Гурвич И.Н.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Тест Кеттелла и его новая интерпретация с позиции клинической психологии

Табидзе А.А. (Москва, Российская Федерация)

 

 

Табидзе Александр Александрович

Табидзе Александр Александрович

–  педагог-психолог, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, директор Научного Центра «Психотерапевтическая педагогика» Минобрнауки РФ (Московское отделение); Звёздный бульвар, дом 5, офис 145, Москва, 129085, Российская Федерация. Тел.: 8(495) 763-62-30;

–  действительный член ОППЛ (соруководитель модальности), действительный член Московского объединения психотерапевтов и психологов, действительный член Ассоциации междисциплинарной медицины.

E-mail: tabidze@pochta.ru

 

Аннотация. Показано, что положения 3-х биполярных факторов в интерпретации результатов стандартизированного 16-факторного теста Кеттелла не соответствуют требованиям клинической психологии. Представлен скорректированный авторский вариант интерпретации данного теста. Такая коррекция (модификация интерпретации) позволяет выйти на новые обобщения психологической и клинической диагностики. В частности, она дает возможность наглядно представлять наличие или отсутствие психологической предрасположенности клиента к возникновению у него психогенных заболеваний, а также дифференцировать эту предрасположенность к психосоматическому или к психоневрологическому типу. Кроме того, такой подход обнаруживает противостояние задач практической и клинической психологии.

Ключевые слова: тест Кеттелла; психодиагностика; психосоматические и невротические расстройства.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Постановка задачи

Психотерапевты и врачи-неврологи давно обратили внимание на важность учёта психологического содержания личности, на этиологию психогенных заболеваний. Так, академик Вейн А.М. в своих лекциях (1994 г.) и работах неоднократно подчёркивал, что синдром вегетативной дистонии чаще всего обусловлен личностно-характерологическими особенностями пациента [2; 3]. Здесь же он неоднократно указывал на важное положение о сопряжённости личностных эмоциональных качеств и вегетативно-эндокринных реакций.

По публикациям многих медицинских источников делается вывод о том, что психогенные заболевания (психосоматические, психоневрологические, психоиммунные и др.), обусловленные психологическими причинами, вышли в наше время на первое место. В связи с этим возникает острая необходимость в использовании удобных и практичных методик определения личностных психологических качеств пациентов и оценки возможных корреляций этих качеств с конкретными психогенными заболеваниями.

Требования, которые может предъявить врач-диагност к выбору метода психодиагностики, следующие:

1.

Практичность — оптимальное время выполнения не превышает 20—25 мин.

2.

Наглядность — ясность представления (люди верят «картинкам»).

3.

Целостность — многогранная полнота представления психологического портрета.

4.

Доказательность — чувствительность психокоррекции или лечения к изменению наблюдаемого фактора.

Врачи, применяющие в своей практике психологическую диагностику личностных качеств, выбирают различные методы в зависимости от своего опыта и предпочтений. Наиболее распространённые — это методы MMPI, СМИЛ, Люшера, Сонди, Занга, Вейна, Спилбергера — Ханина, Гамильтона, Кеттелла и мн.др. [1; 4; 6; 11]. Все эти методы лишь частично удовлетворяют предъявленным требованиям. Кроме того, сопоставление результатов и совместный анализ различных работ с разнообразными методами диагностики, как правило, не дают возможности прийти к общим выводам.

В литературе имеются неоднократные попытки использовать психодиагностические методы для анализа патогенеза заболеваний ([5; 7; 12; 13; 14]), но эти методы по различным причинам не получили широкого и стандартного применения.

Поэтому поставлена задача найти и разработать такой психодиагностический метод, который наиболее полно раскрыл бы многогранный психологический профиль личности человека.

Цель исследования — cоздание единого (или наиболее универсального) психодиагностического метода, отвечающего предъявленным требованиям.

Результаты

По нашему опыту, из перечисленных выше методов наиболее близким к поставленным требованиям является стандартизированный тестовый метод Кэттелла (187 вопросов), дающий 16 психологических характеристик (факторов, [8; 10]). Этот метод нами был уточнён и модифицирован [9; 15; 16]. Из одних и тех же численных результатов опросника может быть получен как стандартизированный, так и модифицированный психологический профиль личности клиента (рис. 1 и рис. 2). Проведём сопоставление этих двух рисунков.

 

Рис. 1. Личностный профиль Н. (31 г.),
тест Кеттелла в стандартизированном виде.
Ο — неточность в выборе знака факторов: подозрительность, тревожность, напряжённость.

Рис. 2. Личностный профиль Н.(31 г.),
тест Кеттелла,
(интерпретация результатов проф. Табидзе А.А.)

 

Основной недостаток стандартизированного варианта состоит в том, что фактор тревожность (О) здесь принимается за положительное качество и занимает положение в группе положительных факторов (в правом секторе рис. 1, положительный полюс). С позиций клинической психологии фактор тревожность (О), особенно высокая тревожность, имеет сугубо отрицательное воздействие на здоровье человека и не может быть причислен к положительным факторам. Это очевидное положение. Поэтому, с позиций клинической психологии, его место должно быть в левом секторе, в группе отрицательных факторов. Также высокая подозрительность (фактор L) и высокое психическое напряжение (фактор Q4 ) часто являются причиной возникновения психогенных заболеваний и поэтому не могут быть причислены к положительным факторам. Для целей клинической психологии эти три фактора должны приниматься отрицательными и, следовательно, должны находиться в левом столбце, в группе отрицательных факторов. Что и было сделано в скорректированном варианте — рис. 2. Остальные 13 факторов остаются неизменными.

Следует подчеркнуть, что в стандартизированном тесте Кеттелла нет ошибок. При выборе варианта теста необходимо учитывать, что эмоциональные состояния имеют двойную детерминанту, двойную обусловленность — стационарную (потребностную) и ситуационную (мобилизационную). В психологии успеха (практической психологии) необходима мобилизация, поэтому такие качества, как подозрительность (L), тревожность (O), напряжённость (Q4) являются здесь положительными (стандартизированный тест). Для психологии здоровья (клинической психологии) требуется другая детерминанта — потребностная, и положительными качествами здесь уже становятся доверчивость (L), спокойствие (O), расслабленность (Q4) (наш модифицированный тест). Здесь мы обнаруживаем противостояние интересов практической психологии, нацеленной на успех в социуме, и клинической психологии, стремящейся к телесному и душевному здоровью. Требования активизировать для достижения цели такие психологические качества, как тревожность, подозрительность и недоверчивость, могут привести в наше непростое время к потере телесных и психических функций.

Кроме замены знака 3-х факторов нами было проведено упорядочение 16 факторов по 4-м группам — эмоциональной, коммуникативной, волевой и интеллектуальной. Такие рекомендации по группировке конкретных факторов известны давно [8; 10], но до сих пор эта рекомендация не была доведена до наглядного представления.

Третье новшество, которое было введено, — это установка оси, разделяющей биполярные факторы по смыслу — на положительные (белые) и отрицательные (чёрные). Поэтому численные значения факторов от 0 до 10 стандартизированного теста в модифицированном тесте принимают значения от −5 до +5.

Таким образом, новый вариант интерпретации (рис. 2) в отличие от первоисточника сейчас обладает простотой использования и наглядностью представления, что важно для врача-клинициста.

Психометрические характеристики теста (валидность, надежность и др.) остаются теми же, так как сам тест остается неизменным, а только уточняется интерпретация его численных результатов. Пользователь имеет результаты теста как в стандартизированном виде, так и в новой интерпретации.

После заполнения в течение 15—20 минут пациентом опросника мы получаем в результате компьютерной обработки диаграмму из 4-х полярных характеристик человека: характеристики эмоциональной, волевой, коммуникативной и интеллектуальной группы.

В основе анализа результатов диагностики лежат следующие известные из психодиагностической литературы положения:

1.

Психологический профиль личности по Кэттеллу, при отсутствии психокоррекции, является достаточно устойчивой системой психологических качеств.

2.

Психологические качества профиля сопряжены с психосоматическими и психоневрологическими расстройствами через эмоциональную группу 4-х конкретных негативных факторов: С — эмоциональная неустойчивость, L — подозрительность, O — тревожность, Q4 — напряжённость [Там же].

Поэтому для оценки предрасположенности к психогенным заболеваниям в первом приближении достаточно рассмотреть только эмоциональную часть диаграммы; волевая, коммуникативная и интеллектуальная группы вносят дополнительный, вспомогательный вклад.

Этот профиль получен для 31-летней женщины, обратившейся с запросом о неудачах в построении семьи. На рис. 1 сразу бросается в глаза, что вся группа эмоциональных качеств оказалась негативной (чёрной), с высокими отрицательными значениями: эмоциональная неустойчивость С = −3, подозрительность L = −4; а тревожность (О = −5) и внутреннее напряжение (Q4 = −5) приняли предельно отрицательные значения.

Низкие значения самоконтроля (Q3 = −4) только усугубляют этот неуживчивый характер, а высокие значения властности (Е = +5) из волевой группы говорят о её ригидности, настойчивости и активной позиции в защите своих негативных эмоциональных проявлений.

Одновременно с этим невротические проявления характера (высокая эмоциональная неустойчивость и подозрительность) способствуют переносу её внутреннего напряжения и тревоги во внешний мир. Становится ясным, что редко какой мужчина будет способен долго находиться в атмосфере, создаваемой женщиной с набором таких негативных качеств.

При знакомстве с этой диаграммой клиентка, хотя и имела психолого-педагогическое образование, заявила, что впервые увидела, кто она на самом деле, и сама же ответила на свой запрос о неудачах в личной жизни.

С другой стороны, её сильные интеллектуальные качества (все интеллектуальные факторы В, М, N, Q1 — положительные, белые) в сочетании со смелостью (Н = +3), ответственностью (G = +1) и опять же властностью (Е = +5) позволяют ей быть успешной в деловой среде.

Что можно из этой диаграммы сказать относительно наличия у клиентки психогенных заболеваний: негативные эмоциональные качества её профиля свидетельствуют о явной предрасположенности к психоневрологическим и психосоматическим заболеваниям.

Обсудим более детально влияние отдельных эмоциональных факторов на возникновение психогенных заболеваний. Такие отрицательные качества, как эмоциональная неустойчивость (−С) и подозрительность (−L), с высокой степенью вероятности свидетельствуют о невротических чертах характера, что может быть причиной развития со временем различных невротических расстройств. Другие два фактора (−О) и (−Q4) больше связаны с возникновением психосоматических реакций. Так, при высоких значениях внутренней напряжённости (−Q4), переходящей в телесные проявления, могут возникать болезни, связанные со спастическими процессами (спастические головные и сердечные боли, повышенное артериальное давление, дискинезия желчевыводящих путей, спастический колит, бронхиальная астма, нарушения моторики желудка и др.).

С другой стороны, устойчивые значения тревожности (О) обычно приводят к постоянной выработке гормонов стресса, и, как следствие, к истощению гормональной системы и возникновению эндокринных заболеваний — диабета, гипертиреоза и др.

При получении такой картины из 4-х одновременно негативных эмоциональных качеств (−С, −L, −О, −Q4) врач-диагност должен понимать, что перед ним — профиль психологически незрелого человека; и именно эта психологическая незрелость является главной причиной невротических и психосоматических реакций пациента, которые приводят к напряжённым отношениям в социуме и трансформируются со временем в психогенные заболевания.

Предлагается ввести понятие степени психологической (эмоциональной) зрелости человека как сумму эмоциональных факторов EQ = C+L+O+Q4. Тогда степень эмоциональной зрелости в первом приближении будет определяться знаком и величиной EQ. Если знак EQ отрицательный, то наиболее вероятно, что перед нами эмоционально незрелая личность. В нашем случае EQ = −17.

В качестве второго примера приводятся результаты психодиагностики и психокоррекции для клиентов Московской службы психологической помощи населению (диагностика «до и после», [16]).

В исследовании принимал участие 31 человек, из них 26 — с явными невротическими симптомами (−C, −L, −O, −Q4) и 5 человек — с менее выраженными невротическими симптомами (+C, −L, −O, −Q4).

Все клиенты и клиентки пришли с жалобами на плохой сон, конфликтные отношения с близкими, повышенную тревожность, болевые ощущения в различных частях тела.

В качестве психокоррекции применялись аутогенные тренировки и музыкотерапевтические программы, психофармакология не применялась.

В среднем, каждый клиент прослушал около 10 часовых сеансов, по два в неделю. Первый контрольный этап психокоррекции был завершен через 40—45 дней. После чего опять проводилась психодиагностика. В качестве примера на рис. 3 и рис. 4 для Светланы Т., 35 лет, представлена психодиагностика до сеансов и после них. Видны изменения в сторону улучшения для каждого фактора.

 

Рис. 3. Светлана Т., 35 лет.
До сеансов.

Рис. 4. Светлана Т., 35 лет.
Через 40 дней, после 10 сеансов.

 

В подавляющем числе случаев (27 из 31) наблюдалось улучшение психологических качеств у всех клиентов по всем факторам.

В таблице 1 приведена статистика всех этих случаев. Клиенты субъективно отмечали улучшение самочувствия, сна, улучшение отношений в семье, исчезновение болезненных симптомов.

Эта таблица является объективным показателем результативности психокоррекции с помощью аудио-аутотренингов и музыкотерапевтических программ и действительным показателем улучшения здоровья.

Многие клиенты осознали эффективность психологических методов восстановления здоровья и для поддержки достигнутого успеха стали систематически продолжать прослушивать психотерапевтические и музыкотерапевтические сеансы у себя дома.

 

Таблица 1

Численные значения позитивных изменений психологических (эмоциональных) факторов в результате психокоррекции

Примечание: ΔФ = Ф«после» − Ф«до».

 

Важно отметить, что улучшение психологических качеств наблюдается по всем факторам. Является очевидным — когда улучшаются эмоциональные качества, тогда уходят симптомы заболеваний, и начинают улучшаться и остальные психологические качества — интеллектуальные, коммуникативные и волевые. Естественно, только систематическая психогигиена будет поддерживать эти результаты.

Использование психодиагностики в практике врача нам представляется обязательным. Когда пациент убеждается в своих объективно отрицательных психологических качествах, тогда он видит действительные причины своей болезни, начинает осознавать ответственность за своё здоровье; следовательно, он уже не будет перекладывать эту ответственность на врача, и у него появится реальная мотивация к работе над собой.

Предложение

Данная психодиагностика имеет Свидетельство государственной регистрации [9]. Считаем, что она может быть предложена в массовом порядке в качестве стандартной психодиагностической врачебной практики для оценки преморбидных личностных характеристик и уточнения психологических причин возникновения психосоматических и психоневрологических заболеваний.

 

Литература

1.   Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. – М.: Изд-во «Березин Феликс Борисович», 2011. – 320 с.

2.   Вегетативные расстройства: Клиника, диагностика, лечение / под ред. А.М. Вейна. – ООО «Медицинское информационное агентство», 2003. – 752 с.

3.   Вейн А.М. Семь лекций на Россолимо. – М.: АММ-пресс, 2014. – 184 с.

4.   Двинин А.П, Романченко И.А. Психодиагностика: образование и кадровый менеджмент: учебно-диагностическое пособие. – СПб.: Люмьер, 2015. – 148 с.

5.   Марилов В.В. Психосоматозы. Психические заболевания желудочно-кишечного тракта. – М.: Миклош, 2010. – 154 с.

6.   Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб.: Изд-во Речь, 2008. – 624 с.

7.   Парценяк С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. – СПб.: А.В.К., 2002. – 384 с.

8.   Псипрофиль. Профессиональные психологические тесты. Версия 4.01 от 14.03.2011 г. для локальных ПК. – Институт Психологии РАН, подразделение «Когито-Центр».

9.   Псипрофиль. Профессиональные психологические тесты. Версия 4(t) от 14.04.2014 г. для локальных ПК (модификация Табидзе А.А.). – Институт Психологии РАН, подразделение «Когито-Центр».

10.   Психодиагностика. Справочник практического психолога / под общ. ред.  С.Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 671 с.

11.   Психодиагностика и психокоррекция / под ред. А.А. Александрова. – СПб.: Питер, 2008. – 284 с.

12.   Психосоматические расстройства в общей медицинской практике / Б. Любан-Плоцца, В. Пёльдингер, Ф. Крёгер [и др.]. – СПб., Издание Санкт- Петербургского научно-исследовательского Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, 2000. – 287 с.

13.   Психосоматические расстройства в практике терапевта: руководство для врачей / под ред. В.И. Симаненкова. – СПб.: СпецЛит, 2008. – 335 с.

14.   Психотические и невротические расстройства у больных с соматической патологией: руководство для врачей / А.М. Спринц, О.Ф. Ерышев, Е.П. Шатова [и др.]. – СПб: СпецЛит, 2007. – 253 с.

15.   Табидзе А.А. Об эффективности использования модифицированного теста Кэттелла в психотерапевтической практике // Психотерапия. – 2013. – № 6(126). – С. 37–43 [Электронный ресурс]. – URL: www.ruspsy.net (дата обращения: 20.12.2015).

16.   Табидзе А.А. Теория и практика генезиса психогенных заболеваний // Психотерапия. – 2014. – № 11(143). – С. 2–10 [Электронный ресурс]. – URL: www.ruspsy.net (дата обращения: 20.12.2015).

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9.07:61

Табидзе А.А. Тест Кеттелла и его новая интерпретация с позиции клинической психологии // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – N 6(35) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ