В.Я. Сёмке

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год

Позитивная система базисных убеждений как фундамент развития личностной зрелости у студентов-первокурсников

Богомаз С.А., Рубанова А.Л., Шухлова Ю.А.
(Томск, Российская Федерация)

 

 

Богомаз Сергей Александрович

Богомаз Сергей Александрович

–  доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой организационной психологии Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск).

E-mail: bogomazsa@mail.ru

Рубанова Анастасия Леонидовна

Рубанова Анастасия Леонидовна

–  выпускница магистратуры факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск).

E-mail: shulginaprk@rambler.ru

Шухлова Юлия Александровна

Шухлова Юлия Александровна

–  выпускница магистратуры факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск).

E-mail: ushuh@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие «личностная зрелость». Несмотря на то, что изучением данного понятия занимались как зарубежные, так и отечественные авторы, выделено множество характеристик и составляющих зрелой личности — проблема исследования факторов, способствующих становлению личностной зрелости, до сих пор не достаточно изучена в современной психологии.

Мы считаем, что сформированные в раннем детстве позитивные базисные убеждения являются основой для развития самодетерминации, целеустремленности личности, высокого уровня социального интеллекта. Данные характеристики личности являются немаловажными составляющими личностной зрелости.

Таким образом, цель данного исследования — поиск ресурсов, способствующих становлению личностной зрелости.

В исследовании приняли участие 88 студентов в возрасте от 17 до 18 лет. Все они выполнили методику «Шкала базисных убеждений», разработанную Р. Янов-Бульман (ШБУ, в адаптации О. Кравцовой), тест «Оценка оптимального выбора в конфликтной ситуации», разработанный психологом С.В. Щербаковы, опросник самоорганизации деятельности (ОСД), разработанный Е.Ю. Мандриковой, методику на определение уровня абстрактно-логического интеллекта «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена, и методику «Шкала самодетерминации» (Е.Н. Осин).

Полученные в рамках эксперимента данные были обработаны с помощью факторного анализа. Основные расчеты были произведены с помощью программы Statistica 5.0.

Совокупность выявленных в ходе исследования факторов позволила нам предположить, что сформированные в детстве позитивные базисные убеждения, на основе которых возникает чувство психологической безопасности, могут способствовать развитию самодетерминации, самоорганизации и социального интеллекта и в целом могут стать основой для развития личностной зрелости. Однако личностная зрелость может быть не связанной с уровнем развития абстрактно-логического интеллекта.

Таким образом, если с ранних этапов развития личности уделять внимание формированию позитивной системы базисных убеждений посредством консультативной работы с родителями детей раннего возраста и профилактических мероприятий в дошкольных и школьных учреждениях, можно заложить основу для развития качеств личности, необходимых для становления в будущем личностной зрелости.

Ключевые слова: личностная зрелость, позитивные базисные убеждения, самоактуализация, самосознание, самодетерминация, абстрактно-логический интеллект, социальный интеллект.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Общество на современном этапе развития предъявляет личности особые требования. Для того чтобы быть успешным и самостоятельным, взрослому человеку необходимо обладать целым рядом характеристик, основной из которых является личностная зрелость.

Авторами выделяются следующие характеристики личности, взаимосвязанные с личностной зрелостью: самоактуализация (А. Маслоу, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев), личностный рост (К. Роджерс), самореализация (К.А. Абульханова-Славская, Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко), самотрансенденции (В. Франкл), личностное самоосуществление (Б.С. Братусь, Ш. Бюлер), самосознание (В.В. Столин), развитие потенциала (В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев), жизненные отношения и смысложизненные ориентации (Д.А. Леонтьев).

В исследованиях выделяются следующие аспекты личностной зрелости: эмоциональная зрелость, способность к активному участию в жизни общества, эффективному использованию знаний и способностей, конструктивному решению проблем, развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях.

В современных психологических публикациях понятие личностной зрелости предполагает выделение двух аспектов: зрелость как этап жизни и зрелость как уровень развития личности. В данной работе мы акцентируем внимание на втором аспекте.

По нашему представлению, зрелость в качестве одной из важных характеристик включает наличие внутренней самодетерминации, которая «возникает на основе свободы и ответственности в ходе индивидуального развития».

Под самодетерминацией понимается способность человека выбирать и делать выборы, ориентироваться на себя, а не на подкрепление, или какие-то иные основания, которые также могут выступать в качестве детерминант его поведения [5]. Важным аспектом самодетерминации является возможность человека, саморегулировать свое поведение в силу внутреннего локуса контроля и воли таким образом, чтобы он был способен выстраивать отношения со своим окружением в благоприятную сторону для достижения поставленных целей [7].

Исследования также показали, что при вовлечении в какую-либо сложную деятельность необходимо учитывать выраженность склонности к самоорганизации у человека, то, насколько он способен с точки зрения развитых навыков действовать стратегически и продуманно. При этом одним из важных критериев самоорганизации является целеустремленность, т.е. способность ставить определенные цели и достигать их [1].

Также мы предполагаем, что личностная зрелость непосредственно связана с социальным интеллектом, то есть умением личности выстраивать эффективные взаимоотношения с окружающими.

Куницина В.Н. в своей работе определяет социальный интеллект как глобальную способность личности, возникающую на базе совокупности интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт [3]. По мнению автора, такой комплекс обусловливает готовность человека к социальному взаимодействию, принятию решений, а также обеспечивает понимание себя и своего поведения, прогнозирование развития различных межличностных ситуаций. В конечном счёте, это понимание способствует достижению благополучия личности, гармонии с собой и окружающим миром.

В определении социального интеллекта мы опираемся на работы Д.В. Ушакова и А.Е. Ивановского, которые рассматривают его как «способность к реализации значимых целей в соответствующем социальном окружении» [7]. Соответственно, социальный интеллект проявляется в ходе поиска оптимальной стратегии выхода из трудных и порою конфликтных ситуаций.

Интересен и вопрос о том, влияет ли уровень абстрактно-логического интеллекта на личностную зрелость человека.

Несмотря на то, что изучением понятия «личностная зрелость» занимались как зарубежные, так и отечественные авторы, выделено множество характеристик и составляющих личностной зрелости, проблема исследования факторов, способствующих становлению личностной зрелости, до сих пор недостаточно изучена в современной психологии.

Исследование данных факторов позволит наметить направления психологической работы с личностью на ранних этапах ее развития с целью формирования личностной зрелости.

Нам представляется, что одним из основных факторов, лежащих в основе становления личностной зрелости, могут быть сформированные позитивные базисные убеждения, которые закладываются на ранних этапах развития ребенка и являются главным условием чувства психологической безопасности человека [2].

В понимании базисных убеждений мы ссылаемся на исследования американского психолога Р. Янов-Бульман. По ее мнению, в современном обществе одним из базовых ощущений нормального человека является здоровое чувство безопасности (Janoff-Bulman, 1989) [10], которое основано на трех категориях базовых убеждений, составляющих ядро нашего субъективного мира:

1.   Вера в то, что в мире больше добра, чем зла. В эту категорию входит отношение к окружающему миру вообще и отношение к людям.

2.   Убеждение, что мир полон смысла. Обычно люди склонны верить, что события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости.

3.   Убеждение в ценности собственного «Я». Здесь основное значение имеют три аспекта: «Я хороший человек», «Я правильно себя веду» (контроль) и оценка собственной удачливости.

Базисные убеждения личности формируются в детстве [11], по большей части под влиянием родителей и окружающей ребенка среды, и впоследствии могут трансформироваться только под влиянием очень значимых для личности событий. Значимыми событиями могут быть переходные периоды (например, поступление в вуз) [8], которые оставляют свои отпечатки на личности индивида, являются частью адаптационного периода в жизни студента.

Мы считаем, что сформированные в раннем детстве позитивные базисные убеждения являются основой для развития самодетерминации, целеустремленности личности, высокого уровня социального интеллекта. Данные характеристики личности являются немаловажными составляющими личностной зрелости.

Таким образом, цель данного исследования — поиск ресурсов, способствующих становлению личностной зрелости.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 88 студентов в возрасте от 17 до 18 лет. Все они выполнили методику «Шкала базисных убеждений», разработанную Р. Янов-Бульман (ШБУ, в адаптации О. Кравцовой) [10]. Испытуемым также были предложены следующие методики. Тест «Оценка оптимального выбора в конфликтной ситуации», разработанный психологом С.В. Щербаковым [12], позволяющий оценить 7 стратегий выхода из проблемной межличностной ситуации — уход, соперничество, компромисс, уступка, сотрудничество, обращение к посреднику, тактика язвительного ответа. Применялся «Опросник самоорганизации деятельности» (ОСД), разработанный Е.Ю. Мандриковой [6]. Он включает шесть шкал: планомерность, целеустремленность, настойчивость, фиксация, самоорганизация, ориентация на настоящее, а также индекс целеустремленности и рационализации. Кроме того, испытуемые выполнили методику на определение уровня абстрактно-логического интеллекта «Прогрессивные матрицы Дж. Равена [9], и методику «Шкала самодетерминации» (Е.Н. Осин) [13].

Результаты исследования

Полученные в рамках эксперимента данные были занесены в электронную базу и обработаны с помощью факторного анализа. Основные расчеты были произведены с помощью программы Statistica 5.0.

В ходе проведения факторного анализа были получены важные результаты. В факторный анализ включены 8 показателей, среди которых представлены основные базисные убеждения, индексы целеустремленности, рациональности и самодетерминации, уровень развития абстрактного и социального интеллекта. Последний феномен мы определяем по способности респондента применять в конфликтной ситуации стратегию «сотрудничество».

Для выявления факторов использовался метод «principal components» с ротацией факторов «varimax normalized». В процессе факторизации было выделено 3 фактора, которые объясняют 60,2% вариативности исходной корреляционной матрицы. При анализе факторных нагрузок переменных были учтены значения выше 0,4.

 

Таблица 1

Матрица факторной структуры, полученная на основе анализа показателей базисных убеждений, абстрактно-логического интеллекта, шкалы самодетерминации, социального интеллекта и ОСД, вычисленных
для выборки студентов первого курса (n=88)

 

В первом факторе, который объясняет 28,71% дисперсии, объединились показатели таких базисных убеждений, как «благосклонность мира» (0,84), «ценность собственного Я» (0,85), а также «индекс самодетерминации» (0,56) и «уровень социального интеллекта» (0,43). Высокий уровень социального интеллекта сопряжен с высоким уровнем самодетерминации и позитивными базисными убеждениями. Очевидно, что фактор 1 отражает определенную структуру личности молодых людей, компоненты которой взаимосвязаны друг с другом. Мы предполагаем, что этот фактор объединяет группу показателей, характерных для молодых людей, стремящихся к личностной зрелости.

Таким образом, если у молодого человека складывается позитивная система базисных убеждений, а значит, чувство психологической безопасности, в дальнейшем он обладает высоким уровнем самодетерминации, пониманием собственной свободы и ответственности, способностью делать осознанный выбор, он имеет зрелые ценностно-смысловых ориентации. Эти качества характерны для лиц, умеющих выходить из конфликтных ситуаций при помощи стратегии сотрудничества, то есть, обладать высоким уровнем социального интеллекта. Данные характеристики являются важными составляющими личностной зрелости молодого человека.

Фактор 2 объясняет 17,25% дисперсии и включает такие показатели, как «уровень социального интеллекта» (0,50), уровень абстрактно-логического интеллекта(0,57), «индекс самодетерминации» (−0,58), «индекс целеустрем-ленности» (−0,68). Стратегия «сотрудничество» сопряжена с высоким уровнем абстрактно-логического интеллекта, но с невысокой целеустремленностью и низким уровнем самодетерминации. То есть, несмотря на то, что молодой человек с высоким уровнем абстрактно-логического интеллекта способен выстраивать отношения с окружающими, выходить из конфликтных ситуаций, тем не менее, такие молодые люди обладают неразвитой субъективной активностью, отказом от ответственности и свободы, неспособностью ставить и осознавать собственные цели.

По нашему представлению, этот фактор может характеризовать инфантильную личность, ее неготовность взаимодействовать открыто с новым обществом (университетская среда). Возможно, это связанно с дезаадаптацией, которая, по мнению Мороденко Е.В. [8], граничит с низким уровнем социализации. Потеря привычного коллектива, утрата сложившихся форм наставничества для этих молодых людей определяет низкий уровень психологической готовности к освоению нового опыта в будущей профессии.

Фактор 3, общая доля дисперсии которого составляет 14,23%, включает в себя единственный критерий «индекс рационализации» (0,91), который показывает, в какой степени деятельность человека носит рациональный характер, обусловленный его склонностью к повседневному планированию и организации процесса жизнедеятельности. Возможно, это также связано с возможностью компенсировать учебой свои потребности в плане общения со сверстниками, дезадаптацией к новой окружающей среде, вхождением в новый коллектив.

Совокупность выявленных в ходе исследования факторов позволяет нам предположить, что сформированные в детстве позитивные базисные убеждения, на основе которых возникает чувство психологической безопасности, могут способствовать развитию самодетерминации, самоорганизации и социального интеллекта и в целом могут стать основой для развития личностной зрелости. Однако личностная зрелость может быть не связанной с уровнем развития абстрактно-логического интеллекта.

Таким образом, если с ранних этапов развития ребенка уделять внимание формированию позитивной системы базисных убеждений, оказывать консультативную помощь родителям в этом направлении и создавать программу профилактических мероприятий в дошкольных и школьных учреждениях, то это будет способствовать становлению личностной зрелости.

 

Литература

1.   Богомаз С.А. Типологические особенности самоорганизации личности // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 344. – С. 163–166.

2.   Бохан Т.Г. Психология развития и возрастная психология. – Томск, 2003.

3.   Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – СПб., 1995. – Вып. 1, Ч. 1. – С. 48–61.

4.   Леонтьев Д.А. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова  /  под ред.  Б.С. Братуся,  Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 56–65.

5.   Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика. – М.: Смысл, 2011.

6.   Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. – 2010. – № 2. – С. 87–111.

7.   Мартынова М.А., Богомаз С.А. Самодетерминация в структуре личностного потенциала современной российской молодежи // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 357. – С. 164–168.

8.   Мороденко Е.В. Социально-психологические критерии социальной адаптации личности в переходные (кризисные) периоды (поступление в вуз, окончание вуза, первичное трудоустройство): автореф. дис. … канд. психол. наук. – Ярославль, 2011. – 23 с.

9.   Муходова О.Е. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011.

10.   Наливайко Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С.  Мадди  //  Вестник  интегративной  психологии.  Тезисы. – 2006. – Вып. 4. – С. 127–130.

11.   Перова О.В. Влияние социальной среды на развитие личности // Инновационная активность молодежи: ценностные основания и проблемы актуализации потенциала достижений: материалы III Молодежного сибирского психологического форума / под ред. Э.В. Галажинского, С.А. Богомаза, Ю.В. Сметановой. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. – 384 с.

12.   Щербаков С.В. Диагностика социального интеллекта студентов // Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии и психологии: сб. науч. статей Всерос. заочной научн.-практ. конф. / ред. кол.: д.мед.н., проф. Ф.Ф. Каюмова. – Уфа: РИЦ Баш-ИФК, 2010. – С. 122–126.

13.   Bowlby J. Maternal Care and Mental Health. The master work series. Northvale, NJ; London: Jason Aronson. 1995.

14.   Deci E.L. The psychology of self-determination. Lexington, MA: Lexington Books, 1980.

15.   Erikson E.H. Youth: Change and challenge. – New York: Norton. – 1963.

16.   Ford M., Tisak M. A further research of social intelligence // J. Educ. Psychol. – 1983. – N 75. – P. 196–206.

17.   Greenberger E., Sorensen B. Toward a Concept of Psychosocial Maturity // Journal of Youth and Adolescence. – 1974. – Vol. 3. – No. 4. – P. 329–352.

18.   Kaplan A., Flum H. Achievement goal orientations and identity formation styles // Journal of Educational Research Review, 2010. – No. 5. – P. 50–67.

19.   Maddi S.R. Personality theories: A comparative analysis. – Homewood, IL: Dorsey Press. – 1989.

20.   Maslow A.H. Motivation and personality. – New York: Harper and Row. – 1987.

21.   Mills R.S.L., Rubin K.H. Parental belifes about social behaviors in early childhood // Child Development. – 1990. – № 61. – P. 138–151.

22.   Osin E., Boniwell I. Self-determination and well-being. Poster presented at the Self-Determination Conference. – 2010. – Ghent, Belgium.

23.   Skinner E., Edge K. Self-determination, coping and development // Handbook of self-determination research / edited by E.L.–Deci, R.M.–Ryan. – The University of Rochester Press, 2002. – P. 297–337.

24.   Tenopyr M. Social intelligence and academic success // Educational and Psychological Measurement. – 1967. – № 27. – P. 44.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.923-072.8

Богомаз С.А., Рубанова А.Л., Шухлова Ю.А. Позитивная система базисных убеждений как фундамент развития личностной зрелости у студентов-первокурсников // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2014. – N 2 (25) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения