Вернуться на главную страницу
Английская версия
О журнале
Редакционный совет
Планы редакции
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год

Фенотипы проективных рисунков у лиц с делинквентным поведением и агрессивных пациентов, страдающих психическими расстройствами

Золтан Вашш (Будапешт, Венгрия)

 

 

Золтан Вашш

–  Ассоциированный профессор психологии Института психологии, Университет Кароли Гаспара (Будапешт, Венгрия).

E-mail: dr.vass.zoltan@gmail.com.

Web: www.zoltanvass.hu

 

Аннотация. Пациентам с психическими расстройствами (n=266), демонстрирующим агрессивное поведение, а также делинквентам (n=81), отбывающим наказание за убийство одного или более человек, был предложен тест «Дом–Дерево–Человек» (Buck, 1948) с последующим свободным рисованием и изображением животного.

Конфигурации рисунков были интерпретированы при помощи иерархического кластерного анализа. Некоторые детали и конфигурации были традиционными, другие же, хотя и редко встречаются в литературе, довольно часто наблюдаются в клинических условиях. Конфигурации, распределенные по различным фенотипическим группам, склонны встречаться вместе. Данная статья описывает исследованные фенотипы.

Ключевые слова: проективные рисунки, агрессия, кластерный анализ, конфигурации, Тест «Дом–Дерево–Человек», изображение животного, свободное рисование.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

  PDF-формат  

 

 

Введение

Возможность выявления склонности рисующего к агрессии при помощи проективных рисунков пытались исследовать еще во времена «золотых пятидесятых» первые авторы-классики в этой области [2; 3; 4; 6; 12; 13; 14]. В результате была собрана обширная база знаний по части графического выражения агрессии.

Тем не менее, еще многие вопросы остаются без ответа. В самом начале авторы методик проективных рисунков проводили свои многочисленные клинические наблюдения лишь за определенными пациентами. Толкования отдельно взятых случаев были позднее опубликованы в методических пособиях и стали классикой интерпретации. Эти наблюдения, которые изначально использовались лишь в единичных клинических случаях, впоследствии стали публиковаться для все более и более широкого применения. В «цепочке» переизданий новые книги и пособия содержали одну и ту же информацию о повторяющейся совокупности признаков. Примерами могут послужить книга Коха, изданная в Швейцарии [12], монография Вернера [32], каталог признаков Жолли [11], каталог Урбана [23], руководство Хаммера [6], психодиагностический справочник Огдена [15; 16], диагностический справочник Венка [33], книга о рисунках дерева Боландера [1], книга о детских рисунках Ди Лео [5].

Все прекрасно понимали, что рисунки каким-то образом отражают личность рисующего, но выразить ее лишь при помощи простых «алгоритмов», как это предлагалось в классических пособиях, было невозможно. Обескураживает некритичное переиздание диагностических суждений, противоречащее как здравому смыслу, так и клиническим реалиям. Например, ранние работы Бака практически неприменимы для клинической диагностики отдельно взятых случаев. За редким исключением, каждое из высказываний в вышеперечисленных пособиях может быть использовано в качестве примера. Так, слишком длинные руки не всегда означают чрезмерное усердие человека, а слишком короткие — его отсутствие. Эти утверждения могут быть правдивыми, но очень редко и лишь отчасти. Значение рисунка, объективная информация о нем, «истина» содержится намного глубже. Рисунки, безусловно, отражают личность человека, но не напрямую. Новый подход: конфигурационный анализ *.

В этой работе мы пытаемся подойти к вопросу графического выражения агрессивности несколько более тонко, по сравнению с простым поиском явно выраженных признаков. Ключевыми словами являются фенотипы и конфигурации. Этот метод основывается на эвристическом анализе моделей отобранных из рисунков (более подробно см. у Вашша [28; 29]). Для начала дадим определение двум основным терминам, использованным в данном исследовании: проективным рисункам и агрессии. Основываясь на определении «рисунка» в целом, данном Зерингером [17; 18; 19; 20; 21; 22], мы определяем проективные рисунки как внутреннее содержание, выраженное посредством рисовальных движений. Причем это внутреннее содержание нельзя сводить лишь к отображению бессознательного материала. Обращаясь к нашему второму термину, мы определяем агрессию в данном исследовании как любое поведение, внутренний посыл, чувство или интрапсихический феномен, при котором имеется намерение причинить вред кому-либо, чему-либо или же самому себе. Согласно Харди [9], агрессия может быть сознательной и бессознательной, явной, скрытой или преобразованной в другой психологический феномен (например, тревогу, физические симптомы или кажущееся неагрессивным поведение).

Изучение агрессивных психиатрических пациентов и преступников, совершивших убийство

Классические признаки являются слишком общими, чтобы их можно было использовать в клинической практике: все они имеют зависимые от контекста значения, в связи с чем их невозможно применять в отдельно взятых случаях. Примерами подобных классических признаков могут послужить заостренные формы, темные и глубокие линии, зубы или злобное выражение лица при изображении фигуры человека; похожие на копья, остроконечные ветви деревьев или изображение дикого животного. При изучении комплексов этих признаков возникает вопрос о правдивости приведенных интерпретаций и о том, какие рисунки являются характерными для действительно агрессивных людей.

Описание метода (участники и процедура исследования)

В ходе исследования мы имели дело с рисунками ярко выраженных агрессивных индивидуумов, поделенных на две группы: а) агрессивные психиатрические пациенты, отобранные по четким критериям (n=266, подробнее у Вашша [28]) на основе их явно выраженного агрессивного поведения, а также поставленного ранее диагноза, клинического собеседования и анамнеза со стороны родственников; б) преступники (n=81, в возрасте от 14 до 57 лет, M=26,65, SD=10.42, 68% из которых мужского пола), отбывающие наказание за убийство одного или более человек. Несмотря на то, что обе эти группы отличались как по своему психиатрическому статусу, так и по некоторым другим аспектам, их рисунки анализировались совместно для того, чтобы можно было отследить модели графического выражения агрессивности. Из-за смешанного характера выборки никаких других выводов, относящихся к личностным особенностям, сделано не было, а эмпирическое исследование, описанное здесь, может послужить иллюстрацией к анализу рисуночных фенотипов (см. ниже).

Психиатрическим пациентам был предложен тест «Дом–Дерево–Человек» [2; 3; 4], с последующим свободным рисованием и изображением животного. Использовался карандаш заводской заточки, средней мягкости, без ластика. Участников просили нарисовать а) дом, б) дерево, в) животное, г) человека, д) что-то приятное. Никаких других инструкций или объяснений не давалось. По окончании выполнения задания было организовано собеседование по результатам теста (измененная версия Buck [2; 3; 4]). Преступникам было предложено нарисовать фигуру человека (по Machover [14]).

Результаты: Восемь фенотипов.

Самым важным результатом стало то, что общепринятые показатели агрессии отсутствовали на большинстве рисунков. В целом, внешний вид рисунков был крайне разнообразен. Невозможно было однозначно определить наличие агрессивности (многие преступники нарисовали обыкновенную прямую фигуру человека). На тех же рисунках, где проявлялись особенные признаки агрессии, фактические, общепринятые показатели вместо агрессии могли быть также интерпретированы как регрессия, тревога, органическое повреждение мозга, депрессия, маниакальные состояния или шизофрения.

С другой стороны, переключив внимание с деталей на рисунки в целом, можно выделить восемь характерных фенотипов. Эти фенотипы являлись повторяющимися рисуночными моделями, которые отличались от рисунков здоровых субъектов (см. подробнее Вашш [28]) по ряду отдельных аспектов. Полученные фенотипы описаны и проиллюстрированы в Таблице 1.

 

Таблица 1

Описание рисуночных фенотипов

 

Вывод

Проблема графического выражения агрессивности является довольно популярной. Многие авторы предлагали списки «признаков», но лишь немногие из них проводили полноценные исследования. Из-за чересчур обобщающего подхода большинство пособий слишком расплывчаты для клинической диагностики в индивидуальных случаях. Эта работа отстаивает точку зрения, согласно которой значение рисунка, реальная информация о нем, «истина» не содержатся в рисунках на уровне отдельно взятых деталей и механической интерпретации. Автор попытался подойти к вопросу несколько более тонко.

Во-первых, термин «проективный рисунок» определяется как нечто большее, чем выразительные движения и подсознательное отражение. Он рассматривается как внутреннее содержание, выраженное посредством рисовальных движений, которые состоят из пяти элементов в различном соотношении: изученные когнитивные схемы, изначальные или трансформированные признаки и символы графической коммуникации, выразительные движения, личное толкование индивидуальной реальности, и, в некоторых случаях, следы бессознательного отражения.

Во-вторых, полный список общепринятых признаков агрессии противопоставляется фенотипам, которые были выявлены посредством изучения рисунков агрессивных психиатрических пациентов, а также преступников, отбывающих наказание за убийство одного или более человек. Установлено, что общепринятые признаки агрессии отсутствовали на большинстве рисунков и в целом их внешний вид был крайне разнообразен. Агрессивность не может быть идентифицирована однозначно, в то время как имеющиеся показатели агрессии можно объяснить посредством других побуждений, а не агрессивностью.

В-третьих, чтобы установить фенотипы проективных рисунков, вместо детального анализа явно выраженных признаков, был предложен более сложный метод конфигурационного анализа. Основная идея заключалась в наличии неизменных типов рисуночного выражения агрессии, но они являются, скорее, генотипами, а не фенотипами и проявляются по-разному. Кроме того, наличие различных проявлений, вовсе не означает их бесконечного разнообразия: определенный набор деталей можно идентифицировать, например, при помощи иерархического кластерного анализа. С этими иерархическими фенотипами можно проводить ту же самую работу, что и с конфигурациями. Конфигурация определяется как психологическая характеристика (черта, значение и интерпретация), связанная с определенным фактором и перечнем деталей. В каждом из фенотипов могут быть представлены различные переменные: общая подготовленность, личностные особенности пациента, процесс рисования, разъяснение полученного результата рисующим, глобальные аспекты, формально-структурированные аспекты, содержание и стиль рисунка. Неотъемлемым свойством конфигурации является то, что она выделяет психологическую характеристику только в том случае, когда на рисунке одновременно представлено несколько характерных деталей. Кроме того, было выявлено два правила конфигурационного анализа: а) одни и те же графические единицы выражают различные психологические значения в различных конфигурациях деталей; б) психологическое значение конфигурационной единицы зависит от наличия всех остальных конфигурационных деталей. Что касается эмпирических результатов, несколько конфигураций на рисунках агрессивных пациентов было идентифицировано при помощи инструментов кластерного анализа, а так же экспертно-систематического анализа. Некоторые группы деталей и конфигураций являются давно известными и общепринятыми, другие же редко встречаются в литературе, хотя довольно часто — в клинических условиях. Вместо сложных наборов деталей, конфигурации, распределенные по различным фенотипическим группам, обычно встречаются вместе. Количество деталей в любой конфигурации не имеет ограничений, и чем больше присутствует деталей, тем наибольшую степень вероятности приобретает их психологическое значение. Степень вероятности выражается числом от 0 до 100 и может быть точно подсчитана. Метод конфигурационного анализа был разработан при помощи экспертной системы ESPD [24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31], которая была разработана специально, чтобы помогать специалистам в интерпретации проективных рисунков несколько более тонким методом.

 

_______________________

* В более развернутом виде с идеями конфигурационного анализа можно познакомиться в статье З. Вашша в нашем журнале «Семь шагов конфигурационного анализа (КА) в интерпретации рисунков и картин» (№ 4(15) 2012 г.).

 

 

Литература

1.   Bolander, K. (1977). Assessing Personality through Tree Drawings. New York: Basic Books.

2.   Buck, J. N. (1948a). The H–T–P technique; a qualitative and quantitative scoring manual. Journal of Clinical Psychology, 4, 317–396.

3.   Buck, J. N. (1948b). The H–T–P Test. Journal of Clinical Psychology, 4, 151–159.

4.   Buck, J. N. (1948c). The use of the H–T–P in personality analysis. American Psychologist, 3, 284.

5.   Di Leo, J. H. (1983). Interpreting Children's Drawings. New York: Brunner and Mazel.

6.   Hammer, E. F. (1958) (Ed.). Clinical Application of Projective Drawings. Springfield: Thomas.

7.   Hárdi, I. (1983). Dinamikus rajzvizsgálat. Budapest: Medicina.

8.   Hárdi, I. (1992). Forty years of Dynamic Examination of Drawings. In: Jakab, I., Hárdi, I. (Eds.). Psychopathology of Expression and Art Therapy in the World. (The Budapest SIPE Colloquium). Budapest: Animula, 81–92.

9.   Hárdi, I. (2001). Az agresszió világa. (The world of aggression). Budapest: Medicina.

10.   Hárdi, I., Saághy, M. (1982). The problem of the stick figure. In: Jakab, I. (Ed.). The Pathology of Non-Verbal Communication. Milano: Masson, 239–244.

11.   Jolles, I. (1964). A Catalogue for the Qualitative Interpretation of the House–Tree–Person (H–T–P). Los Angeles: Western Psychological Services.

12.   Koch, K. (1949/1967). Der Baumtest. Bern: Huber.

13.   Koppitz, E. M. (1968). Psychological Evaluation of Children's Human Figure Drawings. New York: Grune and Stratton.

14.   Machover, K. (1949). Personality Projection in the Drawing of the Human Figure. Springfield: Thomas.

15.   Ogdon, D. P. (1981/1993). Handbook of Psychological Signs, Symptoms and Syndromes. Los Angeles: Western Psychological Services.

16.   Ogdon, D. P. (1996). Psychodiagnostics and Personality Assessment: A Handbook. Los Angeles: Western Psychological Services.

17.   Sehringer, W. (1957). Der Goodenough-Test. Probleme der Diagnostik bei der kindlichen Zeichnung eines Menschen. Psychologische Forschung, 25, 155–237.

18.   Sehringer, W. (1983). Zeichnen und Spielen als Instrumente der psychologischen Diagnostik. Heidelberg: Schindele.

19.   Sehringer, W. (1989). Systemanalyse von Kinderzeichnungen 1–2. Zeitschrift für Menschenkunde, 53, Heft 1–2.

20.   Sehringer, W. (1992a). Principles for the Psychodiagnostic Analysis of Children's Drawings. In: Jakab, I., Hárdi, I. (Eds.). Psychopathology of Expression and Art Therapy in the World. Budapest: Animula, 46–81.

21.   Sehringer, W. (1992b). Zeichnerische Verfahren. In: Battegay, R., Glatzel, I., Pöldinger, W., Rauchfleisch, U. (Eds.). Handwörterbuch der Psychologie. Stuttgart: Enke, 661–665.

22.   Sehringer, W. (1999). Zeichnen und Malen als Instrument der psychologischen Diagnostik. Ein Handbuch. Heidelberg: Winter, Edition Schindele.

23.   Urban, W. H. (1963). The Draw-a-Person Catalogue for Interpretative Analysis. Los Angeles: Western Psychological Services.

24.   Vass, Z. (1999a). A projektív rajzvizsgálat objektivizálása felé: elemzés algoritmusokkal. Szkizofrén betegek farajzainak térszerkezeti elemzése (Objektivierungsmöglichkeit der projektiven Zeichnungsuntersuchung: Analyse mit Algorithmen. Eine Raumstrukturanalyse der Baumzeichnungen schizophrener Kranken). Pszichológia, 19, 79-124. (Publikationspreis der Hungarian Journal of Psychology)

25.   Vass, Z. (1999b). La nouvelle perspective de l’examen des dessins projectifs: l’analyse psychométrique avec algorithmes. La Revue Française de Psychiatrie et de Psychologie Médicale, 31, 94–97.

26.   Vass, Z. (2000). Artificial intelligence in psychodiagnosis. In: Jakab, I. (Ed) (2001): Developmental aspects of creativity, p. 159–177. Boston: American Society of Psychopathology of Expression.

27.   Vass, Z. (2001). Die Künstliche Intelligenz in der Psychodiagnostik: Entwicklung eines Expertensystems für projektive Gestaltungsverfahren. In: Einführungstagung Tübingen, Abstracts p. 24. Bonn: A. v. Humboldt-Stiftung.

28.   Vass, Z. (2002). Humboldt Research Report (Die Künstliche Intelligenz in der Psychodiagnostik: Entwicklung eines Expertensystems für projektive Gestaltungsverfahren).

29.   Vass, Z. (2005). Computergestützte Auswertung von Zeichentests. In: Sehringer, W., Vass, Z. (Hrsg). (2002). Dynamik psychischer Prozesse in Diagnose und Therapie beim Zeichnen und Malen, Wirken und Gestalten, Erzählen und Erfinden. Festschrift für István Hárdi.

30.   Vass, Z. (2006). A rajzvizsgálat pszichodiagnosztikai alapjai. Budapest: Flaccus.

31.   Vass, Z. (2012). A psychological interpretation of drawings and paintings. The SSCA Method: A Systems Analysis Approach. Budapest: Alexandra Publisher.

32.   Vernier, C. M. (1952). Projective Test Productions (1. Projective Drawings). New York: Grune and Stratton.

33.   Wenck, L. S. (1977/1995). House-Tree-Person Drawings. An Illustrated Diagnostic Handbook. Los Angeles: Western Psychological Services.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 615.851.13:159.9.07

Вашш З. Фенотипы проективных рисунков у лиц с делинквентным поведением и агрессивных пациентов, страдающих психическими расстройствами // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2014. – N 1 (24). – C. 5 [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

Phenotypes of aggressive psychiatric patients' and delinquents' projective drawings

Zoltán VASS (Budapest, Hungary)
Associate Professor of Psychology, Institute of Psychology, Károli Gáspár University
Address: Budapest, H-1037, Bécsi út 324. V. ép
E-mail: dr.vass.zoltan@gmail.com

Abstract

Aggressive psychiatric patients (n = 266) on the base of their explicitly aggressive behavior in the community and delinquents (n = 81) who were sent to prison because of murdering one or more victims were administered the House-Tree-Person Test (Buck, 1948), followed by an animal and a free drawing. With hierarchical cluster analysis configurations of drawings were identified. Some of the items in clusters and configurations were traditional indicators, other items were rarely found in the literature but they are often observable in clinical settings. Instead of a confused mixture of items, the configurations ordered the variables in phenotypic groups that are prone to occur together. The article describes the observed phenotypes in configurations.

Keywords: projective drawings, aggression, cluster analysis, configurations, House-Tree-Person Test, animal drawing, free drawing.

References

1.   Bolander, K. (1977). Assessing Personality through Tree Drawings. New York: Basic Books.

2.   Buck, J. N. (1948a). The H–T–P technique; a qualitative and quantitative scoring manual. Journal of Clinical Psychology, 4, 317–396.

3.   Buck, J. N. (1948b). The H–T–P Test. Journal of Clinical Psychology, 4, 151–159.

4.   Buck, J. N. (1948c). The use of the H–T–P in personality analysis. American Psychologist, 3, 284.

5.   Di Leo, J. H. (1983). Interpreting Children's Drawings. New York: Brunner and Mazel.

6.   Hammer, E. F. (1958) (Ed.). Clinical Application of Projective Drawings. Springfield: Thomas.

7.   Hárdi, I. (1983). Dinamikus rajzvizsgálat. Budapest: Medicina.

8.   Hárdi, I. (1992). Forty years of Dynamic Examination of Drawings. In: Jakab, I., Hárdi, I. (Eds.). Psychopathology of Expression and Art Therapy in the World. (The Budapest SIPE Colloquium). Budapest: Animula, 81–92.

9.   Hárdi, I. (2001). Az agresszió világa. (The world of aggression). Budapest: Medicina.

10.   Hárdi, I., Saághy, M. (1982). The problem of the stick figure. In: Jakab, I. (Ed.). The Pathology of Non-Verbal Communication. Milano: Masson, 239–244.

11.   Jolles, I. (1964). A Catalogue for the Qualitative Interpretation of the House–Tree–Person (H–T–P). Los Angeles: Western Psychological Services.

12.   Koch, K. (1949/1967). Der Baumtest. Bern: Huber.

13.   Koppitz, E. M. (1968). Psychological Evaluation of Children's Human Figure Drawings. New York: Grune and Stratton.

14.   Machover, K. (1949). Personality Projection in the Drawing of the Human Figure. Springfield: Thomas.

15.   Ogdon, D. P. (1981/1993). Handbook of Psychological Signs, Symptoms and Syndromes. Los Angeles: Western Psychological Services.

16.   Ogdon, D. P. (1996). Psychodiagnostics and Personality Assessment: A Handbook. Los Angeles: Western Psychological Services.

17.   Sehringer, W. (1957). Der Goodenough-Test. Probleme der Diagnostik bei der kindlichen Zeichnung eines Menschen. Psychologische Forschung, 25, 155–237.

18.   Sehringer, W. (1983). Zeichnen und Spielen als Instrumente der psychologischen Diagnostik. Heidelberg: Schindele.

19.   Sehringer, W. (1989). Systemanalyse von Kinderzeichnungen 1–2. Zeitschrift für Menschenkunde, 53, Heft 1–2.

20.   Sehringer, W. (1992a). Principles for the Psychodiagnostic Analysis of Children's Drawings. In: Jakab, I., Hárdi, I. (Eds.). Psychopathology of Expression and Art Therapy in the World. Budapest: Animula, 46–81.

21.   Sehringer, W. (1992b). Zeichnerische Verfahren. In: Battegay, R., Glatzel, I., Pöldinger, W., Rauchfleisch, U. (Eds.). Handwörterbuch der Psychologie. Stuttgart: Enke, 661–665.

22.   Sehringer, W. (1999). Zeichnen und Malen als Instrument der psychologischen Diagnostik. Ein Handbuch. Heidelberg: Winter, Edition Schindele.

23.   Urban, W. H. (1963). The Draw-a-Person Catalogue for Interpretative Analysis. Los Angeles: Western Psychological Services.

24.   Vass, Z. (1999a). A projektív rajzvizsgálat objektivizálása felé: elemzés algoritmusokkal. Szkizofrén betegek farajzainak térszerkezeti elemzése (Objektivierungsmöglichkeit der projektiven Zeichnungsuntersuchung: Analyse mit Algorithmen. Eine Raumstrukturanalyse der Baumzeichnungen schizophrener Kranken). Pszichológia, 19, 79-124. (Publikationspreis der Hungarian Journal of Psychology)

25.   Vass, Z. (1999b). La nouvelle perspective de l’examen des dessins projectifs: l’analyse psychométrique avec algorithmes. La Revue Française de Psychiatrie et de Psychologie Médicale, 31, 94–97.

26.   Vass, Z. (2000). Artificial intelligence in psychodiagnosis. In: Jakab, I. (Ed) (2001): Developmental aspects of creativity, p. 159–177. Boston: American Society of Psychopathology of Expression.

27.   Vass, Z. (2001). Die Künstliche Intelligenz in der Psychodiagnostik: Entwicklung eines Expertensystems für projektive Gestaltungsverfahren. In: Einführungstagung Tübingen, Abstracts p. 24. Bonn: A. v. Humboldt-Stiftung.

28.   Vass, Z. (2002). Humboldt Research Report (Die Künstliche Intelligenz in der Psychodiagnostik: Entwicklung eines Expertensystems für projektive Gestaltungsverfahren).

29.   Vass, Z. (2005). Computergestützte Auswertung von Zeichentests. In: Sehringer, W., Vass, Z. (Hrsg). (2002). Dynamik psychischer Prozesse in Diagnose und Therapie beim Zeichnen und Malen, Wirken und Gestalten, Erzählen und Erfinden. Festschrift für István Hárdi.

30.   Vass, Z. (2006). A rajzvizsgálat pszichodiagnosztikai alapjai. Budapest: Flaccus.

31.   Vass, Z. (2012). A psychological interpretation of drawings and paintings. The SSCA Method: A Systems Analysis Approach. Budapest: Alexandra Publisher.

32.   Vernier, C. M. (1952). Projective Test Productions (1. Projective Drawings). New York: Grune and Stratton.

33.   Wenck, L. S. (1977/1995). House-Tree-Person Drawings. An Illustrated Diagnostic Handbook. Los Angeles: Western Psychological Services.

 

 

  В начало страницы В начало страницы

 

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения