Вернуться на главную страницу
Английская версия
О журнале
Редакционный совет
Планы редакции
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год

Психофизиологический потенциал и ресурсы профессионального развития медицинских работников

Петраш М.Д. (Санкт-Петербург, Российская Федерация)

 

 

Петраш Марина Дмитриевна

Петраш Марина Дмитриевна

–  кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, психолог городской станции скорой медицинской помощи.

E-mail: mp.07@bk.ru

 

Аннотация. Цель: изучить выраженность «психофизиологического потенциала» и его взаимосвязи с факторами профессионального развития и профессионального функционирования, с личностными характеристиками и стратегиями совладающего поведения, которые могут выступать в качестве ресурсов профессионального развития врачей-интернов скорой медицинской помощи. Методы: опросник Большая Пятерка (Big-5); копинг-тест Р.С. Лазарус; опросник «Факторы профессионального развития» Петраш М.Д. Выборку составили врачи-интерны скорой медицинской помощи г. Санкт-Петербурга в количестве 114 человек (78 мужчин, 35 женщин). Результаты и обсуждение: проведено изучение психологического содержания профессиональной ситуации развития в группах с разной выраженностью «психофизиологического потенциала» (способность к восстановлению психофизиологического потенциала). Проведен сравнительный анализ полученных данных с данными медицинских работников разных специальностей (врачей-интернов скорой медицинской помощи, врачей-трансфузиологов, медсестер стационаров). Выявлены особенности психологического содержания профессиональной ситуации развития в зависимости от выраженности психофизиологического компонента: при низкой способности к восстановлению психофизиологического потенциала у врачей-интернов скорой помощи отмечается неудовлетворительная оценка собственного профессионального развития, снижается мотивация к деятельности. Высокая способность к восстановлению потенциала способствует позитивной оценке ситуации профессиогенеза, отмечается стремление к самореализации в профессии, целеустремленность, удовлетворенность межличностным взаимодействием. Сопоставление полученных данных с данными медицинских работников разных специальностей выявило схожую картину. Показана роль психофизиологического компонента в профессиональном развитии и его влияние на профессиогенез врачей-интернов. Обнаружено, что психофизиологический компонент является ресурсом удовлетворенности профессиональной деятельностью и самореализации в профессии. Выявлен кризисный характер профессионального развития у интернов со сниженными возможностями восстановления психофизиологического потенциала, который связан с «кризисом профессиональной идентичности»; у медицинских работников других специальностей — с «кризисом профессиональной самореализации». Изучение совладающего поведения выявило неоднозначеное проявление копинг-стратегии «планирование решения проблемы». Было показано, что у интернов с высокой способностью к восстановлению резервов данная стратегия способствует целенаправленному и планомерному разрешению проблемной ситуации, обеспечивая, тем самым, конструктивный ход профессиогенеза, а интенсивное использование «планирования решения проблемы» в группах с низким уровнем психофизиологического компонента повышает вероятность чрезмерной рациональности, недостаточную эмоциональность.

Ключевые слова: психофизиологический потенциал, профессиональное развитие, ресурсы, совладающее поведение, интерны скорой медицинской помощи, медсестры, врачи-трансфузиологи.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

  PDF-формат  

 

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, в рамках научного проекта № 13-06-00837а «Комплексное изучение потенциалов и ресурсов личности в разные периоды взрослости и старения».

 

Введение

Профессиональная жизнь человека в разных своих проявлениях постоянно привлекала внимание не только психологов, педагогов, медиков, но и многих других специалистов, что привело к возникновению специальных научных дисциплин и исследовательских направлений. Интерес этот можно объяснить тем, что профессиональная сфера является одной из ведущих сфер, определяющих жизнедеятельность человека. Профессиональная деятельность способствует развитию личности, придает жизни личностный смысл, позволяет реализовать себя, во многом определяет биографию человека. Теоретически необходимо, чтобы система объективных профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека-профессионала. Но в реальной жизни встречаются различные «варианты» такого взаимодействия. В случае расхождения представлений о целях деятельности, своих способностях и возможностях с той реальностью, в которую попадает начинающий специалист, возникают трудности, требующие преодоления. Подобные ситуации возникают из-за того, что при выборе профессии человек, как правило, ориентируется на привлекательную ее сторону, в то время как «оборотную сторону медали» удается разглядеть не сразу [4].

Существенная роль в преодолении трудностей отводится психофизиологическому компоненту, необходимому для создания среды, благоприятствующей развитию человека, его профессионального развития, в том числе и сохранности здоровья. В исследованиях, проведенных нами ранее, показана роль психофизиологического компонента в профессиональном развитии и его влияние на профессиогенез медработников [2; 3]. Было обнаружено, что психофизиологи-ческий компонент является ресурсом в профессиональном развитии медсестер.

В данной статье пойдет речь о работниках скорой медицинской помощи г. Санкт-Петербурга, а именно о врачах-интернах, работающих в условиях мегаполиса. Нам показалось интересным рассмотреть обозначенную проблему у представителей особой категории медицинских работников, поскольку в их деятельности более, чем в других медицинских специальностях, заложены высокие требования к профессионалу, связанные с необходимостью применения и проведения тактических решений в условиях дефицита времени при минимальных исходных данных о пациенте. Напряженный круглосуточный характер работы, невозможность предсказать ситуацию, обратиться за помощью к более опытным сотрудникам и т.д. Работа бригад скорой медицинской помощи часто связана со стрессами, и не только профессионально обусловленными. Работа реально опасна для жизни и здоровья, так как приходится сталкиваться с большим количеством асоциального контингента, потенциальными носителями гепатита, туберкулеза, СПИДа, с психически неустойчивыми и больными людьми и т.д.

Специфичность нашей выборки заключается еще и в том, что подавляющее большинство врачей-интернов имеют стаж профессиональной деятельности в качестве фельдшера, т.е. объективные факторы профессиональной деятельности им известны, они знакомы с особенностями деятельности, можно предположить, что довольны выбранной специальностью. Тем не менее, существует множество вопросов, которые требуют прояснения ситуации, связанной со спецификой профессиогенеза.

Представленное исследование ставило своей целью изучить выраженность «психофизиологического потенциала» и его взаимосвязи с факторами профессионального развития и профессионального функционирования, с личностными характеристиками и стратегиями совладающего поведения, которые могут выступать в качестве ресурсов профессионального развития врачей-интернов скорой медицинской помощи.

Поскольку для дальнейшего изложения понятие «психофизиологический потенциал» или способность к восстановлению психофизиологического потенциала будет иметь важное значение, мы решили остановиться на нем более подробно. «Психофизиологический потенциал» в данном контексте описывает активный подход к выработке действий, направленных на сохранение своего здоровья, поддержание жизненного тонуса, способности к восстановлению физиологического потенциала. Под ресурсами мы понимаем реальные возможности человека, которые он использует в данный конкретный момент для решения ситуаций различного генеза, и являются компонентами потенциала.

Материалы и методы

В качестве диагностического инструментария нами были использованы следующие методики: опросник Большая Пятерка (Big-5) [5]; совладающее поведение — копинг-тест Р.С. Лазарус [1]. Анализ выраженности способности к восстановлению психофизиологического потенциала проводился с помощью опросника «Факторы профессионального развития» Петраш М.Д. [3]. Опросник содержит 2 группы параметров: первая группа — это показатели профессионального развития личности: удовлетворенность профессиональной деятельностью и направленность на самореализацию. Вторую группу составляют факторы, влияющие на показатели профессионального развития — показатели профессионального функционирования личности: параметры психофизиологического восстановления; целеустремленность, самоконтроль поведения и межличностное взаимодействие. Низкие показатели профессионального развития указывают на кризисный характер профессиогенеза. Математическая обработка производилась с помощью статистического пакета SPSS 19,0.

Результаты более ранних исследований, касающихся профессионального развития взрослого человека [Там же], позволили предположить, что в зависимости от выраженности психофизиологического компонента актуальная ситуация профессионального развития будет отличаться своим психологическим наполнением. Мы считаем, что выраженность индивидуально-психологических факторов профессионального развития, в частности, психофизиологического компонента, может выступать индикатором психологических ресурсов и профессиональных кризисов в профессиональной деятельности. В свою очередь, вклад психофизиологического компонента в профессиональное развитие врачей-интернов скорой помощи будет отличаться от вклада названного параметра в профессиональное развитие врачей-трансфузиологов и старших медсестер стационаров г. Санкт-Петербурга [Там же].

Характеристика выборки. В рамках представленного исследования приняли участие врачи-интерны скорой медицинской помощи г. Санкт-Петербурга в количестве 114 человек (78 мужчин, 35 женщин). Средний возраст респондентов составил m=26 лет, при стандартном отклонении σ=3,4.

Результаты и их обсуждение

Изучение взаимосвязи психофизиологического потенциала и ресурсов профессионального развития проводилось в группах с разной выраженностью психофизиологического компонента. С целью выявления вклада «психофизиологического потенциала» в профессиональное развитие врачей скорой медицинской помощи, вся выборка была разделена на 3 группы. В 1 группу вошли испытуемые со сниженными возможностями восстановления психофизиологического потенциала (N=33). Средний возраст составил 26 лет, в группу вошли 17 мужчин и 16 женщин, стаж m=3,3±2,4. Вторая группа представлена специалистами со средней степенью выраженности параметра (N=42). Группа представлена подавляющим числом мужчин (N=30), стаж m=3,3±2,9, средний возраст респондентов — 25 лет. 3 группу составляют участники исследования с высоким уровнем резервных возможностей и способностью к восстановлению потенциала (N=39). Средний возраст — 24 года, стаж m=3,0±2,9. В статье рассматриваются данные 1 и 3 групп, т.к. по выраженности изучаемого параметра они представляют полярные группы.

Сравнительный анализ ситуации профессионального развития в выделенных группах показал наиболее благоприятную картину профессиогенеза в 3 группе (табл. 1), выраженность параметров находится в диапазоне высоких значений. Несмотря на то, что у респондентов 1 и 2 групп выраженность параметров профессионального развития и профессионального функционирования находится в диапазоне средних значений, у интернов 1 группы абсолютные значения находятся у нижней границы средних значений, что, предположительно, свидетельствует о кризисной ситуации профессионального развития врачей-интернов с низкой выраженностью параметра «психофизиологический потенциал».

 

Таблица 1

Средние значения выраженности факторов профессионального развития и профессионального функционирования в группах с разной способностью восстановления психофизиологического потенциала

 

Основываясь на результатах сравнительного анализа, мы можем говорить о негативной оценке ситуации профессионального развития респондентов с низкой способностью восстановления потенциала, а именно: снижение удовлетворенности профессиональной деятельностью, стремления к самореализации в профессии, целеустремленности, наличия проблем в межличностном взаимодействии, конфликтность в поведении (снижен самоконтроль поведения). Другими словами, профессиональное развитие врачей-интернов с низкими показателями «психофизиологического потенциала» носит кризисный характер, что согласуется с данными, полученными нами в предыдущих исследованиях [3]. Средний возраст интернов — 25 лет, что считается активным периодом жизнедеятельности человека. Большинство респондентов, вошедших в 1 группу, имеют стаж работы на скорой помощи в качестве фельдшера от 0 до 5 лет (81,8%). Учитывая возрастные особенности респондентов, выраженность факторов профессионального развития и профессионального функционирования, можно предположить, что трудности, связанные с восстановлением резервных возможностей, носят специфический характер и зависят не столько от физиологических трудностей, сколько от профессиональных сложностей. Косвенным подтверждением тому могут служить ответы интернов на вопрос: «какие трудности в профессиональной деятельности Вы испытываете?». Среди трудностей, с которыми приходится сталкиваться, они отмечают недостаток профессионального опыта: «недостаток знаний, определенных навыков, практических навыков», также отмечают «неуверенность в себе, своих силах». Выявленный факт подтверждается результатами зарубежных исследований, в которых показано, что трудные ситуации в профессиональной деятельности специалисты связывают с профессиональной компетентностью, вернее, недостатком соответствующего уровня компетенции [13; 14]. Также рядом исследователей показана роль практических навыков в профессиональной деятельности врача, которые способствуют снижению уровня тревоги, выраженности параметров синдрома эмоционального выгорания и способствуют повышению удовлетворенности профессиональной деятельностью [6; 7; 11; 12]. Уровневый анализ параметров профессионального развития в группах интернов, врачей-трансфузиологов и медсестер выявил различия по удовлетворенности профессиональной деятельностью, самореализации в профессии, целеустремленности (0,05≤р≤0,01), в то время как межличностное взаимодействие и самоконтроль поведения не имеют значимых различий. Следует отметить, что у интернов абсолютные значения имеют среднюю степень выраженности (нижняя граница средних значений), в то время как у врачей и медсестер они входят в диапазон низких значений. Выявленная тенденция позволяет нам предположить факт того, что выраженно низкая удовлетворенность своим профессиональным развитием, самореализацией и негативная оценка профессионального пути у врачей-трансфузиологов и медсестер свидетельствует о «кризисе профессиональной самореализации». В свою очередь, кризисные переживания интернов могут быть связаны с «кризисом профессиональной идентичности».

Профессиональное развитие интернов с высоким уровнем резервных возможностей и способностью к восстановлению психофизиологического потенциала (3 группа) отличается позитивной оценкой актуальной ситуации профессиогенеза, при котором специалисты испытывают удовлетворенность от выполняемой деятельности, выражено стремление к профессиональному росту, самосовершенствованию, намечены планы дальнейшего развития, а профессиональная жизнь признается сложившейся. Примечателен тот факт, что большинство респондентов, вошедших в эту группу, также имеют стаж работы на скорой помощи от 0 до 5 лет (79,6%). Молодые специалисты о трудностях предпочитают умалчивать, в то время как с удовольствием говорят о позитивных сторонах в профессии: «помощь людям», «уважение людей», «удовлетворенность от деятельности и ее результатов» и т.д. Сравнительный анализ актуальной ситуации профессионального развития интернов, врачей-трансфузиологов и медсестер с высоким уровнем резервных возможностей выявил схожую картину относительно оценки собственного профессиогенеза в группах. Более позитивная оценка профессиональной жизни выявлена у интернов (0,01≤р≤0,001) в отличие от врачей и медсестер, что можно объяснить началом профессионального развития, стремлением достичь чего-то в жизни и, возможно, спецификой профессиональной деятельности. Несмотря на то, что в группу вошли испытуемые с высокими показателями «психофизиологического потенциала», наименьшая способность к восстановлению выявлена у врачей-трансфузиологов (р≤0,001). Выявленную тенденцию мы также относим к особенностям профессии.

Сравнительный анализ личностных характеристик, выступающих в качестве внутренних ресурсов человека, показал различия, которые отражают психологическое содержание профессиогенеза в рассматриваемых группах (табл. 2).

Следует отметить, что выраженность всех факторов находится в диапазоне средне-высоких значений, т.е. можно предположить, что для большинства испытуемых характерна избирательность в общении и умеренная социальная активность (фактор «Экстраверсия»), они отличаются высоким уровнем социальной культуры общения (фактор «Сотрудничество»), стремлением к самосовершенствованию и наличием осознаваемой жизненной цели (фактор «Открытость опыту»). Значимые различия затрагивают параметры самосознания и эмоциональной стабильности, т.е. при низкой способности восстановления психофизиологического потенциала снижается волевой компонент личности, отмечается невозможность длительного волевого усилия, появляется эмоциональная неуравновешенность, склонность к аффективным вспышкам. Интерны с высоким уровнем «психофизиологического потенциала» отличаются выраженным волевым компонентом и хорошей эмоциональной стабильностью.

 

Таблица 2

Средние значения личностных характеристик в группах с разной способностью восстановления психофизиологического потенциала

 

Сравнительный анализ личностных характеристик в группах интернов, врачей-трансфузиологов и медсестер выявил интересную закономерность: выявлены статистически значимые различия по факторам «экстраверсия» (р≤0,05), «эмоциональная стабильность» (0,01≤р≤0,001) и статистически значимая тенденция по параметру «открытость опыту» (р=0,65). Показано, что большая социальная активность свойственна медсестрам, затем врачам-интернам, а врачи-трансфузиологи отличаются избирательностью в общении. Следует заметить, что выявленная тенденция прослеживается в группах как с высокой, так и с низкой способностью к восстановлению психофизиологического потенциала. Большей эмоциональной стабильностью характеризуются врачи-интерны скорой медицинской помощи, меньшей — врачи-трансфузиологи. Стремление к созиданию и самосовершенствованию также в большей степени выражено у интернов.

Анализ стратегий совладающего поведения позволил выявить свои специфические особенности в группах врачей-интернов. Статистически значимые различия выявлены в использовании копингов «конфронтация» и «бегство-избегание», наибольшая выраженность которых отмечается в первой группе (низкая способность к восстановлению), однако не доходит до критических значений. Другими словами, для интернов с низким уровнем способности восстановления психофизиологического потенциала свойственна импульсивность поведения с элементами конфликтности, у них чаще возникают затруднения в разрешении проблемы, появляется вероятность накопления трудностей. С другой стороны, учитывая уровневые значения копингов, можно предположить, что обращение к стратегиям «конфронтация» и «бегство-избегание» дает возможность молодым специалистам противостоять трудностям и стрессогенному воздействию, быстро снижать эмоциональное напряжение в ситуации стресса. Следует заметить, что во всех группах отмечается доминирование стратегии «планирование решения проблемы»: в 1 группе выраженность стратегии — 71,7%, в третьей — 68,8%. У интернов с высокой способностью к восстановлению резервов это может быть связано с возможностью целенаправленного и планомерного разрешения проблемной ситуации, что обеспечивает, в свою очередь, конструктивный ход профессиогенеза. Данное предположение отчасти находит свое подтверждение во взаимосвязи стратегии «планирование решения проблемы» с параметром профессионального развития «удовлетворенность профессиональной деятельностью» (r=0,354; p≤0,05). В группе с низкой выраженностью «психофизиологического потенциала» чрезмерное использование копинга может указывать на отрицательное его действие. Объяснить данное предположение можно тем, что стратегия коррелирует с параметром профессионального функционирования «самоконтроль поведения» (r=0,491; p≤0,01). То есть при планировании собственных действий в постановке целей, планировании собственной деятельности, профессионального роста, совершенствовании знаний и навыков, усиливается контроль над ситуацией (сверхконтроль), в результате чего появляется вероятность чрезмерной рациональности, недостаточной эмоциональности, интуитивности и спонтанности в поведении. Анализ уровневых показателей в группах интернов, врачей-транзфузиологов и медсестер выявил статистически значимые различия по выраженности всех стратегий (0,01≤р≤0,001), за исключением «планирование решения проблемы» и «принятие ответственности». Интенсивность использования стратегий наименее выражена у врачей-интернов. Учитывая средний возраст респондентов в представленных группах (медсестры: m=44,9; σ=9,7; врачи-трансфузиологи: m=46,9; σ=11,6; интерны: m=25,5; σ=3,4), выявленную тенденцию можно объяснить наличием большего жизненного и профессионального опыта у врачей-трансфузиологов и медсестер, что определяет наибольшую вариацию в использовании стратегий совладающего поведения. Обнаружено, что в группах с низким уровнем психофизиологического компонента интенсивность использования стратегии «планирование решения проблемы» имеет наибольшую степень выраженности, повышая тем самым вероятность появления чрезмерной рациональности, недостаточной эмоциональности. Следует отметить, что стратегия «планирование решения проблемы» в группах врачей-трансфузиологов и медсестер как с высокой, так и с низкой способностью к восстановлению психроизиологического потенциала не включена в структуру связей с параметрами профессионального развития. Интересно себя проявил копинг «поиск социальной поддержки», наиболее интенсивное использование которого отмечается в группе с низкой способностью к восстановлению потенциала. Выявлена отрицательная связь стратегии с психофизиологическим компонентом. Учитывая уровневое значение параметра «психофизиологический потенциал», можно предположить, что социальная поддержка является важным ресурсом, способствующим восстановлению внутреннего равновесия [14].

Интересные данные получены при регрессионном анализе (данные представлены в табл. 3). В группе с низкой способностью к восстановлению в качестве предикторов удовлетворенности профессиональной деятельностью выступают «межличностное взаимодействие» и отсутствие сверхконтроля поведения. Успешную самореализацию в профессии обеспечивают «межличностное взаимодействие», «психофизиологический потенциал», импульсивность, «самосознание» и отсутствие сверхконтроля поведения. Другими словами, конструктивное взаимодействие с коллегами (шкала «межличностное взаимодействие») можно рассматривать в качестве ресурса, способствующего преодолению трудностей и удовлетворенности профессиональным развитием, что находит свое подтверждение в работах зарубежных исследователей [9; 15].

 

Таблица 3

Объясненный процент дисперсии предикторов профессионального развития в группах с разной способностью к восстановлению психофизиологического потенциала

 

В группе с высокой способностью к восстановлению потенциала (3 группа) факторы распределились иначе: предикторами удовлетворенности профессиональной деятельностью выступают «психофизиологический потенциал» и отсутствие сверхконтроля поведения. Фактор «психофизиологический потенциал» и «сотрудничество» являются прогностическими факторами самореализации в профессии.

Обобщая данные, предположительно можно говорить о том, что психофизиологический компонент предсказывает и определяет удовлетворенность профессиональной деятельностью и самореализацию в профессиональном развитии интернов. Другими словами, способность к восстановлению психофизиологического потенциала является одним из предикторов удовлетворенности профессиональной деятельностью и самореализации в профессии, т.е. является ресурсом профессионального развития. Также в качестве ресурсов можно рассматривать такие личностные характеристики, как: сотрудничество, самосознание, импульсивность.

Сопоставление показателей профессионального развития и личностных характеристик, позволяют говорить о различном психологическом наполнении актуальной ситуации профессионального развития в группах с разной способностью к восстановлению психофизиологического потенциала (таблица 4).

 

Таблица 4

Показатели индивидуально-психологических характеристик профессионального развития в группах с разной выраженностью способности к восстановлению психофизиологического потенциала

 

В ходе исследования нами показано, что при низкой выраженности психофизиологического компонента профессиональное развитие носит кризисный характер, проявляющийся в негативной оценке своего профессионального развития. Поскольку параметры профессионального развития не доходят до критического их значения, мы считаем, что молодые специалисты справляются с возникающими трудностями. Вероятно, что находить смысл в профессиональной деятельности, а также справляться с трудностями помогает высокий уровень саморегуляции поведения*. Можно предположить, что кризисный характер обусловливается сменой статусной роли — переход с должности фельдшера на должность врача скорой медицинской помощи — и связан с «кризисом профессиональной идентичности». Эмоциональная неуравновешенность и снижение волевого контроля, сверхконтроль поведения и чрезмерная рациональность (интенсивное использование стратегии «планирование решения проблемы») с одной стороны детерминируют исчерпание физических, физиологических, психических ресурсов, что может свидетельствовать о формировании синдрома эмоционального выгорания [8], с другой стороны выявленная тенденция свидетельствуют о кризисном характере профессионального развития.

В случае высокой способности к восстановлению психофизиологического потенциала отмечается позитивная оценка своего профессионального развития, удовлетворенность профессиональной деятельностью. Эмоциональная стабильность, волевые характеристики, социальная культура общения выступают в качестве характеристик, способствующих конструктивному разрешению трудных ситуаций и развитию в профессии. Стратегия «планирование решения проблемы» способствует удовлетворенности профессиональной деятельностью. Возможно, позитивная оценка профессиогенеза опосредствуется оптимистическим подходом к жизни, который уже сам по себе может рассматриваться как конструктивная стратегия преодоления трудностей [10].

Выводы

Проведенное исследование выявило особенности психологического содержания профессиональной ситуации развития в зависимости от выраженности психофизиологического компонента (способности к восстановлению психофизиологического потенциала). При низкой способности к восстановлению психофизиологического потенциала у врачей-интернов скорой помощи отмечается неудовлетворительная оценка собственного профессионального развития, снижается мотивация к деятельности (снижение параметров профессионального функционирования). Высокая способность к восстановлению потенциала способствует позитивной оценке ситуации профессиогенеза, отмечается стремление к самореализации в профессии, целеустремленность, удовлетворенность межличностным взаимодействием.

Сопоставление данных, касающихся психологического содержания профессиональной ситуации развития в зависимости от выраженности психофизиологического компонента, у медицинских работников разных специальностей (врачей-интернов скорой медицинской помощи, врачей-трансфузиологов, медсестер стационаров), выявило схожую картину.

Показана роль психофизиологического компонента в профессиональном развитии и его влияние на профессиогенез врачей-интернов. Обнаружено, что психофизиологический компонент является ресурсом удовлетворенности профессиональной деятельностью и самореализации в профессии. Также в качестве ресурсов профессионального развития врачей-интернов скорой медицинской помощи можно рассматривать такие личностные характеристики, как: сотрудничество, самосознание, импульсивность.

Выявлен кризисный характер профессионального развития у интернов со сниженными возможностями восстановления психофизиологического потенциала. Предположительно, кризисный характер обусловливается сменой статусной роли — переход с должности фельдшера на должность врача скорой медицинской помощи и связан с «кризисом профессиональной идентичности». Соотнесение полученных данных с результатами медицинских работников других специальностей (врачей-трансфузиологов и медсестер стационаров) показало наличие кризисной ситуации развития в группах с низкой способностью к восстановлению потенциала, которая связана с «кризисом профессиональной самореализации». Обобщение данных исследований позволяет рассматривать психофизиологический компонент в качестве индикатора психологических ресурсов и профессиональных кризисов.

Получены интересные данные относительно проявления копинг-стратегии «планирование решения проблемы». Являясь конструктивной стратегией, в нашем исследовании копинг проявил себя неоднозначно. Было показано, что у интернов с высокой способностью к восстановлению резервов стратегия способствует целенаправленному и планомерному разрешению проблемной ситуации, обеспечивая, тем самым, конструктивный ход профессиогенеза, а интенсивное использование «планирования решения проблемы» в группах с низким уровнем психофизиологического компонента повышает вероятность чрезмерной рациональности, недостаточную эмоциональность. Данный факт нашел свое подтверждение в корреляционном анализе.

 

_______________________

* В представленной статье мы не рассматриваем данный факт, однако такая взаимозависимость была нами выявлена и требует отдельного рассмотрения.

 

Литература

1.   Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: учебно-методическое пособие / под науч. ред. проф. Л.И. Вассермана. – СПб.: Речь, 2010. – 192 с.

2.   Головей Л.А., Манукян В.Р., Петраш М.Д. Соотношение возрастных и профессиональных кризисов в развитии взрослого человека // Акмеология. – 2009. – № 4(32). – С. 31–39.

3.   Петраш М.Д. Психофизиологический компонент как ресурс профессионального развития медицинских работников // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. – 2013. – № 6(23) (дата обращения: 14.12.2013).

4.   Петраш М.Д., Бойков А.А. Индивидуально-психологические факторы профессионального становления врачей-интернов, обучающихся по программе «Скорая медицинская помощь» // Скорая медицинская помощь, 2012. — T. 13. – № 1. – С. 27–31.

5.   Яничев Д.П. Когнитивные аспекты самовосприятия личностных черт у пациентов с невротической и неврозоподобной симптоматикой: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Санкт-Петербург, 2006.

6.   Arora M., Asha S., Chinnappa J., Diwan A.D. Review article: burnout in emergency medicine physicians // Emerg Med Australas. – 2013, Dec. – Vol. 25(6). – P. 491–495.

7.   Bolanowski W. Anxiety about professional future among young doctors // International  Journal  of  Occupational  Medicine and Environmental Health. – 2005. – Vol. 18(4). – Р. 367–374.

8.   Burke R., Greengalass E. Sex differences in psychological burnout in teachers // Human Relations. – 1995. – Vol. 48(2). – P. 187–202.

9.   David A. Alexander and Susan Klein. Ambulance personnel and critical incidents. Impact of accident and emergency work on mental health and emotional well-being // British Journal of Psychiatry. – 2001. – Vol. 178. – P. 786–81.

10.   Golbasi Z., Kelleci M., Dogan S. Relationships between coping strategies, individual characteristics and job satisfaction in a sample of hospital nurses: cross-sectional questionnaire survey // Int J Nurs Stud. – 2008, Dec. – Vol. 45(12). – P. 1800–1806.

11.   Louise M. Wallace and Kosmala-Anderson J. A training needs survey of doctors’ breastfeeding support skills in England // Maternal & Child Nutrition. – 2006. – Vol. 2. – P. 217–231.

12.   Piko B.F. Burnout, role conflict, job satisfaction and psychosocial health among Hungarian health care staff: a questionnaire survey // Int J Nurs Stud. – 2006, Mar. – Vol. 43(3). – P. 311–318.

13.   Rees D.W., Cooper C.L. Job stress, ill health and job satisfaction among health service employees // Health Services Management Research. – 1994, Nov. – Vol. 7(4). – P. 250–264.

14.   Sieminska M.J., Dawid G. Professional stress of physicians // Przegl Lek. – 1997. – Vol. 54(7–8). – P. 529–532. [in Polish]

15.   Takashi Shimizu and Shoji Nagata. Relationship between coping skills and job satisfaction among //Japanese full-time occupational physicians Environmental Health and Preventive Medicine. – 2003, September. – Vol. 8(4). – P. 118–123.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9.07:614.23

Петраш М.Д. Психофизиологический потенциал и ресурсы профессионального развития медицинских работников // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2014. – N 1 (24). &ndashl C. 12 [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

Psychophysiological potential and resources of professional development of medical personnel

Petrash M.D. (Sankt-Peterburg, Rossiiskaya Federatsiya)
PHD in Psychology, docent of a department psychology of development and differencial psychology of St-Petersburg State University. Psychologist of the St. Petersburg`s Ambulance service.
E-mail: mp.07@bk.ru

Abstract

Purpose: to study expressiveness of “the psychophysiological potential” and its interrelation with factors of professional development and professional functioning, with personal characteristics and strategy of coping behavior which can act as resources of professional development of doctors interns of ambulance service.

Methods: Big five personality test; questionnaire “The Professional Development Factors” Petrash M.D.; Coping Questionnaire by R.S. Lazarus.

Participants. The sample consisted of 114 interns (doctors) of Ambulance Service from Saint-Petersburg. Participant included 78 males and 35 females between the age of 25 and 32, with a mean age of 26 (SD=3,4).

Results: Studying of interrelation of psychophysiological potential and resources of professional development was carried out in groups with different expressiveness of a psychophysiological component. Using cluster analysis, we have identified three groups with different assessment of their “psychophysiological potential”. The comparative analysis of the obtained data with data of medical personnel of different specialties (doctors-interns of ambulanceservice, doctors-transfusiologists, nurses of hospitals) is carried out. Features of the psychological maintenance of a professional situation of development depending on expressiveness of a psychophysiological component are revealed.

Conclusion: the conducted research revealed features of the psychological maintenance of a professional situation of development depending on expressiveness of a psychophysiological component (ability to restoration of psychophysiological potential). At low ability to restoration of psychophysiological potential in doctors interns of ambulance the unsatisfactory assessment of own professional development is noted, the motivation to activity (decrease in parameters of professional functioning) decreases. High ability to restoration of potential promotes positive assessment of the situation of professional development, the aspiration to self-realization in professions, agreeableness, satisfaction with interpersonal communication is noted. Comparison of the data concerning the psychological maintenance of a professional situation of development depending on expressiveness of a psychophysiological component at medical personnel of different specialties (doctors-interns of ambulance service, doctors-transfusiologists, nurses of hospitals), revealed a similar picture. The role of a psychophysiological component in professional development and its influence on professional forming of doctors-interns is shown. It is revealed that the psychophysiological component is a resource of satisfaction with professional activity and self-realization in a profession. Also as resources of professional development of doctors-interns of an ambulance service it is possible to consider such personal characteristics, as: agreeableness, consciousness, impulsiveness. Crisis nature of professional development in interns with the lowered opportunities of restoration of psychophysiological potential is revealed. Allegedly, crisis character is caused by change of a status role — transition from a position of the doctor’s assistant to a position of the doctor of ambulance service and is connected with “crisis of professional identity”. Correlation of the obtained data with results of medical personnel of other specialties (doctors-transfusiologists and nurses of hospitals), showed existence of a crisis situation of development in groups with low ability to potential restoration which, is connected with “crisis of professional self-realization”. Synthesis of these researches allowsto consider a psychophysiological component, as the indicator of psychological resources and professional crises. Interesting data concerning coping-strategy manifestation “Planful Problem Solving” are obtained. Being constructive strategy, in our research the coping proved ambiguously. It was shown that in interns with high ability to restoration of reserves strategy promotes purposeful and systematic permission of a problem situation, providing, thereby, a constructive course of professional forming, and an intensive use of “Planful Problem Solving” in groups with low level of a psychophysiological component, increases probability of the excessive rationality, insufficient emotionality. This fact was confirmed by the correlation analysis.

Keywords: psychophysiological potential, professional development, resources, coping behavior, interns of ambulance service, nurses, doctors-transfusiologists.

References

1.   Vasserman L.I. (ed.), Ababkov V.A., Trifonova E.A. Sovladanie so stressom: teoriya i psikhodiagnostika [Coping with a stress: theory and psychodiagnostics]. – St. Peterburg, Rech' Publ., 2010. – 192 p.

2.   Golovei L.A., Manukyan V.R., Petrash M.D. The ratio of age- and professional- turning points during of adult development. Akmeologiya, 2009, no. 4(32), pp. 31–39. (In Russian).

3.   Petrash M.D. Psycho-physiological component as a resource professional development of medical personnel. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii, 2013, no. 6(23). (In Russian). Available at: http://mprj.ru (accessed 14 December 2013).

4.   Petrash M.D., Boikov A.A. Individually psychological factors of professional development of internships within a program “Ambulance”. Skoraya meditsinskaya pomoshch', 2012, vol. 13, no. 1, pp. 27–31. (In Russian).

5.   Yanichev D.P. Kognitivnye aspekty samovospriyatiya lichnostnykh chert u patsientov s nevroticheskoi i nevrozopodobnoi simptomatikoi. Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Cognitive aspects of self-perception personality traits in patients with neurotic and neurosis-like symptoms. Cand. psychol. sci. diss.]. St. Peterburg, 2006.

6.   Arora M, Asha S, Chinnappa J, Diwan AD. Review article: burnout in emergency medicine physicians. Emerg Med Australas, 2013 Dec; 25(6): 491–495.

7.   Bolanowski W. Anxiety about professional future among young doctors. International Journal of Occupational Medicine and Environmental Health, 2005, no. 18(4), pp. 367–374.

8.   Burke R., Greengalass E. Sex differences in psychological burnout in teachers. Human Relations, 1995, vol. 48(2), pp. 187–202.

9.   David A. Alexander and Susan Klein. Ambulance personnel and critical incidents. Impact of accident and emergency work on mental health and emotional well-being. British Journal of Psychiatry, 2001, vol. 178, pp. 786–81.

10.   Golbasi Z, Kelleci M, Dogan S. Relationships between coping strategies, individual characteristics and job satisfaction in a sample of hospital nurses: cross-sectional questionnaire survey. Int J Nurs Stud, 2008 Dec;45(12):1800–1806.

11.   Louise M. Wallace and Kosmala-Anderson J. A training needs survey of doctors’ breastfeeding support skills in England. Maternal & Child Nutrition, 2006, 2: 217–231.

12.   Piko BF. Burnout, role conflict, job satisfaction and psychosocial health among Hungarian health care staff: a questionnaire survey. Int J Nurs Stud, 2006 Mar; 43(3): 311–318.

13.   Rees DW, Cooper CL. Job stress, ill health and job satisfaction among health service employees. Health Services Management Research, 1994 Nov; 7(4): 250–264.

14.   Sieminska MJ, Dawid G. Professional stress of physicians. Przegl Lek, 1997; 54(7-8):529–532. (In Polish).

15.   Takashi Shimizu and Shoji Nagata. Relationship between coping skills and job satisfaction among. Japanese full-time occupational physicians Environmental Health and Preventive Medicine, 2003 September; 8(4): 118–123.

  В начало страницы В начало страницы

 

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения