|
Аннотация. Настоящее эмпирическое исследование направлено на изучение специфики нарушений регуляции познавательной деятельности пациентов на инициальном этапе параноидной шизофрении. Теоретической основой исследования явилась концепция когнитивно-стилевых характеристик как обобщенных типологических особенностей восприятия и мышления, являющихся индикаторами сформированности процессов регуляции процессов обработки информации на субсознательном уровне. Материал и методы. Было обследовано 80 пациентов с клиническим диагнозом «параноидная шизофрения» и длительностью заболевания от начала первого психотического эпизода до момента проведения обследования — не более 1 года. Группу сравнения составили 50 психически здоровых лиц. Были использованы методы психологической диагностики когнитивных стилей: методика К. Готтшальдта «Включенные фигуры», методика Дж. Струпа «Словесно-цветовая интерференция», методика Р. Гарднера «Свободная сортировка», методика Дж. Кагана «Сравнение похожих рисунков». Для статистической обработки результатов эмпирического исследования был использован метод кластерного анализа критерий φ* — угловое преобразование Фишера. Результаты. На инициальном этапе параноидной шизофрении отсутствуют когнитивно-стилевые субгруппы мобильных поленезависимых, «гибких и интегрированных», «ригидных и интегрированных», «быстрых и точных» и рефлективных обследуемых; отмечается статистически достоверно меньшая представленность когнитивно-стилевых субгрупп «мобильных полезависимых», «дифференциаторов» и «категоризаторов», а также (на уровне статистической тенденции) — подгруппы «гибких и неинтегрированных». Полученные данные можно рассматривать как попытку реализации типологического подхода к исследованию когнитивных нарушений на инициальном этапе параноидной шизофрении, поскольку выделенные когнитивно-стилевые подгруппы отличаются качественной спецификой протекания процесса регуляции познавательной деятельности. Связанное с болезненным процессом нарушение регуляции процесса обработки информации на инициальном этапе параноидной шизофрении проявляется низкой способностью дифференцировать признаки разной степени обобщенности, недостаточно систематичным сбором информации с трудностями преодоления влияния видимого поля и автоматизированных речевых функций при сниженной способности отсрочить принятие решения до момента более полного и тщательного анализа информации. Ключевые слова: инициальный этап параноидной шизофрении; когнитивные стили.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение Шизофрения определяется как хроническое психическое расстройство, характеризующееся прогредиентным течением с постепенным формированием специфического когнитивного дефицита и обеднением эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности. Указывается на преимущественную манифестацию болезненного процесса в молодом возрасте и, как следствие, на высокий процент инвалидизации пациентов, страдающих шизофренией [13; 12; 2]. Учитывая центральную роль мыслительных и мотивационных нарушений в структуре шизофренического (диссоциативного) патопсихологического симптомокомплекса [8; 9; 14], многие авторы говорят об определяющем влиянии данных нарушений на степень социальной дезадаптации больных шизофренией [1; 2; 3]. При этом, несмотря на большое число исследований, посвященных патопсихологии шизофрении [22; 17; 16; 18; 24; 15; 9], влияние специфических когнитивных нарушений на социальную адаптацию пациентов остается недостаточно изученным. В этом отношении определенный интерес представляют изменения когнитивных стилей, связанные с заболеванием и придающие мышлению пациентов большое своеобразие. На основании ряда собственных исследований М.А. Холодная рассматривает когнитивно-стилевые характеристики психически здоровых лиц как компоненты структуры интеллекта, отражающие обобщенные типологические особенности восприятия и мышления и являющиеся индикаторами сформированности процессов регуляции познавательной деятельности [14]. В отношении пациентов, страдающих шизофренией, более корректно говорить о нарушении (снижении, ослаблении) регуляции процессов обработки информации в целом. В современных исследованиях [5; 10] рассматривается изменение стилевых особенностей когнитивной сферы в результате длительного течения шизофренического процесса. Однако, учитывая возможность и необходимость осуществления психокоррекционных мероприятий уже на начальном этапе заболевания, актуальным является изучение связанных с болезненным процессом нарушений регуляции познавательной деятельности, проявляющихся на инициальной стадии шизофрении. В связи с вышеизложенным сформирована цель исследования: изучение специфики нарушений регуляции познавательной деятельности пациентов на инициальном этапе параноидной шизофрении. При этом мы опирались на концепцию когнитивного стиля как квадриполярного измерения, являющегося индикатором сформированности процессов регуляции процессов обработки информации на субсознательном уровне [14]. Это позволило реализовать типологический подход к изучению познавательной деятельности, предполагающий выделение подгрупп пациентов в зависимости от качественных характеристик процесса регуляции познавательной деятельности. Материалы и методы В рамках проведенного эмпирического исследования было обследовано 80 пациентов (39 женщин, 41 мужчина) с клиническим диагнозом «параноидная шизофрения» в соответствии с диагностическим критериями рубрики F20.0 «параноидная шизофрения» МКБ-10 (возраст обследованных пациентов — от 18 до 39 лет; средний возраст — 32 ± 6,23 года). Значительную часть экспериментальной группы составили пациенты с эпизодическим типом течения заболевания (76 человек); в синдромальном плане чаще всего диагностировались параноидный и галлюцинаторно-параноидный синдромы (20 пациентов (25% от объема выборки) и 40 пациентов (50% от объема выборки) соответственно). Кроме этого, в клинической картине заболевания обследованных пациентов были представлены депрессивно-параноидный, тревожно-параноидный и галлюцинаторный синдромы (4 (5%), 6 (7,5%) и 5 (6,25%) пациентов соответственно). Отбор пациентов для участия в исследовании проводился на основании совокупности следующих критериев:
Кроме этого, всем пациентам была разъяснена возможность в любой момент отказаться от участия в исследовании. В экспериментальную группу не были включены пациенты, у которых первый эпизод психического заболевания (шизофрении) характеризовался полиморфной или, напротив, стертой психотической симптоматикой. Группу сравнения составили 50 психически здоровых лиц (25 женщин, 25 мужчин) в возрасте от 20 до 40 лет (средний возраст — 29 ± 6,63 лет). По возрастным характеристикам и половому составу группа сравнения была сопоставима с экспериментальной группой. Характеристика группы сравнения и экспериментальной группы по уровню образования представлена в таблице 1.
Таблица 1 Состав выборок по уровню образования
Из таблицы 1 видно, что пациенты на инициальном этапе параноидной шизофрении по уровню полученного образования не обнаружили существенных отличий от психически здоровых лиц. Характер трудовой деятельности обследованных пациентов отражен в таблице 2.
Таблица 2 Характер трудовой занятости обследованных пациентов
Из таблицы 2 видно, что только 16 пациентов на момент проведения обследования работали по полученной специальности (из них 6 человек были заняты высококвалифицированным трудом); при этом не работали в течение года до поступления в стационар 38 человек (без учета учащихся); из них 31 человек характеризовался наличием профессионального образования. При этом во время первой госпитализации в психиатрический стационар только 10 пациентам было установлено стойкое ограничение трудоспособности и оформлена 3 группа инвалидности. В таблице 3 представлена характеристика семейного положения обследуемых из группы сравнения и экспериментальной группы.
Таблица 3 Характеристика семейного положения обследуемых из группы сравнения и экспериментальной группы
Из таблицы 3 видно, что в экспериментальной группе численно преобладают обследуемые, не состоящие в браке и не имеющие детей. Напротив, значительную часть (50%) группы сравнения составляют лица, состоящие в браке и воспитывающие детей. В исследованной выборке пациентов среди лиц, расторгнувших брак, отмечается примерно одинаковое число случаев проживания общего ребенка как с обследуемым, так и с другим родителем. В группе сравнения случаи проживания общего ребенка после расторжения брака с другим родителем относительно редки. Кроме этого, необходимо отметить наличие в экспериментальной группе случаев совместного ведения хозяйства и (или) воспитания детей без официальной регистрации брака (сожительство). В исследованной нами выборке психически здоровых лиц вариант сожительства не встречается. Для достижения цели исследования был использован комплекс методов психологической диагностики когнитивных стилей: методика К. Готтшальдта «Включенные фигуры» (индивидуальный вариант [20]), методика Дж. Струпа «Словесно-цветовая интерференция» [23], методика Р. Гарднера «Свободная сортировка» [19] в модификации В.А. Колги [4], методика Дж. Кагана «Сравнение похожих рисунков» [21]. Исследовательские процедуры, реализованные в перечисленных методиках, позволяют выявить недостаточность регулирующих механизмов когнитивной сферы при активизации в экспериментальной ситуации мыслительных и перцептивных процессов, а также при повышенных требованиях к механизмам внимания. При выборе конкретных методик для изучения когнитивно-стилевых особенностей на инициальном этапе параноидной шизофрении мы руководствовались также соображениями об относительно простой для обследуемых процедуре выполнения соответствующих заданий. Это способствовало нивелированию возможных на инициальном этапе параноидной шизофрении негативных мотивационных влияний на качество выполнения экспериментальных заданий. Процедура исследования полезависимости/поленезависимости с применением методики «Фигуры Готтшальдта» предполагает нахождение в сложных геометрических фигурах одной из пяти эталонных простых геометрических фигур. О поленезависимости свидетельствует быстрое и правильное обнаружение простой фигуры в сложной, в то время как полезависимые характеризуются медленным и (или) ошибочным выполнением задания. Предлагается тренировочная серия, состоящая из 3 проб, и основная, включающая предъявление поочередно (по одной) 30 фигур. В процессе выполнения задания фиксируется общее время поиска фигур, количество правильных ответов. На основании полученных данных вычисляются показатели: индекс полезависимости и коэффициент имплицитной обучаемости. При этом индекс полезависимости рассчитывается по формуле: I = N/T, где I — индекс полезависимости, N — число правильных ответов, T — время (в минутах), затраченное на выполнение всех проб методики. Для расчета коэффициента имплицитной обучаемости применяется формула: (A−B)/A, где A — количество ошибок, допущенных в первых 15 пробах методики; B — количество ошибок, допущенных в пробах второй половины методики (15 проб). Низкие значения указанных показателей свидетельствуют о полезависимости и низкой имплицитной обучаемости соответственно. Исследование степени гибкости/ригидности интеллектуального контроля (методика «Словесно-цветовая интерференция») состоит из трех последовательно предъявляемых заданий. Первое задание заключается в просьбе как можно быстрее прочитать слова, написанные черным шрифтом и обозначающие название того или иного из четырех основных цветов; второе задание требует от обследуемого как можно быстрее называть цвет шестиугольников тех же четырех основных цветов; третье задание состоит в просьбе назвать цвет шрифта, которым написаны слова, обозначающие название того или иного из тех же четырех основных цветов, что и в предыдущих заданиях; цвет шрифта в третьем задании не совпадает со значением слова. Ошибки корригируются обследуемым по ходу выполнения задания самостоятельно или по указанию экспериментатора. Фиксируется время выполнения каждого задания, на основании чего подсчитываются показатель ригидности/гибкости интеллектуального контроля и интегрированности словесно-речевых и сенсорно-перцептивных функций [14]. Показатель ригидности/гибкости контроля рассчитывается по формуле: T3−T2; где T3 — время выполнения третьего задания (называние цвета шрифта), T2 — время выполнения второго задания (называния цвета шестиугольников). Для расчета показателя интегрированности словесно-речевых и сенсорно-перцептивных функций применяется формула: T2/T1, где T2 — время выполнения второго задания (называния цвета шестиугольников); T1 — время, затраченное на выполнение первого задания (чтение слов). Высокие значения этих показателей свидетельствуют о ригидности познавательного контроля и о слабой интеграции словесно-речевых и сенсорно-перцептивных функций. Для диагностики когнитивного стиля «Узкий/Широкий диапазон эквивалентности» использовалась предложенная В.А. Колгой модификация методики «Свободная сортировка предметов» по Р. Гарднеру (Gardner R.W). В этой модификации в качестве объекта сортировки выступают написанные на отдельных карточках слова, отражающие различные аспекты категории «время». Обследуемому предлагается разложить карточки наиболее логичным, удобным и естественным с его точки зрения способом. Фиксируется показатель «Количество выделенных групп». Чем больше выделенных групп, тем более узким расценивается диапазон эквивалентности. Дополнительно для вычисления показателя «Коэффициент категоризации» учитываются основания сортировки с последующей их оценкой. Оценка предложенных обследуемыми оснований сортировки проводилась для каждой из выделенных групп по следующим критериям: 0 баллов — если группа выделяется на основе формального, ситуативного либо эмоционально-субъективного признака, 1 балл — если объединение карточек со словами в одну группу осуществляется на основе обобщенного, категориального признака. Для расчета коэффициента категоризации сумма баллов по результатам оценки оснований выделения каждой из групп делится на количество групп: (А1 + В2 + С3 + … + Zn)/n; в этой формуле: А1 — оценка предложенного обследуемым основания выделения первой группы; В2 и С3 — аналогичная оценка для второй и третьей группы соответственно; Zn — оценка признака, лежащего в основе выделения обследуемым n-ной группы; n — количество групп, выделенных в результате выполнения методики. Высокие (близкие к единице) значения коэффициента категоризации свидетельствуют о склонности к использованию в качестве оснований сортировки строгих высокообобщенных критериев; низкие (близкие к нулю) значения этого коэффициента отражают тенденцию к использованию в процессе сортировки объектов формально-неопределенных, ситуативных или субъективно произвольных критериев. Процедура диагностики когнитивного стиля «Импульсивность/ Рефлективность» (методика «Сравнение похожих рисунков») состоит в последовательном предъявлении обследуемому двух тренировочных и двенадцати основных таблиц, на каждой из которых наверху находится изображение фигуры-эталона, а внизу располагаются восемь почти идентичных изображений этого же предмета, среди которых только одно полностью соответствует эталону. Обследуемый должен выбрать изображение, идентичное эталонному. По результатам выполнения 12 проб основной серии вычисляются показатели: среднее время выбора изображения и общее количество ошибок. На этапе статистического анализа результатов эмпирического исследования отдельно для группы сравнения и экспериментальной группы вычислялись первичные описательные статистические характеристики (средняя арифметическая, дисперсия, среднеквадратичное отклонение, показатели асимметрии и эксцесса). Концепция квадриполярной природы когнитивного стиля предполагает использование статистической процедуры кластерного анализа с целью разделения обследуемых по когнитивно-стилевым субгруппам [Там же]. Соответственно, кластеризация проводилась по каждому когнитивному стилю, отдельно для группы сравнения и экспериментальной группы, с оценкой различия по методу евклидова пространства. В процедуру кластерного анализа включалось по два показателя для каждого когнитивного стиля. Так, для полезависимости/ поленезависимости были использованы показатели «Коэффициент имплицитной обучаемости» и «Индекс полезависимости»; для ригидного/гибкого интеллектуального контроля — показатели интегрированности словесно-речевого и сенсорно-перцептивного способов обработки информации и ригидности интеллектуального контроля; для когнитивного стиля «Импульсивность/Рефлективность» использовались показатели «Количество ошибок при сравнении похожих рисунков» и «Среднее латентное время ответа»; для когнитивного стиля «Узость/Широта диапазона эквивалентности» — показатели «Количество групп, выделенных при свободной сортировке объектов» и «Коэффициент категоризации». На следующем этапе статистической обработки результатов исследования применялся критерий φ* — угловое преобразование Фишера — для сопоставления группы сравнения и экспериментальной группы по частоте встречаемости тех или иных когнитивно-стилевых характеристик. Результаты исследования В результате кластерного анализа по каждому из изученных когнитивных стилей было выделено от 2 до 4 кластеров. Графическое изображение кластеров по стилю «Полезависимость/ Поленезависимость» в группе сравнения представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Графическое изображение кластеров по стилю «Полезависимость/Поленезависимость» в группе сравнения
Из рисунка 1 видно, что по стилю «Полезависимость/Поленезависимость» обследуемые группы сравнения могут быть разделены на 2 подгруппы: мобильные полезависимые и мобильные поленезависимые. Графическое изображение кластеров по стилю «Полезависимость/ Поленезависимость» в экспериментальной группе представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Графическое изображение кластеров по стилю «Полезависимость/Поленезависимость» в экспериментальной группе
На рисунке 2 показаны 3 подгруппы пациентов с когнитивно-стилевыми особенностями, соответствующими фиксированной полезависимости, мобильной полезависимости и фиксированной поленезависимости соответственно. Сводные данные о численности когнитивно-стилевых подгрупп, выделенных в группе сравнения и экспериментальной группе по когнитивному стилю «Полезависимость/Поленезависимость», приведены в таблице 4.
Таблица 4 Когнитивно-стилевые подгруппы по параметру «Полезависимость/Поленезависимость»
Примечание:
Из анализа таблицы 4 видно, что когнитивно-стилевая подгруппа мобильных полезависимых представлена и в группе сравнения, и в экспериментальной группе. С помощью критерия φ* — углового преобразования Фишера — была выявлена статистически значимая большая частота встречаемости качественно определяемого признака мобильной полезависимости в группе сравнения по сравнению с экспериментальной группой (φ*эмп. = 11,4; ρ<0,001). Кластеры, выделенные по когнитивному стилю «Ригидный/Гибкий интеллектуальный контроль» в группе сравнения, графически представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Графическое изображение кластеров по стилю «Ригидный/Гибкий интеллектуальный контроль» в группе сравнения
На рисунке 3 показаны 3 когнитивно-стилевые подгруппы психически здоровых лиц по стилю «Ригидность/Гибкость интеллектуального контроля: «ригидные и интегрированные», «гибкие и неинтегрированные», «гибкие и интегрированные». На рисунке 4 представлены кластеры, выделенные по когнитивному стилю «Ригидный/Гибкий интеллектуальный контроль» в экспериментальной группе.
Рисунок 4. Графическое изображение кластеров по стилю «Ригидный/Гибкий интеллектуальный контроль» в экспериментальной группе
Из рисунка 4 видно, что обследуемые экспериментальной группы по когнитивно-стилевым характеристикам могут быть разделены на две подгруппы: «гибкие и неинтегрированные», «ригидные и неинтегрированные». Сводные данные о численности когнитивно-стилевых подгрупп, выделенных в группе сравнения и экспериментальной группе по когнитивному стилю «Ригидный/Гибкий интеллектуальный контроль», приведены в таблице 5.
Таблица 5 Когнитивно-стилевые подгруппы по параметру «Ригидность/Гибкость интеллектуального контроля»
Примечание:
Вычислялось значение критерия φ* — углового преобразования Фишера — для оценки достоверности различий в представленности когнитивно-стилевой подгруппы «гибких и неинтегрированных» в исследованных группах пациентов на инициальном этапе параноидной шизофрении и психически здоровых обследуемых. Оцениваемые различия — статистически незначимые, однако можно говорить о тенденции к большей представленности когнитивно-стилевой подгруппы «гибких и неинтегрированных» среди психически здоровых лиц по сравнению с пациентами на инициальном этапе параноидной шизофрении (φ*эмп. = 1,49; ρ<0,071). На рисунке 5 представлены когнитивно-стилевые субгруппы, выделенные в результате кластеризации по стилю «Импульсивность/Рефлективность» в группе сравнения.
Рисунок 5. Графическое изображение кластеров по стилю «Импульсивность/Рефлективность» в группе сравнения
Из рисунка 5 видно, что в группе сравнения представлены 4 подгруппы: «рефлективные», «медленные и неточные», «быстрые и точные», «импульсивные». На рисунке 6 графически представлены результаты кластерного анализа по когнитивному стилю «Импульсивность/Рефлективность» в экспериментальной группе.
Рисунок 6. Графическое изображение кластеров по стилю «Импульсивность/Рефлективность» в экспериментальной группе
Из рисунка 6 видно, что в экспериментальной группе по когнитивному стилю «Импульсивность/Рефлективность» представлены две подгруппы обследуемых: «импульсивные» и «медленные и неточные». Сводные данные о численности когнитивно-стилевых подгрупп, выделенных в группе сравнения и экспериментальной группе по когнитивному стилю «Импульсивность/Рефлективность», приведены в таблице 6.
Таблица 6 Когнитивно-стилевые подгруппы по параметру «Импульсивность/Рефлективность»
Примечание:
С помощью критерия φ* — углового преобразования Фишера — были получены данные о достоверно большей частоте встречаемости когнитивно-стилевой характеристики импульсивности в группе пациентов на инициальном этапе параноидной шизофрении, по сравнению с психически здоровыми обследуемыми (φ*эмп. = 4,88; ρ<0,001). В то же время представленность когнитивно-стилевой подгруппы «медленных и неточных» в исследованных группах статистически значимо не отличается (φ*эмп. = 0,44; ρ>0,1). Графическое изображение результатов кластеризации в группе сравнения по когнитивному стилю «Узкий диапазон эквивалентности / Широкий диапазон эквивалентности» представлено на рисунке 7.
Рисунок 7. Графическое изображение кластеров по стилю «Узкий диапазон эквивалентности / Широкий диапазон эквивалентности» в группе сравнения
Из рисунка 7 видно, что психически здоровые лица по когнитивному стилю «Узкий диапазон эквивалентности / Широкий диапазон эквивалентности» могут быть разделены на 2 подгруппы обследуемых: «категоризаторы» и «дифференциаторы». Рисунок 8 иллюстрирует результаты кластеризации по когнитивному стилю «Узкий/Широкий диапазон эквивалентности» в экспериментальной группе.
Рисунок 8. Графическое изображение кластеров по стилю
|
|||||||||||||||||||||||||||
В начало страницы |
|