В.Я. Сёмке

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год

Становление медицинской психологии в контексте сибирской психологической науки

Мещерякова Э.И., Бохан Т.Г. (Томск, Российская Федерация)

 

 

Мещерякова Эмма Ивановна

Мещерякова Эмма Ивановна

–  доктор психологических наук, профессор кафедры организационной психологии Факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск).

E-mail: mei22@mail.ru

Бохан Татьяна Геннадьевна

Бохан Татьяна Геннадьевна

–  доктор психологических наук, заведующая кафедрой психотерапии и психологического консультирования факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск).

E-mail: btg960@sibmail.com

 

Аннотация. обсуждается проблема необходимости научной рефлексии процесса становления медицинской психологии в истории психологической науки в Сибирском регионе; показана роль преемственности ведущих отечественных научных школ в становлении сибирской психологии; история становления медицинской психологии показана с учетом научно-хронологических, персонально-личностных, организационно-образовательных и социокультурных аспектов.

Ключевые слова: медицинская психология, «сибирская» психология, становление, история, персонально-личностный аспект, организационно-образовательный аспект, междисциплинарность, воспроизводство научного сообщества, консолидация психологического сообщества, научные направления, социокультурные эффекты.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

В любой отрасли знания обращение к ее истории помогает понять каждую научную мысль в том виде, в каком она зародилась у автора, установить, какие социальные и культурные факторы привели к ее возникновению, каким потребностям практической жизни она служила, и каковы ее действительный смысл и значение в настоящее время. Поэтому изучение прошлого науки — это не самоцель, а лишь средство для понимания настоящего и предвидения будущего. Многие исследователи отмечают, что без осознания путей, способов и средств своего развития наука не может функционировать продуктивно [24]. Обращение к осмыслению исторических предпосылок науки помогает осознать логику развития психологической науки в целом [4; 25; 12]. (К. Левин, С.Л. Рубинштейн и др.). При изучении истории становления психологии в регионах Сибири мы исходили из того, что идеи научной и практической психологической деятельности, развивающиеся в Сибири, нашли свое отражение в многочисленных научных исследованиях, заложивших основу появления научных направлений «сибирской» психологии. Целостное рассмотрение объектов историко-психологического исследования как чрезвычайно сложно организованных интегрирует логико-научные, социокультурные, организационно-образовательные и персонально-личностные аспекты [17].

История свидетельствует, что в середине ХХ века основными региональными центрами психологического обучения и научных исследований, сконцентрировавшими немногочисленных в провинции ученых-психологов, традиционно являлись педагогические вузы и факультеты университетов, готовящие педагогов школ. За редким исключением, профессиональные психологи работали на кафедрах педагогики и психологии, внося свой вклад в подготовку специалистов педагогического профиля и специализируясь в основном по педагогической, возрастной или общей психологии, регулярно стажируясь в столичных вузах и научно-исследовательских институтах [17].

Первыми психологами-практиками были специалисты по клинической психологии, патопсихологии, они появились в психиатрических стационарах региона (Томск, Иркутск) в конце 60 — начале 70 гг. при методической поддержке профессоров МГУ Б.В. Зейгарник и С.Я. Рубинштейн и тогдашних аспирантов Е.Т. Соколовой и А.С. Спиваковской. Подготовка патопсихологов осуществлялась в лаборатории патопсихологии при Московской психиатрической клинике им. П.Б. Ганнушкина и проходила по четырем теоретическим и практическим направлениям: экспериментальная патопсихология (С.Я. Рубинштейн), тестология (Л.Н. Собчик, А.Я. Иванова), проективная психодиагностика (М.З. Дукаревич) и феноменологическая психология (Ю.С. Савенко). Мощную психодиагностическую подпитку клинические психологи регионов получали в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева (М.М. Кабанов, И.М. Тонконогий), на базе которого проходили конференции по медицинской психологии международного уровня.

В то время клинические психологи мыслились только как патопсихологи-психодиагносты, помощники врачей в постановке психиатрического диагноза. В этой связи показательна профессиональная судьба патопсихологов Томской психиатрической организации. Ни о какой психологической помощи, психокоррекции и психотерапии (со стороны психологов) в тех условиях не могло быть и речи (впрочем, и врачи-психиатры тогда в целом преувеличивали медикализацию). В 1972 г. в Томском научно-практическом объединении психиатров (Томская областная психиатрическая больница и кафедра психиатрии Томского медицинского института) стараниями тогдашнего главврача больницы А.И. Потапова (впоследствии доктора медицинских наук, министра здравоохранения СССР) и заведующего кафедрой психиатрии Е.Д. Красика — профессора, доктора медицинских наук, была открыта лаборатория патопсихологии, ведущая интенсивную научную и практическую работу как в области патопсихологической диагностики, так и в области реабилитации психически больных. В результате научного обобщения результатов деятельности патопсихологической службы в реабилитационной бригаде в 1984 году была защищена Э.И. Мещеряковой первая в сибирском регионе кандидатская диссертация по клинической психологии [16].

В декабре 1982 по рекомендации академика А.В. Снежневского и директора Томского научного центра СО АМН СССР А.И. Потапова был приглашен в Томск Г.В. Залевский, который возглавил лабораторию медицинской психологии НИИПЗ СО ТНЦ АМН СССР (с 1991 — РАМН). Залевским Г.В. была создана оригинальная концепция психической ригидности в норме и патологии [7], ставшая теоретической основой его докторской диссертации, а также кандидатских диссертаций первых сотрудников лаборатории И.Я. Стояновой, Е.А. Рождественской и В.Г. Морогина. Впоследствии концепция психической ригидности и многочисленные научные исследования, выполненные на ее методологической основе, нашли свое развитие в теории фиксированных форм поведения [8]. Профессором Г.В. Залевским подготовлен ряд учебных и методических пособий по клинической психологии, которые активно востребованы в подготовке психологов по специальности «клиническая психология» [9; 10] (и др.).

Состав кафедры генетической и клинической психологии до 2013 г.
Заведующий кафедрой — Залевский Г.В., док. психол. наук, член-корр. РАО,
Заслуженный деятель науки РФ; Козлова Н.В., доктор психол. наук, профессор;
Левицкая Т.Е., канд. психол. наук, доцент; Баскурян А.К., канд. биол. наук, доцент;
Тлеулина Т.С., cт. лаборант; Языков К.С., док. мед. наук, профессор; Пакулов М.С., аспирант.

 

Становление Томской научной школы клинической психологии закрепил открытый в 2001 году на факультете психологии Томского госуниверситета при активной поддержке НИИ психического здоровья СО РАМН единственный в сибирском регионе диссертационный совет, который осуществляет защиты кандидатских и докторских диссертаций по медицинской психологии (председатель диссертационного совета — проф. Г.В. Залевский). Расширились возможности в получении новой научной информации, в обсуждении результатов исследований, в обмене мнениями и научными позициями в результате издательской деятельности. Впервые стали издаваться научные рецензируемые журналы «Сибирский психологический журнал» (1995 — первый выпуск). Главный редактор — Г.В. Залевский.

 

В 1996 году появился «Сибирский вестник психиатрии и наркологии» (главный редактор — В.Я. Семке). В этих изданиях имеется специальный раздел, посвященный вопросам медицинской психологии. Качество научных публикаций в данных журналах подтверждается их включением в список журналов, рекомендованных ВАК России. Учредителями обоих журналов являются Томский государственный университет и НИИ психического здоровья СО РАМН. Таким образом, определенную лепту в становление научной психологической мысли Сибири вносили ученые-психологи — представители московской, ленинградской, ярославской психологических школ, медицинской науки в Томске, Новосибирске.

Раскрывая персонально-личностный аспект в истории становления медицинской психологии в Сибири, мы отмечаем тех ученых, которые, работая, в том числе, и в смежных науках, внесли заметный вклад в развитие медицинской психологии. С пониманием важных для медицинской психологии вопросов связаны результаты междисциплинарных исследований, проводившихся под руководством академика РАМН Семке В.Я. в областях экологической, этнокультуральной, пенитенциарной психиатрии.

 Семке В.Я. , академик РАМН,
зав. кафедрой психологической консультирования и психотерапии ТГУ до 2013 г.,
директор НИИ психического здоровья СО РАМН.

 

В его многочисленных публикациях рассматриваются вопросы практически всех областей исследования медицинской психологии: истории и методологии, патопсихологии, нейропсихологии, психосоматики, психологии аномального онтогенеза и инволюции, психотерапии. Психологическое содержание разработанной академиком В.Я. Семке концепции клинической персонологии послужило основой для разработки модели адаптивно-защитных стилей человека, на основании которой разработаны методические основы психологической помощи пациентам с психосоматическими и психическими расстройствами (Стоянова И.Я., Ошаев С.А., Мазурова Л.В.). Среди его наиболее значимых для медицинских психологов научных монографий — «Душевные кризисы и их преодоление», «Очерки этнопсихологии и этнопсихотерапии», «Персонология и психотерапия», «Транскультуральная аддиктология», «Пенитенциарная психология», «Психогении современного общества», которые расширяют знания о психологических факторах и механизмах формирования психических расстройств, психологии человека, страдающего психическими расстройствами, и психологической помощи [18; 21; 22] (и др.).

Впервые в Томске стал заниматься научной деятельностью А.В. Махнач, ныне старший научный сотрудник Института психологии РАН, директор Московского центра психологии и психотерапии. Он закончил Томский государственный университет, аспирантуру в Институте психологии РАН. Работал в 1983&mdash 1985 гг. психологом в Томской психиатрической больнице и ассистентом кафедры психологии Томского государственного университета. Широко известны его работы о личностных детерминантах психического состояния человека в особых условиях деятельности, он является автором научных работ по проблемам психодиагностики, психологии личности, методологии супервизии, одним из разработчиков федеральной целевой программы «Возрождения и развития философского, клинического и прикладного психоанализа».

Проблемам психологии личности в психиатрии посвящены научные работы новосибирских ученых — Ц.П. Короленко, доктора медицинских наук, профессора, действительного члена Нью-Йоркской Академии Наук, члена-корреспондента СО АН ВШ, Н.В. Дмитриевой, доктора психологических наук, профессора Новосибирского государственного педагогического университета. Их научные труды «Идентичность: развитие, перенасыщенность, бегство», «Психосоциальная аддиктология», «Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире», «Интимность», «Сексуальность в постсовременном мире» и многие другие являются важными источниками современных научных знаний для медицинских психологов [5]. В рамках научных и практических задач медицинской психологии выполняются исследовательские проекты под руководством доктора психологических наук, главного научного сотрудника ГУ НИИ физиологии СО РАМН (Новосибирск) Е.Р. Слободской «Социальные и биологические факторы психического и соматического здоровья школьников», «Социальные и личностные факторы риска употребления наркотиков среди студенчества», «Осцилляции мозга и активация поведения», «Психическое здоровье российских детей и подростков: социально-экономическое положение и стиль жизни как факторы риска и защиты». В исследованиях психического здоровья детей и подростков ценная помощь была оказана Т.М. Ахенбахом из университета Вермонта, США, а также М. Раттером и Р. Гудманом из лондонского Института психиатрии. Говоря о вкладе новосибирских психологов, необходимо отметить научную и организационную поддержку, которую оказывал доктор психологических наук, профессор В.Г. Леонтьев в качестве председателя диссертационного совета исследователям, изучающим общепсихологические, личностные феномены в контексте проблемного поля медицинской психологии. Так, например, разработка общепсихологических аспектов ценностно-смысловой сферы в работах кемеровских ученых доктора психологических наук М.С. Яницкого и доктора психологических наук А.В. Серого послужила научной основой для изучения механизмов переживания травматического события работниками угледобывающего предприятия, боевого стресса у участников локальных боевых действий, психологической дезадаптации студентов с последующим определением методов оказания психологической помощи, профилактики состояний дезадаптации и аддиктивного поведения в системе общего и высшего образования. Изучение функциональной асимметрии мозга и формирования психофизиологического типа человека в докторской диссертации позволило Богомазу С.А. разработать билатеральную модель структуры психики [1].

Богомаз С.А., док. психол. наук, профессор, зав. каф. организационной психологии,
рук. лаб. когнитивных исследований и психогенетики.

 

Наибольшая консолидация исследований в области медицинской психологии в Сибирском регионе была сосредоточена на кафедре генетической и клинической психологии Томского государственного университета (заведующий кафедрой — доктор психологических наук, профессор Г.В. Залевский) и НИИ психического здоровья СО РАМН. Научные исследования, выполненные в рамках научных направлений кафедры и научно-исследовательского института, были успешно защищены в качестве кандидатских и докторских работ в диссертационном совете при Томском государственном университете. Результаты диссертационных исследований по медицинской психологии не только отражали новые научно-практические возможности, актуальные для решения медицинских, образовательных, социальных проблем регионов Сибири, Урала и Дальнего Востока, но и вносили существенный вклад в развитие медицинской психологии как отрасли научного психологического знания. Так, в докторском диссертационном исследовании Рогачевой Т.В. (ныне заведующая кафедрой в Уральской медицинской академии) на материале болезней и нарушений системы кровообращения осуществлен структурно-функциональный анализ смысловой реальности личности болеющего человека [20]; Буториным Г.Г. (в настоящее время — профессор Челябинского государственного педагогического университета) изучены психические состояния депривационного генеза в структуре школьной дезадаптации [3]; И.Я. Стояновой (ныне профессор, ведущий научный сотрудник НИИ психического здоровья СО РАМН) впервые выделен феномен пралогических образований как системного проявления пралогической защиты и показаны его качественные отличия в норме и у пациентов с непсихотическими психическими расстройствами [23]; Н.А. Кравцовой (на сегодняшний день — заведующая кафедрой клинической психологии Дальневосточного государственного медицинского университета) представлено научно обоснованное психологическое содержание организационных форм и методов оказания помощи детям и подросткам с психосоматическими расстройствами [13]; Жигинас Н.В. (ныне заведующая кафедрой возрастной психологии Томского государственного педагогического университета) разработана персонологическая концепция психологии кризиса идентичности студентов, описана феноменология кризиса идентичности студентов, апробирована система медико-психологического сопровождения процесса совладания студентов с кризисом идентичности [6].

В.Е. Клочко

Учитывая тесную межпредметную связь в отраслях психологической науки, большой объяснительный потенциал для разработки и понимания научных проблем в медицинской психологии имеет развиваемый на факультете психологии Томского государственного университета под научным руководством профессора В.Е. Клочко1 антропо-системный подход [11].

В рамках этого методологического направления в психологии выполнен ряд докторских исследований по научной специальности «общая психология…», которые вносят определенный научный и практический вклад в решение проблем медицинской психологии. Так, например, разработанный Бохан Т.Г. культурно-исторический подход к стрессу и стрессоустойчивости позволяет расширить представления о психологической природе и психологических механизмах формирования невротических и соматоформных расстройств, обусловленных стрессом, о технологиях психологической коррекции и профилактики дистрессов [2]. Докторская работа Лукьянова О.В., в которой самоидентичность рассматривается как условие устойчивости человека в меняющемся мире, показала возможность использования процессуально-динамической теории идентичности в практиках психотерапии и социотерапии, способствующих обеспечению устойчивости развития человека в меняющемся мире [15]. В докторском диссертационном исследовании Ральниковой И.А., посвященном изучению перестройки системы жизненных перспектив человека в контексте переломных событий, не только представлена классификация переломных событий, негативно влияющих на личность и здоровье человека, но и разработана дифференцированная система психологической помощи в ее организационных, психотерапевтических и психокоррекционных составляющих [19]. В докторской диссертации Логиновой И.О. показана возможность использования экзистенциальной беседы в расширении пространства жизненного самоосуществления человека, выступающего как условие его устойчивости в меняющемся мире, что может выступать важным психопрофилактическим фактором [14].

Учитывая, что регион Сибири представляет собой поликультурное пространство, перспективным является развитие в региональной психологии междисциплинарности, базирующейся на лучших традициях отечественной научной мысли. В исследованиях Н.А. Бохана (Томск), А.Д. Карнышева (Иркутск), А.П. Оконешниковой (Якутия), Р.Д. Санжаевой (Бурятия) показано, что современные подходы к пониманию социально-психологических аспектов модернизационных процессов, влияющих на социальное благополучие, состояние психического и физического здоровья лиц в различных социокультурных и этнических средах региона Сибири, позволяют выявить тенденции, проблемы, механизмы самосохранения традиционных народов Сибири в условиях усиления феноменов массового общества и культурной глобализации.

Сибирская наука как культурный институт выработала механизм воспроизводства научного сообщества, норм и традиций научно-исследовательской деятельности. Таким механизмом являются научные школы, которые под руководством своих лидеров развивают научные идеи и гуманистические представления своих учителей — Б.Г. Ананьева, М.М. Роговина, О.К. Тихомирова, В.П. Битуева, Б.В. Зейгарник и др. Они являют пример сохранения преемственности в развитии научного знания и высокого уровня методологической культуры. Многовариативность в развитии, альтернативные концепции носят закономерный характер и отражают зрелый период в развитии сибирской научной психологии. Научные психологические школы Сибири не носят конъюнктурного характера в связи с особенностями сибирского менталитета, экономических и социальных условий: ученые-сибиряки органически не могут что-то копировать, они ищут свой стиль, проявляя инициативность, самостоятельность, обладают внутренним импульсом развития, ориентируясь на местные региональные условия, но находясь в контексте передовых достижений отечественной и зарубежной психологической мысли.

Организационно-образовательная линия анализа развития научного знания, фиксирующего основное направление развития науки через становление ее организационных форм, требует обращения к освещению организации образовательной деятельности в вузах сибирского региона по подготовке специалистов в области психологического знания и практики психологической помощи.

Образовательная психология претерпела путь трансформации, поиска и пересмотра своих организационных форм. Показательной является история становления и развития Томской психологии. Интенсивное развитие научной психологии в Томске и Сибири в ее различных организационных формах пришлось на 1983—90-е годы. Но вначале психология как учебный предмет пробивала себе дорогу через специализации на других факультетах, где готовили педагогов. История факультета психологии в Томском государственном университете начинается с того, что в 1947 году на историко-филологическом факультете ТГУ была открыта специализация по психологии (в рамках отделения русского языка, логики и психологии). А в Томском государственном педагогическом университете дальней предтечей факультета психологии стал факультет русского языка и литературы, где в 1976 году было открыто отделение начальных классов, ставшее с 1978 года факультетом, на котором с 1986 года велась подготовка по специальности «Дошкольная педагогика и психология».

Подобный путь прошли психологические образовательные учреждения в других регионах Сибири. Впоследствии начали создаваться общевузовские кафедры педагогики и психологии, на которые стали приглашать профессиональных психологов — выпускников Санкт-Петербургского и Московского университетов. В 1991 году начинается формирование системы подготовки практических психологов в системе здравоохранения совместными усилиями НИИ психического здоровья, Института образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО и Санкт-Петербургского государственного университета. В 1992 году при Институте образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО была организована лаборатория психологических проблем в образовании, в центре исследовательского внимания которой были вопросы психического здоровья участников педагогического процесса, в 1995 году при Институте открыт диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по педагогической психологии. В результате активной организационной работы Г.В. Залевского и Э.В. Галажинского (в настоящем — ректора НИ ТГУ) по развитию психологической науки и подготовке профессиональных психологических кадров в 1996 году в Томском государственном педагогическом университете был открыт факультет психологии.

Г.В. Залевский — первый декан факультета психологии
в Томском государственном педагогическом институте.

 

В.И. Кабрин

В Томском государственном университете в 1995 году при активной организационной работе профессора Кабрина В.И.2 появилась возможность создать Центр практической психологии, готовивший специалистов второго высшего образования по специальности «психология» и «связи с общественностью».

Лицензирование этих специальностей, создание оригинальных экспериментальных площадок «Университетская начальная школа» и учебно-научно-производственного Центра «Преображение», открытие аспирантуры по психологическим и педагогическим специальностям создало условия для открытия в 1997 г. факультета психологии. Расширение кадровых, образовательных и научных возможностей факультета психологии Томского госуниверситета под руководством декана факультета психологии Э.В. Галажинского3 и усилия заведующего кафедрой генетической и клинической психологии Г.В. Залевского способствовали открытию подготовки специалистов по программе «клиническая психология» и научной специальности «медицинская психология» в аспирантуре Томского государственного университета в 2001 году.

Э.В. Галажинский

В настоящее время сибирская психологическая образовательная система носит достаточно целостный характер, подготовка специалистов-психологов в сибирском регионе в целом имеется во всех крупных городах отдельных регионов, выпускающих ежегодно специалистов различного уровня квалификации. На факультетах и кафедрах психологии обеспечено современное качество психологического образования и науки, адекватных обновляющимся стандартам, удовлетворяющих потребностям личности, региона и общества. Факультеты психологии государственных университетов, создающиеся в регионе повсеместно, в настоящее время выступают методологическим, образовательным и организационным ресурсным центром, поддерживающим продуктивные тенденции развития психологии в регионе, инициирующим новые проекты. Деятельность факультетов психологии госуниверситетов как социального субъекта, активно влияющего на ситуацию в регионе, предполагает подготовку психологических кадров в логике осуществления основных проектов преобразования социокультурной среды региона.

Асмолов А.Г., Залевский Г.В., Знаков В.В., Веснина Л.В.
на Всероссийской конференции «Психолог в образовании» — октябрь 2005 г.

 

Обмен знаниями является фундаментальным принципом развития науки, и этот принцип веками управляет методологическими исследованиями. С самого начала взаимодействие и сотрудничество региона и столиц, содружество регионов под руководством специалистов из Москвы не было виртуальным, оно образовывалось в процессе стажировок, системы повышения квалификации. Затем столичные ученые-психологи оказывали реальную методическую помощь в организации психологического образовательного пространства. В настоящее время консолидация психологического сообщества насчитывает много видов межрегионального взаимодействия психологов. Исторически сложилось тесное содружество психологов — на уровне участия в диссертационных советах (Томск, Барнаул, Новосибирск, Красноярск, Кемерово), совместного проведения международных, общероссийских и региональных конференций и форумов (Чита, Алтай, Тюмень), обменов студентами (Томск, Алтай), совместных исследований и публикаций в Сибирском психологическом журнале, экспедиций (Томск, Горный Алтай, Хакасия) и проведения летних психологических школ (Алтай, Томск), реализации совместных исследовательских проектов и образовательных программ. По итогам Национального психологического конкурса в 2006 году факультет психологии Томского госуниверситета за усилия по формированию профессионального психологического сообщества Сибири был награжден «Золотой Психеей».

Студенты и преподаватели факультета психологии
на презентации научных трудов Г.В. Залевского 2012 г.

 

В связи с запросами времени, общества и логикой развития психологической науки оформляются научные направления и школы, организуются лаборатории, осуществляется динамический процесс переструктурирования факультетов, открытие профессиональной подготовки по специальности «клиническая психология», а также магистратуры по специальностям, соответствующим проблематике медицинской психологии. За период с 2003 по 2013 годы профессиональная подготовка и переподготовка по специальности «клиническая психология» были открыты в Алтайском государственном университет, Новосибирском государственном медицинском университете, Сибирском государственном медицинском университете, Красноярском государственном медицинском университете, Новосибирском институте клинической психологии. В Новосибирском госуниверситете была открыта кафедра клинической психологии. На факультете психологии ТГУ в 2004 г. в связи с возросшей криминогенностью в обществе, расширением психологических служб в пенитенциарных учреждениях, открылась лаборатория психологической экспертизы; усиливающийся интерес к вопросам качества жизни людей в особой жизненной ситуации (инвалиды; лица с соматическими и психическими расстройствами; жители, проживающие в условиях риска техногенно-экологического неблагополучия, социальные сироты, комбатанты и др.) актуализировал создание лаборатории качества жизни и открытие магистратуры по специальности «психология здоровья и безопасности», «практическая психология».

В качестве критериев успешной образовательной деятельности факультетов психологии выступили эффекты, сопряженные с профессионально-личностным развитием психологов, которые проявляются в осознании психологами своей культуросозидательной миссии, в интерпретации психологических явлений в широком социокультурном контексте. К эффектам деятельности, связанным с развитием социально-образовательной ситуации региона, отнесено создание новых психологических систем и структур, реализующих свою деятельность в русле отслеживания, профилактики и сохранения здоровья населения Сибирского региона; увеличение числа психологов, активно включенных в социокультурные проекты региона и страны; возникновение новых сообществ и движений специалистов, в которых роль медицинского психолога в совместных усилиях по решению социально значимых проблем общества, существенна и незаменима.

 

_______________________

1 Клочко В.Е., док. психол. наук, профессор каф. общей и педагогической психологии ТГУ, Заслуженный деятель культуры РК.

2 Кабрин В.И., док. психол. наук, профессор, первый декан факультета психологии в ТГУ.

3 Галажинский Э.В., академик РАО, бывший декан факультета психологии, ныне — ректор ТГУ, рук. лаб. психологии личности.

 

 

Литература

1.   Богомаз С.А. Билатеральная модель структуры психики: дис. … док.  психол. наук. – Томск, 1999. – 297 с.

2.   Бохан Т.Г. Культурно-исторический подход к стрессу и стрессоустойчивости: дис. … док. психол. наук. – Томск, 2008. – 394 с.

3.    Буторин Г.Г. Психические состояния депривационного генеза в структуре школьной дезадаптации: дис. … док. психол. наук. – Томск, 2004. – 363 с.

4.   Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 1. – 488 c.

5.   Дмитриева Н.В., Короленко Ц.П. Идентичность в норме и патологии. – Новосибирск: НГПУ, 2000. – 256 с.

6.   Жигинас Н.В. Психология кризиса идентичности студентов: персонологическая концепция, феноменология, медико-психологическое сопровождение: дис. … док. психол. наук. – Санкт-Петербург, 2011.– 289 c.

7.   Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. – Томск: Издательcтво Томского университета, 1993. – 272 с.

8.   Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем (в культуре, образовании, науке, норме и патологии): монография. – М.: Томск: Томский государственный университет, 2004. – 460 с. 

9.   Залевский Г.В. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии. – Владивосток: Медицина ДВ, 2007. – 271 с.

10.   Залевский Г.В. Введение в клиническую психологию. – Томск: Издательство ТГУ, 2010. – 213 с.

11.    Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). – Томс: Томский государственный университет, 2005. – 174 с.

12.   Клочко В.Е. Закономерности движения психологического познания и проблема метода науки // Методология и история психологии. – 2007. – Т. 2. – Вып. 1. – С. 5–19.

13.   Кравцова Н.А. Психологическое содержание организационных форм и методов оказания помощи детям и подросткам с психосоматическими расстройствами: дис. … док. психол. наук. – Томск, 2009.

14.   Логинова И.О. Жизненное самоосуществление человека: системно-антропологический контекст: дис. … док. психол. наук. – Томск, 2010. – 289 c.

15.   Лукьянов О.В. Самоидентичность как условие устойчивости человека в меняющемся мире: дис. … док. психол. наук. – Томск, 2009. – 289 c.

16.   Мещерякова Э.И. Мотивационные характеристики больных шизофренией на этапе индустриальной реабилитации: дис. … канд. психол. наук. – СПб., 1984. – 120 с.

17.   Мещерякова Э.И., Бохан Т.Г. Системный анализ региональных стратегий сибирской психологии // Гуманитарные основания развития региона с высоким инновационным потенциалом: глобализация, идентификация, миграция: сб. науч. тр. / под ред. О.М. Краснорядцевой. – Томск: Изд-во ТГУ, 2007. – С. 5–27.

18.   Невротические расстройства: проблемы генеза и превенции / В.Я. Семке, Е.В. Гуткевич, И.Е. Куприянова и др. – Томск: Изд-во «Иван Фёдоров», 2011. – 230 с.

19.   Ральникова И.А. Перестройка системы жизненных перспектив человека в контексте переломных событий: дис. … док. психол. наук. – Томск, 2012. – 289 с.

20.    Рогачева Т.В. Смысловая реальность болеющей личности: структурно-функциональный анализ (На материале болезней и нарушений системы кровообращения): дис. … док. психол. наук. – Томск, 2004. – 399 c.

21.   Семке В.Я. Круговращение жизни. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. – 318 с.

22.   Семке В.Я., Диденко А.В., Аксенов М.М. Расстройства личности у осужденных. – Томск: Изд-во «Иван Фёдоров», 2012. – 350 с.

23.   Стоянова И.Я. Пралогические образования в норме и патологии: дис. … док. психол. наук. – Томск, 2007. – 319 с.

24.   Умрихин В.В. Историко-методологические проблемы анализа научных школ в психологии // Методология и история психологии. – 2007. – № 4. – C. 5–14.

25.   Ярошевский М.Г. К истории форм психологического познания // Вопросы психологии. – 1981. – № 3. – С. 137–145.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9(091)

Мещерякова Э.И., Бохан Т.Г. Становление медицинской психологии в контексте сибирской психологической науки // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2014. – N 2 (25) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения