенных на шесть сессий, из которых 360 академических часов отводилось на лекционные и семинарские занятия по музыкальной психотерапии. Успешная реализация данного проекта объясняется относительно длительной историей применения активной музыкальной психотерапии в оренбургской психиатрии и психотерапии.

Ключевые слова: музыкальная психотерапия, музыкальная психология, невербальная психотерапия, обучение, последипломная подготовка.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Болящий дух врачует песнопенье,
Гармонии таинственная власть.
Тяжелые искупит преступленья
И укротит бушующую страсть.
(Е. Баратынский)

 

Стремительное развитие современной цивилизации, постоянно ускоряющийся темп жизни, непрерывно обновляющиеся технологии, предъявляют человеку новые требования, связанные с его профессиональными компетенциями. Углубленное изучение конкретной отрасли науки соседствует с объединением в единое целое нескольких научных направлений и возникновением тесных междисциплинарных связей между такими науками, как биология и информатика, математика и медицина, культурология и естествознание, психология и лингвистика. В результате чего возникает множество междисциплинарных наук: бионика, биосемиотика, синергетика, соционика, нейроэкономика, психолингвистика, психоакустика, акмеология и т.д. Это, в свою очередь, ставит вопрос о внедрении в образовательный процесс принципа интегративности как одного из показателей когнитивной компетенции будущего специалиста.

Одним из ярких примеров интеграции смежных научных дисциплин в единое целое является широко распространенная в зарубежных странах и приобретающая все большую известность в России музыкальная терапия (психотерапия). Актуальность данного направления не случайна. Постоянные психологические перегрузки, распространение депрессивных и невротических расстройств, экзистенциальная проблематика, в том числе и разочарование в жизни, оказывают все более серьезное влияние на психическое и физическое состояние людей, угрожая их здоровью. Одним из мощных средств гуманного воздействия на психику и физиологию человека является музыка.

Возникновение музыкальной психотерапии — явление закономерное. Музыка сопровождает человека на протяжении всего доступного исследователям периода его развития. Древние мудрецы утверждали, что музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира. А музыкальные антропологи приходят к выводу, что «музыка — это не второстепенный атрибут, использующийся в качестве аксессуара для украшения человеческого общества или роскошного времяпрепровождения, но неотъемлемая часть всех общественных процессов» [6]. Подтверждением тому является множество прекрасных легенд, преданий и сказок, посвященных силе музыки, которые мы находит в культурах разных народов.

Первыми в древних культурах эффект музыкального воздействия стали использовать шаманы. Будучи в одном лице лекарями, священниками и художниками, они объединяли религию, искусство, врачевание и воплощали их в ритуальное действо. Особый ритм заклинаний, в которых использовались примитивные духовые и ударные музыкальные инструменты, менял состояние сознания, снижал критичность восприятия реальности и вводил человека в состояние гипнотического транса, экстаза. В последующие века более сложные религиозные обряды христиан: церковный хор, григорианские хоралы, орган, колокольный звон — оказывали положительное влияние не только на эмоциональную сферу человека, но и улучшали его физическое самочувствие.

Известно целенаправленное применение музыки в различные исторические эпохи. Стоит вспомнить чеканные марши времен Третьего рейха, патриотические песни Советского Союза, а также попытки изучения и разработки «звукового» оружия. В настоящее время все большую популярность среди молодежи приобретают, так называемые, «цифровые наркотики», которые якобы способны при помощи звуков различной высоты и частоты вызывать эффект подобный психоактивным веществам.

Музыка постоянно была предметом изучения философов и ученых, начиная с древнейших времен. Так, одним из понятий «Этики» Пифагора является «эвритмия» — способность человека на протяжении всей жизни находить верный ритм своих поступков. Основав науку о сферах, он признал музыку точной наукой. Платон считал ее главным средством воспитания гармоничной личности. Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения болезни, наряду с диетой, запахами, и смехом. Изучению музыки в эпоху Античности посвящали свои труды Аристотель, Боэций, Гесиод и Гомер, в эпоху Средневековья — Фома Аквинский и Святой Августин, в эпоху Возрождения — Агриппа Неттесгеймский, в эпоху Просвещения — Декарт и Кирхер. Музыкально-психологические представления эпохи романтизма, открытие бессознательного, современная естественно-научная экспериментальная практика обозначили новые перспективы в этом направлении.

Мощный скачок в развитии психологии и психотерапии обусловил использование различных видов искусства в качестве эффективных средств воздействия на психику, на структуру и динамику бессознательного. Результатом многочисленных поисков и научных экспериментов врачей, психологов, педагогов, представителей искусства стала так называемая невербальная (несловесная) психотерапия, включающая в себя такие формы, как танцевальная психотерапия, телесно-двигательная психотерапия, театро-терапия, арт-терапия и др. [14]. Для того чтобы подчеркнуть выраженную креативную составляющую этого движения, часто говорят о различных методиках терапии творческим самовыражением. Музыкальная психотерапия является важной составной частью этого направления развития психотерапии и консультирования. Подробный обзор литературы, посвященный различным аспектам музыкальной психотерапии, представлен в работах Л.С. Брусиловского (1985) [4], В.Ю. Завьялова (1995) [7], Heigl-Evers A. c соавторами (2001) [15] и др.

Объединяя в себе достижения психологии, психотерапии, музыкальное искусство и медицину, музыкальная психотерапия представляет собой «целенаправленное использование музыки как терапевтического средства. Она является неотъемлемой частью осознанно формируемого терапевтического отношения, в котором применяются вербальная и невербальная коммуникация, а также различные психологические средства и методы… Ее цель — способствовать восстановлению, сохранению и улучшению духовного, интеллектуального и физического здоровья человека» [6]. Или, как сказал Ромен Роллан — «Музыка, подобно дождю. Капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его».

В настоящий момент в европейской и американской системе здравоохранения музыкальная психотерапия используется в различных сферах клинической медицины, таких как: психиатрия, неонатология, психосоматика, терапия и реабилитация клиентов с ограниченными возможностями (вследствие психических, физических или множественных недостатков), неврологическая реабилитация, онкология и внутренняя медицина, паллиативная медицина и хосписы (уход за умирающими пациентами), гериатрия и др. [5; 6; 11].

Эффективность и новизна данного способа привлекают врачей во всем мире. Начиная с середины XX века, музыкальная психотерапия эффективно развивается в США и Канаде, в Австралии и странах Латинской Америки, в Японии, Корее и Израиле и, конечно же, в Европе. На сегодняшний день университеты многих стран готовят дипломированных специалистов и предоставляют возможность работы над диссертационными исследованиями в этом направлении.

К сожалению, в России музыкальная психотерапия, представляя безусловный интерес для специалистов различных направлений, еще не достигла того уровня развития, который мы наблюдаем за рубежом. Одной из задач ближайшего будущего является освоение данного направления, как с точки зрения его включения в современную систему здравоохранения, так и в рамках интеграции России в европейскую систему высшего образования. В связи с отсутствие отдельной специальности, практикующие музыкальные терапевты в нашей стране — это преимущественно психологи или врачи-психотерапевты, в меньшей степени — представители музыкальных профессий.

В этой ситуации весьма актуальными являются программы подготовки отечественных специалистов по музыкальной психотерапии, соответствующие международным стандартам. Примером такой программы является международный проект постдипломного обучения музыкальной терапии и музыкальной психологии, осуществляемый Оренбургским государственным институтом искусств им. Л. и М. Ростроповичей и Институтом музыкальной терапии Высшей школы музыки и театра г. Гамбурга (Германия) совместно с Областным психотерапевтическим центром Оренбургской областной клинической психиатрической больницы № 2 (ООКПБ № 2) и клиникой Гут Виннебютель в г. Люнебурге (Германия). Идея проекта возникла в 2007 г. во время визита в Оренбург директора Института музыкальной терапии Высшей школы музыки и театра г. Гамбурга, президента Академии постдипломного обучения Фонда Герберта фон Караяна в Берлине, профессора, доктора Ганса-Гельмута Декера-Фойгта. Лекции и семинары, которые проводил профессор Г.-Г. Декер-Фойгт для врачей, психологов, музыкантов в медицинских учреждениях и высших учебных заведениях города, его встречи с министром культуры Оренбургской области, с руководством Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей и Областного психотерапевтического центра, вылились в уникальный для России проект.

Институт музыкальной терапии Высшей школы музыки и театра г. Гамбурга (Германия)

Институт музыкальной терапии Высшей школы музыки и театра г. Гамбурга. Учебная комната

 

Профессор Г.-Г. Декер-Фойгт

Программа обучения была рассчитана на два года (2008—2009 г.г.) и ориентирована на модульную систему образования, принятую в западных странах в результате подписания Болонского соглашения. Среди участников курса — музыканты, психологи, врачи — психотерапевты и психиатры, как уже практикующие специалисты, так и студенты последних курсов вузов. Основу курса составляли музыкально-терапевтические дисциплины,  преподаваемые  профессором Г.-Г. Декером-Фойгтом. Преподавание музыкально-теоретических и медицинских дисциплин взяли на себя преподаватели российской стороны. Общий объем курса составил 440 академических часов, распределенных на шесть сессий в течение двух лет, из которых 360 академических часов отводилось на лекционные и семинарские занятия по музыкальной психотерапии. При поддержке Оренбургского благотворительного фонда «Евразия» проект удалось оснастить редкими, предназначенными специально для музыкально-терапевтической работы инстру-ментами, предоставленными в дар нашими немецкими партнерами. Это позволило участникам проекта максимально эффективно овладевать практическими навыками музыкально-терапевтической импровизации и в дальнейшем использовать их в своей повседневной практике.

На занятии

Немецкие студенты и их российские коллеги в Оренбурге

Вручение дипломов по музыкальной психотерапии

 

Своеобразным итогом проекта стало издание первого учебника по музыкальной терапии, написанного научным руководителем проекта Гансом-Гельмутом Декером-Фойгтом в соавторстве с западноевропейскими учёными: Тониусом Тиммерманом и Доротеей Оберэгельсбахер (перевод с немецкого — Т. Резницкая, научные редакторы — С. Бабин, В. Логинова) и сборника итоговых экзаменационных работ выпускников курса [1], с содержанием которого можно познакомиться на сайте Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей (http://www.osiart.ru/science_monograph.php).

Эти материалы охватывают почти весь спектр изученных теоретических и практических вопросов музыкальной психотерапии и психологии: проблему нейрофизиологии и музыки; исторические аспекты использования музыки как средства врачевания; связь экономических изменений с реструктуризацией существующей системы здравоохранения («большие циклы конъюнктуры» Н.Д. Кондратьева); основы психологии развития и исследования Д.Н. Стерна; понятие нарциссизма и современные подходы к терапии этих нарушений; развитие человека в различные возрастные периоды и роль музыки в этом процессе; диагностика в музыкальной психотерапии, структурные элементы музыки; практика и праксиология музыкальной психотерапии; интермодальные аспекты музыкотерапии и др.

Успешная реализация данного проекта объяснялась относительно длительной историей применения активной музыкальной психотерапии в оренбургской психиатрии. Традиционно в России, в т.ч. и в психиатрии, наибольшее распространение получила преимущественно пассивная или рецептивная музыкальная психотерапия [5; 13; 16]. В некоторых отделениях оренбургских психиатрических больниц также применяется этот метод, например, в виде сеансов релаксации с использованием специальных аудио- и/или видеопрограмм с последующим совместным обсуждением эмоциональных переживаний.

Впервые с применением пациентами музыкальных инструментов в ходе активирующей терапии оренбургские психиатры и психотерапевты познакомились в 1997 г. во время участия в работе XI конгресса Всемирной ассоциации динамической психиатрии (WADP) в г. Мюнхене и посещения клиники «Ментершвайге» (Мюнхен, Германия), основанной известным психиатром и психоаналитиком Г. Аммоном [12]. Последующее многолетние контакты со специалистами данной клиники, в том числе, обучающий семинар немецких коллег в Оренбурге (1999 г.) позволили постепенно внедрить в нашу практику новые формы психотерапии душевнобольных, в том числе и музыкальную психотерапию. Данная методика постоянно применяется на базе открытого в 2001 г. отделения динамической психиатрии (психотерапии) ООКПБ № 2, созданного по модели клиники «Ментершвайге» [2]. За эти годы оренбургские специалисты не только освоили работу более опытных коллег, но и расширили методику благодаря привнесению авторских компонентов с учетом специфики работы и контингента пациентов, что нашло отражение и в многочисленных публикациях [3; 8; 9; 10]. Согласие профессора Г.-Г. Декер-Фойгта на подобный проект в далеком от Гамбурга Оренбурге, было, в том числе, обусловлено его удивлением, что в российской глубинке активно и грамотно используют столь нетрадиционный метод психотерапии.

Кабинет музыкотерапии в Оренбурге в ООКПБ № 2

Сеанс музыкотерапии в Оренбурге в ООКПБ № 2

 

На занятии в кабинете музыкотерапии
в центре «Прикосновение»

Проведение в Оренбурге двухлетней программы подготовки по музыкальной психотерапии способствовало более широкому распространению методики. Сейчас помимо психиатрических стационаров музыкальная психотерапия внедряется в работу амбулаторного психотерапевтического центра, активно используется в Диаконическом центре «Прикосновение» в работе с детьми, имеющими особенности развития. Постепенно она приобретает все большую популярность и в других психологических и медицинских учреждениях Оренбуржья. Получив базовые теоретические знания и практические навыки, участники проекта уже сейчас используют их в своей работе на новом, более серьезном уровне.

Это подтверждает эффективность интегративного подхода к обучению в системе высшего образования, позволяющего готовить специалистов, чья компетенция соответствует насущным требованиям современности.

Объем статьи не позволяет детально описать обучающую программу, в связи с чем авторы готовы предоставить более подробную информацию и будут признательны за любые предложения сотрудничества и замечания.

На выставке арт-произведений лиц с психиатрическим опытом. Звучащие работы

 

 

Литература

1.   Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и художественного образования: сборник научных трудов ОГИИ / гл. ред. Б.П. Хавторин, сост. и науч. ред. В.А. Логинова. – Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», ОГУ, 2010. – Вып. 7. – 555 с.

2.   Аммон М., Бабин С.М., Казаковцев Б.А. Психотерапия в Оренбургской области и модель динамической психиатрии Г. Аммона: взаимодействие и интеграция // Российский психиатрический журнал. – 2004. – № 3. – С. 59–63.

3.   Бабин С.М. Психотерапия в системе лечения и реабилитации психически больных: автореф. дисс. … докт. мед. наук. – СПб.: НИИ им. В.М. Бехтерева, 2006. – 55 с.

4.   Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. 3–е изд., доп. и перераб. / под ред. В.Е. Рожнова. – Т.: Медицина, 1985. – С. 273–304.

5.   Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию / пер. с нем. – СПб.: Питер, 2003. – 205 с.

6.   Декер-Фойгт Г.-Г., Оберэгельсбахер Д., Тиммерманн Т. Музыкальная терапия: учебник / пер. с нем. – Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», 2011. – 384 с.

7.   Завьялов В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия: практическое руководство. – Новосибирск, 1995.

8.   Искандеров М.Н. Метод активной групповой музыкотерапии в комплексном лечении и реабилитации душевнобольных // Вопросы подготовки клинических психологов, специалистов по социальной работе и врачей-психотерапевтов: материалы 2-го Всероссийского совещания и научно-практической конференции. – Оренбург, 2005. – С. 116–119.

9.   Искандеров М.Н. Активная музыкотерапия. Опыт и перспективы метода в психиатрическом стационаре // Консультативная психология и психотерапия. – 2010. – № 2. – С. 132–143.

10.   Искандеров М.Н. Активная групповая музыкотерапия в психиатрическом стационаре // Российский психотерапевтический журнал. – 2011. – № 1. – С. 65–68.

11.   Клюев А.С. Музыка как средство психотерапевтического воздействия // Психиатрические аспекты общемедицинской практики: сб. тезисов научной конференции с международным участием. – СПб., 2005. – С. 275–276.

12.   Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование: коллективная монография / под ред. М.М. Кабанова, Н.Г. Незнанова. – СПб.: Институт им. В.М. Бехтерева, 2003. – 438 с.

13.   Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М.: Композитор, 1997. – 164 с.

14.   Психотерапевтическая энциклопедия. 3-е изд. / под ред. Б.Д. Карвасарс-кого. – СПб.: Питер, 2006. – 944 с.

15.   Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии / пер. с нем. – СПб.: ВЕИП, Речь, 2001. – 784 с.

16.   Якупова Г.А. Музыкальная терапия в системе реабилитации больных олигофренией // Обозр. психиатр. и мед. псих. – 1995. – № 1. – С. 79–81.

 

 

Ссылка для цитирования

Бабин С.М., Резницкая Т.Б., (Оренбург) Музыкальная психотерапия и музыкальная психология: программа последипломной подготовки, уникальный российский опыт [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 6 (23). – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения