|
Аннотация Изучены синдром выгорания (СВ) и модели преодолевающего поведения у медицинских работников (врачи и медицинские сестры). Новым в научном плане аспектом данной работы в сопоставлении с ранее проводимыми исследованиями стало изучение влияния социально-психологической адаптации и стратегий преодолевающего поведения (копинга) на проявления синдрома выгорания. Целью настоящей работы является исследование влияния моделей преодолевающего поведения на проявление синдрома выгорания у медицинских работников. Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 150 медицинских работников — сотрудников стационарных отделений фтизиатрической службы Республики Беларусь, 29 врачей и 121 медицинская сестра, в возрасте от 21 до 60 лет, стаж работы — от 2 до 40 лет. Средний возраст испытуемых составил 38,7 лет, средний стаж — 18,3 года. Для исследования синдрома выгорания была использована методика по изучению СВ у медицинских работников, разработанная на основе модели К. Маслач и С. Джексон, адаптированная Н.Е. Водопьяновой. Для изучения моделей преодолевающего поведения использовался опросник «SACS» (Стратегии преодоления стрессовых ситуаций) С. Хобфолла, адаптированный Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой. Результаты и их обсуждение. По результатам выполнения методики, направленной на изучение синдрома выгорания, были получены данные, которые позволили определить значения трех субшкал (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений) и произвести оценку уровня выгорания по каждому фактору, а также определить фазы и степени выгорания. Было выявлено, что эмоциональное выгорание в той или иной степени сформировано у 100 медицинских работников, что составляет 66,7% выборки. Выводы. 1. Впервые комплексно исследована и концептуально раскрыта специфика детерминации синдрома выгорания в контексте медицинской профессии. 2. Выявлено, что СВ в разной степени присутствует у большинства обследованных медицинских работников. 3. Определены следующие особенности влияния моделей преодолевающего поведения на формирование СВ у медицинских работников: конструктивные модели заменяются пассивными, дезадаптивными, что усугубляет их психоэмоциональное состояние и затрудняет успешную профессиональную и социальную адаптацию. Ключевые слова: синдром выгорания; медицинские работники; модели преодолевающего поведения.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение В современном обществе невозможно переоценить социальную роль специалистов системы здравоохранения: именно на них возлагается ответственность не только за сохранение и восстановления физического здоровья пациентов, доверивших им свою жизнь, но и за их психическое здоровье и эмоциональное благополучие. Нагрузка и объективная степень ответственности, которая возлагается на медицинского работника, может привести к возникновению ошибок в профессиональной деятельности [8; 11], профессиональной деформации, возникновению психологических и соматических проблем. Проведенные в последние десятилетия психологические и социологические исследования актуализируют проблему возникновения у медицинских работников психосоматических и психологических расстройств, негативно влияющих на осуществление специалистом своих функциональных обязанностей, обусловленных спецификой выполнения профессиональной деятельности. Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) или «синдром выгорания» (СВ) был предложен H.J. Freudenberger в 1974 году [16]. Он представляет собой личностный механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие действия. СВ — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [3; 4; 5; 9; 13; 19]. Эмоциональное выгорание по сути является формой профессиональной деформации. Согласно современным исследованиям, наличие проблем, обозначенных выше, формирует у пациентов недоверие к врачу и нежелание обращаться за необходимой медицинской помощью [8; 11]. Высокая патогенность медицинской работы волнует исследователей и в связи с тем, что здоровье врачей жизненно важно для безопасности и качества их профессиональной деятельности. Действие многочисленных объективных и субъективных эндогенных и экзогенных факторов вызывает нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризисам в работе, истощению и, как следствие, возникновению профессионального выгорания. Несмотря на возрастающий интерес к проблеме «профессионального выгорания» в отечественной и зарубежной психологии, современные научные взгляды не позволяют составить единого представления о сущности данного понятия, его детерминантах и закономерностях развития [10]. Имеются лишь единичные исследования в области специфики формирования профессионального стресса у врачей [8], специфики эмоционального выгорания у врачей узкой специализации [5; 9], медицинских сестер [15] и ухаживающего персонала [21; 22], гендерная специфика профессиональной деятельности в контексте возникновения и протекания профессионального стресса и др. Все многообразие причин, детерминирующих профессиональные деструкции или синдром выгорания, приводит к психологической защите от неприятных переживаний, либо к конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы [14; 18; 20]. Современный подход к изучению механизмов формирования совладающего поведения учитывает следующее положение: человеку присущ инстинкт преодоления, одной из форм проявления которого является поисковая активность, обеспечивающая участие стратегий во взаимодействии субъекта с различными ситуациями (Л.И. Анциферова [1], С.К. Нартова-Бочавер [7], R. Lazarus [6] и др.). Надежным критерием эффективного преодоления (англ. coping) считается ослабление чувства уязвимости к стрессам [12; 17]. Психологическое предназначение преодоления состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и таким образом ослабить стрессовое действие ситуации [6; 8; 12; 15]. В настоящее время получены некоторые данные о «средней» эффективности различных форм копинга [7], однако они не отражают специфики их реализации в профессиональной деятельности. Целью настоящей работы является исследование влияния моделей преодолевающего поведения на проявление синдрома выгорания у медицинских работников. Материал и методы исследования В исследовании приняли участие 150 медицинских работников — сотрудников стационарных отделений фтизиатрической службы Республики Беларусь, 29 врачей и 121 медицинская сестра, в возрасте от 21 до 60 лет, стаж работы — от 2 до 40 лет. Средний возраст испытуемых составил 38,7 лет, средний стаж — 18,3 года. В ходе предварительного социологического анкетирования были выявлены следующие проблемы: в структуре пациентов фтизиатрической службы часто встречаются лица, ведущие асоциальный образ жизни, в том числе имеющие опыт пребывания в местах лишения свободы; в процессе контакта с пациентами у лечащего персонала всегда имеется риск инфицирования; наличие профессиональных факторов риска обусловливает проблемы текучести кадров. Для исследования синдрома выгорания была использована методика по изучению СВ у медицинских работников, разработанная на основе модели К. Маслач и С. Джексон, адаптированная Н.Е. Водопьяновой [4; 18; 19]. Для изучения моделей преодолевающего поведения использовался опросник «SACS» (Стратегии преодоления стрессовых ситуаций) С. Хобфолла [17], адаптированный Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой [3; 4]. Исследование каждого испытуемого медицинского работника проводилось индивидуально, после получения предварительного информированного согласия на участие в исследовании (форма информированного согласия одобрена этической комиссией Правления Белорусского общества психологов). Математическая обработка полученных данных проводилась с помощью пакета статистических программ STATISTICA 8, для выявления влияния изучаемых факторов — однофакторный дисперсионный анализ. Результаты и их обсуждение По результатам выполнения методики, направленной на изучение синдрома выгорания, были получены данные, которые позволили определить значения трех субшкал (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений) и произвести оценку уровня выгорания по каждому фактору, а также определить фазы и степени выгорания с помощью таблицы «Фазовая модель синдрома профессионального выгорания» [2]. В результате проведенного исследования было выявлено, что эмоциональное выгорание в той или иной степени сформировано у 100 медицинских работников, что составляет 66,7% выборки (таблица 1).
Таблица 1
Распределение респондентов с различным уровнем выгорания
|
1. |
В ходе настоящего исследования впервые комплексно изучена и концептуально раскрыта специфика детерминации синдрома выгорания в контексте медицинской профессии. |
2. |
Выявлено, что СВ в разной степени присутствует у большинства обследованных медицинских работников. |
3. |
Определены следующие особенности влияния моделей преодолевающего поведения на формирование СВ у медицинских работников: конструктивные модели заменяются пассивными, дезадаптивными, что усугубляет их психоэмоциональное состояние и затрудняет успешную профессиональную и социальную адаптацию. |
Литература
1. Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. – М.: Наука, 1990. – 368 с.
2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном обучении. – М.: Просвещение, 2006. – 175 с.
3. Водопьянова Н.Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2009. – Вып. 1. – Ч. 1. – С. 75–87.
4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. – СПб: Питер, 2008. – 358 с.
5. Игумнов С.А., Лукьянов В.В. Психодинамический подход к исследованию синдрома выгорания у психиатров-наркологов // Психотерапия и клиническая психология. – 2007. – № 3(21). – С. 32–33.
6. Лазарус Р. Теория стресса и психологические исследования // Эмоциональный стресс / под. ред. Л. Леви. – Л.: Медицина, 1970. – 208 с.
7. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – № 5. – С. 20–30.
8. Рыбина О.В. Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса: дис. … канд. психол. наук. – СПб: РГБ, 2005. – 178 с.
9. Скугаревская М.М., Игумнов С.А., Склема В.Н. Синдром эмоционального выгорания и основные этапы его развития // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сб. науч. ст. / под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного; Курск. гос. ун-т. – Курск: КГУ, 2007. – С. 146–148.
10. Солодухо В.В. К вопросу о синдроме выгорания: понятие, причины, симптомы, профилактика // Диалог, 2013. – № 4. – С. 34–39; № 5. – С. 45–48.
11. Тищенко Е.М., Пирожник Г.Н., Сухарева Е.И. Социальный статус и престиж врачебной профессии // Материалы 1-го республиканского съезда врачей Республики Беларусь, 25.06–26.06.1998 г. – Минск, 1998. – С. 352–353.
12. Фурманова Н.В. Сравнительный анализ адаптивной и дезадаптивной личности в период ранней взрослости // Психологический журнал. – 2006. – № 1. – С. 33–39.
13. Alsup P.J., Jr. Job Burnout: The End or a New Beginning? Research Papers. Paper 43. – 2011 [Электронный ресурс]. – URL: http://opensiuc.lib.siu.edu/gs_rp/43 (дата обращения: 01.08.2016).
14. Burnout and engagement at work as a function of demands and control / E. Demerouti, A.B. Bakker, J. de Jonge [et al.] // Scandinavian Journal of Work, Environment and Health. – 2001. – Vol. 27(4). – P. 279–286.
15. Coping With Serious Events at Work: A Study of Traumatic Stress Among Nurses / B.M. Buurman, A.P. Mank, H.J.M. Beijer [et al.] // J Am Psychiatr Nurses Assoc, 2011. – Vol. 17. – P. 321–329.
16. Freudenberger H.J. Staff burnout // J. of Social Issues. – 1974. – Vol. 30. – P. 159–165.
17. Hobfoll St.E. Conservation of resources: A new attempt at conceptualizing stress // American Psychologist. – 1989. – Vol. 44(3). – P. 513–524.
18. Leiter M.P., Maslach C. Banishing burnout: six strategies for improving your relationship with work. – San Francisco: Jossey-Bass, 2005. – 193 p.
19. Maslach C. Job burnout: new directions in research and intervention // Current Directions in Psychological Science. – 2003. – Vol. 12. – P. 189–192.
20. Schaufeli W., Enzmann D. The burnout companion to study and practice a critical analysis. – Washington, DC: Taylor & France, 1998. – 224 p.
21. Shift work and burnout among health care workers / A. Wisetborisut, C. Angkurawaranon, W. Jiraporncharoen [et al.] // Occupational Medicine (Lond), 2014. – Vol. 64(4). – P. 279–286.
22. Woodhead E.L., Northrop L., Edelstein B. Stress, Social Support, and Burnout among Long-Term Care Nursing Staff // Journal of Applied Gerontology, 2016. – Vol. 35(1). – P. 84–105.
Ссылка для цитирования
Солодухо В.В., Игумнов С.А. Влияние моделей преодолевающего поведения на формирование синдрома выгорания у медицинских работников // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – N 3(38) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|
![]() |
Предыдущие |
|