Ковалевский П.И.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Рецензия на учебное пособие «Балинтовские группы: история, технология, структура, границы и ресурсы».
Автор: В.А. Винокур – СПб.: СпецЛит, 2015. – 191 с.

Новикова И.А. (Архангельск, Россия)

 

 

Новикова Ирина Альбертовна

Новикова Ирина Альбертовна

–  доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии института педагогики и психологии; Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, наб. Северной Двины, 17, Архангельск, 163002, Российская Федерация. Тел.: 8 (8182) 21-61-07.

E-mail: ianovikova@mail.ru

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Обложка книги «Балинтовские группы: история, технология, структура, границы и ресурсы»

Впервые в нашей стране издательством «СпецЛит» издано учебное пособие по балинтовским группам профессора кафедры психотерапии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Владимира Александровича Винокура.

Данная книга является первым системным руководством для врачей различных специальностей, психотерапевтов, психологов-консультантов по методологии и организации работы балинтовских групп, основанном на обобщении автором огромного многолетнего собственного опыта проведения балинтовских групп и данных современной литературы.

Интерес к проблеме балинтовских групп может быть обусловлен рядом причин. Во-первых, высокой распространенностью среди медицинских работников и психологов синдрома профессионального выгорания. Работа в балинтовской группе обладает одним из самых высоких потенциалов в профилактике выгорания, позволяющим врачам и психологам получить эмоциональную поддержку коллег, способствует профессиональному росту, повышает профессиональную самооценку и удовлетворенность своей деятельностью. Во-вторых, подавляющее число жалоб пациентов на плохое медицинское обслуживание обусловлено нарушениями психологических аспектов взаимоотношений между врачом и пациентом, а не качеством профессиональных знаний врача. В наибольшей степени пациенты оценивают коммуникативные качества врача, а не его профессиональные умения. Они в большей степени ценят эмпатию, умение выслушать, интерес к своей личности. Балинтовская группа может помочь повысить врачу компетентность в профессиональном межличностном общении. В настоящее время большое внимание в медицине уделяется проблеме комплаентности терапии, которая по оценкам ВОЗ у пациентов с хроническими заболеваниями составляет только 50%. В большинстве своем низкая приверженность часто обусловлена проблемами взаимоотношений в системе «врач — больной». В решении данной проблемы также может помочь балинтовская группа, так как позволяет врачам лучше понимать своих пациентов. В-третьих, для людей, занимающихся психотерапией (врачей-психотерапевтов, психологов), необходимы такие профессиональные качества личности, как способность к эмпатии и эмпатической сонастройке с пациентом. Специалисты, прошедшие обучение в балинтовских группах, становятся более чувствительными к эмоциональному состоянию своих пациентов, к их психологическим проблемам, начинают лучше понимать их запросы и собственные переживания.

В учебном пособии обобщен обширный современный литературный материал, который не описан ранее в отечественной литературе, об истории балинтовских групп, целях и задачах, принципах и технологии работы, а также многолетний собственный опыт работы автора. Пособие изложено на 191 странице.

В главе «Майкл Балинт и исторические корни балинтовских групп» подробно анализируется жизнь и творческий путь Майкла Балинта. Приводятся интересные ранее не опубликованные на русском языке факты творческого пути М. Балинта и его жены Э. Балинт. Говорится о том, что в 1950 году Майкл и Энид Балинты начали свои супервизионные семинары для врачей общей практики. Центральной нитью семинаров было обсуждение взаимодействия «врач — пациент». Анализ первых лет работы этих групп лег в основу книги М. Балинта «Врач, пациент и его страдания». Подчеркивается, что именно коммуникация с пациентом является залогом успешной врачебной практики, а «наиболее применяемое в медицинской практике лекарство — сам врач». В главе также большое внимание уделено и последователю М. Балинта — Филипу Хопкинсу, внесшему огромный вклад в развитие балинтовских групп. Отмечается, что еще опыт работы первых групп показал: одной из важных целей является развитие у врачей нового умения — слышать не только высказанные пациентом слова, но также и то, что не было произнесено им вслух, а это нередко бывает более важно, чем сказанное.

Одна из глав посвящена современным представлениям о принципах и технологии работы балинтовских групп. В ней отмечаются два принципиальных отличия балинтовских групп от других групп супервизионной работы — это в методе и содержании работы. В методическом плане работа в группе не имеет никакой обучающей и директивно-дидактической направленности, и она не ориентирована на решения трудных клинических случаев. В содержательном плане — это группа не терапевтическая и не направлена на решение собственно личных проблем участников. В технологии работы балинтовской группы заложено требование запрета на прямые советы, инструкции, рекомендации и предложения по решению.

В главе «Ведущий балинтовской группы и его роли» говорится о большом значении роли ведущего в работе группы. В 1997 году Международной Балинтовской федерацией разработаны рекомендации для ведущих балинтовских групп. Автором суммированы функции ведущего балинтовских групп и основные задачи, которые стоят перед ним. Среди этих задач — контроль времени; решение вопроса об очередности представления случаев; поддержание границ технологии балинтовской группы и условий, способствующих ее продуктивности и др. Подчеркивается, что в успешном применении ведущим программы своей работы заключена эффективность и безопасность работы балинтовской группы.

В следующей главе представлены феномены группового аналитического процесса в балинтовской супервизии, такие как социализация, феномен зеркала, феномен конденсатора, обмен информацией и поддержка. В.А. Винокуром отмечается, что пространство и глубина супервизии в балинтовской группе гораздо больше приближены к реальной жизни, чем ситуация индивидуальной супервизии, так как в групповой ситуации внутренняя и внешняя реальности у участника сливаются в единую ткань, выражающиеся в виде множественных и очень разнообразных межличностных отношений.

Далее в учебном пособии внимание уделяется вопросу о том, как развивается балинтовская группа. Автором отмечается, что в развитии группы имеются «инфантильная» и «депрессивная» стадии, но, однако, все они являются этапами продуктивной работы в группе. Важнейшими вопросами, обсуждаемыми в группе, являются такие, как: «Как пациент понимает нашу совместную работу, что сам врач ждет от этой терапии и как он сообщает об этом пациенту». Понимание ответов на эти вопросы делает и саму работу в группе более успешной и профессиональное самочувствие врача более комфортным.

Анализу переноса и контрпереноса в балинтовской супервизии посвещен следующий пункт пособия. Здесь очень интересными представляются выделенные В.А. Винокуром признаки, которые позволяют предполагать наличие контрпереноса у врача в процессе коммуникации с пациентом. Очень справедливой кажется мысль Билла Гейтса, отмеченная в книге: «Ваши самые несчастные клиенты — это ваш самый главный источник для глубокого изучения самих себя».

Далее в учебном пособии много внимания автором уделено интерпретации текста и нарративу в балинтовской группе. Отмечается, что любая ситуация, представленная на супервизию в группе, всегда субъективная и существует внутри ее описания. Любой текст истолковывает и понимает всегда конкретный человек, вносящий в диалог ценности своей профессиональной среды, своего времени, своей культуры.

В учебном пособии так же освещена проблема иронии и юмора в балинтовской группе. В процессе работы балинтовской группы они приобретают достаточно важное значение. Ирония и юмор — это всегда контраст сознательного и бессознательного, оценочно позитивного и оценочно негативного, внешней маски и внутренней ситу. Они и рассматриваются как вариант психологической защиты, направленной на снижение тревоги и эмоционального напряжения иронизирующего человека в нелегком для него взаимодействии.

Следующий раздел учебного пособия посвящен проблеме балинтовской группы и развития саморефлексии психотерапевтов и психологов. В нем приводятся положения общей модели развития профессиональной компентности британских психологов R. Winter M. Maisch важные в контексте балинтовской супервизии. Говорится о том, что в процессе работы в балинтовской группе возрастает осознанность у отдельных ее участников. Автором отмечено, что нет «плохих» или «хороших», «легких» или «трудных» пациентов, а есть неправильно выбранная «дистанция» взаимодействия в процессе консультирования и терапии.

В учебном пособии представлены существенные характеристики балинтовских групп и процесса их работы, а также критерии Международной Балинтовской федерации, среди которых важными являются такие, как: балинтовская группа — это группа аналитически ориентированной профессиональной супервизии; размер группы 7—12 человек; добровольное участие; члены группы не связаны прямыми и тесными служебными отношениями; группа является закрытой и постоянно действующий. Далее приведены подробно правила работы в группе.

Интересным представляется рассмотренный автором этапный процесс анализа случая в балинтовской группе. Говорится о том, что структура процесса анализа рассматриваемых в балинтовской группе случаев и последовательность этапов этого процесса является определенным консенсусом для всех балинтовских обществ. Автором дана этапная (пошаговая) процедура работы балинтовской группы. Данная процедура работы балинтовской группы позволяет вполне успешно решать задачи достижения эффекта супервизии и одновременно ее вполне безопасного проведения.

В следующей главе книги рассматривается «архитектура» группы. В ней отмечается, что в современной версии технологии балинтовской группы докладчик после завершения презентации своего случая и после того, как группа прояснит некоторые вопросы, связанные с фактами, по просьбе ведущего выдвигается за круг. Имеются две техники ведения балинтовской группы — «sitting in» и «sitting out», у каждой из которых есть достоинства и недостатки.

Автором рассматривается проблема негативных реакций и негативной обратной связи в балинтовской группе. Последняя может объясняться «программами профессиональной защиты», задача которых — снизить ощущение собственной уязвимости. В пособии приводятся наиболее часто встречаемые варианты таких программ.

Особое внимание в предпоследней главе уделено вопросам того как работа в балинтовской группе может быть неудачной и неуспешной. Автором очень подробно и обстоятельно рассмотрены вопросы неудач в работе балинтовской группы.

Последняя глава посвящена Международному балинтовскому движению. В 1969 году в Лондоне было создано Британское балинтовское общество. Балинтовские общества существуют в разных странах мира и в настоящее время в Федерацию входят 23 национальных Балинтовских общества. В России в Санкт-Петербурге такое общество было создано в 1995 году. Раз в два года проводятся международные балинтовские конгрессы и регулярно издаются специализированные балинтовские журналы.

В заключение автором говорится о том, что в книге описаны основные принципы технологии работы балинтовских групп, а также этапы процесса обсуждения и анализа представленных в ней сложных случаев коммуникации «врач — пациент». Согласно рекомендациям Международной Балинтовской федерации более подробные знания по практическим навыкам, технологии проведения балинтовских групп можно получить на методических тренингах. В.А. Винокуром подчеркиваются позитивные аспекты работы в балинтовской группе, того, что она дает участникам (врачам и психологам): врачи становятся более мотивированными на оказание помощи другим людям; более чувствительными, восприимчивыми и открытыми к эмоциональным реакциям других людей; начинают лучше понимать и анализировать свои собственные эмоциональные реакции в процессе коммуникации с пациентами и коллегами; развивается умение устанавливать конструктивные ограничения в межличностном взаимодействии; развивается умение четче структурировать процесс терапии, достигать его согласованного понимания с пациентом.

В целом, книга излагается очень содержательно, естественно-научным и доступным для понимания языком.

Учебное пособие можно оценить как важный вклад в решение проблемы взаимоотношений в системе «врач — пациент». Несомненно, что данная книга является незаменимым пособием для врачей различных специальностей и психологов. Надеемся, что благодаря данному учебному пособию в нашей стране балинтовские группы получат более широкое распространение в психотерапевтических сообществах и будут использоваться как вариант профилактики выгорания в медицинских учреждениях разной направленности.

 

 

Ссылка для цитирования

Новикова И.А. Рецензия на учебное пособие «Балинтовские группы: история, технология, структура, границы и ресурсы». Автор: В.А. Винокур – СПб.: СпецЛит, 2015. – 191 с. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – N 2(37) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ