С.С. Мнухин

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год

Религиозность и социальная поддержка у больных с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями

Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю.
(Чебоксары, Российская Федерация)

 

 

Николаев Евгений Львович

Николаев Евгений Львович

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и клинической психологии Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, Чебоксары.

E-mail: nikelvov@gmail.ru

Лазарева Елена Юрьевна

Лазарева Елена Юрьевна

–  старший преподаватель кафедры социальной и клинической психологии Чувашского государственного университета.

E-mail: elyu88@gmail.com

 

Аннотация.

Целью исследования является определение психологических особенностей проявления религиозности и социальной поддержки у больных сердечно-сосудистой патологией различных клинических групп.

Материал и методы исследования. Исследован 181 больной Республиканского кардиологического диспансера в г. Чебоксары обоего пола возрасте от 18 до 62 лет. Первая группа — больные гипертонической болезнью (ГБ), вторая группа — больные ишемической болезнью сердца (ИБС), третья группа — больные пороками сердца (ПС). Психологическая диагностика проводилась с помощью опросника Ю.В. Щербатых «Структура индивидуальной религиозности», опросника социальной поддержки F-SOZU-22 в адаптации А.Б. Холмогоровой. При обработке данных использовались методы математико-статистического анализа (относительные величины, t-критерий Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ, ранжирование).

Результаты. Значимые различия между клиническими группами определены по признакам поиска в религии поддержки и утешения (F=3,445; р=0,034), наличия религиозного самосознания (F=4,398; р=0,014), отношения к религии как к образцу моральных норм поведения (F=7,721; р=0,0001), самооценке религиозной убежденности (F=7,160; р=0,001). Восприятие больными социальной поддержки характеризуется значимыми различиями по проявлениям эмоциональной поддержки (t=2,27, р=0,024) и удовлетворенности социальной поддержкой (t=-4,99, р=0,0001).

Выводы. Религиозность является одним из значимых ресурсов больных ПС и дополняется их включенностью в круг позитивных эмоциональных отношений, сочетающейся с потребностью в большей социальной поддержке. Все клинические группы объединены дефицитом удовлетворенности от получения социальной поддержки.

Ключевые слова: религиозность, социальная поддержка, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь, пороки сердца.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Вопросы духовности и религии относятся к числу наиболее важных факторов, которые помогают структурировать опыт, взгляды, ценности, поведение человека, его отношение к болезни [14]. Не случайно, связь религиозности с состоянием здоровья или болезни в последние годы является предметом пристального научного интереса [22; 15; 11; 10]. Учеными ставится вопрос, насколько соотносится связанное с религиозностью поведение, способствующее здоровью, со снижением заболеваемости и смертности.

Религиозные практики и вера связаны с полезными пищевыми привычками и сниженным риском злоупотребления химическими веществами. В то же время, религиозность может иметь негативные соотношения со здоровьем, в силу тесной взаимосвязи с невротическими и психотическими расстройствами [23].

Религиозная вера важна для многих пациентов с серьезными заболеваниями, являясь для них позитивным копинг-ресурсом. Духовное взаимодействие может благоприятно влиять на пациента за счет чувства успокоения, больших знаний о болезни, большей приверженности к лечению и более высокого качества жизни. В то время как результаты влияния молитвы на самочувствие при сердечно-сосудистых заболеваниях остаются противоречивыми [17].

Касаясь особенностей религиозного совладания, можно отметить, что религиозное совладение с трудностями включает в себя: внутреннее совладание (ресурсом которого является интегрированная система ценностей, убеждений, намерений и действий); горизонтальное совладание (в основе которого лежит связь между людьми благодаря их общей идентичности в общине единоверцев); вертикальное совладение (осуществляемое за счет отношений между человеком и Творцом) [5].

Английские ученые подчеркивают, что для больных с сердечной недостаточностью наряду с верой крайне важным копинг-ресурсом является социальная поддержка [16]. Схожие данные получены и в других работах. Так, показано, что признаки личностной автономии в противовес социальной направленности личности являются важными предикторами депрессии у больных ИБС [20]. Социальная поддержка оказывает позитивное влияние на восстановление гемодинамических показателей у больных с ССЗ в послеоперационном периоде после имплантации кардиовертера-дефибриллятора [13].

Японская исследовательская группа во главе с A. Ikeda [18] выявила, что низкий уровень социальной поддержки связан с высоким риском смертности от инсульта у мужчин и не связан с заболеваемостью.

Социальная поддержка является важным культуральным ресурсом при сердечно-сосудистой патологии и для представителей латиноамериканской культуры. К ресурсам здесь относятся вера, физическая активность, забота о семье, связи с друзьями [15].

Важность позитивного социального окружения и социальной поддержки на ранних этапах развития, т.е. в детстве, подчеркивается американскими исследователями [7], которые рассматривают его в качестве важного условия, снижающего риск ССЗ в зрелом возрасте.

Проведенный анализ показывает, что религиозность и социальная поддержка являются важными ресурсами личности при болезни, в том числе и при сердечно-сосудистой патологии. Однако данные об особенностях проявления религиозности и социальной поддержки при различной сердечно-сосудистой патологии на настоящий момент отсутствуют, что и стало целью нашего исследования.

Материал и методы

В исследовании участвовали больные с сердечно-сосудистой патологией, поступившие на лечение в Республиканский кардиологический диспансер в г. Чебоксары. Выборку составили 181 человек обоего пола в возрасте от 18 до 62 лет.

Распределение по клиническим группам с учетом диагноза было следующим: первая группа — больные гипертонической болезнью (ГБ), вторая группа — больные различными формами ишемической болезни сердца (ИБС), третья группа — больные врожденными и приобретенными пороками сердца (ПС).

Диагностика особенностей религиозности личности проводилась с помощью опросника Ю.В. Щербатых «Структура индивидуальной религиозности» [6]. В качестве источника нормативных показателей использовались результаты исследования Е.Ю. Лазаревой и Л.А. Шараповой [2].

Диагностика особенностей воспринимаемой личностью испытуемого социальной поддержки производилась при помощи опросника социальной поддержки F-SOZU-22 [19] в адаптации А.Б. Холмогоровой [4]. Полученные результаты исследования больных ССЗ сравнивались с нормативными данными [4].

Полученные данные обрабатывались методами математико-статистического анализа (относительные величины, t-критерий Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ, ранжирование) с помощью пакета программ статистической обработки данных «Statistica 7.0».

Результаты

Сравнение больных ССЗ и здоровых показало (табл. 1), что значимым различием между ними является содержание отношения к магии (t=2,41, р=0,016), что проявляется повышенным интересом кардиологических больных к мистическим практиками, проблемам сглаза, порчи, колдовства.

 

Таблица 1

Показатели шкал опросника «Структура индивидуальной религиозности»
у больных ССЗ в сравнении с нормативной группой (M±σ)

 

Индивидуальная религиозность кардиологических больных также характеризуется более выраженной верой в магическую силу религиозных ритуалов, что может быть связано с их стремлением использовать их для скорейшего исцеления. Продолжая сравнение больных ССЗ и здоровых по величине показателей шкал опросника (табл. 2), необходимо заметить, что наличие религиозного самосознания, рассматриваемого как сопричастность личности с определёнными религиозными идеями и ценностями, является более приоритетным для кардиологических пациентов.

 

Таблица 2

Ранговое распределение показателей шкал опросника «Структура индивидуальной религиозности» у больных ССЗ в сравнении с нормативной группой

 

В то же время, менее значимыми для них, в сравнении со здоровыми, являются идеи креационизма в форме веры в Творца и признание высшего разума, и интерес к религии как к «псевдонауке». Иными словами, загадочные и таинственные явления, не имеющие к ним непосредственного отношения, в восприятии которых большую роль играет вера, а не знания, интересны им в меньшей степени, чем здоровым.

С помощью однофакторного дисперсионного анализа значимые различия у больных ССЗ трех клинических групп определены по шкалам: поиска в религии поддержки и утешения (F=3,445; р=0,034), наличия религиозного самосознания (F=4,398; р=0,014), отношения к религии как к образцу моральных норм поведения (F=7,721; р=0,0001) и дополнительной шкале самооценки религиозной убежденности (F=7,160; р=0,001) (рисунок 1).

Больные ПС больше, чем другие группы больных, отождествляют религию с поддержкой и утешением и с помощью внешней религиозной атрибутики стремятся соответствовать нормам религиозного верования, что подкрепляется их высоким уровнем религиозного самосознания, проявляющимся сознательным разделением религиозных идей и принципов, принадлежностью к конкретной религиозной группе. Уровень веры в соответствии с их самооценкой самый высокий среди больных ССЗ и значительно превышает аналогичный показатель у здоровых.

 

Рисунок 1. Показатели шкал опросника «Структура индивидуальной религиозности» у больных ССЗ различных клинических групп

 

Больные ГБ демонстрируют самые низкие показатели уровня веры среди всех больных ССЗ. Они больше воспринимают религию как философскую концепцию и верят в магические ритуалы и в меньшей степени, чем другие группы больных, воспринимают религиозное учение образцом моральных норм поведения. Они также проявляют наименьший интерес к псевдонаучным знаниям и непознанным явлениям и имеют самую низкую внутреннюю потребность в вере среди всех больных.

Для больных ИБС характерен высокий уровень восприятия религии как образца моральных норм человеческой жизни. Вопросы нравственности в религии имеют для них большое значение. Они в большей мере готовы руководствоваться в повседневной жизни евангельскими истинами, а философские основы вероучения интересуют их в меньшей степени. Они, как правило, стараются внешне не проявлять своё отношение к вере, и их самооценка религиозной убежденности соответствует показателям здоровых.

Социальная поддержка, как важный адаптационный ресурс, представляет собой систему непрофессиональной помощи, получаемой личностью в результате межличностного взаимодействия в естественной социальной среде с людьми, в отношении которых присутствует чувство общности. У больных с расстройствами аффективного спектра отмечено снижение уровня эмоциональной поддержки, глубины и доверительности контактов, а также социальной интеграции или общности [3].

 

Таблица 3

Показатели шкал опросника социальной поддержки F-SOZU-22 у больных ССЗ
в сравнении с нормативной группой (M±σ)

 

Результаты исследования структуры социальной поддержки доказывают, что ее восприятие больными ССЗ характеризуется достоверно значимыми различиями по параметрам эмоциональной поддержки (t=2,27, р=0,024) и удовлетворенности социальной поддержкой (t=-4,99, р=0,0001). По общему показателю социальной поддержки достоверные различия не выявлены (табл. 3).

Достоверные различия по параметру эмоциональной поддержки (F=3,9; р=0,022) также выявляются при дифференцированном анализе результатов исследования в клинических группах больных ССЗ (табл. 4 ).

 

Таблица 4

Показатели шкал опросника социальной поддержки F-SOZU-22 у больных ССЗ различных клинических групп (M±σ)

 

В соответствии с самооценкой больные ПС в большей мере включены в круг позитивных эмоциональных отношений. Они не только чаще, чем больные ГБ и ИБС, но и чаще, чем здоровые испытуемые переживают в интерперсональном взаимодействии положительные чувства единения с окружающими. Включенность больных ГБ в эмоционально значимые социальные отношения значительно меньше, чем при ПС, но не является дефицитарной и соответствует показателям группы здоровых. Больные ПС более, чем больные ГБ, открыты для социальных контактов и стремятся к установлению близких отношений, ощущая себя частью своего социального окружения.

Обсуждение результатов

Что может лежать в основе позитивного влияния религиозности на личность при болезни? По мнению D.A. Carone, D.F. Barone [9], религиозные убеждения представляют собой важную часть культуры пациента вне зависимости от степени их осознания. Еще одним адаптивным религиозным фактором является непреходящая вера в духовное соединение [9]. По мнению Р.М. Грановской [1], религия помогает человеку увидеть новые значимые цели в своем внутреннем мире.

По данным E. Sublette и B. Trappler [21], религиозность больного и его семьи служит защитным механизмом, способствующим рационализации и скрытому влиянию, что отражается в клинической картине заболевания, ходе терапевтической интервенции и реакциях переноса-контрпереноса. Обобщая опыт психотерапии в контексте различных культур, N. Black [8] приходит к очевидному заключению о том, что духовные учения могут позитивно воздействовать на лечение одновременно с психотерапией, а улучшение функционирования пациента закономерно сопровождается его духовным ростом.

В литературе отмечена позитивная роль социальной поддержки и религиозности как копинг-ресурсов при тревоге у больных с ИБС [12].

В нашем исследовании удалось выявить, что при оценке у больных ССЗ религиозности необходимо обращать внимание на то, что она имеет у них больше прагматическую, чем мировоззренческую направленность, а наличие болезни связано с ростом интереса испытуемых к мистическим проявлениям и магическим практикам, что мало соответствует традиционным понятиям о духовности личности.

Самый высокий уровень веры имеют больные ПС, которые прибегают к религии не только в поисках утешения и поддержки, но и сознательно разделяют многие религиозные ценности.

Больные ГБ проявляют себя наименее религиозными испытуемыми, больше воспринимая религию в качестве философской концепции. Многие показатели их религиозности меньше показателей нормативной группы. Уровень их религиозного самосознания низок, моральная ценность религии в их глазах незначительна.

Больные ИБС по выраженности веры занимают промежуточное положение между больными ГБ и больными ПС. Для них важна роль религии как средства поддержки, им не чуждо религиозное самосознание, в отличие от других больных они ценят нравственный потенциал религии, в т.ч. для своей жизни.

В отношении социальной поддержки у больных ССЗ является актуальной доминирование ее эмоционального компонента, который в максимальной степени представлен у больных с ПС.

Выводы

1.   Религиозность кардиологических больных отличается выраженной магической направленностью. Она является одним из значимых внутренних ресурсов у больных ПС. Вера определяется у них выраженностью религиозного самосознания.

2.   Высокая религиозность больных ПС эффективно дополняется их включенностью в круг позитивных эмоциональных отношений с близкими, по отношению к которым они испытывают теплые чувства общности и единения, сочетающуюся с потребностью получения большей поддержки от своего социального окружения.

3.   Все клинические группы объединены общей психологической характеристикой – дефицитом удовлетворенности от получения социальной поддержки, что, вероятно, имеет связь с высокой потребностью в эмоционально значимых теплых отношениях при наличии кардиологического заболевания.

 

Литература

1.   Грановская Р.М. Психология веры. – СПб.: Речь, 2004. – 576 с.

2.   Лазарева Е.Ю., Шарапова Л.А. О некоторых клинико-психологических характеристиках качества жизни здоровой популяции // Психология человека в условиях мирового финансового кризиса: сборник научных трудов. – Чебоксары, 2009. – С. 117–121.

3.   Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Петрова Г.А. Социальная поддержка как предмет научного изучения и ее нарушения у больных с расстройствами аффективного спектр // Социальная и клиническая психиатрия. – 2003. – № 2. – C. 15–23.

4.   Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические обоснования интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: дис. … д-ра психол. наук. – М., 2006. – 465 с. (прил. 92 с.).

5.   Шмелев И.М. Стратегии и ресурсы совладающего поведения верующих молодых людей // Вестник Университета Российской академии образования. – 2011. – № 3. – С. 63–65.

6.   Щербатых Ю.В. Структура индивидуальной религиозности // Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С.Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – С. 457–466.

7.   A prospective study of positive early-life psychosocial factors and favorable cardiovascular [ risk in adulthood / A.A. Appleton, S.L. Buka, E.B. Loucks et al. // Circulation. – 2013. – Vol. 127. – N 8, Feb 26. – P. 905–912.

8.   Black N. Hindu and Buddhist children, adolescents, and families // Child. Adolesc. – Psychiatr. Clin. N. Am. – 2004. – N 1. – P. 201–220.

9.   Carone D.A., Barone D.F. A social cognitive perspective on religious beliefs: their functions and impact on coping and psychotherapy // Clin. Psychol. Rev. – 2001. – N 7. – Р. 989–1003.

10.   Churches as targets for cardiovascular disease prevention: comparison of genes, nutrition, exercise, wellness and spiritual growth (GoodNEWS) and Dallas County populations / T.M. Powell-Wiley, K. Banks-Richard, E. Williams-King et al. // J. Public. Health (Oxf). – 2013. – Vol. 35. – N 1, Mar. – Р. 99–106.

11.   Faith and use of complementary and alternative medicine among heart attack patients in a secular society / S. Bekke-Hansen, C.G. Pedersen, K. Thygesen, et al. // Complement Ther. Med. – 2012. – Vol. 20. – N 5, Oct. – P. 306–315.

12.   Hughes J.W., Sketch M.H., Watkins L.L. Social Support and Religiosity as Coping Strategies for Anxiety in Hospitalized Cardiac Patients // Ann Behav. Med. – 2004. – Vol. 28(3). – P. 179–185.

13.   Lache, B. Social support predicts hemodynamic recovery from mental stress in patients with implanted defibrillators / B. Lache, T. Meyer, C. Herrmann-Lingen // J. Psychosom. Res. – 2007. – Vol. 63. – N 5, Nov. – Р. 515–523.

14.   Lukoff D., Turner R., Lu F. Transpersonal psychology research review: Psychoreligious dimensions of healing // J. Transpers. Psychol. – 1992. – P. 41–60.

15.   Perez A., Fleury J., Shearer N. Salud de Corazon: Cultural Resources for Cardiovascular Health among Older Hispanic Women // Hisp Health Care Int. – 2012. – Vol. 10. – N 2, Jun 1. – Р. 93–100.

16.    Psychological, social and spiritual distress at the end of life in heart failure patients / L. Selman, T. Beynon, I.J. Higginson, R. Harding // Curr. Opin. Support. Palliat. Care. – 2007. – Vol. 1. – N 4, Dec. – Р. 260–266.

17.   Review of clinical medicine and religious practice / W.C. Stewart, M.P. Adams, J.A. Stewart, L.A. Nelson // J. Relig. Health. – 2013. – Vol. 52. – N 1, Mar. – Р. 91–106.

18.   Social support and stroke and coronary heart disease: the JPHC study cohorts II / A. Ikeda, H. Iso, I. Kawachi et al. // Stroke. – 2008. – Vol. 39. – N 3, Mar. – Р. 768–775.

19.   Sommer G., Fydrich T. Soziale Unterstuetzung. Materiale, 22 Dt. Ges. fuer Verhaltenstherapy. – Tuebigen, 1989. – P. 60.

20.   Stafford L., Jackson H. J., Berk M. Cognitive-personality style as vulnerability to depression in patients with coronary artery disease: roles of sociotropy and autonomy // Psychosom. Med. – 2009. – Vol. 71. – N 1, Jan. – Р. 63–69.

21.   Sublette E., Trappler B. Cultural sensitivity training in mental health: treatment of  Orthodox  Jewish  psychiatric inpatients // Int. J. Soc. Psychiatry. – 2000. – N 2. – P. 122–134.

22.   The Strength to Cope: Spirituality and Faith in Chronic Disease / N. Unantenne, N. Warren, R. Canaway et al. // J. Relig. Health. – 2011. – N 16.

23.   Zagozdzon, P. Religiosity and health in epidemiological studies [Article in Polish] // Pol. Merkur. Lekarski. – 2012. – Vol. 32. – N 191, May. – Р. 349–353.

 

 

Ссылка для цитирования

Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю. Религиозность и социальная поддержка у больных с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2014. – N 3(26) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения