Чиж В.Ф.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Представления о семье у студентов с разным уровнем перфекционизма

Якимова Л.С., Кравцова Н.А. (Владивосток, Российская Федерация)

  English version  

 

 

Кравцова Наталья Александровна

Кравцова Наталья Александровна

–  доктор психологических наук, заведующая кафедрой клинической психологии; ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России, пр-кт Острякова, 2, Владивосток, 690002, Приморский край, Российская Федерация.
Тел.: 8 (423) 242-97-78.

E-mail: kranatali@yandex.ru

Якимова Любовь Сергеевна

Якимова Любовь Сергеевна

–  ассистент кафедры клинической психологии; ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России, пр-кт Острякова, 2, Владивосток, 690002, Приморский край, Российская Федерация. Тел.: 8 (423) 242-97-78.

E-mail: air_fantazy@mail.ru

 

Аннотация. В статье приводятся результаты эмпирического исследования, выполненного с целью определить представления о семье у студентов с разным уровнем перфекционизма. В исследовании участвовали 60 студентов медицинского университета (38 девушек и 22 юноши) в возрасте от 17 до 22 лет. Методики исследования: опросник перфекционизма Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогоровой, методика «Нормативное сопротивление» Э.Г. Эйдемиллера, проективная методика «Рисунок семьи», исследование супружеских стереотипов методом опроса с предложением выбора наиболее приемлемых стереотипов из предлагаемого списка. Анализ результатов исследования перфекционизма показал преобладание высоких результатов по шкале «Восприятие людей как делегирующих высокие ожидания». Анализ гендерных различий показал у девушек достоверно более высокий уровень общего перфекционизма (P<0,05), шкалы «Восприятие людей как делегирующих высокие ожидания; шкалы «Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных»» (P<0,05). Выявлено высокое нормативное сопротивление семейных представлений в общей выборке (1,06). Нормативный контраст в выборке составил М=1,74, значимых гендерных различий не обнаружено. Для студентов выборки характерна выраженная чувствительность и острота реагирования на сложные жизненные ситуации, что может являться причиной их интолерантности к различным ситуациям семейной жизни. Определены наиболее популярные и непопулярные семейные стереотипы. Для студентов с высокими показателями перфекционизма по шкале «Восприятие людей как делегирующих высокие ожидания» характерна выраженная склонность считать, что нужно быть довольным тем, что у тебя есть. Представления о семье у них характеризуются патриархальными установками. У студентов с высокими показателями по шкале «Завышенные притязания и требования к себе» характерной особенностью является установка на строгое выполнение обязанностей по дому. Высокие показатели по шкале «Поляризированное мышление» сопряжены с иррациональным убеждением, что любимый человек должен угадывать все их мысли и желания, не спрашивая. У студентов, имеющих «Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных»» определены эгалитарные установки семейных представлений, ориентация на взаимопонимание, поддержку супругами друг друга и уверенность, что супруги должны проводить много времени вместе.

Ключевые слова: студенты; перфекционизм; стереотипы.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

25.04.2015

12.05.2015

25.05.2015

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

На протяжении последних десятилетий качественно изменилась структура общества. В связи с этим существенно поменялись социальные ценности, идеалы и образ жизни молодежи, что не могло не отразится на их представлениях о семье. Данная проблема рассматривалась во многих исследованиях [3; 4; 9; 18].

Семейные представления молодых людей в значительной мере оказывают влияние на выбор будущего супруга. Они возникают как фрагментарные копии идеала семьи, который существует в обществе, и преломляются психической уникальностью личности [8; 9].

Представления о семье отражаются как на самом факте создания семьи, так и на характере развития взаимоотношений между супругами [1; 9]. Современная молодая семья характеризуется рассогласованием представлений о семейных ролях [3; 4;]. Различия в представлениях супругов о семейных ролях и семейных ценностях являются причиной многих конфликтов в браке [1; 9]. Г. Лагонда (2010) определяет брачные экспектации как конкретизацию брачных потребностей, что оказывает определяющее влияние на формирование супружеских отношений [6]. В то же время можно говорить о том, что сами экспектации непосредственно связаны с прошлым семейным опытом личности и с содержанием представлений об отношениях супругов.

В настоящее время вокруг нас много молодых людей с высоким уровнем перфекционизма. Согласно классическим определениям, данное понятие включало в себя один параметр — тенденцию личности к установлению чрезмерно высоких стандартов и, как следствие, невозможность для нее испытывать удовлетворение от результатов собственной деятельности [5; 11].

Согласно исследованию В.А. Ясной и С.Н. Епифанцева (2007), перфекционистам присущи невротические способы реализации потребностей в любви и одобрении, в поддержке, в доминировании, в публичном восхищении и признании [8]. В межличностных контактах перфекционистов возможны конфликты и разрывы из-за чрезмерных требований и ожиданий в адрес окружающих, конкурентные отношения с людьми из-за сравнений себя с ними, зависти, ревности, а также недостаток близких и доверительных отношений [8; 14; 15; 16]. Перфекционизм проявляется в склонности устанавливать нереально высокие стандарты и стремиться к ним, не принимая реальность, что может быть причиной суицидального поведения [17; 19]. Так как перфекционизм является одной из личностных характеристик, его уровень и структура связаны с системой представлений личности, с Я-образом [20]. Сфера семейных отношений — одна из базовых систем личности. Это позволяет предполагать взаимосвязь перфекционизма и семейных представлений.

К настоящему моменту проведено множество исследований в области представлений о семье. Рассмотренные исследования в области перфекционизма в основном направлены на изучение его связи с качеством деятельности и его влияния на психические расстройства и формирование негативных черт личности [14; 17; 19; 20; 21]. Воздействие перфекционизма на область межличностных отношений упоминается лишь в нескольких исследований [2; 7; 15]. Ряд исследований посвящены специфике внутрисемейных отношений в связи с личностными особенностями супругов и системой представлений каждого [6; 10; 13]. Исследования семейных представлений в связи с уровнем перфекционизма в научной литературе не представлены, что говорит о новизне рассматриваемого вопроса.

С целью исследовать семейные представления у студентов с разным уровнем перфекционизма было проведено эмпирическое исследование.

Выборка и методы исследования

Исследование проводилось с 18 декабря 2012 года по 22 марта 2013 года на базе Тихоокеанского государственного медицинского университета (ТГМУ). Выборка представлена 60 студентами ТГМУ в возрасте от 17 до 22 лет; участвовали 38 девушек и 22 юноши, обучающимися по специальностям: «Лечебное дело» (n = 31), «Педиатрия» (n = 15) и «Клиническая психология» (n = 14).

Методики исследования. Для оценки уровня перфекционизма был использован опросник перфекционизма Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогоровой [2]; методика «Нормативное сопротивление» Э. Эйдемиллера [9], проективная методика «Рисунок семьи»; исследование супружеских стереотипов путем опроса студентов с предложением им выбора трех наиболее приемлемых стереотипов из предлагаемого списка.

Анализ и обсуждение результатов исследования

При анализе показателей перфекционизма были определены средние показатели по шкалам и среднеквадратичное отклонение в общей выборке и в подгруппах юношей и девушек. Анализ структуры показателей перфекционизма по шкалам в выборке показал, что наибольшие средние показатели получены по трем шкалам: «Восприятие людей как делегирующих высокие ожидания» (М = 11,72), «Завышенные притязания и требования к себе» (М = 11,18) и «Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных»» (М = 10,66). При сравнении этих показателей с данными здоровых испытуемых из исследования Т.Ю. Юдеевой (2007) видно, что показатели вышеуказанных шкал у студентов незначительно превышают таковые в данном исследовании: «Восприятие людей как делегирующих высокие ожидания» — М = 11,0; «Завышенные притязания и требования к себе» — М = 10,7; «Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных»» — М = 9,1 [8]. Минимально выражены показатели по шкале «Селектирование информации о собственных неудачах и ошибках» — М = 5,22. Анализ гендерных различий показал, что общий уровень перфекционизма преобладает у девушек (P < 0,05). Значимые гендерные различия были выявлены по шкале «Восприятие людей как делегирующих высокие ожидания»: у девушек — M = 13,24, у юношей — M = 9,09 (P<0,01). Следовательно, можно говорить, что для девушек более характерно рассматривать других людей как предъявляющих к ним завышенные требования. По шкале «Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных»» у девушек также получены более высокие показатели (M = 11,26), чем у юношей (M = 9,36, P < 0,05).

 

Рис. 1. Структура перфекционизма у студентов ТГМУ

 

Таблица 1

Структура перфекционизма у студентов ТГМУ

Примечание: ** — р < 0,01, * — p < 0,05

 

В результате исследования у 53 студентов из 60 (88,3%) было констатировано нормативное сопротивление (как наиболее позорные ситуации были выбраны 12 и более вариантов). Отсутствие нормативного сопротивления выявлено у 6 девушек и всего лишь у 1 юноши. Нормативный контраст (отношение числа позорных ситуаций к не позорным равно или более 0,8) в выборке составил: М = 1,74, (SD = 0,821). Нормативный контраст в группе девушек с нормативным сопротивлением составил 1,67, (SD = 0,792); нормативный контраст у юношей с нормативным сопротивлением — 1,91 (SD = 0,813). Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что для 88,3% студентов выборки характерны выраженная чувствительность и острота реагирования на сложные жизненные ситуации. Это может являться причиной их интолерантности к различным ситуациям семейной жизни, а также одной из причин в возникновении проблем в будущей семейной жизни.

Методика «Нормативное сопротивление» позволила определить конкретные факты из жизни семей, которые студентами наиболее отвергаются, а также самые допустимые факты. Результаты отражены в таблице 2.

 

Таблица 2

Выборы приемлемых и неприемлемых ситуаций семейной жизни

 

В картине представлений о семье у студентов самым неприемлемым является насилие по отношению к ребенку — этот факт выбрали как самый неприемлемый 19 человек. Факт о попытке самоубийства как самый неприемлемый выбрали 11 студентов, факт о применении насилия по отношению к партнеру по браку в качестве самого неприемлемого отметили 9 студенток. Мы видим, что в представлениях о семье студентов наиболее приемлемым фактом является работа на низкооплачиваемой и не престижной должности — данный пункт выбрали 22 человека. Это напрямую связано с тем, что многие студенты подрабатывают в процессе учебы в должностях санитаров в больницах, сторожей и т.д. Вполне приемлемо для 8 студентов ждать ребенка от одного человека, а выйти замуж (жениться) за другого. Также вполне нормальным для 5 студентов является ревновать своего ребенка к партнеру. Качественный анализ результатов исследования показал, что для студентов с низким уровнем нормативного сопротивления семья является одной из главных ценностей. В их представлении в семейной жизни очень важно хранить друг другу верность и не выдавать секретов друг друга. Высокую ценность для них имеют нормы, традиции и семейные правила. 5 из 7 студентов с низким нормативным сопротивлением считают: если чувства друг к другу остынут, их можно вновь вернуть.

При исследовании супружеских стереотипов путем опроса студентов с предложением им выбрать пять наиболее приемлемых были выделены наиболее часто выбираемые и наименее часто выбираемые стереотипы.

 

Таблица 3

Самые предпочтительные и самые непопулярные супружеские стереотипы
у студентов выборки

 

Как видно из представленных данных, по мнению студентов выборки отношения между супругами должны быть в первую очередь дружескими. Это отражает особенность юношеского возраста, в котором дружба является наивысшей ценностью. Партнеры должны знать о желаниях друг друга и стремиться делать все, чтобы эти желания осуществить. Несмотря на высокое желание лучшего именно это может явиться причиной фрустрации у одного из партнеров и развития в будущем семейных нарушений. Согласно позиции многих молодых людей, не стоит распространяться о проблемах в отношениях за пределами семьи. С этим связан факт достаточно малых обращений за помощью к специалисту (семейному психологу, психотерапевту) в российском обществе по поводу различных семейных нарушений. Отмечены патриархальные установки, характерные в основном для юношей.

Достаточная однородность выборки по возрастному и социальному показателю позволила определить единство по семейным стереотипам по формуле, предложенной В.С. Ивашкиным и В.В. Онуфриевой для определения ценностно-смыслового единства (ЦОЕ % = (n-m)/Nх100 %). В нашей выборке единство составило 40,7%, что говорит о средней степени единства в представлениях о семье у студентов выборки.

Анализ рисунков семьи показал, что 49 студентов из 60 выполнили рисунки достаточно эстетично, старательно и аккуратно. Это может говорить о серьезном отношении к участию в исследовании, а также об эмоционально положительном отношении к своей семье. На 44 рисунках из 60 отмечен в целом позитивный эмоциональный фон (изображены отдельные детали — цветы, деревья, солнце; выражения лиц членов семьи — добрые, улыбающиеся). 11 респондентов выполнили рисунки небрежно и схематично, что может свидетельствовать о попытке студентов замаскировать свои истинные чувства под маской небрежности. Подобные рисунки могут отражать эмоциональную закрытость и скованность, а также быть свидетельством психологической защиты. На 18 рисунках изображено солнце. Солнце может означать источник энергии, а также наличие значимого лица. На 11 рисунках солнце расположено с левой стороны. Это может говорить о том, что это значимое лицо принадлежит семье исследуемых. На 6 рисунках солнце изображено справа. Исходя из этого, мы можем предположить наличие значимого лица или источника энергии вне семьи.

На рисунках 22 студентов можно увидеть признаки, свидетельствующие о благоприятной семейной ситуации и гармоничном внутрисемейном общении (хорошо прорисованные кисти рук, расположение членов семьи близко друг к другу, контакт рук). На 12 рисунках можно увидеть признаки трудностей в эмоциональных контактах (непрорисованные кисти рук, расположение членов семьи на дальнем расстоянии, небрежное изображение членов семьи). Многие студенты в качестве членов семьи изобразили домашних животных. 30 респондентов нарисовали свою семью в полном составе. И только на 18 рисунках показан только один из родителей, либо их нет вовсе. Это говорит о том, что в семьях большинства студентов, так или иначе, присутствуют оба родителя.

Опираясь на результаты качественного анализа, можно предполагать, что отношение к семье в целом у большинства студентов позитивное — семья является источником поддержки и энергии. В представлениях студентов вся семья собирается вместе в обед и по праздникам, а когда все в отпуске или на каникулах, организуется совместный выезд на отдых. Об этом говорит большое количество рисунков, где семья изображена в ситуации совместного отдыха или за обеденным столом. Часто в качестве членов семьи присутствуют домашние животные. На большинстве рисунков родители исследуемых находятся вместе, держат друг друга за руки. Это может говорить о хорошем дружеском общении между ними (поддерживают друг друга, помогают) и об относительно равной позиции. Чаще всего женщины изображаются студентами более яркими цветами, зато мужчины — крупнее. То есть представления студентов вполне соответствуют традиционным: муж должен обеспечивать семью и быть опорой, а жена ответственна за эмоциональный фон в семье.

На некоторых рисунках один или оба родителя отсутствуют. Характерной особенностью представлений о семье этих студентов является отсутствие установки на дружеские отношения между партнерами, характерной для студентов из полных семей с присутствием обоих родителей.

В результате качественного анализа были выявлены определенные особенности представлений о семье у студентов, у которых отмечены баллы выше среднего по отдельным показателям перфекционизма.

Для студентов с общим уровнем перфекционизма выше среднего издевательство над ребенком является более неприемлемым (по сравнению с применением насилия по отношению к супругу или же попыткой самоубийства), чем для студентов с уровнем перфекционизма ниже среднего.

Главные ценности в отношениях для студентов с высокими показателями по шкале «Восприятие людей как делегирующих высокие ожидания» — доверие и понимание. Это может являться отражением высокой значимости окружающих людей. Вместе с этим наблюдается выраженная склонность считать, что нужно быть довольным тем, что у тебя есть. Их представления о семье характеризуются патриархальными установками.

Для студентов с высоким показателем по шкале «Завышенные притязания и требования к себе» характерной особенностью является установка на строгое выполнение обязанностей по дому. По сравнению с остальными группами, они в значительно большей степени склонны не принимать измен при лояльном отношении к проявлениям ревности. Причиной этого может служить высокий уровень притязаний. Это характерно также и для студентов с высоким показателем по шкале «Поляризированное мышление». Студенты с высокими показателями по шкале «Поляризированное мышление» склонны считать, что любимый человек должен угадывать все их мысли и желания, не спрашивая. Такое иррациональное убеждение может явиться причиной семейных нарушений.

В представлениях о семье большинства студентов с уровнем перфекционизма выше среднего по шкале «Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных»» супруги должны проводить много времени вместе, должны во всем понимать и поддерживать друг друга. И вместе с этим супружеские отношения в их понимании ограничивают личную свободу. Согласно представлениям данной подгруппы, вся работа по дому должна делиться поровну. В отличие от студентов с диагностированной склонностью воспринимать людей как делегирующих высокие ожидания, представления о семье этой группы студентов характеризуются эгалитарностью установок. Эта же особенность характерна и для студентов с высокими баллами по шкале «Селектирование информации о собственных неудачах и ошибках». Согласно их представлениям, если чувства к партнеру остынут, их можно вновь вернуть.

Выводы:

1.

Перфекционизм является одним из личностных факторов формирования представлений о семье у современных молодых людей.

2.

Высокие показатели по шкале «Восприятие людей как делегирующих высокие ожидания» сопряжены с пониманием окружающих людей и доверием к ним. Вместе с этим наблюдается выраженная склонность считать, что нужно быть довольным тем, что у тебя есть. Представления о семье характеризуются патриархальными установками.

3.

У студентов с высокими показателями по шкале «Завышенные притязания и требования к себе» характерной особенностью является установка на строгое выполнение обязанностей по дому, склонность не принимать измен при лояльном отношении к проявлениям ревности.

4.

Для студентов с высокими показателями по шкале «Поляризированное мышление» характерно иррациональное убеждение, что любимый человек должен угадывать все их мысли и желания, не спрашивая.

5.

У студентов с показателями выше среднего по шкале «Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных»» выявлены ориентация на взаимопонимание, поддержку супругами друг друга и уверенность, что супруги должны проводить много времени вместе.

6.

Эгалитарные установки характерны для студентов с показателями выше среднего по шкале «Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных»» и с высокими баллами по шкале «Селектирование информации о собственных неудачах и ошибках».

 

Литература

1.   Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

2.   Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. – 2001. – № 4. – C. 18–48.

3.   Гурова О.С., Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Семейные перспективы современных студентов // Известия Алтайского государственного университета. – 2010. – № 1,2. – С. 54–56.

4.   Дубовова О.А. Особенности гендерных стереотипов студенческой молодежи в семейно-брачной сфере // Вестник Башкирского университета. – 2010. – Т. 15, № 2. – С. 439–443.

5.   Кашина О.П. Проблема перфекционизма и нарциссизма в современном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. Серия социальные науки. – 2010. – № 2(18). – С. 41–46.

6.   Лагонда Г. Брачные экспектации как психологическая основа супружеских отношений // Психология развития. – 2010. – № 3. – С. 84–98.

7.   Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, Я.Г. Евдокимова [и др.] // Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – C. 16–27.

8.   Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2007. – 23 с.

9.   Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.

10.   Явон С.В. Гендерное пространство семейной сферы современной молодежи. Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2010. – № 3. – С. 75–80.

11.   Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С. 157–167.

12.   An Etiological Model of Perfectionism / G.K. Maloney, S.J. Egan, R.T. Kane [et al.] // PLOS ONE. – 2014. – May. – Vol. 9, № 5. – e94757 [Electronic resource]. – URL: www.plosone.org

13.   Bennetts L. Feminine mistake: Are We Giving up Too Much? – NY: Hyperion, 2007. – 387 p.

14.   Chang Е., Watkins A.F., Banks K.H. How adaptive and maladaptive perfectionism relate to positive and negative psychological functioning: Testing a stress-mediation model in black and white female college students // Journal of Counseling Psychology. – 2004. – Vol. 51. – P. 93–102.

15.   Greblo Z., Bratko D. Parents’ perfectionism and its relation to child rearing behaviors // Scandinavian Journal of Psychology. – 2014. – Vol. 55. – P. 180–185.

16.   Kobori O. A cognitive model of perfectionism: the relationship of perfectionism personality to psychological adaptation and maladaptation: Ph. D. Thesis. – Tokyo: University of Tokyo. – 2005. – 279 p.

17.   Lee D. Maladaptive cognitive schemas as mediators between perfectionism and psychological distress: Ph. D. Thesis. – Florida: The Florida St. Univ. – 2007. – 301 p.

18.   New evidence for the social embeddedness of infants’ early triangular capacities / J. McHale, E. Fivaz-Depeursinge, S. Dickstein [et al.] // Family Process. – 2008. – Vol. 47, № 4. – P. 445–463.

19.   O'Connor R.C. The relations between perfectionism and suicidality: a systematic review // Suicide Life Threat Behav. – 2007. – Vol. 37, № 6. – P. 698–714.

20.   The interpersonal expression of perfection. Perfectionistic self-presentation and psychological distress / P.L. Hewitt, G.L. Flett, S.B. Sherry [et al.] // J. Pers. and Soc. Psychol. – 2003, Jun. – Vol. 84, № 6. – P. 1303–1325.

21.   The relationships between perfectionism, pathological worry and generalised anxiety disorder / A.K. Handley, S.J. Egan, R.T. Kane [et al.] // BMC Psychiatry. – 2014. – Vol. 14. – P. 98 [Electronic resource]. – URL: http://www.biomedcentral.com/1471-244X/14/98

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.923.2-052.3

Якимова Л.С., Кравцова Н.А. Представления о семье у студентов с разным уровнем перфекционизма // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – N 3(32). – C. 10 [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

 

Representation on family in students with different levels of perfectionism

Yakimova L.S., Kravtsova N.A. (Vladivostok, Russian Federation)

 

 

Kravtsova Natalya Aleksandrovna

Kravtsova Natalya Aleksandrovna

–  Doctor of Psychological Sciences, Head of Department of Clinical Psychology; State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education “Pacific State Medical University” Ministry of Health of the Russian Federation, Ostryakov ave 2, Vladivostok, 690002, Primorskiy Krai, Russian Federation. Phone: 8(423) 242-97–78.

E-mail: kranatali@yandex.ru

Yakimova Lyubov' Sergeevna

Yakimova Lyubov' Sergeevna

–  Assistent Department of Clinical Psychology; State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education “Pacific State Medical University” Ministry of Health of the Russian Federation, Ostryakov ave 2, Vladivostok, 690002, Primorskiy Krai, Russian Federation. Phone: 8(423) 242-97–78.

E-mail: air_fantazy@mail.ru

 

Abstract. The article presents the results of empirical study performed to define the representation of family in students with different levels of perfectionism. The research included 60 students of the Medical University (38 girls and 22 boys) aged from 17 to 22. Research techniques: N.G. Garanyan and A.B. Kholmogorova Perfectionism questionnaire, E.G. Eidemiller Normative Resistance technique, Family Picture projective technique, a study of marital stereotypes through interview with the possibility to choose the most appropriate stereotypes from the proposed list. Analysis of the results of perfectionism study has shown the prevalence of high indices according to the "the perception of people as delegating high expectations" scale. Analysis of gender differences has shown that girls have a significantly higher level of general perfectionism (P<0.05) and higher indices according to the "perception of people as delegating high expectations" scale and the "high standards of performance with orientation to the most successful people" scale (P<0.05). The high level of normative resistance of the family representation in the general sample (1.06) has been identified. Normative contrast in the sample has been M=1.74, no significant gender differences have been revealed. Students of the sample are characterized by expressed sensitivity and sharp responses to difficult situations that may cause their intolerance to various situations in family life. The most popular as well as the least popular family stereotypes have been defined. Students with high levels of perfectionism according to the "the perception of people as delegating high expectations" scale strongly believe that people should be satisfied with what they have. Their family representations are characterized by patriarchal attitudes. The students with high indices according to the "inflated claims and demands to oneself" scale have shown the attitude on strict fulfillment of home duties. High indices according to the "polarized thinking" scale are associated with irrational belief that a loved one should guess all their thoughts and wishes without asking. The students with "high standards of performance with the orientation to the most successful people" have shown egalitarian attitudes of family representation, focus on understanding and supporting each other and belief that the spouses should spend a lot of time together.

Key words: students; perfectionism; stereotypes.

 

Received:
April 25, 2015

Accepted:
May 12, 2015

Publisher:
May 25, 2015

  For citation  

 

 

Recent decades have witnessed qualitative changes in the society structure. They resulted in substantial changes of social values, ideals and way of life of young people, which, in their turn, could not but affect the representations of family. This issue has been studied in many researches [3; 4; 9; 18].

The representations of family in young people largely determine the choice of a future spouse. They occur as fragmentary copies of the image of ideal family existing in society and are refracted by the psychological uniqueness of a person [8; 9].

The representations of family affect both the fact of creating a family and development of interactions between spouses [1; 9]. A modern young family is characterized by the mismatch of representations about family roles [3; 4]. Differences in the spouses’ representations of family roles and values appear to cause a lot of marital conflicts [1; 9]. G. Lagonda (2010) determines marital expectations as a specification of marital needs, which affects in determinative way the formation of matrimonial relations [6]. At the same time, we can say that expectations themselves are directly related to the past family experience of a person and the content of representations of relations between spouses.

Nowadays we see a lot of young people with high levels of perfectionism. According to classic definitions, this concept included one parameter — a person’s tendency to set excessively high standards and, as a result, impossibility to be satisfied with the results of his or her performance [5; 11].

The research of V.А. Yasnaya and S.N. Epifantsev (2007) has shown that neurotic ways of realizing needs in love, approval, support, domination, public admiration and recognition are typical for perfectionists [8]. Perfectionists’ interpersonal relations are characterized by possible conflicts and breakups because of excessively high demands and expectations from people around them. These relations can be competitive because perfectionists compare themselves with other people and lack intimate and trust-based relations, besides, they are jealous and envious to other people [8; 14; 15; 16]. Perfectionism is manifested in proneness to set unrealistically high standards and strive for them ignoring the reality, which can provoke suicidal behavior [17; 19]. Since perfectionism is one of personality characteristics, its structure and level are related to the system of personal representations and I-image [20]. The sphere of family relations is one of the basic systems of a person. So we can suggest that there is connection between perfectionism and representations of family.

A great number of researches devoted to representations of family have been undertaken by now. The analyzed researches of perfectionism generally aim at studying its connection with performance quality and its influence on mental disorders and development of negative personality traits [14; 17; 19; 20; 21]. The influence of perfectionism on interpersonal relationships is mentioned only in a few researches [2; 7; 15]. A number of studies are devoted to the specific features of interfamilial relations associated with personal peculiarities of spouses and their systems of representations [6; 10; 13]. Studies of the connection between family representations and perfectionism level are not presented in scientific works, which proves relevance of this issue.

Empirical study has been undertaken to define the representations of family in students with different levels of perfectionism.

Sample and research methods

The research has been performed from December 18, 2012 to March 22, 2013 at the premises of Pacific State Medical University (PSMU). The sample included 60 students of PSMU aged from 17 to 22; 38 girls and 22 boys specializing in Medical Care (n = 31), Pediatrics (n = 15) and Clinical Psychology (n = 14).

Research methods. N.G. Garanyan and A.B. Kholmogorova Perfectionism questionnaire [2], E.G. Eidemiller Normative Resistance technique [9], Family Picture projective technique and a study of marital stereotypes through interview of students and the request to choose three most appropriate stereotypes from the proposed list have been used to evaluate the level of perfectionism.

Analysis and discussion

The perfectionism indices have been analyzed to define average indices according to the scales and a mean square deviation in general sample and in male and female subgroups. Analysis of perfectionism indices structure has shown the prevalence of the highest average indices according to three scales: "the perception of people as delegating high expectations" (M = 11.72), "inflated claims and demands to oneself" (M = 11.18) and "high standards of performance with orientation to the most successful people" (M = 10.66). The comparison of these indices with the results of healthy subjects of T.Yu. Yudeeva’s study (2007) allows to see that the above mentioned indices slightly exceed the indices of this study: "the perception of people as delegating high expectations" (M = 11.0), "inflated claims and demands to oneself" (M = 10.7) and "high standards of performance with orientation to the most successful people" (M = 9.1) [8]. The indices according to the "selecting information about personal mistakes and failures" scale are the lowest (M = 5.22). Gender differences analysis has shown that girls have a higher level of general perfectionism (P < 0.05). Significant gender differences have been revealed according to the "perception of people as delegating high expectations" scale: girls — M = 13.24, boys — M = 9.09 (P < 0.01). Therefore we may state that it is more typical for girls to consider other people as imposing inflated requirements to them. Girls also have higher indices (M = 11.26) according to the "high standards of performance with orientation to the most successful people" scale than boys (M = 9.36, P < 0.05).

 

 

Fig. 1. Perfectionism structure in PSMU students

 

Table 1

Perfectionism structure in PSMU students

Note: ** — P < 0.01, * — P < 0.05

 

The research has revealed normative resistance (12 variants and more have been selected as the most shameful) in 53 students out of 60 (88.3%). The lack of normative resistance has been revealed in 6 girls and only 1 boy. Normative contrast (ratio of shameful situations to non-shameful is 0.8 or more) in the sample is: M = 1.74, (SD = 0.821). Normative contrast in the female group with normative resistance is M = 1.67 (SD = 0.792), normative contrast in the male group with normative resistance is 1.91 (SD = 0.813). Accordingly, we may conclude that 88.3% of students in the sample are characterized by expressed sensitivity and sharp responses to difficult life situations. This may cause intolerance to various situations of family life and become one of the reasons of problems in future family life.

Normative Resistance technique enabled us to determine the most rejected and the most tolerable facts of family life among the students. The results are shown in Table 2.

 

Table 2

The choices of acceptable and unacceptable situations in family life

 

Students consider child abuse to be the most unacceptable fact in family life (19 persons have chosen this fact as the most unacceptable). A suicide attempt has been chosen as the most unacceptable fact by 11 students; domestic violence has been mentioned by 9 female students. As we see, low-paid and low-statute job is considered the most acceptable fact in family life (it has been chosen by 22 persons). This is directly associated with the fact that many students work as watchmen and hospital attendants during their studies. Expecting a baby from one person and getting married to another one is quite acceptable for 8 students. Being jealous of a child’s partner is considered normal by 5 students. Qualitative analysis of the results has shown that family is one of the core values among students with low level of normative resistance. They consider it very important in family life to stay faithful to the spouse and to keep each other’s secrets. Norms, traditions and family rules are of great value for them. 5 out of 7 students with low level of normative resistance believe that if feelings cool down, they can be revived.

The study of marital stereotypes by means of interviews of students with the request to choose five most appropriate stereotypes allowed to allocate the most and the least popular ones.

 

Table 3

The most and the least popular marital stereotypes among students from the sample

 

As we can see, interviewed students think that relations between spouses should be friendly first of all. This reflects pecularity of juvenile age when friendship is the most valuable thing. Partners should be aware of each other’s wishes and do their best to realize all of them. Nevertheless, the desire to get the best can cause frustration in one of the partners and family impairments in future. Many young people think that they should not speak about problems in their relations outside the family. Therefore the Russians seldom visit specialists (family psychologist, psychotherapist) in order to cope with various family impairments. Patriarchal attitudes are more typical for boys.

Age and social homogeneity of the sample allowed to find out the unity in family stereotypes according to the formula proposed by V.S. Ivashkin and V.V. Onufrieva for defining axiological-unity (AU % = (n-m)/Nx100 %). The unity in our sample is 40.7%, which means an average degree of unity in the representations of family among the interviewed students.

The analysis of family pictures has shown that 49 works out of 60 are pained in aesthetically beautiful, diligent, neat manner. This possibly shows that the students are serious about their participation in the research and have an emotionally positive attitude toward their family. Positive emotional background has been revealed in 44 pictures out of 60 (such details as flowers, trees and sun are depicted; family members have smiling faces and look happy). 11 respondents performed the pictures carelessly and schematically, which possibly shows the students’ attempt to conceal their true feelings under the mask of carelessness. Such pictures possibly reflect emotional closedness, restraint and psychological defenses. The sun is depicted in 18 pictures. It may mean an energy source or a significant person. The sun is located on the left side in 11 pictures. It possibly shows that the significant person belongs to interviewee’s family. The sun is depicted on the right side in 6 pictures. This enables us to assume that a significant person or an energy source is outside the family.

The signs of favorable family situations and harmonious interfamilial relations (thoroughly drawn hands, short distance between family members, hand contact) can be seen in 22 pictures. The signs of difficulties in emotional contacts (hands drawn in a simplified form, long distance between family members, roughly drawn family members) are revealed in 12 pictures. Many students have depicted pets as family members. Full family is depicted by 30 respondents. Only 18 pictures represent either one parent or no parents at all. It means that the majority of students have both parents.

The qualitative analysis of results allows us to suggest that majority of students have positive attitude towards family — a family is a source of support and energy. According to the students’ representations, all family members gather for a lunch or festal dinner and spend their holidays or vacations together. This suggestion is affirmed by a large number of pictures where family members are depicted at the table or at their leisure time. Pets are often depicted as family members. The majority of pictures show the interviewees’ parents standing together; holding hands. It possibly means that they have good friendly relations (they support and help each other) and are both in relatively equal positions. Women are frequently depicted brighter than men, while men are drawn larger. Thus, the students’ representations quite comply with traditional views: a husband should supply and support family, while a wife is responsible for emotional background in the family.

Some pictures contain only one parent or no parents at all. Family representations of these students are characterized by lack of belief in friendly relations between partners, which is typical for students from full families who have depicted both parents.

Qualitative analysis has revealed some peculiarities of family representations in students, whose results according to some indices of perfectionism are above the average.

Students with general perfectionism level above the average take child abuse more inappropriate (in comparison with family violence and suicide) than students with perfectionism level below the average.

Trust and understanding are the main values in relations for students with high indices according to the "Perception of people as delegating high expectations" scale. This can be determined by high importance of surrounding people and a strong belief that people should be satisfied with what they have. Family representations of such students are characterized by patriarchal attitudes.

Students with high indices according to the "Inflated claims and demands to oneself" scale are characterized by the focus on strict fulfillment of home duties. In comparison with other groups, these students are much more likely to repulse adultery despite being loyal to jealousy manifestations. It can be caused by high level of aspirations. This is also typical for students with a high index according to the "polarized thinking" scale. Students with high indices on the "Polarized thinking" scale are likely to think that a loved one should guess all their thoughts and desires without asking. Such irrational belief can cause family impairments.

Students with perfectionism level above the average according to the "High standards of performance with orientation to the most successful people" scale suppose that spouses should understand and support each other in everything and spend a lot of time together. However they think that family relations limit personal freedom. According to the representations of this subgroup, all housework should be divided equally. Unlike students with diagnosed proneness to perceive people as delegating high expectations, family representations of these students are characterized by egalitarian attitudes. This feature is also specific to students with high indices according to the "Selecting information about personal mistakes and failures" scale. They believe that if feelings cool down, they can be revived.

Summary:

1.

Perfectionism is one of the personality factors that contribute to the formation of family representations in young people.

2.

High indices according to the "Perception of people as delegating high expectations" scale are connected to understanding of surrounding people and trust in them. Besides, there is a strong belief that people should be satisfied with what they have. Family representations are characterized by patriarchal attitudes.

3.

Students with high indices according to the "Inflated claims and demands to oneself" scale are characterized by strict fulfillment of home duties and proneness to repulse adultery despite being loyal to jealousy manifestations.

4.

Students with high indices according to the "Polarized thinking" scale are characterized by irrational belief that a loved one should guess all their thoughts and desires without asking.

5.

Students with perfectionism level above the average according to the "High standards of performance with the orientation to the most successful people" scale suppose that spouses should understand and support each other and spend a lot of time together.

6.

Students with indices above the average according to the "High standards of performance with the orientation to the most successful people" scale and students with high indices according to the "Selecting information about personal mistakes and failures" scale are characterized by egalitarian attitudes.

 

References

1.   Andreeva T.V. Semeinaya psikhologiya [Family psychology]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2004. 244 p.

2.   Garanyan N.G., Kholmogorova A.B., Yudeeva T.Yu. Perfectionism, Depression and anxiety. Moskovskii psikhoterapevticheskii zhurnal, 2001, no. 4, pp. 18–48 [in Russian].

3.   Gurova O.S., Ippolitova E.A., Ral'nikova I.A. Family perspectives of modern students. Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010, no. 1, 2, pp. 54–56 [in Russian].

4.   Dubovova O.A. Specifics of gender stereotypes among students in marital sphere. Vestnik Bashkirskogo universiteta, 2010, vol. 15, no. 2, pp. 439–443 [in Russian].

5.   Kashina O.P. Perfectionism and Narcissism problems in modern society. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. Lobachevskogo, 2010, no. 2(18), pp. 41–46 [in Russian].

6.   Lagonda G. Marriage expectations as psychological base for marital relations. Psikhologiya razvitiya, 2010, no. 3, pp. 84–98 [in Russian].

7.   Kholmogorova A.B., Garanyan N.G., Evdokimova Ya.G., Moskova M.V. Psychological factors of emotional deadaptation among students. Voprosy psikhologii, 2009, no. 3, pp. 16–27 [in Russian].

8.   Yudeeva T.Yu. Perfektsionizm kak lichnostnyi faktor depressivnykh i trevozhnykh rasstroistv. Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Perfectionism as personal factor of depressive and anxious disorders.  Cand. psychol. sci. diss.]. Moscow, 2007. 23 p.

9.   Eidemiller E.G., Yustitskis V. Psikhologiya i psikhoterapiya sem'i. 4-e izd. [Phychology and family phychotherapy. 4th ed.]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 672 p.

10.   Yavon S.V. Gender space of family among young people. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, 2010, no. 3, pp. 75–80 [in Russian].

11.   Yasnaya V.A., Enikolopov S.N. Perfectionism: reseach history and update status of the problem. Voprosy psikhologii, 2007, no. 4, pp. 157–167 [in Russian].

12.   Maloney G.K., Egan S.J., Kane R.T., Rees C.S. An Etiological Model of Perfectionism. PLOS ONE, 2014, May, vol. 9, no. 5, e94757. Available at: www.plosone.org

13.   Bennetts L. Feminine mistake: Are We Giving up Too Much? NY, Hyperion, 2007. 387 p.

14.   Chang E., Watkins A.F., Banks K.H. How adaptive and maladaptive perfectionism relate to positive and negative psychological functioning: Testing a stress-mediation model in black and white female college students. Journal of Counseling Psychology, 2004, vol. 51, pp. 93–102.

15.   Greblo Z., Bratko D. Parents’ perfectionism and its relation to child rearing behaviors. Scandinavian Journal of Psychology, 2014, vol. 55, pp. 180–185.

16.   Kobori O. A cognitive model of perfectionism: the relationship of perfectionism personality to psychological adaptation and maladaptation. Ph. D. Thesis. Tokyo, University of Tokyo, 2005. 279 p.

17.   Lee D. Maladaptive cognitive schemas as mediators between perfectionism and psychological distress. Ph. D. Thesis. Florida, The Florida St. Univ., 2007. 301 p.

18.   McHale J., Fivaz-Depeursinge E., Dickstein S., Robertson J., Daley M. New evidence for the social embeddedness of infants’ early triangular capacities. Family Process, 2008, no. 47, pp. 445–463.

19.   O'Connor R.C. The relations between perfectionism and suicidality: a systematic  review. Suicide Life Threat Behav., 2007, vol. 37, no. 6, pp. 698–714.

20.   Hewitt P.L., Flett G.L., Sherry S.B., Habke M., Parkin M., Lam R.W., McMurtry B., Ediger E., Fairlie P., Stein M.B. The interpersonal expression of perfection: perfectionistic self-presentation and psychological distress. J. Pers. Soc. Psychol., 2003, Jun, vol. 84, no. 6, pp. 1303–1325.

21.   Handley A.K., Egan S.J., Kane R.T., Rees C.S. The relationships between perfectionism, pathological worry and generalised anxiety disorder. BMC Psychiatry, 2014, vol. 14, pp. 98. Available at: http://www.biomedcentral.com/1471-244X/14/98

 

For citation

Yakimova L.S., Kravtsova N.A. Representation on family in students with different levels of perfectionism. Med. psihol. Ross., 2015, no. 3(32), p. 10 [in Russian, in English]. Available at: http://mprj.ru

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ